Пересмотрел фильм Сергея Соловьева "АССА". Если сказать коротко, это фильм о смене эпох и поколений. Драма, криминальный, романтика. Режиссер: Сергей Соловьев. В ролях: Натан Эйдельман, Анатолий Сливников, Герман Шорр и др. Музыка: Борис Гребенщиков. Станислав Говорухин в фильме «Асса» (1987). Любимец и неоднократный призер Венецианского фестиваля, в 1986 году он в очередной раз вернулся его триумфатором за фильм «Чужая белая и рябой» (специальный приз жюри). Казалось, что именно «АССА» (1987) сделается первым шедевром «обновлённого кинематографа», дерзким веянием, свежим дыхание.
«Асса»: Во всем заснеженное сиротство
это изначально квартирная галерея, открытая художником Тимуром Новиковым в Ленинграде, в 1980 году, и Сергей Бугаев (Африка), игравший в фильме главную роль, был участником тусовки. и ничего не понял. И сейчас фильм Сергей Соловьева Асса 1987 года выпуска смотрится своеобразно (а ведь мы видели очень немало постсоветского треша). «Кино » представляет вашему вниманию информацию о фильме Асса (Assa): актеры, рецензии, возможность оставить отзыв к кинокартине Асса.
АССА, 1987
Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений советского рока, по мнению его поклонников, достигшего пика своего развития в 1980-х годах. Фильм "Асса" Сергея Соловьева давно и прочно занял свою нишу и первым приходил на ум, когда разговор заходил о Соловьеве. Описаны все места Крыма и не только, где был снят фильм «Асса» (1987) — описания мест съемок, что сегодня осталось от них, где можно побывать. Драма, исторический, мелодрама. Режиссер: Сергей Соловьев. В ролях: Сергей, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин и др. Любовница крупного цеховика знакомится в Ялте с молодым Банананом, а вместе с ним и с богемной жизнью.
«Асса» навсегда: как смотреть культовый фильм сегодня
16 июня в прокат выходит восстановленная версия фильма «Асса» Сергея Соловьева. Смотрите фильм «Асса» в субботу, 31 августа в 23:00. Фильм сделал «Асса» больше, чем просто кавказским восклицанием. Раздел: Музыка, книги, ТВ, кино (Отзыв о фильме "Асса"). Ознакомьтесь с плюсами и минусами Асса, посмотрите плохие и хорошие отзывы. Асса, 1987, фильм, смотреть онлайн, на Смотрим, в хорошем качестве, бесплатно, без рекламы, Друбич Татьяна, Говорухин Станислав, Бугаев Сергей, Сливников Анатолий, Цой Виктор, Баширов Александр, Шорр Герман, Иванов Илья, Рыженко Сергей, Домогаров Александр. Вот возьмём такую популярную почти 30 лет назад кину Асса.
Кинокритик: фильм «Асса» в 1987 году был подобен действию электрошока
Голос Гребенщикова прозвучал только на песне «Город золотой», которая после выхода фильм стала бешено популярной и на какое-то время превратилась для музыканта в настоящие проклятие. Соловьёв В фильме было две побочные сюжетные линии — историческая и фантасмагорическая. За историческую часть отвечали экранизированные эпизоды из книги Натана Эйдельмана «Грань веков», которую читает Крымов. Закадровый текст этих сцен читал сам автор. Фантазийные «Сны Бананана» частично сделал сам Африка, а частично это были кадры из фильмов радикально артхаусного режиссёра Евгения Кондратьева. Так же в «Ассе» использовались инсталляции подпольных художников — «Железный занавес», «Коммьюникейшн тьюб» и «Пальма в снегу». Обстановка комнаты Бананана была скопирована с настоящей комнаты в коммуналке, где жил Сергей Бугаев. Соловьёв уже снимал его в драме «Чужая белая и рябой» и знал, что эксцентричный актёр не запоминает тексты. В «Ассе» ему досталась роль лже-майора и ресторанного дебошира Бабакина со всего одним монологом.
Сцену допроса Бабакина снимали в Бутырской тюрьме, куда группу согласились пустить на полтора часа. Баширову за месяц до съёмок выдали текст, но на площадке выяснилось, что актёр ни слова не помнит. Чтобы его не выгнали со съёмок, Баширов пообещал сделать импровизацию не хуже текста. Соловьёв махнул рукой и сказал оператору снять хоть что-то. Получилась очень трагичная и бредовая история, над которой хохотала вся съёмочная группа.
Ни одного дурного поступка, ну, за исключением, увы, общепринятых в этой профессиональной среде… Нельзя, конечно, сказать, что убийство Бананана — доброе дело, но это, к сожалению, уже инерция сопротивления толкнула его, некое уголовное отчаяние, порожденное всегда враждебной к нему социальной средой, в которой все подлинно талантливое уничтожалось, уродовалось, отвергалось…» Не менее важно и то, что сегодня «Ассу» можно, наконец, посмотреть не как фильм-концерт «запрещенных» рок-музыкантов, перемежающийся игровыми вставками разной степени «стебности».
А в качестве именно что кинокартины, многослойной как и полагается всякому культовому произведению и прискорбно не проанализированной именно что с точки зрения ее кинематографических достоинств: требовательный финальный призыв к переменам неизменно сбивал критический прицел в сторону социально-политических трюизмов. Едва ли не единственным исключением из общей перестроечной канонады стал небольшой текст вспомнить, где он был напечатан и кто являлся его автором, нет решительно никакой возможности , в котором «Ассу» вполне аргументированно и с изрядной долей сарказма сравнивали с «Подземкой» Люка Бессона, вышедшей на два года раньше. Тем более что давно ждет своего часа канон истинных прорывов «Ассы», которые далеко не все замечают даже после многократных пересмотров, но именно эти эпизоды, кажется, бронируют фильму место в вечности гораздо в большей степени, чем даже проезд по канатной дороге под «Город золотой» или взметнувшиеся над сценой Зеленого театра тысячи зажженных под камлания Цоя спичек в финале. Этих эпизодов несколько, они не относятся к числу постоянно цитируемых, да и вспоминаемых на уровне того же монолога лжемайора Бабакина Александр Баширов. Но именно в них, как представляется, и содержится квинтэссенция магии «Ассы». Да и на самом деле много чего еще, неявного, но невероятного.
Но, пожалуй, первым среди равных все равно останется неведомый статист, заявившийся на смену Крымову в кабинет душа Шарко в чем мать родила: «Вы что, с ума сошли? Здесь же вам не баня! А ну немедленно наденьте трусы!
Вот это самая, что ни на есть, реальность того времени. Зеркало того времени. Апофеоз того времени. AirПросветленный 26362 11 лет назад Про тётку в точку сказано. Остальные ответы Вряд ли это можно объяснить. Это один из самых моих любимых фильмов. Я смотрел его наверное раз 50. Просто он пропитан духом того времени.
А что же Крымов? Да, он циничный злодей, главарь банды и подпольный воротила. Но этот персонаж, к тому же сыгранный Говорухиным, неожиданно привлекателен. Если отбросить криминал — Крымов начитан, культурен, интеллигентен, с прекрасным чувством юмора. К тому же в 50 лет он поддерживает прекрасную физическую форму, которой позавидуют многие 20-летние. Последнее особо подчеркивается в сцене с заплывом в Черное море: «старик» Крымов легко уделывает Бананана, который в свои 20 лет никаким спортом не занимается и здоровый образ жизни уж явно не ведет. Даже воочию убеждаясь в продажности и легкомысленности Алики сцена, где он видит их с Крымовым выходящими из ресторана , Бананан все еще на что-то надеется. Потом точно так же наглядно он убеждается в опасности самого Крымова — но все равно идет наперекор. И ведь Бананан знал, что Алика «занята»! И тем не менее продолжал с ней встречаться, оскорбляя тем самым чувства Крымова. Что характерно: Крымов предлагает Бананану очень мягкий способ уйти с его дороги. Но гордость, а точнее — глупость, не позволяет Бананану принять верное решение. Та глупая гордыня, из-за которой он попал в изолятор не сняв серьгу по требованию милиционера , поплыл вместе с Крымовым в ледяное море и едва не погиб почему-то здесь ему не хватило мужества отказаться — словом, беспросветная тупость и нежизнеспособность этого неформала, который смотрит на мир сквозь розовые очки, закономерно привела его к гибели. Глупой и бессмысленной. Ради кого? Ради чего? О том, к чему пришла Алика, всем и так известно. Ее запутанные чувства привели к гибели и Бананана, и Крымова, а ее саму — за решетку. Музыка — всего лишь красивый фон для этой истории, но эпилог с Цоем — это, конечно, самый яркий музыкальный момент. Это просто 2,5 часа полного погружения и невероятного наслаждения, и каждый раз почти как в первый. Один из любимых фильмов. До сих пор трудно поверить, что Такое снято 30 лет назад в нашей стране! Но это нисколько не умалило достоинств фильма, а лишь сделало его доступнее для большего числа зрителей, что является здесь однозначным плюсом. Это тот фильм, в котором столь много деталей, тем, образов, что, вероятно, каждый человек найдёт в нём по крайней мере одну цепляющую сцену. Как бы между строк поднято множество проблем, начиная неравными браками и заканчивая неуважением соседей в «хрущовках». Значительно усиливают эффект и раскрывают тему удачно подобранные песни, «Сны Бабанана» и параллельная сюжетная линия о свержении Павла 1. Также мне кажется очень эффектной и важной роль лилипутов. Интересным персонажем является Крымов, поскольку он, будучи криминальным авторитетом, тем не менее, отнюдь не показан бескультурным, грубым, озлобленным. Напротив, это очень образованный, утонченный и сдержанный человек. Он даже проявляет благородство в обращении с Банананом — долго ведет «негласную борьбу», затем честно предлагает ему взять деньги и уехать, предупреждая, что сделает в противном случае, а только затем это случается. Также его отношение к Алике явно глубже, чем к просто «любовнице». Впрочем, видно, что в моменты, когда он теряет самоконтроль, его поведение довольно жестоко. В общем, этого персонажа невозможно отнести к однозначно негативным. В фильме многие знакомые вещи показаны под необычным углом, как та же самая Ялта в мокром снегу, очень атмосферная и нехарактерная. Всё это действительно делает его ценным и особенным. Смотреть можно неоднократно с большим удовольствием и интересом. То есть, фильмом вокруг которого создан некий культ поклонниками. На первый взгляд, культовый он именно из-за присутствия в нём песен рок-команд того времени: «Аквариум», «Кино», «Браво». И даже «Весёлые ребята», в которой в разное работал весь цвет отечественной музыки и Буйнов, и Градский, и даже Пугачёва , отчего репертуар группы охватывал большое количество жанров. Также, это редкий художественный фильм, где поклонники могли увидеть живого Цоя, да ещё и послушать его великую песню «Перемен! А поклонники «Аквариума», например, могли растаять от слов Бананана о том, что БГ — Бог и от него исходит сияние. Тогда люди не знали, что боги, от которых исходит сияние, сами питались светом забугорных рок-коллективов. Я веду к тому, что не хочется нарекать фильм культовым и рассматривать его, как некое явление рок-исполнителей народу. То, что там мелькнул Цой, прозвучало несколько песен Гребенщикова — не должно на меня оказывать влияния. Всё-таки уже не 90-е и я не старшеклассник, расклеивающий на стенах постеры любимых групп, и оттого так жадно ловящий их появление в каком-то фильме. А я знаю ребят, которые засматривали до дыр именно последние 5 минут фильма. Без этого очарования кино откровенно балансирует между даже непонятно чем. Всего там понемногу. И какой-то туманный холодный артхаус. И вроде как любовный треугольник, трагедия как будто по Шекспиру. И немного чернухи и криминала. Баширов привносит что-то комедийное. Но это настолько комедийно, насколько вообще может быть смешон жалкий уголовник, что-то несвязно рассказывающий. Посреди этого Скайрима возникает ещё одна сюжетная линия прямиком из 1801 года о свержении императора Павла I. Зачем она тут? Почему именно она, а не какая-то другая? Если порассуждать о персонажах, то тоже не всё ясно. То ли так задумано, то ли дело в игре Татьяны Друбич, но любви к Бананану я не увидел. Во-первых, он был ей просто другом, который на фоне остального окружения выглядел нетривиально. А во-вторых, она сама сказала Бананану, что любит Крымова. Не назло, не провоцируя, не вызывая ревность, а очень тихо и просто. Потому что парню, который у тебя во френдзоне можно сказать, что ты любишь какого-то мужчину. Получается, что любовного треугольника как такового и не было. Были два разнополых друга и комплексовавший по этому поводу «папик». Кстати, Станислав Говорухин очень неплохо изобразил этакого советского мафиози. В общем, я сам не понимаю своё отношение к фильму. Он долгий, мрачный, с порой странными сценами, которые нужны только для того, чтобы подчеркнуть артхаусность например, два сна Бананана или даже вплетение истории смерти Павла I. При этом своей основной сюжетной линией он прост и понятен. Даже выполнен так, чтобы вызывать эмоции у зрителя. Но культовость ему гарантировали несколько джокеров в колоде — песни и вообще такие личности, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Необыкновенное, поэтичное кино. Соловьеву удалось невозможное — чистой воды арт-хаус сделать понятным и любимым милллионами. С психологической точки зрения, возможно, потому что настроение тех лет передано идеально — томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс. С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены изумительно. С точки зрения построения кадра, игры со светом эта работа оператора Павла Лебешева сравнима, пожалуй, лишь с фильмами Рустама Хамдамова. Великолепно, необыкновенно красиво. Каждый герой необыкновенно притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны. Если говорить о сюжете поверхностно, то, не сочувствуя Крымову, его тем не менее легко понять — всю жизнь он противостоит системе, главным образом интеллектуально; всю жизнь живет на грани жизни и смерти в финальных титрах описан его жизненный путь, где среди прочего указано, сколько раз он находился под следствием. И вот, когда он наконец уверовал, что встретил верного друга, которому может доверять, тот от него ускользает — причина же ему, интеллектуалу и цинику, абсолютна не ясна, и новое увлечение Алики кажется Крымову противоестественным. Ведь Бананан — и в самом деле талантливый, но «фук». И вот это бессилие объяснить, понять и заставляет его «устранить» то, что непонятно, то с чем нельзя договориться. Если же мыслить аллегорически, то рискну предположить, что фильм в общем-то о матушке-России и в художественной форме констатирует, что страна подошла, увы, к точке безысходности — здесь задыхаются и погибают и молодые, кто лишь учится жить; но и те, кто пока «правит бал», также чувствуют себя взаперти и смертельно устали. Зачем учитывать положительный ответ явного пэтэушника на вопрос о наличии у него ученой степени или записывать возраст «двадцать восемь» со слов старой толстой тетки? Конечно, чтобы знать настоящую правду: о том, как люди видят самих себя. Это ни в коем случае не документ о самой эпохе, но документ о представлениях советских «креативных людей», живших в заповедном мире своих очаровательных иллюзий. Картина Соловьева оказалась столь чистой, понятной и привлекательной, что многие современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по СССР — даже те из них, кто советских времен не застал и в помине. В свое время «Асса» была больше чем фильмом — в момент выхода она стала социальным явлением, хорошо вписавшись в предсмертную лихорадку СССР. В конце 80-х советская культура билась в конвульсиях: в гордящемся офигенным уровнем образования Советском Союзе из телевизоров лечили экстрасенсы Чумак и Кашпировский, первое же попавшее на экран латинское мыло «Рабыня Изаура» произвело неописуемый фурор, а по ночам на нас смотрел «Взгляд» глазами молодых неиспорченных журналистов. Внешняя оболочка — криминальный сюжет о махинациях комбинатора Крымова и борьбе с ним какой-то не очень доблестной тут милиции. Интрига переведена из криминальной плоскости в личностную; основная линия фильма — пиррова победа опытного мужика «папика» над пылким юношей в борьбе за обладание запутавшейся девушкой. Ядро же «Ассы», и принесшее ей когда-то культовый статус, — демонстрация трудящимся советским массам массы, так сказать, не очень трудящейся: «неформалов» символична в этом смысле встреча в КПЗ Бананана и «поддерживающего власти» гопника. Что касается актерской игры, то следует честно признать, что весь фильм держится на Татьяне Друбич: рядом с ней остальные профессиональные и случайные актеры выглядят жалкими статистами. Некоторый плюс, однако, в том, что избранная режиссером форма до известной степени вытягивает слабую игру отдельных исполнителей: мол, ребята, не волнуйтесь, все по плану — это не он мимо нот мажет, это ноты такие прописаны. Крымов слишком уж похож на Говорухина. Африка не блеснул; впрочем, очевидно, что он и не мог блеснуть. А вот кто произвел неизгладимое впечатление, так это Виктор Цой в эффектной концовке. Мы ждали перемен! Э-хе-хе… Конечно, сам Соловьев, решивший показать драматическое столкновение живущего в мире своих снов юноши-музыканта Бананана и жестокой действительности в виде бармалея-Крымова, думал, что режет перед нами правду-матку твердой рукой хирурга. Но совсем скоро стало ясно, насколько мир — наш, родной, советский — ярче, злее и сложнее. Мы наяву увидели, каких жутких монстров вынашивал в себе поздний, вконец извратившийся совок — и еще мы поняли слепоту художников, пропустивших зачатие и развитие этих чудовищ. Говорухин с его «Так жить нельзя» опоздал на несколько лет, а застрявшая на хипповой фазе развития интеллигенция не знала никакого положительного образа, кроме болтливого инфантильного Бананана — милого, симпатичного, абсолютно безвредного и нежизнеспособного юноши. В переломные моменты нужны герои — а у нас оказался только мальчик Бананан. Чтобы победить, нужно драться — а этого интеллигенты не умели категорически. Так мы и жили… В общем, если хотите понять, почему у нас тогда ничего не получилось — посмотрите «Ассу». Вы гуляете по городу, мимо кинотеатров, назревает желание отдать себя во власть хорошего кино, так, чтобы не просто отвлечься, но и проникнуться. Тут вам попадается название. Совершенно непонятное. Ну «Асса» и «Асса», красивое словечко, не более. По афише не скажешь, вряд ли. С этими противоречивыми ощущениями вы вчитываетесь в короткую аннотацию. Если попробовать сформулировать логлайн «Ассы», то выйдет примерно следующее: «Возлюбленная могущественного мошенника-махинатора приезжает на курорт в зимнюю Ялту и влюбляется в чудаковатого юношу-музыканта. Взаимное чувство молодых людей влечет за собой цепь непоправимых событий». Вот приблизительная суть. Возможно, у вас получится выразить ее точнее. Интригует ли она? Да, но попахивает тривиальной драмой любовного треугольника, коих море. Готовясь к худшему, вы все же покупаете билет и начинаете просмотр. И с каждой секундой вам все отчетливее становится ясно, что «Асса» — это то, что вам было нужно, что воплощение замысла делает сам замысел во сто крат лучше. Все совпало, собралась потрясающая команда невероятно творческих людей. Видно, как актеры болели этой историей и ценили своих персонажей. Как все, кто в кадре — энергичны, бодры. Они все какие-то интересные, «вставшие с той ноги», их драйв заряжает тебя. Видимо, на площадке была создана уникальная творческая, рабочая атмосфера, в которой даже непрофессиональные артисты играли, как полубоги, а профессионалы творили с желанием, импровизируя с упоением. Всех сопричастных объединила еще и удивительно светлая, зажигательная, счастливая музыка, слушая которую, действительно можно забыться, впасть в эйфорию. Это неповторимое состояние момента. Напрашивается мысль о том, что «Асса» — штучный товар одной тусовки. Тусовки, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке, в той компании такое было возможно. И так уж вышло, что гениальное произведение Сергея Соловьева на фоне всего этого драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным. Это мягкое, маслянистое ощущение сладкой боли от «Ассы» не сравнимо ни с чем. Восторг и грусть разливаются по телу одновременно. Нам показали фрагмент из жизни фееричных, ярких людей, которые живут черт-те как и не долго, но зато красиво, музыкально и свободно. Не сюжет, но философия ленты — оптимистична — в мутном, циничном и подлом мире есть радуга таланта, вспышка прекрасного, есть любовь вопреки, неожиданная, изящная, пусть мимолетная, но та, что важнее и дороже, чем все остальное. Что бы ни говорили про музыку и вкус, самое интересное, что есть в «Ассе» — это ее повествовательная часть.
Как Цой нашел любовь, а Соловьев не признал БГ и другие истории о съёмках «Ассы»
Костюмы, худ. Посмотреть можно здесь. Об эпохальном арт-рок-параде «Асса», приуроченном к выходу фильма в прокат в 1988 году, см. По окончании сеанса так и тянет объявить держите меня четверо , что вся русскоязычная хипстер-поп-рок-мета-пост-ирония последних лет — это восьмидесятые дубль два, игра в Ленинградский рок-клуб и в объединение «Новые художники». Просто играют в этот раз не только советскими кубиками, но ещё и сэмплами попсы девяностых да на поле скрепного феодального капитализма десятых.
Впрочем, не фиг лукавить и заниматься любительской культурологией. Дело, конечно, в зрителе. Я принадлежу к поколению, для которого «Асса» навеки останется последним писком крутоты и молодёжности. А какое впечатление она производит на миллениалов, не говоря уже о зумерах, — это надо спрашивать у них.
Я, в свою очередь, могу лишь надеяться, что некоторые особенности «Ассы» уже режут зумерский глаз своей непостижимостью. Например, что «негр Витя» его режет. Или вот, скажем, полное отсутствие женщин в субкультуре главного героя Бананана. Хорошо бы, чтоб и оно вызывало некоторый когнитивный столбняк у юного поколения.
Здесь впору вспомнить, что в «Ассе», помимо заснеженной Ялты и Цоя с «Переменами», есть сюжет. Согласно сюжету, бывшая работница здравоохранения Алика Друбич мечется меж тремя мирами. Первый — это мирок богатого «папика» Крымова Говорухин , царство подпольного бизнеса и уголовников. Второй мир — блистающая, хоть и безденежная, вселенная художника-музыканта Бананана и его друзей.
Оба этих мира существуют в огромной туше третьего — советского, со всеми его ментами, КГБэшниками, работягами, столовками, портретами Брежнева и театром лилипутов, который уже хрен знает сколько лет даёт одно и то же представление. Этот большой советский универсум, если верить «Ассе», — единственный, в котором женщины играют какие-то активные, пусть и мелкие, роли. Они поют на сцене театра лилипутов, сдают жильё, сидят за стойкой регистрации в гостинице, работают в КГБ и даже зачитывают хмурому Цою правила поведения советских музыкантов в ресторанном ансамбле. Ни в мире подпольных дельцов, ни в мире эстетов-нонконформистов ничего похожего нет.
Там у женщины дело одно — быть Спутницей Жизни олигарха или свободного художника. В крайнем случае — мамой, которая стирает свободному художнику рубашку. Даже за кадром, т. К тесту Бехдель , соответственно, «Асса» робко подбирается только в тех сценах, где Алика говорит с представительницами советского мира.
С мамой по телефону; маму не видно и не слышно. С безымянной работницей гостиницы. Женщины с именами при этом попадаются Алике дважды. После самоубийства Альберта Петровича она говорит два предложеньица Зое, его вдове.
А ближе к началу, когда Бананан приводит Алику на ночлег, она обменивается парой деловых слов с матерью Бананана, Марьей Антоновной: Алика: Здрасте… Негр Витя: Глядите, какую мы вам чудесную жиличку привели! Отметим интересный феминитив. Алика: Я только на одну ночь. Это зависит от шторма.
Марья Антоновна: Пройдите… Комната чистая, бельё свежее. Сетка панцирная. Одеяло пуховое, телевизор КВН. Всё стоит три рубля.
Алика: Хорошо. Марья Антоновна: Бананану Сними рубашку, я тебе щас постираю! Алика: Вы мне? Марья Антоновна: Да нет!
Перестройка, изменение сознания, начало смены строя и перелом страны. То что фильм именно про это ясно из подсказок режиссера: в начале фильма зачитывается библейский отрывок про потоп и восклицание Ноя "Асса! Можно еще много чего сказать про этот фильм, но в рамках заметки пока достаточно. В этой атмосфере появляется главный герой фильма по прозвищу "Бананан".
Да, всегда есть исключения. Но main stream - основной поток, - направлен именно тужа, в сторону Крымова, мечты стать Крымовым, женой Крымова или любовницей Крымова, а то, что состояние было нажито криминальным способом, кажется несущественной деталью. И Город Золотой теперь - именно тот, который в самом плохом смысле под небом, а не над небом, тот, где пятизвездочные отели, запредельный цинизм и никаких иллюзий. А ведь в конце фильма странным и нетипичным для советского канона образом, но всё же побеждает добро, главного злодея убивают, хотя казалось, что хрупкий мальчик против него бессилен, и тут же на сцену выходит гораздо более смелый и уверенный парень со своей боевой песней.
Распад империи оставил нам удивительные культурные плоды и немало пищи для размышлений. Последние записи:.
В декорациях АССЫ попеременно сквозят тридцать три русских столицы и провинции, холод Прибалтики и сумасшедший ритм космической жизни молодой крови, кипящей на морозе не хуже аспирина в голове. Да и в целом — какая-то склонность закрыть глаза. Наверное, потому что молодость видит и не видит одновременно. Мы не видим мир реальным, принуждающим к действиям, к отвратительнейшим и скучным компромиссам. Мы видим мир чувствами: серебристой пальмой под пищевой содой, растаманскими мотивами летной песни сквозь очки с каски, цветной пленкой и железным занавесом при входе в наш мир. Именно — железный занавес отделяет наш закутанный в красную тряпку мир от реальности качающей лодку бури, которая готова поглотить маленького Альберта. И после того как третий голубь вернулся с оливковой веточкой в клюве, Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: «Асса!
А вместе с ним передалась кому-то из нас их сила и чистота…» Сила и чистота этого внеземного голоса сконцентрировалась в бессмысленной книге, в сумасшедшей кассете и в радости маленького, увиденного за мгновение жизне- и бытоописательного сна. Этот сон — то отвратительное окошко, в которое так не хочется иногда выглядывать, потому сто снаружи — неизменно — муть какая-то, не удовлетворяющая ни одну из горячих потребностей сумасшедших творцов. Этот сон не так уже часто перемежается яркими кляксами и столбцами каллиграфических букв и прочих закорючек. Бегущие кислотные пятна и иссиня-черные чернильные пятна букв и символов — вот она, атмосфера нашей сумбурной, короткой бессмысленной жизни, пойманной автором за хвост и зажатой в кинематографические тиски. Мальчик Бананан, похожий на обезьянку.
Все важное и архиважное о фильме «Асса»
В фильме сначала показано, что Алика звонит по телефону из будке №9. Потом показывают Крымова в футболке, на спине которой тоже № 9. Когда Алика звонит маме. Фильм «Асса» легализовал русский рок и стал символом эпохи перемен. На самом-то деле фильм «АССА» получился таким странным из-за культурного угара перестройки и искренней увлечённости этим угаром советско-русской интеллигенции, к которой г-н Соловьёв, конечно же, причислял себя.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
В то время, как Сукачёвское Солнце в исполнении Станислава Рядинского не вызывает ровным счётом никаких эмоций не смотря на кучу навешанных на него шурежек и фенечек. Поскольку за ними кроется пустота, полное неосознание психологического портрета своего героя. А отсюда и фальшь ситуации, которая на экране предстаёт очень явно. Столь же фальшивы на экране и герои фильма «Рок» Ивана Шахназарова. Вроде молодые люди, музыканты.
Судя по всему, сверстники режиссёра ведь всегда проще делать героями сценария своих сверстников. И тоже промашка. Каменные лица, казённые фразы, и полное отсутствие музыки, ради которой они живут. И это я не говорю о попытке вплести в сюжет «Рока» криминальную составляющую.
Она там вообще выглядит, как пятое колесо у машины. Вот и поучился бы этот Иван Шахназаров у Сергея Соловьёва, как можно переплести в одном сюжете рок и криминал, молодых музыкантов и седых авторитетов, гитару и пистолет, гос. Сергей Александрович продемонстрировал это виртуозно. Сюжет «Ассы» можно смело включать в учебники по драматургии, чтобы тыкать в него носами молодых авторов.
Может тогда они наконец-то начнут понимать, как надо писать сценарии и прорабатывать персонажей. А-то наваяли в «Роке» некую троицу псевдомузыкантов. А кто они? Ничего не понятно.
Просто есть три имени кстати, может и не имени : Гоша, Сева и Шмон. И на этом всё. Дальше как хочешь, так и домысливай. В итоге смотришь на плоский сюжет «Рока» с какими-то нелепым киллером, который то появляется и наводит на троицу пушку, то исчезает.
И думаешь: что устойчивые мнения о бедственном положении нашего кинематографа не такие уж и беспочвенные. Ведь самая главная беда сегодня в катастрофической недостаче качественных историй для экранизации. Их действительно не хватает. И это не вымысел, а факт.
А с другой стороны, истории-то есть, но попробуй, пробейся. Мир кино огорожен от остального мира тройным забором с колючей проволокой, куда кроме как с конкретными связями никого не пускают. А когда неизвестный автор каким-то чудом пробивается за преграду и предлагает свой сценарий, находятся десятки аргументов, чтобы доказать: сценарий — полное фуфло. Мол, и сюжет там не закручен как следует.
И герои не проработаны. И нужного конфликта нет. И драматургии не хватает. И… много ещё чего не хватает.
А по факту выйдет на экраны такой вот «Рок» и не понятно становится вообще, а куда все эти критики и профессионалы смотрят? Хотя понятно: на фамилию «Шахназаров» смотрят. А всё остальное уже неважно. А потому подобные «Роки» с завидным постоянством и появляются в прокате.
И это ещё далеко не самый худший пример. Так что на фоне всей этой современной киношушеры «Асса» действительно выглядит, как марочное вино. Которое, чем больше прошло времени с его создания, тем выше ценность. Да, несколько запятнал Сергей Александрович своё имя и имя фильма, выпустив вторую часть.
Не устоял перед соблазном времени создать сиквел и… прогорел. Но Мастеру можно простить эту слабость, ибо он создал немало достойных картин, до многих из которых современным творцам не дотянуться. А «Асса» был и остаётся одним из самых достойных фильмов про музыку, любовь и человеческую судьбу. Не смотря на то, что с момента премьеры минуло уже 30 лет, аналогов ему нет.
И, уверен, в обозримом будущем не появится. Хотя он сам говорит, что не давал разрешения вообще включать эту песню в фильм. Он сам по себе, фильм, трудный, с одного раза его не понять. Для неподготовленного зрителя его надо смотреть до конца.
На первый взгляд всё просто: молчаливый Говорухин, тот самый спутник жизни юной Алики, из другого мира. Его все эти Геребенщиковы и Цои не интересуют. Это как срез конфликта поколений, с которыми страна столкнётся в период гласности, которой ещё не было на момент съёмок фильма, в период 1986—1987 гг. Спутница его, как раз показывается человеком из нового мира.
И она находит в парне «Африка» ту самую свободу нового мышления, которую искала. Музыкальный фон фильма вызвал много нареканий в наше время: после мощного «Мальчик Бананан» и коды в увертюре-зарисовке «Сон Бананана» от Гребенщикова, складывается впечатление, что Соловьёв, даже не будучи фанатом последнего, сознательно включил песни в фильм. Лейтмотив не удался, так как заунывная философия БГ весь фильм только отвлекает от сюжета и мешает воспринимать суть фильма. Наверное, так было лучше, иначе такой фильм на экраны бы не прошёл, да и то странно, ибо Ю.
Чернавский со своими песнями был в 1983 году практически запрещён. Весь фильм нам показывают по сути процесс разложения советской системы, как внешне, так и внутри. Первая сторона кроется в идиомах отрицания новой музыки и образа мышления, а вторая — в срезе формирования скрытых сленговых фраз криминального мира, которые не принято произносить вслух. Всё это в столкновении друг с другом, особенно среди молодёжи, и стало той взрывной массой, которая уже независимо от гласности, разрушила стереотипы советского гражданина как о социально справедливом государстве СССР.
Соловьёв, сам того не подозревая, официально протолкнув «Бананана» на виниловый диск фирмы «Мелодия» сделал невозможное, официально издав то, что было 4 года назад ещё совсем нельзя. А БГ — это формат нового поколения, которое уже вышло на «Музыкальный ринг» и показало, что наш Джон Леннон по-русски может быть и петь не хуже, чем поэты начала века. Только вот в 1991-м стране будут нужны новые герои и песни. Сняв продолжение, режиссёр снова угадал.
Вот среди всего этого и мечется юная Алика. Она понимает, что надо принять решение и принимает. Будет ли возмездие? Лучше бы, чтобы не было.
Что лучше, тюрьма или разрушение страны — решать вам, зритель. И всё же, читайте всплывающие фразы в фильме и смотрите до конца. Трудно, но очень ценно. В наше время слова стали бы другими, смысл — тем же.
Жаль, тогда не было Интернета. Культовый фильм нашего поколения и правда пришелся на эпоху перемен, когда верхи уже не могли, а низы уже не хотели. Читал я про съемки этого фильма, про непрекращающийся экстаз, когда актеры чувствовали себя фастфудом вселенной, куда ломятся абсолютно все, платят деньги и не обращают внимание на грязь. Впрочем, к самому фильму отношение у меня слишком трепетное, хотя прошедшее время и повлияло на многое.
Люди примерно одинакового возраста, что наводнили этот ресурс, хорошо понимают, когда говорят об особенном культурном слое из конца 80-х, взращенном на русском роке. О сюжете распространяться смысла нет, до экстаза доводит до сих пор появление в конце фильма живого Виктора Цоя, хотя, на мой взгляд, это направление в настоящий момент деградировало, настоящие приверженцы группы «Кино» давно расползлись и рассыпались в труху. Говорю это со всей ответственностью, как бывший фанат. В фильме много запоминающегося, неповторимый шлягер, который я люблю именно в этом фильме и сейчас почти доводит меня до слез, практически сразу, когда я слышу первые такты начинающегося старика Козлодоева.
Восторг игрой Говорухина накрыл меня когда-то с головой и никакое деградировавшее к нему отношение так и не помешало, хотя он навсегда остался для меня Крымовым и режиссером негритят с местом встречи. Татьяна Друбич, благодаря своей отстраненной позиции, умудрилась выйти из перипетий этих лет практически чистой. Хотя ее фамилия у меня больше ассоциируется с фразой, «почему он не задушил Сталина. Я не эдиот!
Спустя годы, как-то меня накрыла совершенно простая мысль — а о чем же «Асса»? Только ли о свободе, новых людях и старой системе? Ведь название приурочено к книге о смерти Павла Первого, который тоже по существу был потусторонним новатором. Не сейчас ли раскрутилась та самая удавка, готовая в любой момент ласково погладить по шейке любого, кто мыслит не так, как это положено.
А еще «Асса» когда-то помогла мне по иному воспринимать советскую действительность. Все это трухлявое желтое дерево того времени, навевающее необоримую тоску и которого сейчас выше крыши становилось другим при первых же звуках любой песни, которой так перенасыщена «Асса». Что касается БГ и Африку, то я к ним более чем равнодушен, люблю только несколько старых песен первого. Совсем старых.
Вновь посмотрел и ахнул. По-моему, чистейший бриллиант. Необыкновенно поэтичное кино. Соловьеву удалось невозможное — чистой воды арт-хаус сделать любимым миллионами.
Возможно, потому что идеально передан лейтмотив настроения тех лет — томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс. С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены безупречно. Построение кадра, игра со светом, пожалуй, не уступают картинам Рустама Хамдамова. Необыкновенно красиво.
Каждый герой притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны. А то, как идеально звуковой ряд ложится на видеоряд, почувствовали, наверное, и глухие. Если не пересказывать известное, но резюмировать произошедшее, то, не сочувствуя Крымову, его тем не менее легко понять — всю жизнь он противостоит системе, главным образом интеллектуально; каждый день он на грани жизни и смерти в финальных титрах описан его жизненный путь, где среди прочего указано, сколько раз он находился под следствием. И вот, когда он наконец уверовал, что встретил человека, которому может доверять, тот от него ускользает — причина же ему, интеллектуалу и цинику, абсолютно не ясна, и новое увлечение Алики кажется Крымову противоестественным.
Ведь Бананан — и в самом деле одаренный человек, но «фук». И это бессилие объяснить, понять и заставляет его «устранить» то, что непонятно, то с чем нельзя договориться. Если же мыслить аллегорически, то рискну предположить, что фильм в общем-то о матушке-России и в художественной форме констатирует, что в тот момент страна подошла, увы, к точке безысходности — здесь задыхаются и погибают и молодые, кто лишь учится жить; но и «короли жизни» чувствуют себя здесь взаперти и смертельно устали. Странно и страшно, что Бананан погибает от руки того, кто в юности сам был поэтом и нон-конформистом.
История словно бы повторяется, но её новый виток беспощаден и устраняет любую инаковость. Крымов и в каком-то смысле его исторический аналог, император Павел, как мне показалось, к смерти были готовы, месяцем раньше, месяцем позже, но её предчувствие сказывалось на поступках обоих. Ни для кого не секрет, что фильм очень неоднозначный. Он наполнен различными аллегориями, параллелями и прочими приемами для выставления всей «системы» на посмешище.
Просмотр фильма, особенно для человека, который родился после падения «железного занавеса», может стать своеобразным портретом различных слоев общества и их взглядах на жизнь. А теперь, давайте попробуем во всем разобраться. В центре истории стоит Бананан, представитель прогрессивной молодежи, который плевать хотел на современные реалии и обыденное устройство жизни. Он работает сторожем в местном театре, а по вечерам выступает вместе со своими друзьями в ресторане отеля.
Он знакомится и влюбляется в девушку, которая является любовницей криминального авторитета Крымова. Крымов, предстает перед зрителем в непривычном образе бандита. Он умен и начитан, во всех действиях соблюдает хладнокровие и не дает лишним эмоциям вырваться наружу. Когда он замечает своеобразный роман Алики и Бананана, он начинает принимать решения.
Самое первое что бросается в глаза, это, определенно, сказочная атмосфера безмятежной жизни бананана и его группы. Как и было сказано выше, фильм неоднозначный. Бананан может вначале показаться наивным героем, но спустя час просмотра начинаешь понимать, что он человек «идеи», который будет стоять за нее до конца во всех смыслах. Нельзя не отметить тесную связь фильма с концептуальным искусством.
Кстати, Cергей Бугаев и Цой принадлежали к ленинградской группе «Новые Художники», которые в свое время задавали движение современникам. На более глобальном уровне, это фильм о столкновениях интересов. В процессе конфликта формировались черты, которые были присущи «новому обществу». На мой взгляд, фильм актуален по сей день и я определенно рекомендую его к просмотру.
Соловьев снял фильм «Асса». Не употребляю выражение «вышел на экран», т. Учитывая довольно большой резонанс после выхода фильма тогда и своеобразное впечатление от просмотра сейчас, буду рассмотривать данный фильм по 2-м частям: сам фильм и саундтрек к нему. Начнем с саундтрека, а в этом фильме звучат композиции групп «Аквариум» Гребенщиков , «Кино» Цой , «Браво» Агузарова и других.
Пересмотрев «Асса» с интересом обнаружил, что в кинематографе в целом и российском в частности за последние 30 лет сложилась парадоксальная ситуация в части саундтрека.
Эпизод снимали на московском ипподроме. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде. Киноляпы На фуникулёр Алика и Бананан вместе садятся в красную кабинку на гору. Но зрителя сбивают с толку регулярно мелькающие кадры съёмки движения подъемника вниз.
При крупных планах Алика сидит в красной кабинке, а Бананан почему-то в синей. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все.
А там выпущу и картину, и эти альбомы, и большой плакат "Ален Делон не пьет одеколон".
Минкульт призывает поддерживать русские фильмы в прокате за счет выдавливания из него американских и европейских. Ваше мнение об этой инициативе? И мало того что чиновником, так еще и чиновником, выполняющим определенные задачи: финансовые, экономические.
Ничего этого во мне нет. Какую проблему считаете главной для отечественного кино? Как выйти на мировой уровень?
Все это легенда. Иногда приятная, иногда неприятная для нас. Не хочу выходить на какой—то уровень: даже улица, на которой мы сейчас находимся, — это тоже уровень.
Считается, что именно вы открыли миру Кустурицу, будучи единственным членом жюри, который посмотрел его фильм "Помнишь ли ты Долли Белл? В самом деле так? А в остальном все правда, так дело и было.
Я был в жюри, где председательствовал гениальный режиссер, которого я боялся, — Питер Богданович. Величайший режиссер. Мы смотрели всё, но у нас была договоренность: если кто—то все же прогулял фильм, а один из нас что—то в нем нашел, то мы настаиваем на том, чтобы остальные его обязательно посмотрели.
И я помню, что как—то я остался один. Показывали Кустурицу, имя которого даже не все смогли произнести, — картину "Помнишь ли ты Долли Белл? Я вот до сих пор помню.
Лично мне тот фестиваль запомнился еще и тем, что у меня проблема была: мой чемодан отправили в Австралию. И у меня, как у советского человека, денег фактически не было. И вот фестиваль предоставил мне катер красного дерева с капитаном, который три раза переодевался — утром, днем и вечером.
И яхта у меня была; а доллара, чтобы купить носки, решительно не было. Поэтому с капитаном по водам я прогуливался на босу ногу. Чемодан мой мне вручили в день закрытия фестиваля.
Тогда же я услышал единственную овацию в свою честь на том самом мировом уровне, о котором мы уже говорили. На закрытии я вскрыл чемодан, надел белый пластрон, появился в носках — двух носках! И здесь грянула овация — так я обрадовал фестивальную публику и жюри.
Так что неизвестно, победил ли тогда Кустурица с "Долли Белл" или я с чемоданом из Австралии. Вы возглавляете кинофестиваль "Дух огня".
Даже эти похороны — символ, и так легко было позволять себе шутить над этим. Всё запрещённое, андеграундное, позорное постепенно становилось нормой, повседневностью.
Появилась иллюзия, что теперь можно всё и что это никуда уже не денется. В этом есть даже некоторое везение — увидеть этот переход и полюбить его. Тем печальнее наблюдать то, что происходит сейчас, и чувствовать себя облапошенной. У моего мужа первая ассоциация с фильмом «Асса» — это лето, «Зелёный театр» и концерт Цоя, который слышно через Москву-реку в его коммуналке на Фрунзенской набережной.
И что любопытно, именно на этот концерт «Кино» пришёл Соловьёв и снял финальную сцену фильма. С этим фильмом у меня ушло это стыдное ощущение интеллигентной бедности, в которой мы с мамой жили. Всё самое замечательное происходило в захламленных квартирках, как в кадре с Друбич, Африкой и коммуникативной трубой. Вероятно, мы виделись, но он тогда пил портвейн, а я молочную смесь.
Однажды Цой умер, вслед за ним всё вокруг заболело и стало корчиться. Соседку снизу не видели месяц; из-под двери запахло и потекло. У соседа сверху за литр купили квартиру, он спал потом на чердаке. Газетный ларёк заторговал спиртом и сникерсами.
Оттуда всегда играл Цой, и над рядами сигарет висел его портрет готического периода. Мне было восемь, я решил, что это какая-то странная женщина. Не связал этот облик с низким голосом с неба. Голос объявлял мир, как станцию метро: белый снег, серый лёд.
Потом было принято презирать Цоя как попсу. Что он хорош, я понял уже за тридцать. Вернулся в старый свой район. Его подлатали.
Парни, как прежде, бухали на речке, махнул им рукой. Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива. Сергей Пахомов, художник В 1987 году я отправился в длительное заграничное путешествие, потому про фильм «Асса» узнавал опосредованно. После выхода «Ассы» наиболее передовые люди, люди художественных группировок приняли мир фильма за свой.
Этот фильм судьбоносный для всех нас — всех молодых в то время, сейчас уже пожилых.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
Так каких перемен требует Цой, если исходить из сюжета фильма «АССА» и его главной трагедии? Кадр из фильма *Асса*, 1987 | Фото: Триумфальным стало появление в фильме Виктора Цоя. "Асса" и "10 негритят". Смотрите фильм «Асса» в субботу, 31 августа в 23:00. Фильм сделал «Асса» больше, чем просто кавказским восклицанием. Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений советского рока, по мнению его поклонников, достигшего пика своего развития в 1980-х годах.