первое и второе обретение его главы и третье обретение. Канон на первое и второе обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Акафист святому славному Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну. 8 марта Церковь чтит первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте.
9 марта — Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
Вы здесь: Праздничные даты Православия» Первое и второе обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Читайте также — Обретение главы Иоанна Предтечи: нотка горечи среди общей сладости. Второе обретение главы Иоанна Предтечи. После того, как честная глава Иоанна Предтечи была найден, император Валент приказал перенести её в Константинополь. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Вот и сегодня мы вспоминаем Иоанна Крестителя в связи с 1-ым и 2-ым Обретением его честной главы.
Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
8 марта Православная Церковь праздновала великий праздник: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя празднуется 8 или 9 марта (в зависимости от того, является ли год високосным). Сегодня мы празднуем первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Сегодня, 9 марта, Православная Церковь празднует Первое (IV) и Второе (452) Обретение главы Иоанна Предтечи.
Почему первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи празднуют вместе?
Долгое время святыня передавалась на хранение из рук в руки, после чего ее перенесли в Константинополь. Во время иконоборческих гонений главу Иоанна Крестителя переместили в Емессу, а позже в Команы IX век , где ее долгое время прятали. В 842 г. По приказу императора Михаила III в 850 г.
Традиции и обряды В день Обретенья принято в молитвах просить у святого Иоанна о здоровье детей, прекращении головных болей и о хорошем урожае. Люди помогают птицам в обретении гнезда: развешивают в садах, парках и дворах новые скворечники и подновляют старые. Женщины стараются в этот день не сушить белье на улице, чтобы не спугнуть птиц.
Пчеловоды проверяют ульи. Если пчелы живые, значит, зимовка прошла успешно. Приметы Если у месяца яркие рожки, значит, на следующее утро будет мороз.
Потом главу перенесли в Константинополь, но после разрушения города ее следы затерялись. В настоящее время указывают разные места, где может храниться святая глава. Одно остается неизменным — святыня не дается людям в их обладание и как постоянное достояние, святой Пророк скрывает себя, требуя покаяния и исправления жизни.
Просвещенный светом Евангелия христианин, ясно видит, что не способен сам по себе, не только совершить, но и помыслить что-либо истинно доброе. Грех и зло до того проникли в нашу душу, что овладели самим внутренним источником мыслей и чувств. Все это видит христианин и, признавая в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греховного, падает в смирении перед Богом и восклицает: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми... Такое чувство ненадеяния на свои силы в деле спасения, и призывание на помощь благодати Божией, есть отличительное свойство правильной духовной жизни. Когда мы усердной молитвой низведем эту благодать в свою душу, предадим ей свое сердце и дадим безпрепятственно действовать в нас и врачевать наши недуги, то бездна тьмы и зла исчезнет и создастся сердце новое, обновится дух правый.
И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами, благодатью Христовою! О нем Господь сказал, что нет больше рожденного женами, чем Иоанн Креститель Мф. Иоанн был Предтечей Спасителя, он приуготовлял Его пути, он смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя, и проповедь Иоанна Предтечи была проповедью о покаянии Мф. Мы только что слышали слова из Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» Мф. Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие не есть достояние каждого человека. Царствие Божие есть некая цель, к которой должны устремляться люди. И эту цель нельзя достичь с легкостью — требуются усилия, чтобы открыть перед собой двери Божиего Царства. Замечательно говорит об этом святитель Василий Великий: «Вожделенный конец для каждого из нас — это блаженная вечность, а достигаем мы этого конца, когда предоставляем Богу царствовать над собой». Эти слова святителя помогают нам лучше понять, что такое Божие Царство.
Божие Царство — это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении. Мы знаем, что злая воля вступила в борьбу с Богом. У Бога была и есть возможность в любой момент остановить эту борьбу. Об этом говорил Сам Спаситель, когда Его допрашивали, когда требовали, чтобы Он явил Свою Божественную силу: в любое мгновение на Его защиту могли выступить тьмы ангелов Мф. Но этого не произошло, потому что Бог, создав человека по образу Своему, предоставляет ему возможность до конца пройти тем путем, какой сам человек пожелает избрать. Но в Царствии Небесном пути человеческие заканчиваются, и тот, кто поставляет себя под власть Бога, и достигает блаженной вечности, как говорит Василий Великий. Как замечательно сказано! Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы своей волей подчиняем самих себя Богу.
Когда Господь в другом месте произнес хорошо известные всем слова «Царствие Божие внутрь вас есть» Лк. Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие начинается здесь, на земле.
Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать.
Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
9 марта Церковь отмечает праздник Первого и Второго Обретения главы Иоанна Предтечи. И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. Есть и третье обретение главы Иоанна Предтечи — оно отмечается 7 июня ежегодно.
СЕГОДНЯ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил его в водах реки Иордан. История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, реликвия отправилась на остров Родос. После нападения турок на Родос в 1522 году святыню перевезли на Мальту. Спустя почти три века, в 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя России.
В своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году он пишет: "Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды". В годы революции десницу святого Иоанна удалось спасти от уничтожения большевиками — ее переправили сначала в Данию, где тогда находились уцелевшие представители дома Романовых, а затем в Сербию.
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что точное исполнение заповедей Христовых показывает человеку его немощь, а преподобный Исаак Сирин - что видеть свои грехи выше, чем видеть ангелов. Просвещенный светом Евангелия христианин, ясно видит, что не способен сам по себе, не только совершить, но и помыслить что-либо истинно доброе. Грех и зло до того проникли в нашу душу, что овладели самим внутренним источником мыслей и чувств. Все это видит христианин и, признавая в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греховного, падает в смирении перед Богом и восклицает: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми... Такое чувство ненадеяния на свои силы в деле спасения, и призывание на помощь благодати Божией, есть отличительное свойство правильной духовной жизни. Когда мы усердной молитвой низведем эту благодать в свою душу, предадим ей свое сердце и дадим безпрепятственно действовать в нас и врачевать наши недуги, то бездна тьмы и зла исчезнет и создастся сердце новое, обновится дух правый.
И мы облечемся прежнею первозданною красотою непорочности и правды, которая да будет со всеми нами, благодатью Христовою! О нем Господь сказал, что нет больше рожденного женами, чем Иоанн Креститель Мф. Иоанн был Предтечей Спасителя, он приуготовлял Его пути, он смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя, и проповедь Иоанна Предтечи была проповедью о покаянии Мф. Мы только что слышали слова из Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» Мф. Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие не есть достояние каждого человека. Царствие Божие есть некая цель, к которой должны устремляться люди.
И эту цель нельзя достичь с легкостью — требуются усилия, чтобы открыть перед собой двери Божиего Царства. Замечательно говорит об этом святитель Василий Великий: «Вожделенный конец для каждого из нас — это блаженная вечность, а достигаем мы этого конца, когда предоставляем Богу царствовать над собой». Эти слова святителя помогают нам лучше понять, что такое Божие Царство. Божие Царство — это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении. Мы знаем, что злая воля вступила в борьбу с Богом. У Бога была и есть возможность в любой момент остановить эту борьбу.
Об этом говорил Сам Спаситель, когда Его допрашивали, когда требовали, чтобы Он явил Свою Божественную силу: в любое мгновение на Его защиту могли выступить тьмы ангелов Мф. Но этого не произошло, потому что Бог, создав человека по образу Своему, предоставляет ему возможность до конца пройти тем путем, какой сам человек пожелает избрать. Но в Царствии Небесном пути человеческие заканчиваются, и тот, кто поставляет себя под власть Бога, и достигает блаженной вечности, как говорит Василий Великий. Как замечательно сказано! Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы своей волей подчиняем самих себя Богу.
Когда Господь в другом месте произнес хорошо известные всем слова «Царствие Божие внутрь вас есть» Лк.
Иоанна Крестителя. После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть — в Студийском Предтечевом монастыре , откуда в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц честной главы: Афонский Дионисиевский монастырь , Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена. Согласно армянскому преданию, честная глава Предтечи а вернее - её часть во время одного из крестовых походов была принесена из Киликийской Армении в современный Нагорный Карабах , где захоронена в усыпальнице храма Гандзасарского монастыря. Положение главы Иоанна Предтечи Информация о времени и месте события отсутствует. Упоминание об этом празднике см.
В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон Wallon de Sarton из Пикинии Picquigny нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи.
К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию , на север Франции. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна. Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции.
Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу.