Новости пергамент бумага береста

От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском.

Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир

Именно на пергаменте, а не на папирусе были написаны многие древние и средневековые книги. Пергамент и сейчас иногда используется в канцелярии Ватикана для приготовления почетных наградных документов и грамот, торжественно вручаемых известным во всем мире людям за их особые заслуги. Пергамент как тип древней бумаги — это особым образом обработанная телячья кожа — впервые был изготовлен в государстве Пергам, в Малой Азии, в III веке до нашей эры Римский ученый и писатель Плиний Старший сообщает, что изобретен пергамент был в результате острого соперничества в собирании книг между царем Египта Птолемеем Эпифаном и царем Пергама Евменом. Желая помешать своему сопернику приобретать книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз папируса, тогда единственного писчего материала, из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг, способный заменить привычный папирус. Однако скорее всего изобретение нового писчего материала явилось следствием длительных поисков наилучшей формы для книги и более долговечных и удобных материалов для письма. Евмен, несомненно гордившийся появлением в его царстве нового типа бумаги, и не подозревал, какое распространение получит пергамент уже в ближайшие века. Не мог он предвидеть и то, что именно египетской царице Клеопатре, правившей на родине папируса незадолго до наступления новой эры, римлянин Марк Антоний щедро подарит 200 000 пергаментных книг из своей библиотеки. Так «пергамская бумага» окончательно победила папирус. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел радиолокатор? Первый радиолокатор изобрел в 1904 году немецкий инженер Христиан Гюльсмейер. Свое изобретение он назвал «телемобилоскоп». Вот как писал о изобретении Гюльсмейера издававшийся в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал»: «Изобретение Из книги Новейшая книга фактов. Во время второй мировой войны американцы наладили выпуск плоских металлических бензобаков емкостью до 20 литров. Одна из узких сторон бензобака скошена, и на ней расположено сливное отверстие с пробкой. Такое местоположение горла Из книги Новейшая книга фактов.

Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел магнитотерапию? Первым предложил использовать магниты для лечения некоторых болезней великий врач и алхимик Теофраст Парацельс 1493—1541. Он изобрел магнитные пояса, кольца, воротники, ручные и ножные Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. Пергамент Пергамент ист. Кожа на Востоке — очень древний материал для письма.

По свидетельству греч. Ктесий , она уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда она, под именем дифтер dijJerai , рано перешла в Грецию, где Из книги Большая Советская Энциклопедия ПЕ автора БСЭ Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич Когда пришли за коммунистами, я промолчал не протестовал , потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел металлический тюбик? Прошло совсем немного времени, и производители наладили выпуск красок для художников в Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел радиолокатор? Вот как писал о изобретении Гюльсмейера издававшийся в Петербурге «Почтово — телеграфный журнал»: «Изобретение Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто, когда и зачем изобрел колючую проволоку? Американский изобретатель Джозеф Ф. Глидден 24 ноября 1874 года получил патент на колючую проволоку.

С этим изобретением связано начало борьбы за земельные наделы на американском Западе. Владельцы скота требовали соблюдения Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел бумагу? Около 105 года нашей эры китайский государственный деятель Цай Лунь, служивший при дворе императора, изобрел способ изготовления бумаги. Измельченную смесь толченого древесного волокна шелковицы , тряпья и конопли он размешивал в воде до Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел шампанское? Как утверждает Марио Фрегони, директор Института виноградарства в Пьяченце Италия , секрет шампанского был известен древним римлянам еще 2 тысячи лет назад — этим напитком, возможно, наслаждался Юлий Цезарь. Однако официальным Издавна люди использовали для сохранения информации письменные знаки и пергамент. Что это такое, может рассказать каждый школьник, который хоть немного был внимательным на уроках истории. Обработанная определенным образом кожа разных домашних животных для хозяйственных целей использовалась еще древними персами в пятом веке до нашей эры. Называли ее «дифтера».

В Египте для письма применяли папирус. Этот материал изготавливали только здесь. Однако вскоре фараоны запретили вывоз папируса из страны. Их целью являлось лишить знаменитую Пергамскую библиотеку материала для производства книг и возвеличить александрийское книгохранилище. Жители города Пергам оказались в затруднительном положении, однако начали искать альтернативный вариант. Кто-то вспомнил о дифтере. Так в обиход вошел древний пергамент. Его производство довелось до совершенства, да и название изменилось.

Берестяная грамота Наши предки ещё в XVIII писали на бересте Первые из найденных на бумаге русских документов датируются 1340 —ми годами. Этих документов найдено несколько. Но нет оснований считать, что бумагой не пользовались и немного раньше. Более того, как будет понятно из дальнейшего, есть основания считать, что знакомство с бумагой на Руси произошло примерно на 100 лет раньше. О начале производства первой на Руси бумаги, будет наш следующий пост. Какой же бумагой пользовались на Руси в XIV веке? На какой бумаге могли быть написаны эти первые грамоты, купчие, расписки или ещё что-то? Анализ старинных рукописей установил, что бумага, использовавшаяся в XIV и начале XV века — итальянского производства. В Европе, как мы отмечали здесь, в это время доминировала итальянская бумага. Она отличалась высоким качеством, имела уже водяные знаки, которые служили, как сейчас бы сказали, фирменным знаком изготовителя.

И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме. Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны». Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются. Точнее, в том, что перо было, они не сомневаются, но мирный договор после восьмилетней кровопролитной бойни в центе Европы был подписан в 1748 году обычными гусиными перьями, а инновационное стальное перо Янссена, скорее всего, придумал кто-то из ахенских часовщиков, которыми был тогда знаменит город Ахен. В 2007 году городской комитет по культуре Ахена решил, что «вероятность приоритета Янссена недостаточно высокая, чтобы отдавать ему должное за изобретение стальной ручки, и вопрос продвижения этого мнения, с точки зрения местной муниципальной политики, пока должен быть закрыт». Одновременно Ассоциация историков Ахена обратилась ко всему научному сообществу историков с просьбой: «Мы были бы признательны, если бы однажды этот вопрос был дополнительно прояснен историей технологий или историческими науками. Промышленное производство стальных перьев, начавшееся в начале XIX века, и их дифференциация заметно улучшили способ письма, … это важно и для истории литературы, а также искусства в связи с появлением рисунка пером». В чем не сомневаются историки технологий, так это в том, что первые патенты на стальные перья один за другим стали появляться на рубеже XVIII и XIX веков, а в начале XIX века в Англии они посыпались, как из рога изобилия. Также не вызывает сомнения то, что изготовление стальных перьев современного типа в промышленных масштабах началось в 1820-е годы в английском городе Бирмингеме, где к началу 1830-х годов после короткого этапа слияний и поглощений появилось примерно полдюжины крупных игроков нового рынка, а затем обозначились и лидеры рынка. Это были компании Джона Митчелла и Джеймса Перри, особенно последняя: очень скоро все стальные перья для письма в народе начали называть «перрианскими» perryian вне зависимости от производителя, причем не только в Англии, но и на континенте.

В Германии и Франции на них вели записи на рынках и соляных промыслах. Вся Европа училась писать по воску. Долгое время считалось, что эта традиция не существовала на Руси, но потом археологи обнаружили стилусы и церы с вырезанной на обороте азбукой. Так что, несмотря на то, что главным материалом для бытовых записей была береста, для обучения грамоте использовали и восковые таблички тоже. Береста В Древней Руси отец школьника должен был не покупать тетрадки, а обдирать березы. Правда, дети быстро взрослели, так что вскоре они сами ходили в лес за материалом для письма. Наши предки пользовались берестой для всевозможных записей с XI по XV век. Школьные задания на бересте находят сравнительно редко. Огромную известность получили берестяные грамоты маленького мальчика по имени Онфим. Мальчику принадлежат 12 грамот. Часть из них — выполненные им для учителя задания, а часть — смешные рисунки. Аспидная доска Этой письменной принадлежностью пользовались до широкого распространения тетрадей. Она представляла собой пластину из черного сланца аспида, на которой писали палочкой из грифельного сланца. Затем в XIX веке грифельные палочки заменили на алюминиевые. Тогда были открыты большие месторождения сланцев, которые позволили обеспечить аспидными досками чуть ли не все школы Европы.

Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Задание МЭШ. Какой новый материал для письма появился на Руси в XIV в.? Береста. Пергамент. Бумага.

Общее название для слов пергамент бумага береста?

Писали на таких «страничках» острым концом палочкой, а если была допущена ошибка, тупым концом, словно ластиком, стирали её. В углах дощечек прокалывались дырочки и их связывали шнурком. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. Книги из папируса были сделаны в форме свитка с палочками на концах. Читали их так: левой рукой держали начало, а правой разворачивали. А вот книги из пергамента были похожи на сундучок. Деревянные обложки обтягивались кожей, уголки укреплялись металлом. Каждая книга запиралась на замочек. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг.

Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге—шторке, так же, как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Доступнейшим материалом для письма была береста.

Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными.

Описание, значимость Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX - концом XIV веков.

Именно после изобретения письменности, люди научились передавать различные знания, из поколения в поколение. Это очень важный момент мировой истории, так как это позволило накапливать знания, что согласитесь очень важный для всех нас процесс. С момента возникновения письменности, возникла проблема поиска материала, на котором можно писать.

Изначально это были стены пещер, в которых обитали древние люди, конечно письменности у них не было как таковой, однако, на стенах пещер, ни изображали всевозможные рисунки из своей жизни, что также может сказать нам об их быте и даже некоторых знаниях и информации, которую они стремились передать.

Правление Аманулла - хана 396 Обратная связь Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте.

Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях

При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем.

Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк.

Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет.

Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко.

С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки.

Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр.

Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет. Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне. Переплеты подносных и вкладных книг нередко покрывались поверх ткани окладом из золота или серебра с драгоценными камнями и жемчугом.

Иногда подобные переплеты украшались миниатюрами. Таковы главные «смысловые перспективы» письменных атрибутов в новозаветной книгописной традиции, в основе которых лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы. Литература 1. Арутюнян А. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941.

Гренберг Ю. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV—XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Гудков А. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины.

Вопросы истории и теории христианского искусства.

Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах.

Мы помогаем Вам экономить время! Расскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа.

Расширяйте бизнес! Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.

Изначально народы Европы, Африки и Малой Азии писали преимущественно на папирусе и пергаменте, китайцы употребляли для письма тонкие, узкие бамбуковые планки, на которых письменные знаки выцарапывались или выжигались раскаленным шилом. Но документы на бамбуковом носителе имели большой недостаток — вес. Китайцы продолжили экспериментировать с материалами для письма, и, спустя 600 лет, лакированный шелк стал преобладать в обиходе писцов. Позднее и обрезки от таких шелковых книг научились превращать в тонкие шелковистые листы войлока, на которых также можно было писать кистью, но высокая стоимость шелка не дала широко распространиться этой технологии. В 105 г. Им был разработан основной принцип изготовления бумаги, который заключался в том, что лист формируется путем образования тонкого слоя войлока из волокон, оседающих на сетке при сцеживании воды. Сделав это открытие, Цай Лунь приготовил простейшие орудия, при помощи которых сырье разбивается на волокна и превращается в слой тонкого войлока.

Для этого он увеличил размеры обычной каменной кухонной ступки, а круглому ситу придал форму прямоугольника. Именно этот способ изготовления бумаги из доступного сырья стал широко распространяться в Китае. А также готовую бумагу, произведенную данным способом, активно экспортировали в другие страны. Технология изготовления бумаги была объявлена китайским правительством государственной тайной, всех разгласивших ожидало суровое наказание. Но, тем не менее, удержать в секрете способ производства такого востребованного в мире продукта удавалось недолго: китайские мастера разъезжались по миру в поисках работы и увозили знания с собой, пленные воины также меняли «секрет бумаги» на свою свободу. Далее бумагу начали производить в Корее и Японии.

Оригинальностью дарители не отличались: молодожены получили практически от каждого гостя один и тот же набор. В него входили посуда «блюда» и швейные материалы сафьян — выделанная козловая кожа, козий пух, голубая и зеленая ткань. Кто-то «выделился»: подарил рубаху. Интересно, что одной из дарительниц стала женщина — «Сыпова жена». Женщина просит родственника вступиться за нее перед Коснятином, который назвал ее «куровою», а ее дочь — «блядею». Из-за этого Фед Федор — муж Анны выгнал ее и хотел убить. Анна хочет, чтобы Климята потребовал от обидчика доказательств и узнал причину его поступка, а если обвинение подтвердится — убил ее. Дальше Анна поясняет, что конфликт с Коснятином произошел из-за денег. Ее дочь в отсутствие отца Федора дала кому-то взаймы. Деньги эти, по-видимому, принадлежали Коснятину, а Федор давал их в рост и платил проценты. Коснятин, похоже, заподозрил, что семья Федора скрывает от него прибыль, и вызвал Анну в суд. Но упрекнуть женщину и ее дочь Коснятин мог только в нарушении уговора, а никак не в разврате. Поэтому она и просит защиты. Хотя слово «блядь» в те времена широко употреблялось в значении «блудница», назвать так замужнюю женщину, согласно законам Ярослава Мудрого, было серьезным преступлением. За него на обидчика налагался большой штраф. Хотя текст сохранился отрывками, исследователям удалось воссоздать описанный сюжет. Автор, судя по всему — должностное лицо, говорит, что некто возвел на другого человека поклеп, обвинив его в краже со взломом. При этом замок и двери якобы ограбленного помещения целы, а его хозяин иска не предъявляет: «А замъке келе, а двьри келе, а господарь въ не тяже не дъе». Поэтому автор велит адресату, надо понимать — исполнителю, оштрафовать клеветника. Далее, судя по всему, он предоставляет возможность альтернативного или дополнительного наказания: смерды крестьяне , одного из которых, по-видимому, и оговорили, могут «побити клеветьника». Автор письма утверждает, что адресат дал ему две куны одна из единиц товарно-денежного обмена , а теперь заявляет, что предоставил намного больше — восемь кун и гривну. Составитель письма негодует и вызывает противоположную сторону в Новгород, добавляя, что готов на испытание водой: «Поиди же въ городъ. Могу ся съ тобою яти на воду». Испытание водой — это вид «божьего суда». Разные его варианты предполагали, что испытуемый должен достать голыми руками кольцо из кипятка либо выплыть после того, как его связанным бросили в водоем. Считалось, что невиновному Бог не навредит. При этом автор либо не знал, либо неверно трактовал, либо намеренно исказил законы о «божьем суде» того времени. Испытывать водой могли только при иске в случае ущерба от двух гривен. В данной же ситуации восемь кун и гривна суду было достаточно взять с обвиняемого клятву в том, что он невиновен. Об оказиях Рассказывают грамоты и о забавных ситуациях, которые приключались с жителями Древней Руси. Покосиле есмь пожню, и озерици у мене сено отяли. Спиши списокъ с купнои грамоте да пришли семо, куды грамота поведе дать ми розумно». Здесь Петр пишет Марье — жене или совладелице земельного участка в селе Озерцы, — что местные жители «озеричи» отняли у него скошенное сено. Видимо, Петр не так давно приобрел землю и селяне приняли его за самозванца. Поэтому он просит Марью прислать копию «список» документа, подтверждающего его право на участок и обозначающего границы владений, чтобы знать точно, где можно косить. Женщина призывает мужа утихомирить участников какого-то конфликта до ее приезда, видимо, считая, что она лучше сможет решить его. Характерно, что грамота начинается с формулировки «Приказъ». Обычно ее употребляли при распоряжениях к нижестоящим. Чтобы, по-видимому, немного смягчить повелительный тон письма, женщина в конце добавляет: «А язъ тобе целомъ бею» «А я тебе челом бью». В ней супруги Иванко и Мирослава просят двух адресатов видимо, тоже пару поговорить с их падчерицей, что живет на Радятине улице. Та якобы обманом взяла «вылгала» гривну у Иванко и не возвращает чье-то сукно. А оно ти еси вылгала у Иванка гривну, а на то любо си золотникъ присли Полепе». Источник Исследователи считают, что подтекст письма, напоминающий сюжет волшебной русской сказки, далек от того, что сказано в бересте. Судя по всему , Мирослава и есть единственный автор грамоты, а также приемная мать безымянной падчерицы. Мирослава наказала девушке выткать какой-то холст, а Иванко, родной отец, дал ей гривну. Мачехе, похоже, нужно было заплатить кому-то 18 кун, но своих денег она тратить не хочет и «наезжает» на приемную дочь, требуя вернуть «чужое» сукно. Кроме того, Мирослава, видимо, хочет «стрясти» с приемной дочери «дань» «золотник» с подаренной гривны в пользу своей родной дочери — Полепы. Отношение мачехи к падчерице хорошо демонстрирует выражение «Посли, вороже», то есть «Пошли, вражина». И это немудрено, ведь он обращается к попу Ивану с просьбой посмотреть, как там его «москотье». Москотье — это меха или шерстяные ткани, Семен переживает, что их может попортить моль: «дад бы хорь не попортиль». В том, что Семен хранит свое имущество у священнослужителя, нет ничего необычного. Деревянный древний Новгород часто горел вместе со всеми ценностями, что находились в домах. Каменные церкви в этом плане были более безопасными, поэтому подклети — нежилые церковные подвалы — использовали как склады. О внутренней миграции Из грамоты начала XII века, обнаруженной в Новгороде, можно также узнать, что жители Древней Руси переселялись в поисках лучшей жизни в другие города. Здесь мы видим письмо Гюргия к отцу и матери, присланное из Смоленска, то есть преодолевшее более 400 километров. Сын предлагает родителям после продажи двора переехать в Смоленск или Киев, так как «дешеве ти хлебе» — хлеб там дешевле. В те времена Новгород действительно часто страдал от недостатка продовольствия, поскольку своих пахотных земель было недостаточно, да и климат не всегда благоприятствовал земледелию. Если же родители не собираются переезжать, Гюргий просит их прислать весточку «грамотицу» о том, живы-здоровы ли они. Видимо, он давно не был в отчем доме и переживает за родителей, оставшихся в голодающем Новгороде. Ее написал новгородский посадник Онцифор Лукинич своей матери.

Эволюция материалов для письма

прототипы бумаги. Путешествую по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу. Пергамент и береста. Бумага. 1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси.

Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение

История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. У нас есть ответ: Береста пергамент бумага одним словом Ответ дали 2 человека. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется.

Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу

В свою очередь, писать каламом или пером на папирусе или бумаге даже каллиграфическим почерком менее трудоемко, чем выводить знаки на глиняных или восковых табличках. Возможно, пергамент требовал несколько больших усилий, однако сравнительных данных найти не удалось. Не исключено, что ручной набор литер, сделанных из обожженной глины, дерева или металла, по скорости сопоставим с письмом, но здесь многое зависит от квалификации исполнителя. Равно как и клавиатурный процесс — что на линотипе, что на компьютере. Как альтернативу клавиатурному процессу можно рассматривать оцифровку книг. В настоящее время разработаны сканеры, которые способны за минуту оцифровать 170 страниц бумажного оригинала 44 , но для этого нужно иметь под рукой бумажный вариант издания. По данным, приведенным в публикации «Медиа будущего» 45 , самая большая печатная библиотека в мире содержит 26 млн книг. Учитывая, что средний объем книги составляет те же 170 страниц, на их оцифровку уйдет только оперативного времени около 50 лет. За эти 50 лет будут созданы новые книги, и получится ситуация, схожая с состязанием Ахиллеса и черепахи по известной апории Зенона. Так или иначе, но если у клавиатурного процесса есть физиологические пределы скорости и они уже достигнуты, то у процесса сканирования бумажных версий изданий скоростные пределы могут расти и безусловно вырастут по отношению к нынешнему уровню в несколько раз, но дальнейшая работа над повышением производительности сканеров становится бессмысленной, ибо не с чего будет сканировать.

Огибающая кривая в ближайшем десятилетии достигнет экстремума, жизненный цикл перейдет в стадию затухания. В роли измерителя такого параметра может выступать максимальное количество потребителей контента, занятых его восприятием одновременно. Каждый, кому доводилось в составе организованной экскурсии бродить по залам музеев и картинных галерей, может вспомнить, как другие экскурсанты мешали ему рассматривать то, о чем рассказывал в данную минуту экскурсовод. Что уж говорить о текстах! Грамотные жители страны просто приходили к колонне и читали 282 юридические новеллы, выполненные безукоризненной клинописью. Несмотря на двухметровый размер колонны, вряд ли больше пяти человек одновременно, не мешая друг другу, могли вчитываться в выбитый текст. Как бы ни были длинны папирусные свитки, и они, вследствие единичности разового тиража, читались одновременно тем же количеством потребителей. В советские времена тиражи центральных газет достигали: у «Правды» — 10 млн экз. Следовательно, скорость распространения контента этих изданий могла достигать 50 млн одномоментных пользователей, что при тогдашней численности населения страны в 280 млн человек следует признать весьма высокой.

У книг таких тиражей не было, если не считать материалов очередных съездов и пленумов ЦК КПСС и необыкновенного для той эпохи безлимитного издания трехтомника А. Пушкина, вышедшего тиражом 10,7 млн экз. Ныне эти цифры кажутся диковинными даже на фоне безудержного вранья о тиражах периодики и медиаизмерений читательской аудитории 47. Не лучше обстоит дело и с медиаизмерениями электронных средств массовых коммуникаций, которые проводятся в форме очных или телефонных интервью с отобранными респондентами. Наиболее объективным можно считать метод, используемый компанией TNS при оценке аудитории пользователей Интернета. Участникам исследования, так называемым панелистам, устанавливается на компьютер, кратко говоря, программа, которая фиксирует количество и продолжительность обращений панелиста к Интернету. На выходе аналитики компании получают данные об объеме аудитории сайтов за сутки, неделю, месяц и т. Эти маргиналы, к числу которых принадлежит и автор статьи, отнюдь не чужды Интернета и могли бы повысить статистику России по данному показателю. Самые посещаемые из них — это сайты поисковых систем и социальных сетей.

Контент сайтов обновляется несколько раз в сутки. Вопрос: можно ли считать обращение к ним посетителей одновременным, если оно происходит в течение суток? Если ответ положителен, то скорость распространения контента в этом случае просто несопоставима с другими вариантами. Огибающая кривая здесь даже и не кривая, а луч, устремленный вертикально вверх. Риски утраты контента Сравнение носителей по этому параметру тоже показательно, хотя количественные оценки здесь вряд ли применимы. Подойдет метод парных сравнений, суть которого вкратце такова. Есть несколько объектов, которые надо сопоставить друг с другом по характеристике, не имеющей количественного выражения. Берутся наудачу два объекта. Эксперт оценивает, какой из них лучше по изучаемой характеристике.

Затем с первым объектом сравниваются остальные. Ситуация с первым объектом становится понятной: он конкретно лучше одних и конкретно хуже других. Со вторым, третьим и т. В конце концов выстраивается иерархия объектов по рассматриваемой характеристике. Попробуем применить этот метод к нашим носителям. Палетка Нармера и колонна Хаммурапи дошли до нас через многие тысячелетия в очень неплохой сохранности, что свидетельствует о небольших рисках утраты для записей, вытесанных на каменных носителях. Правда, неизвестно, сколько таких каменных стел погибло во мгле веков, но камень есть камень, он долго сопротивляется дождям, ветрам и снегам. Сохранность глиняных табличек после обжига также удостоверена археологическими изысканиями. Упрятанные под землей от климатических воздействий и человеческих рук, они сохранились весьма неплохо и много сообщили новейшим поколениям о том, как жили их предки.

Легкоплавкость воска обусловила недолговечность восковых табличек. Сохранились считаные экземпляры, но зато с записями французских королей 50. Папирусные свитки в естественных условиях содержания сохранялись не более 200 лет 51. Это обстоятельство не помешало археологам обнаружить сотни тысяч папирусных свитков, уцелевших полностью или частично. Так, коллекция австрийского эрцгерцога Райнера Габсбургского в 1899 году насчитывала около 100 тыс. В Геркулануме, погибшем одновременно с Помпеями при извержении Везувия в 79 году н. Папирусным библиотекам вообще не везет. Крупнейшая библиотека древности в египетской Александрии, где хранилось до 700 тыс. Папирус — горючий материал и к тому же, как все материалы растительного происхождения, подвержен гниению.

Теми же свойствами обладает его северный аналог — береста. Она сохраняется в случае, если к ней нет доступа влаге и кислороду 55. Устойчивость к внешним воздействиям пергамента гораздо выше, чем у писчих материалов растительного происхождения.

Мы произносим в нашей речи самые простые слова. Откуда они к нам пришли, и как они образовывались?

Для чего нужна была берёзовая кора и как из неё готовили бересту?

Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц кстати, первые римские кодексы, появившиеся в конце 1 века нашей эры, представляли собой сшитые в книжку восковые таблички. Кодексы имели деревянную обложку, обшитую кожей и украшенную металлическими накладками. Переплеты кодексов имели застежку.

Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне. Именно поэтому папирус успешно конкурировал с пергаментом вплоть до появления бумаги. Благодаря изобретению пергамента до нас дошли древнейшие документы и книги. Тексты на папирусе со временем исчезали вместе с материалом, на котором они были написаны, пергаментным же книги время не нанесло непоправимого ущерба.

Следует заметить, что религиозная литература издавалась в виде пергаментных кодексов и после изобретения и распространения бумаги. При этом текст и иллюстрации книг писали цветными чернилами, золотом и серебром. Папирус же вышел из употребления уже к началу Средних веков. Изобретение новых материалов для письма — пергамента, а затем и бумаги — потребовало и новых пишущих инструментов.

Примерно в 600-е годы нашей эры в Европе предположительно в Испании человек впервые попробовал писать гусиным пером. Тут же выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность.

Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы. И все же — почему именно гусиное перо, а, скажем, не куриное или голубиное? Причина кроется в самой структуре гусиного пера.

Оно имеет толстый полый стержень, имеющий объемное пористое основание, поэтому перо удобней держать в руке, чем перо любой другой птицы. При наклонном срезе кончика пера, обнажается пористая внутренность кончика, хорошо впитывающая чернила. В меру мягкий стержень пера сохраняет форму, но в то же время скользит по пергаменту и, конечно, по бумаге без особого трения. К тому же гусь одна из самых распространенных в Европе того времени домашних птиц, поэтому перья были общедоступны.

Изобретение нового пишущего инструмента повлекло за собой изменение технологии изготовления пергамента, его стали делать более гладким и тонким, и появление невиданных ранее приспособлений — чернильницы, песочницы, ножа для заточки перьев. О ноже стоит поговорить отдельно. Двести лет человечество не пользуется гусиным пером. Но нож для его заточки живет и здравствует.

И название его сохраняется прежним — перочинный. Небольшой острый клинок, складывающийся вовнутрь корпуса, таким перочинный нож был не всегда. Средневековые перочинные ножи копировали большие клинки. Их часто украшали драгоценными камнями и инкрустацией.

И это неудивительно, поскольку принадлежали они людям не только просвещенным, которым письменные принадлежности были необходимы в повседневной жизни, но и богатым, которым образованность была доступна по происхождению и доходам. Со временем перочинный нож стал инструментом универсальным. Во-первых, появились складные ножи — они были безопасны в обращении и умещались в кармане. Во-вторых, перочинным ножом можно не только заострять очинивать — отсюда и название гусиные перья, но и затачивать деревянные карандаши, резать бумагу и выполнять массу других нужных дел например, открывать баночку с чернилами или срезать с почтового конверта сургуч.

В-третьих, хороший нож служит еще и украшением, красивой безделицей, которую приятно держать в руках. К слову — затачивать карандаши перочинным ножом неудобно. Трудно выдержать угол заточки и соблюсти при этом аккуратность. А для разрезания бумаг перочинному ножу не хватает длины лезвия.

И, тем не менее, перочинные ножи остаются с нами. В чернильнице — баночке с водным раствором красящего пигмента — ничего хитрого нет. Правда, ко времени изобретения стального пера чернильница видоизменилась. Появилась «непроливайка» — чернильница с встроенным в горлышко баночки конусом.

Этот конус предотвращал выплескивание чернил на стол при нечаянном опрокидывании чернильницы. Но работала эта простенькая защита далеко не всегда. Если «непроливайку» медленно повернуть на бок, чернила прольются. Если чернил больше половины чернильницы, они тоже прольются.

Наконец, «непроливайка» не спасет от главной напасти гусиного пера — от клякс. Избыток чернил зависает каплей на кончике пера, и при неосторожном движении эта капля падает на бумагу. Бороться с кляксами помогала песочница. Сухие песчинки вбирали чернила и частично спасали испорченную рукопись.

Кроме того, песок ускорял высыхание чернил. Песочница представляла собой металлическую баночку с сухим песком, которым присыпали готовый лист бумаги. С изобретением гигроскопичной промокательной бумаги песочницы вышли из употребления. У такой простой штуки, как бумага, туманная родословная.

Неизвестно точно, когда она была изобретена. Ясно, что в Китае. Но когда? Официальной датой рождения бумаги считается 105 год нашей эры.

Изобретателем бумаги признан 55-летний евнух императора Хэ Ди по имени Цай Лунь. Это изобретение принесло Луню милость властителя, славу и богатство. Бумага Луня была изготовлена из древесины тутового дерева, древесной золы, тряпья и пеньки. Измельченную влажную смесь изобретатель выложил на плоское сито из бамбука, высушил и разровнял камнями.

Так была получена первая в истории бумага. Но современные археологи с этой легендой не согласны. Они считают, что бумага была изобретена гораздо раньше. Одни ученые говорят о том, что фрагменты бумаги были обнаружены при раскопках в окрестностях Дуньхуана.

И эта бумага произведена не позднее 8 года до нашей эры, то есть почти за сто лет до изобретения Цай Луня! Другие археологи указывают на раскопы пещеры Баося в провинции Шаньси, где были найдены следы бумаги, изготовленной во втором столетии до нашей эры. Как бы там ни было, но бумага была изобретена в Китае и очень давно. В седьмом столетии нашей эры бумага попала в Корею, оттуда — в Японию и к середине восьмого столетия достигла Европы.

В 1238 году бумага уже производилась промышленным способом в Испании. Однако бумага не самый древний материал для письма. Самыми первыми были каменные и керамические таблички. Причем керамика использовалась очень широко и повсеместно.

Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины. Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его.

Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения.

И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков. Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы.

Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры.

Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях. Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок.

Своя бумага появилась на Руси к концу XVI века. В 1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…» На стендах музея можно увидеть самые разные растения, из которых делают бумагу — от сахарного тростника до болотной тины. Да-да, в 1920—1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей.

К сожалению, такого образца музею найти не удалось. Один из залов выставки «Многоли-кая бумага» рассказывает о проблемах переработки бумаги. Дело в том, что бумажное производство наносит вред окружающей среде.

Во-первых, потому, что основным сырьём для бумаги служит древесина, а во-вторых, в технологии её производства используется много химических веществ, которые вместе с водой попадают в почву и водоёмы. Безвредной может считаться лишь бумага ручного производства, например рисовая, конопляная, японская васи или локта, изготовляемая в странах Юго-Восточной Азии. Целый зал выставки представляет бумагу как предмет творчества.

Оказывается, из этого необычайно выразительного и податливого материала можно создать массу интересных вещей. Древнее японское искусство оригами особо представлять не надо.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий