— Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. Сначала колядовать ходили дети по несколько человек.
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
По традиции колядовать (щедровать) ходили либо отдельно взрослые и дети, мужчины и женщины, либо смешанные группы. Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать. Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка. Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии ). на Святвечер (Сочельник, канун Рождества - 6 января) Принято петь колядки - это древне славянская традиция святок, сохранившаяся до наших дней.
Колядование на Рождество начнется традиционно вечером 6 января 2024 года
Впереди Коляды шел Карачун – самый короткий день в году, смутное да страшное время. Зачем ходят колядовать? Коляда имеет несколько целей. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Колядовать ходили целыми ватагами, причем только мальчишки и мужчины (а вот щедровать — уже девочки). Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать. Колядующие ходят от двора к двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства.
Вам может быть интересно:
- Короткие колядки для детей на Рождество
- Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
- Колядки: кто и о чём поёт в Рождество
- Рождество Христово и Святки в 2025 году
- Даты, когда щедруют и посевают
- Колядки: что это?
Когда в России щедруют
- Когда колядуют в России в 2024 году
- 🍀 Колядование на Руси: обряд колядования - смысл и традиции
- Следуйте за FT
- «Коляда, коляда, отворяй ворота!» — рассказываем, как правильно колядовать и какие колядки петь
Как и когда принято колядовать в России: традиции и особенности древнего обычая
Идя по селу, колядники особенно ряженые оповещали о себе пением «путевые» колядки , криками, воем и т. Дети и «церковные» колядники ходили, напротив, чинно. Пропустить чей-нибудь дом во время обхода считалось дурным предзнаменованием не колядовали только в домах, где недавно кто-то умер. Во дворе часто — под окном колядники окликали хозяина или исполняли первую «надворную», «подоконную» колядку у русских преобладала эта краткая, «надворная» форма колядования; местами существовал даже запрет впускать колядников в дом ; если хозяин приглашал их в дом, «околядовывали» каждого из домочадцев т.
После обхода колядники делили между собой собранные дары, устраивали совместную трапезу, пляски болг. Было распространено представление о необходимости ритуального очищения участников колядования.
И мужчины, и женщины, и дети, и взрослые.
Обычно люди ужинают двенадцатью постными блюдами, после чего несут своей семье кутью. Прежде чем подать угощение, поют колядки, желая хозяевам мира, счастья, богатства и процветания. Заканчивают колядовать утром 7 января.
Когда в России щедруют Щедруют в России в Щедрый вечер — 13 января. Отсюда и такое название традиции. В этих песнях акцент делается на пожелания различных материальных благ.
Людям желают достатка, приплода домашней скотины, богатого урожая.
Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. Все эти слова происходят от одного — усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz — рассветать, auzra, — утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года Даль. Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями.
В одной песне на вопрос: «Кому ж, кому ехать по мосточку? При этом песни добавляют, что он т. Овсень поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым золотым поросенком». Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца сказочная «свинка — золотая щетинка» , то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год. Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии. Они богаче образами.
Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т.
Характерное их отличие от колядок — припев «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на весь вечер! Предки считали, что на Щедрый вечер приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год. Утром 13 января хозяйки готовят праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательное яство — обрядовая щедрая кутья. Также пекут блины, пироги, делают жаркое и домашнюю колбасу, лепят вареники с сыром и творогом.
Этими яствами одаривают щедровальников 13 января и посевальщиков 14 января. Щедровальники обходят по домам с вечера до полуночи, заходят после приглашения хозяев. Щедруют в основном девушки, но и холостяцкие группы также ходят. Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд.
Я иду на коляду: что нужно знать про ряженых
Когда начинаются Колядки в 2023 году. | | Колядовать ходят перед Рождеством – вечером с 6 на 7 января. Для проведения обряда необходимо как минимум три человека: звездарь, звонарь, мехоноша. |
«А по целому давай»! Почему в городах и станицах колядуют по-разному | АиФ Краснодар | Колядующие, щедровальники, посевальники ходят в гости: к родственникам, друзьям, крестным, соседям. |
Рождество Христово и Святки в 2025 году
Святочное колядование | Коляда, коляда, Накануне Рождества! |
Когда можно колядовать девочкам? | В старину колядовать ходили, в основном молодые парни и мальчики: переодевшись в специальные костюмы, ходили от двора ко двору и пели веселые песенки-пожелания — колядки. |
Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать? | славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения - занимает первое место в году и продолжается несколько дней. |
Новости страны Северной | Когда ходят колядовать в 2024 году: даты и обычаи. |
Колядовать на Рождество: как и когда колядуют в Святой вечер? Сборник простых колядок для детей | Коляда. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен. |
Рождество Христово и Святки в 2025 году
Люди собирались в группы, наряжались и отправлялись колядовать. Как правильно колядовать на Рождество, будет рассмотрено далее. Щедрование на старый Новый год Много путаницы создалось вокруг обряда колядования. Многие путают, когда нужно ходить совершать обряд: в Рождество или на старый Новый Год? Как правильно колядовать, поговорим позже.
Итак, с 6 на 7 января совершается обряд колядок, а 13 января — посевание или щедрование. Сейчас это тоже редкость, а вот ранее проводилось ежегодно в Щедрый вечер — канун старого Нового года. Как правило, щедровать ходила молодежь, преимущественно девушки. Они приносили с собой пшено и посыпали им на пол хозяев дома, приговаривая при этом соответствующие стишки или песни.
Эта процедура посыпания соответствовала пожеланию плодородия. Особых требований к одежде щедрующих не было. По желанию девушки могли облачиться в оставшиеся с колядок костюмы, а могли просто нарядиться в праздничные одеяния. Главное — это прочитать хозяевам щедровки.
Это песни и стихи с пожеланием добра, счастья и плодородия. Вот пример таких пожеланий: Добрый вечер, щедрый вечер,.
Основной костяк — это четыре человека, но, как правило, к нам всегда кто-то из друзей присоединяется.
Мы не ходим колядовать по чужим квартирам, заезжаем только к своим друзьям, у кого есть детки — заранее расписываем маршрут, обычно это пять-шесть адресов, где нас ждут. Колядуем где-то до полуночи, чтобы дети смогли выспаться. Деньги за колядки не берем, только сладкие угощения.
У нас вся программа театрализованная — с песнями, стихами, красивыми профессиональными костюмами. В нашей команде, например, есть цыганка Катя, которая гадает хозяевам дома на картах Таро. Открою секрет: плохих карт в ее колоде нет, она их заранее вынимает, чтобы предсказать людям только хорошее.
Сама я в прошлом году нарядилась узбеком, у меня были настоящие тюбетейка и теплый халат. Колядки — очень светлый праздник, который несет добро. Помню, в конце 90-х годов мы ездили колядовать целой группой и почти в каждой квартире к нам присоединялись незнакомые люди, с которыми мы вместе шли дальше колядовать.
Было так весело! В этом году мы планировали с друзьями колядовать. Но буквально за два дня до Рождества приняли решение, что, пожалуй, этот год пропустим.
Мы не за себя испугались — все-таки мы люди взрослые, работающие, никто из нас не болеет коронавирусом. Страшно стало за детей и пожилых родителей наших знакомых, чьи дома мы собирались посетить. Этот вирус коварный, никто не знает наверняка, болеет ли он сейчас или является бессимптомным носителем.
Тем не менее, коляда не обошла меня стороной — позвонили в дверь ребятишки, прочитали стишки, это так умилительно было! Конечно, я им отсыпала конфеток и мелочи. В центре города колядовать негде Основными атрибутами колядок всегда являлось ряжение.
Весь смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, в идеале — жутко. Чаще всего колядующие примеряли на себя образы животных — козы, барана, свиньи, зайца, мифических существ, водяных, ундин. Два года подряд накануне Рождества там организуют бесплатный мастер-класс для взрослых и детей по изготовлению обрядовых масок.
В этом году на занятие пришли восемь человек. А по его окончании все участники в масках вышли на улицу колядовать. Прошли по Московскому проспекту, реакция прохожих была разной: кто-то вообще не понял, что за «нечисть» пляшет у торгового центра, другие начинали в ответ тоже петь колядки.
За полтора часа Алены с учениками наколядовали немного сладостей и 10 рублей мелочью. Алена Бабкина — Колядовать очень весело, особенно когда большая компания и все ряженые. Но в городе колядовать негде — в историческом центре все дворы закрыты заборами, в дома не попасть.
Хотя многие горожане ждут Коляду, готовятся. У нас есть знакомая бабушка, ей 84 года. Она до сих пор печет сладкие булочки, чтобы угостить колядующих.
Это прекрасная традиция и очень обидно, что из-за своей закрытости мы ее теряем, — отметила Алена Бабкина. Своими руками Все посетители мастер-класса делали обрядовую маску впервые. В ход шли кусочки кожи, мех горного козла, береста, бумага, изолента, пряжа, фольга, обрезки разнообразных тканей.
Оригинальные же маски изготавливались из бересты и кожи, в них делали прорези только для глаз и носа, а рот рисовали. Маски делились на три типа: зверолюди — человек с признаками зверя, только звери, мифические существа с теми и другими признаками. Считалось, что, надевая маску зверя, человек на время принимает его личину, и тем самым защищает себя от опасностей.
Обычно гримасы на масках были злые, «улыбалась» только маска-закличка Солнышко — символ Коляды, олицетворявшая доброту. Маски жили год, на Масленицу следующего года их сжигали. Старший научный сотрудник Народного музея Есенина Татьяна Фомичева с супругом Павлом в детстве колядовали, песенкам их научили бабушки-дедушки.
По словам Татьяны, тогда было не принято рядиться, колядовали с открытыми лицами. А Павел вспомнил, что мальчишкой колядовал у бабушки в селе в Липецкой области и самой большой ценностью для детворы считались конфеты, а не деньги.
Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо.
Так для наших предков начинался цикл нового года. Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти.
Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков. Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново.
Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил.
Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали. Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили. Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых.
Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ. Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей.
Это было начало нового цикла солнца, заметьте только, насколько осведомлены и наблюдательны были наши предки, которые понимали, когда именно начинало свой новый путь солнце. В старину не было ни телескопов, ни прочих атрибутов современности, а люди всё знали, как говорится, не умом, но мудростью жили. Коляда воспринималась славянами, как рождение солнца, а вот Масленница знаменовала собой уже рождение новой жизни. Смотрите сами, Коляда праздновалась в зимнее солнцестояние, когда ночь потихоньку начинала укорачиваться, а солнце и день наоборот набирать силу. Вот вам и рождение нового светила. А Масленница знаменовала оттепель и пробуждение природы. Вы только задумайтесь, мой дорогой читатель, какое глубинное и сакральное понимание было у древних славян.
Это по-настоящему заслуживает нашего восхищения.
В Беларуси традиция похожая: там также начинают собирать угощения 6. Весь обряд очень похож — сначала гулянья, хождение по домам, а потом гадание. Какого числа щедруют и посевают 13 января щедруют, 14-го посевают. Два очень важных обряда — щедрость и посев. Не нужно объединять все в одно. Во время колядок восхваляли Коляду. Сначала это был языческий обряд. Нужно было задобрить Бога, чтобы год выдался удачным и щедрым.
Потом, с принятием Христианства, его оставили, превратив в Святую Ночь. Во время Старого Нового года люди могут попросить в дом щедрость и достаток. Это один из обрядов. Во время него ряженые тоже ходят по домам, чтобы хозяева проявили к ним щедрость. Если не пустить — можно обречь себя на нищету в будущем году. Посев — ритуал, во время которого сеют злаки. Таким образом можно привлечь счастье и удачу в свой дом. Это могут делать только мужчины, по поверьям их рука приносит достаток. Сеять можно только пшеницу, ячмень и рожь.
Необходимо собрать как можно больше разных зерен. История праздника С самого начала на Руси не было Христианства. Наши предки были язычниками и задабривали разных Богов, чтобы они принесли счастье и благополучие. В канун нынешнего праздника Рождества было принято задабривать Коляду — повелителя времени. Когда Князь Владимир крестил Русь, было решено не добавлять масла в огонь и привязать старые праздники к новым. Со временем все переплелось настолько тесно, что языческий праздник стал православным.
Можно ли детям колядовать и когда лучше это делать?
В это день люд простой не гуляет, не шумит. Нужно все долги раздать, порядок в доме навести, да яствами постными стол накрыть. В Корочун только Ведающие свои обряды тайные свершали, силы темные от мирян отгоняли, да Богу Коляде помогали родиться. Поговаривали, что если в Карачун силы Нави чересчур разгуляются, Солнце может и вовсе не взойти. Коляда — особый праздник славян, дата которого приходится в 2023 году опосля Корочуна — с 21 на 22 декабря.
С этого дня и наступает Новолетие, а на новый лад — зимнее солнцестояние. Как встречаем Коляду? Зимой земля силу копит, а летом отдаёт урожаем. Чтобы силами земля наполнилась вдоволь, нужно Коляду как следует встретить.
Вот он день для веселья да потехи! И стар и млад в звериные шубы да в личины страшные рядится, по дворам ходит, песни колядные распевает. Хозяйки домовитые пироги пекут да яства разные готовят, колядовщиков угощают, не скупятся. Ряженые в колядных песнях своих зазывали в каждый дом добро, достаток, да богатый урожай.
В том и есть суть Коляды — светлого праздника славян, чтобы Бога молодого встретить и людей на путь Прави обернуть.
Многие из древних колядок гармонично вписываются в светлые Рождественские дни, в которые мы славим родившегося Спасителя Мира, а некоторые сохраняют откровенно языческий смысл, поэтому христианам, собирающимся идти колядовать, нужно быть внимательными. Жители Валаама тоже не чужды этой старинной доброй традиции. Братский хор обычно разучивает разные Рождественские колядки, чтобы спеть их на праздничной трапезе — всем во утешение. А местные жители, сестры и дети бывает колядуют и в более классических вариантах. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. В допетровские времена существовал обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого Крещения. У колядок есть одна важная особенность. Тот, кто их поет, рассчитывает «за колядки получить шоколадки».
Обычай колядовать, обходя дома соседей и знакомых, сохранился до наших дней. Мы расскажем, когда и как празднуют колядки в 2024 году. В старину жители сел ходили по дворам и исполняли под окнами своих соседей песни, которые называли «колядками», используя в качестве музыкальных инструментов трещотки, свистульки, бубны. В эти дни никто не грустил, так как считалось, что если люди будут радоваться Коляде, то он позаботится об их урожае, и на столе весь год будет вкусная еда и напитки.
Колядующие хвалили соседей и желали им благополучия в наступающем году. Считалось, что таким образом хозяев дома благословляли духи умерших предков. Поэтому к ряженым обычно относились доброжелательно и подавали им угощенье — домашнюю колбасу, вареные яйца, пироги, блины, обрядовое печенье в виде животных, птиц, сладости и др. Такое одаривание было не просто платой, а обрядом, обеспечивающим удачу семье в следующем году.
Когда начинают колядовать?
Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ.
Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей. Это было начало нового цикла солнца, заметьте только, насколько осведомлены и наблюдательны были наши предки, которые понимали, когда именно начинало свой новый путь солнце. В старину не было ни телескопов, ни прочих атрибутов современности, а люди всё знали, как говорится, не умом, но мудростью жили. Коляда воспринималась славянами, как рождение солнца, а вот Масленница знаменовала собой уже рождение новой жизни. Смотрите сами, Коляда праздновалась в зимнее солнцестояние, когда ночь потихоньку начинала укорачиваться, а солнце и день наоборот набирать силу.
Вот вам и рождение нового светила. А Масленница знаменовала оттепель и пробуждение природы. Вы только задумайтесь, мой дорогой читатель, какое глубинное и сакральное понимание было у древних славян. Это по-настоящему заслуживает нашего восхищения. Часто, когда речь заходит о празднике Коляды, его ассоциируют с христианским Рождеством, что является в корне неверным явлением, так, как праздник Коляды существовал задолго до прихода христианства на земли славянских народов.
Дело в том, что само название праздника Коляда имеет языческие корни и является ласкательно — уменьшительной формой, происходящей от слова «коло», что означает круг, колесо. Это слово символизировало солнце, вспомните хотя бы тот же коловрат. Коло — это у нас уже зрелое, спелое солнце в полной своей силе и мощи, а вот коляда — это маленькое, новое солнышко, как новорождённый ребёнок. Именно этим словом и обозначали древние славяне приход нового солнечного цикла, ведь светило в их понимании росло, от чего росла и продолжительность самого дня. Поэтому ничего христианского в этом празднике изначально не было.
Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях. Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением.
Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал. Память с поколениями угасала, вот и результат. Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым. Наши предки представляли Коляду ребёнком.
Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли. Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь.
Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать. В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря в старину этот месяц называли Студень , рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка. Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый.
Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету. Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы.
Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши. Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать.
У вас включен VPN?
«А по целому давай»! Почему в городах и станицах колядуют по-разному | Представление о том, как правильно на Рождество колядовать (щедровать) и что нужно говорить хозяевам, может сильно отличаться в зависимости от конкретного региона и местных обычаев. |
Когда колядуют в России в 2024 году. Как празднуют колядки в России в 2024-ом | Будут колядовать, песни петь, по дворам ходить и благодать в каждый дом приносить. Этой ночью колядовать и Агнеша пойдёт, вывернет на изнанку одежду свою и с остальными пойдёт по домам соседским. |
Можно ли колядовать 7 января вечером?
Решили с подругой вспомнить, как в детстве сами колядовали и показать этот обычай нашим детям. Костюмов у нас не было, нашли только маски новогодние и забавные ободки с рожками, которые нацепили дети. Всего в нашей компании было семь человек, самому старшему ребенку 10 лет, самой маленькой, моей дочке, — 2 годика. Она, конечно, выучить колядки еще не может, взяли ее для «массовки». С остальными детками разучили несколько колядок — я помню их с детства, когда еще мы в 12-14 лет своей компанией ходили колядовать. Наталья Лесная При том, что мы живем в частном секторе, почти все друг друга знаем и вообще люди у нас очень отзывчивые, просто так в гости к соседям сейчас не зайдешь — у всех заборы и замки. Да и много новых людей на улице появилось, а там неизвестно, какие у них взгляды и традиции. Поэтому мы не стали рисковать и стучать в чужие дома, а отправились к своим знакомым. Дети были в диком восторге, для них это было незабываемое приключение. Им было так весело, что они домой не хотели уходить, просили еще погулять.
Мы наколядовали целый пакет мандаринов, конфет, детки денежки за стишки получили. Я считаю, что колядки — прекрасная традиция, очень добрый позитивный праздник, который приносит радость всем. О нем нужно обязательно рассказывать детям, чтобы они знали о своих корнях. Мои родители-пенсионеры всегда ждут Коляду, мама сладости и монетки готовит, в доме ночью специально не выключают свет, чтобы колядующие видели, что здесь им будут рады. К сожалению, с каждым годом это ожидание чуда уменьшается, мало желающих идти колядовать. Нам в одном доме даже сказали, что к ним уже несколько лет никто не приходил с колядками. В атмосфере праздника В ночь на 7 января в микрорайоне Отрожка прохожих веселила компания молодых людей в костюмах зебры, слона, медведя и кота, которые колядовали прямо на улице. Среди колядующих была учащаяся техникума Анастасия Шахова. Из-за пандемии в дома старались не заходить, но люди охотно открывали двери и приглашали пройти.
Мы заходили и к совсем незнакомым людям, и к своим друзьям, и родственникам. Угощали абсолютно всем, что было на столах — конфетами, печеньями, фруктами. Очень здорово на нас реагировали прохожие, все очень радовались. Даже люди, которые просто ехали с работы, останавливались и фотографировались с нами. Колядки — невероятно волшебный праздник, который задает праздничную атмосферу не только колядующим, а вообще всем людям, и это очень заряжает! К чужим не заходим Колядовать в Рождество было многолетней традицией специалиста в области рекламы Анны Бржески. В этом году из-за пандемии женщина решила не рисковать здоровьем близких и осталась дома. Анна Бржеска — Вообще, у нас большая компания колядующих. В прошлом году ездили всемером на трех машинах.
Основной костяк — это четыре человека, но, как правило, к нам всегда кто-то из друзей присоединяется. Мы не ходим колядовать по чужим квартирам, заезжаем только к своим друзьям, у кого есть детки — заранее расписываем маршрут, обычно это пять-шесть адресов, где нас ждут. Колядуем где-то до полуночи, чтобы дети смогли выспаться. Деньги за колядки не берем, только сладкие угощения. У нас вся программа театрализованная — с песнями, стихами, красивыми профессиональными костюмами. В нашей команде, например, есть цыганка Катя, которая гадает хозяевам дома на картах Таро. Открою секрет: плохих карт в ее колоде нет, она их заранее вынимает, чтобы предсказать людям только хорошее. Сама я в прошлом году нарядилась узбеком, у меня были настоящие тюбетейка и теплый халат. Колядки — очень светлый праздник, который несет добро.
Помню, в конце 90-х годов мы ездили колядовать целой группой и почти в каждой квартире к нам присоединялись незнакомые люди, с которыми мы вместе шли дальше колядовать. Было так весело! В этом году мы планировали с друзьями колядовать. Но буквально за два дня до Рождества приняли решение, что, пожалуй, этот год пропустим. Мы не за себя испугались — все-таки мы люди взрослые, работающие, никто из нас не болеет коронавирусом.
Каковы традиции колядок в России?
Люди обходят своих соседей, исполняя обрядовые песни, а в детских садах и школах проводят веселые праздники с конкурсами и танцами. Один из колядующих несет шест со звездой, которая символизирует Вифллемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Христа в языческие времена на такой шест водружалось солнце. Чтобы праздник прошел интересно и весело, можно устроить костюмированное представление, надев русские народные костюмы и костюмы животных. Можно надеть меховые жилеты, шубы или дубленки мехом наружу, маски животных, прикрепить на голову небольшие рожки, украсить себя разноцветными ленточками.
Тем более, что и о происхождении колядок ученые до сих пор спорят. Об этом как раз рассказывает мой собрат протоиерей Игорь Фомин.
Есть традиция колядовать с вечера 6 до утра 7 января, но проблема в том, что с этим сложно совместить ночное богослужение в честь Праздника Рождества Христова. Рождественский Сочельник, 6 января, — это последний день Рождественского поста, в который мы и не едим до появления первой звезды, это время концентрированной молитвы и ожидания Праздника Рождества Христова. И, на мой взгляд, это совершенного не совместимо с посещением домов и пением песен, иногда сомнительного содержания. Чисто практически ради того, чтобы спокойно помолиться на ночном богослужении, днем и вечером намного полезнее отдохнуть, да и просто выспаться, чтобы были силы.
Коляды в Строчицах Минский район , 2008 год "Рождественские святки" в поселке Руба, 1990 год Колядные гуляния в деревне Закальное Любаньский район, Минская область , 2009 год На колядном представлении в парке имени Горького.
Гулянья в парке Горького. Минск, 1997 год Колядовщики, переодетые в тотемных животных и птиц, обходили дома и устраивали яркий праздник. Деда символизирует умерших предков , Медведя здоровье и сила , Бусла посланник неба , Цыган и других персонажей, которые с песнями, поздравлениями и благопожеланиями заходили в гости, всегда встречали хлебосольно. Главным же героем колядных обрядов была Коза — символ плодородия и богатства. Зайдя в дом, обессилив от голода, она падала на пол и просила угощение.
В ответ ей давали колбасу, сало, орехи и всевозможные вкусности.
Можно ли колядовать 7 января вечером?
Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. — Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря".Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца.
Можно ли колядовать в Рождественский сочельник 6 января?
Одному, самому главному, пристаивают должность звездаря. Он должен нести самодельную звезду и озарять ей путь. Это отсылка к Вифлеемской звезде, которая зажглась на небе после рождения Иисуса и осветила дорогу волхвам. За ним идет звонарь. Он бьет в колокол, чтобы люди слышали, что к ним идут и могли подготовить угощения и открыть ворота.
Далее следует мехоноша, обычно это мужчина. Он несет мешок с угощениями и подарками. По традиции, колядовщикам нельзя трогать руками подарки, хозяева дома должны их сами положить в мешок. Кто отказывался давать угощения или прогонял гостей — счастье и удача обходили их дом стороной.
Наряженные могли в шутку пригрозить хозяевам за скупость и сказать: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога». Обычно люди заранее готовились к приходу колядующих и делали вкусности.
Всего в нашей компании было семь человек, самому старшему ребенку 10 лет, самой маленькой, моей дочке, — 2 годика. Она, конечно, выучить колядки еще не может, взяли ее для «массовки».
С остальными детками разучили несколько колядок — я помню их с детства, когда еще мы в 12-14 лет своей компанией ходили колядовать. Наталья Лесная При том, что мы живем в частном секторе, почти все друг друга знаем и вообще люди у нас очень отзывчивые, просто так в гости к соседям сейчас не зайдешь — у всех заборы и замки. Да и много новых людей на улице появилось, а там неизвестно, какие у них взгляды и традиции. Поэтому мы не стали рисковать и стучать в чужие дома, а отправились к своим знакомым.
Дети были в диком восторге, для них это было незабываемое приключение. Им было так весело, что они домой не хотели уходить, просили еще погулять. Мы наколядовали целый пакет мандаринов, конфет, детки денежки за стишки получили. Я считаю, что колядки — прекрасная традиция, очень добрый позитивный праздник, который приносит радость всем.
О нем нужно обязательно рассказывать детям, чтобы они знали о своих корнях. Мои родители-пенсионеры всегда ждут Коляду, мама сладости и монетки готовит, в доме ночью специально не выключают свет, чтобы колядующие видели, что здесь им будут рады. К сожалению, с каждым годом это ожидание чуда уменьшается, мало желающих идти колядовать. Нам в одном доме даже сказали, что к ним уже несколько лет никто не приходил с колядками.
В атмосфере праздника В ночь на 7 января в микрорайоне Отрожка прохожих веселила компания молодых людей в костюмах зебры, слона, медведя и кота, которые колядовали прямо на улице. Среди колядующих была учащаяся техникума Анастасия Шахова. Из-за пандемии в дома старались не заходить, но люди охотно открывали двери и приглашали пройти. Мы заходили и к совсем незнакомым людям, и к своим друзьям, и родственникам.
Угощали абсолютно всем, что было на столах — конфетами, печеньями, фруктами. Очень здорово на нас реагировали прохожие, все очень радовались. Даже люди, которые просто ехали с работы, останавливались и фотографировались с нами. Колядки — невероятно волшебный праздник, который задает праздничную атмосферу не только колядующим, а вообще всем людям, и это очень заряжает!
К чужим не заходим Колядовать в Рождество было многолетней традицией специалиста в области рекламы Анны Бржески. В этом году из-за пандемии женщина решила не рисковать здоровьем близких и осталась дома. Анна Бржеска — Вообще, у нас большая компания колядующих. В прошлом году ездили всемером на трех машинах.
Основной костяк — это четыре человека, но, как правило, к нам всегда кто-то из друзей присоединяется. Мы не ходим колядовать по чужим квартирам, заезжаем только к своим друзьям, у кого есть детки — заранее расписываем маршрут, обычно это пять-шесть адресов, где нас ждут. Колядуем где-то до полуночи, чтобы дети смогли выспаться. Деньги за колядки не берем, только сладкие угощения.
У нас вся программа театрализованная — с песнями, стихами, красивыми профессиональными костюмами. В нашей команде, например, есть цыганка Катя, которая гадает хозяевам дома на картах Таро. Открою секрет: плохих карт в ее колоде нет, она их заранее вынимает, чтобы предсказать людям только хорошее. Сама я в прошлом году нарядилась узбеком, у меня были настоящие тюбетейка и теплый халат.
Колядки — очень светлый праздник, который несет добро. Помню, в конце 90-х годов мы ездили колядовать целой группой и почти в каждой квартире к нам присоединялись незнакомые люди, с которыми мы вместе шли дальше колядовать. Было так весело! В этом году мы планировали с друзьями колядовать.
Но буквально за два дня до Рождества приняли решение, что, пожалуй, этот год пропустим. Мы не за себя испугались — все-таки мы люди взрослые, работающие, никто из нас не болеет коронавирусом. Страшно стало за детей и пожилых родителей наших знакомых, чьи дома мы собирались посетить. Этот вирус коварный, никто не знает наверняка, болеет ли он сейчас или является бессимптомным носителем.
Колядующие вместе с песнями приносили в дома особую атмосферу праздничного веселья. Многие из древних колядок гармонично вписываются в светлые Рождественские дни, в которые мы славим родившегося Спасителя Мира, а некоторые сохраняют откровенно языческий смысл, поэтому христианам, собирающимся идти колядовать, нужно быть внимательными. Жители Валаама тоже не чужды этой старинной доброй традиции. Братский хор обычно разучивает разные Рождественские колядки, чтобы спеть их на праздничной трапезе — всем во утешение. А местные жители, сестры и дети бывает колядуют и в более классических вариантах. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет. На Руси Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. В допетровские времена существовал обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого Крещения. У колядок есть одна важная особенность.
Даты в 2027 году: с 7 по 17 января. Что такое святки? С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться? Святки Сколько лет святкам? Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды. Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно. Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина. С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи т. Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье. Святки на Руси. О традиции празднования святок Хулиганство, освященное традицией Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник.