Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы отмечаем «Торжество Православия».
Традиции и приметы на Вербное воскресенье — праздника перед Страстной неделей
Telegram: Contact @nprazdniku | Анонсы Новости Контакты. Расписание богослужений. новости. В первое воскресенье Великого поста епископ Силуан сослужил митрополиту Варсонофию в Казанском соборе. |
Оптина пустынь | «Пятое воскресенье Великого поста: память преподобной Марии Египетской. |
Вход Господень в Иерусалим | 27.04.2024 | Московский Данилов монастырь | Празднование в первое воскресенье поста Торжества Православия имеет сугубо историческую основу. |
Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день | В воскресенье первой великопостной седмицы в России празднуют Торжество православия. |
Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье
А после завершения Собора, в первое воскресенье Великого поста — 19 февраля в 843 году, состоялось особое торжество. Первое воскресенье Великого поста называется неделей торжества Православия. В 2024 году Вербное воскресенье будет отмечаться 28 апреля, перед началом Страстной седмицы, самой тяжелой недели Великого поста. Светлое Христово Воскресение Великий пост и Пасха. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), дня празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Вербное воскресенье в 2024 году — что можно и нельзя делать.
Первая неделя Великого поста
Как правильно подготовиться к Вербному воскресенью: советы и традиции. Если в доме есть животные, лёгкий удар освящённой вербой обеспечит им здоровье на весь год. Что нельзя делать в Вербное воскресенье Запреты и ограничения в Вербное воскресенье: как сохранить гармонию. Избегайте физического труда: в этот день не следует заниматься активными и утомительными делами. Воздерживайтесь от тяжёлой работы в саду, большой уборки в доме или иных действий, требующих значительных усилий. Это время для духовного размышления и молитвы. Не устраивайте шумные сборища: по традиции, Вербное воскресенье — время спокойствия и отдыха.
Избегайте громких вечеринок и массовых мероприятий, которые могут нарушить тихий и мирный порядок этого священного дня. Избегайте конфликтов и споров: старайтесь не вступать в споры и избегайте конфликтных ситуаций.
Однако у вербы есть и другие значения, не менее важные. Прежде всего она считалась в народе символом грядущей весны, а после принятия христианства её веточки стали и предвестниками Пасхи. Также верба считалась целебным растением — в праздник было принято легонько бить друг друга вербными прутиками, приговаривая: «Будь здоров, как верба». Освящённые ветви вербы, по поверью, могли ускорить исцеление больного и сберечь детей от сглаза, уберечь близких людей от зла. Впрочем, церковь эти традиции не одобряет и призывает им не следовать. Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье В Вербное воскресенье, помимо посещения храма и освящения вербы, можно помогать тем, кто в этом нуждается, проявлять великодушие. Кроме того, можно собраться после литургии за праздничным столом — разумеется, в рамках послаблений Великого поста. Не возбраняется посетить кладбище, однако специально этого делать не стоит: Вербное воскресенье — всё же день радости, и грустить в это время не надо, визиты на кладбище лучше оставить для поминальных дней.
Запрещается в этот день прежде всего выбрасывать освящённые вербные веточки — прошлогодние нужно или сплавить по реке, или отнести в церковь, или закопать в саду там, где никто не ходит. Кроме того, нельзя желать зла людям, злиться и сквернословить, в целом нельзя думать о плохом. Желательно воздержаться от тяжёлого физического труда, при этом обычные бытовые занятия разрешены. Не стоит устраивать свадьбы — они обычно сопровождаются шумными застольями, а это запрещено в преддверии Страстной седмицы. Приметы на Вербное воскресенье Вербное воскресенье связывали с большим количеством погодных примет. Так, если в этот день ветрено, лето предстоит прохладное, а если ударил мороз — не уродится пшеница. Хорошая же погода, напротив, предрекала хороший урожай. О том же говорили набухшие почки на деревьях и серёжки на берёзах. Если же съесть вербовую почку, это принесёт счастье. Кроме того, если перед тем как подарить в этот день вербовую веточку близкому человеку, трижды коснуться его ею, это принесёт ему счастье и радость в жизни.
Картинки и поздравления на Вербное воскресенье На открытках и картинках, посвящённых Вербному воскресенью, обычно изображают вербовые веточки, а также христианские символы — храмы, кресты, купола. Также можно встретить изображения белых голубей и икон.
Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения.
Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся.
Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол.
Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные.
Возникновение поста[ править править код ] Первые христиане , вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» Мф. Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи [2] , что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху». В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3]. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением.
Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Это первое воскресенье Великого Поста, как вы хорошо знаете, дорогие братья и сестры, называется Неделей (или Воскресением) Торжества Православия. Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года | Новости Гомеля | Первая неделя Великого поста (18−24 марта в 2024 году) посвящена окончательной победе над еретиками-иконоборцами. |
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия | До кончается великого поста ещё долгих шесть недель. |
Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия 2022 г. | Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. |
Вербное воскресенье 2024: история, традиции, суть праздника, что можно и нельзя делать | Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви. |
Великий пост. История и особенности
Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою паки единаго или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех. Молитва священника: Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняяй вся величеством Твоим и содержай силою Твоею! Тебе, Вседаровитому Господу нашему, мы, недостойнии, благодарение приносим, яко не отвращаешися нас беззаконий ради наших, но паче предваряеши ны щедротами Твоими. Ты ко избавлению нашему послал еси Единороднаго Твоего Сына и благовестил безмерное Твое к роду человеческому снизхождение, яко хотением хощеши и ожидаеши, еже обратитися нам к Тебе и спасенным быти. Ты, снизходя к немощи нашего естества, укрепляеши нас всесильною Святаго Твоего Духа благодатию, утешаеши спасительною верою и совершенною надеждою вечных благ и, руководствуя избранных Твоих в горний Сион, соблюдаеши, яко зеницу ока. Исповедуем, Господи, великое Твое и безприкладное человеколюбие и милосердие.
Но видяще многих поползновения, прилежно Тя, Всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие, аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в некиих малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова. Премилосердый и Всесильный, не до конца гневаяйся, Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию; сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати Лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего; подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и о спасении и обращении заблуждающих попечение их духом евангельским раствори, да Тобою вси руководими, достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь, и тамо с лики чистейших Небесных Сил прославим Тебе, Господа нашего, Возглашения диакона: Кто Бог велий, яко Бог наш?
Больше никак. Здесь все серьезно. Человеку нужно быть со Христом. Нельзя грешить и оставаться дома в этот день, - заметил священник. Отец Василий добавил, что впереди православных орловцев ждет много важных богослужений, присутствовать на которых стоит всем без исключения. Это очень ответственный день, когда Бог, который вечен и бессмертен, находится во гробе. В субботу в храме нужно быть всем до единого, потому что в это время каждый человек должен замолчать и прочувствовать нахождение Христа во аде. Что он там делал?
Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью. Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане.
Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа. Для христиан эта пятница всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу вспоминают добровольные и страшные страдания Христа, которые он претерпел за людей.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
В пятое воскресенье Великого поста Церковь чтит память святой, своей жизнью показавшей, что искреннее раскаяние даже великих грешников по милосердию Божьему способно привести к спасению. Формально этот день считается завершением Великого поста, но, поскольку за ним следует Страстная седмица, верующие продолжают придерживаться постного устава. В воскресенье первой великопостной седмицы в России празднуют Торжество православия. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.
Вход Господень в Иерусалим
Вся линейка постной продукции выпускается с благословения челябинской епархии — об этом говорит фирменный стикер на продуктах. В прошедшее воскресение прихожане Храма Святой Троицы смогли приобрести все виды постной продукции «Калинки» сразу после праздничной литургии. Стоит отметить, что спрос на продукцию был очень высокий — буквально за пару часов, все продукты были раскуплены. Постные котлеты от «Калинки» производятся из настоящих овощей, которые на производстве чистят, режут и формуют. А основой патэ является фасоль и гречка. Эти продукты с большим содержанием белка и могут стать постящимся полноценной заменой мясных изделий. Кроме того, это очень вкусно и соответствует по консистенции привычным всем мясным паштетам.
Именно тогда многие люди, узнав о произошедшем, стали христианами и признали Иисуса истинным Мессией. В день, когда Иисус приехал в Иерусалим на молодом осле, его встречали как царя. Большинство увидело в нем освободителя иудейского народа, который положит конец римской тирании. Под ноги Христу они бросали свою одежду и пальмовые листья, которые считались символом победы. Но радость людей длилась недолго, так как ожидания не оправдались. Иисус, Сын Божий, стремился не к земной власти, а к победе над смертью и созданию Царства Небесного. Поэтому очень быстро те, кто еще недавно кричал: "Осанна сыну Давидову! Со временем эта традиция распространилась по другим христианским странам. В России символом праздника стала верба, отсюда и народное название Входа Господня в Иерусалим — Вербное воскресенье. Суть праздника Главное богословское значение Вербного воскресенья заключается в разнице между ожиданиями людей, которые видели в Мессии будущего земного короля, и реальной миссией Иисуса — принести себя в жертву для спасения всех людей от вечной смерти.
И накануне этих дней в лидеры запросов интернета выходят три вопроса: "Когда освящать веточки вербы? Где их освящать? Что делать со святой освященной вербой? А Вербное воскресенье напоминает верующим о торжественном въезде Христа в Иерусалим за шесть дней до иудейской Пасхи, то есть за шесть дней до Его Распятия. Жители Иерусалима встречали Христа в тот день необычайно торжественно, как царя, но то был путь не к царству, а на страдания. Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим предваряет Страстную неделю 29 апреля - 4 мая. Джотто, 1304-1306гг.. Вход Господень в Иерусалим. Джотто ди Бондоне, 1306. Фото: wikipedia. И хотя на календаре все еще Великий пост, в честь этих двух праздничных дней пост отменяется.
Согласно преданию, императрица Феодора, жена Феофила, с детства почитавшая иконы, после смерти мужа через откровение во сне узнала о прощении своего мужа, что в последние минуты своей жизни он раскаялся в своем иконоборчестве. Так закончилась эпоха второго иконоборчества - повторного гонения на иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, завершившегося утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года. Больше года понадобилось императрице Феодоре, чтобы исправить церковную ситуацию в империи - необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика. В марте 843 года новым константинопольским патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На церковном соборе был зачитан и одобрен томос греч. Также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле. После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю: множество участвовавших монахов и мирян, духовенства, провозглашали победу Православия над лжеучением, а несение перед процессией святых икон утверждало догмат об иконопочитании. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя» С тех пор в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия - перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественное поминовение усопших благочестивых поборников Православия - императоров, патриархов; молится Церковь об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей. Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Чем же может быть значим этот праздник лично для каждого из нас? В первые его дни мы говорили каждая седмица поста символична и призвана стать ступенькой духовного восхождения по лестнице Великого поста.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
XI, 6 , должна быть простосердечная. Вера наша должна быть не на словах только, но на деле. Зовет нас ныне Христос; зовет к подражанию подвижникам, увенчанным венцами славы. Подлинное Торжество Православия возможно только тогда, когда Истина пронизывает всю нашу жизнь.
Всех верующих во Христа, хотя и живущих суетной жизнью, Церковь призывает во дни Великого поста к молитвенному общению с Господом, к трудному восхождению в гору, к славе Фаворского света! Другие новости.
И мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. Ну вот мы поговорили о смысле праздника, а вот теперь хотелось бы хотя бы немножко поговорить о смысле чина Торжества Православия. И, конечно, ну, во-первых, надо сказать, что для Православной Руси это довольно позднее приобретение церковной жизни, потому что все-таки это где-то скорее XVII век. Ну по крайней мере в Москве первый печатный вариант этого чина появился при патриархе Никоне, в 1656 году. И, конечно, всех очень интересует смысл вот этого предания анафемам — что это такое? Что такое анафема, в принципе, вообще и почему ей нужно предавать и кого ей нужно предавать? И можно ли из этого списка потом вычеркивать? Вот это, как правило, вопросы, которые часто задаются, в связи с этим праздником. Протоиерей Максим — Вы знаете, люди, начитавшиеся благочестивых рассказов, ждут некоторые, которые еще не знают, только воцерковляются: вот сейчас я приду на чин Торжества Православия и услышу, как протодиакон возглашает анафему. Ничего подобного вы не услышите. Дело в том, что в современной церковной практике анафема не возглашается. Я, например, ни разу не слышал на чине Торжества Православия возглашения анафемы, ну то есть в тех чинах, которые публикуются сейчас, ее просто нет. Вообще анафема — это отлучение от Церкви, это свидетельство о том, что данное учение — это не обязательно анафема кому-то это может быть анафема чему-то, например там арианской ереси или ну это может быть и анафема кому-то — например, одно время там возглашалась анафема Мазепе... Борисова — И Григорию Отрепьеву. Протоиерей Максим — Или Григорию Отрепьеву, да. Даже не поймешь, то ли церковные, то ли политические деяния, что тоже впоследствии, еще в дореволюционные времена было отменено. Борисова — Ну я вот просто нашла в словаре толкование: анафема — то что предано на окончательный суд Божий и о чем или о ком Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. То есть, в принципе, это просто констатация того, что этот человек или там какое-то явление выпадает из области попечения Церкви. Протоиерей Максим — Ну в связи с отлучением наиболее известным и шумным последних веков от Церкви Льва Николаевича Толстого, было достаточно много на эту тему сказано и написано, что это не то что тебя куда-то посылают, это не то что тебе зла желают — речь идет не об этом. Когда Церковь заявляет публично о том, что кто-то или что-то отлучено от Церкви — это лишь свидетельство того, что данное учение, например, оно нецерковное. Напомню, что тот же Лев Николаевич Толстой, он создал свое Евангелие, свое понимание. И многие люди увлекались именно вот этим: вот оно, настоящее христианство, говорили некоторые люди, наконец-то истинное христианство восторжествовало, оно оказалось очищено от древних заблуждений. И вот на этом фоне Церкви очень важно было высказаться, что нет, это не христианство, это не церковное учение. Вот именно по этой схеме и происходило анафематствование. Вот, допустим, собор разбирался, долго разбирался и отложил разбирательство. Потом собрался опять, и наконец отцы собора пришли к какому-то, допустим, единому мнению. И, по сути, анафема является оборотной стороной положительного учения. Допустим, формулируется Символ веры и анафематствуются другие формулировки. Вот именно таким образом это и устроено. Борисова — Но первое воскресенье Великого поста дарит нам еще одну богослужебную особенность, поскольку по воскресеньям с первую по пятую неделю Великого поста служится литургия Василия Великого, а не привычная нам литургия Иоанна Златоуста. Собственно она вообще, литургия Василия Великого, совершатся десять раз в году: то есть в Рождественский и Крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья вот Великого поста и также в Великий Четверг и Великую Субботу. Что такое в ней особенного? Потому что для современного мирянина, который стоит в храме, главное отличие в том, что вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется», и во время Евхаристического канона поют очень долго. А самое важное, вот о чем говорят все, кто вобще рассуждает на эту тему, собственно, сами Евхаристические молитвы, которые кардинально отличаются в этих двух... Протоиерей Максим — Нет, я вас прерву, не кардинально отличаются, иначе это была бы вообще не наша литургия. Борисова — Ну сильно отличаются. Протоиерей Максим — Они более пространные. Они не сильно отличаются, их смысл вообще, в общем, тот же. Дело в том, что Иоанн Златоуст, по церковному преданию по крайней мере, поскольку литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежала к одной литургической традиции, потому что мы, например, знаем, что литургия апостола Иакова — это другая литургическая традиция, а это одна литургическая традиция. Соответственно, молитвы Евхаристии, ну и некоторые другие, не только Евхаристические молитвы, в литургии Василия Великого, они более пространные, более подробные. И поскольку в древности эти молитвы читались громогласно, вслух, то литургия Василия Великого могла продолжаться там шесть часов. Естественно, для служения ежевоскресной литургии это было слишком долго. И Иоанн Златоуст, по сути дела, приспособил литургию Василия Великого, сократив, может быть, перефразировав какое-то моменты для ускоренного ее служения, и при чтении вслух молитв литургии Иоанна Златоуста, она занимала там не шесть часов, а три. Борисова — А почему тогда так часто сегодня приходится слышать от священнослужителей, что вот хорошо бы хотя бы найти в интернете текст Евхаристических молитв литургии Василия Великого и хотя бы их прочитать перед тем, как идти на службу и постараться как бы осознать? Протоиерей Максим — Ну тут ведь все зависит от запроса, что называется, самого человека. Ну с моей точки зрения это очень важно, чтобы не только священнослужители или находящиеся в алтаре слышали эти молитвы. А ведь есть священники, которые читают эти молитвы не только вслух молящихся в храме, но и читают их просто про себя. То есть вот иногда приходится наблюдать — это такая ну для меня старая традиция, когда хор поет, соответственно, «Достойно и праведно есть», а священники стоят вокруг престола, каждый уткнувшись в свой служебник и каждый про себя чего-то читает. Ну это в настоящее время, ну по крайней мере там, где я бываю, это уже достаточно редкая традиция. Все-таки предстоятель читает молитвы вслух молящихся в алтаре, и эти молитвы слышат и окружающие престол служители, и алтарники, и находящиеся в храме. Ну например, в нашем храме стоит микрофон, и параллельно, соответственно, с пением — я не уверен, что это как бы абсолютно лучший способ, но для нас он сейчас является все-таки оптимальным, чтобы и не затягивать чрезмерно богослужение, а вместе с тем чтобы люди, которые готовы прислушаться не к дивному пению нашего замечательного хора, а к смыслу читаемых молитв, они могут это сделать, находясь в любом месте храма, не только теснясь поближе к алтарю. А поскольку колонки расположены так, что в любом месте храма можно слышать эти молитвы, то люди слышат эти молитвы. Но вы знаете, вот как-то выделять именно... Понятно, что эти молитвы, ну они поскольку более обширные, мы можем увидеть больше смысла, не прибегая к дополнительному толкованию. Но молитвы Евхаристические из литургии Иоанна Златоуста не менее важны и не менее красивы, они более лаконичны, более сжаты. Но, если вы хотите сознательно участвовать в Евхаристии, конечно, с этими молитвами надо ознакомиться. И если вам это важно, если вы это так чувствуете, то посещайте тот храм, где вы можете эти молитвы услышать. Есть храмы, где хор быстро спел — вот вы говорите, хор протяжно поет «Достойно есть», а есть храмы, где хор быстренько спел «Достойно есть», а потом священник читает эти молитвы просто вслух. И поэтому то же самое, что и во время пения «О Тебе радуется». Меня очень вдохновляют, конечно, молитвы из литургии Василия Великого, где, собственно, этот отрывок заканчивается возгласом священника: «И о всех и за вся», вот во время пения на Златоуста литургии «Достойно есть». А на литургии Василия Великого — «О Тебе радуется» — священник молится о всех. И вот это упоминание самых разных людей, находящихся в самых разных обстояниях жизни, оно, конечно, настолько как бы красивое и пространное в литургии Василия Великого, что жаль, что люди его не слышат. Борисова — В эфире радио «Вера» программа «Седмица». Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь. Борисова — Еще раз здравствуйте, дорогие друзья, в эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. Ну поскольку я вас только что представила нашим радиослушателям, они поймут, почему для вас день, с которого начинается следующая неделя, очень важен — это день памяти Сорока мучеников Севастийских. Протоиерей Максим — Да, я служу в храме Сорока Севастийских мучеников с момента его передачи Церкви в 94-м году, то есть, получается, уже более 25 лет. Борисова — Я думаю, что большинство наших радиослушателей хотя бы вкратце знают житие этих мучеников. Вот почему их пример настолько запал?
После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий пальмовых ветвей и верб называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. Кондак, глас 6-й : «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи.
Воскресенье, 5 марта 2023 года: что будет в храме?
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви.
На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году
- Вербное воскресенье 2024. Как в России празднуют Вход Господень в Иерусалим
- Вербное воскресенье 2024: в чем суть праздника, что можно и нельзя делать | STARHIT
- Сырная седмица (Масленица)
- В чем суть праздника Вербное воскресенье
- Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье
Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста
В пятницу, 22 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону , которая соединяется с Литургией Преждеосвященных даров. В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо блюдо из злаков, изюма и меда в конце молебна. В субботу первой седмицы, 23 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста. Первое воскресенье Великого поста, 24 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь. Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия. Также в этот день многие верующие причащаются Святых Христовых Таин, готовясь к этому всю предшествующую неделю. Желаем Божией помощи и сил на предстоящую первую седмицу Великого поста!
Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются.
Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств».
И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты.
Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями.
Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество.
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? Песнопения первого воскресенья Великого поста Одно из главных — прокимен, который диакон несколько раз возглашает «возвышенным гласом». В нем — основная тема Чина, прославление благости и величия Господа, сохраняющего Своих чад в правой вере среди всех мирских бурь.
Икона праздника Ее основные черты сложились к XIVв. Тем не менее, на иконах можно видеть именно историческое событие, легшее в основу Чина Торжества Православия. Образ делится как бы на две части: в верхней — царица Феодора и свт. Мефодий, предстоящие образу Богородицы с Младенцем; рядом с ними — великие отцы, утверждавшие почитание икон, например, прп. Феодор Студит; внизу — еще один образ, икона Христа, которую держат прп. Феодор и Феофан Начертанные, страдальцы за иконы на их лицах еретики выжгли оскорбительные слова, отсюда и прозвание , другие угодники Божии, подвизавшиеся против ереси в VIII в. Верхняя часть иконы Значение для современных христиан Давно утратило актуальность иконоборчество — в том виде, каким оно когда-то было в Византии, с репрессиями, казнями, пытками.
После Божественной литургии был совершен особый молебен — чин Торжества Православия. Это особый молебен, во время которого утверждается торжество Церкви над ересями и истинное прославление Бога, согласно учению Церкви. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества и о восстановлении иконопочитания в 787 году.