Таким образом мошенники якобы хотели установить сопричастность сотрудников банка к преступлению. Мошенники звонят по телефону _ Богдана мошенник просит поделиться _. Заработала на аферистах: челябинская пенсионерка обманула телефонных мошенников. Телефонные мошенники придумали новую уловку с истекшим сроком действия сим-карты, эта легенда нужна им для реализации старой схемы по установлению переадресации | 31.08.2023, ПРАЙМ.
Шаг второй - предложить решение
- Телефонный мошенник рассказал о самых денежных клиентах
- Откуда преступники знают ваш номер и как вас зовут
- Сколько денег теряют россияне по вине мошенников
- Телефонные мошенники придумали новые схемы «развода» - Новости
- Публикации
- Новый способ мошенничества на «Госуслугах»
Женщина перевела телефонным мошенникам 400 млн рублей. Она поверила, что ей звонят из ФСБ
Как рассказал CNews главный эксперт « Лаборатории Касперского », эта схема получает все больше распространение. По его словам, она выглядит так: «Человеку звонит злоумышленник, представляется сотрудником телеком-оператора и сообщает, что срок действия SIM-карты или договора на предоставление услуг связи заканчивается. При этом в личном кабинете эта информация якобы не отображается, поэтому уведомление происходит в устной форме. Звонящие пытаются выманить конфиденциальные и учётные данные от личного кабинета абонента, а также одноразовые коды». Верить никому нельзя В реальности SIM-карты в России действительно имеют срок действия, но не тот, о котором говорят злоумышленники.
Если по номеру телефона в течение 90 дней не было ни единой платной транзакции звонок, SMS и пр. Если же номер активно используется, то никакого продления SIM-карты не требуется. Единственное, что с ней в этом случае может случиться — это физический выход ее из строя. В этом случае потребуется посетить салон связи оператора и получить новую SIM-карту или же заказать ее с курьером.
В сетях некоторых операторов эта услуга может быть платной.
А он так всё грамотно рассказывал, термины банковские использовал. Я с банками часто работаю, поэтому знаю, как они говорят и что.
Предложил защитить свои сбережения от мошенников, которые якобы прямо сейчас их пытаются украсть. Как завороженная слушала и выполняла всё, что он говорил. Пришло СМС с кодом, я его назвала, парень трубку положил.
Только разговор закончила, пришло СМС, что все мои деньги с карты переведены какому-то Арсену Степановичу. Вот тут я поняла, что попала. Стала на этот же номер звонить, но какой там.
Прорыдала весь день. Для кого-то это немного, но я весь год копила, чтобы мальчишек на море вывезти. Себе во всём отказывала, даже на корпоратив в старом платье пошла, а лишилась всего за несколько минут.
Я пришла [в полицию], написала заявление. Ребята вежливые, посочувствовали, но сразу сказали, что я не первая, а найти этих гадов будет сложно. Я уже смирилась, пусть им эти деньги поперек горла встанут.
Желаю [всем] не попадать в такую ситуацию, приятного в этом мало. Не разговаривайте с мошенниками, не называйте никаких данных. Если есть какие-то сомнения, сходите в банк.
Не переводите деньги на чужие счета Источник: Евгений Вдовин Светлана Я на пенсии, всю жизнь проработала на госслужбе. Привыкла верить тем, кто работает в сфере госуслуг, как и я работала когда-то. Слышала [о кибермошенниках] и из телевизора, и родственники говорили, баннеры видела, но не думала, что это случится со мной.
Какое-то зомбирование. Утром начали названивать. Сын всегда говорил, чтобы я не брала трубку с незнакомых номеров и не разговаривала, а тут как-то само получилось.
Слышу: «Алло, Светлана Владимировна, добрый день! Это из банка вас беспокоят. Хотим утонить, есть ли у вас застрахованные средства?
Вообще не подумала [бросить трубку] — настолько обходительно общались, данные мои назвали. Сомнений не возникло. Спросили о наличии счетов, я сказала, что есть.
Потом спросили, пользуюсь ли я картой, — ответила «нет». Тогда девушка сообщила, что на мое имя оформили кредитную карту на 250 тысяч рублей. Я запаниковала, говорила, что ничего не оформляла.
Меня успокаивали.
Мошенники чаще всего присылают письма на электронную почту, в социальную сеть или один из мессенджеров Telegram, WhatsApp , к которому привязан ваш номер телефона. Кликая на ссылки из сообщений, вы рискуете попасть на фейковую страницу, которая визуально не отличается от официальной страницы банка. Используйте веб-версию личного кабинета только на официальном сайте банка. При авторизации, как правило, банк высылает СМС с кодом подтверждения для входа.
В любых непонятных ситуациях звоните на горячую линию своего банка. Сергей Кузьменко руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества Сценарии мошенников при звонках из «Сбербанка» и других организаций часто имеют лихо закрученный сюжет. С одной стороны, такая тактика призвана ошеломить жертву, а с другой — это не то что звоночек, это прям целый колокол о том, что вас пытаются «развести». Изучите сами, расскажите детям и родителям о правилах осуществления переводов. Конфиденциальную информацию из СМС и личных сообщений нельзя никому сообщать.
Работники банков и полиции не звонят по мобильным номерам гражданам.
Тогда Смирнова сказала, мол, ладно, не надо торопиться, есть 48 часов для поиска денег, а если я смогу найти их раньше, то надо просто перезвонить. Я окончательно поняла, что меня обманули, — призналась женщина. Дойдя до дома, Светлана Иванова позвонила своей подруге-бухгалтеру и спросила про лимит лицевого счета. Подруга сразу объяснила, что такого не бывает, и сказала быстрее бежать писать заявление в полицию. С тех пор, как мошенники вышли на связь с жертвой, прошло восемь дней. Фрагмент телефонного разговора с мошенниками, который произошел 14 февраля — уже после того, как женщина поняла про обман Источник: предоставлено Светланой Ивановой Кто звонил женщине и что предпринимают в полиции Светлана Иванова сообщила корреспонденту НГС все телефоны, с которых раздавались странные звонки на протяжении всей операции, которую проводили мошенники. Список состоял почти из двадцати номеров.
Корреспондент НГС перезвонил на каждый: дозвониться ни до кого не удалось. Почти везде после набора номера шли короткие гудки так было постоянно или просто наступала тишина. Один из номеров, с которого шли звонки мошенников, действительно принадлежал УФСБ по Томской области. Ранее корреспонденту НГС работник спецслужб рассказывал, что мошенники пользуются специальной программой, которая позволяют при звонке менять номер телефона на любой другой. Потерпевшая женщина подала заявление в полицию. По ее словам, уголовное дело уже возбудили. Статью она уточнить не смогла. Корреспондент НГС отправил запрос в полицию, но за определенный законом недельный срок редакция ответ не получила.
Список телефонов, с которых шло общение со Светланой Ивановой Источник: Светлана Иванова Почему в ВТБ дали миллион, несмотря на многочисленные кредиты Общая сумма денег, которую мошенникам удалось вытянуть с жертвы за восемь дней, — около 3,2 миллиона рублей. Здесь и кредиты, которая она оформляла в банках, и месячная зарплата, и деньги родственников с коллегой. Пока Светлана не представляет, как будет справляться с ситуацией: чтобы законно не платить проценты банкам, надо подавать на банкротство, а у женщины еще не оплаченная до конца ипотека — осталось около 600 тысяч рублей. А пока получается, что ежемесячно по процентам Ивановой надо платить около 100 тысяч рублей. При ежемесячном доходе в пределах 30 тысяч. В профсоюзе на работе ей пообещали рассмотреть вопрос о выделении матпомощи в 5000 рублей. Светлана Иванова уже предупредила банки о том, что попалась на обман мошенников. Небольшие долги перед микрофинансовыми организациями — там женщине дали всего около 60 тысяч — помогла погасить племянница.
Корреспондент НГС отправил запрос в Банк ВТБ, где обманутой выдали наличными миллион рублей, с просьбой пояснить, почему информация о двух незакрытых старых кредитах и взятых накануне 500 тысячах не остановила оформление нового займа. В ВТБ рассказали, что всегда рекомендуют своим клиентам внимательно относиться к подозрительным телефонным звонкам и перезванивать в банк при любом подозрении. На основе всех этих данных рассчитывается кредитный лимит заемщика и возможность предоставить ему заемные средства, — прокомментировали запрос в пресс-службе Банка ВТБ. Вроде считала себя неглупым человеком. Я не знаю, что со мной было, какое помутнение в мозгу случилось. Но психологи они конкретные: у них так хорошо развита речь, всё грамотно, всё четко, со знанием вот этого финансового банковского дела, хорошо владеют этими терминами… Мне сказали следовать неукоснительно указаниям Антипова, и я и следовала. О последствиях не думалось вообще, мысль только одна: следовать указаниям, которые слышу. Я не знаю, что со мной было, — недоуменно замечает женщина.
Психолог Максим Седов объяснил, почему люди в большинстве случаев попадаются и будут попадаться в сети мошенников. Есть такой способ.
Полиция дотянулась до телефонных мошенников
Прошу прощения, что отвлекаю. Можешь тут за Лену проголосовать, пожалуйста? Это моя племянница. У них в балетной школе конкурс проходит, путевка в детский лагерь на кону.
Немного голосов не хватает до победы». И ниже — подозрительная ссылка на сайт с «голосованием». Перейдя по ней, человек дает преступнику доступ к своей учетной записи.
Уже неделю людям массово приходят одинаковые сообщения Источник: читатели V1. RU Сначала у пользователя действительно высвечивается какое-то голосование, но затем сразу же происходит переход на новый ресурс с непонятным содержанием. И даже если закрыть эту страницу, уберечь себя от взлома уже не выйдет.
Так мошенник получает в распоряжение целый аккаунт со всеми переписками и возможностью распространять вредоносное сообщение с номера телефона жертвы. Большинство из нас не заметили бы ничего подозрительного в просьбе знакомого о помощи. Так и волгоградка Ирина сразу откликнулась на сообщение, не догадываясь, к чему приведут ее добрые намерения.
Я зашла в архив и увидела сотни этих сообщений, которые якобы я отправила.
Они пришли в бешенство из-за схемы старушки. Она не просто не позволила себя обмануть, но и привела в бешенство собственной схемой опытных злоумышленников.
Аферисты позвонили 70-летней преподавательнице иностранных языков, голос в трубке представился сотрудником банка. Используя один из наиболее популярных у «коллег» алгоритмов, преступник сообщил женщине, что ее счет пытаются взломать, и все деньги в большой опасности.
Когда чиновница в 2023 г находилась в отпуске, ей в мессенджер пришло смс от имени помощника одного из зампредов правительства РФ с просьбой перезвонить. Продолжение здесь. Они рассказали женщине о большой утечке из банков и напугали её обнулением счетов.
Они убедили её перевести около 1 000 000 рублей на карту и заложить авто Mazda в ломбард. Вскоре Ольге позвонил некий Игорь Дойников из «московского СК» — он предупредил о мошенниках, пытающихся отнять у неё квартиру, и убедил её набрать микрозаймов с долгами на 1,1 млн рублей и их женщина тоже отправила «следователю». Дойников попросил оформить срочный выкуп квартиры за 9 миллионов. Потом Ольгу потревожил звонок от незнакомки. Она с горечью сообщила о гибели Дойникова при исполнении и ради безопасности попросила экстренно сжечь телефон, два ноутбука, телевизор и даже мультиварку, сняв это на видео.
Ольга действительно развела целый костёр на своём балконе и записала ролик с благодарностями «сотрудникам» за сохранение её имущества. При этом в ролике она должна была поблагодарить Панночку, А. Б Уебок и Игоряшу и передать всем привет от мамонта, что женщина и сделала. Ее убытки составили 11,7 млн. Директора департамента Минфина РФ обманули на 3,8 млн рублей В марте 2023 г стало известно, что 60-летнему Владимиру Штопу, который возглавляет административный департамент в Минфине, позвонили с неизвестного номера.
Мужчина представился "сотрудником ВТБ Артёмом Науменко" и заявил, что кто-то с помощью доверенности чиновника прямо сейчас пытается получить кредит на его имя. Нужно срочно перевести деньги на безопасный счёт. Штоп поехал в ГУМ на Красной площади до банкомата и снял 3,8 миллиона рублей в разных отделениях, через терминал перевёл их на три неизвестные карты и только потом понял, что стал жертвой мошенников. Полиция проводит проверку, пишет Shot. Мошенники украли 3 млн рублей у известного математика с помощью фальшивой подписи Набиуллиной В марте 2023 г стало известно.
Чтобы ещё больше убедить пенсионера мошенники на следующий день прислали к нему курьера с поддельными документами, заверенными печатями и подписью главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Дальше злоумышленники в течение двух недель выманили у известного ученого 3 миллиона рублей. Экс-замминистра обороны РФ обманули почти на два миллиона рублей До 2001 года Николай Михайлов занимал должность первого замминистра обороны ПФ, а после ухода со службы вошёл в совет директоров АФК «Система». Под чутким контролем мошенников Михайлов сходил в отделение банка, снял 1,9 млн рублей и перечислил их на специально оформленный резервный счёт, пишет Baza. Что ещё хуже — тоже самое случилось с его женой, и теперь супружеской паре грозит уголовное дело и большой тюремный срок.
После «сотрудника ЦБ» Артёму позвонил «сотрудник ФСБ» и уговорил мужчину взять несколько кредитов и установить на телефон программу удалённого доступа. За несколько дней инспектор перевёл преступникам 1 300 000 рублей. Только уже после, когда «фсбшники и банкстеры» начали уговаривать Артёма взять новый кредит, чтобы избежать уголовного дела, он обо всё догадался и пошёл в полицию, пишет Baza в феврале 2023 г. У москвички украли браслет Bulgari за 500 тысяч рублей, подделав голос подруги по телефону В конце января 2023 года стало известно о том, что мошенники, используя передовые цифровые технологии, смогли похитить браслет Bulgari стоимостью полмиллиона рублей у студентки из Москвы. Сообщается, что 23-летняя Станислава заказала украшение с природными бриллиантами из Дубая , заплатив за него 430 тыс.
Но носить браслет по какой-то причине девушка не стала и решила выставить его на продажу на сайте объявлений за 500 тыс. С ней связался покупатель, сообщивший, что готов приобрести изделие. По итогам переговоров мужчина отправил за покупкой своего водителя, пообещав перевести деньги на банковскую карту. Когда машина подъехала в условленное место, покупатель заявил, что при переводе средств возникают ошибки и предложил отправить деньги на карту знакомой Станиславы. Девушка согласилась, предупредила подругу и дала её номер телефона мужчине.
Вскоре после этого знакомая перезвонила Станиславе, сообщив, что деньги поступили. Девушка отдала браслет, а через час выяснилось, что перевод осуществлён не был. В данной схеме обмана злоумышленники использовали сразу две ИТ-технологии. Одна из них — подмена мобильного номера: поступивший Станиславе звонок выглядел так, будто действительно совершается с телефона знакомой. Кроме того, мошенники воспользовались системой имитации чужого голоса наподобие инструмента Microsoft VALL-E на основе нейросети.
Именно это и ввело девушку в заблуждение. По всей видимости, злоумышленникам удалось получить образцы голоса подруги Станиславы во время переговоров по вопросу номера банковской карты для перевода денежных средств. Эксперты уже неоднократно предупреждали, что алгоритмы на основе искусственного интеллекта для имитации голоса могут стать оружием в руках злоумышленников. Например, VALL-E способен воссоздавать голос человека на основе образца речи продолжительностью всего три секунды. Он сообщил, что на его счёт с накоплениями покушаются мошенники и убедил перевести их на другие реквизиты, чтобы спасти средства.
Так пенсионер лишился 690 000 рублей. Через несколько дней с дедушкой связался якобы полковник полиции и сообщил, что мошенники продали его квартиру. Затем ему набрал «юрист ЦБ РФ » и объяснил, что квартиру нужно продать, чтобы выкупить её обратно на вырученные деньги. Пенсионер подписал документы о продаже, снял деньги и отправил их мошенникам. Так под самый Новый год пожилой москвич остался без жилья.
Мошенники трижды обманули пенсионерку и получили более полутора миллионов рублей её мобилизованного сына Начальник полиции Северного округа Москвы устроил разнос подчинённым из-за пенсионерки. Мошенники трижды обманули её и получили более полутора миллионов рублей её мобилизованного сына пишет Baza. Наказать за это хотят полицейского — потому что тот якобы плохо объяснил женщине методы преступников. Первый раз 72-летней Надежде Салваровне из Москвы позвонили в мае. Тогда неизвестный представился правоохранителем и убедительно попросил перевести 20 тысяч.
Женщина так и сделала, а потом поняла, что её обманули, и обратилась в полицию — там приняли заявление и порекомендовали никому больше деньги не отправлять. Однако история повторилась в середине декабря, когда Надежде Салваровне позвонил некий «сотрудник безопасности» банка и предложил скачать на телефон специальное приложение для защиты денег. Заодно Надежда Салваровна решила защитить накопления и мобилизованного сына, установив программу и на его телефон. В итоге женщина обнаружила, что со счёта мужчины пропали 197 тысяч рублей.
Одним совсем не прекрасным утром я позвонил тестю, по какому-то, не особо важному, делу, но его телефон был занят. Я перезвонил через полчаса — по-прежнему было занято. Тесть бывший военный, говорит по телефону всегда максимально коротко, и мне сразу стало понятно, что что-то случилось. Я позвонил на телефон тещи и из трубки полились бессвязный поток слов и всхлипы. По первым же словам сразу стало понятно, что произошло — «служба безопасности… счет скомпрометирован… сняли деньги… понес в банкомат, класть на секретный счет…» Я попытался спасти ситуацию — перебил ее бред, сказал, что это мошенники и чтобы она остановила тестя, любым способом — почему-то мне на ум не пришло ничего умнее, чем предложить облить его водой. Мне казалось, что под воздействием НЛП мошенников люди становятся словно зомбированными и если их облить холодной водой — это позволит привести их в чувство. Но ничего не получилось. Тещу заклинило на одной фразе — «Он меня не слушает…», которую она повторяла в ответ на все мои слова. Я не сразу, через пару минут только, сообразил, что у нее истерика и она меня совсем не слышит. Она очень властный человек, тесть без ее указаний, обычно, никаких серьезных решений не принимает, тем более об операции с крупной суммой денег и эта ее фраза была совершенно неестественной, надо было мне понять быстрее, что она не в адеквате, но я тоже был на стрессе. Прекратив бесполезный разговор, я велел жене набрать теще и попытаться что-нибудь ей втолковать ничего у нее, конечно, не вышло , а сам прыгнул в машину и поехал к ним, в тщетной надежде успеть помешать тестю перевести деньги мошенникам, но, к сожалению, не успел.
Какие вступительные фразы обычно используют мошенники?
- «Похищенный» номер и списанные деньги: как защититься от телефонных мошенников
- Телефонные мошенники: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу
- Россиян предупредили об уловке с сим-картой - 31.08.2023, ПРАЙМ
- Как мошенники выбирают жертву
- Кого чаще всего разводят по телефону: разговор с мошенником
- Ключевой вопрос: на чем они ловят?
Как вас могут пытаться «развести» по телефону – истории читателей
это лохи, рассчитывающие поймать в свои сети дураков. Намедни моих тестя и тещу телефонные мошенники развели на 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей. Мошенники звонят уже состоявшимся жертвам телефонных разводов и представляются юристами.
«Благодарите и вешайте трубку»: полиция рассказала о новой схеме телефонных мошенничеств
Несколько дней подряд Нина Яковлевна ездила по разным отделениям банка и осуществляла переводы под руководством незнакомца в трубке. Только лишившись крупной суммы женщина поняла, что стала жертвой мошенников и отправилась в полицию. Сумма ущерба 3 316 000 рублей», — рассказал собеседник агентства. Сейчас по заявлению женщины проводят проверку. Он сам обратился к администратору канала в Telegram и объяснил, что готов инвестировать 30 000 рублей.
Когда пострадавший пытается вывести свой «заработок», это уже невозможно.
Любые предложения о быстром и высоком доходе должны вас насторожить. Также не стоит соглашаться на просьбы установить на смартфон или компьютер неизвестные программы или приложения, предложения взять кредит или продать имущество для быстрого заработка. Пожалуйста, игнорируйте подобные приложения. Звонят из «службы безопасности банка» Схема. Человеку сообщают, что кто-то пытается сменить номер телефона, прикрепленный к его банковской карте, а для этого необходимо установить двухфазную защиту.
При этом средства переводить не просят. Заканчивается это установкой на смартфон жертвы вредоносного приложения для удаленного доступа к устройству. После этого мошенник получает доступ к мобильному приложению банка и может совершать переводы. Но она только отмахнулась. Тогда я стала прислушиваться к ее ответам и окончательно убедилась, что мой близкий человек разговаривает с мошенником.
Мама была будто под гипнозом, довольно агрессивно отвечала, чтобы я не вмешивалась». В какой-то момент собеседница потребовала у Вериной мамы, чтобы она сфотографировала дочь. Вера отказалась, а ее мама в слезах бросилась к ней: «На меня оформляют кредиты, а ты не хочешь помочь?! Девушка хорошо поставленным голосом заявила, что пытается защитить средства моей мамы, но она должна убедиться, что я не мошенница, потому что я влезла в их разговор, а это противозаконно, — продолжает Вера. Там уже настоящий сотрудник объяснил маме, что она говорила с мошенником».
На телефон Вериной мамы уже установили приложение для удаленного доступа. Пришлось обновлять устройство до заводских настроек. Откуда бы вам ни звонили, всегда кладите трубку и перезванивайте сами по номеру, указанному на официальном сайте организации. Механизмы, по которым действуют мошенники, общечеловеческие и основаны на нашем свойстве принятия решений в условиях неопределенности. Как правило, нас ставят в ситуацию, когда нагнетается значимость какого-либо решения: «У вас прямо сейчас отбирают деньги», «в отношении вас возбуждают уголовное дело», «ваш родственник в беде».
Требуют быстро принять решение. И значимость его всячески нагнетается. Как правило, через страх. Жертве говорят, что что-то плохое произойдет. Это общая особенность человеческой психики, ею пользуются не только мошенники, но и маркетологи.
Уловки типа «скидки вот-вот закончатся, спешите, последние распродажи, только сейчас». Здесь положительный стимул работает скорее на жадность и желание что-то получить. Всем известно, что такие распродажи устраивают, чтобы люди покупали гораздо больше, чем планировали, или покупали что-то ненужное. В ситуации, когда человеку нужно быстро принять значимое решение, он теряется и склонен выбирать первое попавшееся. И тут срабатывает вторая часть мошеннической схемы — человеку каждый раз подкидывают готовое решение.
То есть сначала нагнетают и запугивают — «никому не говорите», «не перезванивайте», «прямо сейчас деньги снимайте». Ждать нельзя, все надо делать срочно. Вышибли из нормального привычного состояния, а потом делают, что хотят. В сумеречном искаженном состоянии человек готов хвататься за любое готовое решение. Мошенник говорит — сообщи нам код, приложи карточку, то есть дает простые понятные инструкции в стрессовой ситуации, это срабатывает.
Эффект усиливается тем, что информация исходит якобы от авторитетного источника — сотрудника банка, следователя, прокуратуры, то есть от служб, которым люди склонны доверять.
С его помощью, конечно. Но «жертва» оказалась не так легковерна. Зная, что у нее на счету всего 50 рублей, пенсионерка решила пошутить и немного заработать. Она сказала собеседнику, что вот-вот звонок прервется из-за нехватки денег на мобильном балансе.
Сергей Голованов главный эксперт «Лаборатории Касперского» Потенциальный «нулевой этап». Схема стала актуальной в том числе на фоне общего роста количества фишинговых атак на Telegram в конце прошлого года и весной — летом этого, в результате которых мошенники крадут аккаунты пользователей.
На них людей обычно просят ввести номер телефона, код подтверждения или навести камеру на QR-код — именно эти данные и нужны злоумышленникам для кражи аккаунта. Полученный доступ к аккаунтам злоумышленники могут затем использовать для различных целей, в том числе чтобы красть конфиденциальные данные, шантажировать и рассылать мошеннические сообщения. Резкий рост таких атак начался в мае — тогда количество атак увеличилось больше чем в два раза», — комментирует Ольга Свистунова, старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского». Как защититься Есть несколько рекомендаций. Следуйте им, чтобы обезопасить себя, свои данные, деньги и гаджеты: сохраняйте бдительность при любых звонках и сообщениях, даже от знакомых: если есть сомнение, лучше перепроверить и уточнить по другому каналу связи; никому не сообщайте данные из СМС и push-уведомлений; для защиты от телефонного мошенничества и спама используйте специальные решения, которые подскажут, что входящий вызов — нежелательный; для защиты аккаунта в Telegram: настройте двухфакторную аутентификацию и установите решение с защитой от перехода по фишинговым ссылкам; если у вас украли аккаунт, стоит восстановить его, чтобы им не смогли воспользоваться злоумышленники против ваших знакомых.
Новые виды телефонных разводов и как с ними бороться
«Звонари» по телефону «работают» с жертвой на первом этапе преступления. Телефонные мошенники стали использовать новый способ обмана россиян. Мошенники держали Ольгу на телефоне безотрывно: она не могла кому-то позвонить или просто выключить звук. «У вас тупеньких много»: телефонный мошенник с Украины рассказал журналистке, как разводит россиян. Мошенники рассчитывают, что человек забеспокоится, позвонит по указанному телефону, и ему навяжут замену счётчиков, хотя такой нужды ещё нет. Как правило, выясняется, что звонили мошенники и с вашим счетом или номером телефона все в порядке.
«Благодарите и вешайте трубку»: полиция рассказала о новой схеме телефонных мошенничеств
Криминал - 29 февраля 2024 - Новости Новосибирска - Последние две недели большинство жителей страны столкнулось с новым видом телефонного мошенничества. Мошенники разработали новую двухэтапную схему обмана россиян, сообщили Сравни в ВТБ. Аферисты опробовали новый способ «развода» россиян по телефону.
Мошенники развели 30-летнюю геймершу
Это из банка вас беспокоят. Хотим утонить, есть ли у вас застрахованные средства? Вообще не подумала [бросить трубку] — настолько обходительно общались, данные мои назвали. Сомнений не возникло. Спросили о наличии счетов, я сказала, что есть. Потом спросили, пользуюсь ли я картой, — ответила «нет». Тогда девушка сообщила, что на мое имя оформили кредитную карту на 250 тысяч рублей. Я запаниковала, говорила, что ничего не оформляла. Меня успокаивали.
Представились криминальной службой банка, рассказали, что расследуют уголовное дело, ищут подозреваемых среди персонала банка и им нужно мое содействие. Я поверила. Дальше предупредили, что позвонят из полиции. Через несколько минут новый номер, человек представился каким-то начальником. Сказал, что ведет это дело и ему нужно со мной поговорить. А потом мне сказали, что нужно приехать в главное управление МВД. Я человек ответственный, никому не сказала. Мне снова позвонила девушка, пообещала помочь обезопасить деньги и открыть «сверхзащищенный счет».
Попросили быть на связи, после чего вызвали такси до банка. Нужно было взять там деньги, сообщить об этом, отправиться в банкомат и положить средства на «защищенную карту». Убедили, что помогут ее оформить и что пароль будет только у меня. В банке я сняла два миллиона. Мне продиктовали инструкции по оформлению карты. Всё выполнила: скачала приложение, выпустила карту, деньги положила. Потом девушка спросила о наличии второго счета, а у меня их действительно два, я подтвердила. Снова такси.
Другой банк, где сняла уже четыре миллиона. Такси до банкомата. Снова перезвонили с другого номера — уже был мужчина. Представился и сообщил, что теперь помогать будет он. Сказал, что для страховки нужна другая карта: оформила новую и положила деньги на нее. Если вам позвонили «из банка», кладите трубку. Я попросила его выйти, сказала, что сама разберусь. Видимо, тогда он понял, что происходит.
Как устроено мошенничество: короткая и длинная схемы Все такие истории построены на искусном нагнетании одномоментном или длительном психологического напряжения. Сначала нащупывают слабые места жертвы, а потом начинают одновременно дергать с разных сторон. Если схема рассчитана на кратковременное общение, мошенники действуют с помощью эффекта неожиданности. Человеку сообщают нечто шокирующее и заставляют принять решение как можно скорее. В длинном варианте человека сначала проверят на контактность берет трубку, вежливо общается с «сотрудниками», послушно нажимает цифры в «телефонном опросе». Ищут людей, для которых заведомо неудобно прервать начатый разговор. На связи с несчастной жертвой, сменяя друг друга, беспрерывно будут несколько человек. Жертву будут попеременно пугать, а потом утешать и рассказывать ей о ее важности, в конце концов измотают до «туннельного зрения» и невозможности соображать здраво. На короткие комбинации легче попадаются люди в состоянии «рассеянного внимания» например, если человеку позвонили, когда он был за рулем.
На долгие — люди, испытывающие дефицит общения. Уязвимость не всегда зависит от возраста. За последние пару лет от комбинации, подобной той, что случилась с Лидией Павловной, пострадали и 76-летний профессор РГГУ Игорь Яковенко, и 25-летний архитектор Ирина имя изменено. С профессором мошенники общались два с половиной месяца, в результате он перевел на их счет деньги с нескольких своих вкладов, а также подписал договор купли-продажи московской квартиры и дачи. Ирина перевела мошенникам деньги специально взятого для них кредита, с ней несколько человек, сменяя друг друга, непрерывно разговаривали 8 часов, не позволяя положить трубку даже в туалете. В 72 года он похоронил супругу, продолжал ходить на работу, каждый день по скайпу ему звонили дети. Борис Евгеньевич покупал товары для здоровья в фирме, распространители которой звонили ему по телефону. Дети давно говорили, что цены фирма завышает, в конце концов и сам Борис Евгеньевич решил, что в своих запросах продавцы потеряли скромность. Финальный разговор с ними прошел на повышенных тонах.
Через несколько месяцев Борису Евгеньевичу вновь позвонили якобы из Москвы. Сказали, что на ту фирму заведено дело и очень нужно довести его до конца, чтобы наказать зарвавшихся торговцев. Бориса Евгеньевича попросили перевести 5000 рублей, чтобы оплатить «перевод документов для уголовного дела». Деньги он перевел. Звонки от мошенников продолжались то реже, то чаще. Каждый раз переводам находилось оправдание — на оформление документов, на работу курьеров. Каждый раз оказывалось, что деньги надо перевести именно сегодня, иначе придется все начинать сначала. Однажды Борис Евгеньевич обмолвился об этом коллеге по работе. Коллега позвонил его детям.
Выяснилось, что в общей сложности Борис Евгеньевич перевел мошенникам около полумиллиона рублей — все свои сбережения и наследство жены. Весь масштаб произошедшего Борис Евгеньевич осознал, только когда несколько часов диктовал сотрудникам полиции телефоны, с которых ему звонили, и счета, на которые он переводил деньги.
Есть внутренняя потребность участвовать в каком-то серьезном деле.
Уже большая часть жизни позади, многое сделано, и хочется что-то еще важное успеть сделать, — говорит директор инновационного центра когнитивных технологий Светлана Павлова, — Мошенники часто находят крючок человека, нащупывают какую-то внутреннюю потребность или внутренний страх, при этом сам он, может, и не осознает, что у него есть такой триггер. Злоумышленники постоянно держат связь с жертвой и, возможно, даже дают новые задания. Таким образом держат ее под контролем.
Главный совет психологов — побольше общаться с пожилыми родственниками и говорить, как сильно они вам нужны. Но если кто-то из ваших близких всё же попался на развод и не выходит на связь, нужно как можно быстрее придать это огласке. В поисковом отряде «ЛизаАлерт» уверены, что именно популярность жертвы может сбить все планы мошенникам.
Приходится убеждать близких, что прямо сейчас это необходимо, чтобы помочь их родному человеку, — рассказали в поисковом отряде «ЛизаАлерт». Прочитайте инструкцию E1. RU о том, что делать, если пропал близкий человек.
Мы писали о том, как уберечь своего ребенка от похищения и как научить детей никогда и ни за что не уходить с незнакомцами.
Позвонила в ЦБ, мне дали понять, что это мошенники, и попросили номера телефонов, с которых мне звонили. Потом я позвонила в полицию и спросила, работает ли там такой-то лейтенант, мне сразу с ходу сказали, что мне звонил мошенник. Видимо, я такая звоню не первая. На этом дело не кончилось. Звонит опять мне этот «капитан» и наезжает на меня, что я якобы цирк устроила. Видимо, им уже набрали : А я ведь почти повелась, хотя мне пол-офиса на работе кричали, что это мошенники. Уж очень они убедительны.
Александр Дегтярев Страница автора Скучать не дают. Звонят с завидной регулярностью. Раз в месяц — минимум. А недавно — так просто феерия какая-то! Звонили аж два раза.
Куда жаловаться на телефонных мошенников
Незнакомец представился сотрудником Центрального Банка России. Женщина говорит, что обратила внимание на аватарку с орлом и надписью «Центробанк» разговор происходил по WhatsApp. Мол, знаю ли я такого? Я ответила, что не знаю и насторожилась. У меня два кредита: в Сбербанке, ипотечный, и в ВТБ — потребительский.
Он тогда спросил, а не передавала ли я кому данные своего лицевого счета, на что я ответила, что ничего никому никогда не передавала. А он говорит, мол, подождите, сейчас с вами свяжется ведущий специалист Центрального банка, расскажет, как вам надо дальше поступать, — рассказывает корреспонденту НГС Светлана. И также стал пугать женщину мошенниками из банков, мол, якобы на нее через Новикова в «Альфа-Банке» оформлен какой-то денежный перевод, а потом еще огорошил, что с Ивановой будет говорить сотрудник ФСБ. Буквально же сразу перезванивают, и мужчина говорит таким ровным, спокойным голосом, поставленным.
И так как у Ивановой — подобная ситуация, то Савченко просит помочь ее отследить мошенников. Сама Иванова, мол, платить по этим кредитам не будет, надо лишь придерживаться четкой инструкции сотрудника ЦБ. Вот чтобы этого не произошло, вы деньги снимите и тут же сразу их переведете на банковские ячейки ВТБ. Номера ячеек я вам буду говорить».
Я собралась и пошла, — рассказывает Иванова. Мошенники отправили женщину к ближайшему банкомату. Она сняла там 500 тысяч рублей и внесла их через другой банкомат на указанные «банковские ячейки». Перед этим Иванова через «банк-онлайн» оформила на себя в ВТБ кредит на эту сумму.
Что все телефоны будут прослушиваться и надо оставаться на связи: телефон должен быть всегда включен, — вспоминает обманутая женщина. Потом в разговоре с корреспондентом НГС она не смогла объяснить логику: зачем нужно было оформлять новый кредит и с него снимать деньги, если мошенники, как ее убеждали, кредиты на нее уже оформили. Вопросы звонившим женщина тоже не задавала: ее же предупредил «майор ФСБ» строго выполнять все указания. И вот до такой степени они мозги мне запудрили, что я купилась.
Жила бы с кем-нибудь, спросили бы, куда я пошла на ночь глядя, какие кредиты, какие деньги? В какой-то момент телефон у женщины сел, и она пошла домой его заряжать, а после снова отправилась к банкомату переводить остатки денег на указанные номера — то ли непонятных «ячеек», то ли на банковские карты, то ли на Qiwi-кошельки. Все деньги Иванова переводила маленькими суммами — по 10—15 тысяч рублей. Основное общение с лжесотрудниками Центробанка шло по этому телефонному номеру Источник: предоставила Светлана Иванова Обман длиною в восемь дней Участие женщины в «спецоперации ФСБ и Центробанка» в тот вечер не закончилось.
Освободилась Светлана Иванова только в районе шести утра, внеся на указанные счета более 400 тысяч рублей, которые до этого получила по оформленному онлайн-кредиту. Через несколько часов мошенники снова позвонили Ивановой и отправили ее и дальше оформлять на себя кредиты, получать деньги и переводить их «для сохранности» на какие-то счета. В очередной раз звонившие поручили ей взять кредит через онлайн-банк в Сбербанке, получить деньги в офисе и внести их на указанные счета. Таким образом женщина рассталась еще с 200 тысячами рублей.
Заканчивала вносить эти деньги она уже через банкомат банка «Открытие» на Qiwi-кошелек. Выполняла все указания: сказали идти туда — иду туда. А почему — не задавала вопросы, — рассказала женщина. Причем, по ее словам, в каждом отделении банка женщина честно рассказывала обо всех оформленных ранее кредитах, в том числе и самых старых — ипотечном и потребительском, и сообщала каждому банковскому работнику, что живет только на зарплату в 30—35 тысяч рублей.
Однако к делу подключились директора ПНИ, которые привели пострадавших в полицию, убедили полицейских завести уголовное дело, привлекли к расследованию профессионального адвоката. Полиция по номеру счета установила личность преступника. На допросе, чтобы уменьшить тюремный срок, он сознался в содеянном и добровольно вернул деньги потерпевшим. Такая простая цепочка действий преступника — редкое исключение. Чаще всего со счета, куда их перевела жертва, деньги потом перебрасывают несколько раз и нет никакой возможности отследить финального бенефициара. Что касается взятых по наущению мошенников займов, то даже если удастся доказать, что конкретный кредит был взят под давлением, это помогает только от процентов и штрафных санкций.
Если сумма долга превышает 500 000 рублей, Екатерина Великопольская рекомендует прибегнуть к процедуре банкротства. Она происходит в арбитражном суде. Как минимум, не стоит обращаться к юристам, которые обещают «вернуть все». Выплачивать долг банку, если был взят кредит, все равно придется, но грамотный юрист поможет установить приемлемый размер выплат. Но если пустить вопрос на самотек, с большой вероятностью банк будет автоматически списывать с карточки всю поступающую пенсию». Деменция помогает мошенникам «В отличие от деменции по типу Альцгеймера, которая проявляется нарушениями памяти, существует так называемая лобная симптоматика, — рассказывает психиатр Григорий Горшунин.
Память, интеллект и ориентация в пространстве при этом не страдают, но вот способность критически воспринимать ситуацию уменьшается из-за органических изменений». Такой человек может, например, договориться с родными в субботу утром поехать на дачу, а потом прийти к ним в пятницу вечером и сказать: «Я что-то подумал, а поехали сейчас? Такое настроение расслабленного благодушия — тоже один из вариантов начала деменции. Человек в нем просто выключен на восприятие сложных процессов, ему захотелось сделать нечто — и он делает. По той же схеме он общается с мошенниками: есть конкретное действие, которое его сейчас попросили сделать, остального контекста для него в этот момент просто не существует. Психиатр Горшунин утверждает: если процесс когнитивных изменений начался, совершенно неважно, что пациент в прошлом — кандидат наук и научный сотрудник, на картину болезни это в данном случае не влияет.
Человека, уже страдающего когнитивными дефицитами, гораздо легче ввести в состояние тревоги, причем тревога в этом случае может приводить даже к дезориентации. Еще одна причина уязвимости пожилых — многие в старости испытывают дефицит общения. Одинокому человеку звонит некто и начинает общаться с ним спокойным лучше женским голосом, спрашивать о здоровье, сочувствовать. Человек очарован, он начинает очень ценить позвонившего и старается по возможности продолжить контакт. Еще один фактор риска: родственники жертв отмечают, что неприятность случилась с их родителями после некоего травмирующего происшествия. Лидия Павловна из нашей первой истории незадолго до столкновения с мошенниками лежала в больнице, профессор Яковенко болел ковидом, Борис Евгеньевич похоронил жену.
Лучше бы в детский дом перевел, или вот у тебя внучка. Больше разговоров о произошедшем в семье не было. Борис Евгеньевич вышел на работу, а дома играл с внучкой. Но через несколько дней позвонили журналисты местного телевидения и предложили сделать «очень поучительный репортаж, чтобы предостеречь других». Борис Евгеньевич посоветовался с дочерью и решил с журналистами пообщаться.
Разговорившийся мошенник признался, что «средний чек» операций составляет порядка 100 тысяч рублей.
Удивила меня и целевая аудитория жуликов. Оказывается, мошенники редко звонят пожилым людям. По словам Артема, им долго и сложно объяснять смысл схемы. Гораздо привлекательнее звонить госслужащим, бюджетникам и сотрудникам силового блока. Идеальные для нас кандидаты», — заключил собеседник. Напоследок я решил спросить, не мучает ли его совесть, когда он обманывает ни в чем не повинных людей и отнимает последние деньги.
На это липовый сотрудник безопасности ответил очередной красноречивой фразой: «Лох не вымрет, он не мамонт». Как разговаривать с мошенниками В разговоре с мошенниками я никогда не использую слова «да», «нет» и не называю свои настоящие данные. От вопросов, которые требуют однозначного ответа, ухожу или отвечаю уточняющим вопросом. Мошенники могут записать ваши ответы на диктофон и воспользоваться при общении с роботами — голосовыми помощниками банков.
Таким способом мошенники хотят получить доступ в личный кабинет на сайте оператора связи. При получении доступа устанавливается переадресация сообщений на нужный мошенникам номер. Владелец номера уже ничего не увидит — смс будут приходить на номера мошенников", — рассказали в "Мошеловке". В Банке России в свою очередь напомнили, что летом прошлого года уже предупреждали граждан о звонках злоумышленников под видом сотрудников службы поддержки оператора сотовой связи.