В конкретном контексте восстания Богдана Хмельницкого в середине 17-го века, инициатива воссоединения Украины с Россией принадлежала самому Хмельницкому и его сторонникам.
Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?Истоия России 7 класс. Воссоедине́ние Украи́ны с Росси́ей — принятое в советской и российской историографии название для перехода реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему. Верховный суд Украины запустил в производство иск жителя Чернигова Олега Серика – он обвиняет Верховную раду в бездействии, так как она не назначила президентские выборы. Таким образом, вопрос о воссоединении с Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством.
Была ли Переяславская рада воссоединением Украины с Россией
Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией». Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому, который обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением перейти в подданство Русского царства при условии сохранения автономии. В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией.
Равноправие и автономия
- Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией - Универ soloBY
- ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ с РОССИЕЙ в XVII веке - YouTube
- Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?
- ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 2 | Страница 73
Страница 73
- Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
- Казак лихой: как Богдан Хмельницкий вернул украинцев в Россию | Статьи | Известия
- Тринадцатилетний военный конфликт между Россией и Речью Посполитой (1654 – 1667 гг.)
- На Украине заговорили о крахе Второй Республики и создании Третьей
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
Участники собора выслушали подробное объяснение того, как Речь Посполитая нарушает условия действующего мирного договора. Особое внимание уделялось фактам поругания «государской чести» — искажению царской титулатуры и другим оскорблениям царя и его подданных со стороны поляков и литовцев. Кроме того, перечислялись различные недружественные дипломатические действия и порубежные конфликты. Все это в совокупности послужило поводом для объявления Речи Посполитой войны. Как стала возможной Переяславская Рада8 января исполнилось 370 лет со дня торжественной присяги запорожского казачества русскому царю тогда это был Алексей Михайлович во время Генерального военного совета рады в Переяславле. Согласие Москвы на этот акт было дано после шести лет переговоров не считая того, что такие прошения подавались ещё в XVI веке. Причиной же войны были просьбы о помощи казаков Богдана Хмельницкого.
В частности, гетман писал царю о том, что «король с войсками своими на Украину идет. И они то есть Хмельницкий и Войско Запорожское. Именно защита православной церкви и ее паствы от прямого насилия, а также от насаждения унии была главным аргументом в пользу необходимости вооруженного вмешательства в конфликт. В тексте соборного приговора есть любопытная деталь: ссылка на королевскую присягу Яна Казимира, в которой, во-первых, имеется обязательство не притеснять христиан различных исповеданий, а во-вторых, — норма, освобождающая подданных от обязательств перед королем, если он нарушает присягу. Это был очень важный тезис, в том числе, по-видимому, и лично для царя Алексея Михайловича. Вмешательство во внутренний конфликт, на стороне бунтовщиков против законного монарха, требовало очень серьезных обоснований.
Можно вспомнить, как болезненно царь воспринимал революционные события в Англии, которые происходили в те же годы. Решения собора принимались следующим образом. Затем остальные участники собора «по чинам порознь» подтвердили свою готовность к участию в войне и поддержке царя в его решениях. Собор завершил свою работу 1 11 октября, а уже 23 октября 2 ноября была объявлена война Речи Посполитой. Через шесть дней туда прибыл Хмельницкий в сопровождении старшины — генерального судьи, писаря, полковников и есаулов представлявших подавляющее большинство полков войска. Утром 8 18 января старшина совещалась в своем узком кругу, а затем состоялась собственно войсковая рада, на которой, как известно, Хмельницкий констатировал необходимость в условиях затяжной войны с польским королем найти себе нового монарха и предложил собравшимся на выбор четыре кандидатуры: все того же короля, крымского хана, турецкого султана либо московского царя.
В пользу последнего было единство вероисповедания, а равно и то, что уже шесть лет именно его казаки «беспрестанным моленьями себе просят». Выбор был очевиден, и подтвержден всеобщими выкриками собравшихся казаков и переяславских горожан: «Волим под царя восточного, православного! В этот момент произошел инцидент, который принято трактовать как столкновение двух абсолютно различных политических культур. Через несколько дней ему исполнится 53 года - преклонный по тем временам возраст Казаки пожелали, чтобы присягали не только они на верность царю, но и посол Бутурлин от имени царя на кресте и евангелии поклялся в соблюдении всех прав и вольностей Войска Запорожского. Однако боярин отверг это требование — русский царь не присягает своим подданным, но царское слово и не нуждается в дополнительном подтверждении, и он лично гарантирует, что казаки получат от царя даже больше того, на что рассчитывают. В итоге казаки вынуждены были согласиться на такую процедуру.
Однако масштаб этого инцидента не стоит переоценивать. Дипломатическая практика той эпохи предполагала на любых переговорах такого рода озвучивать максимально завышенные требования, а потом долго дискутировать вокруг каждого из них по по принципу «проси больше, дадут меньше». При этом для московских послов всегда первостепенным был именно статус их государя, а казакам главное было получить подтверждение их прав. В результате обе стороны получили желаемое. На этом события собственно Переяславской рады завершаются. Затем посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским, и там процедура присяги повторялась.
Вероятно, царские представители понимали, что репрезентативность собрания в Переяславле была для такого серьезного дела недостаточна. На знаменитой картине советского художника Михаила Хмелько, написанной к 300-летнему юбилею Переяславской рады, один из центральных персонажей вероятно, генеральный писарь Выговский держит длинный свиток — договор. Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля, и была дана устная гарантия со стороны Бутурлина в том, что царь удовлетворит все пожелания казаков, и они получат даже сверх того, что имеют на сегодняшний день. Эти пожелания были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года. Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого».
На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому. Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем. Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю.
У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции. Первоначально претендентом на роль покровителя Украины стал турецкий султан, который имел достаточно сил, чтобы противостоять посягательствам Польши в Украине. Между Хмельницким и правительством султана велись соответствующие переговоры. В 1651 году Оттоманская Порта заявила, что принимает Войско Запорожское в качестве вассалов. На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами.
Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам. Обращение за помощью к России Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией.
Выжидательная позиция России В Москве понимали важность союза с Украиной: Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад. Он ослаблял Польшу. Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией.
Вступление России в войну с Речью Посполитой[ править править код ] Основная статья: Русско-польская война 1654—1667 Как уже говорилось ранее, ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что удовлетворение этой просьбы с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г. Летом 1654 года началась длительная, кровопролитная и масштабная война России с Речью Посполитой, продолжавшаяся на протяжении 13 лет. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметева , выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом. Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина , включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы.
Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин , Раву и др. В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие , под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского. До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ. Основная статья: Русско-шведская война 1656—1658 Заключение перемирия 1656 года было вызвано вступлением летом 1655 в войну Швеции, войска которой захватили Варшаву и Краков. Военные успехи Швеции вынудили Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. Однако ещё до этого, 17 мая 1656 года, Алексей Михайлович объявил Швеции войну. Русско-шведская война длилась 2 года с 1656 по 1658. В августе 1656 года русские войска во главе с царём взяли Динабург ныне Даугавпилс и Кокенгаузен Кокнесе и начали осаду Риги , однако взять её не смогли. Занятый Динабург был переименован в Борисоглебск [13] и продолжал так называться до ухода русской армии в 1667 году. В октябре 1656 года была снята осада Риги и взят город Дерпт Юрьев, Тарту.
Другим русским отрядом были взяты Нотебург ныне Шлиссельбург и Ниеншанц Канцы. В дальнейшем война велась с переменным успехом, а возобновление Польшей военных действий в июне 1658 года заставило подписать перемирие сроком на три года, по которому Россия удержала часть завоёванной Шведской Ливонии с Дерптом и Мариенбургом. Руина[ править править код ] Тем временем в 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Гетманом Войска Запорожского был избран Иван Выговский , что вызвало раскол в среде запорожского казачества. Проезжавший по Украине в 1657 году греческий митрополит Колоссийский Михаил рассказывал, что «гетмана Ивана Выговского заднепровские черкасы любят. А которые по сю сторону Днепра, и те де черкасы и вся чернь ево не любят, а опасаютца того, что он поляк, и чтоб де у него с поляки какова совету не было» [14]. Противоречивая личность нового гетмана вызвала сильную оппозицию. Не «природный казак», а купленный у татар за лошадь «лях», женатый на дочери польского магната [15] , вызывал недоверие и откровенную неприязнь среди многих ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого. Сечевые казаки во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана и подняли восстание. Мятеж поддержал соседствовавший с Сечью и связанный с ней экономически Полтавский полк во главе со своим полковником Мартыном Пушкарём.
Восставшие обвиняли Выговского в измене за сношения с Речью Посполитой и Крымским ханством [15]. И, надо сказать, для этого были все основания. Впоследствии Гетман Павел Тетеря во время присяги был писарем Войска Запорожского выразил одной фразой политику генеральной старшины: Эй!
Таким образом, освободительная война явилась важнейшим событием в истории украинского народа. Прогрессивный, справедливый характер освободительной войны определялся тем, что она велась за освобождение родины от чужеземного порабощения.
В ней приняли активное участие крестьяне, казачество, трудовое население городов, т. Большую роль в успешном ведении боевых операций сыграло казачество, имевшее военную организацию и оружие. Сотни тысяч восставших крестьян и мещан объявляли себя казаками. Могучему размаху освободительной войны способствовало участие в ней наравне с широкими народными массами Украины представителей русского, белорусского, польского, молдавского и других народов, проживавших тогда на Украине. Возглавил освободительную войну выдающийся государственный деятель, искусный полководец и мудрый дипломат Богдан Хмельницкий.
Выражая вековые стремления украинского народа к тесному союзу с братским русским народом, он последовательно боролся за воссоединение Украины с Россией. Под руководством Б. Хмельницкого на Украине были созданы вооруженные силы, неоднократно наносившие поражения польско-шляхетским войскам и освободившие значительную часть территории Украины. Наряду с Б. Хмельницким из среды восставших выдвинулись талантливые полководцы, непреклонные поборники теснейшего единства двух братских народов — М.
Кривонос, И. Богун, М. Пушкарь, Д. Нечай, Ф. Джалалий, М.
Небаба и многие другие. Освободительная война на Украине в своем развитии прошла три главных этапа. Первый этап охватывает 1648 г. Хмельницким, нанесла поражение польско-шляхетским военным силам под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами и освободила Украину. Хмельницкий обратился к царскому правительству с просьбой воссоединить Украину с Россией и оказать военную помощь в борьбе против агрессии шляхетской Польши.
Второй этап 1649—1651 — время тяжелых испытаний украинского народа: повстанческая армия потерпела неудачи в битвах под Зборовым и Берестечком, что угрожало свести к минимуму достигнутые успехи. Хмельницкий активизировал переговоры о воссоединении Украины с Россией. Земский собор 1651 г. Украинский народ накапливал силы для продолжения освободительной войны. На третьем этапе 1652 — начало 1654 г.
Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией, а Переяславская рада 8 января 1654 г. В результате героической борьбы народных масс на освобожденной территории Украины фактически было уничтожено польско-шляхетское господство. Одновременно было ликвидировано крупное землевладение польских и украинских магнатов и шляхты. Это привело к значительному ослаблению феодально-крепостнического гнета. Часть земель на правах займанщины оказалась в руках крестьян, казаков и горожан, вследствие чего возросло мелкое землевладение.
Крестьяне и горожане отказывались выполнять феодальные повинности или своими действиями сводили их к минимуму. Они добились прав, хотя и очень ограниченных, на переход в казацкое сословие, что в определенной мере улучшало их положение. В ходе военных действий формировалась украинская государственность, возглавляемая гетманом. Казацкая старшина сосредоточила в своих руках административные и судебные органы власти, обеспечив себе экономические и политические привилегии, а этим самым и господствующее положение в обществе. В годы войны расширилось землевладение православных монастырей.
Основными источниками его роста стали гетманские и полковничьи пожалования. Сохранилось также землевладение украинской шляхты и казацкой старшины, принимавших участие в борьбе против польских магнатов и шляхты. В период освободительной войны значительно окрепли экономические, политические и культурные связи Украины с Россией. Русский народ оказывал большую помощь украинскому народу в его справедливой освободительной войне. Во время нападений польско-шляхетских войск многие тысячи украинских крестьян, казаков и горожан переселялись на территорию России.
Освободительная война украинского народа способствовала активизации освободительной борьбы белорусского народа. Совместная борьба народов Украины и Белоруссии за свое освобождение, братское единство с русским народом оказала заметное влияние на усиление антифеодальных движений в ряде районов Польши, Молдавии и др. Героическая борьба украинского народа нашла яркое отражение в устном народном творчестве. В народных думах, песнях, легендах, красной питью проходит идея патриотизма, стремления украинского народа к воссоединению с братским русским народом, одобрения исторических решений Переяславской рады 1654 г. В народных думах и песнях прославляется героическая борьба трудящихся против феодально-крепостнического гнета.
Народ воспел легендарные имена Б. Хмельницкого, М. Кривоноса, Д. Нечая, И. Богуна и других героев, их мужество, горячую любовь к родине и ненависть к ее врагам.
В народных песнях и думах Б. Хмельницкий выступает в ореоле славы отважного воина и пламенного патриота, государственного деятеля, выдающегося полководца, борца за воссоединение Украины с Россией. Освободительная война и воссоединение Украины с Россией, активная деятельность Б. Хмельницкого нашли высокую оценку в дореволюционной художественной литературе и публицистике. Так, известный философ и писатель Г.
Сковорода прославлял его как героя и отца «вольности». Подвиги украинского народа в борьбе за освобождение от иностранных захватчиков и личность гетмана прославил поэт-декабрист К. Гениальный русский поэт А.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад
365-лет назад состоялось воссоединениу России и Украины | Официально воссоединение Украины с Россией произошло 8 января 1654 года на Переяславской раде. |
Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?Истоия России 7 класс - | Церемонию воссоединения Украины с Россией предполагалось провести в Переяславе — значительном экономическом и административном центре, расположенном вдали от театра военных действий. |
Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?Истоия России 7 класс | Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. |
18 января В 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией | Крым был подарен Украине Хрущевым в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. |
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины | Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией. |
Разделы Речи Посполитой
- «Рабы господствуют над нами»
- Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
- Request Rejected
- Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией? - История
- Похожие вопросы
- Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий -
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.
Его имя было известно королю и его придворным. Затем в жизни сотника Б. Хмельницкого произошло драматическое событие, которое коренным образом изменило его жизнь и миропонимание. Поводом послужил личный конфликт с чигиринским подстаростой, польским шляхтичем Даниэлем Чаплицким. Суть конфликта заключалась в том, что во время отсутствия Б. Хмельницкого он разорил принадлежавший сотнику хутор Субботово, находившийся неподалёку от Чигирина , поиздевался над его семьёй и до полусмерти избил его сына. Хмельницкий пытался добиться справедливости в суде, но тщетно. И тогда, как утверждают историки, он обратился к польскому королю Владиславу IV, с которым был лично знаком.
Король принял Б. Хмельницкого и, выслушав рассказ о его обиде, произнёс: «Чего ты ходишь по судам, когда у тебя есть сабля? Вот с саблей в руках и защищай свои поруганные права».
Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России.
Восстание Богдана Хмельницкого Слайд 31 Хмельницкий обратился за помощью к России, просил царя принять Украину в ее состав. В конце 1640-х — начале 1650-х гг. Россия признала Украину в качестве самостоятельного государства и установила с ней официальные дипломатические отношения. Повстанцам предоставили продовольствие, боеприпасы и оружие.
Это содействовало росту доверия украинцев к России. Восстание Богдана Хмельницкого Слайд 32 Исчерпав мирные способы разрешения конфликта и укрепив армию, Россия пошла на решающий шаг: 1 октября 1653 г. Земский собор последний в истории России приговорил принять Украину в состав России и объявил войну Польше. Слайд 37 3.
Слайд 38 Русско-польская война1654-1667 Следствие вхождения Украины в состав России Кампания 1654-1656 Кампания 1657-1662 Успехи Польши; потеря Россией ранее захваченных территорий Кампания 1663-1667 Успехи России - перемирие Андрусовское перемирие 1667 - Россия получала Смоленскую и Чернигово-Северскую земли; Левобережную Украину с Киевом «Вечный мир» 1686 Слайд 39 Русско-польская война 1654-1667 гг. Компания 1654-1656 Компания 1657-1662 Компания 1663-1667 1654- взятие русскими войсками Смоленска, Полоцка и Витебска. Убийство гетмана. Потеря территорий Литвы и Белоруссии.
Андрусовское перемирие на 13 лет. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей. Киев перешел к России на 2 года , но так и не был впоследствии возвращен Польше. Запорожье было признано совместным владением России и Речи Посполитой.
Такое положение сохранилось до 70-х гг. XVIII в. Слайд 41 Слайд 43 Как вы думаете, почему Россия приняла участие в борьбе украинского и белорусского народов против поляков? Задание Слайд 44 Итоги … В годы правления первых Романовых: Россия смогла преодолеть последствия Смутного времени и подтвердить статус региональной державы.
Территория России была существенно расширена Левобережная Украина, Смоленская земля. Украина вошла «под руку» московского царя и сохранила свою самобытность. Усилились процессы европеизации страны, заимствования элементов западной культуры, технологий и образа жизни, благодаря воссоединению Украины с Россией.
Красная Армия смогла освободить Киев от деникинцев, но это произошло уже значительно позже — 16 декабря 1919 года. Униженный Петлюра бежал в Варшаву, где 21 апреля 1920 года от имени директории УНР заключил с панской Польшей военный союз.
После этого петлюровцы и польские войска начали наступление на Украину и 7 мая 1920 года заняли Киев. Однако в результате осуществления разработанной в Москве Киевской наступательной операции Красная армия 11 июня 1920 года снова овладела Киевом и на этот раз уже окончательно! Под властью большевиков оказалась вся Украина за исключением западной её части, которая досталась Польше Западной Украиной в 1939 году занялся уже И. Данный договор был утверждён и вступил в силу 30 декабря 1922 года в Москве на Первом Всесоюзном съезде Советов. Именно в этот день юридически и состоялось новое воссоединение Украины с Россией!
Однако фактически в Советской Украине абсолютно ничего!!! Горбачева ограждали от националистической агитации, искренне и совершенно правильно полагали, что в едином федеративном государстве так и должно быть. Воссоединение Украины с Россией свершилось! На чём основывал Ленин свой политический курс, направленный на воссоединение Украины с Россией? А вот на чём… Во-первых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин опирался не только на внешнюю силу в виде вооружённых частей Советской России, но и на пророссийски настроенную политическую силу внутри Украины, представленную проживавшими на её территории большевиками-подпольщиками, вовсю агитировавшими украинцев за теснейший и неразрывный союз с русскими и Россией, а также организовывавшими на территории Украины просоветские пророссийские восстания.
Они были за воссоединение Украины с Россией! Во-вторых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин, в отличие от украинских националистов, предложил народу Украины по крайней мере, подавляющей его части, состоявшей из крестьян и рабочих чёткую экономическую, политическую и социальную программу, носившую наднациональный!!! Эта, пронизанная идеалами социальной справедливости, программа была проста и понятна всем жителям Украины: земля крестьянам, заводы рабочим, власть трудовому народу, долой угнетающих трудовой народ панов-эксплуататоров, нет эксплуатации человека человеком. И украинцы умом и сердцем приняли её!
Замечание 1 Вопрос о присоединении Украины поднимался еще в 1651 г. Осенью 1653 г. При этом каждое из сословий: дворяне, бояре, посадские люди, духовенство, заседало отдельно и принимало собственное решение. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1653 г. Посольство возглавил дипломат Василий Васильевич Бутурлин, который в 1655 г. В посольстве участвовало более 40 человек, а также Артамон Матвеев, приближенный царя, глава московских стрельцов, возглавивший в 1670 г. Посольский приказ. Послы очень спешили, поэтому отправились в путь, не дождавшись инструкции, царской грамоты к гетману и символов гетманской власти — булавы, парадной ферязи верхняя одежда и горлатной шапки, которые получили лишь 18 декабря, будучи уже на границе в Путивле. Казаки их встретили салютом из ружей. В 1654 г. Речь Посполитая после Переяславской Рады заключила союз с Крымом. В антиосманскую борьбу были втянуты Россия и Украина. У них искали поддержку Молдова и Валахия. Тринадцатилетний военный конфликт между Россией и Речью Посполитой 1654 — 1667 гг. Военная кампания 1654 года Взятие Смоленска было ключевой целью военной кампании 1654 г. В связи с чем царские войска в июне осадили город. Главным воеводой в Смоленск царь назначил Григория Гавриловича Пушкина. Военные действия продолжились осенью 1654 г. Шереметева с войском Хмельницкого и дальше пошли на юг. Военная кампания 1655 года В июле 1655 г. Хмельницкого и Ф. Бутурлина перешли в наступление, захватив Брацлавщину, Подолию, Волынь и в сентябре 1655 г. В Белоруссии также военные действия были успешны. Речи Посполитой осталось надеется только на татар. Во второй половине сентября 100-тысячная орда Мухаммед-Гирея ворвалась в Украину и отрезала полки, осаждавшие Львов, от тыла. Вследствие чего, Хмельницкому и Бутурлину пришлось снять осаду. Взяв с города контрибуцию, они 31 октября 1655 г. У местечка Озерное 9 — 12 ноября украино-русские войска победили, ханская орда потеряла 10 тыс. После чего хан ушел из Украины, заключив с гетманом Б. Хмельницким мирный договор. События 1656 — 1661 годов Успехи русско-украинских войск в Москве вызвали иллюзию полной победы и разгрома Речи Посполитой. Дипломат и политик Ордин-Нащокин и его окружение высказывались за усиление натиска на Балтике, заключение союза с Польшей для борьбы со Швецией за обладание Балтийским побережьем. Для войны с Швецией необходимы союзники. Дипломат князь Д. Мышецкий отправился к Фридерику III — датскому королю. Однако военную кампанию против Швеции начали, не дождавшись ответа на предложение о союзе. Дания объявила войну 1 июля 1657 г. Осенью 1656 г. Таким образом, Россия, развалив реальный антипольский союз и не заключив антишведский, резко изменила курс своей внешней политики, начала войну против Швеции. Хмельницкий продолжал отстаивать прежнюю линию борьбы с Польшей. Мирные переговоры продемонстрировали полную противоположность взглядов. Ян Красиньский, представлявший польскую сторону, настаивал на возвращении всех утраченных земель, включая и Смоленск. По предложению Б. Хмельницкого русская сторона стала предлагать установить границу по Южному Бугу. Однако царь распорядился обсуждать только антишведский союз, вследствие чего вопрос об Украине был снят с повестки. Речь Посполитая отложила решение украинского вопроса.
Воссоединение Украины с Россией
Президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий 30 сентября Днем воссоединения Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей с Россией. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий 30 сентября Днем воссоединения Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей с Россией. В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов.
Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв.
В целом, вопрос о воссоединении Украины с Россией является сложным и спорным. Различные политические силы в России и Украине имеют разные взгляды на этот вопрос, и позиции общества также могут значительно различаться. Свежие записи.
И будучи они у короля и у панов рад, в ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и по констытуцые казни просили, и стояли о том крепко. И король и паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили и правды ни в чом не показали. И после того присылал ко государю Ян Казимер король посланников своих - Альбрехта Пецлавского да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну Казимеру королю своих государевых великих послов.
А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и сеймовые свои уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом. И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили. И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут.
И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят.
А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти.
А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку.
Более всего Сечь походила на легендарный пиратский остров Тортуга в Карибском море нечто среднее между государством и военно-морской базой. Запорожским казакам приходилось вести частые войны с поляками, турками и татарами. Также они участвовали практически во всех народных восстаниях. Судьба "виновника" воссоединения славянских народов показательна для того времени.
Богдан Хмельницкий был шляхтичем то есть дворянином , но православным. Он служил в польском войске, имел собственный хутор и нескольких работников. Но на беду отношения с местным старостой-католиком Чаплицким не сложились до такой степени, что тот устраивал покушения на жизнь Хмельницкого, набеги на его хутор и грабежи и даже запорол сына Хмельницкого. Местный суд, где заправляли католики, не наказал злодея. Хмельницкий обратился прямо к польскому королю Владиславу, но тот отказал, пожаловавшись на свое бессилие перед панами, контролировавшими сейм польский парламент.
Тогда отчаявшийся Хмельницкий поехал в Запорожье: "Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Заключив союз с Крымским ханством, в 1648 году гетман начал кровопролитную войну. Однако в 1651 году после серии побед казаки потерпели сокрушительное поражение из-за предательства татар. Тогда гетман обратился за помощью к православному Московскому государству. После долгих переговоров 18 января по новому стилю 1654 года в городе Переяславе собравшаяся рада совет казаков одобрила присоединение к Москве: "Водим под царя московского, православного".
Однако казаки потребовали, чтобы царь Алексей Михайлович в обмен на присягу дал клятву сохранить казачью независимость. Боярин Бутурлин, ведший переговоры, заявил в ответ: "У нас не повелось, чтоб цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут". Ситуация была безвыходная, и казаки согласились.
В Киевском, Брацловском и Черниговском воеводствах отныне государственные должности могли занимать только православные. Казаки получили немало привилегий и по части пошлин.
Но Хмельницкий понимал, что этот компромисс временный. На Переяславской раде в начале 1654 года казаки подтвердили этот выбор и присягнули Москве. Казачий круг единодушно провозгласил: «Волим под царя восточного, православного! Война началась для России фантастически успешно. И воины Богдана не подводили, сражались на совесть.
Войска царя Московского освободили все главные города, к тому времени остававшиеся под властью Польши: Смоленск, Минск, Гомель, Оршу, Шклов... Богдан взял в кольцо Львов. Правда, к тому времени крымские татары уже сражались против русских и казаков. Вполне естественно, что далеко не все решения царя Алексея Михайловича приходились Богдану по душе. И Москва не имела оснований безоглядно доверять гетману.
Это проявилось, когда в противостоянии появился новый серьезный участник — Швеция. Стокгольм решил воспользоваться ослаблением Речи Посполитой, и шведские войска захватили несколько польских городов. Как ожидаемая интеграция королевства в блок скажется на европейской безопасности Для Москвы ситуация усложнилась. В окружении царя многие включая патриарха Никона считали, что пришло время добить Польшу. Этого мнения придерживался и Богдан.
Но Алексей Михайлович боялся усиления Швеции на западных рубежах Русского царства, подписал перемирие с поляками и начал боевые действия против шведов. Он послал отряд своих казаков в помощь шведам — вопреки воле русского царя. Но не стоит преувеличивать конфликт Богдана с Москвой. Алексей Михайлович понимал, что Хмельницкий вправе тревожиться по поводу даже временного примирения Москвы с поляками. И направил в ставку гетмана посольского дьяка, видного дипломата Артамона Матвеева, который одарил Хмельницкого от имени московского самодержца «многими соболями».
Единство русского царства, включавшего и гетманщину, не поколебалось. Моряки стоят на защите южных рубежей Отечества «И воцарилася свобода... Его соотечественники скинули с плеч польское ярмо. Паны и после смерти Богдана мстили ему, забыв о законах чести. В 1664 году польский воевода Стефан Чарнецкий совершил набег на хутор Хмельницкого, сжег его дотла, а прах гетмана и его сына Тимофея выбросил из могил «на поругание».
Но эти варварские выходки не могли вспять повернуть историю. Две ветви русского народа уже выбрали общую судьбу. И хотя на тогдашнем историческом пути они не избежали противоречий, поляки уже не могли разрушить это единство.
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку.
И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад.
И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела.
Причиной тому является феодальной раздробленности Руси. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Что объединяло русский и украинский народы? Украинцы имели с русскими единые национальные, религиозные и культурные корни. Также украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство. Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого? Первенствующее положение в Речи Посполитой занимала шляхта, обладающая огромными привилегиями и правами. Эти привилегии и права привлекали православных князей и дворян, живших на польских и литовских землях. Однако они распространялись только на дворян-католиков, поэтому часть украинской и белорусской знати переходила из православия в католичество. Высокое положение в обществе занимало и католическое духовенство. С какой целью была принята Брестская церковная уния? В чьих это было интересах? При поддержке польского короля в 1569 г. При этом сохранялись богослужение на славянском языке и православные обряды. Униаты отнимали у православных их храмы и монастыри, а священников, отказывавшихся присоединиться к унии, изгоняли из приходов. Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого?
Ведь, когда люди равны, тут и братство, а коли не равны, какому ту быть братству? Идея равенства и братства приобрела неожиданный смысл — это равенство всех перед ним. Бояре же отстаивали преимущества сословного равенства для тех, кто принадлежит к высшему слою. Россия позднее западноевропейских стран вступила на путь капиталистического развития.
В XVII веке процесс воспринимался именно как воссоединение — воссоединение территорий, воссоединение этноса, который несколькими столетиями ранее оказался разделён монгольским нашествием с востока и литовским — с запада. Разница в том, что в советские времена Переяславскую раду интерпретировали как слияние хоть и братских, но разных народов — русского и украинского, а в XVII веке её понимали как восстановление единого народа — русского. Другое дело, что социально-политическая иерархия, социально-политическая система, которая сложилась в Гетманщине, сильно отличалась от российской системы, стремившейся к абсолютизму. Поэтому выстраивание отношений между, с одной стороны, гетманами и, с другой стороны, царями, боярской Думой и впоследствии Сенатом заняло огромное количество времени и вызывало массу проблем. По-другому и быть не могло. А как называли её сами тогдашние жители? Оно примерно с одинаковой частотой употребляется в российских и польских источниках через Польшу это название попало в Западную Европу. В текстах, написанных тогдашними жителями нынешней Украины, оно почти не встречается, а если где-то всё же используется, то не в этническом смысле, а в территориальном, региональном. Так же, как использовались понятия «Урал», или «Замосковный край», или «Дикое поле», или «города по литовской украине», то есть «по литовской границе». Сейчас на Украине популярна версия, будто название «Украина» по аналогии с польским словом «край» означает «страна», но нет, в польских источниках оно в таком значении не употребляется. Как в польских, так и в русских текстах оно означает «фронтир» — осваиваемую территорию. Теперь — о названии «Малая Русь», «Малороссия». Оно, как и название «Великая Русь», имеет церковное происхождение — впервые используется в грамотах Константинопольской патриархии XIV века. Тогда же оно вошло в светскую практику: Малой Русью называли русские территории, находившиеся под контролем Великого княжества Литовского и Польского королевства. Малороссийские книжники стали употреблять этот термин в последней четверти XVI века для наименования части территории Речи Посполитой с православным населением. Украинские националисты считают название «Малая Русь» уничижительным, но ничего подобного в нём нет. Равно как и в названии «Великая Русь» нет никакого возвеличивания. Здесь очевидна аналогия с названием региона Великая Греция: оно не выражало что-нибудь более значимое по отношению к изначальной Греции. Великой Грецией называлась историческая область с греческими провинциями. Великая — значит большая, распространённая, вот и всё. Слово «Малороссия» использовалось образованными малороссиянами, принадлежало к высокому стилю.
365-лет назад состоялось воссоединениу России и Украины
До сих пор в нашем общественном сознании доминирует идеологическая концепция «воссоединения Украины с Россией», сформулированная в нынешнем виде в первой половине 1950-х гг., к празднованию 300-летия Переяславской рады. Инициатива воссоединения принадлежит Богдану Хмельницкому, а также Переяславской раде. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце. Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства.
18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией
8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, понимаемая с советских времён как «воссоединение Украины с Россией». не Россия", с таким категоричным утверждением согласны далеко не все. Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации.