Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Главная» Новости» Кто такие лезгины.
Лезгины: происхождение и этническая принадлежность
- История лезгин
- Лезгистан – миф или реальность?
- LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги? - Наша Армения
- Название-загадка
- Кто такие лезгины и где живут: от кого произошли и что это за нация, сколько их в мире и Дагестане
Лезгинский культурный журнал
При этом второй по численности народ в государстве — лезгины — подвергаются дискриминации, как отмечает NovostiNK. А конфликтный потенциал между лезгинами и азербайджанцами зреет и в Закавказье, и в Дагестане. Как утверждают аналитики, проблема может коснуться и России. Корень её кроется в том, что азербайджанцы не согласны с интерпретацией истории лезгинского народа, которая не вписывается в национальную идеологию, созданную официальным Баку. Лезгинские историки считают свой этнос прямыми потомками жителей Кавказской Албании, которая в древности занимала часть современного Азербайджана. Но позднее, гонимые тюркскими завоевателями, они вынужденно ушли с равнины в горы.
А азербайджанские историки, напротив, нашли тюркские корни у древних албан. Ещё в 1921 году в стране начались переименования населённых пунктов на тюркский лад и активная тюркизация.
По данным Переписи 2010 года - 473722. По данным Переписи населения 2020 года - 488 608. Язык лезгинский нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Мусульмане-сунниты, есть шииты.
Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны по-лезгински — вахчагар. Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается. Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки так как издревле их носило только высшее сословие , реже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом. Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения. Женский костюм для лезгинки — это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги — вязаные чулки и чувяки. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана. Численность лезгин по переписи 1959 г. Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком. На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка , подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский оба в Дагестане и кубинский в Азербайджане. Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект. Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков. Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В 1812 г. Курахчая и низовьях р.
Считаем, таким образом, можем оказать содействие в сохранении языков, в том числе и бесписьменных, а также оказать содействие в возрождении тысячелетиями сложившиеся культуры и ценностей джамаатских отношений нашего народа. Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации. Президент Фонда возрождения лезгинского народа «Лезгины» М.
История народов России: удивительный мир лезгин
Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т. В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры табак , проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство особенно у лезгин Азербайджана , птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.
Еда Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты. Хлеб выпекается из кислого или пресного теста в виде лепешек. Для приготовления используется специальная духовка.
В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы.
Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты. В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы.
Лезгинская ритуальная еда — блюдо из сушеных бараньих ножек с кукурузой и зернами пшеницы, каша из муки хашил и халва из пшеничной муки Isis. Пьют свежее и простоквашу, делают сыр и масло, варят каши. Брак и семья Брак в основном заключается в соответствии с законами шариата.
Этапы брака: сватовство, сговор, помолвка, пребывание в «другом доме». Расположение патрилокальное. Последовательность знакомства супругов с новой семьей и новой семейной ячейкой: войти в семейную комнату общую , сначала пройти к источнику за водой, вернуться домой, снять запреты избегания.
В воспитании детей наибольшее внимание уделялось привычкам будущих занятий: воином и любовницей-матерью. Наука, образование Лезгины внесли значительный вклад в образование. Среди лезгин появилось много выдающихся личностей.
Известный мыслитель и идеолог Магомед Ярагский духовный лидер национально-демократического освободительного движения горских народов Кавказа в XIX веке оставил очевидный след. Научные идеи Шейха Ярагского продолжил его сын Хаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по материнской линии известного ученого Хасан-эфенди Алькадарского. Одним из видных ученых Кюринского района был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его сын Абакар-эфенди занял место учителя в местном медресе.
Эстафету научных исследований Абакар-эфенди принял его сын Абдул-Хамид-эфенди. Среди известных арабских ученых — Абдул-Хаким-эфенди, уроженец Самурской области, который жил и работал в селе. Он получил инвестиции от Магомеда Ярагского и стал наставником накшибенди тариката.
Сын Хаким-эфенди Молла Абдул-Гай также считался знатоком арабских наук. До конца жизни он занимался распространением знаний и науки в родном селе. Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди.
Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди. Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара вторая половина XIX века. Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди.
Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни. Свидетели продолжили Г. Алькадарский, М.
Гасанов и другие. Лезгины внесли значительный вклад в науку и образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине ХХ века стали А.
Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М.
Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А.
Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И.
Лезгины также заняли достойное место среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана. Это Рза Шихсаидов, первый уполномоченный по здравоохранению в Дагестане, окончивший Петроградскую военно-медицинскую академию в 1916 году. Первым народным уполномоченным по сельскому хозяйству в республике тоже был лезгин — села М.
Имена Г. Гасанова известны далеко за пределами нашей страны — Герой социалистического труда, лауреат Ленинских и государственных премий, доктор технических наук, профессор, внук известного ученого Хасана Алькадари, М. Лезгинцев — первый руководитель финансовой службы Красной Армии его сыновья — Г.
Лезгинцев выдающийся ученый и известный писатель, доктор технических наук, адмирал и М. Лезгинцев контр-адмирал, командир подводной лодки , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку — А.
Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н.
Лезгины гордо произносят имена братьев профессоров Аливердиевых, А. Агаева, Х. Рамазанов, У.
Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К.
Акимов, Г. Искендеров, С. Алкадарский, А.
Ганиева, Ф. Ганиева, Г. Гашарова, Ф.
Вагабова, Р. Кельбеханова, А.
Гостеприимство и куначество Одним из самых свято соблюдаемых обычаев у лезгин является гостеприимство. Не принять, не угостить самым лучшим считалось позором и унижением для семьи. Недаром лезгины большое внимание уделяли гостевой комнате — тавдин кIвал. В ней хранили неприкосновенный запас постельных принадлежностей для гостя. Пол застилали сумахами, а стены увешивали лучшими коврами.
Двери и шкафы украшали резьбой. В кунацкой обязательно устраивали тавун очаг , возле которого всегда хранилось топливо. Когда приходил гость, хозяева выходили навстречу и принимали у него коня. Уход за конем был обязанностью мальчиков и подростков. Они расседлывали его, обтирали, чистили, поили и кормили. А в летнее время отводили на присельское пастбище. Гостя провожали в кунац-кую, где тут же разводили огонь в холодное время года.
Усаживали гостя на лучшее место, подложив для удобства под спину налчаяр — нарядные подушки. Мужчины садились рядом. Женщины приходили поздороваться, коротко спрашивали о семье, о здоровье и выходили печь хлеб, готовить мясное блюдо. Готовили бесшумно, чтобы не привлекать внимание гостя, не беспокоить его. Приветствовать гостя приходили родственники, соседи, друзья хозяев дома. Угощения заносили в кунацкую молодые парни — сыновья хозяина дома или его родственники. Никто не расспрашивал гостя, для чего он приехал, до тех пор, пока сам не расскажет.
Если гостю нужна была помощь, хозяин дома и его родственники считали своим долгом помочь ему. Никто не мог безнаказанно обидеть гостя. Обиду, нанесенную гостю, хозяева воспринимали как собственную. Если кровный враг настигал его в доме кунака, гость мог чувствовать себя в полной безопасности: не только хозяева, но и их родственники становились на защиту, порой ценой собственной жизни. Гость, в свою очередь, придерживался определенных правил поведения. Он должен был вести себя скромно, быть немногословным; верхом неприличия считалось засматриваться на женщин дома. Он не должен был гостить долго, не объясняя цели своего приезда.
Гость не заходил в дом, если хозяина дома или старших женщин не было. Он ждал на киме годекан , где все наперебой приглашали его к себе. Но гость не принимал приглашения других, чтобы не обидеть своего друга. В тех случаях, когда человек попадал в селение, где не было знакомых, он шел на ким и после общих разговоров намекал присутствующим, что впервые в этом селении. Каждый предлагал свои услуги, но незаметно уступали право гостеприимства человеку состоятельному. Вот такая житейская хитрость. Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество.
Редко встречалась семья, которая не имела бы кунаков. Отношения куначества передавались из поколения в поколение. У вашего дедушки Наримана, например, есть кунаки в пятом поколении из высокогорного Куруша! Отношения между кунаками были такими же, как между родственниками. Они советовались при решении важных вопросов, помогали друг другу, участвовали в семейных торжествах. Народная медицина Постепенно люди стали понимать, что многие лекарства приводят не к выздоровлению, а, наоборот, к болезням. Поэтому сейчас чаще стали обращаться к народной медицине.
Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лезгиноязычные племена.
Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами.
Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов.
Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру.
Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н.
Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов.
Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии.
После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы.
По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского.
Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г.
Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал.
Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне.
Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть.
Какая история у лезгин? В начале нашей эры лезгины входили в мощную конфедерацию 26 племен Кавказской Албании. В V-X веках н. Позже лезгины жили в составе Дербентского эмирата. На момент прихода России на юг Дагестана конец XVIII века у лезгин имелось несколько союзных друг другу вольных обществ, боровшихся против нашествия иранцев. В состав Российской империи лезгины вошли относительно мирно еще в 1810-е годы. Однако затем последовало несколько мощных восстаний лезгин против произвола царских чиновников. Имам Шамиль пытался поддержать бунтовавших лезгинов, ходил в их земли походом. Но его воины были из Лезгистана вытеснены русской армией.
Кто по религии лезгины? Большинство лезгин - еще с древних времен мусульмане-сунниты шафиитского или ханафатиского масхаба.
Название народа
- Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины / Вагиф Керимов / ИА REX
- Лезгины: история, культура и традиции - ЛезгиЯр
- Традиции лезгинского народа дошедшие до наших дней
- Языковые сложности
- Этимология названия
- Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины
История лезгин
В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Лезгины — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.
Лезгины. История происхождения. Часть I
Лезгистан – миф или реальность? | древний народ с богатой историей и культурой, распространенный в различных регионах России, их традиции, язык и обычаи являются важными. |
Лезгины: shandi1 — LiveJournal | При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. |
Лица России. Кумыки и лезгины: yarodom — LiveJournal | Кажется кто-то решил отомстить Месси за ранние подъемыЛибо у Саши просто приступ нежности. |
История лезгин. Лезгины. История, культура, традиции | древний народ с богатой историей и культурой, распространенный в различных регионах России, их традиции, язык и обычаи являются важными. |
Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?
Сразу десять народов — лезгины, табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, аргинцы, удины, крызы, будухцы, хеналыкцы — стали советскими лезгинами, все на одно лицо, вернее, без оного — некими «лицами кавказской национальности», прочими среди прочих. Все кто здесь пишут о лезгин всякие оскорбительные и недостойные слова, это без сомнения не армяне. Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. древний народ с богатой историей и культурой, распространенный в различных регионах России, их традиции, язык и обычаи являются важными.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины
Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.
Лезгины. История происхождения. Часть I
Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища. Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше.
Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Второй день — день обряда бракосочетания В доме родителей жениха собирались гости и родственники, которые приносили подарки для молодых. Друзья жениха, свидетели, кадий и мулла заходили в помещение, где их ждали новобрачные, отец и дядя невесты.
Спрашивали у жениха и невесты, согласны ли они связать себя узами брака, читали молитву, совершали брачный обряд. После этого юношу и девушку называли мужем и женой. На третий день девушка покидала родительский кров и переходила в дом мужа. Здесь ее встречала свекровь с маленьким мальчиком на руках по преданию, взявшая малыша на руки девушка должна была первым родить сына. Чтобы жизнь была сладкой и счастливой, а свекровь и невестка не спорили и не ссорились, мать жениха угощала невестку медом. Девушка должна была съесть ложку меда из рук свекрови.
Отказать она не имела права. Молодые лезгины и лезгинки веселились на свадьбах отдельно. Современная молодежь празднует в одном зале ресторана, и девушки с парнями танцуют в одном кругу, но раньше было строго запрещено женщинам находиться в одной комнате с мужчинами даже во время праздника. Традиционный танец — lezginka. Его танцуют парни и старшие мужчины, демонстрируя во время танца свою ловкость. Если в танце принимает участие невеста, то родственники жениха должны оценить плавность движений, умение подчеркнуть достоинства партнера, оставаясь в тени мужчины.
Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.
Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками.
Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.
Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы.
Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган.
На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Лезгинские праздники Цуькверин сувар — Арбе, или Праздник цветов , отмечали в конце мая — начале июня, как только горы покрывались зеленью. Тамадой, или шахом, праздника каждый год избирали наиболее предприимчивого и весёлого мужчину в поселении. В назначенный день празднующие отправлялись в поход за цветами. Они надевали свою самую красивую одежду, заготавливали запас еды.
Зурнач и барабанщик зазывали людей весёлыми песнями. В полночь участники празднества уходили из селения и отправлялись в горы, где танцевали, пели, состязались, собирали цветы для украшений и крапиву, щавель, черемшу для пирогов. К вечеру первого дня возвращались домой. Молодых людей встречали старики, которым отдавали собранные цветы. ПIинийрин сувар — Кiару, или Праздник черешни, Читайте также: Где назначить встречу с Гименеем: официальная свадьба за границей — список стран — традиционный день земледельцев и скотоводов. Праздновали в садах в конце июня, и готовились к нему все лезгины и лезгинки в селении.
Джигиты объезжали коней, надевалась нарядная одежда, проводили скачки, пели песни и народные сказания. Плясались народные танцы. Девушки пели хором и по одиночке лирические или специальные обрядные песни.
Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа. В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной.
Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» лезг. Читайте также.
Точное время исчезновения Кавказской Албании неизвестно, но некоторые исследователи считают, что это произошло к 10 веку. Высокая частота гаплогруппы J1 в целом характерна для популяций Дагестана и обособляет Дагестан от других регионов Северного Кавказа. Эти гаплогруппы не встречаются нигде, кроме Европы, поэтому их обнаружение позволяет предполагать генетический вклад популяций Европы в генофонд лезгин.
Авторы этого исследования считают, что распространение носителей гаплогрупп I1a, I1b и I1c происходило из трех мест на территории Европы после таяния ледникового покрова Франко-Кантабрийский регион, регион на северо-западе Балкан и стоянки древнего человека на юге современной Украины.
Кухня лезгин Традиционная основа пищи лезгин — мясо-молочная и растительная бобы, зерно , хлеб из кислого и пресного теста, выпеченный в традиционных печах — хьаре. В городах Дагестана пользуется популярностью лезгинский тонкий хлеб. Кроме хлеба, популярностью пользуются различные пироги с начинкой из мяса, съедобных трав, творога. Популярны хинкал, шурпа суп с мясом , шашлык, голубцы. Мясо используется как в свежем, так и сушеном виде; в рационе значительное место занимали молочные продукты. Лезгинский костюм Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык. Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки. Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты.
Лезгины: история, культура и образ жизни народа
Позже лезгины жили в составе Дербентского эмирата. На момент прихода России на юг Дагестана конец XVIII века у лезгин имелось несколько союзных друг другу вольных обществ, боровшихся против нашествия иранцев. В состав Российской империи лезгины вошли относительно мирно еще в 1810-е годы. Однако затем последовало несколько мощных восстаний лезгин против произвола царских чиновников. Имам Шамиль пытался поддержать бунтовавших лезгинов, ходил в их земли походом. Но его воины были из Лезгистана вытеснены русской армией. Кто по религии лезгины? Большинство лезгин - еще с древних времен мусульмане-сунниты шафиитского или ханафатиского масхаба. Хотя есть и община лезгинских мусульман-шиитов, живущая в селе Мискинжа Докузпаринского района Дагестана.
Интересно, что лезгины приняли ислам одними из первых в Дагестане - мусульманская вера к ним пришла еще вместе с арабскими завоевателями в VIII веке нашей эры. До того предки лезгин были либо язычниками, либо христианами.
Вскоре после того как поезд тронулся, заходит кондуктор и собирает билеты.
Дойдя до уборной, стучит в дверь: - Билет, пожалуйста! Дверь приоткрывается и одинокая рука протягивает кондуктору единственный билет. Тот его забирает и уходит.
Завидев такое, кумыки решают по возвращении с конференции поступить так же. Но когда на обратном пути покупают один билет, с удивлением обнаруживают, что лакцы не покупают билетов вообще. Сев на поезд, кумыки направляются в одну уборную, а лакцы — в другую.
Как только поезд трогается с места, один из лакцев выходит из своего убежища и направляется к уборной кумыков. Стучится в дверь: - Билет, пожалуйста! Дверь слегка приоткрывается и одинокая рука протягивает билет.
Лакец хватает его и убегает к своим. Если вы обратите внимание, то недостатки являются как бы продолжением достоинств. Если бы аварцы много думали, то не были такими сильными неудержимыми в драке и спорте и т.
При этом речь идет про всю нацию целиком. Но когда сталкиваешься с конкретными людьми, то понимаешь, что недостатки всей нации не всегда воплощаются в каждом её представителе к сожалению, и достоинств тоже на всех не хватает. Спасибо за внимание Если будет интересно, возможно напишу про достоинства и недостатки других наций ЗЫ: Добра вам.
Р: нация мастеров. Лакская кожаная обувь заполнила не только Дагестан, но и часть России. Благодаря им мы носим приличную обувь из натуральной кожи, которую в России называют затем итальянской. Они же традиционно были лудильщиками. Но не пытаются активно учувствовать в борьбе за власть. На вокзале кумыки покупают три билета и видят, что лакцы купили лишь один. Все сели на поезд, кумыки заняли свои места, а лакцы направились в уборную и заперлись. Вскоре после того как поезд тронулся, заходит кондуктор и собирает билеты. Дойдя до уборной, стучит в дверь: - Билет, пожалуйста!
Дверь приоткрывается и одинокая рука протягивает кондуктору единственный билет. Тот его забирает и уходит. Завидев такое, кумыки решают по возвращении с конференции поступить так же. Но когда на обратном пути покупают один билет, с удивлением обнаруживают, что лакцы не покупают билетов вообще. Сев на поезд, кумыки направляются в одну уборную, а лакцы — в другую. Как только поезд трогается с места, один из лакцев выходит из своего убежища и направляется к уборной кумыков. Стучится в дверь: - Билет, пожалуйста!
При этом второй по численности народ в государстве — лезгины — подвергаются дискриминации, как отмечает NovostiNK. А конфликтный потенциал между лезгинами и азербайджанцами зреет и в Закавказье, и в Дагестане. Как утверждают аналитики, проблема может коснуться и России. Корень её кроется в том, что азербайджанцы не согласны с интерпретацией истории лезгинского народа, которая не вписывается в национальную идеологию, созданную официальным Баку. Лезгинские историки считают свой этнос прямыми потомками жителей Кавказской Албании, которая в древности занимала часть современного Азербайджана. Но позднее, гонимые тюркскими завоевателями, они вынужденно ушли с равнины в горы. А азербайджанские историки, напротив, нашли тюркские корни у древних албан. Ещё в 1921 году в стране начались переименования населённых пунктов на тюркский лад и активная тюркизация.