Новости масленичный пост

В понедельник, 27 февраля, у православных христиан после Масленицы начнется Великий пост, посвященный духовному очищению и единению с Богом — самый долгий и строгий из. Подходит к концу масленичная неделя, а это значит, что скоро настанет важное событие для всех христиан – Великий пост.

У православных христиан – мясопустная неделя

Когда отмечают масленицу в 2024 году, какие существуют запреты и наставления, какие приметы несет с собой масленичная неделя– читайте на первый день Великого поста и время прощания с Масленицей. Ищем темы для масленичных постов программисту. Финальная неделя февраля подарит россиянам разгульную Масленицу, за которой последует самый строгий Великий православный пост. И без масленичного столба не обошлось, который покоряли мужчины разных возрастов, все призы были сняты.

Народные поверья

  • Когда начинается Мясопустная неделя в 2024 году
  • Народные поверья
  • Масленица 2023: что нельзя делать и можно
  • Когда масленица в 2023 году: точные даты Великого поста у православных

У православных христиан – мясопустная неделя

По субботам и воскресеньям они едят морепродукты — креветки, мидии. В русской традиции такого нет, но некоторые верующие следуют греческой традиции. В пост обычно едят каши, овощи, макаронные изделия, орехи. Некоторые верующие постятся строже, воздерживаясь от масла», — отметил Савченко. При этом церковный устав разрешает по субботам и воскресеньям пить вино, но в меру. Сам пост дан человеку верующему, чтобы смирить плоть и обострить дух, пояснил священник. Послабления верующим в пост «Весь Великий пост строго постимся за исключением Благовещенья 7 апреля , Вербного воскресенья 28 апреля.

По обычаям нельзя ссориться, выражать громкое недовольство, или думать о плохом, чтобы начать Великий пост с чистым сердцем и без гнева. Работа в доме, стирка, уборка и другие подобные занятия лучше отложить на потом. Однако приготовление еды и забота о домашних животных разрешены. Не следует отказывать никому в прощении, и не стоит выходить из дома после захода солнца, так как по мнению традиции в этот вечер души умерших родственников могут посетить живых. Подстригаться, завиваться или проводить любые другие процедуры с волосами по обычаю в этот день нежелательно, так как это может негативно повлиять на их рост. Также рекомендуется избегать проведения вечера в одиночестве; вместо этого следует общаться и веселиться в кругу семьи. Не стоит упоминать о нечистой силе или произносить слово "черт", так как это может привлечь нежелательные последствия.

Лакомка среда : зять идет с родственниками и друзьями к теще на блины. Предки считали, что чем добрее теща к своему зятю, тем крепче и счастливее будет брак. К этому дни завершаются все приготовления в доме. Разгуляй четверг : кульминация уличных гуляний. Считалось, что «разгул» в масленичный четверг — это символ перелома и смены зимнего периода на долгожданную весну. Стояла задача нагуляться на предстоящий Великий пост и получить максимум запоминающихся эмоций. Тещины вечерки пятница : теща вместе с подругами идет к зятю на блины. Золовкины посиделки суббота : невестки приглашают в гости родственников мужа и обязательно золовок сестер мужа , им хозяйка дома должна преподнести подарки. Прощеное воскресенье, проводы зимы и сожжение Масленицы воскресенье : главный день гуляний, люди перед постом просят друг у друга прощения.

Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы.

Проводы зимы 17 марта: приметы и запреты последнего дня Масленичной недели

Мы стараемся построить нашу масленичную программу так, чтобы дать возможность семьям с разновозрастными детьми, во-первых, отдохнуть, а во-вторых, подготовиться к правильному настрою на Великий пост, представить себе грядущий отрезок времени, помочь осмысленно перейти границу Великого поста. Для этого мы пользуемся устоявшимися формами, закрепленными в нашей культуре веками. Они связаны с тем, что вступлению в Великий пост предшествовала неделя психологической разгрузки. В основе гуляний лежали молодецкие забавы, поединки, когда юноши, мужчины, мальчики могли поразмять плечи, стряхнуть груз повседневности, проявить удаль, померяться силой — короче, других посмотреть и себя показать. В традиции забав-поединков есть очень важное и необходимое для нашей культуры и для воспитания детей здравое зерно, сегодня вымываемое из культуры русской семьи. В шутейном поединке важно проявить публично, на миру, мужские качества — инициативность, решительность, терпение, выдержку, умение переживать публично победу и поражение, терпеть физический дискомфорт. Масленичные забавы предполагают такие формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно. Все это к большой радости девушек, девочек и женщин, которым наконец-то представляется возможность посозерцать молодецкую удаль и воочию убедиться, как сильно отличаются мальчики от девочек и мужчины от женщин. Это возможность развернуться мужской энергии, здоровому мужскому духу, храбрости, задору, силе, сноровке, ловкости, выносливости, крепости.

Это замечательное зрелище для женской половины человечества. Это подводка с помощью традиционных забав к пониманию, какая бывает сила: сила рук, ног, всего тренированного тела, но главное, что определяет подлинную крепость человека — это сила духа. Разговор об этом мы обычно затеваем, отталкиваясь от традиции боев и поединков, на семейных вечерах, следующих за дневными раздольными гуляниями на природе. Семейные вечера проходят как интерактивная беседа, связанная с основной темой выезда. Каждый год мы берем новую магистральную тему, которая затрагивает те или иные пласты нашей культуры. В прошлые годы на одном из выездов магистральной темой были загадки. То есть умение мыслить не плоско, а образно, метафорически, широко. На другом выезде главная тема звучала так: «Дрались, бились, пока ни помирились».

Программа была целиком посвящена традиции молодецких забав.

Фото: Ольга Чивилева В Прощёное воскресенье, 17 марта, первомайцы проводили зиму. На центральной площади посёлка Первомайский прошли народные гулянья, посвящённые Масленице. Праздничную программу для жителей и гостей округа подготовили работники Центрального дома культуры. Первомайцы пели частушки, бегали в мешках, «летали» на мётлах, перетягивали канат, покоряли масленичный столб, поднимали гири. Победители конкурсов получили призы. Фото: Ольга Чивилева Специальные призы победителям и призёрам в поднятии гири вручила жительница Первомайского Валентина Иванова — мама участника боевых действий на Северном Кавказе Михаила Иванова.

Череда запретов на Масленицу была связана с традицией поминовения мёртвых. Например, в эти дни нельзя было делать грязную работу: якобы грязной водой можно "залить очи покойникам". В некоторых сёлах с такой же мотивировкой запрещалось мыть полы по субботам: ведь в этот день в храмах поминали усопших. Запрещалось прясть — по этой же причине — чтобы не засорить глаза умершим. Приметы Масленицы Русские люди считали, что погода в определенные праздники предвещала какие-то события, и считали важным уметь распознавать эти знаки. Такие знания передавались из поколения в поколение. На Масленицу существовали следующие погодные приметы: Пасмурное и дождливое воскресенье перед Масленицей предвещало хороший урожай грибов весной; Мороз в канун Масленицы обещал не жаркое, но теплое лето; Плохая погода в конце Сырной седмицы предвещала ясную и теплую весну; Много сосулек на крышах во время Масленицы сулило урожай и успех в новых начинаниях в предстоящем году. Масленичные гуляния. Старики считали, что если перед Масленой неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. Если ненастным оказывалось Прощёное воскресенье — ждали тёплой и солнечной весны. На самой неделе замечали, какой день ясный да тёплый. По поверьям, именно в такой день недели следовало начинать весной сев пшеницы. А хороший урожай предвещали появившиеся на Масленой неделе длинные сосульки. Как праздновали: увозили девок в лес и запрягали тройки Проводы зимы немыслимы без сжигания чучела Масленицы. Многие из них дошли и до нашего времени. Понедельник: встреча В первый день Масленицы люди заканчивали строить снежные сооружения и делали чучело уходящей Зимы. Это чучело возили по улицам, встречая сам праздник. Свекровь и свекор отправляли невестку к ее родителям и собирались вечером у них, чтобы обсудить планы на празднование Масленицы. Во время встречи решали, где и когда пройдут гулянья, составляли список гостей. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным. Понедельник начинался с поминовения блинами родных. В этот же день начинали строить горки или заливали водой берега рек, чтобы замёрзло. Вторник: заигрыши Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых. В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке "Морозко" — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там "у пенька". В этот момент мать его жены должна проявить особую доброжелательность и любезность по отношению к гостю, так как от этого зависят ее будущие отношения с дочерью. Четверг-Разгуляй Четверг-Разгуляй — это начало широкой Масленицы.

Хозяйки пекли блины на дрожжах и с разными начинками. Праздник продолжался до самого вечера и завершался прыжками через костер. Тещины вечерки. В этот день в дом приходили с ответным визитом родители жены и их друзья. Всех нужно было хорошо угостить. При этом желательно было использовать старые рецепты — это принесет в дом благополучие. Золовкины посиделки. Невестки приглашали в дом сестер мужа и своих незамужних подруг. Гостям дарили подарки и угощали блинами. Было поверье, что чем пористей блин и больше в нем дырок, тем больше денег появится в доме. Прощеное воскресенье.

Редакция SMMplanner

  • Когда начинается Мясопустная неделя в 2024 году
  • Масленица 2023: что нужно сделать, чтобы год не рыдать
  • Случайный тест
  • Как правильно праздновать Барекендан и придерживаться Великого поста
  • Когда в 2024 году начнется масленичная неделя и как отметить праздник традиционно для православных
  • Масленица 2024: что можно и чего нельзя на неделе с 11 по 17 марта - МК Волгоград

Когда Масленица 2023: дата и как отмечать Сырную неделю

Перед Великим постом, в последнюю неделю Масленицы, православным христианам разрешается употреблять в пищу некоторые продукты, включая рыбу. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням. В последний день Масленицы вам придется быстро доесть все, что содержит животный белок, ведь с 18 марта начнется Великий пост. Поскольку после Масленицы начинался Великий пост, во время которого связать себя священными узами брака было нельзя. Масленичная неделя пройдет в конце февраля и закончится Прощеным воскресеньем перед Великим постом. Дата начала Масленицы меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост, который длится семь недель пред Пасхой.

Редакция SMMplanner

  • Масленица 2023: дата, традиции, обычаи и поговорки
  • «Это не время, когда можно отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди»
  • Можно ли есть рыбу в последнюю неделю перед Великим постом?
  • КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
  • Прошли масленичные гуляния «Широкая масленица»
  • Масленица: Встреча - открытки на WhatsApp, Viber, в Одноклассники

Смысл и традиции Масленицы

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения.

Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число.

По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью.

Гостей угощали чаем с самовара и вкусными блинами. А 5 марта на площадке перед Верхайским сельским клубом прошли праздничные гуляния «Зима прощай! В этот день праздничный настрой всем жителям подарила и хорошая, по-весеннему солнечная погода. Началось представление песнями, шутками да прибаутками.

А затем праздник продолжили игры, конкурсы, забавы, в которых участники могли помериться силой, ловкостью, хитростью и храбростью. Так же для жителей и гостей села была оформлена выставка местных мастериц клуба «Шедевр» — «Красота живет повсюду, только важно верить чуду! Ну и, конечно, в конце состоялась самая зрелищная часть праздника — прощание с зимой и встреча весны — сжигание чучела. Чучело стояло на улице, оно было веселое и доброе. Тем не менее, его сожгли, чтобы пришла теплая и дружная Весна. В последнее воскресенье февраля вся страна провожала Масленицу, и в селах Алтайского района по традиции состоялись народные гуляния. Айский сельский Дом культуры совместно с библиотекой провели для односельчан настоящее народное гуляние. Ярмарка мастеров ремесленников, блины, пироги, шашлык и ароматный чай.

Для детей был подготовлен целый городок развлечений, где ребят ждали мешки прыгунки, валенки- скороходы, валенок- заваленок, реактивная метла. Взрослым мужчинам пришлось посостязаться в выпечке блинов и поедании их на скорость. Знанием частушек и поговорок делились бабушки и дедушки. Каждый нашел себе забаву и развлечение. Праздник подарил всем много радости, веселых развлечений и положительный заряд бодрости. На народное гуляние собрались и стар и млад. А какая же Масленица без весёлых игр и забав. Все принимали активное участие в различных конкурсах, играх, состязаниях на силу и смекалку, которые проводили Скоморох, Зима и Емеля.

Одна из самых вкусных и приятных традиций Масленицы — это душистый травяной чай из самовара с блинами и пирогами, которые с радостью были предоставлены местными хозяюшками, горячий плов и шашлык, не оставили равнодушными никого. И без масленичного столба не обошлось, который покоряли мужчины разных возрастов, все призы были сняты. Завершилось празднество сжиганием чучела Масленицы, под весёлую музыку, участники праздника, водили хороводы, пели песни и танцевали. За умными играми время пролетело незаметно. Все остались довольны. На территории Куяганского сельского дома культуры прошли народные гуляния «Масленица весела, всех на праздник позвала», посвящённые прощанию с зимой. Праздник проходил весело и задорно. Жителей и гостей праздника ожидала насыщенная программа, подготовленная работниками культуры.

Русские красавицы приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно-игровой программе.

В календаре Русской православной церкви Масленица называется Сырной седмицей, которая предшествует Великому посту. Согласно церковному обычаю, верующие за это время могут подготовиться к 40-дневному посту и примириться с ближними. Единой версии о происхождении названия праздника нет. Одно из объяснений связано с маслом. Именно весной на Руси начинали телиться коровы, молоко появлялось в каждом доме.

Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин — олицетворение солнца, были обязательными атрибутами праздника. В народе Масленицу всегда ждали, ласково и кратко называли "пеpебуха", "объедуха", "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "веселая", "честная масленица", "пеpепелочка", "ясочка". Масленичная неделя 2 Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей.

Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32].

Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37].

Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В.

Чистый понедельник: что нужно сделать в первый день Великого поста, приметы и запреты

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. Масленица одновременно означает и проводы зимы, и подготовку к Великому посту. Как праздновали Масленицу в России, куда сходить на Масленицу и какие мероприятия будут на масленичную неделю, читайте в новостях на информационном портале Завершается. первый день Великого поста и время прощания с Масленицей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий