НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя. В этой статье MAXIM собрал 10 интересных и малоизвестных фактов о НАТО. History of NATO.
Зачем и против кого они придумали НАТО
История возникновения блока НАТО и его роль в международных военных конфликтах на протяжении последних 30-ти лет Михаил Потепкин Аналитика Альянс может сыграть свою роль в текущем противостоянии Кризис отношений России и Украины невозможно рассматривать исключительно в контексте только двух стран. Настоящему военному конфликту предшествовали десятилетия агрессивной политики со стороны США, при молчаливом попустительстве стран Евросоюза, находящихся в военно-политической и экономической зависимости от блока НАТО, реальным лидером которого являются США. Именно блок НАТО взял на себя моральную ответственность за политику Украины, оказывая всемерную политическую и экономическую поддержку, подпитывая Киев современными вооружениями и наемниками. История этого противостояния начинается с окончания Второй мировой войны. Тогда союзники только что завершившие кровавую бойню глобального масштаба внезапно оказались на пороге новой тотальной войны. Цель новорожденного военно-политического блока исключительно благая — защита ценностей свободы и демократии. В 1954 году, практически сразу после смерти И. Сталина, Советский союз, желая прекратить противостояние со странами альянса, подал официальную заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена.
Последние приобретения альянса - Албания и Хорватия, получившие новый статус в 2009, Черногория 2017 и Северная Македония, ратификации договора с которой ожидают в ближайшее время. Стучатся в двери НАТО также Босния и Герцеговина, Украина и Грузия, но шансы у них пока малы: организация не принимает в свои ряды государства с нерешенными региональными конфликтами. Ожидается, что на этой неделе данную проблему обсудят в ходе «юбилейной» встречи министров иностранных дел стран-членов альянса в Вашингтоне. Генсек альянса Йенс Столтенберг уже встретился с Трампом, который похвалил страны НАТО за то, что после его призывов они все-таки увеличили траты на оборону. Если с точки зрения целеполагания, все три цели выполнены. До определенного момента это был самый эффективный альянс в истории Европы. Что касается противостояния с СССР, здесь эксперты расходятся. Но я считаю, что Советский Союз рухнул под тяжестью тех проблем, которые сам не мог решить. Но то, что это была в определенном смысле победа западного альянса, не только НАТО, это тоже необходимо признать. У нас существует миф, что это была инициатива Запада, нет, это так. Инициатива исходила от стран Центральной и Восточной Европы, которые хотели прежде всего примкнуть к союзу успешных.
Военному блоку НАТО в этой поляризации отводилась особая роль, которая быстро проявилась и в политике и на практике. Суть его проста — НАТО будет определять необходимые меры по безопасности, выбирать врагов этой безопасности. Если исчезла прямая угроза безопасности для Североатлантического союза, то сохраняется «довольно большая неопределённость в отношении будущего и некоторая угроза безопасности», которая «многогранна и имеет многостороннюю направленность». За этой расплывчатой формулировкой скрывается право НАТО судить и наказывать любого, кто ему покажется неугодным и опасным. Но империалистическим странам мало господства на своей собственной территории. Пункт 13 Стратегической концепции чётко определяет глобальные задачи этого блока: предотвращение распространения оружия массового поражения; предотвращение нарушения потока жизненно важных ресурсов; предотвращение актов терроризма и саботажа. То есть ресурсы всего мира должны служить процветанию стран НАТО, а если кто будет сопротивляться такому порядку, саботировать его, или тем более бороться против него, то для таких и сохранена военная дубинка блока. Не снимается и подозрительность к странам, переставшим противостоять идеологически, но имеющим мощный военный потенциал, в том числе и к России, как об этом говорится в п. При этом Стратегическая концепция сохраняет подчинённое положение европейских стран перед США, подкреплённое присутствием американских обычных и ядерных вооружённых сил. Оставалось только устранить последних «непокорных» в Европе. В этот период военные расходы стран НАТО достигают астрономических величин: в 1980 году — 255,1 миллиарда долларов США, в 1985-м — 327,9 миллиарда долларов, в 1990-м — 503,9 миллиарда долларов, в 1992-м — 509,1 миллиарда долларов. Одним из элементов «новой доктрины» НАТО стал процесс расширения этой военной организации. С целью развития Стратегической концепции разрабатывается программа «Партнёрство ради мира», которая утверждается в начале 1994 года. Согласно этой программе, НАТО намечает ряд мероприятий, направленных на установление сначала контроля за состоянием обороны и вооружений тех стран Европы, которые не входят в блок, в первую очередь стран Варшавского договора. Затем посредством ряда мероприятий планируется установление зависимости этих стран в военных вопросах от НАТО. Главная их цель — лишить эти страны возможности ведения самостоятельной военной политики. Установление такого контроля и зависимости предполагает в первую очередь ликвидацию в этих странах собственной оборонной промышленности — военно-промышленного комплекса. В Программе это направление было утверждено как оказание помощи государствам-партнёрам в осуществлении конверсии оборонного сектора. Главный рычаг осуществления — приватизация, выведение оборонных предприятий из-под контроля государства. Основные формы реализации — перепрофилирование, закрытие, прекращение обучения специалистов в военной промышленности. Вторым важным для НАТО моментом создания системы зависимости этих стран в военных вопросах стал вопрос о рассекречивании важнейших научных разработок в военной области, скупке или получении в ходе «научных обменов», «курсов повышения квалификации» и др. Следующим шагом стало переманивание ведущих научных специалистов в военной сфере на работу в страны НАТО — «утечка мозгов». Третьим элементом установления контроля и зависимости стали программы «оптимизации» государственных бюджетов стран-партнёров в соотношении расходов на военные и невоенные нужды. Военные бюджеты этих стран начинают строиться по «рекомендациям» экспертов НАТО. В условиях колоссального развала экономик бывших социалистических стран вследствие реставрации капитализма США и другие страны НАТО как непосредственно, так и посредством международных финансовых институтов предлагают финансовую помощь и кредиты на таких условиях, которые позволяют сначала поставить под контроль финансовую политику страны, а потом и в целом экономику и военные расходы в особенности. Для осуществления такого контроля и создания системы зависимости программа предполагает создание на территории стран-партнёров системы «информационных центров» НАТО с институтом экспертов по различным направлениям. Одновременно задачей этих центров становится формирование положительного имиджа НАТО среди местного населения с целью уменьшения протестного потенциала. В области стратегии программа «Партнёрство ради мира» осуществляет ряд мероприятий по привитию национальной политике стран-партнёров натовского видения и понимания сути миротворческих процессов, закреплённого в «новой доктрине». В первую очередь миротворческие мероприятия переориентируются на решение вопросов по «преодолению кризисов» внутри этих стран, созданию механизмов подавления возмущения собственного народа результатами капиталистических реформ. Вторым моментом становится контроль за рынком вооружений и техники.
Бомбардировка Югославии привела к гибели двух тысяч человек, в том числе 400 детей. Фото: 116almet. Территории Косова и Метохии насильственно отделили от суверенного государства, являющегося членом ООН. При этом страны НАТО цинично и безнаказанно использовали оружие, запрещенное Нюрнбергской хартией, Женевской и Гаагской конвенциями, а также другими международными соглашениями. Это снаряды с содержанием урана, а также кластерные бомбы. Фото: Ua-ru. Целью операции с характерным название «Несокрушимая свобода» стало свержение режима талибов и уничтожение терроризма. В итоге война затянулась на 13 лет, став самым продолжительным вооруженным конфликтом в истории США. К концу войны талибы благополучно спрятались в горах, наркотрафик в Россию вырос в геометрической прогрессии, а альянс существенно пополнил список «чудовищных ошибок», обернувшихся массовой гибелью мирных жителей. Известны даже два случая, когда, в результате ударов коалиции, одновременно гибло более ста человек. Так было 4 августа 2007-го в Мазари-Дини и 4 мая 2009-го в Фарах. В последнем случае в США признали гибель нескольких десятков гражданских, извинились и объяснили ситуацию тем, что в их домах якобы прятались боевики. Фото: Bugaga. Воздушная операция фактически была направлена на поддержку оппозиции, выступившей против правительства Муаммара Каддафи.
Daily Telegraph: Россия нашла критический изъян у «абрамсов» — и это тревожный сигнал для НАТО
Но на самом деле мотивом у отцов-основателей Организации Североатлантического договора была отнюдь не заявленная в Договоре «коллективная оборона» государств — членов НАТО. НАТО (North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора или Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории, нацеленные на подготовку к потенциальному конфликту с Россией. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г. Несколько лет союз существовал как.
История НАТО - History of NATO
Программа и план содержат 5 разделов: политические и экономические вопросы, оборонные и военные вопросы, ресурсные вопросы, вопросы безопасности и правовые вопросы. К реализации программ и плана привлекаются центральные органы исполнительной власти, другие органы государственной власти, а также неправительственные организации. В 2009 г. Украина реализовала первую, в 2010 г. Выполнение каждой из них было позитивно оценено стороной НАТО.
Эта оценка учитывается при подготовке программы на следующий год. Однако НАТО не намерена оказывать Украине военную помощь и помогать ей в обеспечении территориальной целостности [30]. А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится.
Слова генсека были лишь шуткой, но через два года его преемники попытались претворить ее в жизнь. В феврале 1954 года советское правительство предложило заключить Договор о коллективной безопасности в Европе и одновременно с этим направило США, Великобритании и Франции заявку на вступление в альянс. В тексте ноты министр иностранных дел Вячеслав Молотов предлагал Западу доказать оборонительный характер НАТО на практике, указывая на то, что из всех членов бывшей антигитлеровской коалиции «за бортом» оказался только СССР. США, Франция и Британия ожидаемо ответили отказом. Они прекрасно понимали, что заявка СССР была лишь ловким дипломатическим ходом, и сочли ее пропагандистским шагом, чтобы «сбить с толку и разделить участников альянса». В ответ они поставили Москве невыполнимые условия: вывести войска из Австрии и Германии, ликвидировать военные базы на Дальнем Востоке и начать переговоры о разоружении. Ее озвучил генсек Юрий Андропов на заседании Политбюро.
В одном из рассекреченных документов Госдепа за 1993 год даже говорилось о возможности принять Россию в 2005 году, одновременно с Белоруссией и Украиной В конечном итоге альянс предпочел выбрать «золотую середину»: начать сотрудничество с Москвой, но не делать ее полноправным членом. Однако дальнейшее потепление их отношений прервала ситуация в Югославии. Незадолго до своих первых президентских выборов он дал интервью «Би-би-си», в котором высказался за присоединение к блоку на основе полноправного партнерства. Путин обсуждал этот вопрос и на официальных переговорах с Клинтоном, однако против этого выступила госсекретарь Мадлен Олбрайт. В 2017 году российский президент рассказал , что сам Клинтон отнесся к идее позитивно. Но вся делегация очень занервничала. Главное отличие заключалось в том, что теперь Россия принимала непосредственное участие во встречах членов НАТО, могла высказывать свое мнение по повестке, но не обладала правом голоса.
Еще один важный минус «Томагавков» — они медленные по сравнению с межконтинентальными ракетами. Чтобы долететь до целей в глубине России им потребуется до четырех часов. Время, позволяющее обеспечить перемещение и защиту наших ядерных объектов, а также — нанести ответный удар. Кроме того, с учетом столь значительного отрезка времени, к уничтожению ракет ВКС РФ подключат истребители. Конечно, 500-1500 ракет, которые прорвутся, это тоже очень много. Но добавим эффективность «Тобола», которого у США нет, неудобный для ракет рельеф и станет понятно: даже если «Томагавки» долетят, часть ядерных сил России сохранится. И их мощности будет достаточно, чтобы уничтожить страны НАТО. Система "Тобол" - секретное и не изученное врагом оружие радиоэлектронной борьбы. Более того, как заявлял секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, Россия обладает уникальным оружием, способным ответить на превентивный ядерный удар и уничтожить любого противника. Это система ответного ядерного удара «Периметр». Комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. Единственным широко известным компонентом системы «Периметр» являются командные ракеты 15П011.
Что такое НАТО и кто туда входит?
Мы видим деликатную и почти на грани фола игру американцев. Говоря об «опасности» развала НАТО, они как раз готовят почву для фактического развала блока. Но не для того, чтобы просто избавиться от него якобы по причине своих больших трат на безопасность Европы, а чтобы руками своих европейских партнёров душить Россию, оставаясь при этом в стороне и не участвуя ни в чём. А не участвовать возможно только при формальном выходе США из альянса или при отмене пресловутой 5-й статьи Договора НАТО, которая обязывает все страны альянса вступиться даже за одного своего члена, если он подвергнется «агрессии». Как пишет британская The Telegraph со ссылкой на дипломатов из стран альянса, европейские государства-члены НАТО должны быть готовы к сценарию, при котором США могут покинуть блок. Эти дипломаты «кивают» на Трампа, который, мол, «угрожает» вывести США из альянса. Об этом недавно написала британская The Guardian: «Статья 5 Договора НАТО - обещание начать войну в случае нападения на одного из членов - нуждается в пересмотре. И это особенно актуально сейчас, когда США всё больше обращают внимание на Тихоокеанский регион, а чувство политического единства в Европе постепенно угасает». Макрон, фас!
Это означает, что у европейских стран может оказаться «больше свободы действовать самостоятельно», не втягивая в конфликт с Россией Соединённые Штаты и Великобританию, которые на самом деле будут супервайзерами и единственными бенефициарами этого, так сказать, проекта. А менеджером этого проекта был назначен президент Франции Макрон. Не стоит забывать, что он является представителем банкиров Ротшильдов, которые, по некоторым сведениям, являются частью той самой сатанинской секты глобалистов. Однако не стоит думать, что Блинкен хотел отговорить Макрона от его решения послать войска на Украину. Всё наоборот! Да, Байден заверил всех, что американские войска не будут отправлены на Украину. Но европейцев заставят умирать на Украине. И начнут с французов, которые, по планам глобалистских стратегов, должны начать большую европейскую войну против России.
А США останутся в стороне. Следующий юбилей? НАТО явно не дотянет до своего столетия. Да чего там! Думается, что при таких обстоятельствах, с такими лидерами и целями Североатлантический альянс прикажет долго жить ещё до своего 80-летия.
Советский Союз и блок социалистических государств, которому этот альянс должен был противостоять, уже стали историей, а военная организация существует до сих пор. Казалось бы, после смены правящих коммунистических правительств и ликвидации восточно-европейского военного союза — Организации Варшавского Договора, НАТО потеряет смысл своего существования.
Или, как минимум, сдержит обещание его официальных представителей о нерасширении на Восток, которые было дано советскому руководству в начале 90-х взамен на согласие объединения Германии и ликвидацию Варшавского блока. В нем отмечается, что эти страны единодушно подтвердили отказ принимать в НАТО государства, бывшие ранее в сфере влияния Советского Союза. Новости региона Однако, опьяненный победой в «холодной войне», Запад свои обещания нарушил.
В 1944 г. Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции. Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана.
Его границы... За атлантическим сообществом находится мир, который еще остается наследником Византии, а дальше лежат мусульманское, индийское и китайское сообщества»15. Окончание Второй мировой войны и последующее разделение мира на два лагеря дало новый толчок атлантическим изысканиям, особенно в связи с созданием Организации Североатлантического договора. Так, по мнению американского исследователя Г. Коэна, НАТО следует считать «стратегической ассоциацией с общими интересами, а также союзом наций, верящих в свободные гражданские права и представительную парламентскую демократию», которые объединены «общностью цивилизации»16. Впрочем, было не вполне понятно, каким образом западный военно-политический союз, основанный на общих ценностях, будет реализован на практике. Соглашение о создании НАТО вскоре было дополнено разработкой проекта Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества по «плану Плевена»17. Она была начата в феврале 1951 г.
War Aims. Boston, 1944. На основе ЕОС французское правительство предлагало включить ФРГ в западноевропейскую военную систему не посредством Североатлантического альянса, а через формирование европейской армии. Согласно концепции создания ЕОС, его немецкий контингент должен был состоять из отдельных батальонов. На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось. Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент. В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил. Именно поэтому Соединенные Штаты не сразу поддержали план Пле-вена, а сделали это лишь в июле 1951 г.
Однако Вашингтон не оставил своих попыток добиться для ФРГ более важной роли. В сочетании со страхом перед воссозданием германской военной машины, который существовал в Европе, это привело к краху ЕОС. В конечном итоге французские законодатели отказались поддержать этот план в 1954 г. И катализатором этого процесса явилась начавшаяся война на Корейском полуострове. Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО. После победы революции в Китае в 1949 г. В июне 1950 г.
Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн. Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма. В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования».
Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг. При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия. С конца 1950 г. Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны.
Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать.
И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г.
На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21.
Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО. После победы революции в Китае в 1949 г. В июне 1950 г. Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс.
Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн. Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма. В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования». Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг.
При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия. С конца 1950 г. Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны.
Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен.
С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20.
Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23. Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг.
Согласно проекту ЗЕС 20 Там же. В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524.
Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей. Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ.
Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников. Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму. Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву. Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г.
История НАТО - History of NATO
Перспектива дальнейшего расширения НАТО на восток является существенной угрозой безопасности России. Первый генсек НАТО, британский генерал Гастингс Исмей как-то сказал: «СССР подобен нераскаявшемуся грабителю, желающему присоединиться к полиции». В 1954 году на вступление в НАТО подавал заявку и СССР, но ее отклонили. Лайф перечисляет список государств – членов НАТО, которые подписали Вашингтонский договор и теперь входят в состав Североатлантического альянса. История Организации Североатлантического договора История НАТО началось, когда британская дипломатия подготовила почву для сдерживания Советского Союза и прекращения экспансии коммунизма в Европе.
Зачем и против кого они придумали НАТО
Организация стран-участниц Североатлантического договора (НАТО; The North Atlantic Treaty Organization, NATO) появилась в самом начале холодной войны. ↑ Саммит НАТО принял решение усилить восточный фланг — РИА Новости, 08.07.2016. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г. Несколько лет союз существовал как. 2 октября 2022 года появилась информация о том, что идею о принятии Украины в НАТО в общем заявлении поддержали президенты 9 государств: Румынии, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехии, Словакии, Северной Македонии, Черногории, Польши. В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории, нацеленные на подготовку к потенциальному конфликту с Россией.
Когда и почему появилась НАТО
- Содержание
- Альянс НАТО
- США развалят альянс ради войны с Россией
- Какие страны входят в НАТО в 2024 году и сколько их
Печальная дата в истории – день появления НАТО
Не все так гладко Несмотря на постоянные заявления натовских чиновников и генералов о "трансатлантическом единстве", в НАТО постоянно возникают серьезные противоречия между странами-союзницами. Вступление ФРГ в НАТО в 1955 году окончательно поставило крест на всех попытках мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран. в этот день в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. Что такое НАТО, какие выполняет функции, кто стоит во главе, для чего создан Североатлантический альянс и при чем тут Россия?
Нацистские корни НАТО
Украинские власти тогда решили добиваться членства в НАТО дальше. В 2010 году новый президент Украины Янукович объявляет, что Украина — за свой внеблоковый статус, отказывается от интеграции в НАТО, хоть и продолжает сотрудничество в сфере безопасности. В 2014 году, после смены власти в стране, Украина отказывается от внеблокового статуса и снова берёт курс на сближение с НАТО. В 2017 году вступление в НАТО назвали в украинском парламенте приоритетом во внешней политике страны. В 2021 году генеральный секретарь организации заявил, что НАТО уже делает и будет делать ещё больше для того, чтобы помочь Украине провести масштабные реформы ради вступления в Альянс. Среди этих реформ — децентрализация власти, борьба с коррупцией, уважение прав человека и меньшинств, верховенство закона.
В 2022 году Украина подала заявку на вступление в ускоренном порядке. После начала СВО страны Альянса начали снабжать Украину оружием, снарядами и оказывать другую помощь.
Тяжелая техника больше не определяет исход боя. Теперь побеждает тот, кто умеет бороться с беспилотниками. На самом деле это были спецназовцы, участвовавшие в боевых действиях. Но на самом деле Байден, возможно, ждет переизбрания, чтобы отдать формальный приказ об отправке войск на Украину. После переизбрания он получит свободу действий. В кругах национальной безопасности опасаются победы России на Украине. Она стала бы серьезным провалом в стратегии безопасности Америки и ударом по НАТО — пожалуй, даже смертельным.
Кроме того, она набралась боевого опыта: русские научились бороться с высокотехнологичными системами США, такими как средства радиоэлектронной борьбы и постановка ложных сигналов. Наконец, небольшие изначально арсеналы истощились еще больше — оборудование, предназначенное для национальной обороны, было отправлено на Украину, в результате чего боеготовность остается неудовлетворительной.
Война жестокая, с уничтожением мест расположения воинских частей, центров принятия решений и стратегических объектов. Учитывая пожелания, находящихся в то время в нейтральном статусе, Швеции и Финляндии, Россия отвела свои крупные воинские части на 1500 км вглубь страны от российско-финской границы. В случае вступления этих стран в НАТО, наша страна будет вынуждена снова выдвинуть эти части к границе. Основным требованием устава является то положение, по которому принять страну-претендента в состав можно только на основе единогласного решения всех членов альянса. Но против вступления Швеции и Финляндии резко выступила Турция — турки считают, что эти страны дают прибежище террористам.
Являясь членом блока с 1952 года, Турецкая Республика, как и все остальные члены альянса, обладает правом «вето» на те решения руководства НАТО, которые её не устраивают. Турецкий президент Эрдоган считает, что Швеция и Финляндия, давшие приют членам Рабочей партии Курдистана, считающейся в Турции террористической организацией, покрывают террористов. Объясняя своё высказывание, Президент России сказал, что, несмотря на значительную протяженность совместной границы, особой тревоги он не испытывает. Тревогу у России может вызвать только размещение на территории этих стран инфраструктуры альянса, однако и в этом случае, России есть чем ответить. Новостью последних минут можно назвать смягчение позиции Эрдогана и подписание трехстороннего договора с Финляндией и Швецией, где подробно указаны все действия, которые должны предпринять скандинавские страны. После этого Анкара направила им приглашение на вступление в Североатлантический альянс, а 16 августа 2022 года страны подпишут протокол о вступлении. Обычно от приглашения до полноценного вступления стран в Альянс уходит год, но в связи с ситуацией на Украине эксперты прогнозируют сокращение сроков вплоть до конца 2022 года.
Нападет ли НАТО на Россию: прогнозы экспертов Несмотря на явно агрессивную политику, и назначение России главной угрозой для организации, нападать на Россию, по крайней мере, в ближайшее время, альянс не собирается. Об этом говорят по обе стороны Атлантики — генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг неоднократно заявлял о том, что посылать войска блока на Украину никто не станет. Ранее, премьер-министр Великобритании Б. Джонсон завил, что был вынужден отказать Украине в просьбе закрыть небо над ней, так как это неизбежно приведет к прямому столкновению альянса с Россией. Со стороны США, президент Байден заявил, что он, как опытный политик, понимает всю тяжесть возможного военного конфликта, поэтому предпочитает войну санкций. Российский депутат Госдумы, М. Делягин, и вовсе заявил, что войны не будет, потому что целью разжигания украинского кризиса было не устранение России, а подрыв экономической мощи Франции и Германии, как экономических центров Европы.
НАТО готовится к войне с Россией 2024 Большинство экспертов склоняются к тому, что на саммите организации, запланированном на 28-16 августа 2022 года, альянс откажется от всех формальных самоограничений и будет действовать на основе собственных мнений о мнимой «российской угрозе». Это будет означать увеличение штатной численности и количества воинских частей НАТО на границах с Россией. Однако дальнейшее развитие отношений будет складываться из серьезных опасений США о возможном военном сближении России и Китая. Там же, на саммите, будет принята новая концепция организации, согласно которой, реальной угрозой для альянса будет считаться не только Россия, но и Китай.
Для обеспечения быстрого развертывания этого контингента были учреждены штабы в шести восточноевропейских странах. На начало 2023 года VJTF насчитывает 11,5 тыс. В 2016 году было принято решение о размещении четырех многонациональных боевых групп "расширенного передового присутствия НАТО" в Польше, Латвии, Литве и Эстонии дислокация началась в ноябре 2016 года, полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс. В 2022 году были развернуты еще четыре боевые группы - в Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии. В 2019 году была утверждена военно-космическая стратегия НАТО, предполагающая усиление противоракетной обороны мониторинг космического пространства, защита коммуникаций, выявление запусков ракет и отслеживание их траекторий в атмосфере Земли.
В том же году было принято решение активизировать работы по созданию эффективных систем противоракетной обороны. В декабре 2020 года Йенс Столтенберг представил программу "НАТО - 2030: Единство в новой эре", в которой главными угрозами альянса названы "Россия, терроризм, кибератаки, технологии, подъем Китая и климатические изменения". В октябре 2021 года альянс утвердил глобальный план обороны в случае кризисов и конфликтов. Он определяет действия НАТО на случай крупномасштабного военного конфликта с Россией и включает возможность боевых действий от Балтийского до Черноморского региона. В январе 2022 года альянс ответил отказом на предложения России заключить договор о гарантиях безопасности. В нем Россия, в частности, предлагала исключить дальнейшее расширение НАТО на восточном направлении, отказаться от военной деятельности в странах Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии и не размещать дополнительные силы и вооружение за пределами стран, в которых они были по состоянию на май 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт между РФ и НАТО согласно ему альянс обязался не размещать дополнительные боевые силы на постоянной основе на территории стран - членов, а Россия - проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе. На экстренном саммите НАТО 25 февраля 2022 года, созванном после начала специальной военной операции РФ на Украине, альянс объявил о приведении в действие оборонных планов и начале развертывания Сил быстрого реагирования. Там же было принято решение увеличивать количество систем ПВО, ПРО и кибернетической обороны и усилить группировку войск у границ России. В июне 2022 года на саммите в Мадриде альянс принял новую стратегическую концепцию, кардинально пересмотревшую внешнеполитические угрозы и приоритеты.
В документе Россия была охарактеризована как "самая значительная и прямая угроза для безопасности альянса", второй угрозой был назван Китай, который, по мнению НАТО, стремится "контролировать ключевые промышленные и логистические сектора и усиливать за счет этого свое влияние в попытках изменить мировой порядок". Члены блока подтвердили политику открытых дверей и намерение далее оказывать военную помощь Киеву и приняли решение о переоснащении вооруженных сил Украины по стандартам НАТО.
Нацистские корни НАТО
Не все так гладко Несмотря на постоянные заявления натовских чиновников и генералов о "трансатлантическом единстве", в НАТО постоянно возникают серьезные противоречия между странами-союзницами. Главная» Новости региона» Печальная дата в истории – день появления НАТО. История НАТО. В мае 1945 года нацистская Германия капитулировала. Вчерашние союзники превратились в геополитических конкурентов. Военно-политический блок НАТО появился в начале холодной войны для решения проблем, связанных с военной угрозой. В 1954 году на вступление в НАТО подавал заявку и СССР, но ее отклонили. Иными словами, НАТО создавалась для отражения советской угрозы, образ которой был кропотливо создан и отретуширован на Западе, а затем распространен в Европе в одном «пакете» с планом Маршалла.
Попытка №2: идея Андропова
- Что такое НАТО и почему вступление туда Украины не устраивает Россию. Простыми словами
- НАТО — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
- Что такое НАТО и кто туда входит?
- Образование НАТО / 100 великих событий XX века
- НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе