Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона». Сотни физических лиц и организаций включает сегодня реестр иностранных агентов. Что такое иноагент, как и кто признает физлицо иностранным агентом. Когда организацию признают иностранным агентом, как это влияет на ее деятельность?
Все о статусе иноагента: правовые рекомендации
Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой. После признания иностранным агентом, как правило, следуют ограничения на работу СМИ, некоммерческой организации или человека. Иноагенты, Закон об иноагентах 2022, Кто может быть признан иноагентом?, Что такое иностранное влияние?, Кто не может быть признан иноагентом?, Ограничения для иноагентов, Где будет содержаться информация об иноагентах?, Каков механизм исключения из реестра. Согласно закону, иноагентами могут быть признаны люди и организации, которые получили поддержку или находятся «под иностранным влиянием в иных формах» и занимаются политической деятельностью.
Правила комментирования
- Кто такой иностранный агент?
- «Данное сообщение»: как маркировка иноагента стала частью новой реальности в рунете
- Давайте сначала — кто такие иноагенты?
- Какое наказание грозит иноагенту в России
- «Им рынок дороже страны». Иноагенты продолжают зарабатывать деньги в России
- Противодействие экстремизму и терроризму - Прокуратура Ставропольского края
Юристы оценили новый закон об иноагентах
Так, например, законом установлено, что в отношении лица могут применяться внеплановые проверки, если они своими действиями бездействием способствовали нарушению агентами законодательства об иноагентах. Кроме того, запрещается получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку для осуществления их деятельности. Такая поддержка не может оказываться даже если лицо, признанное иноагентом, осуществляет творческую деятельность. Законом установлено, что Минюст России является органом, который вправе выносить предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения не менее 1 месяца.
Например, подготовка обращений к власти или мероприятий тоже может быть воспринято как политическое действо. При этом НКО обязаны самостоятельно зарегистрироваться в реестре Минюста, при неисполнении этого требования им грозит штраф до 500 тысяч рублей. Отдельного журналиста или СМИ могут признать иноагентом, если оно получает материальную поддержку из зарубежных источников и находится, с точки зрения государства, под влиянием иного государства. Чем чреват статус иноагента? Лица и организации, признанные иностранными агентами обязаны отчитываться о своей деятельности в Минюст России. Для разных видов иноагентов существуют разные формы отчетности. СМИ-иноагенты также обязаны публиковать свои материалы с указанием на свой статус требование не распространяется на блогеров. За неисполнение данных требований иноагентам могут грозить штрафы, исправительные работы и даже срок до двух лет лишения свободы. Чем отличается от нежелательных организаций и экстремизма? Кроме статуса «иностранного агента» в нормах российского закона есть еще два статуса, которые описаны также расплывчато и широко — это статусы «нежелательной» и «экстремистской» организации. Для них существуют отдельные законы. Попадание в список «нежелательных» куда хуже, чем получение статуса иностранных агентов.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации. К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся: 1 целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 2 распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" , и или участие в создании указанных сообщений и материалов; 3 финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части. Статья 5. Реестр иностранных агентов 1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве при наличии либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр. Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6. Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами 1. Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо: 1 входящее входившее в состав органов юридического лица - иностранного агента и или являющееся являвшееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; 2 входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем; 3 осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами далее - единый реестр , и определяет порядок его ведения. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности , федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Пенсионным фондом Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи, в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7. Порядок включения в реестр 1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом. Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения. От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются: 1 иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; 2 иные лица категории лиц по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса. В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Таковым могла быть признана организация занимающаяся политической деятельностью либо получающая деньги от иностранных граждан и организаций. Иноагентом могут признать любое издание, зарегистрированное за рубежом или получающее средства из-за рубежа. С 2020 года статус иноагента также могут получить физические лица. Признанные иностранным агентом СМИ или физлица-СМИ обязаны маркировать все свои сообщения фразой: Данное сообщение материал создано и или распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и или российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
«Им рынок дороже страны». Иноагенты продолжают зарабатывать деньги в России
Кроме того, к политическим действиям относятся влияние на результаты выборов или референдумов, а также открытые обращения к органам публичной власти России. Статус иноагента можно получить и за сбор информации о военной и военно-технической деятельности РФ или за распространение материалов и сообщений для неопределенного круга лиц, как это делают СМИ и блогеры. Под понятие иностранного влияния попадает получение лицом или организацией поддержки, а также оказание воздействия из-за рубежа, в том числе с помощью принуждения. Поддержкой в таком случае считается получение от иностранного источника денег, оборудования или техники, а также организационно-методических материалов, научно-технической и другой помощи. Существует также ряд лиц, которых нельзя признать иностранными агентами: органы публичной власти РФ, государственные компании и подконтрольные им юридические лица; религиозные организации, зарегистрированные согласно закону; политические партии; объединения работодателей, торгово-промышленные палаты; аккредитованные в РФ иностранные журналисты; дипломаты, главы посольств и консульских учреждений иностранных государств и их сотрудники, члены аппаратов военных атташе и их сотрудники; сотрудники международных компаний, выполняющие служебные обязанности на территории России. В него можно попасть по личному заявлению или по решению суда. В этом списке будут зафиксированы имя, фамилия и отчество если есть лица или наименование иноагента, а также дата и основания для включения их в этот перечень. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте ведомства. Статус иноагента — что это значит Статус иностранного агента обязывает того, на кого он наложен, следовать определенным правилам. Так, во всех распространяемых лицом или организацией материалах необходимо указывать на статус иноагента с помощью специальной маркировки. Это касается постов в соцсетях, личных сайтов и блогов, печатных, видео- и аудиоматериалах с участием такого лица.
Российский журналист Владимир Кара-Мурза заявил: Никому не придёт в голову объявлять «Репортёров без границ» французским агентом, а «Международную амнистию» — британским. Во-первых, агент — это всегда чей-то конкретный агент. А не «иностранный» вообще. Во-вторых, статус агента предусматривает наличие двустороннего договора. В-третьих, даже наличие договора необходимое, но ещё не достаточное основание для возникновения статуса агента. В-четвертых, все эти законы устроены так, что для объявления организации «иностранным агентом» не требуется устанавливать и тем более доказывать наличие связи между получением денег и деятельностью, которую законодатели считают политической. Как одно из следствий такого явно антиправового положения оказывается, что не имеет никакого значения сумма «иностранного финансирования».
Так, Лига избирателей, собравшая несколько миллионов рублей пожертвований от российских граждан, была признана «иностранным агентом» из-за того, что получила от гражданина Молдовы пожертвование на 240 руб [73]. Официальный Вашингтон, критикуя российский закон и связанную с ним практику как нарушающие демократические нормы и направленные на преследование независимых НПО, указывает, что американский закон, в отличие от российского, «не направлен конкретно на НПО, но главным образом применяются к юридическим фирмам и пиар-агентствам, нанятым правительством иностранного государства и выступающим в качестве агента иностранного принципала» [74]. По его словам, «правило FARA следующее: лоббисты, которые работают на иностранное правительство, обязаны регистрироваться. Но это простые факты: они берут деньги откуда только могут, но они не работают от имени иностранных фондов. Это естественно, нормально, это повсеместно» [75]. В связи с принятием в России закона об «иностранных агентах» Русская служба Би-би-си отмечает, что представители российских властей в своих выступлениях нередко заявляют о том, что протестные настроения в России якобы поддерживаются на иностранные деньги [76]. В своём микроблоге от 8 июня 2013 посол заявил: Мы никогда не финансировали российскую оппозицию —.
В соответствии с новой нормой, высказываться о государственных решениях, участвовать в общественных обсуждениях, подписывать открытые письма и публично обращаться к чиновникам - все это теперь политика. Законодатель также расширил список оснований для признания лиц иноагентами. Так, иностранным влиянием можно назвать попытку поменять чье-либо поведение.
Поддержка же иностранной организации может выражаться в имуществе, денежных переводах, организационной, научной помощи. Ранее существовали различные категории иностранных агентов. Для них велись специальные реестры.
Однако теперь действует лишь один список, в котором артисты могут соседствовать с политиками. В конце прошлого года в перечне было 493 гражданина и организации. За январь он увеличился больше чем на 30 позиций и продолжает расти.
Выйти из списка можно, если подать специальное заявление. Однако при этом основания для признания иностранным агентом должны быть полностью прекращены. Министерство юстиций будет вести не только реестр иностранных агентов, но и специальный перечень, куда войдут аффилированные с ними граждане.
Это, к примеру, посредники или работники. Однако ограничения на них распространяться не будут. Иностранные агенты не имеют право на государственную поддержку, им нельзя пользоваться УСН, вести образовательную деятельность среди несовершеннолетних, заниматься организацией публичных мероприятий, работать на госслужбе и т.
Полного запрета на осуществление деятельности иноагентов в РФ нет. Иностранные агенты могут продолжать работать с новым статусом, выполняя отдельные требования. Однако вести деятельность иноагентам значительно труднее.
Потому что в документе нет оговорок относительно территориальной принадлежности рекламодателей. А репост поста в Telegram или соцсети? Неужели это тоже реклама? Адвокат Калой Ахильгов считает , что репосты, скорее всего, тоже будут считаться рекламой. Хотя одна из партий предлагала дополнить законопроект — и прописать, что репосты информации от иноагентов не являются рекламой, — Госдума в итоге отклонила поправку. Не покупать рекламу у физлиц, компаний и проектов, признанных иностранными агентами то есть указанных в реестре на сайте Минюста , который, как правило, обновляется по пятницам.
Если ранее покупали рекламу у иноагентов и она еще доступна , лучше обратиться к владельцу ресурса и попросить удалить. Юрист Алёна Савельева объяснила : закон не должен иметь обратной силы, но если доступ к рекламе не будет ограничен после принятия поправок, суды могут признать правонарушение длящимся и оштрафовать. Проверить свои сайты, соцсети, рассылки. Если кто-то из реестра просто упоминается, есть ли соответствующая пометка о статусе например, «организация X признана иностранным агентом»? Нет ли ссылок на ресурсы или, например, встроенных YouTube-видео, которые власти могут засчитать за рекламу иноагента?
Как не стать физлицом-иноагентом. Памятка Daily Storm
Иноагент (Иностранный агент) | Экстремисты, иностранные агенты и нежелательные организации: отличия и риски для простых людей. |
Иноагент в России: что это значит, список | Иноагенты, Закон об иноагентах 2022, Кто может быть признан иноагентом?, Что такое иностранное влияние?, Кто не может быть признан иноагентом?, Ограничения для иноагентов, Где будет содержаться информация об иноагентах?, Каков механизм исключения из реестра. |
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны | Экстремисты, иностранные агенты и нежелательные организации: отличия и риски для простых людей. |
Расшифровано, на чем могут попасться «пособники иноагентов» согласно новому закону
Новости и статьи. Гражданин, имеющий статус иностранного агента, не сможет быть принят на гражданскую службу, предусматривает закон. Знакомство россиян с маркировкой иноагента произошло 23 апреля, когда в список внесли популярное издание «Медуза»*. Когда организацию признают иностранным агентом, как это влияет на ее деятельность? Что запрещено и чем грозит бизнесу и медиа несоблюдение закона про рекламу у иноагентов. Гражданин, имеющий статус иностранного агента, не сможет быть принят на гражданскую службу, предусматривает закон.
Какое наказание грозит иноагенту в России
- «Иностранный агент» и «нежелательная организация» — в чем разница
- Иностранные агенты в России
- «Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
- Статус иноагента — кто может получить
- ИНОАГЕНТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом
По букве закона иноагентом может быть признан хоть велоклуб, если он опубликует на своём сайте статью "Как изменить ПДД, чтобы велосипедистам было безопаснее ездить" формирование общественного мнения в целях изменения государственной политики в области безопасности дорожного движения и получит в качестве пожертвований деньги от веломагазина, где таджик купил себе велосипед то есть от российского юрлица, получающего деньги от иностранного гражданина. В 2017 году, в ответ на признание Russia Today иностранным агентом в США, было введено понятие СМИ - иностранного агента: Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы иностранное средство массовой информации , могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, независимо от их организационно-правовой формы, если они получают денежные средства и или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и или от российских юридических лиц, получающих денежные средства и или иное имущество от указанных источников. Таким образом, СМИ-иноагентом может быть признана любая зарубежная организация или группа людей структура без образования юридического лица , если она не финансируется исключительно на российские деньги, не запятнанные иностранным участием. Если гражданин создаёт материалы для СМИ-иноагента журналист, верстальщик на сайте и т. При этом не нужна связь между распространением и деньгами! А под получение денег попадают - по букве закона - миллионы россиян. Я работаю в университете, который обучает в том числе иностранцев - то есть получаю деньги от российского юрлица, получающего деньги от иностранных граждан.
Моя жена - в компании, которая переводит компьютерные игры: российское юрлицо, получающее деньги от иностранных юрлиц. Брат - продавец в магазине, а в магазин могут зайти иностранцы гастарбайтеры из СНГ. И так далее, проверить себя можете сами. И все мы можем быть признаны иноагентами, если будем распространять материалы иноагентов. Ну вот я получала гонорары за свои зарубежные концерты — последний раз из Финляндии, например». Одновременно с введение понятия физлица-иноагента у СМИ-иноагентов как организаций.
Самое забавное, что обязанность раскрывать свои доходы абсолютно никак не поможет понять происхождение денег, если минимально подумать.
Законом также предусмотрен ряд ограничений, связанных со статусом иностранного агента. В частности, физическое лицо, включенное в реестр иностранных агентов, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.
Поэтому мы спокойно продолжаем писать свои посты или снимать видео без проверок реестров и дополнительных ограничений. Но журналистам нужно быть осторожными и вот почему. Некоторые инфоповоды СМИ заимствуют у инфлюенсеров, это не секрет. Блогер не обязан проверять все реестры Минюста, и поэтому посты он не маркирует, что видно из примера.
Вот как правильно процитировать средству массовой информации блогера Даже если в исходном посте не было ссылок на статус иноагентов, то журналисту надо самостоятельно промаркировать свой материал. Какие проблемы существуют Само существование такого явления как лицо, выполняющее функции иноагента, уже проблема. Статус ограничивает возможности иноагента, но не мешает другим СМИ работать при соблюдении правил игры. На мой взгляд, включение людей в реестр только по формальным признакам может обернуться против замысла законодателей — отметить действительно опасный контент.
Ведь это цель законодателя? Как в басне про пастуха: «Волки! Чем больше маркировок и указаний, тем меньше они воспринимаются — взгляд человека начинает включать своеобразный фильтр, отсекая ненужную информацию. Но то, что для обычного человека не имеет значения, для Роскомнадзора — основание для составления протокола.
Ведомство регулярно штрафует СМИ за отсутствие упоминаний о статусе иноагентов. Нарушение формальное, поэтому причины не принимаются во внимание. Например, если журналист не знал, что названный им в статье человек признан иноагентом, от протокола это не спасет. Как можно снизить риски СМИ в работе с иноагентами Вы уже знаете, какую маркировку в каком случае нужно ставить.
Каждого героя публикации проверять по всем реестрам странно, но, возможно, это единственный безопасный вариант для СМИ. В интернете можно найти списки иноагентов, но используйте их только в качестве ориентира.
Иноагенты — российские юридические лица Российское СМИ, включенное в реестр иноСМИ, может написать так: «данное сообщение распространено российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Да, для целей маркировки контента российское юридическое или физическое лицо приравнены к иностранному средству массовой информации. Соответственно и требования одинаковые.
Эту статью написали корреспонденты «Акулы» и опубликовали на своем сайте. Пример относится и к российскому юридическому или физическому лицу, включенного в реестр СМИ-иноагентов. Правила для СМИ при использовании контента иноагентов Распространяя сведения о любом иноагенте или публикуя их материалы, СМИ должны указывать на их статус. Это правило части 9 статьи 4 Закона «О средствах массовой информации». Роскомнадзор рекомендует редакциям СМИ при упоминании любых лиц, выполняющих функции иностранного агента, в том числе иностранных СМИ, указывать на их статус.
Это означает, что упоминая название НКО в своей статье, журналист должен написать, что организации выполняет функции иноагента. Не один раз, а при каждом упоминании по тексту и даже в заголовке. Указание, форму и место его размещения редакция определяет самостоятельно. Такие правила распространяются также на материалы и сообщения СМИ, размещаемые в социальных сетях и других площадках в интернете. В этом примере иноагента упоминает СМИ На своем сайте или в своем паблике любой социальной сети — неважно.
Паблик не является самостоятельным сетевым изданием. Но если он администрируется редакцией любого СМИ, даже печатного, то требования об указании должно быть выполнено. А вот другой пример. Это случай рерайта любого контента иноагента в СМИ. Само сообщение или цитату маркировать не нужно.
Закон об иноагентах: что это такое?
За последнее время Минюст снял статус иноагентов более, чем с 60-и человек и юридических лиц. Что такое иноагент, история статуса и его применение в законодательстве зарубежных стран. Так, иноагентами могут быть признаны международные и иностранные организации, включая их представительства (филиалы) на территории России, что раньше запрещалось Конституционным Судом РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Сейчас иноагентом могут признать физлицо, иностранное СМИ, НКО и общественное объединение.