Новости роберт гараев слово пацана читать

Роберт Гараев "Слово пацана" Часть 03. В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Как утверждает Роберт Гараев, «казанский феномен», помимо продукта урбанизации, был отражением идеологического кризиса в застойном СССР, который превратился в экономический: «Подростки в 1980-х не боялись милиционеров.

Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

В 2020 году вышла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, которая легла в основу сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм. Мой отзыв на книгу Роберта Гараева "Слово пацана.

«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?

Кровь на асфальте", который снят на основе книги Роберта Гараева "Слово пацана. По весне им вручали похвальный лист, где мои успехи были задокументированы официально Роберт Гараев из книги «Слово пацана. Электронная библиотека» Роберт Гараев» Слово пацана. Автор «Слова пацана» Роберт Гараев: «Планирую уходить из криминала».

Роберт Гараев - Слово пацана

Развлечения - 12 декабря 2023 - Новости Казани - Пока на «Слово пацана» Роберта Гараева можно оформить предзаказ — страницы товара открыты на Ozon, а также в «Лабиринте» и «Читай-городе». О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана».

Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»

Объясняет Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Причин, по которым Казань стала своего рода колыбелью группировок, было несколько, рассказывал автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев в интервью сайту «Миллиард. Во-первых, в 1956 году во время хрущевской амнистии на волю выпустили около миллиона осужденных по политическим и уголовным статьям. Блатная «романтика» стала распространяться не только среди обитателей колоний и лагерей, но и среди добропорядочных советских жителей. Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани Во-вторых, Казань, как и некоторые другие города, активно строилась, росла и развивалась. Если в 1950-е годы население города составляло около 500 тысяч человек, то уже 30 октября 1979 года в городе родился миллионный житель, сообщало издание «Татар-Информ».

В-третьих, молодежи в то время в Казани было много. А как известно первая причина и первое условие появления группировок — это достаточное количество молодежи, вторая — достаточное количество свободного времени у этой молодежи». Роберт Гараев автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» В-четвертых, население Казани росло не только за счет естественного прироста городского населения, но и за счет переезда туда сельских жителей с их особым менталитетом. Городские, отметил Гараев, встречали их с высокомерием. И да, сама Казань тогда была полна такими фрагментами деревни, «проплешинами» с деревянными домами — мы их называли «деревяшки», — пояснял Гараев в интервью зданию «Реальное время».

Наличие трущоб в центре города, уточнил «Аргументам и фактам» писатель, тоже сыграло роль в появлении «казанского феномена».

В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь.

В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть.

Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу.

Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни.

Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования.

В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика.

Один мой знакомый социолог уже хочет этим феноменом заняться с научной точки зрения. Эта история отлично сделана съемочной группой: герои, костюмы, сцены, диалоги. Я отдаю себе отчет, что моя книга никогда не могла бы претендовать на такую популярность как художественное произведение. Книга — просто журналистское исследование, которое маскируется под социологическое. Это специальная литература, которую читают люди с определенным читательским опытом. Сериал же — продукт массовый.

И я понимал, что после его выхода и к книге появится повышенный интерес. Книга была выпущена в 2020 году тиражом в 2000 экземпляров. Потом ее четыре раза допечатывали — и до осени 2023-го совокупный тираж составлял около 13,5 тыс. В принципе, и до сериала это была неплохая издательская история. Сейчас, думаю, общий тираж приближается к 40 тыс. После Нового года будет переиздание — с новыми главами и «Словарем пацана».

Для меня это важно — двое детей, какого-то большого достатка никогда не было. Иногда даже стрелял на сигареты у подписчиков в Instagram! Роялти с продаж — небольшие совсем. Кое-какие права продал. Но после новых выходов и переиздания будет лучше. Не обидно, что серьезное журналистское исследование заметили только после «разогрева» массовым продуктом?

Что ваш труд стал эдаким сувениром для фанатов? Считаю, что захотеть купить сувенир после просмотра сериала — это классная история. Если мою книгу прочтут как сувенир — и прекрасно! А кто-то прочтет как историческую энциклопедию. Еще кто-то — как пояснительное или сопроводительное письмо к сериалу. Вот ты посмотрел историю, выстроенную на правилах какого-то мира, — а вот почитай о принципах устройства этого мира, если тебе хочется узнать о нем побольше.

Книга и сериал — совершенно разные. Это две отдельные интересные большие истории. Чаще всего в вас, казанском мальчике из хорошей семьи, ходившем когда-то в группировке «скорлупой», видят Андрея Пальто.

Участие в подростковой группировке не только не препятствует интеграции в этот внешний мир, но как бы подготавливает к его более адекватному восприятию.

Ведь подлинными, а не декларативными законами внешнего мира являются готовность к насилию в любых формах и прочность неформальных дружеских связей. В своей уже упомянутой книге Светлана Стивенсон очень точно говорит о «прагматическом индивидуалистическом мировоззрении», которое у «пацанов» органически сочетается с верностью районному коллективу. Эту установку ярко подтверждают и свидетельства, собранные Гараевым: «пацаны» с презрением и непониманием относятся к любым носителям «больших идей» — будь то комсомол или татарские националисты, на митинги которых в начале 1990-х они совершали организованные набеги. Нарушая формальный закон как неподлинный, т.

В то же время «неформалы» вызывают у «пацанов» ненависть и агрессию, так как противопоставляют себя господствующим отношениям насилия. В таком авторитарно-циничном мировоззрении, однако, явно присутствовал социальный ресентимент, особенно на рубеже 80—90-х, когда казанские, а также челнинские, чебоксарские и др. На такой набег необходимо было ехать в самой плохой одежде, чтобы вернуться обратно полностью экипированным в снятые с богатых столичных «лохов» трофеи. Ужас, который наводили эти толпы поволжских пролетариев в телогрейках и кирзовых сапогах, очевидно имел и важное символическое значение: если «пацаны» демонстрировали вторжение суровой реальности в оторванные от жизни столицы, то либеральная интеллигенция получала убедительный образ озверевшего от бедности «хомо советикус», разрушительные инстинкты которого должна сдерживать просвещенная авторитарная власть.

Можно предположить, что оба эти авторитарных начала, цинично-пацанское и либерально-антидемократическое, оказались исключительно важны для утвердившегося «духа» современного российского капитализма. История «казанского феномена», как следует из книги, распадается на три больших периода. В первый, советский, с конца 1960-х, возникают первые группировки и складываются основные черты их специфической культуры — жесткая внутренняя дисциплина и иерархия по «возрастам», борьба за территорию и совместные занятия спортом.

Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»?

С моей истории списан только вход в группировку, дальше он Андрей — прим. Автор книги признался, что вопреки всем очевидным препятствиям многие общественники и представители власти выступили против «Слова пацана» - прим. Однако Гараев не мог предвидеть, что народ проявит настолько сильный интерес к сериалу. Ведь действительно, сейчас от многих россиян, как на улице, так и в Сети можно услышать обращение «чушпан». И это лишь один из немногих и, пожалуй, самый безобидный пример. Примечательно, но он так и не сумел сказать, кому из героев симпатизирует.

В 1991-м меня отшили — исключили из группировки.

Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения.

Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни.

С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования.

Кровь на асфальте» — Консультировали по каким вопросам?

Я просто единственный из съемочной группы, кто жил в Казани в 1989-м. Так что следил, во что нужно одеть героев, как на них должна сидеть шапочка-«петушок» — в строгом соответствии с локальной пацанской модой Казани 1989 года, как они должны говорить друг с другом, а как не могли говорить ни при каких обстоятельствах, как могли поступить, а как не могли. Надписи воспроизводил по памяти — на гаражах, на стенах.

В общем, за все пацанские казанские специалитеты отвечал исходя из положений пацанского кодекса. Прожил ты жизнь эту сложную дворовую маскулинную, прошел группировку — эти пацанские правила и понятия вшиты в подкорку. Кто-то с ними сжился, а кто-то живет параллельно этим понятиям.

Они есть, ты есть. Ты не поддерживаешь, условно, все эти «пацаны не извиняются», «пацан сказал — пацан сделал», «пацан всегда прав», «нет закона выше пацанского» — но ты их помнишь и в какой-то ситуации, в каком-то контексте подсознательно можешь повести себя по каким-то своим правилам. Я понимаю, почему они существовали в группировках — подростки считали себя элитой этого государства в государстве и как элита устанавливали высшие законы.

Но в нормальной жизни не извиняться — это как? Мир живет по принципам новой этики, все прислушиваются к каждому — это не о том. Или Казань все же была уникальна?

В Казани просто все было гипертрофировано, максимально ярко. Из-за обилия молодежных группировок Казань стала символом подростковой преступности и имела славу одной из криминальных столиц СССР. Это был закат тоталитарного государства, и подростки, ощущая это, строили свою модель тоталитарного государства в государстве.

Но — более жестокую, более дисциплинированную, более военизированную структуру. В Казани было очень много группировок, они разрастались как грибы. Шли многочисленные «войны за асфальт».

Там подростки жили только этим. В других городах СССР пацанская субкультура соседствовала с другими — металлистами, рокерами, панками и т. В Казани же этих неформальных движений не было — были одни пацаны.

Нет, наверное, отдельные панки были — но это точно были очень смелые, даже отчаянные ребята, потому что выжить в том мире им было ох как непросто, фактически опасно для жизни. Я уже говорил в разных интервью и повторюсь: мир казанского феномена — это «Хогвартс». Он страшный, но в нем есть набор определенных практик, свод четких правил, которые были большинству людей совершенно незнакомы.

Но, как только человек начал смотреть сериал или читать книгу, ему становится ясно, что целый мир улицы живет по этим правилам, и за этим интересно наблюдать. Кстати, «Гарри Поттер» к концу тоже становится не очень-то сказочной историей, просто там остаются симпатичные герои.

Другими словами, тебя избивали. И еще нужно было заплатить: вход - рубль, выход - два. После выхода из группировки вы поддерживали связь с кем-то из пацанов? При написании книги я пытался связаться с некоторыми ребятами, но нашел я только одного парня, который вспомнил меня.

Я пытался задавать вопросы, что случилось с нашим возрастом. Я знал, что было у нас два «автора», Малыш и Куян, что они оба погибли. Один из них погиб в битве, а второй погиб во время потасовки с возрастом. Как правило, если человек в детском возрасте попадает в эту среду, он там и остается и его путь уже предопределен: украл, выпил — в тюрьму. В 90-е ситуация усугубилась, когда пришел огнестрел и начались кровавые разборки за кусок пирога. Я знаю, что в то время многие погибли.

Многие люди, которые выжили, благодарны, что попали за решетку, потому что на улицах Казани выживать было сложнее. Почему все это произошло именно в Казани? Один из факторов - быстрая урбанизация: Казань 50-х - это город с населением 500 тысяч человек, а в 1979-м — горол-миллионник. Драки стенка на стенку и охрана своей территории - сельский менталитет. Второй важный фактор - весь центр Казани в тот момент состоял из трущоб. Трущобы - это гетто.

Неблагополучное жиле, отсутствие культурной структуры тоже влияли на молодежь. Действие второго сезона сериала может развернуться в 1991 году, а третьего — в 1993. Помимо этого я пишу другую книгу, новую. Также занимаюсь музыкой, диджеингом. Например, скоро поеду в Алма-Аты: днем встречусь с читателями, а вечером буду играть для слушателей. Как появилась идея для вашей книги?

В то время я погрузился в еврейскую культуру и историю великого народа. Сам я татарин и в то время стал рассуждать, что есть уникального в моем опыте, что я могу подвергнуть исследованию. Тогда я вспомнил, что состоял в группировках.

Книга «Слово пацана»: где читать?

Читать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Книга правообладателя Individuum. Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне.

Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов».

В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть.

Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения.

Сценарий «Слова пацана» режиссера Жоры Крыжовникова не основан на содержании книги, однако известно, что Гараев принимал участие в работе над картиной в качестве консультанта. Соцсети Вскоре после премьеры сериала, на фоне возросшего интереса к теме деятельности татарстанских группировок книга Гараева заинтересовала казанскую прокуратуру. По словам самого автора, его произведение решили проверить на предмет пропаганды движения АУЕ запрещено в России , однако нарушений не нашли. Впрочем, Роскомнадзор не выявил никаких нарушений.

Книга «Слово пацана»: где читать? А вот электронная версия нашумевшей книги доступна — в сервисе Строки. О чём книга Города позднего СССР города наводнили многочисленные молодёжные группировки — они «делили асфальт» в кровавых драках и держали в страхе местных жителей.

В реальности два лидера — Рауф Шарафутдинов и Анвар Халиуллин — спровоцировали раскол банды на «стариков» и «молодых». При этом первые занимались классическим криминалом, а вторые пытались делать бизнес. В сериале происходит практически то же самое: «Кащей» и другие «старики» зарабатывали деньги, обманывая людей в уличной игре в наперстки. А Вова «Адидас» вместе со школьниками открыли видеосалон. Что касается молодых «универсамовцев», то Андрей «Пальто» больше всего напоминает Роберта Гараева, который написал книгу «Слово пацана». Кстати, актер Леон Кемстач, сыгравший «Пальто», тоже придерживается этой версии. А Гараев намекнул на это, опубликовав совместную фотографию с актером, на которой у них одинаковые образы. Судьба Гараева сложилась хорошо, в отличие от многих других членов группировок, которые были убиты или осуждены. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы», — писал Гараев.

"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки

В книге «Слово пацана» отлично описывается, как люди, привыкшие стоять за свою деревню, принимаются по привычке защищать бетонную коробку, в которой живут, а вместо границ земельных участков «воевать за асфальт». Роберт Гараев подростком попал в Казани группировку, а спустя 30 лет решил исследовать феномен уличных банд и выяснить, почему знаменитый «казанский феномен» возник в стране, где «не было организованной преступности» и можно ли было этого избежать? Книга Роберта Гараева «Слово пацана. Диджей, музыкант, гид Еврейского музея Роберт Гараев, в прошлом казанский клубный деятель, а на рубеже 80—90-х — «скорлупа» группировки «Низы», выпускает в издательстве Individuum книгу «Слово пацана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий