В ходе раскопок в Великом Новгороде на месте, где стоял Великий мост, археологи нашли ряд древних артефактов — арабскую монету, гирьку и застежку-украшение.
На раскопках в Великом Новгороде найден сребреник Владимира
Археологи Новгородского государственного музея-заповедника, Института археологии РАН и Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого рассказали о сенсационных результатах раскопок в Великом Новгороде в сезоне 2022 года. Благодаря материалам археологических раскопок история раннего Новгорода постепенно конкретизируется и проясняется. Из Новгорода архитектор Марина Попова прислала снимки, сделанные в сентябре на раскопках Рюрикова городища. скандинавского рунического алфавита. Смотрите видео онлайн «Ценные артефакты найдены на раскопках в Вачском районе» на канале «ГТРК "Нижний Новгород"» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 июля 2023 года в 16:34, длительностью 00:02:16, на видеохостинге RUTUBE.
Археологи прочитали рунические надписи из древнего Новгорода
Сегодня, 4 августа, последний день раскопок могильника. На раскопках в центре Великого Новгорода археологи нашли остатки деревянной башни и крепостной стены конца XVI века, которые служили частью внешних укреплений древнего города. Более десяти берестяных грамот, найденных при раскопках, свидетельствуют об активной общественной и культурной жизни в этом районе древнего Новгорода. Смотрите видео онлайн «Ценные артефакты найдены на раскопках в Вачском районе» на канале «ГТРК "Нижний Новгород"» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 июля 2023 года в 16:34, длительностью 00:02:16, на видеохостинге RUTUBE.
От неолита до XIX века: что нашли новгородские археологи в 2021 году
Археологические раскопки в Старой Руссе (1966-2011). Главная» Новости» Новости археологии в мире последние. В историческом центре Великого Новгорода возобновились исторические раскопки, сообщает пресс-служба Новгородского государственного музея-заповедника. Архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН под руководством Владимира Седова летом вёл работы у Георгиевского собора Юрьева монастыря, исследовал остатки церкви Бориса и Глеба в новгородском Детинце. Разграбленным под Новгородом курганным комплексом сейчас занимается полиция, прокуратура.
В мире археологии
Это очень хороший метод, но он даёт слишком размытые результаты для поиска таких предметов, как фрагменты расколотых фресок. Также по теме «Один из самых знаковых проектов»: замдиректора ИИМК РАН — о перспективах реставрации Триумфальной арки Пальмиры в Сирии Российские и сирийские специалисты завершили сбор и анализ данных о повреждениях, нанесённых террористами Триумфальной арке античного... В 2022 году экспедиция наконец смогла найти склад сбитых фресок на территории монастыря, к востоку от Георгиевского собора. Удалось найти и следы оградки, за которую в XIX веке высыпали осколки. В 2023 году мы надеемся извлечь все фрагменты, которые лежат в этом месте. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
Сейчас мы понимаем, что нужно не только изучать фрески с точки зрения художественной ценности, но также исследовать их материальную составляющую: рецептуру подготовительных слоёв, состав пигментов, которые были в ходу у древних художников. Мы приступили к комплексным исследованиям такого рода в 2021 году, до этого новгородские домонгольские фрески такими методами изучались только эпизодически. В процессе нашего исследования уже выполнено более 400 измерений, причём как на фрагментированных фресках, так и на фресках, сохранившихся на стенах Георгиевского собора. Наши измерения не разрушают настенную живопись. Мы определили основные пигменты в росписи XII века, поняли, какие краски относятся к более поздним периодам поновлений росписи.
Разобрались со стратиграфией фрески — последовательностью нанесения подготовительных слоёв на стену и научились отличать разновременные подготовительные растворы между собой. Измерения были сделаны не только на фресках Георгиевского собора. Для сравнения с ними были выполнены аналогичные измерения на других домонгольских памятниках Новгорода. В будущем подобные комплексные исследования можно будет провести на других росписях, и в целом картина фрескового производства Древней Руси станет более полной и детализированной. В итоге получалась довольно грубая поверхность, которую нужно было выравнивать при помощи грубой штукатурки.
На выравнивающий слой затем наносилась основа под роспись. Этот слой извёстки очень хорошо вымешан, видно, что состав тщательно готовили. И уже на него наносился финальный слой — в греческой традиции он называется «левкас», в итальянской — «интонакино». Он настолько тонок, что часто в профиле фрески его можно рассмотреть только через микроскоп. Вероятно, он наносился на ещё не до конца просохшую основу и затирался в неё специальными инструментами.
Это делается непосредственно перед нанесением краски на влажную извёстку. Чтобы грунт не сох слишком быстро, подмастерье постоянно его растирает — так работают современные художники-фрескисты. И откуда мастера Древней Руси брали эти материалы: привозили из Византии или изготавливали сами, на месте? В основном это были краски из местного сырья — так называемые земли.
Археологический участок близ Гнездилова расположен прямо посреди пшеничных полей. Бескрайнее небо сходится на горизонте с полями светло-янтарного цвета, а где-то поблизости змейкой течет река Каменка. Как же прекрасно наше Суздальское Ополье! Археологи установили, что до Х века здесь были дремучие леса.
Но с приходом славянских племен ландшафт стал постепенно меняться. Чтобы расчистить плодородную почву для выращивания сельхозкультур, люди начали вырубать лесные массивы, и эта местность превратилась в Ополье - край полей. Но каким образом посреди Нечерноземья появились плодородные земли Ополья? Ученые так и не смогли разгадать этот природный феномен. Мы идем к участку раскопа вместе с директором Института археологии РАН доктором исторических наук Николаем Андреевичем Макаровым, который руководит экспедицией. Как рассказал ученый, Суздальское Ополье стало объектом археологических исследований еще в середине XIX века, когда здесь проводил раскопки знаменитый археолог Алексей Сергеевич Уваров. Предметом его научного интереса были курганные некрополи X-XII веков. Однако средневековые сельские поселения в окрестностях Суздаля - селища - и могильники таят еще немало открытий.
Плодородные земли Суздальского Ополья активно возделывались, - говорит академик Макаров. При проведении электротомографической съемки территории мы обнаружили в Гнездилове порядка восьмидесяти снивелированных курганов, которые не видны невооруженным глазом. Именно геофизика позволяет ученым точно определять локацию участков с погребениями. Например, Уваров раскопал всего 28 курганов и считал, что все могильники исследованы полностью. На самом деле курганов в Гнездилове было гораздо больше. При новом обследовании некрополя археологи обнаружили 500 средневековых предметов. Это ценнейшая информация. Всё это поле - громадный могильник, который сохранил десятки непотревоженных погребений.
За последние три года раскопками здесь вскрыта площадь более 800 квадратных метров, исследовано 36 погребений. В этом году раскопками охвачено еще почти 400 квадратных метров с остатками примерно десятка средневековых захоронений. На землях Северо-Восточной Руси Гнездилово cейчас - единственный археологический памятник, на котором ведется целенаправленное изучение погребений X-XI веков. Явление археолога народу.
Эти монеты — свидетели торговли Новгорода с городами Ганзы. Медальон-змеевик Среди многочисленных предметов личного благочестия следует назвать хорошо сохранившийся бронзовый двусторонний медальон-змеевик. На нем изображен архангел Михаил в рост и змеевидная композиция.
Вокруг изображений помещены греческие надписи-молитвы. Судя по значительной концентрации статусных находок можно заключить, что на исследуемой территории проживали зажиточные люди, имевшие отношение к торговле и властным структурам. Гайдуков, О.
Posted 9 ноября 2023,, 09:04 Published 9 ноября 2023,, 09:04 Modified 9 ноября 2023,, 09:05 Updated 9 ноября 2023,, 09:05 В Прикамье археологи обнаружили два неукреплённых поселения раннего железного века 9 ноября 2023, 09:04 Оба памятника, обнаруженных в ходе летнего сезона, находятся у деревни Игатка Бардымского округа.
Специалисты Камской археологической экспедиции ПГНИУ объявили, что в ходе летнего сезона обнаружили два памятника раннего железного века 5 в. Они расположены вблизи деревни Игатка Бардымского округа, сообщает пресс-служба университета. Археологи нашли следы неукрепленных поселений. Как отмечают специалисты, ценность их в том, что они встречаются нечасто, поскольку носят пойменный характер и со временем разрушаются разливами рек.
Этот район богат на археологические находки: предыдущие экспедиции позволили обнаружить здесь несколько городищ — укреплённых валами поселений ранних эпох.
В Свято-Юрьевом монастыре под Великим Новгородом ведутся археологические раскопки
Также по теме «Самая восточная торговая контора Ганзы»: учёные нашли ворота средневекового Немецкого двора в Великом Новгороде Российские археологи нашли место, где в Средневековье находился вход в немецкую торговую факторию на территории Великого Новгорода.... Анализ изотопного сравнения показал, что лазурит в новгородских росписях имеет афганское происхождение. По нашим расчётам, суммарно в росписи Георгиевского собора было использовано около 10—11 л сухого пигмента лазурита, который в процессе работы разбавлялся. Что именно выступало в качестве растворителя, определить очень сложно, поскольку это были органические вещества — возможно, рыбный клей, яичные белки и т. Однако важно отметить, что прочность фрески в любом случае обеспечивалась не только составом красок, но и технологией нанесения. Или ориентировалось исключительно на Византию? Авторы могли быть учениками какой-то византийской художественной мастерской, потом поработать в Киеве, а затем уже прибыть в Новгород. Лики, которые удалось найти во время раскопок, написаны с исключительным мастерством. Это говорит о том, что в артели был очень опытный художник, который уже не раз работал на подобных объектах. А всего в росписи насчитывается, как утверждают работающие с нами искусствоведы, десять разных манер живописи — то есть всего работали десять мастеров с подмастерьями. Вероятно, Георгиевский собор послужил одной из первых площадок Новгорода, где работала эта артель художников.
Это одна из пяти самых ранних росписей Новгорода, которые послужили образцами для последующих работ — так сложилась местная живописная традиция. Ученики, которые работали в Георгиевском соборе как подмастерья, потом стали самостоятельными художниками. Карта Константинополя, 1572 год Gettyimages. Можно ли сказать, что отчасти древнерусская живопись тоже является продолжением традиций античных фресок и мозаик? При этом техника храмового строительства менялась не так быстро, как стиль росписей. Стили ранней, средней и поздней Византии очень отличаются друг от друга, многое зависело от моды, политической ситуации и заказчика. Техника закладки фундаментов, например, в своей основе не поменялась с римских времён: и в Византии, и в Древней Руси в общих чертах оставалась одинаковой. К слову, это делает невозможным датировку фундаментов по их технологическим особенностям. Удавалось ли находить такие элементы в Новгороде? Это означает, что в убранстве собора мозаика не применялась.
Зато мозаичные фрагменты были найдены на территории Борисоглебского храма в Новгородском кремле и Благовещенской церкви на Городище. Изучение этих цветных фрагментов также даёт представление о древних пигментах, использовавшихся в строительном производстве. Также по теме Российские учёные выяснили, какие фортификационные сооружения возвели от набегов неприятеля жители древнего славянского городища... Всё-таки мы имеем домонгольские храмы, стенные росписи и иконы в достаточном количестве, чтобы составить представление о первых шагах русского искусства и строительного ремесла.
Он относится к периоду XIV века. Мало того, что набор из почти двух десятков фигур, он ещё оказался сделанным из камня. Набор уникальный. Елена Александровна Рыбина, если я правильно помню, сказала, что в результате раскопок на Дубошине-II общая коллекция шахматных фигур в Древней Руси выросла на 20 процентов. Это массивный вклад. Из характера застройки и характера инвентаря было видно, что жили здесь достаточно состоятельные люди, и берестяные грамоты даже принесли имя, видимо, основного владельца - господин Офонос Афанасий, но в средневековом начертании.
В грамотах, которые были ему адресованы или в которых он упоминался, - его просили помочь в каких-то делах. Видимо, это был либо чиновник какого-то ранга администрации, либо какое-то вхожее лицо, но, скорее всего, не боярин — у нас нет печатей, которые бы показывали наличие у него документов и его статус. Но это некая значимая фигура. В июле 2018 года мы работы возобновили. Оказалось, что мы остановились на слоях примерно середины XIV века, чуть позже, чем великий пожар 1340 года. Поэтапно углублялись на более чем три метра. За 2018 год у нас около 6 000 индивидуальных находок, я не считаю керамику, обломки костей и обрывки кожи, их более сотен тысяч. Опять же были берестяные грамоты. Но самой лучшей находкой я считаю серебряный перстень с позолотой и чернёным изображением архангела, который лежал в «омоньере» - мешочке из синего шёлка с остатками золотного шитья. Перстень находился не рядом, а именно в мешочке, был завёрнут в него.
Это потрясающе как факт, и пока мы не смогли найти аналогий. Коллеги из Западной Европы говорят: это не наше, коллеги из России точно такого не видели. Нужно обращаться к византийским коллегам, понятно, что это турецкая территория, но там со средневековой археологией специфично, и чаще всего есть проблема с отсутствием датировок, потому что многие византийские вещи происходят из частных коллекций и могут быть и без территориальной и хронологической привязки. Но мы знаем дату нашего перстня — это XIII век. Второй уникальный найденный предмет — детский сапожок, голенище которого было украшено прорезной аппликацией, прикреплённой бронзовыми заклёпками. Тоже аналогии не имеется. Это новгородское изделие, для сына очень богатого человека. Это однозначно индивидуальный заказ, и, скорее всего, не повседневная обувь. И ещё одна группа находок — целая серия фибул, которые не похожи на древнерусские. Я обратился к коллегам из Германии, выяснилось, что большая часть этих фибул — общезападноевропейская, они есть в Англии, Германии, Франции, в Англию они попадали, скорее всего, из Центральной Европы.
Это позволяет предположить, что здесь в какой-то момент времени в XIII веке жили люди не новгородского происхождения. Возможно, какой-то западноевропейский купец или дипломат, мы не можем сказать точно, поскольку археология, к сожалению, не оставляет нам слишком большого количества описаний, кто здесь жил. В прошлом году осенью мы законсервировали раскоп на отметке минус 730 сантиметров, оставив постройку, потому что она уходила глубже, чем мы могли продвинуться. Датировали мы её только в этом году.
Полубояринова, Н. Пахомов, причем материалы не сразу и не в полном объеме вводились в научный оборот Носов, 1990. Каргер после четырех десятилетий со времени проведения своих первых работ на Городище вернулся сюда, но основное свое внимание в 1966, 1968—1970 гг. Переломным моментом в истории изучения Городища стал 1975 г. За 46 лет работы экспедиции сделан целый ряд интересных общих наблюдений и получен разнообразный археологический материал, необходимый для более полного понимания памятника. В частности, изучен слой IX-X вв.
Материалы раскопок Рюрикова городища и изучения связанной с ним тематики постоянно вводятся в научный оборот Носов, 1990; Носов, Горюнова, Плохов, 2005; Носов, Хвощинская, Медведева, 2012; Носов, Плохов, Хвощинская, 2017; У истоков… 2007; Диалог культур…2010. Работами последних трех лет 2019—2021 гг. В 2021 г. Раскоп, располагался как раз на том участке, где в 2003 г. В 2019 г. Общая площадь раскопа 2021 г. Общий вид на раскоп в мысовой части Рюрикова городища. Вид с юга В результате исследовании была прослежена ступенчатость деревоземлянных конструкций — от площадки, являвшейся основанием внутренних деревоземляных укреплений, была сделана подрезка материка еще практически на полтора метра, где была оборудована нижняя площадка, с которой стал возводить внешний дубовый панцирь. Основным результатом работ 2021 г. Цокольная часть внешней дубовой стены крепости.
Вид с юго-востока Сохранность дерева позволила в деталях проследить ее конструктивные особенности. Это была монолитная стена, расположенная в 6,5 м от внутренних деревянных конструкций трехстенных срубов, укрепляющих эскарп берега и в 2 м от края рва, то есть между деревоземляными укреплениями и рвом существовала площадка — берма. Особенно хорошо сохранился отрезок стены, сложенный из пяти лежащих друг на друге длинных 7,5 — 8 м дубовых бревен диам. С внутренней стороны в них были врублены поперечные стенки и короткие простенки, фактически выполняющие роль опор-контрфорсов, держащих фасадную часть крепости. У подножия с внешней стороны стену подпирали довольно мощные хорошо сохранившиеся колья, вбитые в грунт.
То есть, район этот археологами достаточно изучен. Дубошин-II — охранный раскоп. Скоро на этом месте появится гостиница, как и на соседнем Дубошине-I после изучения территории возникло здание. Работы финансирует заказчик. Сейчас, на третий год работ, исследования на Дубошине-II находятся в завершающей стадии. Археологи дошли до уровня материка, в Новгороде в основном это плотные серые глины. В глубоком котловане-кубе, дно которого напоминает лунную поверхность с небольшими хаотично разбросанными круглыми углублениями-«кратерами», несколько человек а задействованы здесь новгородцы - археологи и рабочие зачищают углубления, назначение которых ещё предстоит выяснить. С помощью блочной конструкции грунт в бочке поднимается наверх. К счастью, наши предположения не подтвердились — мы обеими контрольными точками попали в ямы. И это оказалось приятной новостью и для нас, и для заказчика - потому что минус 850 и минус 920 по объёму работ две очень большие разницы. И всё-таки, когда я заканчивал Нутный IV раскоп глубиной до 6,4 метра, я думал, что ничего страшнее со мной не произойдёт. Но оно произошло. Восемь с лишним метров — это достаточно существенный вызов и мне как организатору работ, и заказчику как финансовому двигателю, и нашей команде, Андрею Шурееву и Марии Курбановой, которые непосредственно ведут руководство участками как археологи-практики. Это не шутки. В моей практике это впервые. Предварительная датировка — это первая половина XI века. Пока у нас нет дендродат получение даты по годичным кольцам деревьев , но мы их получим от руководителя Центра по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника Ольги Альбертовны Тарабардиной, она сама специалист по дендрохронологии. Михаил Иванович обращает внимание на то, что «материк несколько странный, в пятнышку». Свои выводы сделает приглашённый специалист-почвовед, но по фотоизображениям он предполагает, что некоторые ямки — это следы перекапывания. То есть, до первоначального строительства на этом месте велась какая-то хозяйственная деятельность, участок был огорожен плетнём, и либо здесь пасся скот, либо велись огородные работы. Пахотной деятельности, посадки зерновых мы здесь не видим. Как выглядят следы распашки, мы точно знаем: это прямоугольная сетка, канавки обычно шириной от 4 до 6 сантиметров, а здесь у нас округлые, хаотично расположенные пятна, похожие на копки лопатой. В итоге у нас есть шаг около 50 лет — как город двигался вширь. Что для вас стало самым интригующим за время работ? Заказчик начал свои работы несколько досрочно, и в результате ему пришлось ввязаться в раскоп на отложениях очень большой мощности. Совершенно определённо, это самый мощный раскоп в Новгороде за последние 40 лет. Но если общая мощность отложений на соседнем раскопе Дубошин-I составляла 8,1—8,2 метра, а здесь, на Дубошине-II, уже 8,3— 8,4 метра, то получается, что это самый глубокий раскоп за всю историю новгородской археологии. Добавлю, что, начав работы в 2017 году и проработав два месяца, мы дошли до отметки минус 370 сантиметров. Жители того времени не хотели месить грязь на своих дворах, практически весь двор был закрыт деревянным мощением. Через весь раскоп, наискосок, шла вымостка, сруб стоял как обычно - на новгородских усадьбах жилая застройка располагается в дальней части от улицы, а вспомогательная в ближней.
На раскопках в Великом Новгороде найден сребреник Владимира
Новый цикл раскопок резиденции новгородских владык экспедицией под руководством кандидата искусствоведения Илья Антипова был начат в 2018 году. То, что в Великом Новгороде каждый год ведутся масштабные раскопки, хорошо известно. Смотрите видео онлайн «Ценные артефакты найдены на раскопках в Вачском районе» на канале «ГТРК "Нижний Новгород"» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 июля 2023 года в 16:34, длительностью 00:02:16, на видеохостинге RUTUBE. При раскопках в Батецком районе Новогородской области поисковики нашли 6 расстрельных ям времен Великой Отечественной войны и общие могилы. Напомним, череп со следами трепанации обнаружили во время археологических раскопок в Городце в 2022 году.
Ценные артефакты найдены на раскопках в Вачском районе
Название меры имеет шведское происхождение. Какого же? Отрезок -ршочь- читается неоднозначно, но, видимо, в нем можно усмотреть «горшочки», скорее всего, меда в берковцах измеряли обычно соль или мед. Мы перемещаемся на Иоанновский раскоп, на территорию древнего Немецкого двора. Она сообщает мужу следующее: «Прибудь сюда к [назначенному] сроку на Воздвижение. Если ты не прибудешь, [имей в виду:] жену и детей захватил князь. А освободил меня [поручившись] зять, и Лазарь, и Глеб, и срок назначили [судебного разбирательства].
Мы приступили к комплексным исследованиям такого рода в 2021 году, до этого новгородские домонгольские фрески такими методами изучались только эпизодически. В процессе нашего исследования уже выполнено более 400 измерений, причём как на фрагментированных фресках, так и на фресках, сохранившихся на стенах Георгиевского собора. Наши измерения не разрушают настенную живопись. Мы определили основные пигменты в росписи XII века, поняли, какие краски относятся к более поздним периодам поновлений росписи. Разобрались со стратиграфией фрески — последовательностью нанесения подготовительных слоёв на стену и научились отличать разновременные подготовительные растворы между собой. Измерения были сделаны не только на фресках Георгиевского собора. Для сравнения с ними были выполнены аналогичные измерения на других домонгольских памятниках Новгорода. В будущем подобные комплексные исследования можно будет провести на других росписях, и в целом картина фрескового производства Древней Руси станет более полной и детализированной. В итоге получалась довольно грубая поверхность, которую нужно было выравнивать при помощи грубой штукатурки.
На выравнивающий слой затем наносилась основа под роспись. Этот слой извёстки очень хорошо вымешан, видно, что состав тщательно готовили. И уже на него наносился финальный слой — в греческой традиции он называется «левкас», в итальянской — «интонакино». Он настолько тонок, что часто в профиле фрески его можно рассмотреть только через микроскоп. Вероятно, он наносился на ещё не до конца просохшую основу и затирался в неё специальными инструментами. Это делается непосредственно перед нанесением краски на влажную извёстку. Чтобы грунт не сох слишком быстро, подмастерье постоянно его растирает — так работают современные художники-фрескисты. И откуда мастера Древней Руси брали эти материалы: привозили из Византии или изготавливали сами, на месте? В основном это были краски из местного сырья — так называемые земли.
Это красные и жёлтые охры, смешанные на основе глин, которые добывали рядом с Новгородом. А также зелёная краска, получаемая из зелёного минерала глауконита. Но есть и краски, которые проделали головокружительный путь до Новгорода. Так, в красках Георгиевского собора был найден лазурит — один из самых дорогих пигментов Средневековья. Это минерал, который с глубокой древности добывается в афганской провинции Бадахшан. Однако впоследствии стали упоминаться и другие месторождения лазурита — на Памире и в районе Байкала. Мы обратились в Минералогический музей им.
По словам специалистов, эта дата весьма условна. Находки в культурных слоях 11 века свидетельствуют о том, что этому древнему новгородскому городу не менее 900 лет. С продолжением археологических работ возраст Старой Руссы, по прогнозам специалистов, может постоянно увеличиваться. Помимо раскопок у Старорусского курорта, в 2006 году ученые провели предварительные исследования в районе городских улиц Сварога, Просвещения, Пушкинской и Ломоносова. Заложив несколько шурфов, специалисты установили, что толщина культурного слоя на некоторых из исследованных ими участков составляет от 3 до 4 метров. В одном из шурфов они нашли фрагмент церы - навощенной дощечки для письма, на обратной стороне которой вырезан так называемый "процветший" крест.
Работами последних трех лет 2019—2021 гг. В 2021 г. Раскоп, располагался как раз на том участке, где в 2003 г. В 2019 г. Общая площадь раскопа 2021 г. Общий вид на раскоп в мысовой части Рюрикова городища. Вид с юга В результате исследовании была прослежена ступенчатость деревоземлянных конструкций — от площадки, являвшейся основанием внутренних деревоземляных укреплений, была сделана подрезка материка еще практически на полтора метра, где была оборудована нижняя площадка, с которой стал возводить внешний дубовый панцирь. Основным результатом работ 2021 г. Цокольная часть внешней дубовой стены крепости. Вид с юго-востока Сохранность дерева позволила в деталях проследить ее конструктивные особенности. Это была монолитная стена, расположенная в 6,5 м от внутренних деревянных конструкций трехстенных срубов, укрепляющих эскарп берега и в 2 м от края рва, то есть между деревоземляными укреплениями и рвом существовала площадка — берма. Особенно хорошо сохранился отрезок стены, сложенный из пяти лежащих друг на друге длинных 7,5 — 8 м дубовых бревен диам. С внутренней стороны в них были врублены поперечные стенки и короткие простенки, фактически выполняющие роль опор-контрфорсов, держащих фасадную часть крепости. У подножия с внешней стороны стену подпирали довольно мощные хорошо сохранившиеся колья, вбитые в грунт. На площади раскопа 2019 — 2021 гг. Там, где была возможность проследить их стратиграфию, хорошо видно, что бревна этих стенок упираются в нижний эскарпированный слой материка. При разрушении крепости длинные бревна, составляющие основу внешнего дубового панциря, скатывались в ров и консервировались благодаря влажного глинистого грунта в заполнении рва. Они неоднократно фиксировались во рву и в предшествующие годы, но тогда было непонятно какую роль эти мощные бревна играли в крепостном сооружении. Два бревна, лежащие параллельно в верхней части заполнения рва, удивительно хорошей сохранности были расчищены и в 2021 г. Длинные дубовые бревна, скатившиеся при разрушении крепостной стены на край рва. Вид с северо-востока Их изучение позволило получить важную дополнительную информацию о деталях конструкции и характере строительства.
Достали из-под земли. Самые интересные находки нижегородских археологов
В частности, губернатор сообщил, что во время раскопок, которые ведутся у храма в районе поселка Выездное, найден серебряный корец – небольшой церковный ковш. Сезон археологических исследований 2018 года в Великом Новгороде ознаменовался серьезным открытием: группе ученых под руководством научного сотрудника Института археологии РАН Айвара Степанова удалось найти на дне реки Волхов остатки конструкций. В частности, губернатор сообщил, что во время раскопок, которые ведутся у храма в районе поселка Выездное, найден серебряный корец – небольшой церковный ковш. Шесть каменных саркофагов обнаружили археологи у стен Георгиевского собора в ходе раскопок в Юрьевом монастыре Новгорода, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.