Дефиниция: Жена и соратник А.А. Зиновьева – русского мыслителя, философа, логика, социолога и писателя. В завершение рассказа Ольга Мироновна анонсировала полную биографию Зиновьева, которая должна быть издана буквально через пару месяцев в виде отдельной книги "Прометей. Ольга Мироновна становится главным помощником Александра Зиновьева, она – первый слушатель, единственный стенографист, наборщик текстов, корректор и редактор. Ольга Мироновна становится главным помощником Александра Зиновьева, она – первый слушатель, единственный стенографист, наборщик текстов, корректор и редактор.
"ТОЧКА ЗРЕНИЯ": БЕСЕДА С ОЛЬГОЙ ЗИНОВЬЕВОЙ.
Файл:Жена философа А.А. Зиновьева Ольга Мироновна Зиновьева .jpg | Бизнесмен Зиновьева Ольга Мироновна (ИНН 772601231144) является руководителем 6 организаций и учредителем 1 организации. |
Ольга Зиновьева: Чулпан Хаматова, Владимир Урин и Нобелевская премия /// ЭМПАТИЯ МАНУЧИ | Александр Зиновьев» прочла Ольга Мироновна Зиновьева – президент Биографического института Александра Зиновьева, почётный президент общества «Россия – Германия». |
Файл:Жена философа А.А. Зиновьева Ольга Мироновна Зиновьева .jpg — Википедия | Московская Школа Конфликтологии > Новости > Новости > Поздравляем Зиновьеву Ольгу Мироновну с наградой. |
Вдова философа зиновьева | Зиновьева Ольга Мироновна. |
Please wait while your request is being verified...
Московская Школа Конфликтологии > Новости > Новости > Поздравляем Зиновьеву Ольгу Мироновну с наградой. ОписаниеЖена философа А.А. Зиновьева Ольга Мироновна На встрече Ольга Мироновна познакомит слушателей с научным, творческим и литературным наследием великого русского мыслителя Александра Зиновьева, который стоит в числе ярких интеллектуальных явлений XX века. Ольга Мироновна, бурный всплеск интереса к наследию Александра Александровича как-то связан с подготовкой к его юбилею?
Биография философа сохранена в «Лицах Победы»
И я сейчас хочу процитировать Александра Александровича Зиновьева, "Homo Sovieticus", его произведение. Вот он там пишет о том, что: "Для меня только одно место в мире есть столица: это — Москва. Все остальное для меня есть провинция. Москва есть столица не просто государства. Она есть столица истории". А как вы к провинции относитесь? Ольга Зиновьева: Ну, вы знаете, я вообще, надо сказать, не живу такими понятиями. Для меня Россия — это Москва. Когда мы говорили о Советском Союзе, о стране, которую защищал мой муж во время Великой Отечественной войны, будучи штурмовым капитаном штурмовой авиации, когда он защищал ее на мирных площадках, когда нас выставили, для нас Россия — это было Москва. Это собирательный образ.
Поэтому в моей стране я не знаю провинции. Потому что вот те встречи в так называемой провинции с людьми — с библиотекарями, с продавцами в магазинах, с остатками колхозников, с нормальными людьми на улице, с горожанами — у меня нет ощущения, что я в провинции с ними общаюсь. Более того, я как раз не могу освободиться от ощущения, что в провинции больше думают. Больше думают, больше читают, больше занимаются вопросами мироздания, которые раньше были свойственны, скажем так, вот всей русской интеллигенции, которая сейчас меньше занимается рефлексированием, которая меньше занимается проблемами ответственности за все то, что произошло с нашей страной, например. А в провинции думают. Ангелина Грохольская: Поэтому у вас есть проекты в Орске и в Костроме, да? Ну, Кострома — это понятно, это историческая родина моего мужа. Там стоит великолепный памятник, красивейший памятник работы нашего выдающегося русского… российского скульптора Андрея Ковальчука. Там проходит масса мероприятий.
Там проходит заседание нашего Зиновьевского клуба. Мы там проводились "Зиновьевские чтения". Вот в следующем году мы будем проводить их опять там. Там работает Молодежный театр имени Зиновьева, и они ставят свои спектакли. И приезжали эти спектакли в Москву. Спасибо Сергею Михайловичу Миронову, который оплатил им дорогу. Понимаете, это все инициативы, которые идут на таком на человеческом уровне. Ангелина Грохольская: А Орск? Я в свое время работала на общественных началах в Администрации президента и мне приходилось ездить по разным командировкам.
И вот в силу каких-то обстоятельств я оказалась в Орске. Начало поездки было многообещающим, когда я вышла на поле и увидела самолет, который, знаете, вот такой он стоял. Я думала так: "Ну, смерть бывает разная. Надо полететь и посмотреть, что получится". Села я в этот самолет с разбитыми сиденьями. Ну, это был 2001 год, еще далеко было до роскошных самолетных линий. Мы прилетели в Орск. И поселили в какой-то совершенно сногсшибательной гостинице по контрасту с тем, что я видела вокруг. Это была пятизвездочная гостиница, которую построил в свое время Черномырдин.
А он уроженец этих мест. Ну, то есть он отдал то, что он считал нужным и возможным. И вот эта сногсшибательной красоты постройка на фоне разбитых домов, на фоне таких хороших породистых крыс, которые гуляли просто, знаете, как у себя дома днем. Ангелина Грохольская: Какой диссонанс! На фоне больших задолженностей перед бюджетниками, на фоне пешей демонстрации, протеста работников "скорой помощи", врачей "скорой помощи" зимой из Орска в Оренбург. Вы знаете, я прилетела туда, насыщенная такой вот информации. Как-то узнали, что прилетел человек из Москвы. Клянусь, я не давала объявления в газетах, это просто не в моих правилах. Ангелина Грохольская: Новости в маленьких городах расходятся быстро.
И мне стали поступать письма в огромном количестве — и анонимные, и письма с подписью. И среди большого этого потока писем я увидела письмо от директора музыкальной школы. И я встретилась с этой школой, которая была… Зимой ее не топили. Ну, наверно, не было необходимости. А Орск — это такое место, где мороз бывает и 40, и 43, и 45 градусов. И преподаватели… Вот что меня потрясло? Вот эта интеллигенция, настоящая интеллигенция, провинциальная интеллигенция. Преподаватели, сидя в шубах, с завязанными платками, занимались с детьми на ледяных клавишах. Они отдавали детям то, что они могли дать, не получая зарплаты.
Жизнь, вот интеллектуальная духовная жизнь продолжалась там, а не в Куршевеле, как вы догадываетесь. Ангелина Грохольская: В отсутствие экономики. Ольга Зиновьева: Именно, именно в отсутствие.
Павел Губарев: Они были действительно националистически настроены, и они действительно работали с западной резидентурой.
Павел Губарев: И это факты, которые сегодня уже не модно даже скрывать. Ольга Зиновьева: Бессмысленно это как-то отрицать, правда? Тем более, опять же, мы обнаружили, что количество организацией и количество институтов, центров, кружков на Западе, которые занимались кремленологией, советологией, антисоветизмом на разных уровнях, начиная от каких-то солдатских школ в американских казармах, где будущее пушечное мясо надо было нашпиговать антисоветской и антироссийской идеологией. И делалось это весьма успешно.
Павел Губарев: И до сих пор такие школы существуют. Ольга Зиновьева: Конечно! Они на Западе от этого не отказываются. Александр Чаленко: Кстати, а каким был первый вопрос, который вам заняли, когда вы только прилетели в Америку?
Меня встречали друзья Александра Александровича. Помню, совершенно гигантских размеров негр склоняется надо мной, и спрашивает: «Мэм, вы счастливы прилететь в Америку»? Я отвечаю: «Нет». И вижу, что у него там что-то изменилось внутри, он еще раз повторяет: «Мэм, вы счастливы прилететь в Америку, самую свободную, самую демократическую страну»?
А меня встречал один сенатор, друг Александра Александровича, который сделал крест руками, мол, все, не связывайся. Они же все зомбированы, они не умеют думать, им и не надо думать — это идеальный материал для того, чтобы одним щелчком перенаправить сознание таких вот людей. Оруэлла помните? Он все же создавал свою антиутопию, отталкиваясь от западного мира, а вовсе не от СССР.
Александр Чаленко: В Мюнхене вы сталкивались непосредственно с украинскими националистами? Ольга Зиновьева: Когда мы оказались в Мюнхене, насыщенном, напичканном эмиграцией, эмигрантами всех сортов, всех видов, всех расфасовок и всех цветов радуги, то обратили внимание на то, что у украинской диаспоры были разного рода мощнейшие «исследовательские» институты. Они великолепно финансировалось, в этом мы убедились, когда увидели один из особняков, где проходили какие-то мероприятия украинской эмиграции. Естественно, в Александра Александровича все вцепились сразу — и крымские татары, и башкиры, и евреи, и русские, и украинцы, но все вскоре поняли, что Зиновьев не для межпартийных выяснений отношений.
Павел Губарев: Его не втянешь. Ольга Зиновьева: Нет, невозможно втянуть. Его главная установка — бороться за истину и ее высказывать. Но нас с Александром Александровичем поражала такая вот махровость настроений.
Это было особенно дико, учитывая то, что мы оказались в цивилизованной Европе. Как-то не представлялось возможным вообразить нечто подобное, когда нас выбрасывали из Советского Союза. Понимаете, это слишком как-то по-киношному выглядело, как будто детская игра, вот я такой зюзюка, я такой страшилка. А оказывается, это была правда.
Александр Чаленко: То есть, очень тяжелое впечатление на вас все это произвело? Ольга Зиновьева: Тяжелое, да. Я дружила и дружу по сей день с замечательным человеком Ксенией Михайловной Антич, очень близким мне человеком. Александр Чаленко: А кто это?
Ольга Зиновьева: Нет, не в украинской, в русской, и занималась вопросами религии, вместе с отцом Александра Рара, с Глебом Александровичем Раром. Она из Миллерово сама, с Дона, глубокие очень семейные корни. Отец ее был профессором археологии, они ушли из Советского Союза во время войны, ушли вместе с немцами. Было много разных нареканий, но семья очень благородных корней поэтому у них были свои счеты с Советской властью.
Но мы дружили, так сказать, поверх барьеров, тут трудно было даже утверждать, чей род был благородней, не в этом был смысл наших отношений. Она, я повторяю еще раз, глубоко порядочный и очень отзывчивый человек, по-христиански очень отзывчивый. Помогала массе людей, которые приезжали, оказывались в эмиграции, бескорыстно совершенно, в доме было много людей, и в том числе, конечно, и с Украины. Но Ксения Михайловна обладала, слава богу, она жива, обладает по сей день большой тонкостью и тактом, чтобы говорить, «а вот это украинцы, гонимые вами, коммунистами».
У нас таких, конечно, разговоров не было. Я знаю, как подогревались украинские националистические настроения, как это все оплачивалось. Чем страшнее, чем гаже высказывались отношения к Советскому Союзу, тем выше были ставки. Увы, я тут не могу опровергнуть ничего.
Ольга Зиновьева: Вы знаете, интеллигентные люди как-то все-таки находят друг друга. Он очень милый, симпатичный человек, производил впечатление человека думающего и позволяющего другим высказывать свои суждения. Если я работала на «Свободе», то Александр Александрович категорически сразу сказал: «Я никогда не будут работать на этой вражеской радиостанции». Павел Губарев: Ну, это Зиновьев.
Ольга Зиновьева: Молодчина. Меня очень долго уговаривали, и я работала в исследовательском отделе. Я изначально отказалась идти в языковую редакцию, потому что там работали по большей части люди малообразованные, не имевшие никакого отношения ни к интеллектуальному, ни к духовному процессу, происходившему в Советском Союзе. Бывшие парикмахеры, лавочники, и вообще, подобная им публика.
И поэтому Владимир, естественно, выделялся. Я повторяю — там было несколько очень симпатичных людей, с которыми приятно было общаться, из разных редакций — из грузинской, из русской, из украинской. В польской редакции работал очень близкий нам друг, Станислав Дея, который переводил потом Зиновьева, «Гомо советикус», на польский язык. И естественно, мы встречались, естественно, мы разговаривали друг с другом.
Но мы с Владимиром нельзя сказать, что дружили, просто симпатизировали друг другу. Может, ты использовал какие-то его методики в своей политической практике? Павел Губарев: Собственно, его методиками мы не владели, да и инструментарием тоже. Я вот совершенно недавно, может быть, месяца два назад нашел курс его лекций в МГУ.
Они есть в открытом доступе. Ольга Зиновьева: Да-да, я авторизовала. Павел Губарев: Собственно, инструментария его у меня не было, но все его книги были мною прочитаны и проработаны, и некое интуитивное понимание процессов, о которых говорил Зиновьев, было. Я согласен с ним в оценке современной России, некой аморфной, умирающей, разлагающейся страны, которую как говорил Александр Александрович, Запад может развалить за месяц, только щелкнув пальцами, если захочет.
И он это не делает только лишь потому, сказал он, что в этом состоянии Россия обходится ему дешевле. Вот она, гниет безопасно и дешево и загибается. Но я не согласен с Александром Александровичем в оценке шансов русского народа на то, чтобы остаться субъектом истории. Я все-таки расцениваю такой шанс, как достаточно высокий — русский народ останется субъектом истории.
Иначе произойдет фукуямовский «конец истории». Это неправильно, этого не будет, всему моему существу это противоречит. Александр Чаленко: Скажи, пожалуйста, а какие книги Зиновьева у тебя являются любимыми? Может, с какими-то его утверждениями ты хотел бы поспорить?
Павел Губарев: Спорить с Зиновьевым, поверь мне, невозможно, это интеллектуальная глыба. Спорить с ним и критиковать его не хочется. А книги, которые меня зацепили, это «На пути к сверхобществу», 2003 или 2004 год. Мы ее обсуждали на нашем студенческом кружке в Донецком университете.
Она только вышла, и кто-то из моих соратников, по-моему, Сергей Цыплаков, прочел, приносит, и говорит — вот это надо прочесть всем, будем обсуждать. И у нас были, наверное, недели три дебаты. Александр Чаленко: И что вы там дебатировали? Павел Губарев: Вот все, все ее содержание — западнизм, советизм, методику.
Зиновьев тогда в Донецке был для нас масштабным открытием. Мы не читали ранних его работ, как-то они не попадались. Все-таки мы люди потерянного поколения, нам что попало, то и хорошо. Не попало — не читаем.
У нас не было учителей, которые вели бы нас по жемчужинам интеллектуальной мысли, были бы компасом. Мы сами себя направляли. И вот бог, суждено богом было нам познакомиться с работами Зиновьева. Они очень большой след, конечно, в нашем сознании оставили.
И вторая работа, которая произвела впечатление, это «Идеология партии будущего», недавно ее перечитывал. Александр Чаленко: А она о чем? Павел Губарев: Она об идеологии партии будущего, о том самом инструментарии.
Встреча наша не была случайной. Побеседовать с женой диссидента, известного на весь мир, — подарок судьбы для журналиста. Начался разговор с того, каким ветром занесло московскую гостью в наши края. Выяснилось, что она в Орске уже не первый раз. Приезжала сюда три года назад по заданию администрации Президента РФ. Некоторое продвижение дел в вопросах строительства онкодиспансера состоялось не без ее прямого участия.
С нашим городом Зиновьеву связывают и узы землячества. Оказалось, что здесь во время войны находилась в эвакуации ее мать. Жизнь Ольги Мироновны до предела насыщена решением множества проблем — как семейной, так и государственной важности. Одна из них — работа Фонда содействия развитию глобальной компьютерной сети Интернет в России. Задача этой некоммерческой организации состоит в том, чтобы оказывать всевозможную помощь в продвижении Интернета по всей территории России. Сейчас в мире зафиксировано более 3 млрд. А в России — чуть более 2 млн. Для нашей гигантской страны это, конечно, мало. Беда в элементарной нехватке средств.
И фонд пытается изыскивать средства, возможности, разрабатывает проекты, которые помогают внедрять идею в жизнь. Это школы, клубы, Интернет-кафе, Интернет-форумы. Есть у Зиновьевой еще одна важная должность. Она возглавляет исследовательский центр, в поле деятельности которого исключительно социологическая теория, разработанная ее мужем для научного анализа общества. За публикацию на Западе своих социологических результатов, вступивших в резкое противоречие с официальной советской идеологией, А. Зиновьев был уволен с работы, лишен ученых степеней и званий, а также советского гражданства. Его учение, книги — огромное наследство, им надо серьезно заниматься. Но главная забота Ольги Мироновны — это, конечно же, непосредственная помощь мужу в организации его работы и семейного быта. Она готовит публикации его работ, взвалив на свои плечи обязанности корректора и редактора, менеджера и специалиста по пиару.
Можно представить, какой это колоссальный труд, если учесть, что Зиновьев написал более 50 книг, ставших бестселлерами мировой литературы, сотни публицистических статей. Она отвечает за его распорядок дня. Организовывает всевозможные встречи. А еще родила ему двоих детей. Занимается внуками… К большому сожалению, о поразительной личности Зиновьева и его творчестве знают в России не так много, ведь на Родину он вернулся лишь четыре года назад. И потому я попросил свою собеседницу дать его портрет в разных ракурсах. Вот что она рассказала. В нем невероятные личностные начала. Прежде всего — одаренный ум.
Я говорю это не как жена, а как человек, который восхищается им в течение 38 лет. Природа наделила Александра, пожалуй, самым уникальным инструментом, необыкновенной способностью, которая отличает его от всех людей. Как у музыкантов есть абсолютный слух, так у него — абсолютный ум. Его можно в определенной степени считать провидцем, глубоко проникающим в суть глобальных событий. То, что он предсказывает по социальному развитию общества, по всему, что происходит на нашей планете, сбывается. Но такие «ясновидцы» неугодны властям. Ведь он говорит не то, что нравится людям, а то, что есть. Для него всегда во главе угла — говорить правду, только правду и ничего другого. Человек абсолютно несгибаемой воли.
Microsoft 37 персон ГлобалМСК. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Метили в коммунизм, а попали в Россию
Ольга Зиновьева, кстати, тоже является достойным объектом воспоминаний, рекомендую с Ольгой Мироновной встретиться, ей есть что вспомнить, очень много, на самом деле. Тем не менее я полностью солидарен с замечательными комментариями его вдовы Ольги Мироновны Зиновьевой, которая высказалась против философов, покинувших Россию после начала СВО, и предложила органам проверить их научные работы. юбилей у Ольги Мироновны Зиновьевой, уникального человека, поражающего современников не только своими творческими талантами, но и неуемной, искренней и позитивной энергией.
Честным и стойким быть тяжело
С первых же строк, напечатанных под диктовку, я поняла, что для нас начался очень важный этап в жизни, что за такую книгу можно лишиться всего. Если бы он работал с другой машинисткой, его жизнь была бы недолгой, она бы тут же донесла куда надо. Мы понимали, что надо торопиться, и работали днём и ночью. Соседи за дверью слышали, как стучит пишущая машинка, подслушивали и доносили на нас. На даче в Переделкино мы прятали рукописи другой, логической книги, а «Зияющие высоты» лежали сверху, так мы обыграли сотрудников КГБ, которые рылись в наших бумагах. Никому не приходило в голову читать тексты в открытом доступе, все искали то, что припрятано.
Вернее, друзья моих друзей, которые приезжали к нам в Москву. Мы много говорили о музыке, культуре, об истории живописи, им было интересно с нами. Представьте себе, что книга печаталась на папирусной бумаге через один интервал. Рукопись прятали в голенище сапог, тщательно раскладывали между страниц в других книгах, в результате избежали потерь. Это была задумка мужа, если что-то произойдёт, книга не будет казаться незавершённой, любые готовые части могли бы быть опубликованы.
На мой взгляд, книга невероятна по построению. Это социологический роман, не социальный, каких было много. Есть много известных произведений Бальзака, Чехова, Мопассана, Горького, которые, безусловно, являются выдающимися социальными романами. У Зиновьева наука как бы прячется за действиями героев, но во всём чувствуется наличие социологического аспекта. Чтобы описать проблемы общества, в котором мы жили, он использовал такие литературные приёмы, как гротеск и сатира, философские трактаты и рисунок, песня и молитва.
Критики спрашивали в потрясении, что ещё можно более полно написать после этакой книги?! Зиновьев хорошо понимал, что будет после того, как выйдет эта книга. Как человек ответственный, перед тем как отправить книгу в печать, Александр Александрович сказал, что решение публиковать её или нет должна принимать я. Говорил, что свою жизнь он уже прожил, а я ещё молода, у меня вся жизнь впереди у нас тогда была пятилетняя дочь. Я не сомневалась ни минуты в правильности выбранного пути.
Хорошо зная мужа, понимала, что для него будет невозможным дальше продолжать спокойно работать, помня, что неопубликованная рукопись лежит где-то за границей. Мы оба знали, на что идём, знали, какая лавина обрушится на нас, но это было осознанное решение. Я прожила всю эту эпоху, разделила судьбу моего мужа и отдаю себе отчёт в том, какую цену мы заплатили за нашу трагедию. Однако ни о чём не жалею. Когда книга была завершена и переправлена в Европу, даже на Западе не решались её печатать.
Но нашёлся, наконец, издатель в Швейцарии, Владимир Дмитриевич, заявивший, что пришла «его» книга. Благодаря этой книге издательство стало известным во всём мире, издав её первыми по-русски и по-французски, и оно неплохо заработало на издании Зиновьевского бестселлера — «Первой книги ХХI столетия», как писали в газетах. После публикации книга была переведена на 20 с лишним языков. Успех превзошёл все ожидания. Почему это длилось целых два года?
Тому было много причин. Во-первых, Зиновьев был фронтовиком, ветераном Великой Отечественной войны. Во-вторых, имел большой авторитет в советской науке. Как говорил академик Гусейнов «с Зиновьева началась весна философии», имея в виду процессы обновления, которые произошли после защиты Зиновьевым кандидатской диссертации. Так что к моему мужу не смели применять крайние меры, опасаясь превращения его в великомученика при жизни.
Как только западное радио объявило о выходе книги, мужа сразу увольняют из Института философии. До этого уволили из МГУ без права преподавания, где он много лет заведовал кафедрой логики. В 1977 году учёный совет Института философии единогласно лишает его всех званий: кандидата наук, старшего научного сотрудника, профессора, доктора философских наук.
А меня встречал один сенатор, друг Александра Александровича, который сделал крест руками, мол, все, не связывайся. Они же все зомбированы, они не умеют думать, им и не надо думать — это идеальный материал для того, чтобы одним щелчком перенаправить сознание таких вот людей. Оруэлла помните? Он все же создавал свою антиутопию, отталкиваясь от западного мира, а вовсе не от СССР. Александр Чаленко: В Мюнхене вы сталкивались непосредственно с украинскими националистами?
Ольга Зиновьева: Когда мы оказались в Мюнхене, насыщенном, напичканном эмиграцией, эмигрантами всех сортов, всех видов, всех расфасовок и всех цветов радуги, то обратили внимание на то, что у украинской диаспоры были разного рода мощнейшие «исследовательские» институты. Они великолепно финансировалось, в этом мы убедились, когда увидели один из особняков, где проходили какие-то мероприятия украинской эмиграции. Естественно, в Александра Александровича все вцепились сразу — и крымские татары, и башкиры, и евреи, и русские, и украинцы, но все вскоре поняли, что Зиновьев не для межпартийных выяснений отношений. Павел Губарев: Его не втянешь. Ольга Зиновьева: Нет, невозможно втянуть. Его главная установка — бороться за истину и ее высказывать. Но нас с Александром Александровичем поражала такая вот махровость настроений. Это было особенно дико, учитывая то, что мы оказались в цивилизованной Европе.
Как-то не представлялось возможным вообразить нечто подобное, когда нас выбрасывали из Советского Союза. Понимаете, это слишком как-то по-киношному выглядело, как будто детская игра, вот я такой зюзюка, я такой страшилка. А оказывается, это была правда. Александр Чаленко: То есть, очень тяжелое впечатление на вас все это произвело? Ольга Зиновьева: Тяжелое, да. Я дружила и дружу по сей день с замечательным человеком Ксенией Михайловной Антич, очень близким мне человеком. Александр Чаленко: А кто это? Ольга Зиновьева: Нет, не в украинской, в русской, и занималась вопросами религии, вместе с отцом Александра Рара, с Глебом Александровичем Раром.
Она из Миллерово сама, с Дона, глубокие очень семейные корни. Отец ее был профессором археологии, они ушли из Советского Союза во время войны, ушли вместе с немцами. Было много разных нареканий, но семья очень благородных корней поэтому у них были свои счеты с Советской властью. Но мы дружили, так сказать, поверх барьеров, тут трудно было даже утверждать, чей род был благородней, не в этом был смысл наших отношений. Она, я повторяю еще раз, глубоко порядочный и очень отзывчивый человек, по-христиански очень отзывчивый. Помогала массе людей, которые приезжали, оказывались в эмиграции, бескорыстно совершенно, в доме было много людей, и в том числе, конечно, и с Украины. Но Ксения Михайловна обладала, слава богу, она жива, обладает по сей день большой тонкостью и тактом, чтобы говорить, «а вот это украинцы, гонимые вами, коммунистами». У нас таких, конечно, разговоров не было.
Я знаю, как подогревались украинские националистические настроения, как это все оплачивалось. Чем страшнее, чем гаже высказывались отношения к Советскому Союзу, тем выше были ставки. Увы, я тут не могу опровергнуть ничего. Ольга Зиновьева: Вы знаете, интеллигентные люди как-то все-таки находят друг друга. Он очень милый, симпатичный человек, производил впечатление человека думающего и позволяющего другим высказывать свои суждения. Если я работала на «Свободе», то Александр Александрович категорически сразу сказал: «Я никогда не будут работать на этой вражеской радиостанции». Павел Губарев: Ну, это Зиновьев. Ольга Зиновьева: Молодчина.
Меня очень долго уговаривали, и я работала в исследовательском отделе. Я изначально отказалась идти в языковую редакцию, потому что там работали по большей части люди малообразованные, не имевшие никакого отношения ни к интеллектуальному, ни к духовному процессу, происходившему в Советском Союзе. Бывшие парикмахеры, лавочники, и вообще, подобная им публика. И поэтому Владимир, естественно, выделялся. Я повторяю — там было несколько очень симпатичных людей, с которыми приятно было общаться, из разных редакций — из грузинской, из русской, из украинской. В польской редакции работал очень близкий нам друг, Станислав Дея, который переводил потом Зиновьева, «Гомо советикус», на польский язык. И естественно, мы встречались, естественно, мы разговаривали друг с другом. Но мы с Владимиром нельзя сказать, что дружили, просто симпатизировали друг другу.
Может, ты использовал какие-то его методики в своей политической практике? Павел Губарев: Собственно, его методиками мы не владели, да и инструментарием тоже. Я вот совершенно недавно, может быть, месяца два назад нашел курс его лекций в МГУ. Они есть в открытом доступе. Ольга Зиновьева: Да-да, я авторизовала. Павел Губарев: Собственно, инструментария его у меня не было, но все его книги были мною прочитаны и проработаны, и некое интуитивное понимание процессов, о которых говорил Зиновьев, было. Я согласен с ним в оценке современной России, некой аморфной, умирающей, разлагающейся страны, которую как говорил Александр Александрович, Запад может развалить за месяц, только щелкнув пальцами, если захочет. И он это не делает только лишь потому, сказал он, что в этом состоянии Россия обходится ему дешевле.
Вот она, гниет безопасно и дешево и загибается. Но я не согласен с Александром Александровичем в оценке шансов русского народа на то, чтобы остаться субъектом истории. Я все-таки расцениваю такой шанс, как достаточно высокий — русский народ останется субъектом истории. Иначе произойдет фукуямовский «конец истории». Это неправильно, этого не будет, всему моему существу это противоречит. Александр Чаленко: Скажи, пожалуйста, а какие книги Зиновьева у тебя являются любимыми? Может, с какими-то его утверждениями ты хотел бы поспорить? Павел Губарев: Спорить с Зиновьевым, поверь мне, невозможно, это интеллектуальная глыба.
Спорить с ним и критиковать его не хочется. А книги, которые меня зацепили, это «На пути к сверхобществу», 2003 или 2004 год. Мы ее обсуждали на нашем студенческом кружке в Донецком университете. Она только вышла, и кто-то из моих соратников, по-моему, Сергей Цыплаков, прочел, приносит, и говорит — вот это надо прочесть всем, будем обсуждать. И у нас были, наверное, недели три дебаты. Александр Чаленко: И что вы там дебатировали? Павел Губарев: Вот все, все ее содержание — западнизм, советизм, методику. Зиновьев тогда в Донецке был для нас масштабным открытием.
Мы не читали ранних его работ, как-то они не попадались. Все-таки мы люди потерянного поколения, нам что попало, то и хорошо. Не попало — не читаем. У нас не было учителей, которые вели бы нас по жемчужинам интеллектуальной мысли, были бы компасом. Мы сами себя направляли. И вот бог, суждено богом было нам познакомиться с работами Зиновьева. Они очень большой след, конечно, в нашем сознании оставили. И вторая работа, которая произвела впечатление, это «Идеология партии будущего», недавно ее перечитывал.
Александр Чаленко: А она о чем? Павел Губарев: Она об идеологии партии будущего, о том самом инструментарии. Зиновьев оценивал идеологию очень прагматично. Он не называл это каким-то сводом правил для интерпретации событий. Он цинично и по-научному говорил, что идеология — это инструмент манипуляции. Инструмент манипуляции для того, чтобы заставить массу людей действовать одинаково. Одинаково интерпретировать события, иметь одинаковый взгляд на вещи, и иметь одинаковые прогностические сценарии будущего. И соответственно, это обеспечивает единство социума, да и с помощью идеологии можно строить сверхобщество.
Сверхобщество — это развитое общество. И идеология на сегодняшний день, это то лекарство, которое может спасти русский народ, и сделать его субъектом истории, это уже моя отсебятина. И поэтому Зиновьев заключал, что должна появиться группа людей, которая займется вот этими самыми вопросами. Но в конце он подчеркивал, что эта группа людей ни в коем случае не должна быть во власти, не должна участвовать в борьбе за власть — это исключительно группа интеллектуалов, которая в клубной манере должна все эти вопросы формулировать, артикулировать, прописывать. У меня, кстати, вопрос к Ольге Мироновне. Может, вы за Зиновьева ответите. Наверное, ответите, потому что кто, как не вы.
Я живу в языке, как в особой реальности, причём — в реальности сложной, противоречивой, текучей. Тут губителен всякий догматизм. Тут нет раз и навсегда установленных формул. Устойчивым в моей позиции является одно: стремись к истине и противься насилию, ибо без этого ты — не человек" 58. По по мнению Максима Кантора, российского художника, писателя, историка искусства, Зиновьев из-за своего своеобразного пророческого тщеславия использовал любую трибуну и аудиторию, чтобы быть услышанным 58. Видимо, жизнь в языке как в особой реальности сделала жизненную позицию философа весьма неопределенной, но удобной. Сторонники различных общественно-политических течений всегда могут найти подтверждение своим идеологическим воззрениям в многочисленных трудах и выступлениях известного ученого. Коммунисты заострят внимание своих последователей на том, что только благодаря марксисткой идеологии Россия смогла достичь высоких результатов в своем развитии и сохранить свою независимость. Совсем необязательно сообщать доверчивым слушателям, что у него этот счет было и другое мнение: " А я так называемую марксистскую диалектическую логику просто презираю как шарлатанство" 57. Русофобы услышат его высказывания о том, что нет никакой исключительной судьбы России, нет никакой особой миссии России. Исключительную судьбу и миссию имеет Запад, Россия имеет заурядную судьбу. России уготована судьба колониальной страны. С тем человеческим материалом, что в России ничего подобного невозможно. Из соломы небоскребы не построишь 59. Поклонники Сталина остановятся на цитатах философа-антисталиниста: "Сталин был, есть и навечно останется главной личностью в истории реального коммунизма". Это была самодеятельность масс, поощряемая свыше, поскольку высшая власть была властью народной и стремилась остаться ею". Антисталинисты обратят внимание на то, что Сталин внес в марксизм некоторую ясность и сделал это примитивно, убого, нелепо. Расскажут об органах КГБ, которые в сталинские годы были инструментом сверхвласти, и о том, что "Органы" держали в своих руках аппарат государственной власти, используя систему разоблачения врагов обычно воображаемых , доносов, репрессий 57. В семидесятые годы Зиновьев увидел, что многие печатали свои произведения за рубежом и отделывались незначительными сравнительно со сталинскими годами наказаниями и решился на создание задуманной книги. После издания его книги "Зияющие высоты" в Швейцарии последовали предсказуемые наказания: его исключили из рядов КПСС, лишили научных званий, наград в т. Из страны не выслали, а предложили работу работу в Омске и в Сыктывкаре, принять которое для него "было равносильно самоубийству". Кроме того, его волновало образование подрастающей дочери 57. Жизнь в каком-то областном центре для талантливого ученого и, как он считает, не менее талантливой семилетней дочери, - не та цель, к которой стремился А. Он признается, что после "Зияющих высот" получил приглашения от западных университетов на работу, и задумал выехать на Запад, поработать там несколько лет. Беда в том, что он не выездной. В 1978 году после публикации следующей своей книги «Светлое будущее» Зиновьев получает желаемое: вместе с семьей его высылают из страны и лишают советского гражданства. Однако он возмущен тем, что многие приняли его отъезд как предательство, что, якобы, он книги свои писал с целью эмигрировать, что люди занизили и опошлили мотивы его поведения и поставили его в один ряд с массой заурядных эмигрантов, удиравших на Запад за более жирным куском благ. Писатель объясняет такую ненависть к нему успешностью и правдивостью его книг, а высылку из страны - наказанием за преступление, которое он не совершал. Считая высылку из страны наказанием, Зиновьев не спешил возвращаться в Россию, когда появилась такая возможность. В интервью 1993 года свое нежелание он объяснил тем, что у него здесь уже нет корней, и он не хочет жить в России частников, всяких демократов-реформаторов 59. Бомбардировки Югославии, разочаровали Зиновьев в Европе, он увидел её деградацию и в июне 1999 г. По мнению Зиновьева, его многолетние исследования советского общество, принесли серьезные результаты. Ему удалось первому и, вероятно, последнему построить научную концепцию коммунистического общества и доказать неизбежность в нем кризисов. Коллеги понимали ценность того, что сделал ученый за десятки лет в области логики, многие ему завидовали. Та правда, которую он излагал в своих научных работах, расходилась с официальной идеологией, он был обвинен в клевете на советское общество, лишен поддержки власти. Как только он потерял защиту сверху, завистники уничтожили результаты его трудов. Друзья и ученики быстро предали его. Никто не вступился в его защиту и не из страха перед властями, а из-за своей натуры: его большое дело, замыслы и результаты были не доступны пониманию той серой массы, которая его окружала. Ученый уверен, что пройдут многие годы и появятся умные и справедливые люди, которые будут в состоянии беспристрастно оценить его работы 57. Он не обычный, а логический социолог. Кроме того, он доказал недоказуемость теоремы Ферма, опроверг и уточнил постулат Евклида о параллельных прямых, доказал бессмысленность и ложность утверждения об ускорении и замедлении времени, об обратном ходе времени, об искривлении пространства и т. Но его многие работы в области логической социологии пока не нашли понимания. Он никогда в жизни не поступался своими принципами, а ненавидят его, потому что он несет с собой суд 60. Из его рассказов о себя ясно, что ему присущи все те черты, которые приписывают Солженицыну: вера в свою непогрешимость, исключительность, непомерное честолюбие, высокомерие, безапелляционность, склонность к крайним и противоречивым суждениям. Только у Солженицына детективы из КГБ постарались извлечь его пороки из шрама на лбу, а у Зиновьева никакого прыщика искать не надо - понятно и не специалисту. Не вижу каких-либо моральных прав у Зиновьева для осуждения Солженицына. Себя Зиновьев считал писателем нестандартным, свою книгу "Зияющие высоты" - первой в русской литературе большой книгой, анализирующей реальные прозаические будни советского общества 57.
От имени Костромского землячества с высокой почетной наградой Ольгу Мироновну Зиновьеву поздравил председатель Правления Александр Шмагельский: «Эта высокая государственная награда является признанием Вашего большого вклада в развитие гражданского общества, большой личный вклад в сохранение российской культуры в России и за её пределами. Награждение Вас орденом — значимое подтверждение для всех, что в основе авторитета государства и достоинства общества всегда были и всегда останутся духовные и культурные ценности. Нам отрадно осознавать, что такой человек, как Вы, работает рядом с нами.
Донбасс, Украина и наследие Александра Зиновьева
Проведя первые литературные чтения в Нижнем Новгороде, в областной библиотеке, мы создали прецедент, на который заглядываются другие области. Мне предложили в Оренбурге провести конференцию, в Калининграде. Но первыми, наверное, будут те, которые состоятся в Омске. Правительство Китая предоставило мне пятиэтажное здание на территории, которая получила название «свободная экономическая зона для культуры». Открыли его по следам выступления Си Цзиньпина на последнем съезде компартии. Там были произнесены слова: «Мы достигли всего. Теперь нам осталось быть первыми в культуре, духовности, идеологии». И стали строить эту зону.
Там мне и предложили это здание. Огромная территория, 12 км от аэропорта. Выстроили 28 зданий для нужд культуры. То есть ведется максимально выгодная, протекционистская политика по отношению к тем, кто занимается западной культурой. Там можно проводить выставки, концерты. Все это будет проходить через наш центр. На одной из выставок в Московском университете, в Институте философии фигурировал макет «Зинотеки».
Собянин его видел. Отказать не отказали, но «заболтали» весь это проект. Меня уже ничем не удивишь. Знаете, есть такая детская игрушка. Ее заводишь, и она идет, перебирая лапы, пока не встречает преграду. Зайдет в угол и продолжает перебирать лапы. Вот я как эта игрушка.
Я «перебираю лапы». В Вашей жизни были такие испытания, которые не каждый человек выдержит. Вы ни о чем не жалеете? Не думаете, что если бы можно было вернуть время назад, то поступили бы как-то иначе? Ни секунды. Как-то изначально все состоялось таким образом. Яркая линия судьбы, как мне кажется, была прочерчена с самого начала моей жизни.
Помню, мне было лет пять-шесть. Мама пошла в гости к соседке, которая жила этажом ниже. Они сидят, разговаривают, я какие-то журналы листаю. Наша встреча с Александром Александровичем стала судьбиной для обоих. До встречи со мной он не был писателем. Он писал художественные произведения и до нашего знакомства, но ничего из этого не состоялось. Он был поэтом.
Он сочинял блестящие стихи, которые печатал в газете «Советский философ». Он прекрасно рисовал, но не считал себя художником. Он мне даже запрещал собирать свои рисунки, а я все собирала. И потом, когда нас выставили из Советского Союза, мы ничего не могли с собой взять. И тут обнаружилось, что я обладательница гигантской коллекции рисунков Александра Зиновьева. Он спросил тогда: «Ты не послушалась меня? И не жалею об этом.
Потом на Западе были великолепные выставки его работ, очень яркие. Нет, я не жалею ни о чем. Ольга Зиновьева в Омске. В 1978 году отказались ехать в Омск, а сегодня сорок лет спустя, Вы все равно сюда приехали.
Нам методично с разных сторон намекали — главное уехать. Но Зиновьев, пронзительно русский человек, не хотел уезжать с Родины. Когда его выдвигали в Академию наук, он с гордостью писал в анкете — «русский». Знаете, что ему сказали на высокой комиссии? Зиновьев понимает о чем идет речь. Молча снимает пиджак, расстегивает ремень, верхнюю пуговицу брюк.
До изумленного ученого совета доходит, что сейчас неминуемо произойдет, и они испуганно просят остановиться. Таким абсолютно свободным Александр Зиновьев был всегда. Дверь на ключ мы не закрывали, чтобы не бегать открывать. Владимир Войнович привел к нам удивительно светлого человека - Венечку Ерофеева. Венечка пришел ошеломленный «Зияющими высотами», сидел на кухне и буквально в упор рассматривал Александра. Два русских писателя тогда открыли друг друга. Они абсолютно сошлись - как замок и отмычка. Венечка регулярно приезжал из своих Петушков, и они буквально кричали, когда разговаривали, спорили до хрипоты, выкрикивая свою русскую судьбу - быть талантливыми, яркими и задвинутыми в угол. Одной из первых фраз, которую Венечка произносил, когда приходил, была — давайте быстрее разговаривать, пока меня не напоили. Он был ярко талантлив, что очень нервно ощущала окружающая его среда и делала все возможное, чтобы погубить этого русского гения...
Когда речь идет о Марке Захарове, о Марке Розовском, то всегда так получалось, что любые конфликты, если они с ними были, всегда превращались для них в какую-то индульгенцию и привилегии. И это отношение продолжается по сегодняшний день. Либеральная тусовка делает все возможное, чтобы русского феномена не было в истории, литературе, музыке, искусстве. Вылетаете через неделю». Мы спрашиваем: «А почему ФРГ, почему такая спешка? Он нам говорит: «Если не хотите вылетать сейчас все вместе, мы по отдельности этапируем вас в разные лагеря. Лишим родительских прав. Дочь отошлем в самый поганый, - он так откровенно и сказал «в самый поганый», - детский дом. Дадим ей другое имя и фамилию». Мы забрали паспорта и на выходе поинтересовались, почему всё же так быстро.
И он, глядя на меня, отвечает: «Иначе вы всех наших агентов изувечите». Хотя конечно же было и другое объяснение, с которым мы ознакомились уже в Мюнхене. Я поджидала его у окна и видела, как его привезли на машине. Потом слышу, как он бежит по лестнице. Он никогда не ходил, всегда стремительно и всегда бегом. Уже собираюсь открывать дверь и слышу, какая-то возня на лестничной клетке. Огромный мужик, претворяясь пьяным, душит моего мужа. Сан Саныч был очень спортивным, увлекался боксом, но свалить этого медведя он явно не мог. Тот молча терпит удары, сопит и душит. Я в ужасе кидаюсь на кухню и ищу, что бы такое мне схватить.
Понимаю, что мясорубка слишком большая: я ее не удержу. Нож — нельзя. Если я зарежу человека, то нам всем крышка, припишут то, на что нас, собственно, и провоцируют. И тут я вижу тяжеленный латунный пестик в ступе. Хватаю этот пестик и несусь на лестницу. Замахиваюсь, понимая, что главное не попасть по голове, и со страшной силой ударяю ему по плечу. Раздается страшный хруст. Рука у него падает плетью, он отпускает Зиновьева, смотрит на меня совершенно трезвыми глазами: «Во дает». Сыпля проклятьями, спускается на лестничный пролет и опять: «Во дает! А снизу его уже товарищи ждут.
Ведь Александр Александрович мешал всем. Он на первой же конференции сказал, что советская власть не является его врагом, и не он ее жертва, скорее ей от него больше досталось. То же самое и про Запад. Он неоднократно утверждал, что Запад вовсе не царство демократии. Работы Зиновьева разрушали их идеологическую пропагандистскую картинку на экспорт, т. На пересадке в аэропорту Франкфурта его встретили словами: «Приветствуем Вас в царстве свободы! Зиновьев ответил: «А я не рассматриваю Запад как царство свободы. Да и в Советском Союзе я был свободным человеком». В русской эмиграционной печати немедленно появились статьи под заголовками: «Зиновьев обнажил свое лицо», «Зиновьев — советский агент», «Господин Зиновьев, какой у вас ранг в КГБ?
В начале 2007 года выступила инициатором проведения Международных конференций «Зиновьевские чтения». С 2007 года в течении семи лет являлась директором Некоммерческого партнерства «Ольга Зиновьева и дочери». С 2009 по 2013 год Зиновьева руководила Российско-Баварским исследовательским центром имени Александра Зиновьева. Также Ольга Зиновьева на независимой, внепартийной основе вошла в Комиссию при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия» по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом. В том же году вошла в комиссию Коллегии Министерства регионального развития России. Параллельно возглавляет Биографический институт Александра Зиновьева. С 2014 года является сопредседателем Зиновьевского клуба международного информационного агентства «Россия сегодня». Ольга Мироновна с 2015 года является вице-президентом Международного общественного движения «Мы любим Россию». В течение ряда лет принимала участие в работе группы Аналитического управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Наверное, те механизмы, которые были включены в руководство нашей страной и которые были поставлены во главу угла по развитию всех сюжетов — касалось это обороны, образования, медицины социального обеспечения, — все диктовалось вот той группой лиц, теми "дирижерами" или теми, кто принимает решения. Ну, вы догадываетесь, что это, естественно, не один человек, а это система. Ангелина Грохольская: Ну конечно. Ольга Зиновьева: И эта система, как я убеждена в этом, была нацелена не на благоденствие, не на заботу о положении населения нашей многомиллионной Родины. Все, что делалось, вот весь этот сам алгоритм управления нашей страной был направлен совсем по-другому, совсем с другим знаковым, я бы сказала, направлением. Либеральная система не дает возможности стране почувствовать себя адекватной, идти и развиваться своим путем, который был у нас до этого. В результате вот всех реформ… многих реформ, не буду говорить "всех", в результате многих реформ, которые были проведены во внутренней политике нашей страны… Они были направлены главным образом для того, чтобы удовлетворить мнения тех, у кого хорошие контакты с западными руководителями, кому интересно, чтобы наша страна не оставалось на позиции лидирующей, как это было в предыдущем столетии. Разрушать страну надо было "до основания, а затем…". А она, понимаете, вот несмотря на все вот эти усилия, она почему-то не разбивалась, она почему-то не разрушалась, она почему-то не становилась на колени. Хотя масса, хор "дирижеров" и хор руководителей очень рекомендовали: "Мы должны покаяться. Мы должны посыпать голову пеплом. Мы должны признаться во всех грехах. Мы должны отказаться от всех тех завоеваний, которые были в истории, в великой истории нашей великой страны". И для того чтобы страна исчезла с геополитической карты мира, лучше всего, чтобы она исчезла прежде всего из сознания. Мы — не граждане страны, достижениями которой мы гордимся, а мы — страна, которая победила в холодной войне. И вот то, что я наблюдаю, то, что я вижу. Безусловно, надо сделать все возможное, чтобы дать стране встать на свои собственные ноги и ориентироваться на свои собственные интересы — не на интересы ВТО, допустим, не на интересы каких-то там корпораций международных. Надо помнить о том, что это у тебя единственная страна, у тебя есть единственная Родина по имени Россия, и Запад нам не поможет Ангелина Грохольская: Вы вернулись в Россию в 1999 году, да? Ольга Зиновьева: Да. Нас выставили из Советского Союза, но мы приехали в Россию. Это была уже другая страна. Ангелина Грохольская: Другая страна. Ольга Зиновьева: Принципиально другая страна. Ангелина Грохольская: А вы помните вот тот момент… Вы прилетели на самолете, наверное, да? Ангелина Грохольская: Вы помните тот момент, когда вот вы прилетели, сошли с трапа, свои первые ощущения? Ольга Зиновьева: Вы знаете, это очень комплексные вообще впечатления. С одной стороны, безумная радость. С другой стороны, бесконечное беспокойство, потому что надо… Мы приезжали сюда, мы возвращались к себе домой, на свою Родину, не с записными книжками впечатлений, которые мы записывали в поезде от Владивостока до Москвы, а мы прилетели сейчас, сюда и сразу, не оставили для себя возможности сублимировать, переживать что-то в течение семи дней езды по железной дороге в Москву. Вот это ощущение — это шоковое было впечатление. Вы знаете, причем шоковое как? И по цветам, и по запаху я имею в виду — по цвету столицы , и по запахам на лестничных площадках, и по состоянию тротуаров, и по надежде, вы знаете — как вам сказать? Вот это очень сложный такой комок переживаний. Я сошлюсь… Вы знаете, такая маленькая бытовая зарисовка. Наша младшая дочь Ксения, когда мы ехали, возвращались окончательно… Ангелина Грохольская: Ей девять лет было, да? Ольга Зиновьева: Ей было девять лет, да. И она родилась на Западе, и она выросла в Мюнхене. И вообще вся ее, так сказать, содержательная часть построилась, создалась уже в Германии. И она приехала… Вот одно дело — прилететь сюда в отпуск. Ну, я несколько раз привозила сюда детей. И вы пребываете в одной, знаете, стезе, на одном уровне. Ангелина Грохольская: Да, это точно. Ольга Зиновьева: И другое дело, когда ты приезжаешь сюда жить. То есть ты не иностранный гость, ты не иностранная штучка, а ты приехал сюда, ты такой же, как и миллионы других людей, которые здесь живут. Ангелина Грохольская: Это теперь твое. И вот моя Ксения… Мы входим в лифт. Она здоровается, как положено, ну, как это принято везде, в нормальных обществах. На нее смотрят, как на человека, который хочет совершить что-то такое непристойное. Мы входим в сберкассу, то есть в Сбербанк. Там сидят тети таким каре и смотрят на нас, в общем, с каким-то подозрением, что мы пришли что-то… вот что-то мы такое сотворим. Ни доброжелательности, ни доброго взгляда какого-то, ни мягкости. Ксения, естественно, входя в помещение Сбербанка, как это было у нас в Германии или во Франции, или где, она говорит: "Здравствуйте". А ей эти тети ничего не отвечают. И ребенок без желания подковырнуть или что-то, она смотрит на меня и говорит: "Мама, а они что, не говорят по-русски? И тети не понимают, что они могли бы тебе улыбнуться". Ну, эти тети вообще были в состоянии полного шока. Это был когнитивный шок, точно я вам скажу. Они говорят: "А что? Вы должны просто сказать "здравствуй, девочка" и улыбнуться".
«Александра Зиновьева оклеветали»: вдова философа об использовании его имени Академией наук
Заседание открыла сопредседатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева, зачитав часть статьи русского философа Александра Александровича Зиновьева «Дух народа», которую он завершил 24 мая 2005 г. за год до своей смерти: «Общепризнано. Ольга Мироновна Зиновьева (урожденная Сорокина), русская по национальности, родилась 17 мая 1945 года в Подмосковье, в Орехово-Зуево, в семье инженера и медсестры. Как вспоминает Ольга Мироновна, Зиновьев «никогда не был диссидентом, категорически отвергая это определение в свой адрес. Сведения о 8 организациях, где Зиновьева О. М. является или являлась руководителем или учредителем. Буду рассматривать высказывания, поступки Зиновьева и Ольги Мироновны, как одного человека, потому что философ говорил, что Ольга приняла его концепцию жизни, всегда разделяла его принципиальную позицию (57).
Вдова философа Зиновьева назвала Институт философии РАН прибежищем русофобов и призвала к проверкам
Экспертные темы: 100-летие великого русского мыслителя Александра Зиновьева (впервые в истории России юбилей русского философа отмечается на государственном уровне). Зиновьева, Ольга Мироновна — статья из свободной большой энциклопедии. В самом начале Ольга Мироновна Зиновьева высказала все предельно чётко, резко и недвусмысленно об Институте философии РАН как о логове предателей и негодяев. DescriptionЖена философа А.А. Зиновьева Ольга Мироновна В ходе дискуссии наиболее ярко выступила Зиновьева Ольга Мироновна, руководитель Российско-Баварского исследовательского центра им. ева, почётный наставник университета рга (Германия), главный редактор журнала «ЗИНОВЬЕВ». В ходе дискуссии наиболее ярко выступила Зиновьева Ольга Мироновна, руководитель Российско-Баварского исследовательского центра им. ева, почётный наставник университета рга (Германия), главный редактор журнала «ЗИНОВЬЕВ».
Please wait while your request is being verified...
Это Есенин, Салтыков — Щедрин, это вся Россия. Я очень рада, что оказалась здесь, — резюмировала она. Ольга Зиновьева V Международный форум древних городов «Нарядный мир».
Ольга Зиновьева: Да, да. И тем более ожидается, что вот то, что состоялось, то, что каким-то образом отложилось на определенных правящих сетках или сетках, которые принимают решение, наверняка это будет принято во внимание, когда будет формироваться новое Правительство.
А Правительство — это не только люди, это и повестка дня, это самые животрепещущие вопросы, это самое большое беспокойство, которое идет из недр общества. Ангелина Грохольская: А вот что изменится? Кадровые перестановки будут или изменится вот та самая генеральная линия? Ангелина Грохольская: Я уверена, что этот процесс будет такой комплексный, и будут меняться люди, и будет внесена определенная корректура в повестку внутренней жизни нашей страны, внутренней политики нашей страны. Потому что, понимаете, вот эти шесть лет — они привнесли с собой очень много запросов, вопросов, беспокойства тоже, и от этого прятаться нельзя.
И у нас феноменальные совершенно успехи на международной арене. Мы умеем себя отстаивать. Мы вооружены до зубов нашей дипломатией на международной арене. И вот хотелось бы такого же блеска видеть в победе над нашим внутренним врагом, над нашими внутренними проблемами. Их много.
Ангелина Грохольская: Кто наш самый главный внутренний враг? Ольга Зиновьева: Что. Скорее, та либеральная система ценностей, которая была поставлена во главе угла 20 лишним лет тому назад, и из-за которой собственно наша страна потрясающе поступательно развивалась в неправильном направлении. Вы знаете, это как вы берете карту, только смотрите на нее с обратной стороны: вроде бы вам кажется, что вы движетесь к желаемой цели, но на самом деле вы от нее удаляетесь. Наверное, те механизмы, которые были включены в руководство нашей страной и которые были поставлены во главу угла по развитию всех сюжетов — касалось это обороны, образования, медицины социального обеспечения, — все диктовалось вот той группой лиц, теми "дирижерами" или теми, кто принимает решения.
Ну, вы догадываетесь, что это, естественно, не один человек, а это система. Ангелина Грохольская: Ну конечно. Ольга Зиновьева: И эта система, как я убеждена в этом, была нацелена не на благоденствие, не на заботу о положении населения нашей многомиллионной Родины. Все, что делалось, вот весь этот сам алгоритм управления нашей страной был направлен совсем по-другому, совсем с другим знаковым, я бы сказала, направлением. Либеральная система не дает возможности стране почувствовать себя адекватной, идти и развиваться своим путем, который был у нас до этого.
В результате вот всех реформ… многих реформ, не буду говорить "всех", в результате многих реформ, которые были проведены во внутренней политике нашей страны… Они были направлены главным образом для того, чтобы удовлетворить мнения тех, у кого хорошие контакты с западными руководителями, кому интересно, чтобы наша страна не оставалось на позиции лидирующей, как это было в предыдущем столетии. Разрушать страну надо было "до основания, а затем…". А она, понимаете, вот несмотря на все вот эти усилия, она почему-то не разбивалась, она почему-то не разрушалась, она почему-то не становилась на колени. Хотя масса, хор "дирижеров" и хор руководителей очень рекомендовали: "Мы должны покаяться. Мы должны посыпать голову пеплом.
Мы должны признаться во всех грехах. Мы должны отказаться от всех тех завоеваний, которые были в истории, в великой истории нашей великой страны". И для того чтобы страна исчезла с геополитической карты мира, лучше всего, чтобы она исчезла прежде всего из сознания. Мы — не граждане страны, достижениями которой мы гордимся, а мы — страна, которая победила в холодной войне. И вот то, что я наблюдаю, то, что я вижу.
Безусловно, надо сделать все возможное, чтобы дать стране встать на свои собственные ноги и ориентироваться на свои собственные интересы — не на интересы ВТО, допустим, не на интересы каких-то там корпораций международных. Надо помнить о том, что это у тебя единственная страна, у тебя есть единственная Родина по имени Россия, и Запад нам не поможет Ангелина Грохольская: Вы вернулись в Россию в 1999 году, да? Ольга Зиновьева: Да. Нас выставили из Советского Союза, но мы приехали в Россию. Это была уже другая страна.
Ангелина Грохольская: Другая страна. Ольга Зиновьева: Принципиально другая страна. Ангелина Грохольская: А вы помните вот тот момент… Вы прилетели на самолете, наверное, да? Ангелина Грохольская: Вы помните тот момент, когда вот вы прилетели, сошли с трапа, свои первые ощущения? Ольга Зиновьева: Вы знаете, это очень комплексные вообще впечатления.
С одной стороны, безумная радость. С другой стороны, бесконечное беспокойство, потому что надо… Мы приезжали сюда, мы возвращались к себе домой, на свою Родину, не с записными книжками впечатлений, которые мы записывали в поезде от Владивостока до Москвы, а мы прилетели сейчас, сюда и сразу, не оставили для себя возможности сублимировать, переживать что-то в течение семи дней езды по железной дороге в Москву. Вот это ощущение — это шоковое было впечатление. Вы знаете, причем шоковое как? И по цветам, и по запаху я имею в виду — по цвету столицы , и по запахам на лестничных площадках, и по состоянию тротуаров, и по надежде, вы знаете — как вам сказать?
Вот это очень сложный такой комок переживаний. Я сошлюсь… Вы знаете, такая маленькая бытовая зарисовка. Наша младшая дочь Ксения, когда мы ехали, возвращались окончательно… Ангелина Грохольская: Ей девять лет было, да? Ольга Зиновьева: Ей было девять лет, да. И она родилась на Западе, и она выросла в Мюнхене.
И вообще вся ее, так сказать, содержательная часть построилась, создалась уже в Германии. И она приехала… Вот одно дело — прилететь сюда в отпуск. Ну, я несколько раз привозила сюда детей. И вы пребываете в одной, знаете, стезе, на одном уровне. Ангелина Грохольская: Да, это точно.
Ольга Зиновьева: И другое дело, когда ты приезжаешь сюда жить.
Прочесть биографию известного мыслителя ХХ века можно в мультимедийном зале Музея Победы и на сайте проекта. Присоединиться к пректу могут все желающие. Если в годы войны ваши родственники работали в госпитале или в школе, трудились в колхозе или на заводе, рыболовецком судне или шахте — напишите о них небольшой рассказ, указав даты жизни. Эту биографию вместе с фото героя можно самостоятельно загрузить на сайте проекта или отправить по почте.
В 1812 г. Только при прямом столкновении с французами общество вспомнило о своих традициях, в результате чего началось возрождение русской культуры и литературы.
Это академики М. Тихомиров и Е. Тарле, будущий академик Д. Лихачев, которые писали о победах русского народа, об обороне русских городов, о той же самой войне 1812 г. Они успели мобилизоваться и в первый год войны закончить фундаментальные труды, которые положили начало перелому, переосмыслению и перезагрузке национальной науки и самосознания, исторической памяти.
Биография Ольги Мироновны Зиновьевой (отец родился в д.
Александра Зиновьева. Московская Школа Конфликтологии > Новости > Новости > Поздравляем Зиновьеву Ольгу Мироновну с наградой. Буду рассматривать высказывания, поступки Зиновьева и Ольги Мироновны, как одного человека, потому что философ говорил, что Ольга приняла его концепцию жизни, всегда разделяла его принципиальную позицию (57). С мая 2006 года — директор Исследовательского центра ева, главный редактором журнала «ЗИНОВЬЕВ». На коренные отличия в отношении Россия и Запада к украинскому конфликту самым убедительным образом обратила внимание Ольга Зиновьева, супруга и хранитель наследия великого русского мыслителя Александра Зиновьева.
Ольга Зиновьева: «Такая книга появляется только раз в эпоху».
Метили в коммунизм, а попали в Россию - Парламентская газета | Зиновьева Ольга Мироновна, ИНН 772601231144. |
Вдова советского философа Ольга Зиновьева рассказала, кого она считает внутренним врагом России | В самом начале Ольга Мироновна Зиновьева высказала все предельно чётко, резко и недвусмысленно об Институте философии РАН как о логове предателей и негодяев. |
Ольга Зиновьева откроет Республике Коми наследие Александра Зиновьева
Она отметила, что для понимания идеологий нужно прочитать книгу Александра Зиновьева «Идеология партии будущего», в которой философ и писатель рассказывает о том, где зародилась идеология, чем она отличается от науки, где произошла идеологическая революция. Любовь Цой отметила, что после распада СССР гуманитарные науки оказались в кризисе, и надо признать тот факт, что только Александр Зиновьев сформулировал идеологию глобализма и предвидел существующие сегодня конфликты. Можно мыслить так: есть война, есть какие-то столкновения, конфликты, противоречия определенных интересов на определенных уровнях. А идеология помогает это описать и обосновать. Что-то функциональное, вспомогательное, вторичное. Ученый добавил, что важной сферой в сегодняшних условиях остаются науки, в частности социальные, которые во многом и есть самосознание цивилизации. Именно философия, история, филология, правоведение выражают смыслы и ценности цивилизации, в которой мы живем.
Что-то функциональное, вспомогательное, вторичное. Ученый добавил, что важной сферой в сегодняшних условиях остаются науки, в частности социальные, которые во многом и есть самосознание цивилизации. Именно философия, история, филология, правоведение выражают смыслы и ценности цивилизации, в которой мы живем. Сначала через науку забрасывали различные концепты, которые подтачивали систему, прорастали сквозь нее и впоследствии обеспечивали торжество наших врагов. Если вспомнить историю, Отечественную войну 1812 г. Он добавил, что накануне этих войн это самосознание находилось в деформированном и парализованном состоянии. В 1812 г.
Александр Зиновьев — выдающийся советский и российский мыслитель и писатель. Он оставил богатейшее наследие, которое нам еще предстоит изучить. Об этом шла речь в программе «Обозреватель. Ольга Михайловна приехала в Тольятти на закрытие фестиваля «Щедринские вечера» , который проходит в тольяттинском колледже искусств им. Щедрина А 18 мая она выступит с лекцией об Александре Зиновьеве в Академии образования и искусств.
Зиновьева занимала пост директора Исследовательского центра им. Зиновьева в МосГУ. В начале 2007 г. Зиновьева выступила инициатором проведения Международных конференций «Зиновьевские чтения». С 2007 г. С 2007 по 2014 гг. С 2009 по 2013 гг. Зиновьева руководила Российско-Баварским исследовательским центром имени А. Миронова Партия «Справедливая Россия». В 2011 г. Зиновьева на независимой, внепартийной основе вошла в Комиссию при Президиуме Генсовета партии « Единая Россия » по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом. В 2013 г. Зиновьева была членом Коллегии Министерства регионального развития РФ. С 2013 г. Зиновьева возглавляет Биографический институт Александра Зиновьева [7]. С 2014 г. С 2015 г. Зиновьева — Вице-президент Международного общественного движения «Мы любим Россию», руководитель Международного комитета. В 2015 г. Зиновьева стала почётным председателем Международного музыкально-поэтического форума «Фермата».