Новости мазепа при петре 1

Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества. А царь Петр Первый 11 марта 1710 года издал манифест, в котором говорилось о запрете укорять и ставить в вину украинцам и всем казакам предательство Мазепы. Так Мазепа снискал полное доверие и Петра I, добиваясь неограниченной власти на Левобережье для беспрепятственного личного обогащения. Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником. Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором.

Мазепа, Иван Степанович

За покровительство, гетман пообещал шведским войскам зимние квартиры и провиант, а также склонить на свою сторону запорожских, донских казаков и калмыцкого хана Аюку. При этом, Мазепе некоторое время удавалась скрывать факт измены от Петра и главнокомандующего российскими войсками графа Шереметьева. За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. В тот же день устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. По приказу императора Петра I, для «награждения» Мазепы в единственном экземпляре изготовлен «Орден Иуды». Семья Мазепы.

Тогдашний гетман запорожского казачества Богдан-Зиновий Хмельницкий в 1648 году в городе Черкассы подал прошение на имя московского государя Алексея Михайловича: «Хотим себе самодержца такого, хозяина в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь... К милостивым ногам вашего царского величества покорно отдаёмся». Здесь следует сделать одно важное замечание: якобы в честь 300-летия этого события Н. На этом документе почему-то сегодняшние украинские власти и основывают свои претензии на Крым якобы на законных основаниях — федеративная республика в отличие от автономной имела право на самоопределение вплоть до отделения. В процессе декоммунизации следовало бы заметить, что при распаде СССР должны были автоматически аннулироваться все указы и постановления советского периода — это моё частное мнение. Польша сгинет, а РУСЬ будет процветать... Здесь имеются в виду территории около Киева, которые он считал русскими или, как говорили в то время, «руськими». Легко заметить, что ни о какой «Украине» речи не было. Само слово «украина» возникло только в середине XIX века и означало «окраина». Наш крупнейший историк С. Соловьёв в исследовании «История государства российского» постоянно пишет об «украйнах» — западных, южных и даже сибирских, не вкладывая в это понятие какого-либо национального фактора. Зато очень существенно понятие казачества. И Богдан Хмельницкий, и его преемники вплоть до Ивана Самойловича и самого Мазепы считали себя гетманами Запорожской Сечи войска Запорожского, но никогда не претендовали на некую «Украину» в качестве некоего национально-территориального образования. Измену гетмана Мазепы — в великолепной поэме А. Пушкина «Полтава» — и следует принимать как попытку восстания казачьей вольницы против государственных устоев. Аналогичных примеров в истории немало. Здесь вспоминается и анархист Нестор Махно, и множество атаманов времён Гражданской войны, и даже генерал П. Но все эти начинания ничего общего с мнимой «Украиной» не имеют. После победы в Полтавской битве и смерти Мазепы в 1709 году Пётр I не только ужесточил крепостное право, можно сказать, истребив понятие «казачьей вольности», но и поставил окончательный крест на мнимой самостоятельности Малороссии. Подробнее я писал об этом в статье «Миф об Украине». Прежде всего, обратим внимание на появление существующего и поныне так называемого жёлто-блакитного так называемого флага, символику который украинофилы объясняют как объединение неба с колосящимся пшеницей полем. Но есть и другой факт: шведский государственный флаг тоже жёлто-голубой и представляет собой жёлтый крест на голубом поле. Так не возникнет ли здесь неких, может быть, странных аллюзий. Исторические факты свидетельствуют о том, что ещё Богдан Хмельницкий заключил в 1657 году тайный договор со шведским королём Карлом Х дедом Карла ХII , и попытался выслать 12-тысячное войско на помощь шведам, боровшимся в то время с Польшей.

При чтении складывается представление, что царь выразил благодарность Мазепе за безупречную службу его казаков. Но острогожские казаки никогда в подчинении у гетмана не были и входили в состав слободских казачьих полков. Накануне и во время Руины их предки из Малороссии переселились в воронежские земли, — заявил Николай Сапелкин. По мнению историка, если заменить надпись, то «тогда этот монумент станет достойным памятным знаком острогожским казакам». Встреча, по преданию, проходила в специально подготовленном шатре на площади.

Мазепу не только не убили на месте, но отвезли в Сечь, где его, опять же, не разорвали на части, а с возможным уважением отправили к Ивану Самойловичу, приложив персональную просьбу атамана Ивана Сирко человека страшно жестокого помиловать. Его и там не казнили, и не сослали — он занял высокое положение в окружении Самойловича, а потом сыграл ключевую роль в его смещении. Несмотря на склонность к совершенно средневековым интригам, проявил себя настоящим гуманистом — в пору его гетманства казнено было всего два человека те самые Кочубей и Искра. Отношения его с Матрёной Кочубей были честными и платоническими — он просил её руки, не получил что не удивительно — связь с крестницей по церковным канонам считалась кровосмесительной и отправил её к родителям в неприкосновенности. Позже она удачно вышла замуж, а не была отправлена в монастырь, что было бы практически неизбежным, покусись Иван Степанович на её девичью честь. Её сооружения и сейчас производят впечатление своим размахом, охватывая минимум три киевские «горы» Печерскую, Зверинецкую и Лысую. Объекты крепости разбросаны по площади более 1000 гектаров… Мазепа пользовался исключительным доверием со стороны и царевны Софьи, и Петра. И дело не только в том, что он пришёлся ко двору со своими европейскими манерами и огромными знаниями в хитросплетениях европейской политики он разбирался чуть ли не лучше Посольского приказа и был ценим столь высоким профессионалом, как Емельян Украинцев. Как предполагает автор биографии Мазепы Татьяна Таирова-Яковлева, доверие Петра было не случайным — скорее всего, он сыграл отнюдь не пассивную роль в перевороте 1689 года в это время был в Москве. Кстати, доверие Петра Мазепа полностью оправдывал до самого 1706 года. И тогда его выбор в пользу союза с Польшей и Швецией объяснялся полной уверенностью в том, что Россия будет разгромлена кстати, уверенность эта была всеобщей, а итоги Полтавы были неожиданностью для самого Петра. Вы всё ещё уверены, что это однозначно негативный персонаж? Бесплодное предательство Мазепа хотел вернуться в Польшу. Он не связывал свое будущее с Украиной. В перехваченной переписке он упрашивает польского короля дать ему владения в Белоруссии. При этом он клялся в верности царю Петру, целовал крест и нарушил клятву. Именно за это он и получил анафему. Причём провозгласил её местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский — уроженец Украины, к тому же находившийся в оппозиции к Петру. В данном случае он представлял независимую инстанцию, для которой вина Мазепы была очевидна. Но что получилось в итоге? В итоге: Карл XII рванулся на Украину, потерял корпус Левенгаупта c обозом в битве при Лесной, потерял войско под Полтавой… Предательство Мазепы сыграло против того, для кого он старался. Если бы Пётр действительно хотел заманить Карла в полтавскую ловушку, то сделанное Мазепой было бы сейчас известно как уникальная разведывательно-диверсионная операция — куда там Штирлицу. Но Пётр не хотел. Он сам был шокирован легкостью побед при Полтаве и Переволочной. Над ним ведь тяготело поражение под Нарвой.

Петр I: Мазепа (1639-1709)

Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Гетман Мазепа – «иуда» Петра Великого, почему он предал русских, которым присягнул на верность. Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. Главные новости. Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла.

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство...» XXII

Выйдя из Первой мировой войны главным ее бенефициаром, во втором десятилетии XX века Соединённые Штаты Америки пережили невиданный экономический бум. • Мазепа боялся, что Петр узнает о его переписке, и поэтому не ездил к Меньшикову на совещания. В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. Мазепа явно был искренен, когда говорил своим приближённым, что примет сторону Карла XII, только если увидит неспособность Петра оборонить не только Украину, но и саму Москву. Но буде они, презрев сию Нашу Царскаго Величества милость и от неприятеля Нашего, Короля Шведскаго, и от него изменника Мазепы, в то определенное время отлучась не возвратятся: то объявляем их, сею Нашего Царскаго Величества грамотою, за изменников Наших. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости.

Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи

Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее.

В «Истории России» С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей.

Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О. Ковалевской, версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [19]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе.

В 1689 году , после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную.

Отдельное малороссийское войско подчинялось гетману даже при совместных военных действиях против Турции и Швеции. Оно, как Донское и Калмыцкое, никогда не ставилось в линейных сражениях, где русские солдаты терпели жесточайший урон. Рекрутских наборов вплоть до 1783 г. Под русским протекторатом Гетманщина представляла отдельную таможенную территорию и таможенные сборы обогащали только гетманскую казну. Правительство Петра I даже не знало величины и источников доходов гетмана и старшины малороссийской шляхты.

Налогообложения в пользу единого государства с гетманства не было. Не существовало и общего законодательства. Для русских войск в Малороссии из гетманской казны средства не поступали. Обременительные постои солдат на дворах казаков и старшины не допускались. Старшину и казаков не заставляли насильно менять одежду и сбривать растительность на голове, как в России. Благодаря русскому протекторату и договорам с Речью Посполитой 1686, 1704 г.

Гетман Мазепа в «процветавшем Левобережье дал старшине сытую, зажиточную жизнь»,8 углубив расхождение между ней и малороссискими низами. На Правобережье Днепра Москва защищала малороссийские интересы, занимая антипольскую позицию против союзной Речи Посполитой. Не было заселения гетманских земель русскими, наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий малороссами, искавших защиты от поляков и крымцев под защитой России. О «неволе» и колониальной зависимости Гетманщины от России не могло быть и речи. Казачья старшина на Левобережье Днепра, хотя не называла себя ни шляхтой, ни дворянством, но, присвоив права шляхты, владела имениями, судилась по шляхетским правам, выбирала из своей среды управителей на все административные должности, не платила налогов и не несла общих повинностей. Дети старшины пользовались преимуществами по службе.

Общество Гетманщины расслоилось на привилегированных и зависимых. Гетманщина управлялась классом, наделённым теми же привилегиями, против которых боролся народ с 1648 г. Грушевский, старшина «превращалась в помещичий класс, захватывала земли свободные перед тем или считавшиеся войсковыми; закрепощала крестьян и казаков и верно служила московскому правительству за содействие в этих делах… В руках старшины собралась огромная масса земель... Новая панщина сильно раздражала крестьянство». Среди другой части старшины не было желания присоединяться к Польше, ибо с приходом поляков возникала угроза лишиться имений, но она могла иметь единство взглядов против России и петровских реформ на Малороссии. Губернии России В 1687-1708 гг.

Гетманская автономия в самодержавной России стояла как никогда высоко, причём Мазепа имел безоговорочную поддержку Москвы. Как «гаранту стабильности» на юге России, 14 июня 1708 г. Высшие чины царства именовали его «сиятельнейшим и превосходительнейшим господином гетманом и кавалером, милостивым благодетелем». Начиная с Великого посольства Петра I , русская дипломатия стремилась охватить все страны Европы. Региональная гетманская программа в антипольском и антиосманском аспекте хорошо вписывалась в русскую. Идея «соборной Гетманщины» состояла в том, чтобы собрать воедино как можно больше земель на Правобережье Днепра, Запорожье и при возможности, русскую территорию, заселенную малороссами земли Белгородского разряда — «Слобожанщину» при максимальном расширении автономии в составе России.

Войны России с Турцией и Крымским ханством приветствовались, как средство предотвращения угона рабов с пограничных южнорусских территорий. Совместные походы малороссийского и великороссийского войска в Причерноморье, на Азов и турецкие форты на нижнем Днепре не считались «бичом» для Гетманщины, как ныне пишет украинская историография. Самостоятельное завоевание причерноморских степей и выхода к Чёрному морю, распространение гетманской власти на западно-славянские земли Волынь, Галичину и др. Балтийская политика Петра I, начатая в 1700 г. Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» малороссийские старшины не видели. Известно, что основная тягота войны против шведов легла на великорусские земли, из которых беспощадно собирались деньги, кровь и пот.

Тяжким бременем были рекрутские наборы в армию и флот, где служба была крайне тяжёлой, в отличие от службы казаков в милиционных территориальных полках. На галерные корабли, где условия были схожи с каторжными, малороссийских казаков не посылали. И, несмотря на это, казачьи старшины воспринимали болезненно привлечение малороссисского казачества для обычной казацкой службы — набегов, конвоя на северном театре военных действий, называли это «московским ярмом». С 1687 г. Под русским протекторатом за 21 год любимец Петра I, гетман Мазепа «благодаря щедрым дарам царя собрал около 20 тысяч имений и стал одним из самых богатых феодалов Европы». Значительная часть богатств была сосредоточена в гетманской резиденции — Батурине.

В Севском уезде России ему принадлежало две волости тоже с несколькими тысячами крестьян. Доходы гетмана Мазепы превышали 200 тысяч рублей в год. Малороссийский «народ от сего Июды проклятого зело утеснённый всегда плакал, чего мы не ведали доселе» — сокрушался Пётр уже после измены гетмана. Ища поддержки у духовенства, часть выжатых из народа денег Мазепа тратил на строительство церквей и монастырей, наделял церковников вкладами и сёлами и собрал огромную личную казну. По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и не жалея себя, боровшихся с ними — русским князем Дмитрием Донским в 1378-1380 , чехом Яном Жижкой в 1419-1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444-1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457-1504 , венграми Яношем Хуньяди в1439-1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456-1490 , Ференцем II Ракоци в 1703-11 и малороссом Богданом Хмельницким в 1648-57 гг. Роль Мазепы в истории можно сопоставить лишь с господарем Валахии К.

Брынковяну 1654-1714 , тоже скопившим значительные богатства и развернувшим культурное строительство. Иван Мазепа не считал Верность верхом добродетели. Внимательно следя за политической конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев и неоднократно изменял «малороссийской идее». В 1654 г. Около 1655 г. Заметив его рвение, король за свой счёт послал его в Европу на три года «шлифовать образование».

В тяжёлый 1660 год русских поражений Мазепа приложил руку к переходу гетмана Юрия Хмельницкого на сторону ляхов. Как писал в своих мемуарах шляхтич Ян Хризостом Пасек 1636-1701 , Мазепа предал 1661 г. Юрия, обвинив в том, что он якобы пытался поднять литовское войско против польского короля. Насквозь пропитанный польской культурой Мазепа перенял идеи польской мегаломании «мании величия« и мессионизма — «Польша форпост католицизма против азиатской дичи», эти идеи широко распространялись с конца XVI века. Однажды в приёмной короля после издевательского приветствия Паском: «Челом, пан есаул! Оба схватились за сабли, их разняли.

В 1663 г. Мазепа принял участие в дипломатической подготовке польского похода на Левобережье Днепра. Мазепа бросил польскую королевскую службу и остался у Тетери. По-видимому, это случилось из-за его скандального адюльтера с женой магната пана Фальбовского и последовавшего после этого позора. В 1666 г. Мазепа перекинулся на службу восставшего против поляков гетмана Петра Дорошенко.

При нём он возглавлял его личную охрану и получил чин войскового писаря. Вместе с Дорошенко Мазепа с 1669 г. В 1674 г. Мазепа, сменив обличье, стал служить православному государю и Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против османов, а против поляков. Однако тогда это шло вразрез с политикой России, стремившейся закрепить за собой Левобережье Днепра путём мирного соглашения с Речью Посполитой.

Самойлович же пытался объединить оба малороссийских берега Днепра и порицал русско-польский Вечный мир 1686 г. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В. Мазепа, вопреки «малороссийской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику. Неудачу Крымского похода 1687 г. Благодаря В. Голицыну и смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г.

После присяги Мазепе были вручены гетманская булава, бунчук и царская хоругвь. В октябре 1708 г. Вместе с тем русский царь не был для Мазепы «заклятым врагом». Он не думал о «независимости» Малороссии вплоть до Карпат. Главным для Мазепы было сохранение богатства, стремление властвовать вместе со старшинской верхушкой над крестьянством, как шляхта в Польше, с предпочтением остаться вне военных действий и под крылом победителя. Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену и в обмен за прощение при условии гарантии европейских держав обещал Петру I захватить в плен шведского короля Карла XII и снова вернуться под протекторат России подробнее см.

Нельзя не признать, что Мазепа, как мастер скрытных действий и тонкий психолог, обладал виртуозным, почти гипнотическим даром внушать свои идеи и чувства. Можно поражаться мастерству его лицедейства: при внутренней неприязни к великорусской культуре и русским, он стал почитаемым политиком в глазах Москвы и почти другом Петра I. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей казацкой старшины и московской верхушки вместе взятой. Он был мал, худ, с волосами завитыми на польский манер. Хотя ему в то время было более 60 лет, он сохранил много огня и честолюбия, подталкивающего к большим начинаниям. В знак его гетманского достоинства перед ним носили серебряную булаву, а за ним бунчук из конского хвоста, как у турок».

Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, порядочно говорил на латыни, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В отношении Москвы тактика Мазепы, состояла в том, чтобы не «дразнити москаля», но делать всё по-своему. С последним трудно согласиться — русское правительство как раз за его реальные промосковские действия щедро награждало гетмана и «за веру и верность» отметило в январе 1700 г. Андрея Первозванного. Союзник царя Петра — польский король Август II вручил в 1703 г. Контакты с поляками прикрывались пересылкой в Москву почти всей гетманской корреспонденции и даже выдачей подсылаемых к нему агентов.

На самом видном месте в батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I. Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены». Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе.

Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г.

В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Моральных ограничений гетман не знал. Сильная похотливость, перекрывала в нём христианскую нравственность. Как указывалось, за блуд с замужней пани Фальбовской он был опозорен её мужем в 1663 г.

Издатели, публикующие через 300 лет любовные записки опытного ловеласа, считают их образцом якобы возвышенно-искреннего чувства. Вслед за шведским историком Енсеном можно повторить, что при своём вероломстве, хитрости и «ненасытном эгоизме эпохи Руины» он не был ни малороссийским державником, ни исторической личностью. Шведская сила выбила немало крупных фигур из Северного союза и нарушение верности малороссийским гетманом стояло в череде таких же перемен в Речи Посполитой, произошедших в 1706-1707 гг. Под угрозой штыков к марионеточному королю Станиславу I Лещинскому откачнулись магнаты Любомирские, великий канцлер литовский Кароль Станислав Радзивилл, воевода русский Ян Станислав Яблоновский, литовский подканцлер Станислав Щука. После отречения Августа II на шведскую сторону перешел командовавший саксонцами генерал-лейтенант М. Генерал-майор Адам Шмигельский «польский Гектор» , уходя к шведам, пытался в качестве трофея захватить А.

Меншикова, но вместо него пленил генерал-лейтенанта русской службы Г. Пфлюга тот позже сумел освободиться. Великий литовский гетман князь М. Вишневецкий, который знал о намерениях Мазепы, с января 1707 г. Об этом в феврале 1707 г. Левенгаупта из Риги и одновременно уверял царя в своей верности.

Русский резидент А. Дашков, несмотря на то, что слышал антироссийские высказывания в окружении великого литовского гетмана и, зная, что в Вильно появлялись шведские офицеры, слепо верил Вишневецкому и убеждал русское правительство, что тот никогда не отойдет от союзных отношений с Россией. Приняв русские деньги на литовское войско, Вишневецкий переметнулся к шведам, однако в мае 1708 г. Следствием были бунты и выступления против царской власти в Астрахани, Башкирии, на Дону и Гетманщине. В июне 1708 г. Также, как позже и Мазепа, они провоцировали против царя Османскую империю, сообщая, чтобы султан не верил великому государю, потому что он многие земли за мирным состоянием разорил и готовит корабли и каторги и иные воинские суды и всякой воинской снаряд.

Какую религию исповедовал Мазепа? Как отзывался о своих соотечественниках — малороссийских крестьянах и казаках? Как стал гетманом?

За какие заслуги Петр I ввел его в свой ближний круг? Почему современная украинская пропаганда лепит из Мазепы образ героя?

Мазепа 1639 — 1709 Курс Владимира Мединского Петровские времена О выпуске По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе.

Мазепу можно по праву назвать «серийным предателем». Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе. Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его жизнь и карьеру.

МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ

Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра.

Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме».

В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов.

Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков.

Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Сирко [18]. Схватившие Мазепу запорожские казаки переправили его левобережному гетману Самойловичу. Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [14].

По поручению Самойловича, Мазепа каждый год ездил в Москву [источник не указан 1309 дней]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 года на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [14]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.

Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [14]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине.

Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [19]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [20]. По мнению О. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [21]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе.

В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» [20]. Из « Киевской старины » Когда в 1689 году на русский трон взошёл молодой и энергичный Пётр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать власть имущих людей.

Стареющий гетман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах, со временем между ними возникла тесная личная дружба. В начале 1690-х ему пришлось хлопотать над усмирением восстания некоего Петрика на Украине [14]. В 1691 — 1692 годах он поднимал сечевых казаков одновременно и против гетмана Мазепы, и против русской власти. Истинный самостийник, был он против любого иноземного владычества, в том числе и против поляков. Однако он не смог склонить запорожских казаков на свою сторону и вошёл на Украину из Крыма только с татарами и с небольшими отрядами сторонников из казаков. К нему пристали также сторонники из простого народа, «посполитой черни».

Но уже подступив к пограничным городам Украины, татары бежали назад в Крым, испугавшись превосходящего по численности войска Мазепы. Ушёл с ними и Петрик, который в дальнейшем предпринимал ещё несколько попыток восстания, пока в 1696 году не был убит отрядами Мазепы [23] по другим данным, дожил до 1708 года при Молдавском княжеском дворе. Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову [источник не указан 954 дня] и снискал ещё большее доверие Петра [источник не указан 954 дня]. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». С этого времени гетман именовался в документах «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман и славного чина святого апостола Андрея кавалер». Мазепа был лишён ордена в 1708 году после перехода на сторону шведов.

В начале Северной войны Мазепа помогал Петру I: в 1704 году , воспользовавшись восстанием против Речи Посполитой и вторжением в Польшу шведских войск, занял Правобережную Украину и неоднократно предлагал Петру I соединить обе Украины в одну Малороссию, от чего Пётр отказывался, так как был заключён договор с Польшей о разделе Украины на Право- и Левобережную. В 1705 году совершил поход на Волынь , на помощь союзнику Петра — Августу. В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве , где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России [24].

Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г.

Героизма в нём не было ни капли. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Просчёты Мазепы Слухи об измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опёку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны» навечно сохранить все права и вольности и оповещал, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский, с татарской ордой на Киев, что казакам не надо опасаться шведов, которые не пойдут против них 11. Благодаря искусному лицедейству гетман умело нейтрализовал слухи об измене.

Все доносы на него русское правительство переправляло ему же в руки. Если Богдан Хмельницкий сознавал свою силу, будучи вождём освободительной войны, то Мазепа понимал своё бессилие, видя стремление украинского народа к сближению с Россией. На уровень равноправного со Швецией и Речью Посполитой государства вывести гетманство он не мог. Возможно, в мае 1708 г. По первому желанию Станислава I Мазепа обязывался идти с казаками туда, куда тому будет угодно. Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское «герцогства» переходили в польское подданство.

Назначался день, когда Мазепа раскроет старшине договор и та одобрит его 12. О нём поначалу не знала ни старшина, ни, тем более, вся Украина. Идея политической независимости гетманства ошибочно опрокидывается украинскими историками из современности в XVIII век. Таковыми считаются: ограничение полномочий гетмана, утверждённых на р. Коломак; план Меншикова якобы «уничтожить казацкую старшину, а следовательно, и всю административную структуру Гетманщины»; намерение светлейшего князя стать гетманом после смерти Мазепы; намётки реформирования казацких полков; план 1707 г. Конечно, Россия, как любое абсолютистское государство Европы, подбиралась к ликвидации украинской автономии, но процесс этот растянулся до 1783 г.

Да, из Малороссийского в Разрядный приказ под власть киевского воеводы Д. Голицына переводились «все малороссийские замки, в которых стояли русские люди» 15. Но Пётр не стал выделять особо боеспособные казацкие полки, которые могли бы служить в гетманском войске на постоянной основе. Точно также он не собирался переводить донцов, калмыков и башкир в регулярные формирования. Верно, «светлейший князь» был бы не прочь завладеть гетманской булавой, учитывая его желание стать курляндским герцогом в 1711, 1726 гг. Но это были только его мечты — всех гетманов русское правительство намеренно выдвигало из украинцев.

Старшину хотели не уничтожить, но слить с русским дворянством. Печерская крепость, хорошо вооружённая артиллерией, стояла неприступным форпостом у Киева. Для Мазепы, примерявшегося к роли польско-шведского вассала, оставление без русской защиты Киева было бы не «трагедией», а подарком. Недаром летом 1708 г. И для того господин фельтмаршал у конницы и у пехоты учредил по маеору, дав им инструкцыи с полною мочью, дабы смотрели, чтоб ни от кого из войск обид и разорения чинено не было, и кто в том злочинец сыщетца, тех велено для постраху иным казнить смертью» 17 , — писалось в реляции к Петру I. Верно оценивать дальнюю перспективу Мазепа оказался не способен.

Он упустил из вида мощный подъём русской военной промышленности и резкое усиление боеспособности Русской армии, которая имела неограниченные ресурсы для пополнения и сильный русский тыл, работавший на войну. Он не придал значения русским победам при Калише 1706 г. Мазепа счёл военную мощь скандинавов несокрушимой и уверовал в план Карла XII развалить Россию на отдельные феодальные владения. В 1707 г. Мазепа заверял Лещинского, что на Украине всего 7 тыс. Гетман не предостерёг Карла XII о трудностях похода на Москву, об огромных расстояниях, редких и плохих путях сообщения, o построенной против шведов оборонительной линии, о низкой плотности населения и невозможности регулярного снабжения армии провиантом.

Поворот шведов на Украину застал гетмана врасплох. Потратив немало собранных с украинского народа средств на церковное строительство, он мало расходовал на промыслы, укрепление городов и батуринской резиденции. Казаки в полках и гарнизонах не готовились к отложению от православного царя. На песке была построена надежда, что скандинавский протектор сможет контролировать огромные пространства Речи Посполитой и «все осколки Московии». Почти век украинский народ и московские цари бились за освобождение древнерусских земель, и не считаться с будущей борьбой украинцев и России против включения Гетманщины в состав Короны Польской было большим промахом. Втягивание народа в будущую тяжёлую войну с Русским государством было чистой авантюрой.

Бегство из гетманской столицы 16 октября, за неделю до измены, Мазепа призывал прятать хлеб, чтобы ничего «не попалось шведскому грабительству», и велел всенародно проклинать шведов в церквах как ненавистников православия 20. Примерно тогда же он отправил двух посланцев к Карлу XII, которые прибыли в шведский лагерь 18 19 октября 21. Тогда же вооружённые силы России стягивались на Левобережную Украину для её защиты. Упрёки, что Пётр I нарушал обещание защищать «верного вассала», принятое Россией при избрании Мазепы в 1687 г. К Батурину же приближалась вся армия короля, которая без боя могла взять гетманскую столицу. Из-за растерянности Мазепа забыл, что русское командование ещё со времён военного совета в Жолкве в 1707 г.

Шереметев 1 ноября получил приказ царя отходить от Шведской армии на восток к Глухову, и в тот же день такое же распоряжение получил Меншиков 23. Всего под рукой у Мазепы было две трети наёмного корпуса — 3 компанейских конных и 4 сердюцких полка 3—3,5 тыс. С 70 орудиями в том числе и крупного калибра продержаться в крепости было реально.

Подобные случаи произошли с трансильванским князем Ференцем Ракоци, бранденбургским кюрфюрстом Фридрихом I и польским королем Станиславом Лещинским. Украинская казацкая верхушка, речпосполитская и венгерская шляхты, молдавские бояре, ливонские бароны осознавали себя народом- политической нацией, от которой зависела жизнь их родины. Они в своих представлениях и идеях «заботились» о вольности «поспильства» — правах крестьян и мещан. Интересно, что простой народ, по историческим свидетельствам, в значительной степени также это признавал.

В таких условиях казацкие интеллектуалы оправдывали пером вольности своего народа, то есть право своей родины на самобытное развитие. Следствием интеллектуальной защиты украинской государственности стала идея происхождения казачества «от хазар». Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки и авторов рукописей, которые он использовал , Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи. Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой. По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами.

Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в. Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого. История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам. По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства.

Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством. Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской. Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета.

Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы

В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I. Только актуальные события Воронежа и Воронежской области на сайте Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко.

Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю

А раз так — нечего оставаться на стороне неудачника! Иван Степанович сумел наладить контакты со шведским королевским двором, получил возможность через своих тайных посланников вести переписку с самим королем. В 1708 году, когда Северная война подошла к, казалось бы, катастрофическому для русской стороны рубежу, Мазепа уже в открытую переметнулся к шведам. При этом он наобещал Карлу XII, что передаст для его армии большие запасы продовольствия, оружейных припасов, собранные в Малороссии, а также приведет с собой огромное гетманское войско, не желающее воевать за русского царя. Однако эти посулы оказались далеки от реальности. Вместе с Мазепой на сторону противника перешли лишь отряды численностью от 3 до 7 тысяч запорожских казаков. Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа безвестно пропал, и сумневаемся мы того для, не по фикциям ли каким неприятельским». Еще бы, ведь совсем недавно гетман, посылая письма царю, говорил в них о своей бесконечной преданности: «Не могут меня никогда ни стрелы, ни огонь разлучить от любви пресветлейшего всемилостивейшего государя моего». Однако факт предательства подтвердился и вызвал сильнейший гнев у российского монарха.

Конечно же, Петр I сразу распорядился избрать нового предводителя запорожских казаков, им стал полковник Иван Скоропадский. А чтобы искоренить все следы подлого перебежчика, царь велел перенести резиденцию гетманов Левобережной Украины из прежнего «мазеповского» Батурина в город Глухов. Но всего этого было мало. Император очень хотел покарать самого предателя. Но поскольку Мазепа, находившийся теперь в стане шведов, был недосягаем, устроили его заочную казнь. Она состоялась в Глухове 9 ноября 1708 года. На показательную церемонию специально приехал сам Петр с приближенными, собрались войска, представители духовенства, казаки… Сохранилось описание происходившего: «Персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил». Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост.

Был прочитан указ о лишении изменника всех чинов и званий. Потом с манекена сняли ленту ордена Андрея Первозванного да вдобавок еще и патент, выданный на этот орден, публично разорвали , и наконец палач вздернул куклу на виселице. Вслед за тем «вора и изменника» предали анафеме во время богослужений в храме города Глухова и в кремлевском Успенском соборе. Анафему этому суперпредателю возглашали в храмах Российской империи ежегодно на протяжении более полутора столетий. Однако даже столь суровые меры не утолили до конца жажды мщения обманутого в лучших своих чувствах Петра I.

Русское командование серьезно опасалось массовых народных выступлений. Так, командовавший черниговским гарнизоном полковник Иван Вельяминов-Зернов получил от князя Д. Голицына известия «о недоброй ведомости о Мазепе» то есть видимо пока только об исчезновении, но не об измене 27 октября.

В тот же день это известие подтвердил ему и черниговский казацкий полковник. Вельяминов-Зернов сомневался, как жители Чернигова отреагируют на происшедшее: «А в жителях черниговских еще не мнитца чему ныне быти». Но опасаясь худшего сетовал: «Толко, государь, опасает нас безлюдство» 128. По сообщению польского лазутчика, Иван Вельяминов-Зернов заставил черниговского полковника Павла Полуботка и его казаков принести повторную присягу на верность, а также «подобно невольникам» участвовать вместе с московскими солдатами в укреплении валов черниговской крепости, располагавшейся в старой части города. Опасаясь восстания, Вельяминов-Зернов приготовил ее к обороне, сломав вокруг крепости все строения на расстоянии мушкетного выстрела, укрепив ее валы и сосредоточив там значительные запасы провианта на случай осады, как надо предполагать не только шведской, но и казацкой. Тревога у Москвы большая, из-за того, что гетман изменник», — сообщал шпион. Он даже преувеличенно, как думается, отмечал, что «русские казаков боятся больше, нежели шведов», что казачество упрекает поляков, что не пришли им на помощь, чтобы «подушить москалей». По его словам казаки в Любече, услыхав об измене Мазепы стали «бунтовать и грабить» стоявших там людей троцкого воеводы Михала Казимежа Котла.

Только прибывшему из Черкасс любецкому сотнику, находившемуся видимо в отъезде, удалось успокоить беспорядки 129. В Быхове, где также стоял русско-украинский гарнизон отмечалось, что местный комендант Дмитрий Воронцов с недоверием относится к казакам, в связи с переходом Мазепы на сторону шведов 130. По сообщениям Д. Воронцова А. Меншикову в начале июля месяце в крепости насчитывалось 543 казака стародубского полка, двести из которых покинуло Быхов в ночь на 8 июля, не выдержав тягот службы. В связи с этим комендант просил стародубского полковника И. Скоропадского сменить казацкую часть гарнизона, поскольку и остальные казаки грозились покинуть Быхов, сетуя, что «живут в Быхове болше году». Вскоре из крепости бежал еще 31 казак, но в августе, наконец пришла долгожданная смена — 500 казаков черниговского и стародубского полков 131.

Яков Брюс, посланный в Глухов на рекогносцировку для поиска места для базирования русских войск в самом конце октября отмечал, что когда русские войска вошли в город, то простые горожане обрадовались этому, тогда как местная старшина отнеслась к этому с недовольством, а особенно глуховский сотник, детям которого, по словам местных жителей, Мазепа приходился крестным отцом 132. О численности русских гарнизонов на Украине свидетельствует письмо от 28 ноября А. Меншикову от князя Григория Волконского, стоявшего со своими войсками в Сорочинцах: «фортеца велика, а людей зело мало, обнять ни половины не ким, и пушкорей нет» 133. Впрочем бригадир Александр Григорьевич Волконский, вошедший со своим Ингерманладским полком в Полтаву 3 декабря, отмечал, что полтавские мещане и казаки во главе с наказным полковником встретили его «ласково» перед городом 134. Показательно, что в петровском указе от 27 ноября с указанием впустить в Полтаву Волконского о расправе с засевшими в Батурине сердюками уже не упоминалось 135 , однако возможность сопротивления полтавских жителей русскому гарнизону предусматривалась в наказе Волконскому. В этом случае ему предписывалось штурмовать Полтаву 136. Возможно включение этого положения в наказ было вызвано ходившими по Украине слухами о том, что полтавский полковник И. Левенец сторонник Мазепы 137.

В письме Г. Головкина от 26 ноября жителям городов Опошни и Котельвы с указанием впустить посланные для их обороны русские войска о судьбе Батурина также не говорилось не слова 138. Сословное недовольство казаков переплеталось с выступлениями социального характера. Куракин, посланный Петром в Киев в конце октября, отмечал, что «во всех местах малороссиских и селах были бунты и бургумистров и других старшин побивали» 139. Григорий Герцик — один из наиболее преданных сторонников Мазепы, арестованный в Варшаве в 1720 г. Были разграблены имения таких мазепинцев, как лубенской полковник Д. Зеленский, Д. Чечель, А.

Гамалея 141. Еще более сложной для русского правительства была ситуация на Правобережье Днепра, в районе Киева. Голицын 11 ноября сообщал канцлеру Головкину, что подозревает киевского войта в сочувствии измене Мазепы, который к нему «зело добр был» и не обременял никакими налогами. Отмечая, что войт приходил к нему «в великом сумнении», воевода писал, что «на Подоле будет дворов больше 2000, а людей соберется тысячь пять и с студентами», намекая на возможные беспорядки среди киевлян. Сторонником Мазепы, по мнению Голицына, был и роменский сотник Пирожский, однако киевский воевода, сообщая об этом Головкину, рекомендовал лишь выяснить у того, для чего тот «тайно роставил около Нежина своих казаков» 142. В последующем письме от 21 ноября Голицын сообщал, что присланный Мазепой в Чигирин бывший киевский полковник Мокиевский «около Чигирина многих возмутил». Поддержка Мазепы отмечалась среди жителей многих правобережных сел и деревень «от Киева даже до Бугу и до Днестра». Голицын опасался, что волнения могут перекинуться и на Левый берег Днепра: «А ежели со обеих сторон Днепра люди возбунтуютца, зело нам тяжко будет».

Жалуясь, что ему нечем противодействовать подобным выступлениям по причине нехватки войск, киевский воевода старался действовать более увещеваниями, и одновременно просил прислать подкрепления 143. Он убеждал Головкина, что и старшину, ушедшую с Мазепой к шведам, следует призывать назад под условием полного прощения 144. Где-то во второй половине ноября взбунтовались казацкие полки, находившиеся при союзнике Петра, польном литовском гетмане Гжегоже Огинском. По словам полковника одного из них М. Омельченко, казаки поспешили «в свое крае», оправдываясь тем, что что «теды уже нельзя было, поневаж зашла нас нестатечная ведомость о измене бувшого гетмана Мазепы» и казаки вынуждены были «поспешати днем и ночу до жилища своего» 145. Казацких старшин этих полков полковников белоцерковского, киевского, сотников каневского и чигиринского Д. Голицын «обнадеживал государевою милостью» и те «обещались и крест целовали верно государю служить». А гадячского полковника С.

Трощинского Голицын указал задержать в Киеве, поскольку он «Мазепе свой и полк свой в Киев не привел, а сказал: полк ево пошол иным трактом». Голицын, дознавшись, что тот полк стоит ниже Киева по Днепру, послал туда указ старшине, призывая казаков придти в Киев 146. О верности царскому престолу заявил Д. Голицыну один из авторитетнейших вождей правобережного казачества, соратник С. Палия — богуславский полковник Самойло Иванович Самусь, лично приезжавший в Киев к воеводе 147. По их мнению, изложенному в письме И. Скоропадскому 1710 г. Характерно, что обвиняя русское правительство в самых немыслимых злодеяниях и коварных намерениях в отношении Украины, запорожцы даже не вспоминали о сожжении Батурина 148.

Сходным образом оценивал политику России на Украине и такой враг России, как писарь Ф. В письме, запорожским казакам, написанном уже спустя много лет после описанных событий в 1734 г. О разгроме Батурина Орлик тоже не упоминал 149. Но дело даже не в этом. И Филипп Орлик, и запорожцы точно подметили суть политики Петра Великого на Украине в период между октябрем 1708 и июнем 1709 г. Русское правительство прекрасно понимало как всю важность лояльности украинского населения в борьбе со шведским нашествием, так и то, что любые репрессии только ожесточат малороссийских селян и казаков и станут причиной резкого усиления позиций Мазепы и Карла XII на Украине. Хотя единичные расправы со сторонниками Мазепы, конечно же, не исключались, как и арест членов семей ушедшей к шведам старшины 150 , все же следует признать, что Петр I в первые недели после измены гетмана действовал на Украине более пряником, нежели кнутом. Главное роль при этом отводилась переговорам и пропаганде.

В начавшейся «полемике манифестов» выражение Н. Обе стороны позволяли себе преувеличения и прямые искажения фактов, которые впрочем, были вполне в духе времени и существовавших политический традиций. Петр I соблюдал объявленную им амнистию, не обкладывал контрибуцией города, наоборот всячески подчеркивал, что малороссияне не несут никакой ответственности за поведение их гетмана. Не прибегал царь и к такой мере, как взятие заложников в знак сохранения верности из семей оставшихся с ним полковников и старшины. Уже позднее, в апреле 1709 г. Левенца были отданы в харьковские словесные школы, как заложники за отца 151 , но это пока единственный известный подобный случай за рассматриваемый период. Численность русских гарнизонов на Украине вплоть до прихода туда союзных Мазепе шведов была ничтожной что было следствием и безграничного доверия гетману со стороны Петра и русская полевая армия появилась там лишь после того, как туда же стал двигаться союзник Мазепы Карл XII. Характерно, что Мазепе не удалось зажечь пламя восстания и на Правобережье, где русских войск в ноябре практически не было.

Имевшихся у Д. Голицына стрельцов едва хватило бы для обороны Киева. Уничтожение батуринского замка явилось скорее исключением в политике Петра на Украине, и было обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, близостью шведского войска, которое могло не только заполучить это важное укрепление со всем гарнизоном и мощной артиллерией которой у шведов как раз не хватало , но и напасть на корпус Меншикова в случае его дальнейшего промедления, что значительно бы ухудшило положение русской армии перед решающим столкновением с Карлом XII. Во-вторых, поведением руководителей обороны города, отказывавшихся идти на какие-то переговоры, откровенно тянувших время и при этом провоцировавших стоявшие под городом русские войска. Нет смысла отрицать жестокости, совершенные русскими войсками при штурме и после взятия крепости. Но совершенно очевидно и то, что батуринскую трагедию никак нельзя считать спланированным актом устрашения с заранее предусмотренным полным уничтожением всех жителей города. Даже в пропагандистских целях русское правительство не особенно активно пользовалось произошедшим, не стремилось представить его как кару всему украинскому народу за измену гетмана.

Указания «смирять» тех, кто будет выступать на стороне Мазепы, давались в наказах командирам, но не объявлялись публично, поскольку Петр и его соратники осознавали, что никакого положительного эффекта это не принесет. Число жертв разгрома гетманской столицы, которое фигурирует в украинской историографии 14—15 тыс. Невозможно представить, чтобы за несколько часов, которые войска Меншикова стояли у захваченной крепости, могло быть уничтожено такое количество людей. Нельзя не согласится с тем, что Батуринские события сыграли определенный сдерживающий эффект, однако не он был решающим в исходе событий на Украине к концу 1708 г. Причины неудачи всей авантюры гетмана Мазепы стоит искать в его собственных просчетах и ошибках, а так же в том, что большинство господствующего класса Гетманщины не видело для себя особых экономических и политических выгод в принятии шведской, и тем более, польской протекции. Далекий протестантский властитель не говоря уже о короле-католике был чужд сознанию простых украинцев — казаков, селян и мещан, считавших своим «природным государем» русского самодержавного православного монарха. Приведенные выше многочисленные факты свидетельствуют о том, что казаки колебались, и какое-то число их, возможно, поддержало бы своего гетмана, если бы он не бежал под покровом ночи в лагерь шведского короля, а попытался бы самостоятельно организовать антироссийское выступление. Однако необходимо учитывать и то, что многие из отмеченных источниками волнений в октябре — ноябре 1708 г.

Простой народ, посполитые, пользовались моментом, чтобы выразить свое недовольство существующими порядками, а казаки как это было на Правобережье , чтобы сбежать домой от тягот службы. При этом поспольство и простые казаки также обращали свой взор на царский престол, ожидая обрести в нем защиту от арендаторов и новоявленных панов. Московское правительство, не имея во второй половине XVII в. Именно в этом сложном и длительном процессе, растянувшемся не на одно десятилетие, а не в мнимом «московском терроре» 1708 г. Документы Северной войны. Полтавский период июль — октябрь 1708 г. Там же. Красный архив.

В Лизогубовской летописи сохранились очень благожелательные отзывы о Б. Киев, 1888. Не исключено, что это свидетельство характеризует как раз действия Шереметева на Украине в 1708—1709 гг. Таирова-Яковлева Т. Костомаров Н. Наиболее полно борьбу украинцев против шведского нашествия осветил В. Борьба народный масс против нашествия армии Карла XII. Аналогичные грамоты были направлены и представителям украинского духовенства Там же.

Петр I — Ф. Тот же — В. Тот же — Ф. Мазепа… С. Крман Д. Георгиевский Г. Полтавский период ноябрь 1708 — июль 1709 г. Шутой В.

Осипов, ахтырский полковник — Г. Разрядные вязки. Вязка 49. Вторжение шведской армии на Гетманщину и Мазепа в 1708 г. Журнал или Поденная записка… С. Павленко С. Загибель Батурина 2 листопада 1708 р. Артамонов В.

Цитаты даны по данному изданию. Уитворт Ч. Сборник Русского исторического общества. Киевская старина. Летопись или описание краткое… С. Доба гетьмана Iвана Мазепи в документах. Лазаревский А. Исторический очерк Батурина.

Киев, 1892. Примечание 2. На этот факт обращает внимание С. Павленко Вказ. Приложение 1. Бантыш-Каменский Д. История Малой России. От избрания Мазепы до уничтожения гетманства.

Летопись или описание...

Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. После свержения Самойловича на коломацкой раде в 1687 году Мазепа был избран гетманом.

Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана - город Батурин - становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета. Принял участие во втором крымском походе Голицына.

В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году [8]. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская , происходила из старинного шляхетского православного рода на Белоцерковщине , которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку [9]. Современный российский исследователь Мазепы Т. Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» приводит данные, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат под Дрыжеполем 1655.

После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печёрского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме «Полтава» названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [10] [11]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась.

Образование и жизнь при дворе польского короля Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [12].

Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Паска, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. По его известиям, в 1661 году Мазепа, оговорил перед королем своего товарища Паска.

Паска арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забывая причиненного ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, Мазепа схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные приняли сторону Пасека потому что не любили и не уважали его из-за украинского происхождения. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны».

Он призвал к себе Паска и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [13]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Иоанна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора.

Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [14]. Паск в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [13]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своем старом отце, жившем в своем имении, в селе Мазепинцах» [13].

Карьера Памятный камень на месте избрания Мазепы гетманом Украины [15] [16] В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [17]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом писарем. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников.

По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Сирко [18]. Схватившие Мазепу запорожские казаки переправили его левобережному гетману Самойловичу. Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [14]. По поручению Самойловича, Мазепа каждый год ездил в Москву [источник не указан 1309 дней].

В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 года на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [14]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы.

В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [14]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее.

Почему Мазепа предал русских и Петра

Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно». В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. Смените садовника P.S.: После бегства Мазепы Петр в традиционной для него манере разрубил гордиев узел и урезал автономию Гетманщины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий