Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели. Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман.
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
File:Врубель - Летящий демон (1899).jpg - Wikimedia Commons | Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля «Демон летящий» (1899) из собрания Государственного Русского музея. |
Врубель летящий и Врубель поверженный - Статьи - Музеи - РЕВИЗОР.РУ | живописец, представитель русского модерна, символист. |
Печали и демоны Михаила Врубеля | Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. |
«Демон сидящий» Врубеля | Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. |
Врубель. Его ангел и демоны | demon_flying. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. |
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель.
Печальный демон
Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие. Больше ничего живого на картине нет. На заднем плане догорает символичный алый закат, бросая розовые отблески на мертвенно-белые горы, а из углов холста уже наползают черные тени грядущей ночи. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей. Это фигура невольника, гибнущего от рук владельца, но так и не смирившегося со своим пленом.
В 90-е гг. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» масло. Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова. В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» масло , для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона.
В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч... Демон поверженный. И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Высокая оценка картины была дана и Ал.
Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила. Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля. Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина. Голова Пророка. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах.
Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. Лермонтова» 1964. Лермонтовская энциклопедия.
Не выдали Третьяковке акварельные этюды и эскизы из Киева, а также эскиз костюма Волховы из Казахстана. Но с последним Петербург в теории мог бы справиться самостоятельно: сам костюм хранится в Театральном музее. Однако вещь ждет реставрации.
Отчасти — для серьезно настроенной публики к тому же небедной — проблему компенсирует качественный иллюстрированный каталог. Но ощущения приключения, путешествия в мир Врубеля, он, конечно, не заменит. Интересны также различия трактовок картин — в Москве и Петербурге. Например, одно из крупных полотен в зале с «Демоном сидящим» — «Сирень», так красиво «срифмовавшаяся» с цветущими в эти дни кустами на площадях Петербурга. Над нею возвышается, словно выходя из нее, фигура. В Москве же трактуют определенно: Демон. И апеллируют к строкам Василия Розанова, писавшего, что «Демон Врубеля вытекает из сирени и завершает лицом человеческим минеральную громаду». Тем не менее выставка Врубеля к 165-летию художника в Корпусе Бенуа — все равно событие: Врубеля из Третьяковской галереи не возили в Петербург свыше 60 лет.
Что смотреть? Эскиз академической программы. На учебу в Академию художеств Врубель пришел не только дипломированным юристом, но и подготовленным художником. Так что в первый же год создал рисунок высокого мастерства, который получил большую серебряную медаль и был вывешен в классе как образцовый. Декоративное панно. Образы Венеции Врубель писал со знанием дела. Работая над иконами для киевского Кирилловского монастыря, он ездил в Италию изучать мозаики Сан-Марко и живопись эпохи Возрождения — Тинторетто, Тициана, Веронезе. Однако те отказались покупать готовые работы, которые должны были украшать лестницы их особняка.
В этой картине отразились волнения символистов, которые неоднократно затрагивали тему пророчеств и гаданий. Искусствоведы обращают внимание на то, как Врубель передал состояние гадалки, которая прочла по картам судьбу человека: возможно, это было страшное предсказание — женщина бледна, а руки ее опущены.
Потому экспозиция избегает традиционного деления по хронологии написания полотен или по видам искусства и техникам изображения.
Вторая яркая особенность выставки — ее масштабность: она воспроизводит весь жизненный и творческий путь художника и знакомит посетителей с подавляющим большинством его работ, включая ранее неизвестные. Произведения для экспонирования привлечены из крупнейших профессиональных собраний России и из частных коллекций. Выставка занимает помещения двух этажей Новой Третьяковки.
Причем начало она берет на третьем, а заканчивается на втором. Тем самым зритель, следуя за предложенным маршрутом, словно бы нисходит вслед за художником в его персональный ад. Пожалуй, впервые в истории музейного почитания Врубеля в экспозиции так много внимания уделяется психическому состоянию художника, рассматривается влияние его заболевания на творческое начало и демонстрируются рисунки, созданные во время пребывания в психиатрических клиниках.
Эти работы располагаются в коридоре, соединяющем две части выставки. Раздел выставки "Безумие как инакомыслие". В экспозиции около двадцати тематических зон.
Среди них и "Истоки стиля" графика, на которой Врубель оттачивал свое мастерство , и "Больше, чем живопись" скульптура, майолика и пр. ХХ век" работы, написанные Врубелем в последнее десятилетие жизни, оборвавшейся в 1910 году , и "Убедительность фантазии" произведения декоративно-прикладного искусства , и, разумеется, "Демон Врубеля-Лермонтова" и "Демон. А ее, выставки, пространственное решение весьма оригинально.
У меня эти небольшие залы геометрически неправильных форм, просматривающиеся насквозь через "окошки" тоже неровных очертаний, вызвали ассоциации с пчелиными сотами, в которых каждая ячейка имеет свой смысл глоток мёда , но и сливается с остальными, чтобы мёда было больше. Планировка выставочных залов. Описания в буклете сгруппированы по этой внехронологической логике однако же среди экспонатов выставки есть панно "Врубель.
Линия жизни", где с периодами совмещены репродукции основных полотен, написанных в эти сроки. Буклет утверждает, что мое восприятие планировки выставки как сот слишком приземленное. Её пространство "призвано организовать восприятие самой формы врубелевских произведений и обозначить сквозные мотивы, которые являются ориентирами в мире его фантазий", - пояснили составители.
Что, впрочем, не отменяет соотношения целого и его частей. Сквозных мотивов, доступных глазу не искусствоведа, а обывателя, можно насчитать несколько. По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам.
О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось. Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель". С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям.
Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк. Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела. На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь.
А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец. Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году.
Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля. Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы.
Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного. Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу.
Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов. На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» - | Михаил Александрович Врубель – один из самых значимых и мистических художников XIX века. |
Врубель Михаил Александрович | Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи. |
Врубель М.А. Летящий демон. 1899 | Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля – Москва 24, 14.03.2016 | Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). |
Михаил Врубель. Демон летящий
Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. hudozhnik Mihail Vrubel 16 Михаил Александрович Врубель.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Демон летящий. Были карандашные рисунки, были эскизы картин, были картины. Сколько — никто не знал, потому как, чаще всего, они уничтожались художником. Демоническая тема преследовала художника на протяжении почти всей его творческой жизни.
Когда эта тема только появилась, и родные, и друзья художники были удивлены, пытались понять и предостеречь. Но Михаил Александрович так складно рассказывал о том, что «демон» — это не черт и не сатана, а душа. Отец художника вполне был удовлетворён таким ответом:«Миша… говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик.
Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, Врубель распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем.
Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг». Михаил Врубель. Wikimedia Commons На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи.
В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетелись по газетам.
Тем временем отношение общества к его работам переменилось.
Эскиз картины «Демон летящий» появился в экспозиции Владивостокского государственного областного музея так ранее назывался краеведческий музей имени Арсеньева. Рисунок Врубеля в числе других картин и рисунков известных русских и западноевропейских художников был передан Третьяковской государственной галереей периферийному «коллеге» для пополнения его фондов. В Советском Союзе подобные акции со стороны центральных музеев были обычным явлением. Благодаря таким щедрым жестам в 30-е годы прошлого столетия сформировалась основная коллекция художественного отдела краеведческого музея имени Арсеньева.
Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение.
Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным». В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным». У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны.
Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела. Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий». Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг. hudozhnik Mihail Vrubel 33 1024x364 Михаил Александрович Врубель. М. Врубель. Демон летящий. Михаил Врубель. 1899. Холст, масло.
Врубель летящий и Врубель поверженный
Михаил Александрович Врубель – один из самых значимых и мистических художников XIX века. Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля "Летящий демон. С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Руководитель Абрамцевских керамических мастерских с 1890. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" "Истина в красоте".
Гордый, тоскующий, презирающий себя и все, реет он в безжизненной выси. Автобиографичность здесь «накладывается» на носившиеся в воздухе настроения «конца века», делая картину актуальной, выражающей мироощущение многих русских людей тех лет. Русский музей. От иконы до современности.
К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. Полотно осталось незавершенным.
Психическое здоровье Врубеля Уже во время работы над «Демоном» окружающие стали замечать странности в поведении Михаила Александровича Врубеля.
С годами его психическое состояние ухудшалось. В 1902 году проявились явные признаки душевной болезни. Художника поместили в психиатрическую лечебницу, где он провел следующие 8 лет с перерывами. Несмотря на болезнь, Врубель продолжал рисовать до конца жизни.
Его последние работы поражают мрачностью и безысходностью. Михаил Александрович Врубель умер в 1910 году в возрасте 44 лет. Точная причина смерти неизвестна, предположительно, прогрессирующий психоз. Признание таланта Врубеля При жизни слава Врубеля росла, но настоящее признание пришло к нему после смерти.
Сегодня он считается одним из крупнейших русских художников Серебряного века. В частности, «Демон поверженный» принес ему мировую известность. Это произведение вошло в сокровищницу русской культуры наравне с полотнами Репина и Сурикова. Современники Врубеля отмечали его новаторство в области живописной техники.
Действительно, его «кристаллический» стиль не имел аналогов в искусстве того времени. Влияние творчества Врубеля Открытия Михаила Александровича Врубеля в области цвета и фактуры оказали большое влияние на последующие поколения художников. Его «демонические» образы вдохновляли многих деятелей Серебряного века - от писателей до композиторов. Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи.
Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина. Этот образ постоянно возрождался в литературе и искусстве XX века. До сих пор «Демон поверженный» вдохновляет художников смелым авторским видением, выразительностью образа, многозначностью символики. Но вскоре полотно было продано в Третьяковскую галерею.
Это одна из жемчужин галереи. Она неизменно притягивает к себе внимание посетителей.
Эти очертания несколько раз повторяется в пространстве, ограниченном жестом рук, что создает ощущение нарастающей изнутри огромной энергии. Колени, замкнутые руками, образуют форму, напоминающую сердце, подобное голубому цветку или кристаллу. Множественность контуров усиливает эффект постоянного превращения форм и их смысловой многогранности. Кисти рук напряженно сплетены и в то же время подобны разрываемым цепям. Руки Демона несут память о могучих крыльях, которых нет у героя. Покрытый тенью профиль контрастен массивному телу и словно принадлежит другому существу. Он «сын небесного изобилия и земной скудости».
Черты лица будто расплавлены в закатных лучах и находятся в процессе трансформации. В этом гиганте закована огромная энергия, и в то же время он исполнен меланхолии. Устремив взгляд к закатным лучам, он вспоминает покинутый им мир небесной гармонии и о чем-то скорбит — быть может, о несовершенстве красоты земной. Томление Демона по абсолютной красоте не бесплодно. Оно несет творческий заряд. Мир вокруг озаряется новым, фантастическим сиянием. Цветы, окружающие фигуру, превращаются в кристаллы, преображенное сиянием вещество. Неслучайно наиболее отчетливо на фоне заката прочитывается крестообразный цветок — ирис, традиционная символика которого связана с идеей устремленности души в мир горний. Демон и прекрасные цветы составляют единое целое.
Атмосфера преображения мира, в котором в соответствии с заветами символизма словно происходит метафорическое «развоплощение зримого и овеществление незримого», выявляет мистическую природу явлений. Аналогию этому состоянию можно найти в программном для символистов стихотворении Шарля Бодлера «Гармония вечера»: Вот час, когда в полях, струя благоуханье, Кадильницы цветов возжег незримый клир, За звуком аромат уносится в эфир, — Печально-плавный вальс, истомное порханье! Кадильницы цветов возжег незримый клир; Трепещет скрипки вздох, как сердце в миг страданья; Печально-плавный вальс, истомное порханье! Прекрасен, как алтарь, закатных туч порфир. Шарль Бодлер В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на живописную поверхность, позволяющий постичь процесс высекания искр жизни из косной материи. Мощные мазки — грани — находятся в непрестанном движении. Художник творит нетленное сверхвещество живописи, своего рода философский камень. Накладывая краски мастихином, Врубель синтезирует приемы масляной живописи, ваяния и мозаики. Своеобразие живописного метода Врубеля, проявившееся в «Демоне сидящем », заключается в особом приеме стилизации — кристаллической огранке форм.
Сложная пластическая игра форм в картине помогает художнику уйти от поверхностного аллегоризма, превращая произведение в развернутую живописную метафору. В одухотворенной жизни подвижной пластической ткани рождается ощущение постоянно трансформирующегося символического образа, перед зрителем разворачивается последовательная метаморфоза: хрупкие, нежные в закатном свете цветы превращаются в кристаллы, более совершенные и вечные. Кристаллы отбрасывают свет, то есть происходит процесс трансформации материи в энергию, что служит метафорой эволюции форм материального мира в духовные, бестелесные. Мазки дробят форму и вновь собирают ее в кристаллические соцветия. В результате рождается потрясающий своим эстетическим напряжением парадокс, где отрешенной созерцательности и «благородной инерции» героя противопоставляется экстатический творческий натиск автора. Символический смысл «Демона сидящего» отражает устремленность к идеальной красоте сквозь лабиринт относительной красоты чувственного мира. Это первое произведение, воплотившее тему Демона, стало наиболее совершенным творением Михаила Врубеля. Активное включение мастера в контекст русской художественной жизни произошло десятилетием позже и оказало влияние на теорию и практику русского поэтического и изобразительного символизма. Тамара и Демон.
Бумага на картоне, черная акварель, белила, проскребание. Государственная Третьяковская галерея Следующий этап в осмыслении темы — обращение к иллюстрациям поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Оказавшись перед задачей иллюстрирования, Врубель невольно погружается в мир человеческих романтических страстей, которыми живет герой Лермонтова. В поэме Демон — люциферический дух, который искушает человека гордыней. Его любовь к миру, Тамаре несет разрушение. Врубель создает графические головы Демона, своего рода головы-маски. В одном варианте, обрамленный кристаллическим напластованием волос, Демон является на фоне гор, его лицо искажено мучительной гримасой страдания и гнева; в другом — это истонченный лик с опаленными внутренним огнем губами и лихорадочным блеском глаз.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. hudozhnik Mihail Vrubel 33 1024x364 Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон Михаил Александрович Врубель 1899. У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья. Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. К теме Демона Врубель обращался неоднократно, а в последние годы его жизни она стала центральной в его творчестве.