Говорят, что их ничего не интересует, кроме планшетов и интернета — а вот это откровенная глупость и непонимание, что происходит: эти дети интересуются всем. Или какими делают социальные сети современную молодёжь? Я студентка социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и на базе нашего университета проводится интересное исследование. Независимый информационный портал для молодёжи Прикамья, который создан молодежной командой. Молодежь в поисках информации. При необходимости узнать что-либо новое, подавляющее большинство молодых людей (82%) первым делом воспользуются поисковыми системами в интернете. Стоит отметить, что молодежь активно интересуется новыми технологиями применительно к сфере экологии и устойчивого развития.
Чем интересуется современная молодежь?
Важно ещё и то, что чтение перестало быть особой ценностью, сверхценностью, если хотите. Эта литературоцентричность русской культуры держалась на авторитете интеллигенции как группы, задающей ценности. Эта группа свой авторитет утратила, соответственно, изменилась и ценность чтения. Мы видим, что люди активно избавляются от домашних библиотек, для многих книги — это уже просто предмет домашнего быта, который захламляет квартиру.
Мне кажется, что устарела и традиционная система преподавания литературы в школе. Единая программа по литературе, базирующаяся преимущественно на преподавании русской классики, во многом мешает формированию интереса к чтению, поскольку программа не учитывает реальные читательские практики и читательские предпочтения детей и подростков. Как это ни грустно звучит, но большинство старшеклассников не могут прочесть такие огромные произведения, как «Война и мир» и «Тихий Дон», а многие произведения им просто не интересны, всё это скорее приводит к снижению, а не повышению интереса к чтению.
Есть книги и авторы, которые очень нравятся школьникам, но их в программе нет. Мне кажется, нужно переходить к другой системе — небольшой набор в программе обязательных базовых произведений, а остальное на выбор учителя. Школа формирует представление о ценности литературы, прежде всего, русской классической, но не формирует представление о том, что чтение — это интересно и увлекательно.
Боюсь, что сегодняшняя школьная программа под это вообще не заточена. Мне бы очень хотелось, чтобы школа исходила из того, что этот процесс должен базироваться на удовольствии читателя, даже наслаждении. Иначе чтение — это нудное занятие из-под палки, вынужденное, как поход к зубному врачу.
Интересно также, что во всём мире девушки и женщины читают намного больше, чем мужчины. У нас тоже так. Конечно, хорошо, если молодёжь будет читать больше, поскольку чтение хорошей литературы очень много даёт для человека.
К тому же, это процесс активный, а не пассивный, как телесмотрение, например. Но ответа у меня нет. Вполне возможно, что мы переходим к новому типу культуры, где чтение будет одним из способов проведения досуга, одним из многих других.
При этом останутся наиболее образованные и активные молодёжные группы, для которых ценность чтения будет сохраняться. К тому же всё не просто: любое ли чтение имеет ценность или чтение тех книг, которые нам кажутся «правильными», нужными и полезными? Популярное фэнтези, например, мы берём в зачет?
Отдельно поговорим о популярности спорта в молодежной среде. Сейчас он приобрел еще большее значение, чем когда-либо. Нашему поколению это действительно интересно.
Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол являются самыми популярными видами спорта среди молодежи. Чем же еще интересуется молодежь? Несомненно, стоит отметить образование, современное искусство, модные тенденции.
Сложности с общением в реальной жизни Источник: unsplash. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.
Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно.
Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни. Решение Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами.
Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком. Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни: устраивайте экскурсии и походы в музеи, предложите записаться в новую секцию или приобрести курсы дополнительного образования, отправьте подростка в летнюю языковую школу или лагерь, вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью. Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий. Невнимательность Источник: unsplash. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным.
Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала.
Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления. Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию.
Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка. Решение Включите в процесс воспитания регулярное чтение. Для выработки усидчивости при чтении рекомендуется ставить будильник.
Сначала можно отрываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное.
Самовыражение В современном обществе молодежь стремится выразить свою индивидуальность и принадлежность к определенным группам через активное потребление товаров, услуг и развлечений, связанных с "мимоходящими" трендами. Они используют музыку, модные бренды одежды, социальные движения и другие аспекты поп-культуры, чтобы создать символы самовыражения и подчеркнуть статус в обществе. Музыка является одним из наиболее популярных способов самовыражения среди молодежи. Молодые люди следят за новыми треками и артистами, выбирая музыкальные жанры, которые отражают их настроение и стиль жизни. Благодаря музыке, молодежь может идентифицировать себя с определенной субкультурой или сообществом, будь то рэп, электронная музыка или рок. Фото: obzor-gazet.
Что сейчас в тренде у молодежи 2023 года: современная мода, фото
Почему новое видение мира связано с медиа-пространством и чем интересуется молодёжь, было описано в недавнем исследовании аналитической компании Edison Research. Наименее выражены в жизни молодежи гражданско-политические формы активности. Исследование, по мнению авторов, подтвердило значимую роль идентичности, образования, возраста и религиозности молодежи в ее социальной активности. В преддверии Дня молодежи, который отмечается 27 июня, компания решила провести исследование и выяснить, что сейчас популярно у современных молодых людей и чем они больше всего интересуются.
Чем живут современные подростки: 4 главных тренда
Я провела опрос среди молодёжи на тему: "Чего хочет и о чём мечтает современная российская молодёжь?". Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе. Какие товары сейчас в тренде у молодежи: подборка одежды, описание, фото. Какую одежду, аксессуары стоит выбрать, чтобы выглядеть по-молодежному: рекомендации.
Чем хороша нынешняя молодёжь?
Россияне от 12 до 24 лет проводят там к тому же больше всего времени — 53 минуты в день. В остальных возрастных группах этот показатель колеблется от 32 до 36 минут в день. Четверть молодых пользователей использует только мессенджер от Павла Дурова и не пользуется WhatsApp. Среди людей до 54 лет Telegram на пятом месте по популярности, у людей в возрасте от 55 до 64 лет он на шестой строчке, а в самой старшей категории — на восьмой.
Для людей эта тема очень актуальна, они учатся управлять своей тревожностью, бороться со стрессом и волнением. Наука — это в принципе мировой тренд, но в России она активно стала популяризироваться последние два года. В области химии, генетики, IT. Люди видят, как появляются картины, нарисованные искусственным интеллектом, появляются новые лекарственные препараты. А история — тем более актуальна на фоне ее переписывания и фальсификации, — сказал «Известиям» педагог-психолог Сергей Подковальников. При этом традиционные форматы получения новых знаний остаются более предпочтительными — первенство поделили текстовые материалы и статьи, а также видеоролики. Менее популярны оказались подкасты, стримы, а также тесты и квизы, следует из данных опроса.
На них, конечно, влияла идеология другого социально-экономического строя. Не берусь оценивать, насколько это хорошо или плохо, — рассуждает Павел Сергоманов. И там звучала песня со словами: «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня? Я готов биться за личное счастье, а на счастье других мне наплевать. Ни за что не отвечаю И все-таки главное отличие между советскими и современными подростками заключено в уровне ответственности. Нынешние подростки, оказывается, предпочитают перекладывать ее на других. Класс, отряд, пионерская дружина, комсомольская организация, партийная ячейка, трудовой коллектив… И, с одной стороны, ты являлся неким винтиком, — добавляет Виталий Караев. Выволочки на партийных собраниях и разбирательства на совете трудового коллектива доводили людей до инфаркта. Поэтому ты с младых ногтей знал, что с тебя могут спросить не только родители, и какая-то ответственность в молодом человеке все же формировалась. Сейчас спросить с тебя, кроме родителей, некому. А родители, как правило, не спрашивают. Сегодня 14 лет — это еще ребенок, дитя. А если никто не спрашивает, то зачем взваливать на себя ответственность? Семейный психолог Елена Батушева пояснила: — Ответственность не возникает на пустом месте. Она формируется. Трехлетнему ребенку, например, говорят: вот твои игрушки, следи, чтобы они не валялись по всей квартире. Вечером их нужно убирать в коробку. В пять-шесть лет ребенок должен научиться отвечать за свою кровать — застилать ее после сна. Лет в семь-восемь он вполне может сделать уборку в своей комнате. Лет в десять — гулять с младшими братьями-сестрами, помогать их купать. Чем ребенок старше, тем зона его ответственности шире. Это в теории. А на практике все несколько иначе. Как пояснила Елена, за последние 30 лет произошло сразу несколько важных изменений. Я, например, в третьем классе уже могла готовить — пока мама на работе, есть что-то нужно. Сейчас многие мамы — домохозяйки, а значит, уделяют детям куда больше внимания. С одной стороны, это хорошо, с другой плохо — мама делает то, что мог бы сделать ребенок. Второе важное изменение — стало меньше самих детей. Однодетная семья в столице — скорее, правило. И вот на одного ребенка часто приходятся мама, папа, две бабушки и двое дедушек. Все над ним, единственным, трясутся. В итоге он вырастает в парадигме «все мои желания — закон» и практически с нулевой самостоятельностью, а значит, и ответственностью.
Они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением». Факт 27. Страх «обычной» жизни. Обычной, без ярких впечатлений. Жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной. Все пройдет и не заметишь». Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются». Факт 28. Одиночество не означает независимость и свободу. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно». Это значит неумение поддержать беседу, познакомиться, поддерживать существующие отношения». Факт 29. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ. Начинаем думать — становится вроде страшно, и интересно тоже. Страшно — что не оправдаешь свои надежды, надежды родителей, вдруг останешься без работы». Есть примерные ориентиры —выбранный вуз, специальность». Факт 30. Ключевые выводы и рекомендации Где взаимодействовать Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров: не только в уже традиционных «ВКонтакте», Facebook, но и в Instagram, YouTube и других появляющихся сетях. Необходимо помнить, что молодые люди выходят в сеть отовсюду: причем преимущественно с мобильных устройств, а не с компьютеров. Это нужно учитывать при разработке приложений и размещении рекламы необходимо учитывать возрастную дифференциацию социальных сетей, чтобы правильно «ловить» целевую аудиторию. Как взаимодействовать Общаясь с современной молодежью лучше показывать, а не рассказывать. Думая об использовании в коммуникации, нужно ориентироваться на «среднестатистического» человека. Что говорить: Апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с центениалами бесполезно. Единственный способ взаимодействовать с ними, убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы. Не стоит обещать светлое и прекрасное будущее: оно абстрактно и в него не очень верят. Не стоит использовать отсылки к конфликту поколений, подростковому бунту — это не релевантно.
Интересы современной молодежи
Независимый информационный портал для молодёжи Прикамья, который создан молодежной командой. На вопрос, чем интересуется молодежь, нельзя дать однозначного ответа, ведь все люди разные. Алена Лыгина, ведущий специалист по работе с молодежью МАУ г. Нижневартовска «Молодежный центр». Опрошенные эксперты рассказали об основных тенденциях на молодежном рынке труда. Также выяснилось, что у современной молодежи очень популярны сервиcы доставки еды.
Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи
Среди современной молодежи можно проследить тенденцию развития толерантного отношения к самым разным представителям нашего общества. В преддверии Дня молодежи, который отмечается 27 июня, компания решила провести исследование и выяснить, что сейчас популярно у современных молодых людей и чем они больше всего интересуются. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего. Также выяснилось, что у современной молодежи очень популярны сервиcы доставки еды.