Зачем изучать человеческий мозг? Любой орган человеческого тела исследуют в первую очередь для того, чтобы научиться его эффективно лечить в случае необходимости.
Правда ли, что мы используем только 10% мозга
Мозг - это структурно детерминированное устройство, которое определяет индивидуальность и неповторимость каждого человека. По этой причине все люди разные. И эти способности не наследуются. На фоне талантливого родителя ребеночек может выглядеть полным бездарем. Что чаще всего и бывает. Можно ли сказать, что разум является посредником между мозгом и телом? Сергей Савельев: Нет. Разум вообще понятие не научное. В чем разум?
Тыкать пальцем в клавиатуру компьютера? Нажимать на кнопки телефона? Считать до десяти? Тем не менее есть понятие "разумные существа". Сергей Савельев: Я не занимаюсь философией. В любом случае разум - это физиологическое понятие. Сергей Савельев: Для меня такого понятия не существует по той простой причине, что у него размыты границы. Разумом обладают все животные, у которых есть нервная система.
И в этом смысле глупо утверждать, что человек - разумный, а остальные живые существа - неразумные. Человек является продуктом церебральной эволюции. Он может создавать то, чего не было в природе и обществе. Вот муравьи того, чего не было в обществе, создать не могут. И черви плоские, и даже обезьяны не могут создать того, чего не было в их сообществе. А человек может. Что является критерием человека? То, что он творчески создает нечто, до него в природе и обществе не созданное.
И если мы договоримся, что разум - это способность создавать то, чего не было в природе и обществе, то такое понятие я принимаю. А если мы это не вводим, то получается размытое пустое определение, словоблудие для философов, основная задача которых объяснить, почему мы профукали свою жизнь так бездарно. Европейцы прошли отрицательную эволюцию Есть пределы развитию мозга? Сергей Савельев: Те, кто задает такие вопросы, предполагают, что человеческий мозг законсервировался двести тысяч лет назад, и с тех пор эволюционных изменений не происходит. А они есть? Сергей Савельев: За двести тысяч лет, даже чуть меньше, примерно за сто тридцать пять тысяч, человеческий мозг уменьшился на двести пятьдесят граммов. Я имею в виду цивилизованную Европу. Потому что они отбирали конформистов и уничтожали творческих, самостоятельных людей.
Эволюция мозга была отрицательной? Сергей Савельев: Для Европы - да. Европейцы прошли отрицательную эволюцию и высокую церебральную специализацию - многовековой искусственный отбор, очень жесткий, который уменьшил размер и массу их мозга в пользу конформизма и социальной адаптированности. Разве конформизм и способность к социальной адаптации свойственны только европейцам? Сергей Савельев: Да. Потому что они всегда очень тесно жили, и любой приказ какого-нибудь князя быстро доходил до всех. Смотришь, уже голову рубят крестьянину в соседней деревне... А в Африке это плохо действовало, и в России это плохо действовало, не получалось.
Поэтому у нас полиморфизм сохранился больше, а у европейцев меньше. Чем больше полиморфизм, тем больше шансов для эволюционного прогресса. Человеческий мозг работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда Безграничные возможности мозга, если таковые имеются, несут в себе какие-то риски для человечества? Сергей Савельев: Безграничных возможностей нет. Во-первых, есть ограничения энергетические. Во-вторых, человеческий мозг приспособлен для решения конкретных биологических задач и жестко сопротивляется любому нецелевому использованию. Поэтому он работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда. Значит, лень имеет физиологическое обоснование?
Сергей Савельев: Конечно. Когда вы ленитесь и ничего не делаете, мозг потребляет девять процентов энергии. А когда начинаете думать - до двадцати пяти. И это катастрофа. Потому что когда вы ленитесь, у вас эндорфины, эти внутренние наркотики, выбрасываются в мозг и в результате вы мало того что бездельничайте, вы еще и кайф ловите. А когда вы, не дай бог, начинаете трудиться, мозг придумывает миллион способов, чтобы вас от этого отвадить. В итоге организм сопротивляется и, предвидя энергозатраты, просто криком кричит: "А что я буду делать завтра?! Где гарантия, что колбаса в холодильнике снова появится?!
Его таинственность стала богатой почвой для множества мифов. Некоторые из них даже легли в основу художественных фильмов и стали очень популярны. Врач-реабилитолог рассказал о пользе физической нагрузки Ассистент кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы РостГМУ, Председатель Ассоциации Врачей Амбулаторной Реабилитации Вячеслав Вячеславович Реут рассказал газете «Молот» о том, почему важна физическая активность, как привнести ее в повседневную жизнь и почему противопоказаны изнурительные тренировки. Подробности по ссылке.
Даже исследования, которые измеряют активность на уровне одиночных нейронов, не выявили каких-либо неактивных областей мозга. Многие исследования мозга, которые измеряют его активность, когда человек делает конкретную задачу, показывают, как разные части мозга работают вместе. Например, пока вы читаете этот текст на своем смартфоне, некоторые части вашего мозга, в том числе ответственные за зрение, понимание прочитанного и использование вашего телефона, будут более активными. Однако некоторые снимки непреднамеренно поддерживают десятипроцентный миф, потому что они часто показывают небольшие яркие пятна на сером веществе. Это может означать, что только яркие пятна обладают мозговой активностью, но это не так. Скорее, эти пятна представляют области мозга, которые более активны, когда кто-то выполняет задачу, по сравнению с тем, когда человек находится в состоянии покоя, причем в состоянии покоя - серые пятна все еще активны, но в меньшей степени. Противоречие десятипроцентному мифу заключается в людях, которые пострадали от повреждения головного мозга - например, при инсульте, травме головы или отравлении угарным газом. Если десятиминутный миф истинен, то повреждение многих частей нашего мозга не должно влиять на повседневное функционирование. Исследования показали, что повреждение очень небольшой части мозга может иметь разрушительные последствия. Например, если наносится ущерб области Броки, то человек может понимать язык, но не может правильно составлять слова или свободно говорить.
В одном известном случае женщина из Флориды навсегда потеряла «способность мыслить, воспринимать информацию, потеряла память и возможность демонстрировать эмоции, которые являются самой сущностью бытия человеком», из-за недостатка кислорода, разрушившего половину ее головного мозга. Эволюционные аргументы Другим доказательством является эволюция.
Посмотрите статью «Как научиться жить здесь и сейчас: осознанно и в данном моменте?
Развитие обоих полушарий мозга. Важно научиться задействовать в работу одновременно оба полушария, левое и правое, это очень сложный процесс, особенно с непривычки. Но постепенно, если вы будете уделять тренировкам максимальное внимание, вы заметите, насколько качественно и продуктивно выполняете свои обязанности, да и вообще, живёте.
Упражнения для развития вы найдете по ссылке, которую я давал выше. В статье про правое полушарие. Если же вам интересно узнать более точно, насколько развито ваше мышление, рекомендую ознакомиться со статьей здесь , там указана полная расшифровка значений, а сам тест можно пройти онлайн.
Как можно больше, тогда вы не только будете в тонусе, но и сможете наполнять духовную составляющую своей личности. С помощью книг можно улучшить память, внимание, а также повысить уровень знаний. Это стоящее дело, чтобы уделить ему время.
Заключение А на сегодня всё, уважаемые читатели! Надеюсь, мне удалось развенчать устоявшиеся мифы о том, насколько развит человек, и насколько он выкладывается, как умственно, так и физически в процессе жизни. Берегите себя и никогда не останавливайтесь на достигнутом, человек способен на многое, главное — упорство!
Материал подготовила Журавина Алина. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Интересные статьи по теме.
Впервые изучен мозг обладателей выдающейся автобиографической памяти
Научное исследование мозга человека – это многогранный процесс, в котором участвуют различные области науки, включая нейробиологию, нейрофизиологию, нейропсихологию и многие другие. Nature Neuroscience: работа мозга человека ухудшается в 30-40 лет. Какой процент изучен человеческий мозг учеными. На данный момент невозможно точно определить процент изученности человеческого мозга, так как он по-прежнему является предметом активных исследований. Новое исследование ученых Калифорнийского университета в Сан-Диего выявило уникальные тормозные нейроны в переднем мозге человека, что позволило улучшить модели функционирования мозга и заболеваний, а также показало. Исследователи долгое время занимаются изучением природных процессов в мозге человека, поэтому им несложно привести опровержение. Зачем изучать человеческий мозг? Любой орган человеческого тела исследуют в первую очередь для того, чтобы научиться его эффективно лечить в случае необходимости.
Изучение мозга — сложная задача
- На сколько процентов изучен человеческий мозг учеными
- Исследователи обнаружили уникальное происхождение нейронов в человеческом мозге - Inc. Russia
- «Роскосмос»: На борту МКС произошла утечка воздуха
- Как работает мозг человека
- Сколько процентов мозга человека будет изучено в 2023 году?
- На сколько процентов изучен человеческий мозг учеными
На сколько процентов работает мозг у человека: исследование удивительных возможностей
В двадцатом веке человек начал активно изменять окружающий его мир, празднуя победу над природой, но оказалось, что праздновать рано: при этом обостряются проблемы, созданные самим человеком, так называемые техногенные. Мы живем под воздействием магнитных полей, при свете мигающих газосветных ламп, часами смотрим на дисплей компьютера, говорим по мобильному телефону... Все это далеко не безразлично для организма человека: например, хорошо известно, что мигающий свет способен вызвать эпилептический припадок. Можно устранить вред, наносимый при этом мозгу, очень простыми мерами - закрыть один глаз. Чтобы резко снизить "поражающее действие" радиотелефона кстати, оно еще точно не доказано , можно просто изменить его конструкцию так, чтобы антенна была направлена вниз и мозг не облучался. Этими исследованиями занимается лаборатория под руководством доктора медицинских наук Е. Например, он и его сотрудники показали, что воздействие переменного магнитного поля отрицательно сказывается на процессе обучения. На уровне клеток работа мозга связана с химическими превращениями различных веществ, поэтому для нас важны результаты, полученные в лаборатории молекулярной нейробиологии, руководимой профессором С. Сотрудники этой лаборатории разрабатывают новые методы диагностики заболеваний мозга, проводят поиск химических веществ белковой природы, которые способны нормализовать нарушения в ткани мозга при паркинсонизме, эпилепсии, наркотической и алкогольной зависимости. Оказалось, что употребление наркотиков и алкоголя приводит к разрушению нервных клеток. Их фрагменты, попадая в кровь, побуждают иммунную систему вырабатывать так называемые "аутоантитела".
Это своеобразная память организма, хранящая информацию об употреблении наркотиков. Если измерить в крови человека количество аутоантител к специфическим фрагментам нервных клеток, можно поставить диагноз "наркомания" даже через несколько лет после того, как человек перестал употреблять наркотики. Можно ли "перевоспитать" нервные клетки? Одно из самых современных направлений в работе института - стереотаксис. Это медицинская технология, обеспечивающая возможность малотравматичного, щадящего, прицельного доступа к глубоким структурам головного мозга и дозированное воздействие на них. Это нейрохирургия будущего. Вместо "открытых" нейрохирургических вмешательств, когда, чтобы достичь мозга, делают большую трепанацию, предлагаются малотравматичные, щадящие воздействия на головной мозг. В развитых странах, прежде всего в США, клинический стереотаксис занял достойное место в нейрохирургии. В США в этой сфере сегодня работают около 300 нейрохирургов - членов Американского стереотаксического общества. Основа стереотаксиса - математика и точные приборы, обеспечивающие прицельное погружение в мозг тонких инструментов.
Они позволяют "заглянуть" в мозг живого человека. При этом используется позитронно-эмиссионная томография, магниторезонансная томография, компьютерная рентгеновская томография. Для стереотаксического метода лечения очень важно знание роли отдельных "точек" в мозге человека, понимание их взаимодействия, знание того, где и что именно нужно изменить в мозге для лечения той или иной болезни. В институте существует лаборатория стереотаксических методов, которой руководит доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР А. По существу, это ведущий стереотаксический центр России. Здесь родилось самое современное направление - компьютерный стереотакcис с программно-математическим обеспечением, которое осуществляется на электронной вычислительной машине. До наших разработок стереотаксические расчеты проводились нейрохирургами вручную во время операции, сейчас же у нас разработаны десятки стереотаксических приборов; некоторые прошли клиническую апробацию и способны решать самые сложные задачи. Совместно с коллегами из ЦНИИ "Электроприбор" создана и впервые в России серийно выпускается компьютеризированная стереотаксическая система, которая по ряду основных показателей превосходит аналогичные зарубежные образцы. Как выразился неизвестный автор, "наконец, робкие лучи цивилизации осветили наши темные пещеры". В нашем институте стереотаксис применяется при лечении больных, страдающих двигательными нарушениями паркинсонизмом, болезнью Паркинсона, хореей Гентингтона и другими , эпилепсией, неукротимыми болями в частности, фантомно-болевым синдромом , некоторыми психическими нарушениями.
Кроме того, стереотаксис используется для уточнения диагноза и лечения некоторых опухолей головного мозга, для лечения гематом, абсцессов, кист мозга. Стереотаксические вмешательства как и все остальные нейрохирургические вмешательства предлагаются больному только в том случае, если исчерпаны все возможности медикаментозного лечения и само заболевание угрожает здоровью пациента или лишает его трудоспособности, делает асоциальным. Все операции производятся только при согласии больного и его родственников, после консилиума специалистов разного профиля. Существуют два вида стереотаксиса. Первый, нефункциональный, применяется тогда, когда в глубине мозга имеется какое-то органическое поражение, например опухоль. Если ее удалять с помощью обычной техники, придется затронуть здоровые, выполняющие важные функции структуры мозга и больному случайно может быть нанесен вред, иногда даже несовместимый с жизнью. Предположим, что опухоль хорошо видна с помощью магниторезонансного и позитронно-эмиссионного томографов. Тогда можно рассчитать ее координаты и ввести с помощью малотравматичного тонкого щупа радиоактивные вещества, которые выжгут опухоль и за короткое время распадутся. Повреждения при проходе сквозь мозговую ткань минимальны, а опухоль будет уничтожена. Мы провели уже несколько таких операций, бывшие пациенты живут до сих пор, хотя при традиционных методах лечения у них не было никакой надежды.
Суть этого метода в том, что мы устраняем "дефект", который четко видим. Главная задача - решить, как до него добраться, какой путь выбрать, чтобы не задеть важные зоны, какой метод устранения "дефекта" выбрать. Принципиально другая ситуация при "функциональном" стереотаксисе, который тоже применяется при лечении психических заболеваний. Причина болезни часто заключается в том, что одна маленькая группа нервных клеток или несколько таких групп работают неправильно. Они либо не выделяют необходимые вещества, либо выделяют их слишком много. Клетки могут быть патологически возбуждены, и тогда стимулируют "нехорошую" активность других, здоровых клеток. Эти "сбившиеся с пути" клетки надо найти и либо уничтожить, либо изолировать, либо "перевоспитать" с помощью электростимуляции. В такой ситуации нельзя "увидеть" пораженный участок. Мы должны его вычислить чисто теоретически, как астрономы вычислили орбиту Нептуна. Именно здесь для нас особенно важны фундаментальные знания о принципах работы мозга, о взаимодействии его участков, о функциональной роли каждого участка мозга.
Мы используем результаты стереотаксической неврологии - нового направления, разработанного в институте покойным профессором В. Стереотаксическая неврология - это "высший пилотаж", однако именно на этом пути нужно искать возможность лечения многих тяжелых заболеваний, в том числе и психических. Результаты наших исследований и данные других лабораторий указывают на то, что практически любая, даже очень сложная психическая деятельность мозга обеспечивается распределенной в пространстве и изменчивой во времени системой, состоящей из звеньев различной степени жесткости. Понятно, что вмешиваться в работу такой системы очень трудно. Тем не менее сейчас мы это умеем: например, можем создать новый центр речи взамен разрушенного при травме. При этом происходит своеобразное "перевоспитание" нервных клеток. Дело в том, что существуют нервные клетки, которые от рождения готовы к своей работе, но есть и другие, которые "воспитываются" в процессе развития человека. Научаясь выполнять одни задачи, они забывают другие, но не навсегда. Даже пройдя "специализацию", они в принципе способны взять на себя выполнение каких-то других задач, могут работать и по-другому. Поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных нервных клеток, заменить их.
Нейроны мозга работают как команда корабля: один хорошо умеет вести судно по курсу, другой - стрелять, третий - готовить пищу. Но ведь и стрелка можно научить готовить борщ, а кока - наводить орудие. Нужно только объяснить им, как это делается. В принципе это естественный механизм: если травма мозга произошла у ребенка, у него нервные клетки самопроизвольно "переучиваются". У взрослых же для "переучивания" клеток нужно применять специальные методы. Этим и занимаются исследователи - пытаются стимулировать одни нервные клетки выполнять работу других, которые уже нельзя восстановить. В этом направлении уже получены хорошие результаты: например, некоторых пациентов с нарушением области Брока, отвечающей за формирование речи, удалось обучить говорить заново. Другой пример - лечебное воздействие психохирургических операций, направленных на "выключение" структур области мозга, называемой лимбической системой. При разных болезнях в разных зонах мозга возникает поток патологических импульсов, которые циркулируют по нервным путям.
Экстрасенсы могут предсказывать будущее, видеть вещие сны, общаться с миром мертвых, предсказывать бедствия. Их разум так же задействован как и у всех, но имеет возможность в разы больше обрабатывать информации и воспроизводить то, что не может обычный человек. Получить такие сверхспособности невозможно, как их и развить. Но развить свой разум, интеллект, вполне возможно. Для этого следует как можно больше получать полезной и нужной информации, которая в будущем вам всегда пригодится. Тем самым можно повысить потенциал возможностей. Особенно складно это выходит у детей, так как серое вещество более плавное, нежели у взрослого. Поэтому утверждение, что ребенка научить проще, чем пожилого человека, вполне оправданно. В голове человека множество участков, отвечающих за разные органы и функции человека. И они функционируют все одновременно. Человек использует свой мозг ежесекундно. Какой участок нашего вещества тренировать — выбирать вам — иметь хорошую память, хорошо разбираться в автомобилях или быть незаурядным, ничем не выдающимся человеком. Мозговой деятельностью распоряжается каждый по-своему. Мозг работает, или нет на 100 процентов, остается лишь догадываться. Пока оценок нет.
Еще сложнее было определить, чем занимаются нейроны, когда не передают импульсы. Массовая культура эту идею подхватила — даже несмотря на дальнейшие исследования. На сколько процентов работают мозги на самом деле Мозг состоит не только из коры, о которой мы писали выше. В его структуре есть еще пять отделов: продолговатый мозг регулирует сердцебиение, дыхание и рефлексы глотания, чихания, кашля и рвоты; мост отвечает за жевание, мимику и движение глазных яблок; в среднем мозге расположены центры зрения, слуха и регуляции мышечного тонуса и позы; промежуточный мозг управляет работой внутренних органов, влияет на температуру тела, чувство жажды, голода и насыщения; мозжечок координирует движение мышц. Несмотря на то, что у каждой области мозга есть своя роль, ни одна из них полностью не бездействует. Так, среди приматов мозг человека считается самым большим. И если бы нам не приходилось задействовать мозг полностью, он бы просто не развился. Потому что естественный отбор избавляется от бесполезных анатомических структур, а мозг рудиментом точно не стал. Множество исследований показало, что ни одна зона мозга не «замолкает» полностью даже во время отдыха. Как умный эскалатор, который движется медленно без пассажиров и увеличивает свою скорость, если на него встают люди. На это указывают исследования с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии фМРТ. И при смене видов нагрузки, и во время отдыха мозг все равно функционирует, в его отделах циркулирует кровь.
Кроме того, известно, что мозг "подрезает" сам себя. Подобно тому, как садовник "подрезает" ненужные ветви куста, мозг, как известно, "подрезает" связи между клетками мозга, которые больше не выполняют никакой функции. Кроме того, маловероятно, что какая-либо неиспользуемая область мозга пережила бы процесс "эволюции". Таким образом, у нас нет оснований полагать, что лишь небольшая часть нашего мозга является функциональной. Почему этот миф популярен? Миф позволяет нам верить, что мы способны к "росту". Он обеспечивает оптимистическую точку зрения, предполагая, что все мы способны на великие дела и что каждый из нас имеет потенциал стать "Эйнштейном"! Люди способны к огромному росту и обучению, хотя не все из нас могут стать Эйнштейнами. Важно отметить, что развенчание этого мифа ни в коем случае не означает, что мы не можем научиться новым навыкам. В любой момент жизни можно выучить новый язык, научиться жонглировать или играть на каком-либо инструменте - и быть в этом очень хорошим. Это никак не зависит от наличия "неиспользуемых" областей в мозге!
Человек использует 10% своего мозга. Неужели мы настолько тупые?
Сколько процентов мозга мы на самом деле используем? Научное исследование мозга человека – это многогранный процесс, в котором участвуют различные области науки, включая нейробиологию, нейрофизиологию, нейропсихологию и многие другие. Сколько же процентов мозга использует человек? В течение обычного дня люди используют почти 100% своего мозга. сколько процентов мозга изучено К спорным вопросам можно отнести суждение, что человек использует собственный мозг на 10%. В данной обзорной статье представлены научные достижения многих известных ученых по изучению мозга человека.
На сколько процентов изучен человеческий мозг?
Синапс размером 150 на 200 микрометров может имитировать поведение этой же части человеческого мозга, передающей сигналы между нейронами в мозге. Ответ на вопрос, на сколько процентов работает мозг человека, находится не столько в области биологии, сколько в логике. Сколько процентов своего мозга использует человек.
На сколько изучен мозг человека
Сколько процентов мозга человека будет изучено в 2023 году? | На сколько процентов вы используете свой мозг? |
"Даже на 10% не изучен" - нейрофизиолог об исследованиях человеческого мозга | А если использовать мозг на все 100 процентов? |