Статья 18. Общественные кладбища 1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов. Погост. по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника(тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты.
Что такое погост в истории?
это жилое подворье князя и его свиты, служившее местом сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти. Таким образом, эволюция значения слова "погост" отражает широкий спектр изменений в культурной и религиозной жизни славянского народа. место, где кого-то кладут, а погост - это название наше родное). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Такие погосты могут унести на тот свет и других животных. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, в которые могло входит несколько сел и деревень (аналог современных районов), а также и сам городок, в котором погост находился.
Погост (схема)
Также в описании погоста отмечена келья старца Ерофея, по-видимому, почитаемого местным населением богомольца. Земли Пелушского погоста были розданы в поместья московским дворянам вместе с проживающими в них крестьянами. Всего в погосте было 6 поместий, два из которых на момент описания пустовали. В числе первых помещиков Пелушского погоста были дворяне Семейко Лодыгин, Василий Тулубьев, Куташев из которых последние два свои поместья, на момент описания погоста, уже потеряли. Монастырских и церковных владений на территории погоста по-прежнему не было. В конце XVI века Пелушский погост, вместе с другими погостами края, находился в состоянии хозяйственного упадка, вызванного неудачами правления первого русского царя Ивана IV. Георгиевский Койгушский погост Обонежской пятины Нагорной половины. В писцовой книге 1496 года описан как погост Егорьевский в Койгушах. Описание сохранилось полностью.
На севере он граничил с Пелушским погостом, где находился куст деревень Радогощь. На западе территория погоста уходила в пределы современного Тихвинского района, где в верховьях рек Тутоки и Ретеши находились деревни, относящиеся в прошлом к Койгушскому погосту. На юге территория погоста заканчивалась южнее озёр Пячино и Долгомошье. На востоке погоста находился куст деревень, расположенный на берегах Лидского озера. Из 136 населённых пунктов погоста переписи 1496 года до наших дней сохранились без переименований только Радогощь 1496 и Койгуши 1496. Центр погоста находился у озера Белое, к югу от деревни Койгуши. В 1496 году здесь уже стояла деревянная Георгиевская церковь. В церковный причт входили поп Кирило и дьячок Онцифорко.
Кроме земли у погоста священник располагал сенокосом на Ретеше в «пустом Онтоновском селище», где ставилось 20 копён сена. Ондрейка Боярин, Трофимко Казак и другие. До присоединения новгородских земель к Великому княжеству Московскому всеми землями Койгушского погоста владел новгородский боярин Богдан Есипов. Его доход с данных земель составлял деньгами чуть свыше 9 рублей и продуктовый оброк, составляющий около 500 кг ржи, 22 сыра и 179 горстей льна.
Первоначально погостом называли постоялый двор, куда заезжали и где останавливались купцы. Позже так стало обозначаться определенное место, куда приезжал князь, чтобы забрать дань. Потом это слово снова изменило смысл, и так стал называться центр всего округа. А так как церковь обычно ставилась в центр, то так стали называть и церковь, позже — церковь с имеющимся при ней кладбищем, ну а позже и только кладбище. Как мы видим, слово « погост» прошло долгий путь в истории и почти полностью изменило своё значение.
Величина погостов была различна. В 11-14 веках погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты для Новгородских владений. В центральных уездах в документах 15-16 веков погостами в большинстве случаев назывались небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775 году.
А там и до современного смысла было не очень далеко. Прелесть — обман и совращение Опять же, далекий отзвук этого первоначального значения мы слышим в словечке «прельстить», которое до сих пор имеет негативный смысл. Корень «лесть» означал раньше «приманку» и «хитрость». Неделя — воскресенье Логика нашего языка здесь проявляется очень явно: «неделя» - значит «не делать», то есть отдыхать. Раньше так назывался выходной день, а затем стали называть весь отрезок времени. Первоначальное значение сохранилось в братских славянских языках. Трус — землетрясение Табличка советских времен вызывает сегодня улыбки Немного устаревшее слово «трусить» - в значении «трясти» помогает нам понять старинный смысл этого существительного. Трусом раньше называли любую тряску и землетрясение в том числе. К человеку, трясущемуся от страха это словечко пристало позднее. Интересно, что чаще всего достаточно обыкновенные слова, меняя значения, превращались именно в ругательства. Такая незавидная участь постигла, например, понятие «подлец», которое в старину означало просто человека незнатного рода это, наверное, изначально подразумевало некоторое сомнение в его честности.
Погост (схема)
Сегодня слова «погост» и «кладбище» считают взаимозаменяемыми, однако в старину они имели совершенно разное значение. Поговорим об их этимологии и о том, можно ли пользоваться ими как синонимами. Откуда произошло слово «погост» Происхождение этого слова связано с историей административно-территориального деления Древней Руси. В X веке княгиня Ольга разделила всю Новгородскую землю на податные округа — погосты. С каждого такого округа дружинники должны были собирать дань, которая называлась уроком. Когда князь со своей дружиной приезжал в определенный населенный пункт, местные жители считали их гостями, а район, где они останавливались, именовался «погостьем» — постоялым двором.
Морфема «гост» имеет праславянское происхождение и означает чужеземца, врага. Этот оттенок значения сохранился во многих языках: украинском, болгарском, словенском, чешском, польском. Даже хорошо знакомые нам русские слова «гость» и «гостинец» образовались от того же корня. Первое обозначает чужого человека, а второе — то, что приносят в чужой дом. Как известно, основное отличие села от деревни — то, что в нем есть церковь.
Поэтому погосты в народном сознании были прочно связано с церквями. С XVIII века этим словом начали обозначать только прицерковную территорию, на которой хоронили людей. К XIX веку появилось его современное значение — сельское кладбище. Кроме того, какое-то время оно ассоциировалось с торговлей. Гостями на Руси называли купцов, которые приезжали в села и деревни из больших городов.
Погост Фото: m. Но в прошлом это были участки земли между несколькими селами и деревнями. В Киевской Руси люди, которые собирали уроки с населения, назывались гостями. Они приезжали на такие территории, ставя там свои гостевые дома, и оставались погостить, пока не соберут все дани со всех жителей окрестных деревень. После именно вокруг гостевых домов появлялись другие здания и разрастался город, который называли погостом. Урод Фото: admrad. То есть, человек, который стоял «у рода», начинал его. Но как же слово поменяло свое значение так кардинально?
После Древней Руси уродами стали звать детей, которые на славу уродились у родителей — из всех чад они были самыми умными или самыми красивыми.
Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия , составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен Lahn , погост Pogost , приход Sochn.
В современной Латвии есть административная единица территории pagasts см. Волости Латвии , чьё название, по Фасмеру , восходит к слову «погост». Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
Кроме того, погосты были важным элементом в системе обеспечения продовольствием. Здесь производилась и продавалась продукция сельского хозяйства. Важным источником дохода для погостов был сбор торговых пошлин, что способствовало развитию их экономической стабильности и процветания. Таким образом, погосты в экономике и культуре древней Руси играли значительную роль. Они обеспечивали безопасность путешественников и торговцев, способствовали развитию торговли и обмену культурными ценностями, а также служили важным источником продовольствия и дохода. Погосты и христианство С появлением христианства на Руси в IX веке, культурное и религиозное пространство страны претерпело значительные изменения. Христианство стало учить об превышенной значимости жизни в загробном мире, а также о необходимости молитвы за умерших. Это непосредственно повлияло на развитие инфраструктуры погостов. Роль погостов в христианстве: Погосты стали местами для погребения усопших христиан. Здесь возводились церкви, служившие для совершения панихид и проведения религиозных обрядов почитания памяти предков.
Погосты использовались для паломничества и молитвенных практик. Люди обращались к святым мощам, находящимся в погостских церквах, с просьбами о заступничестве. Организация погостов в христианской культуре: Церковь в погосте обычно построена на месте похорон умершего или на могиле святого человека. На погосте есть пятно, где проводятся большие религиозные праздники, процессии и молебны. Рядом с церковью есть кладбище, где умершие покоятся в близости от святого места. Погосты располагаются вдали от населенных пунктов, чтобы обеспечить уединение и покой. Погосты и духовная жизнь населения: Погосты играли важную роль в духовной жизни населения Древней Руси. Они становились центром религиозной активности, местом собраний при церкви, где проводились молебны и обряды. Люди совершали паломничества на погосты, чтобы почтить память усопших, получить утешение и испросить помощи у святых предков. Таким образом, в христианской культуре погосты приобрели новое значение и стали неотъемлемой частью религиозной инфраструктуры Древней Руси.
Социальная значимость погостов Погосты в древней Руси имели важное социальное значение и служили не только местом для временного проживания путешественников, но и были центрами торговли, культуры и религиозной жизни. Они были своеобразными «мостами», объединяющими различные области и народы. Торговая функция погостов. Погосты развивались в крупные торговые центры, где встречались купцы и ремесленники из разных городов и поселений. Здесь проводились ярмарки и ярмарочные сборы, на которых можно было приобрести различные товары: от товаров повседневного спроса до редких и дорогих предметов. Культурная роль погостов.
Кладбище и погост: в чём разница? #магия #shorts
Русский язык настолько безграничен, что некоторые слова кардинально поменяли свое значение спустя долгие годы – Самые лучшие и интересные новости по теме: Значение, интересно, познавательно на развлекательном портале это древнерусское понятие, которое обозначало территорию или поселение, где приезжали гости или путники для отдыха и проживания. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, в которые могло входит несколько сел и деревень (аналог современных районов), а также и сам городок, в котором погост находился. С существованием древних погостов связываются круговые селения, с застройкой домов вокруг площади, на которой стояли церковь, лавки, общественные хозяйственные постройки. Если первоначально погост – это что-то близкое к населенному пункту, то по аналогии сразу вспоминается город мертвых. Тегиурок и погост, что такое погост определение.
Погост в Древней Руси
На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775 году. В 19 - начале 20 веков слово погост употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово погост распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. Советская историческая энциклопедия.
В 16 томах. Том 11.
Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное — по селению и по церкви. Величина их была различна.
Естественно, нет никаких гарантий, что могилу не снесут через год-два: кладбище нелегальное. К тому же, закон вообще запрещает хоронить тела животных. Неизвестно, из-за чего умерла собака или кошка. Это могут быть и опасные для человека инфекции — бешенство, сибирская язва, токсоплазмоз, которые могут разноситься по рекам на десятки километров. Такие погосты могут унести на тот свет и других животных.
Это два штыка лопаты должно быть над телом. Достаточно глубоко приходится копать, иначе бродячие собаки могут раскопать и заразиться инфекцией", — объяснил ветеринар Михаил Шеляков. Но люди хоронят питомцев как и где придется. Возникают стихийные кладбища, бороться с которыми крайне сложно. Так в 2016 году жители московского района Митино подняли тревогу: в местном лесу разрастается гигантский погост, где уже 50 Тузиков и Мурзиков погребено кое-как.
Из-за жуткого запаха невозможно дышать. Тогда власти постановили снести звериное кладбище, но оно появилось вновь. Вот кадры 2023 года: на погосте покоится пушистый терьер Цезарь, пудель Нюрочка с цветами и любимой игрушкой и еще с десяток безымянных могил с самодельными крестами и оградами. Смерть питомца для многих значит потерю члена семьи.
После обращения в христианство Курганы продолжали сооружать и после принятия христианства. Но умерших хоронили в гробах, без жертвоприношений. Также отказались от сожжения умерших, взамен на вершине кургана разжигали костёр, в котором сгорало то, что осталось после поминовения усопших тризны. Кое-где в виде отголоска древности до сих пор встречается обычай посыпать могилу пеплом.
О погостах Употребление слова «погост» в значении «кладбище» сформировалось на протяжении нескольких последних веков. Раньше погостом называли постоялый двор, место временного ночлега. На таких погостах останавливались ратники, сборщики податей, иной служилый люд. Размещались такие погосты на расстоянии одного-двух дней конного пути друг от друга. Рядом с ними периодически проводились местные ярмарки, на которые приезжали из близлежащих селений, чтобы продать или купить различные товары. Так что слово «погост» является однокоренным с древнеславянским «гостьба» торговля.
Погостник — Хозяин кладбища
Все, что я вам поведаю в данном видео, это мое познание и личный опыт. Можете мне не верить, я лишь делюсь с вами информацией, а как вы с ней распоряжа. В X веке княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты — административно-территориальные единицы. У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать). В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, в которые могло входит несколько сел и деревень (аналог современных районов), а также и сам городок, в котором погост находился.
Курганы и погосты
Урод Фото: admrad. То есть, человек, который стоял «у рода», начинал его. Но как же слово поменяло свое значение так кардинально? После Древней Руси уродами стали звать детей, которые на славу уродились у родителей — из всех чад они были самыми умными или самыми красивыми. Кстати, именно слово «красота» по-польски звучит как «урода». Но из-за своего слишком возвышенного значения слово стало применяться и к людям, близким к Богу, а потом перекочевало на верующих и блаженных, которых стали звать уродивыми. В Средние века среди уродиевых было много людей, не способных работать из-за различных увечий. Больные, хромые, вечно голодные люди в лохмотьях — вот кого стало обозначать слово «уроды». Но тогда таких людей жалели, и слово было положительным.
Обычно они собирались на площадях, где можно было разложить свои товары и познакомиться с местными жителями. Поэтому слово «погост» употребляли также для обозначения ярмарочной или рыночной площади. Значение в современных словарях В словаре Брокгауза и Ефрона приводятся следующие определения слова «погост»: Округ, с которого на Руси собирали подати, а также поселение, которое является центром этого округа. Таким значением пользовались историки Татищев, Щербатов и Карамзин. Качественно построенное, благоустроенное поселение. Это значение впервые встречается в сочинениях Ломоносова. Место, где есть церковь, или сама церковь с прилегающей территорией. Церковный округ. Община, которой управляет один староста. Расстояние между двумя населенными пунктами, которое проходят, не отдыхая. Деревня, в которой закрыли церковь и упразднили приход. Торговый двор, рыночная площадь. Как видно из этой статьи, за всю историю Российского государства погостами называли самые разные места. Многое зависело от особенностей диалекта жителей той губернии, где этнографы фиксировали употребление слова. Похороны под ключ Погост и кладбище — синонимы? В наше время — да.
Они выполняли ряд важных функций, которые оказывали значительное влияние на экономическое и социальное развитие тех времен. Прежде всего, погосты были местами, где происходили торговые операции. Многие погосты располагались на перекрестках крупных торговых путей и представляли собой удобные пункты для обмена товарами между различными регионами. Благодаря погостам торговля процветала, а обмен информацией и культурными ценностями становился более активным. Во время путешествий путникам было необходимо отдохнуть и набраться сил, и погосты были идеальными для этого. Они предоставляли удобные места для проживания, отдыха и питания. Кроме того, погосты были нередко оборудованы скотокорралами, где было возможно оставить скот во время пребывания в пути. Погосты также выполняли важную роль в области образования и культуры. Они привлекали ученых и мастеров, которые делились своими знаниями и навыками со служителями церкви и местными жителями. Погосты стали центрами культурной жизни, где происходили музыкальные выступления, художественные выставки и другие мероприятия. Неотъемлемой частью погостов были церкви и монастыри, которые сыграли значительную роль в развитии религиозной и духовной культуры.
Исследователи полагают, что такая семантическая трансформация произошла в результате языковых табу. Жители Древней Руси к слову относились весьма трепетно. Так, они полагали, что существительных, обозначающих неприятные, нежелательные явления, нужно избегать. Для обитателей небольшого села, расположенного вблизи лесного массива, встреча с медведем не была большой редкостью. Но от того она не становилась более приятной. Люди предпочитали не употреблять всуе название грозного животного, дабы не накликать беду. Они предпочитали выражаться иносказательно: "Как бы косолапого не встретить в лесу". Но, например, в Оренбургской губернии устаревшее значение существовало еще и в XIX столетии. Здесь под погостом понимали постоялый двор, расположенный на окраине села. В словаре Ушакова Еще один автор великого русского языка утверждал, что погост - это поселок или деревня, расположенная на севере. У Ушакова, так же как и у Даля, сказано, что под этим словом следует понимать не только кладбище, но и всю территорию, на которой расположена церковь. Погост в качестве места вечного упокоения настолько прижился в русской речи, что появились устойчивые выражения. Например, "снести на погост", что значит "похоронить". Многие слова, сегодня являющиеся частью литературного языка, впервые возникли в устном народном творчестве. А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение. Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно. В завершение стоит привести в качестве примера строку из песни, написанной всего несколько десятилетий назад. В ней присутствует слово, значение и происхождение которого рассмотрены в этой статье. Это слово пришло к нам из русских письменных источников. С десятого по пятнадцатый век значение его неоднократно изменяется. На вопрос, что это такое - погост, краткий исторический словарь дает следующее объяснение. В большом населенном пункте обязательно есть церковь и при ней место захоронения. Весь этот административный округ, выплачивающий подати, и есть погост. Позже так называется уже только сам храм с близлежащими могилами. А еще через некоторое время погост — это исключительно кладбище. Историческая справка Вам будет интересно: Отрядный уголок: примеры оформления Со временем на погостах стали возводить храмы, хоронить умерших. И постепенно стало так, что погост - это очистившаяся от административно-податной и торговой суеты земля.
Погост – склепение природы и истории
постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица». ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X—XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба». Погосты основала княгиня Ольга после своего похода в 947 году на Новгородские земли как место сбора дани с населения. Погост. по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника(тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
История и значения слова ‘погост’: происхождение, употребление, синонимы
Русский язык настолько безграничен, что некоторые слова кардинально поменяли свое значение спустя долгие годы – Самые лучшие и интересные новости по теме: Значение, интересно, познавательно на развлекательном портале Такие сельские кладбища называют погостами, и суеверные жители предпочитают обходить их стороной. Термин «погосты» упомянут лишь в одном пункте устава, в самом начале длинного списка пожалований: «у Вержавлянех у Великих 9 погостъ, а в тех погостех платит кто же свою дань и передмерь истужници по силе, кто что мога. Курганы и погосты: До введения христианства на Руси одной из основных форм захоронений были курганы. Такие погосты могут унести на тот свет и других животных.