По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Азербайджанцы заявили, что в регион ввозится топливо, являющееся запрещенным товаром из-за санкций США, а также обвинили иностранных водителей в незаконном пересечении границы.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Азербайджан территория площадь территории. Территория Азербайджана какие государства. Презентация география Азербайджана население Азербайджана. Страны регионы эмиграции таблица. Страны эмиграции и иммиграции таблица. Страны с массовой иммиграцией. Население Ирана карта. Народы Ирана карта.
Карта населения азербайджанцев в Иране. Иранский Азербайджан карта. Численность населения Армении и Азербайджана. Азербайджан численность населения по годам. Численность населения Армении и Азербайджана 2020. Автомобильная марка Азербайджана. Машины Азербайджана статистика.
Азербайджан рынок авто. Тойота Азербайджан. Азейбарджан население 2022. Население Азербайджана. Толпа азербайджанцев. Азербайджанцы население. Сколько армян проживает в Америке.
Азербайджан люди. Азербайджан народ. Жители Азербайджана. Азербайджанцы в Баку. Численность проживающих азербайджанцев в России. Азербайджанцы мигранты. Население Азербайджана 2022.
Русские мигранты в Азербайджане. Азербайджанская культура. Албанцы и азербайджанцы. Азербайджанцы или. Армяне и азербайджанцы. Азербайджанцы Минска. Перепись населения таблица.
Данные переписи населения. Перепись населения статистика. Нация азейбарджанец. Ашура в Азербайджане. Сунниты в Азербайджане. Иракские азербайджанцы. Южные азербайджанцы.
Население азербайджанцев в Иране. Денежная валюта стран СНГ. Валюты стран СНГ таблица. Денежные валюты государств СНГ. Страны, валюта ,курс таблица. Азербайджанцы в Иране численность. Сколько азербайджанцев живут в Иране.
Иранские азербайджанцы карта. Иран Азербайджан. Враги Азербайджана. Иран агентство Мехр. Дети азербайджанца.
Почему Баку именно сейчас озаботился их правами? Президент Азербайджана Ильхам Алиев в пятницу сделал крайне резкое заявление в адрес соседнего Ирана. Баку всегда отвечал и будет отвечать на любые антиазербайджанские шаги, цитировало Алиева агентство « Интерфакс Азербайджан ».
Никогда Иран не проводил дважды в течение нескольких месяцев военные учения у наших границ. Никогда еще не было сделано столько заявлений, полных ненависти и угроз в адрес Азербайджана», — подчеркнул Алиев. То есть в провинциях, которые традиционно называют Иранским Азербайджаном. Ранее маневры под кодовым названием «Эктедар» «Сила» проходили в регионе Арас иранской провинции Восточный Азербайджан, близ границ с Арменией и Азербайджанской Республикой. Армия Ирана в ходе этих учений испытывала ракеты со спутниковым наведением «Фатх-360» и «Фаджр-5», отмечал портал « Военное обозрение ». В начале октября тот назвал Азербайджан «одним из мест в регионе, где враги Исламской Республики получают пристанище», сообщал бакинский портал Caliber. Баку был вынужден начать ответные военные учения на границе с Ираном, «чтобы продемонстрировать, что мы их не боимся», — заявил Алиев в пятницу. Азербайджанский президент подчеркнул: «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный светский — прим.
Они — часть нашей нации».
С момента обретения Азербайджаном независимости его внешняя политика носила ярко выраженный прозападный, прежде всего проамериканский, характер. Этот курс, проводившийся правительством Народного фронта Азербайджана во главе с президентом Абульфазом Эльчибеем, сохранился и после прихода к власти в 1993-м Гейдара Алиева. Перемены не могли не сказаться и на отношениях с Тегераном.
В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев. Особенно заметную роль азербайджанцы играли в армии и органах государственной власти. Иран попытался направить ход событий в выгодное для себя русло, избрав для этого тактику содействия в урегулировании карабахского конфликта. По его предложению лидеры Армении и Азербайджана встретились в мае 1992 года в Тегеране.
Однако эта первая и единственная попытка посредничества закончилась для ирано-азербайджанских отношений катастрофой. Официальный Баку получил от Тегерана заверения в том, что Армения не будет предпринимать никаких военных операций, но еще до завершения переговоров армяне штурмом овладели городом Шуша — главным оплотом азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Это событие во многом стало поворотным в войне, и моральная ответственность за него полностью ложится на Иран. В 1994-м Баку под давлением Вашингтона отказался включить Тегеран в число участников международного консорциума по разработке нефтегазовых месторождений на Каспии.
Спустя два года из республики были выдворены почти все иранские религиозные, гуманитарные и общественные организации, а вскоре оказались арестованы и осуждены по обвинению в шпионаже в пользу Ирана руководители проиранской Исламской партии Азербайджана. К антииранским акциям подключилась и диаспора: на проводимых с 1997 года всемирных конгрессах азербайджанцев тема положения соотечественников в Иране поднимается постоянно. Другой камень преткновения в отношениях с Ираном — это проблема статуса Каспийского моря и производства энергоресурсов. В июле 2001-го обе страны едва не оказались на грани войны: иранские истребители и морские корабли регулярно препятствовали разработкам нефтяных месторождений вблизи границы.
В августе 2003 года Тегеран обвинил Баку в милитаризации Каспийского моря. Поводом послужило проведение совместных азербайджано-американских военно-морских учений по охране от террористов нефтегазовых морских платформ на Каспии, в которых принимали участие 18 военнослужащих США, два боевых вертолета и два патрульных катера Азербайджана. В результате президентских выборов-2003 власть в Азербайджане практически была передана от тяжелобольного президента Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Администрация Джорджа Буша-младшего предпочла не замечать откровенных фальсификаций и репрессий, сопровождавших избирательную кампанию, и признала объявленные итоги голосования.
Это возмутило даже те силы, которые наиболее рьяно ориентировались на Запад. На фоне лицемерной позиции Запада важным источником информации о происходящем в их собственной стране для населения Азербайджана было иранское радио и четыре телеканала телевидения Ирана, в первую очередь частный «Сэхэр-2». В республике стали быстро расти происламские настроения. В свою очередь и американцы стали больше внимания уделять национальным меньшинствам Ирана, особенно азербайджанцам.
В 2002 году высокопоставленные американские чиновники приняли лидера Движения за национальное возрождение Южного Азербайджана — профессора Тебризского университета Махмудали Чехраганлы, высланного из Ирана. После этой встречи опальный политик сделал официальное заявление в СМИ: «Цель нашей организации — создание в Иране демократического светского государства с федеративным строем, причем Южный Азербайджан получит самый высокий статус автономии». По его словам, сразу после этого в США начались переговоры по объединению всех оппозиционных кругов Ирана. Американцы настаивали на сохранении территориальной целостности Ирана как светского и демократического государства, в рамках которого азербайджанцы могут рассчитывать на создание автономной республики со столицей в Тебризе.
Что касается политики американцев на бакинском направлении, то здесь они особых проблем не ждали. Но нынешняя ситуация уже не позволяет сделать однозначный выбор в чью-либо пользу. Ильхам Алиев, возглавивший страну уже в разгар американской битвы против терроризма, вынужден лавировать между Вашингтоном, Тегераном и Москвой. Кроме того, азербайджанское общество, болезненно воспринявшее реакцию Соединенных Штатов на результаты президентских выборов в республике, стало неоднозначно относиться к размещению там американских баз.
Почувствовав это, Алиев заявил весной 2004-го, что Азербайджану не следует торопиться с решением вопроса о вступлении в НАТО. В Баку зачастили высокопоставленные гости из Пентагона и Госдепартамента. Стороны обсуждали вопрос размещения американских войск в Азербайджане и другие военно-технические проблемы в связи с реконструкцией и модернизацией военных аэродромов. Информация о возможности нападения Соединенных Штатов на Иран, появившаяся осенью того же года, вызвала бурную дискуссию в Азербайджане.
Прозападно настроенные политики связывали с якобы готовящейся акцией надежды на объединение исторических частей страны. Но большинство местных аналитиков отмечали, что осложнение американо-иранских отношений чревато для Азербайджана крайне негативными последствиями. Масла в огонь подлили тегеранские власти, публично не исключавшие вероятность нанесения Ираном превентивного удара по территории Азербайджана, если та станет плацдармом американских войск. В ноябре 2004 года азербайджанские СМИ сообщили, что недалеко от границы с Ираном, на военно-воздушной базе близ поселка Чуханлы Сальянского района, размещено под видом консультантов более 50 американских военнослужащих.
Затем последовали публикации о том, что аэродромы в Нахичевани, близ поселков Чуханлы и Насосный севернее Баку , а также военный полигон в поселке Гараэйбат полностью модернизированы и соответствуют стандартам НАТО. По меньшей мере семь аэродромов практически готовы для нанесения воздушных ударов по Ирану.
Отношения между Баку и Тегераном остаются непростыми со времени войны 2020 года между Азербайджаном и Арменией.
Хотя Иран неоднократно заявлял о своей поддержке возвращения Азербайджану многочисленных территорий, утраченных в результате первой войны между двумя сторонами в 1990-е годы, его, по-видимому, беспокоят потенциальные следующие шаги вновь обретшего уверенность в своих силах Азербайджана. Эта последняя вспышка напряженности, по-видимому, связана с июльским заявлением верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, выразившего озабоченность в связи с намерениями Азербайджана построить новый транспортный коридор между Нахичеванским эксклавом и основной территорией страны: в Баку его называют "Зангезурским коридором". Эта дорога должна пройти вдоль границы Армении с Ираном, что может иметь неопределенные последствия для армяно-иранской торговли.
Сейчас Азербайджан и Армения ведут переговоры, которые должны точно определить статус этой дороги и разрешить щекотливый политический вопрос о распределении полномочий в области контроля движения по ней. Однако Азербайджан часто говорит о достоинствах этого коридора который также облегчит движение между основной территорией Азербайджана и Турцией, граничащей с Нахичеванью с точки зрения пантюркизма, что тревожит Иран. Кроме того, Азербайджан угрожал взять необходимую территорию силой, если не удастся добиться желаемого согласия Армении.
Официальные представители Ирана утверждают, что ничего не имеют против самой дороги. Наша страна придерживается того принципа, что одна страна не должна оказывать влияния на национальные интересы других стран, в том числе соседних". Однако Тегеран также неоднократно заявлял, что изменение границ на Кавказе является "красной линией".
Тегеран выражает поддержку территориальной целостности Армении и другими средствами. В августе Иран объявил об открытии консульства и назначении консула в городе Капане на юге Армении.
Дело этнических азербайджанцев в Иране
Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. Телеканал «Сехер» и Организация радио и телевидения Ирана принесли свои извинения проживающим в Иране азербайджанцам. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев. Обещанное Миргусейном Мусави снятие запрета на преподавание в школах азербайджанского языка может привести к пробуждению среди иранских азербайджанцев национального самосознания.
Дело этнических азербайджанцев в Иране
Во все времена особую роль для народа играла песня. В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек. Традиции На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами.
Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами. Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом на пороге необходимо снять обувь и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями. В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме. Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке. Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев.
Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах. Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом. Еда Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты.
Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити.
Az сообщает со ссылкой на Modern. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек. В то же время в США проживает, по неофициальным данным, 450 000 наших соотечественников, в Германии — 200 000, а на Украине — 280 000.
Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид. Женщины Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев. В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором. Семейный уклад Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья. Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка. Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки. Жилище В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично. На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами. Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными.
И вот на этом фоне аналитики, а вслед за ними и политики, с неким намеком на знание «эзотерики» предмета вещают о том, что якобы лидер ИРИ Аятолла Али Хаменеи или бывший оппозиционер Мир Хосейн Мусави - «азербайджанцы» и что, мол, надо учитывать этот факт при политических прогнозах. Ну не абсурдно ли! Недавно Армению посетила делегация из Канады, возглавляемая министром науки и просвещения одного из кантонов этой страны — иранцем, уроженцем Урмии. Как водится у иранцев пусть и граждан иной страны , урмиец восхищался сходствами иранской и армянской культур, посетил достопримечательности и, естественно, возложил венок к памятнику жертвам Геноцида 1915 года. В Баку, конечно же, этот акт канадского официального лица, в силу его урмийских корней, закономерно оценили как «предательство национальных интересов». Забавно, но те же эмоции всколыхнули азербайджанское общество, когда в прошлом году в Ереване дала концерт легенда иранской поп-музыки, уроженка Ардебиля «азербайджанка» Гугуш, отказавшись при этом посетить Баку. Пора бы уже понять, что в том смысле, в котором термин «азербайджанец» понимают в Баку и на постсоветском пространстве, в Иране он просто не воспринимается. Посему всякое утверждение о наличии в Иране «азербайджанского меньшинства» или об «азербайджанской» этнической аффилиации кого бы то ни было из иранцев не имеет под собой никакого объективного обоснования и тем более не является фактором политических реалий. Далее, о численности «азербайджанцев» в Иране. Возьмем самую низкую из распространенных мифических чисел - 20 миллионов. Где гипотетически могли бы быть локализованы эти 20 млн. По идее, они должны быть сконцентрированы в провинциях, некогда составлявших Большой Атурпатакан - Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан и Ардебиль.
Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?
Но на рубеже 18 и 19 веков Персидское государство ослабевает и проигрывает войны со своим северным соседом Россией. Так в ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг Персия подписывает Гюлистанский договор в результате которого передаёт России свои северные территории Восточная Армения, Восточная Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан. После русско-персидской войны 1828-1829 гг. Согласно Туркманчайскому договору граница между двумя империями прошла по реке Аракс, в результате этого раздела Северный Азербайджан населенный преимущественно азербайджанцами , оказался в составе России, а южный Азербайджан остался за Персией.
Так один народ азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников кстати в разработке Туркманчайского договора принимал русский дипломат и писатель А. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников В течение двухсот лет некогда единый народ оказался разделенным не только между двумя государствами, но и двумя цивилизациями.
Так Северный или Кавказский Азербайджан испытывал на себе влияние русской христианской цивилизации. В советский период Азербайджан и во все стал светской республикой, что отразилось на менталитете азербайджанского общества, который больше имел схожести с турецким, чем с иранским. После распада СССР теперь уже независимый Азербайджан пытался укрепить союз с соседним Ираном, однако эта политика не имела успеха по многим объективным и субъективным причинам.
Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном. И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения.
Но все попытки советского руководства по объединению Южного Азербайджана с Кавказским оказались безупречными, так как после окончания Второй Мировой войны правительство Ирана лишь ужесточила политику дискриминации к иранским азербайджанцам.
Их количество в США достигает 1 миллиона, в Аргентине — 12. Также азербайджанцы проживают в Гондурасе, Гватемале, Перу и других странах Американского континента. Большинство азербайджанцев, проживающих в странах Американского континента, являются эмигрантами из Южного Азербайджана. Начиная с 1970-го года переезд азербайджанцев из Турции, а с 1991-го года также из Азербайджана на этот континент оказал свое воздействие на состав и социально-экономическую деятельность диаспоры.
Азербайджанцы в Европе Вторым по географии распространения и количеству азербайджанской диаспоры континентом является Европа.
По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек. В то же время в США проживает, по неофициальным данным, 450 000 наших соотечественников, в Германии — 200 000, а на Украине — 280 000.
Meksika 28.
Развитию сельского хозяйства способствует достаточное количество круглогодичных осадков, поскольку фермерам не нужно полагаться исключительно на ирригационные системы для поддержки выращивания пшеницы, ячменя, табака и хлопка. В связи с этим Азербайджан нередко называют «житницей» Ирана. Промышленность Азербайджана представлена ковроткачеством, дублением, текстильной промышленностью и добычей меди. Представительство азербайджанцев в парламенте Ирана В соответствии с конституцией Исламской Республики Иран, каждый остан должен быть представлена в высшем законодательном органе страны — меджлисе парламенте. Провинция Восточный Азербайджан имеет 19 мест в парламенте, Западный Азербайджан — 12,.
Иранский Азербайджан и армянский след
Выяснилось, что они из пригорода Тебриза — столицы иранской провинции Восточный Азербайджан, приехали в Баку дней на двадцать, пожить, погулять, купить дешевых товаров. Связан ли их приезд с угрозами США наказать Иран за его нежелание свернуть ядерную программу? Нет, — отвечал Саид, они давно собирались в Баку. Ну, может, не на двадцать дней… Может быть, останутся подольше, пока дома не станет спокойней… С другим иранцем, 60-летним Назымом Мухаммеди я познакомился в бакинском кафе «Тебриз», расположенном недалеко от иранского посольства. Это любимое место отдыха иранцев, где они обычно собираются, чтобы обсудить последние политические и спортивные новости. Назым Мухаммади приехал в Баку с двумя сыновьями в конце марта и живет сейчас у родственников жены — иранских эмигрантов первой волны, нашедших в советском Азербайджане спасение от репрессий, начавшихся сразу после выхода советских войск из Северного Ирана в конце второй мировой войны. У нас семейная мастерская по ремонту автомобилей. Сейчас в доме остались мой брат с семьей, они присматривают за домом и руководят за меня фирмой», — говорит Назым. Назым подумывает над тем, чтобы открыть в Баку собственную автомастерскую, но пока не уверен, что сможет выдержать конкуренцию с местными мастерами. Если повезет, поедем в Европу, если нет, вернемся домой», — говорит он. Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно.
Это объясняется несколькими причинами — внешне они практически не отличаются от коренного населения; не в пример туркам, они держатся в стороне от общественной жизни страны; кроме того, их проживание в Азербайджане, как правило, является временным. Я обратился к пресс-секретарю иранского посольства в Азербайджане Меджиду Фейзуллаи, попросив его прокомментировать появившиеся в азербайджанской прессе сообщения о неожиданно большом наплыве в города Азербайджана иранских азербайджанцев.
Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной. На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором. Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине - 12000, в Бразилии -75000, Канаде - 170000, в Мексике - 27000 тысяч человек. В странах Американского континента Гондурасе, Гватемале, Перу и других, также поселились наши соотечественники. Однако точных сведений об их численности пока нет. Большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана.
Об этом Oxu. Az сообщает со ссылкой на Modern. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране — 30 миллионов человек, Турции — 3 миллиона человек и России — 2 миллиона человек.
Опорой Сефевидов стали огузоязычные кочевые племена разного происхождения: румлу, шамлу , устаджлу, бахарлу, текелю, афшар , каджар , зулькадар и варсак [20]. Во второй половине XV века эти племена получили общее название — кызылбаши азерб. Опираясь на них, руководитель сефевидского ордена шейх Исмаил предпринял поход против ширваншахов , овладел Шемахой и Баку , а затем разгромил правителя Ак-Коюнлу. Овладев Азербайджаном, в 1501 году он прововозгласил себя шахом. Шах Исмаил I Хатаи, родившийся в городе Ардебиль и владевший тюркским языком как родным [22] , является классиком азербайджанской литературы и поэзии [23]. В Государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда он сохранял этот статус на протяжении около столетия [24] [25] [26] [19] [27] [28]. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние [29]. Хабиби , азербайджанский поэт конца XV — начала XVI века , писавший на родном [30] азербайджанском языке. Изображение Хабиби на окне здания Музея азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы оказались разделены между двумя десятками полунезависимых ханств. Основателем Макинского ханства стал Ибрагим-бек из племени баят , Ардебильского — глава племени шахсевенов Назар Али-хан , Карадагского — глава племени карадагцев Казым-хан азерб. Марагинское ханство управлялось главами азербайджанского племени мукаддам , во владении которым Марага была отдана ещё шахом Аббасом I [32]. Последовавшая в начале XIX века русско-персидская война привела в 1828 году к установлению новой границы по реке Аракс , согласно Туркманчайскому договору , по которому юго-восточное Закавказье перешло под контроль Российской империи, а большая часть исторической области Азербайджан осталась в составе Ирана [33] [34] [35] [36] , и влияние азербайджанцев в Иране значительно ослабло. Известно, что у азербайджанцев были смешанные отношения с другими меньшинствами Ирана. Несколько городов на западе Ирана, такие как Урумия и Мако, населены как курдами, так и азербайджанскими тюрками. В последнее десятилетие этническое большинство тюрок-азербайджанцев в некоторых районах, близких к границе с Турцией, было разбавлено иммиграцией курдов [37]. В эпоху Каджаров курды и азербайджанцы с неохотой сотрудничали друг с другом в военных кампаниях. В 1848 году население Хорасана , состоящее из курдов, туркмен и персов, выступило против расквартированного в провинции азербайджанского гарнизона, что было вызвано неприязнью к этническим особенностям азербайджанцев [38]. Начиная с 1850-х годов, среди населения Иранского Азербайджана широкое распространение получило отходничество. Непростое социально-экономическое положение в Персии вынуждало людей уезжать на заработки за границу, прежде всего в пределы Российской империи, в Закавказье. Как правило, отходниками из Персии становились азербайджанцы. Среди них, конечно же, имелись и представители других этнических групп страны , но в царских документах иранские подданные называются «персами», «персидскими» рабочими и т. Сами себя отходники из Иранского Азербайджана именовали «хам шахран» земляки. В России это слово, в виде искажённой формы «амшара», стало нарицательным названием для всех иранских отходников и употреблялось в то время как «голытьба», «быдло», «не человек» [39]. В различных товарных отраслях сельского хозяйства широко применялся наёмный труд, в том числе и на маренных плантациях, где подавляющее большинство рабочих составляли выходцы из Дагестана и Иранского Азербайджана. В 1867 году число иранских азербайджанцев среди наёмных работников доходило до 14 тыс. В 1891 года из Иранского Азербайджана в Россию выехали 15,615 рабочих, а в 1905 году — около 100 тыс. К 1925 году в Азербайджанской ССР проживало 45 028 тюрок Персидского Азербайджана [43] то есть иранских азербайджанцев. Национальный вопрос[ править править код ] Роль интеллектуалов азербайджанцев в зарождении иранского национализма[ править править код ] Во второй половине XIX — начале XX века в общественно-политической жизни иранского общества происходили существенные изменения. Персия постепенно стала втягиваться в сферу международной политики и мировой торговли, что способствовало развитию капиталистических отношений. Политическое, культурное и экономическое воздействие европейских стран, стимулировало развитие в иранском обществе новых форм общественно-политической мысли. Просветительское движение, возникшее в тот период, способствовало пробуждению национального самосознания и постепенному формированию буржуазной идеологии. Полонская отмечала: «При этом здесь проявилось не только формирующееся национальное сознание масс, но социально ограниченная трактовка проблем, связанных с этнической и национальной консолидацией, с позицией зарождающихся буржуазных слоёв. Таким образом, одновременно с ростом классового самосознания буржуазии происходит и становление национализма» [44]. Важную роль в просветительской деятельности сыграли иранские образованные слои как персидского, так и азербайджанского происхождения [44]. Мирза Фатали Ахундов Значительное влияние на становление иранской национальной мысли оказали также азербайджанцы с Кавказа. Например, писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического [45] , современного иранского национализма [46]. Что же касается азербайджанцев Ирана, то они в начале XX века сыграли не только значительную роль в социально-политической истории страны, но значительную роль в становлении иранского национализма [48]. Развитие национальных идеи сопровождалась эволюцией самой концепции нации «меллет». Термин «меллет» нация в иранской общественной мысли длительное время служило обозначением не только религии, но и конфессиональной общности последователей различных сект и религий. В процессе развития общественно-политической и духовной жизни страны происходит изменение объёма и содержание этого понятия. Под «меллет» с течением времени уже понимается социально-политическая общность, прежде всего население страны, имеющей свою государственность и этническую общность вообще. Азербайджанский просветитель Мирза Абдуррахим Талибов Табризи [49] , деятельность которого оказало большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия [50] , рассматривал «нацию» как социально-экономическую общность. Он писал: «Население одной страны мы называем джамаат, а население нескольких стран, объединённых в одно государство — нацией» [49]. В дальнейшем, в определении нации стали вкладываться такие признаки как государственная независимость и язык. Так, у другого азербайджанского деятеля И. Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49]. Таким образом, в Иране с возникновением капиталистических отношений этот термин «меллет» или «меллет-е Иран», то есть «иранская нация» означал население страны вообще. Если в европейском понятии «нация» понималась как государство, то в Иране «национальное» никогда не употреблялось в значении «государственной».
Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?
Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. Обещанное Миргусейном Мусави снятие запрета на преподавание в школах азербайджанского языка может привести к пробуждению среди иранских азербайджанцев национального самосознания. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские тур. Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев.
Иранские азербайджанцы мигрируют на север
Почему помирились Иран и Азербайджан | Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). |
Где проживают азербайджанцы в Иране? | Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. |
Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться? | 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. |
Какие народы живут в Иране….
Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). Роль азербайджанцев в Иране демонстрируют все вышеперечисленные инциденты, и сегодня следует громко заявить, что каждый азербайджанец – иранец, а каждый иранец – азербайджанец. 3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан. Где живут азербайджанцы. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран.
Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
Может, шутки ради, попытаться определить «азербайджанцев» в Тегеране по признаку потребления барбари, ибо известно, что выходцы из Азербайджана очень любят этот сорт лепёшек? Собственно, они и основали в начале XX века в Тегеране первые пекарни по выпечке данного вида хлеба. Эта страсть уроженцев Азербайджана к барбари даже вошла в поговорку. Но, увы, к барбари равным образом пристрастились и другие категории столичных жителей и иранцы в целом. Так что и данный признак становится нерелевантным. Итак, после того как мы в целом определили основные контуры тюркофонии, т.
Для начала определимся с термином «азербайджанец», означающим исконного жителя Азербайджана, т. Атурпатакана, древнего края на северо-западе Ирана, разделённого в настоящее время, согласно нынешнему административному делению страны, на пять провинций. Почему название иранской провинции Азербайджан вдруг перешагнуло через реку Аракс на север и стало обозначением сначала Советской республики, затем и независимого государства — вопросы, к которым вернёмся чуть позже. Пока же, оставаясь в пределах Ирана, обратимся к официальной статистике 2006 года по провинциям. Это предельно точные цифры, поскольку в данном случае у властей нет резона фальсифицировать количественные показатели народонаселения собственной страны.
Так вот, приведем данные по указанным пяти северо-западным провинциям, на территории которых живут «азербайджанцы». В других частях страны, как мы увидели, сколь-нибудь заметного числа «азербайджанцев» нет. Причём, нужно иметь в виду, что самая южная из указанных пяти — провинция Казвин — исторически не входила в состав Атурпатакана, и её население по большей части персоязычно. По состоянию 2006 года в провинции Ардабиль живёт 1. Таким образом, общее число населения в этих потенциально «азербайджанских» территориях составляет 9.
Это, как показывает достаточно простой и объективный анализ, и есть наиболее реалистичное число: погрешности могут быть в пределах нескольких сотен тысяч. Основная форма самоидентификации граждан Исламской Республики Иран, как уже было отмечено, — ирани, т. Для жителей диалектных регионов уточняющее определение включает название диалектного ареала. Так, для жителей Гиляна, Мазандарана и Горгана — шомали букв. При этом, фундаментом региональной культурной 11 самоидентификации является местный диалект.
Как только семья переселяется в город и, теряя своё родное наречие, переходит на персидский, уже следующее поколение приобретает вторичное определение идентичности уже по новому месту жительства, сохраняя, впрочем, память о региональных корнях. Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской».
К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима. Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике. Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании. Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами.
Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров. А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства.
Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком. Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки.
Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства. Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению.
Генеральный план и схема планировки Баку была разработана в 1924—1928 годах архитектором-градостроителем А. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Чем знаменит город Баку? Баку славится не только ткачами, но и ювелирами. Богатое культурное наследие золотых дел мастеров вылилось в две самостоятельные ювелирные школы: шекебе и хатамкарлыг. Украшения, выполненные в первой технике, напоминают тончайшее кружево, сплетенное из драгоценного золотого или серебряного кружева. Кто живет в Баку? Баку это и остров Пираллахи бывший Артём и посёлок Алят, а ведь до них от центра города 50 километров, соответственно на восток и юго-запад.
Какая же река протекает в Баку? Это — река Джейранкечмез, пересекающая Карадагский район города с севера на юг и впадающая в Каспийское море. Какое море в Баку? Каспийском море Как называют жителей города Баку? Жители Баку — бакинцы, Курска — куряне, Вологды — вологодцы, вологжане, Волгограда — волгоградцы, Смоленска — смоляне, Пензы — пензенцы, пензяки, Иркутска — иркутяне, иркутчане, Архангельска — архангельцы, архангелогородцы. В каком возрасте получают паспорт в Украине?
И в России численность тюркофонов тюркоязычных автохтонов региона преувеличивается. Путин говорит в 2012 г. Пантюркисты, пытающиеся показать, что процент коренного населения Ирана, говорящего на языке тюрков огромный, почему-то не удосуживаются представить каких-либо доказательств своим словам.
В конце XIX века 77 тыс. В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США. В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши Красноводск и Ашхабад [49].
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? страна, которая живет под санкциями больше сорока лет. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев.
Хаос на дорогах
- Азербайджан между Америкой и Ираном — Россия в глобальной политике
- Как изменится численность азербайджанцев в Иране к 2023 году?
- Иранский Азербайджан и армянский след
- Кто такие азербайджанцы Ирана и сколько их? | Кавказский геополитический клуб
- Добавить комментарий
- Сколько миллионов азербайджанцев в мире?