вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Айя-София (Hagia Sophia). Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз.
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
Межпарламентская ассамблея Православия призывает спасти Айя-Софию от вандалов | Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным с 15 января 2024 года. |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть | В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. |
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал музеем и был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений. В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия. В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно. В России расценки скромнее — вход в Исакий в Санкт Петербурге — 450 рублей, еще 300 рублей нужно заплатить, если есть желание подняться на колоннаду. Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади в Москве без экскурсии — 700 рублей. Но это музеи, и служба здесь проходит лишь в некоторых храмах и то по праздникам. Комментирует российский религиовед, историк, журналист Алексей Юдин: Алексей Юдин российский религиовед, историк, журналист «За посещение церкви как культурного мемориала, как памятника и достояния берут деньги, которые идут на содержание, коммуналку, на реставрацию. Конечно, это не окупает все полностью, но тем не менее это необходимая мера, и какую-то часть расходов она покрывает, но при этом часы богослужений открыты для всех, для молящихся.
Если заходят экскурсионные группы, есть специальные люди, которые говорят, что пройти можно до определенной черты, а дальше — только на молитву. У Айя-Софии очень серьезные проблемы с реставрацией. Это связано с сыростью, которая идет снизу.
На протяжении веков собор оставался самым большим православным храмом в мире — символом могущества Византийской империи. Но после завоевания Константинополя турками в 1453 году храм превратился в главную мечеть Османской империи, для этого к нему пристроили четыре минарета. В 1934 году Ататюрк решил сделать из Святой Софии музей, сохранив и христианские, и мусульманские элементы убранства. Официально храм открыл двери как музей 1 февраля 1935 года. Мозаика в южной галерее храма Святой Софии. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. В 2019 году собор Святой Софии стал самой популярной достопримечательностью, его посетили 3 млн туристов, в основном это иностранцы.
Превращение музея в мечеть негативно скажется как на имидже Турции, так и на туристической отрасли, которая сейчас из-за пандемии и так сильно пострадала», — рассказал «Известиям» турецкий политолог Серкан Демирташ. Эрдоган поручил своей Партии справедливости и развития изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть, призвав их не торопиться и «быть внимательными». Глава государства также подчеркнул необходимость того, что Святая София должна быть открыта для туристов, как находящаяся напротив нее Голубая мечеть. Французский эксперт Жан Марку считает , что самым оптимальным в данном случае был бы «определенный гибридный статус»: мечеть по пятницам, музей — всё остальное время. Отец новой современной Турции Какие тайны хранят соборы святой Софии Придя к власти в 2002 году, Партия справедливости и развития ПСР заручилась поддержкой религиозных групп. Лидер ПСР Эрдоган всегда подчеркивал, что он истинный мусульманин: соблюдает пост, не употребляет алкоголь и посещает мечеть. В результате консервативный электорат стал регулярно поставлять Эрдогану и его партии голоса на выборах. Глава государства также примеряет на себя роль мусульманского лидера. Для мобилизации масс он активно прибегает к риторике в стиле неоосманизма — возрождения турецкого, «османского» могущества. Его превращение Айя-Софии в музей в 1934 году вместе с запретом фески, сменой алфавита и установлением равенства мужчин и женщин было частью реформ по секуляризации общества и формированию светского государства Мустафы Кемаля», — полагает Жан Марку.
Из находящихся на территории Турции зданий Айя-Софии стали вновь делать мечети в 2010-е, отмечает The American Conservative.
Карина Бернтгольц Шеф-редактор сайта Мировые новости 256 Госсовет страны аннулировал решение от 1934 года о превращении религиозного учреждения в Стамбуле в музей. Принять такое решение власти Турции смогли после того, как Государственный совет страны аннулировал постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении религиозному учреждению статуса музея. Русская православная церковь сожалеет о том, что ее позиция по изменению статуса собора Святой Софии не была услышана турецкими властями.
В РПЦ назвали превращение Айя-Софии в мечеть «пощечиной христианству»
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов стало платным | Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма | Собор Айя-София – единственная мечеть, где можно увидеть культовые каллиграфические медальоны. |
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз | Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. |
Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле
В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора.
Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.
Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением.
Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии.
Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет.
Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза. Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi.
Если у гостя не окажется при себе наушников, их можно докупить на месте за 100 лир. Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир. Туристы не доверяют качеству аудиоэкскурсий.
Кроме того, будут разделены входы в мечеть для иностранных туристов и граждан страны, приезжающих на богослужения. Пока информации, смогут ли на службы свободно приходить иностранцы, нет. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. После захвата Константинополя Османской империей, в 1453-м , он был преобразован в мечеть. С 1934 года до 2020-го находился в статусе музея. Сейчас это снова мечеть Айя-София , которая до 15 января будет доступна бесплатно для всех. Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году.
Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети.
Минтуризма Турции: посещение Айя-Софии не будет ограничено на время реставрации 12. Вход посетителей никоим образом не будет ограничен», — заверили там. Реставрационные работы в мечети Айя-София в Стамбуле стартовали в конце августа, на этой неделе запущен второй этап, сосредоточенный именно на укреплении здания с целью защиты от возможного мощного землетрясения. Планируется очистка внешнего фасада, после этого вокруг минаретов возведут строительные леса и проведут работы по укреплению стен.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
По мнению специалистов, если массовое посещение Софии десятками тысяч мусульман продолжится, к 2050 году собору грозит разрушение. Межпарламентская ассамблея православия объединяет политиков из 20 стран, представленных парламентскими делегациями, в которые входят православные депутаты.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана , в пятнадцатый день месяца февраля» [8]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова , вскоре избранного новым константинопольским архиепископом [9]. Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира, соответственно что отражает позднеантичную традицию обожествления абстрактных понятий [10]. Первый храм Софии сгорел во время народного восстания в 404 году [11]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику , что было выполнено в том же году.
Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Константиновский и Феодосиевский храмы были большими вытянутыми с запада на восток пятинефными базиликами [12]. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только о внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на древних описаниях, археологи сделали вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно базилике Святой Ирины [12]. Юстинианова базилика[ править править код ] Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии Согласно Иоанну Малале , храм сгорел 13 января, по « Пасхальной хронике » — 14—15 января 532 года во время восстания «Ника» [13] [14]. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи [15]. По мнению С.
Иванова , храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана [10]. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением « малой Софии », послужившей прообразом нового собора. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих [15]. История строительства[ править править код ] Купольный, практически квадратный в плане собор произвёл революцию в христианской храмовой архитектуре [10]. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконнеса , Нумидии , Кариста и Иераполя.
В Константинополь по императорскому циркуляру [16] свозились архитектурные элементы древних построек например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса — восемь колонн из зелёного мрамора [15]. Кроме мраморных украшений, Юстиниан с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь использовал золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец , составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора [17] : Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви. Строительство Святой Софии миниатюра из хроники Константина Манассии Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки [18]. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.
Историк Н. Барабанов приводит рассказ, датируемый IX веком, в котором сообщалось о том, что в честь освящения храма возле него состоялось жертвенное заклание большого количества животных, а также раздача зерна бедным [20]. Прокопий Кесарийский , современник строительства, рассказывая о стройках императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони — Прокопий Кесарийский. О постройках Книга 5: I:27 [21]. С самого момента постройки за церковью закрепилось название «великая» [22]. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского , были использованы «злато, серебро, медь, электр , железо, стекло, камени честные многие, яхонты , смарагды , бисер, касидер, магнит, он икс ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей» [23].
Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников , 100 диаконов , 40 диаконисс , 90 иподиаконов , 110 чтецов , 25 певчих и 100 привратников [25]. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек [26]. Согласно 43-й новелле Юстиниана , от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определённое количество мастерских эргастириев , доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Интерьер храма вскоре после его возведения был подробно обрисован Павлом Силенциарием в поэме «Описание храма Святой Софии» [27]. Собор во время Византийской империи[ править править код ] Внутренний вид сводов собора Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами , от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат , автор Анийского собора , причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница , в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова , многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей.
Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции [10]. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи [28]. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным [28]. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим [10]. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора[ править править код ] Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс англ. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией.
Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы [30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти [31].
Для греков, сербов, итальянцев и армян, которые теперь считают себя турками, превращение в мечеть музея Святой Софии так же важно, как восстановление храма Христа Спасителя для россиян. Собор Святой Софии в Стамбуле - самый известный памятник византийской архитектуры. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме.
Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе на месте сгоревших христианских храмов. Юстиниан 600 г. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София.
Мехмед II 1500 г. Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой, так как в исламе запрещено изображение лиц в храмах. Тогда же мозаики и фрески, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет. Мустафа Кемаль Ататюрк.
Богослужения и посещения остаются бесплатными для граждан Турции", — сказал Мехмет Эрсой. Он также сообщил о начале реставрации мечети. Строительство собора Святой Софии началось в 532 году.
В течение 916 лет собор считался самым большим православным храмом в мире, а после завоевания города в 1453 году седьмым султаном Мехметом II стал главной мечетью Османского государства.
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Мечеть Айя-София стала образцом для строения других мечетей Стамбула, и вплоть до XIX века никаких реставрационных работ здесь не проводилось. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью. Айя-София как мечеть была открыта для посетителей в 2020-м.
В Турции решили сделать платным вход в Айя-Софию для иностранцев
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО | | Новости | С момента завоевания Константинополя до решения Ататюрка принятого в 1934 Айя София уже была мечетью. |
Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита | Айя-София (Hagia Sophia). |
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле стало платным для иностранных туристов | 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. |
Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. Архитектура и интерьер По форме напоминает вытянутый четырехугольник с тремя нефами: широким центральным и двумя более узкими по бокам, большим куполом диаметром 31 м и высотой 51 м. Храм — базилика со средокрестием, то есть основной зал и дополнительные перекрещиваются Чтобы строение было крепким, в строительный раствор добавляли экстракт листьев ясеня. Внутренняя отделка поражает своей роскошью. Как уверены историки, именно с целью продемонстрировать величие Византийской империи, храм вымощен дорогими материалами. Собор Св. Софии внутри В 1935 году со стен Айи-Софии начали понемногу счищать штукатурку и теперь изображения Христа и Матери Божьей чередуются с изречениями из Корана.
На перилах также сохранились рунические надписи, которые покрыли специальным пластиком во избежание стирания. Последний построил здесь мраморный минбар, а Махмуд I — михраб. Мозаики и фрески собора Св. Софии Мозаичный цикл собора Святой Софии имеет большую ценность. Самый первый был создан в 867 году. К нему относятся апсиды — изображения Богоматери на троне с Иисусом на руках, вимы — изображения двух архангелов по обе руки Богородицы.
До наших времен сохранился лишь лик Гавриила.
Смириться с жадностью турецкого правительства и заплатить. София — выдающийся пример древней архитектуры и здание с невероятной энергетикой. Только представьте, что построили его в 500-х годах, около 1500 лет назад! Затем почти тысячу лет ничего сопоставимого не могли создать нигде в мире. Айя-София вечером. Когда находишься внутри, просто дух захватывает.
Для меня по масштабу и впечатлениям Айя-София сравнима только с египетскими пирамидами. Мы были в Стамбуле, когда древние мозаики нельзя было увидеть. Поэтому при случае обязательно пойдем на них посмотреть. Побывать в Стамбуле и не зайти в Айя-Софию — просто немыслимо для любого культурного человека. При этом очень рекомендую попробовать любыми способами прорваться в нижний зал. Даже если для этого придется соврать, что идешь на намаз.
Ихсан Сары отметил, что власти уже объявили тендер на проведение работ. Возраст Айя-Софии составляет 1486 лет, последний раз комплексная реставрация проводилась в 1848-1850 годах. После захвата Константинополя в 1453 году собор был обращен в мечеть, в 1935 получил статус музея, а в 2020 снова стал мечетью.
Кто же знал, что нет ничего более постоянного, чем временное… Из-за того что работы здесь все никак не могли завершиться, мечеть тоже не открывалась. В этот период мечеть была взята под полицейское оцепление и туда не подпускали в особенности турок и мусульман. В начале Уиттимор потратил очень много времени и усилий на «экспертизу». Из-за того, что верхняя часть лесов была плотно занавешена черными шторами, никто не мог увидеть того, что под штукатуркой ничего нет… Разве шедевральные надписи не были произведением искусства? В Византии в период иконоборчества 726—842 , когда живопись считалась харамом, мозаики в соборе «Айя-София» были стерты, а затем вновь восстановлены. Даже если предполагать, что мозаики, дожившие до времен завоевания Стамбула, были замазаны штукатуркой, мечеть в период Османской империи многократно ремонтировалась. В результате землетрясения 1894 года появились крупные трещины, и стенная мозаика осыпалась вместе со штукатуркой. Экспертиза, проведенная западными специалистами по истории искусств, выявила мозаики в соборе «Айя-София», а художники, привезенные в Стамбул, работая в закрытой мечети под черными покрывалами, их восстановили. Поэтому, «возрождение мозаик» заняло 15 лет. На фундаменте неизвестно кем инициированной сказки о том, что «мозаика была замазана штукатуркой», было возведено здание истории о том, что «соскребая штукатурку, были обнаружены мозаики». Что же это за «штукатурка», если для того, чтобы ее соскрести необходимо потратить 15 лет! Эти наблюдения принадлежат «внимательному» очевидцу и выглядят более правдоподобными, нежели сказка о том, что «мозаики были выявлены, пока соскребали штукатурку». Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству». Да, султан Фатих Мехмед относился к искусству с уважением. Однако кто сказал, что сохранение христианских фигур в мечети является проявлением «уважения к искусству»? Кроме того, почему те, кто рассуждает об «уважении к искусству», ничего не говорят «врагам искусства», которые под предлогом, что «они де загораживают красоту здания», снимают с тех же стен таблички с «шедеврами каллиграфического искусства» и подвергают их гниению в подвалах из-за того, что, мол, они не помещаются в дверях? Неужели для того, чтобы что-то считалось «искусством», оно обязательно должно быть крестовым? Фатих, оставив церкви и синагоги свободными, в избытке продемонстрировал свое уважение. А превращение «Айя-Софии» в мечеть является утверждением завоевания. Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»? Сказали, «разве может быть мечеть закрыта? Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев. К тому же «временное закрытие», действующее и по сей день, является их инициативой. Вторым критическим шагом является отчет «музейной комиссии» от 27 августа 1934 года, в котором было сказано: «Мечеть закрывается для поклонения, будет создан «Музей Византии». Единственный христианин из этой комиссии, куратор Стамбульского музея профессор Унгер, сказав «продолжение поклонения будет способствовать лучшему сохранению храма», выступил в оппозиции к решению и настаивал на том, чтобы мечеть оставалась открытой. Министр образования Абидин Озмен, руководивший «содержательной» частью операции «музей», сказал: «Все, вплоть до президента, выступили против закрытия мечети, однако, как ни странно было исполнено решение «закрыть», которое было отвергнуто комиссией». Третьей и завершающей стадией предательства стало превращение «Айя-Софии» в «музей» и незаконное закрытие мечети 24 ноября 1934 года в результате «разделения обязанностей» в кабинете министров, возглавляемом Инёню в рамках сотрудничества с Уиттимором. На «Айя-Софию» повесили «отметку о казни» 10 декабря 1934 года те, кто на решетках мечети «Айя-София» увидели табличку «Музей закрыт до конца ремонтных и классификационных работ», вздрогнули. Табличка напоминала обычную «отметку о казни», которая висела на шее людей, вздернутых на виселицах в период диктаторства республиканской народной партии. Вместе с надписью на двери и так закрытой для поклонения «Айя-Софии» был повешен «замок», ведь «казнь мечети» происходит именно таким образом… Ковры «временно» закрытой мечети были распределены направо и налево, наподобие имущества тонущего корабля.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
С момента завоевания Константинополя до решения Ататюрка принятого в 1934 Айя София уже была мечетью. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле стал платным для иностранных туристов. Это произошло через три года после превращения музея в религиозный объект, передает «МИР 24». 10 июля Высший административный суд Турции объявил о событии, которое затронуло мировую культуру и религию – было отменено решение правительства от 1934 года, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле был преобразован в музей. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Таким образом, мечеть Айя София снова становится мечетью, которой она была на протяжении последних полтысячелетия (с 30 мая 1453 года).
Регистрация
- В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе |
- Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану
- Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО | | Новости
- Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения | Новости