РПЦ — все самые свежие новости по теме. Сколько православных в России в 2023 году: статистика и тенденции. По статистике, количество православных верующих в России в 2023 году превышает 100 миллионов человек. Сколько православных в России и сколько из них действительно ходят в храм? Сколько в России православных? Правительство России придает значительное значение уважению к религиозным традициям мусульман и принимает меры для поддержки и развития мусульманской культуры и образования.
Религиозный состав России в 2023 году: статистика и данные
Любой человек — он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3—5 человек, и они не знают, что делать, и т. Но на этом наше исследование не было закончено.
Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди. В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди. Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3—5 и до 15—20 минут.
Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее. Причем этот показатель не зависел от того, много или мало народу было на службе, суббота это была или воскресенье, старый священник исповедовал или молодой. Священник как единственная точка входа в Церковь — Сколько в среднем может и должна длиться Исповедь? Исповедь ведь является очень сложным феноменом.
Одно дело, когда на Исповедь приходит кто-то из хорошо знакомых священнослужителю прихожан. В этом случае Исповедь имеет свой специфический характер. Человек прекрасно знает, что он делает и зачем он пришёл, участие священника порой здесь может быть просто минимальным, потому что уже есть полное взаимопонимание. И на такую Исповедь, как правило, не нужно много времени, здесь речь идёт уже о чём-то другом.
Исповедь — это ведь не разговор, а таинство, основной составляющей которого является молитва. Но главное — не беседы и не вразумление, а то, что священник молится Богу за того, кто сейчас исповедуется. А вот если на Исповедь приходит человек, который в первый раз видит священника, то даже если у него нет каких-то особых проблем, приходится с ним долго разговаривать и что-то объяснять. Его просто нужно ввести в реальность церковной и духовной жизни.
И это никак не может быть коротким разговором на 10—15 минут. Так же, если у человека какая-то реальная проблема, если он пришёл с горем или переживанием жгучей обиды, то сам факт того, что ты не торопишься, может сыграть определяющую роль. Но как только человек почувствует, что ты спешишь, разговор станет бессмысленным. Ты можешь говорить всё что угодно, но он почувствует только одно: что ты торопишься и что ты в нём не очень заинтересован.
Кстати, один очень хороший епископ мне однажды сказал: «Я своим священникам говорю, что когда разговариваешь с человеком, спрячь свои часы и не смотри на них». Мне это очень понравилось. На сегодняшний день массовой церковной культуры в нашей стране так и не сложилось Кроме того, мы должны понимать, что на сегодняшний день широкой и массовой церковной культуры в нашей стране по большому счету так и не сложилось. По-прежнему очень трудно найти для ребёнка адекватную православную школу, а православных университетов у нас два с половиной на всю страну.
По сути, мы не имеем распространенных социальных форм, через которые человек может войти в Церковь. Например, у нас практически нет христианских обществ и движений. А в той же Западной Европе, при всей сложности того положения, в котором там сейчас находится христианство, их там по сравнению с нами колоссальное количество, что вызывает непреходящее изумление. Ничего подобного у нас нет, а если и есть, то имеет крошечные масштабы.
В этих условиях единственной, по сути, точкой входа в Церковь для человека остаётся священник. Священники — словно то угольное ушко или узкое горло, через которое должна просочиться вся наша современная церковная жизнь. Один из самых сложных случаев — это большие храмы, соборы, через которые идёт непрерывный поток людей. Священник должен принять весь этот вал, что забирает все его силы.
Строить в таких условиях общину оказывается очень трудно. Её пытаются и в таких условиях создавать, я такие примеры знаю, но она, как правило, оказывается под катком того большого количества совершенно нецерковных людей, которые приходят в этот храм с улицы, и их надо встретить. Обычно в таких условиях вся община занята совершенно особенным служением, с одной целью — просто встретить и принять этих людей. Всё это в значительной мере является разрушительным для приходской жизни.
Если священник приходит в храм с утра, а вокруг 100-тысячный спальный район и за ящиком — соответствующий список заказанных треб, то даже если просто возьмёшься, например, освящать все квартиры, то ты до смертного конца своего их не освятишь. Эта ситуация создаёт впечатление некоей безысходности. Мы находимся в самом начале пути — Каковы те выводы, к которым вы приходите в вашем исследовании?
А вот тут уже сказать трудно. И вот почему. С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья — если они относятся к Московскому Патриархату. Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» — это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении — в селе, где пока еще нет храма, — и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом? Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом общиной , то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»… В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя. Сколько храмов в Москве? По данным, которые опубликовали информационные агентства в 2016-м году, в Москве сейчас существуют 1110 храмов и часовен. Именно эту цифру следует брать за основу. Почему число приходов может отличаться от числа храмов?
Гинзбург и Ж. Алфёров , обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с возрастающей клерикализацией российского общества и активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни, в том числе в систему государственного образования [96]. В письме выражалось опасение, что в школах вместо культурологического предмета о религиях пытаются ввести обязательное преподавание вероучения, что внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии будет противоречить Конституции России. Письмо было поддержано многими общественными деятелями, в том числе членом Общественной палаты В. Глазычевым [97]. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ , в частности, протоиерея В. Вигилянского [99]. Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества [100] [101] [102] [103]. Религиозные объединения в местах лишения свободы[ править править код ] Для окормления лиц, содержащихся в местах лишения свободы в России их около 550 тыс.
В следующие несколько лет их количество быстро сокращалось. На начало 1941 года число православных церквей составило 4 225. После начала Великой Отечественной войны количество храмов и молитвенных домов снова несколько возросло. По некоторым оценкам на конец 1945 года оно равнялось примерно 20 тысячам. После завершения войны снова наметилась отрицательная динамика. К 1961 году число храмов и молитвенных домов РПЦ составило 11 572. К 1988 году количество приходов сократилось до 6893. Распад Советского Союза снова в корне изменил политику государства по отношению к религии. Результатом стало резкое увеличение количества приходов. В конце 1994 года их число составило 15 985, в 2004 году — 26 590, в 2011 году — 30 675, на начало 2019 года — 38 649 храмов и других молитвенных помещений. Необходимо понимать, что все приведенные выше цифры касаются не только России, но всех территорий, где действует РПЦ.
"Индекс веры": сколько на самом деле в России православных
Свежий опрос ВЦИОМа зафиксировал тенденцию к снижению количества россиян, которые считают себя православными христианами. Выяснилось, что 69% опрошенных православных веруют, что Святой Дух исходит в том числе и от Сына (Filioque, латинская прибавка к Символу веры). С момента распада СССР количество православных в России подскочило до отметки, превышающей 100 миллионов человек. Согласно исследованию проведенному Российской православной церковью, в 2023 году в России проживают около 75% православных христиан.
ВЦИОМ: почти 70% россиян считают себя православными
рубрика Анонсы в новостях Калуги и Калужской области. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют "80 процентов" населения России. 3 января Русская Православная церковь чтит память Святителя Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца. В России количество протестантов уступает только православным верующим, это вторая по численности религиозная организация. А. Н. Муравьёв в записке «О состоянии Православной Церкви в России» (1856) высказался за упразднение или по меньшей мере сужение полномочий обер-прокуратуры и даже за восстановление патриаршества. Количество православных христиан в России продолжает расти, что отражает сильный влияние Русской православной церкви на религиозную жизнь страны.
ВЦИОМ: почти 70% россиян считают себя православными
В этот день заканчивают употребление мяса, а на богослужении говорят про Страшный суд. Праздник, который актуален в течение недели перед Великим постом и сохранил ряд элементов славянской мифологии. Запрещено мясо, но можно яйца, молоко, масло и сыр отсюда и появилось название Масленица — так готовятся к Великому посту. Прощеное воскресенье. Первый и самый строгий день Великого поста, в который принято приводить в порядок себя и дом.
Этот праздник напоминает об окончательной победе над врагами православия — иконоборцами. Григория Паламы, архиеп. Праздник в честь благой вести, которую архангел Гавриил принес Деве Марии, о том, что она станет Матерью Христа. Посвящена поклонению Кресту.
Иоанна Лествичника.
Прежде всего потому, что официальных данных о количестве православных в России, как, впрочем, и о численности представителей иных конфессий, не существует. Почему так случилось? Что касается нашей страны, то официальные статистические данные публикуются по результатам всероссийской переписи. Последняя перепись у нас состоялась в 2002 году. И к сожалению, информации о конфессиональной принадлежности граждан России в ней не содержится, так как этот вопрос не был включен в перечень вопросов переписи. Важно отметить, что Русская православная церковь настаивала на необходимости достоверной оценки количества верующих людей разных вероисповеданий, а также неверующих и просила включить вопрос о принадлежности к той или иной конфессии в перечень обязательных вопросов переписи. Это дало бы возможность учесть и отразить в планах развития нашей страны духовно-нравственные потребности граждан России. Но это не было сделано.
И результатом сразу же стали многочисленные спекуляции на данную тему. Если мы просмотрим информацию по этому вопросу в СМИ, в Интернете, в социологических изданиях, то найдем множество самых различных оценок численности православных в России. Причем разброс данных очень значительный, что обусловлено как политической и религиозной заинтересованностью исследователей, так и сложностью оценки понятия «православный человек».
А вместо захваченных раскольниками храмов строятся новые, подытожил священник. Как сообщал «Русский мир», порядка полутысячи приходов канонической Украинской православной церкви УПЦ незаконно перерегистрировали в пользу раскольничьей структуры Православной церкви Украины.
По словам управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония, ещё около полутора сотен храмов раскольники незаконно захватили. УПЦ лишилась множества храмов в ходе рейдерских захватов. Избиения священников и прихожан стали практически обычным делом.
Этот тренд свидетельствует о сохранении и укреплении православия в стране. Одной из причин роста числа православных верующих является активная пропаганда церкви и ее лидеров. Современные технологии позволяют донести ее учение до широкой аудитории. Читать еще: Краткое руководство: как иностранцу добраться до Красной площади в Москве Также можно отметить рост интереса к национальным традициям и культуре, которые тесно связаны с православным христианством. Многие люди обращаются к церкви в поисках утешения и морального руководства в сложные времена. Наблюдаемый рост православных верующих в России говорит о значимой роли Русской православной церкви в формировании и укреплении религиозной и духовной сферы в стране. Статистика исследования на 2023 год По последним данным исследования, проведенного в 2023 году, количество православных христиан в России продолжает оставаться значительным.
Исследование также показало, что количество верующих растет со временем. За последние несколько лет наблюдается постепенный рост числа православных христиан в стране. Этот тренд свидетельствует о сохранении и укреплении влияния православия в российском обществе. Важно отметить, что православие имеет особое значение для российской культуры и традиций. Русская православная церковь играет важную роль в жизни многих россиян, предоставляя духовное руководство и поддержку. Исследование также выявило региональные различия в распространении православия. Наибольшая концентрация православных христиан наблюдается в регионах с историческими связями с православной церковью, таких как Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца. Однако, даже в регионах с меньшей популяцией христиан, православие остается одним из наиболее распространенных религиозных течений. Причины увеличения числа православных верующих в России Количество православных христиан в России продолжает увеличиваться, и это можно объяснить несколькими причинами. Социокультурные факторы Православие имеет глубокие корни в российской истории и культуре, и поэтому многие россияне воспринимают его как часть своей национальной идентичности.
Россия является исторически православной страной, и религия играет значительную роль в обществе. Также, православие в России получает официальную поддержку со стороны государства, что способствует его популяризации и привлекает новых верующих. Рост интереса к духовным ценностям В последние годы все больше людей стремятся к поиску смысла жизни и духовному развитию.
Религиозный состав населения России 2023: процентное соотношение
Эти цифры тоже постоянно меняются за 2016 год в России открылись, насколько можно понять, почти 20 монастырей , но последние официальные данные от Московского патриарха такие: В России 944 монастыря, из которых 462 мужских монастыря 482 женских монастыря Как видите, и в Москве, и по России в целом — женских монастырей немного больше, чем мужских. Не нужно придавать этому факту какого-то особого внимания. Это просто цифры. Сколько православных монастырей в мире? Никто не знает точно. По крайней мере, в русскоязычном интернете такой статистики найти не удалось, чтобы прямо говорилось, что монастырей столько и столько. Если знаете — пишите нам! Можно сказать только, что на портале sobory.
Сколько святых в православии? Икона Всех Святых от века Богу угодивших. В каком-то смысле это образ всей Церкви. Насколько известно, сейчас в патриархии готовят Полный месяцеслов, который будет включать в себя всех святых по крайней мере Русской православной Церкви. Возможно, он уже готов. Но на портале pravoslavie. Из него следует, что Православной Церковью на сегодяняшний день канонизированы более 5000 святых.
Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной.
Однако, для поддержания интереса и привлекательности религии необходимо осуществлять активную пропаганду и включать молодежь в жизнь церкви, чтобы поддержать и укрепить ее позиции в России. Региональные различия в количестве православных верующих Количество православных верующих в России в 2023 году неодинаково распределено по регионам.
Некоторые регионы выделяются своей высокой долей православных христиан, в то время как в других регионах их число значительно ниже. Существуют регионы, где православие имеет особое историческое и культурное значение. Например, в Москве и Санкт-Петербурге значительная часть населения является православными верующими. Это объясняется наличием значимых православных храмов и исторических памятников, а также ролью городов в российской истории и культуре. Однако в отдаленных и малонаселенных регионах России доля православных верующих может быть значительно ниже. На севере страны, в таких регионах, как Чукотский автономный округ или Магаданская область, количество православных верующих может быть небольшим из-за особенностей этнического состава и исторических традиций. Из-за региональных различий в количестве православных верующих возникают и различия в практике и культурных особенностях. В регионах с высокой долей православных христиан обряды и традиции церкви могут иметь более значимое место в повседневной жизни людей, в то время как в регионах с низкой долей верующих эти аспекты могут быть менее распространены.
Таким образом, понимание региональных различий в количестве православных верующих в России помогает более точно представить многообразие вероисповеданий и культурных особенностей страны. Эти различия отражают географическое, историческое и социокультурное разнообразие Российской Федерации. Влияние социальных медиа на рост численности православных верующих Социальные медиа играют значительную роль в современном обществе, включая влияние на религиозные убеждения и предпочтения. В последние годы социальные медиа стали мощным инструментом для распространения информации и формирования общественного мнения. В контексте православной веры, социальные медиа могут быть использованы для пропаганды и распространения вероучений. Православная церковь активно использует социальные медиа для привлечения и удержания новых членов. Официальные страницы церкви в социальных сетях предоставляют информацию о богослужениях, святых праздниках, советах по духовной жизни и т. Это позволяет привлечь внимание людей, которые ранее не интересовались православием.
Социальные медиа также создают возможность для виртуального общения и обмена информацией между верующими. Группы и сообщества в социальных сетях позволяют людям обсуждать вопросы веры, задавать вопросы священникам и получать ответы на них, делиться своими духовными опытами.
Если же взять регулярно причащающихся, то выходит около 20 миллионов. А что говорят социологи? Посмотрим результаты исследований, осуществленных ведущими социологическими центрами России. Эти цифры отражают самооценку тех, кто относит себя к православию.
Конечно, результаты меняются в зависимости от регионов страны. А в Татарстане или Башкирии он будет гораздо ниже. Но в любом случае цифра 70 миллионов человек является сегодня нижним порогом численности православных в нашей стране. Кроме того, существуют экспертные оценки, основывающиеся, в частности, на этнической принадлежности. Вот как на рубеже веков оценивала численность православных авторитетная парижская информационная служба «Service Orthodoxe de Presse»: Россия......................
Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать
Наиболее частый вопрос, касающийся статистических данных относительно православия, звучит так: «Сколько православных в России?». «Мы попытались просчитать количество воцерковленных верующих в России, включая все традиционные и даже экзотические религии: православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и вплоть до кришнаитов. Среди православных россиян показатель достигает максимума — 94%, среди представителей других конфессий присоединиться к празднествам планируют 58%, среди неверующих примет участие в праздновании каждый второй (48%).
Православие в цифрах
Поспеловского, Д. Фурмана, игумена Иннокентия Павлова. В частности, в книге "Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России" под редакцией К. Каариайнена и Д. Обратимся к некоторым статистическим данным, относящимся к "традиционным верующим", которые привел Д. Каариайнен и Д. Фурман, "традиционными верующими".
Нам, священникам, очень хотелось бы, чтобы эта многочисленная более 18 миллионов человек группа соотечественников, как раз и свидетельствующая о религиозном возрождении, чаще ходила в храм, и чаще причащалась, и регулярно читала Евангелие, и относилась бы к своей вере более сознательно. Но требовать от них этого мы не можем: мы понимаем, что беспощадная карательная машина тоталитарно-атеистического государства не только уничтожила десятки миллионов людей, но и страшно покорежила души оставшихся в живых. Лечить эти души нужно осторожно и быть к ним в нынешней ситуации более снисходительными, чем требовательными. Ведь Библии и Евангелия только в последнее десятилетие разошлись в десятках миллионов экземпляров по России; только совсем недавно после 70-летнего перерыва возродилось религиозное просвещение - создались практически при всех городских и поселковых храмах, а также при монастырях воскресные школы, открыты сотни богословских курсов, училищ, семинарий, институтов, университетов, духовных академий. И совсем последние цифры: мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары побывали в 2004-2005 гг. Им поклонились около 10 миллионов человек.
Это очень впечатляющие и обнадеживающие цифры.
Придание приводит ее пророческие слова: «благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом».
Сегодня на Афоне находится 20 было 300 монастырей: греческий, болгарский, русский Свято-Пантелеймонов , сербский и румынский — все они пользуются правом самоуправления. Всего на Афоне живутоколо полутора тысяч монахов, а управляет монашеской республикой священный Кинот — из представители от всех монастырей. Президент России приехал в административный центр монашеской республики, единственный на Афоне городок Карея, где и стал гостем священного Кинота.
Тут президент подвел итог долгим социологическим спорам: сколько в России православных? Это примерно 130 миллионов человек. И для нас возрождение России связано прежде всего с ее духовным возрождением».
Есть желающие пересчитать?
Он отметил, что монастырей было не больше двух десятков, на сегодняшний день их число приближается к тысяче. Высокопоставленный священнослужитель выразил уверенность, что это повод не для победных реляций, а для того, чтобы благодарить Бога. Представитель РПЦ также подчеркнул, что церковь не стала разобщённой на фоне действий украинских раскольников и поддержавшего их Константинопольского патриарха.
Церковь консолидируют православных из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, добавил митрополит Иларион. И это далеко не все страны.
Если количество прихожан сократить вдвое, сумма необходимых расходов уменьшается примерно в три раза — до 80-90 млн. В 2019 году количество религиозных организаций выросло на 359. Если исходить из предпосылки, что треть вновь построенных храмов рассчитана на 500, а две трети на 250 прихожан, сумма инвестиций составляет 57,440 млрд. Если учесть, что речь идет именно о частных вложениях, следует признать цифры весьма внушительными. Финансирование строительства церквей из бюджета осуществляется в заметно меньших масштабах. Не стоит забывать и о том, что РПЦ способна самостоятельно финансировать многие из своих проектов.
Точных данных о том, сколько зарабатывает церковь, нет, но в любом случае речь идет о многих миллиардах рублей. Динамика темпов роста в сравнении с другими сферами Особенно заметную актуальность приведенные выше данные приобретают, если сравнить динамику изменения количества церквей с другими не менее социально значимыми объектами. Речь в данном случае идет об учреждениях двух ключевых сфер жизнедеятельность — здравоохранения и образования. Статистика по количеству церквей, детских садов, школ и больниц в разрезе 2010-2019 годов приводится в таблице. Количество объектов в тысячах.
Сколько православных в России и в мире
Пасхальные традиции и кулинария всегда были тесно связаны, ведь Пасха — это не только торжественное ночное богослужение и сошествие Благодатного огня, но и окончание 7-недельного Великого поста, разговение и особое угощение. С 2005 г. Еще одна тенденция — освящение пасхальных блюд в церкви — становится менее популярной в последние годы: с 2005 г. Это еще раз указывает на «светский поворот» в восприятии праздника.
Ещё одной проблемой было негативное наследие церковного раскола XVII в. При этом староверами оставались многие влиятельные купеческие фамилии, например, староверами были Савва Мамонтов и Савва Морозов, и негативное влияние раскола сказывалось на их действиях в экономике. Также имело место недовольство со стороны представителей других христианских и нехристианских конфессий, которые находились в неравном положении по сравнению с православием переход в православие часто административно поощрялся, а переход из православия в другую веру, напротив, долгое время наказывался. Некоторые из них, например секта хлыстов , даже по нынешним меркам квалифицируются как деструктивные секты.
Другие, как например тайное общество «вольных каменщиков» масонство , способствовали распространению в России революционных идей и служили проводниками влияния западных стран масонами, до запрета масонства в России в 1822 г. Некоторые масонские течения прямо противопоставляют себя православию. С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура также в какой-то момент оказалась в значительной степени разрушена, в результате чего появилисьтак называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой.
В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда. Количество верующих увеличилось многократно. Открылось множество храмов и монастырей.
Это не пропаганда, не клерикализация общества, а, скорее, наоборот — происходит объединение людей в местные общины, преодоление атомизации общества, порожденной революцией 1917 года и Второй мировой войной. В последние годы мы видим очень быстрый рост Церкви: быстрый рост количества духовенства, числа епархий. Церковь очевидно растёт, развивается, и иногда возникает ощущение, что мы уже не можем больше, мы и так рукоположили уже очень много священников, даже восполнять это количество будет очень трудно. Находить кандидатов для рукоположения всё труднее, потому что их требуется всё больше и больше. И, как всегда и бывает при активном росте, возникает ощущение, что вроде где-то надо и остановиться, что мы не сможем содержать эти храмы, не сможем построить новые, что всё это очень дорого и т. А на самом деле нужно очень хорошо понимать, что мы находимся в самом начале пути. Это понимание, как мне кажется, очень важно. Если его потерять, то будет очень сильно искажена как очень важная перспектива видения Церкви, так и религиозная картина в нашей стране.
Это резонный и важный вопрос. В книге я оговариваю, что никакой рост духовенства не влечёт за собой автоматически немедленного роста количества воцерковлённых людей. Можно сказать, что это условие необходимое, но недостаточное. Однако тут есть одно очень важное соображение. Да, за это время не выросло количество людей, причащающихся раз в месяц или чаще. Но есть вполне достаточные данные для утверждения, что в это же время значительно выросла та группа прихожан, которая причащается несколько раз в год. Здесь есть очевидный рост, и он немаленький. Нетрудно догадаться, что эта группа требует гораздо большего внимания и времени.
Это большой масштабный процесс воцерковления, который требует общения с людьми, катехизации, подробных разговоров и т. Но чтобы этот процесс пошёл дальше — для этого у Церкви сегодня, по-видимому, просто не хватает возможностей, в том числе из-за крайней ограниченности времени у священников. Тем не менее можно говорить, что это условие хоть и недостаточное, но необходимое. Без роста численности духовенства изменения сложившихся пастырских практик, когда до священника порой просто не добраться, ожидать не приходится. Такая задача перед Церковью стоит. Как она может быть решена — это отдельная тема. Я, опять же, в практических выводах пишу об этом. Видимо, узловой точкой для следующего этапа развития Церкви будет не постройка храмов, хотя она остаётся первостепенной задачей.
Каждый новый храм в спальном районе добавляет 2000 регулярных прихожан в течение следующего года после его открытия. Это уже объективный и поверенный факт. На следующем этапе главным будет построение церковных общин. Кстати, надо сказать, что об этом постоянно говорит Патриарх Кирилл, причем начал он это делать очень давно, даже ещё до своего Патриаршества. На этом мало фиксируется внимания. Но когда я этой темой стал заниматься, я специально посмотрел и обнаружил, что она постоянно звучит в выступлениях Патриарха, и особенно часто — в последнее время. Без действующих и живых церковных общин, во-первых, не будет расширения церковной жизни — в том смысле, что приходящим людям просто некуда будет войти. Во-вторых, только община может продуцировать достаточное количество духовенства.
Никакой рекрутинг, основанный на других принципах, не будет ни естественным, ни логичным и не даст того масштаба кандидатов на священство, который необходим. Я думаю, построение новых общин гораздо легче может быть осуществлено, если священник сам вышел из общины и если он с ней сохраняет постоянную связь. В этом смысле мне кажется, что одним из возможных решений проблемы было бы формирование священнических «кустов», когда есть духовник, который воспитывает будущих священников, направляет их на получение духовного образования. Потом они возвращаются, служат у него на приходе, в его общине или на приписных приходах. Это тоже могло бы быть весьма эффективной практикой, когда церковная жизнь и священническое служение, словно по эстафете, передаётся от поколения к поколению. Все эти соображения являются очень важными с точки зрения подготовки будущих священников. Свято-Тихоновский богословский институт при ПСТГУ, проректором которого я являюсь, готовит кандидатов к рукоположению в священство уже более 25 лет. Проведенное исследование позволяет по-новому взглянуть на сам процесс пастырской подготовки, четче осознать наличную церковную ситуацию, поставить вопрос о том, какие священники нужны сегодня, как и к чему их нужно готовить.
Я уверен, что Церковь даст свой ответ на проблему нехватки священников, ведь Бог даже из камней может «воздвигнуть детей Аврааму» Лк. Поэтому я и написал свою книгу.
Почему так случилось? Что касается нашей страны, то официальные статистические данные публикуются по результатам всероссийской переписи. Последняя перепись у нас состоялась в 2002 году. И к сожалению, информации о конфессиональной принадлежности граждан России в ней не содержится, так как этот вопрос не был включён в перечень вопросов переписи. Это дало бы возможность учесть и отразить в планах развития нашей страны духовно-нравственные потребности граждан России. Но это не было сделано. И результатом сразу же стали многочисленные спекуляции на данную тему.