"Первые всенародные выборы президента в новейшей истории России состоялись в июне 1991 года. В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание. В результате реформ 1988–1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. Краткая история выборов президента России.
2.3. История президентских выборов
Во всероссийской избирательной кампании в Уложенную комиссию приняли участие представители практически всех сословий, за исключением крепостных. От каждого города и каждой провинции был делегирован один депутат, который представлял интересы своего сословия. Деятельность Комиссии не принесла ожидаемых результатов, однако выборы в нее можно по праву назвать прообразом современных выборов федерального уровня. Вторая половина XIX века в России — это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства, которые коснулись и избирательного права.
Можем ли мы рассматривать прошедшие выборы как свободные в плане доступа к участию в них избирателей и кандидатов? В целом — да, по крайней мере на федеральном уровне. Но вряд ли таковыми в полной мере следует считать парламентские выборы 1993 г. Ряд партий и политиков не были допущены к участию в них, другие подвергались давлению и вели агитационную кампанию под угрозой исключения[107]. Следует отметить, что новый порядок формирования Государственной Думы существенно ограничивает пассивное избирательное право гражданина, поскольку предусматривает выдвижение лишь списков кандидатов политическими партиями. Соответственно самовыдвижение не предусматривается. Гражданину, не являющемуся членом политической партии, для реализации своего права избираться предлагается обратиться в региональное отделение любой партии с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый ею. Надо полагать, у любой партии достаточно собственных кандидатур для выдвижения. Таким образом, в число тех, кто согласно Конституции РФ лишен права избираться а это недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы , новый закон фактически включает и беспартийных. Притчей во языцех при проведении российских выборов стали административные методы влияния на их ход и результаты, так называемый административный ресурс. Речь идет о тех дополнительных возможностях, которыми обладает кандидат, находящийся у власти или поддерживаемый ею. Административный ресурс может быть реализован в виде прямого давления на избирателей или конкурентов, использования государственных структур в центре и регионах, искажения итогов голосования. Скажем, по мнению представителей КПРФ и партии «Яблоко», в ходе парламентской избирательной кампании 2003 г. Кроме того, ряд политических партий, например «Единение», Демократическая партия России, Российская экологическая партия «Зеленые», вообще не упоминались на ведущих каналах. В ходе проведения новейших реформ российской избирательной системы сначала допускалась возможность исключения из бюллетеня строки «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» на региональных и муниципальных выборах поправки от июля 2005 г. Что касается отмены голосования «против всех», то эта форма протестного голосования была одним из индикаторов отношения граждан к претендентам на властные полномочия и властным институтам в целом, к проведенной избирательной кампании и институту выборов вообще. И что важно, эта форма легального поведения была в основном проявлением активной политической позиции. Проявившиеся тенденции не могли не снизить эффективность института выборов как механизма легитимации власти и представительства общественных интересов, не вызвать снижения доверия к самому процессу выборов и формируемым политическим институтам. Однако важным политическим итогом функционирования новой избирательной системы в России следует считать тот факт, что выборы стали расцениваться большинством политических сил и граждан как единственно законный способ передачи власти. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте функции института выборов в политической системе общества.
Отступление от этой демократической формулы, пренебрежение ею порождает кризисные процессы. Выборы обходятся государству довольно дорого, но конфронтация и монополия на власть обходятся народу еще дороже. По мнению председателя Центризбиркома России А. Вешнякова, «демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем». К этому времени в России уже имелся многолетний опыт выборов в земские и городские представительные учреждения, хотя ростки демократической культуры были еще очень слабы. Во исполнение октябрьского Манифеста царским указом от 11 декабря 1905 г. В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет такой же возрастной ценз применялся в Германской империи, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Испании. Избирательного права были лишены женщины так же, как и во всех европейских странах, за исключением Норвегии. Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Дополнительно действовали еще и имущественные цензы. В общей сумме избирательным правом было наделено до 15 миллионов подданных Российской Империи, или более трети численности всего мужского населения от 25 лет и старше. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. В 1993 г. Россия пережила острый политический кризис, обусловленный жестким противостоянием властей. Конфронтация между несколькими крупными политическими силами, и, в конечном счете, между ветвями власти до предела обострила социально-политическую ситуацию в государстве и обществе, подвела его к опасной черте. В условиях тех драматических событий выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации стали единственным средством выхода из кризиса, еще раз доказав действенность демократических инструментов разрешения кризисных ситуаций. Новая российская Конституция 1993 г. В 1995-1996 гг. Однако, определенное время проведение этих выборов было под вопросом. В политической жизни России столкнулись два подхода: один, нацеленный на развитие демократических начал, укрепление выборной демократии и другой, связанный с привычным использованием административных рычагов, «указного права». Все же призывы высоких должностных лиц отложить проведение выборов, продлить полномочия — сначала депутатов, а потом и Президента, которые ставили под угрозу соблюдение норм Конституции, были отвергнуты. В конечном итоге возобладал правовой подход и верность демократическим принципам формирования власти. В ходе парламентской избирательной кампании 1995 г. Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала федеральные списки 43 избирательных объединений и блоков против 13 в 1993 г. Представители четырех из них, получив наибольшую поддержку избирателей и преодолев пятипроцентный барьер, заняли депутатские места в Госдуме в 1993 г. В 1995 г. Эта тенденция подтвердилась и на президентских выборах в 1996 г. В 2000 г. Особенностью кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 1999 г. В средствах массовой информации разразились «информационные войны», в ходе которых применялись изощренные приемы «телекиллерства» по дискредитации политических оппонентов. По итогам выборов в Государственную Думу вошли представители шести политических партий и объединений. Особенность кампании заключалась в том, что впервые в России передача полномочий высшего должностного лица в государстве другому гражданину произошла на основании прямого народного волеизъявления. Это было событием огромной важности, прецедентом, подтвердившим незыблемость демократического порядка передачи власти. В первом туре одержал победу В. Итогом выборов четвертой Государственной Думы, состоявшихся в декабре 2003 г. Свои фракции смогли создать четыре политических партии и блока, из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, причем правые партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Президентские выборы 2004 г. В связи с высоким рейтингом В. Путина, политические партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В. Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г.
Земские соборы Из вече выросли земские соборы, которые созывались для решения важных вопросов, например, для избрания царя. Иногда решение собора было формальным, так как имелся прямой наследник, и представители сословий съезжались в Москву в основном ради пышного обеда в их честь. Но иногда земский собор должен был выбирать царя по-настоящему. Первым царем, которого избрал земский собор был Федор Иоанович, второй русский царь и сын Ивана Грозного. На Земский собор 1613 года, когда измотанной Смутным временем стране понадобился царь без приставки "лже", в разграбленной Москве в Успенском соборе собралось примерно 500 человек из 50 городов. После долгих уговоров и споров на царство был призван Михаил Романов. Земства и местное самоуправление Земский собор был упразднен Петром I. Первый русский император, кстати, был последним русским царем выбранным земским собором. Следующие выборы состоялись в России только при Александре I. При нем была проведена земская реформа и были созданы выборные органы местной власти - земства. Создание земств решало сразу две задачи: компенсировало потерю власти дворянству и перекладывало решение местных проблем и задач благоустройства на плечи представителей всех сословий. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях России. Упразднены земства были в 1919 году. С 1905 года и до Октябрьской революции их успели провести 4 раза. Право голоса не имели женщины, мужчины моложе 25 лет, учащиеся, преступники, глухонемые, душевнобольные, расточители и лишенные духовного сана за пороки. Голос одного помещика равнялся трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Именно тогда жители России впервые увидели, что такое предвыборная кампания. С тех пор эти данные повторяли после всех советских выборов. Первый референдум Первые альтернативные и конкурентные выборы были проведены в 1989 году. Президент тогда избирался на 5 лет, потом по конституции 1993 срок сократили до 4-х лет. Выборы в современной России Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента Федерального Собрания — Государственной думы. На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов. Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации на конкурсной контрактной основе. Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы — избирательные комиссии. Выборы Президента России пройдут 18 марта 2018 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, глава государства будет избран на шестилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое — выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической.
Когда в России появились выборы
- Читайте также
- Как проходили первые выборы президента в России
- Выборы в России: История и современность - Российское Общество «Знание»
- Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах
- Как менялись правила выборов президента России
Последние новости о выборах в России и мире
Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората.
История президентских выборов в России
В Манифесте были заложены основные направления развития избирательного права того времени. Во всероссийской избирательной кампании в Уложенную комиссию приняли участие представители практически всех сословий, за исключением крепостных. От каждого города и каждой провинции был делегирован один депутат, который представлял интересы своего сословия. Деятельность Комиссии не принесла ожидаемых результатов, однако выборы в нее можно по праву назвать прообразом современных выборов федерального уровня.
Этот момент можно считать отправной точкой существования современной российской избирательной системы, отмечающей в 2018 году четвертьвековой юбилей. Всенародное голосование по проекту Конституции, первые выборы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, составы ЦИК России за всю историю ее существования, референдумы по присоединению Крыма — лишь небольшая часть статей, содержащихся в разделе. Впрочем, он содержит не только печатные материалы.
Граждане недоумённо оглядывались по сторонам и, кажется, не совсем понимали, что с этим делать.
Но надо было голосовать. Первый российский парламент должен был заработать уже в 1906 году. Голосование в Думу было многоступенчатым, и для большинства людей схема выглядела слишком запутанной. Законы империи ограничивали население в избирательных правах. Голосовать можно было только мужчинам и только с 25 лет. Было слабо представлено крестьянство, то есть большинство населения аграрной империи. Выбирать мог только состоятельный человек, то есть владелец недвижимости или земли.
Сперва представители различных сословий совещались. Затем выбирали уполномоченных. Те отправлялись по съездам. На съездах выдвигали выборщиков. И уже выборщики решали, кто будет депутатом Госдумы в том или ином регионе. Тут никаких песен и веселья — сплошь скука и бюрократия. Взгляните на лица людей из первого избирательного участка Енисейской губернии — ни тени задора.
Зато к избирательному участку вытянулась очередь выборщиков. Подданные российской короны выбирали четвёртую Госдуму. Избиратели уже вошли во вкус и почувствовали ответственность за будущее развитие страны. Даже несмотря на то, что большинство населения было от выборов отодвинуто в силу законодательных ограничений. И даже несмотря на то, что думы с завидной регулярностью разгонял император Николай Второй. Выбранная в 1912-м IV Государственная дума стала для империи последней: сперва началась Первая мировая война, затем произошла революция. Мы никогда не узнаем, как бы мотивировали избирателя депутаты следующей думы юбилейного V созыва — возможно, там бы агитация разгулялась.
Но и в 1912 году виден прогресс в сравнении с плакатом из 1906 года. Предвыборная агитка. Впервые в истории страны выборы должны были стать прямыми, всеобщими и тайными. Голосовать разрешили женщинам. Возраст избирателя опустили до 20 лет.
Сословные и имущественные ограничения отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Права участия в выборах лишались только глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. Советская избирательная система публикации по теме Пришедшие к власти большевики не имели практического опыта управления государством. Создавая советскую избирательную систему, они могли опираться на практику дореволюционной избирательной системы, избирательной системы «буржуазного представительства», введенной в ходе Февральской революции, выборов в Советы в 1905 и 1917 гг. Однако большевики категорически отвергли достижения предыдущих избирательных систем. У левых партий в российской дореволюционной избирательной системе резкое неприятие вызывало широкое использование технических, охранительных и дискриминационных цензов, а также непрямое и неравное представительство. Ленин называл избирательный Закон 1905 г. На практике за словами о новой подлинной пролетарской демократии стоял отказ от всеобщего избирательного права и введение цензового права в советскую избирательную систему. Это так называемые охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы. Политический ценз не был оригинален, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать. Для России использование этого ценза также было традиционным. В 1918 г. Впоследствии в советских избирательных инструкциях количество категорий, подпадавших под действие этого ценза, было значительно расширено за счет бывших белых офицеров, военных чиновников белых армий, административно-ссыльных и даже членов семей лиц, лишенных избирательных прав, и т. Помимо неравного представительства, советская избирательная система не отказалась и от многостепенности выборов. Прямыми выборы были только в низовые Советы - сельские и городские. Для крестьян количество выборных этапов лишь увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом. Конституция 1918 г. Жители городов получили значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в два этапа: городской Совет сразу выбирал представителей на губернский или окружной съезд Советов, на Всероссийский съезд Советов городские Советы также выбирали депутатов непосредственно. Остальные принципы советской избирательной системы в Конституции 1918 г. Впоследствии в инструкциях ВЦИК дополнительно вводились производственно-территориальный принцип проведения выборов и открытое голосование. Открытое голосование - менее демократичный порядок, чем тайное голосование, и избиратели, зачастую опасаясь негативных последствий, не решались высказать собственное мнение о кандидате или обсуждаемом вопросе. Таким образом, с 1918 по 1936 год выборы были многоступенчатыми, не всеобщими, не равными и не открытыми, и советская избирательная система, существовавшая с 1918 по 1936 г. К основным ее признакам можно отнести цензовость, неравное и непрямое представительство, производственный порядок проведения выборов. Все это служило главной цели выборов - предоставлению преимущества городским пролетарским слоям, а также обеспечению лояльного правящей партии состава Советов всех уровней. Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся». В соответствии с новым Основным законом предстояло организовать и провести выборы в новые Советы всех уровней, начиная с местных Советов и заканчивая Верховным Советом СССР. При проведении новой избирательной кампании предстояло внедрить немало новшеств в реализацию права граждан избирать и быть избранными. В соответствии с новой Конституцией избирательная система страны менялась самым радикальным образом. Во-первых, предстояло перейти от многоступенчатых выборов к прямым. Во-вторых, отменялись ограничения классового характера и провозглашалась всеобщность выборов. Категория «лишенцев» отходила в историю. В-третьих, голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос. В-четвертых, голосование стало тайным Избирательная кампания, особенно проводившаяся впервые в соответствии с новой Конституцией СССР, рассматривалась как наиболее важное политическое событие, определяющее жизнь страны на последующий период. Избирательное законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально предназначенном для этого помещении. Не допускалась предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн. Все граждане СССР, зарегистрированные в качестве избирателей, должны были лично принять участие в выборах. Право выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета закреплялось за общественными организациями всех уровней центральных, республиканских и за общими собраниями трудящихся, служащих и военнослужащих ст. Регистрация кандидатов проходила в окружных комиссиях при предоставлении протокола собрания, выдвинувшего кандидата, заверенного членами президиума, и заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. На избирательных участках избиратель получал избирательный бюллетень, мог ознакомиться с информацией о кандидатах в депутаты. Затем избиратели уединялись в кабинах для голосования. Очень многие в кабины не заходили, опасаясь, что их уединение может представлять интерес для представителей НКВД.
Из истории выборов
Когда прошли первые президентские выборы в России | Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. |
История президентских выборов в России | Выборы президента России – это важное событие, определяющее будущее государства. Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней – 15, 16 и 17 марта. |
История выборов в России
Из истории выборов | Краткая история выборов президента России. |
Выборы президента России – наш гражданский долг и почетное право | Решающие действия руководства России по наведению порядка на Северном Кавказе, подготовка к выборам нового Президента РФ. |
История выборов России | Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи. |
История выборов в России: выборы новейшего времени
Президентские выборы — 2004. Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Вот как выглядит история президентских выборов в России в ХХI веке. История выборов президента в России Пост президента был учрежден в марте 1991 года, и первые выборы на эту должность состоялись 12 июня того же года.
Выборы и избирательное право в истории России
Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи. начала XVII в., стали наиболее ярким событием политической истории России в период сословно-представительной монархии. Вторые президентские выборы в Российской Федерации состоялись 18 июля (первый тур) и 1 августа (второй тур) 1993 года. Выборы состоялись досрочно, по решению конституционного совещания, которое было связано с конституционным кризисом в России. Президентские выборы — 2004. Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи. Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи.
Как проходили первые выборы президента в России
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система? | Все, что нужно знать об истории президентских выборов в России – в материале |
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты | Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской республики (период XII-XV века). |
Как менялись правила выборов президента России
Российскому лидеру приходилось считаться с сильным влиянием коммунистической идеологии, стереотипов прошлого в общественном сознании. Сложным был выбор такой кандидатуры на пост вице-президента, которая не просто бы вписывалась в политическую линию Ельцина, но и помогла бы получить дополнительные голоса электората, прежде всего левого. Разумеется, в окружении Ельцина были исключительно способные, преданные ему люди. Назовем в первую очередь Геннадия Бурбулиса, ученого-философа, блестящего стратега и глубокого аналитика. Но Ельцина смущало, по его собственной оценке, отсутствие в них харизмы, способности нравиться людям, а, следовательно, и возможности привлечь на сторону Ельцина новых избирателей. Спичрайтеры посоветовали Борису Николаевичу взять в «тандем» в качестве вице-президента Александра Руцкого, боевого летчика, прославившегося в афганскую войну. Насчет него были сомнения — всё-таки коммунист, резко критиковал «ДемРоссию», межрегиональную депутатскую группу и ее руководителей Андрея Сахарова и Бориса Ельцина.
С другой стороны, Руцкой вроде бы отмежевался от одиозного руководства компартии, образовал собственную фракцию «Коммунисты за демократию» правда, среди демократов к ней тоже было скептическое отношение, ее прозвали «Волки за вегетарианство». Надежды ельцинской команды были связаны с тем, что Руцкой, во-первых, поможет расколоть коммунистический электорат, а, во-вторых, что благодаря импозантной внешности за него проголосуют те, кто не определился со своими политическими предпочтениями. Все остальные кандидаты на выборах 12 июня 1991 года так или иначе противостояли Ельцину, были его политическим противниками. Рассчитывать на союз с кем-либо из них во втором туре не приходилось. В паре с ним выступал как и Руцкой довольно популярный в обществе участник афганской войны генерал Борис Громов.
Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». Тем более было неожиданным третье место Жириновского на выборах с почти 8 процентами голосов. А вот коммунисты проиграли выборы вчистую. Даже если суммировать голоса, поданные за четырех кандидатов, ассоциировавшихся с компартией Рыжков, Тулеев, Макашов, Бакатин , то всё равно получится значительно меньше, чем проголосовало за Ельцина около 31 процента против 57. Особенно символичной была неудача Бакатина самый низкий результат на этих выборах —3,42 процента , что интерпретировалось как поражение Михаила Горбачева лично и его линии в целом. Успех Ельцина был впечатляющим. В родной Свердловской области за него подали голоса свыше 85 процентов принявших участие в выборах. В Челябинске — 77 процентов, в Москве — 72 процента. Однако в «красном поясе» 22 регионах Центральной и Южной России, где доминировали коммунисты он получил менее 50 процентов. Характерной чертой выборов было то, что в их процессе и после них практически не было взаимных обвинений и дебатов о фальсификациях и подтасовках. В условиях острой конкурентной борьбы и размытости «административного ресурса» при кризисе властных структур в центре и на местах они были просто невозможны. Выборы 12 июня 1991 года наглядно показали, что большинство населения страны выступает за реальные и существенные перемены в политической и экономической жизни.
Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов концов. Более мелкими единицами были "сотни" и "улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица — староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора призвания князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев. В 1497 г. В первой половине XVI в. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками. На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. XIX — начало XX вв. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в.
Легитимность главы государства в таких условиях не может быть поставлена под сомнение никем и ничем. В 21-м веке ни один из лидеров развитых стран за одним исключением не получал подобного кредита доверия от своего населения. И слово "доверие" в ночь на 19 марта прозвучало несколько раз. Газеты и телеканалы США и Западной Европы давно выработали свой стиль освещения политических процессов, происходящих в России. Большая часть прессы Старого и Нового Света заранее считает, что в нашей стране власти контролируют все и вся и без их указания нельзя пойти даже на маленькое отступление от "генеральной линии партии". И в эти президентские выборы светила западной демократии прошлись по избирательному процессу в России, но в отличие от прошлых голосований, практически никто из них не говорил о "каруселях", подтасовках и иных формах "накрутки" голосов подробности.
Вы точно человек?
Им стал Анатолий Собчак. Питерская мэрия стала настоящей кузницей кадров. Думаю, вы без труда узнаете по фотографии, кто был одним из ключевых её сотрудников. Фото: intermedia. В газете "Нью-Йорк Таймс" голосование назвали "историческим шагом на пути к демократизации". В "Вашингтон пост" отметили "растущее в обществе чувство презрения к партии и коммунистической идеологии". А журналисты "Уолл Стрит Джорнал" серьёзно засомневались в политическом будущем Горбачёва. Ведь его, в отличие от Ельцина, народ не выбирал. Что касается политических лидеров, то в числе первых на российские выборы отреагировали в США. Там их итоги назвали "историческим шагом для русского народа и Советского союза". А также "частью перехода от диктатуры к системе, основанной на мирном волеизъявлении народа".
И тотчас же пригласили Ельцина в Белый дом. Спустя месяц после выборов, 10 июля, состоялась инаугурация Ельцина. Он официально вступил в должность президента. Церемония прошла в Кремлёвском дворце съездов. Сейчас это здание называется Государственный кремлёвский дворец. Там теперь звёзды эстрады проводят свои гала-концерты. А президентами с 2000 года становятся в Большом кремлёвском дворце. Все инаугурации Путина прошли там. В начале церемонии вступления в должность президента Ельцин произнес присягу. Он её выучил наизусть — только один раз взглянул в текст.
Вопреки правилам, Ельцин во время присяги положил руку не на Конституцию, а к сердцу. А Конституция России была принята только в 1993 году. Ещё одна любопытная деталь — Ельцин принимал присягу один, без вице-президента. Руцкой в это время сидел в зале. Хотя шли они на выборы вместе. Да и по американскому протоколу, если уж на то пошло, вице-президент стоит у трибуны рядом с лидером. Затем перед собравшимися выступил патриарх Алексий Второй. Только после него свою победную речь произнес Ельцин. Церемонию завершил главный проигравший — Горбачёв.
Факт 9 Чтобы оказаться в числе зарегистрированных кандидатов на президентские выборы, каждый из них должен был собрать 1 миллион подписей избирателей. После окончания процедуры сбора подписей ЦИК России зарегистрировал девять кандидатов, еще семеро получили отказ. Шестеро из них обжаловали это решение в Верховном суде. В окончательном бюллетене были фамилии 11 кандидатов вместе с Аманом Тулеевым. Факт 10 Время от времени в СМИ муссируют тему, что на самом деле в президентских выборах 1996 года победу одержал Геннадий Зюганов. Выдвигаются версии, что Бориса Ельцина объявили победителем в результате фальсификаций. Кто-то считает, что Геннадий Зюганов сам отказался от власти, испугавшись ответственности. Каких-либо достоверных подтверждений этим размышлениям так никто и не предоставил.
Основным принципом избирательной системы стало стремление к политическому многообразию и многопартийности. Тайным голосованием регулировали процедуру избрания органов государственной власти. Были ограничены полномочия и время пребывания на посту, для гарантирования сменяемости власти в рамках избирательной системы. Постконституционный этап Последовало дальнейшее развитие избирательной системы. Дорабатывались механизмы и меры в обеспечении избирательного права. Государство брало на себя обязанность в обеспечении гражданам РФ свободного проведения предвыборной агитации. Были заложены общедемократические принципы организационного обеспечения выборов, такие как: открытость, публичность, прозрачность избирательных процедур и действий.
Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. Выборы в Учредительное собрание публикации по теме Начало новому этапу в истории российского избирательного права положила Февральская революция 1917 г. Сословные и имущественные ограничения отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Права участия в выборах лишались только глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию. Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. Советская избирательная система публикации по теме Пришедшие к власти большевики не имели практического опыта управления государством. Создавая советскую избирательную систему, они могли опираться на практику дореволюционной избирательной системы, избирательной системы «буржуазного представительства», введенной в ходе Февральской революции, выборов в Советы в 1905 и 1917 гг. Однако большевики категорически отвергли достижения предыдущих избирательных систем. У левых партий в российской дореволюционной избирательной системе резкое неприятие вызывало широкое использование технических, охранительных и дискриминационных цензов, а также непрямое и неравное представительство. Ленин называл избирательный Закон 1905 г. На практике за словами о новой подлинной пролетарской демократии стоял отказ от всеобщего избирательного права и введение цензового права в советскую избирательную систему. Это так называемые охранные цензы, к числу которых можно отнести политический и трудовой цензы. Политический ценз не был оригинален, во многих избирательных системах он действовал и продолжает действовать. Для России использование этого ценза также было традиционным. В 1918 г. Впоследствии в советских избирательных инструкциях количество категорий, подпадавших под действие этого ценза, было значительно расширено за счет бывших белых офицеров, военных чиновников белых армий, административно-ссыльных и даже членов семей лиц, лишенных избирательных прав, и т. Помимо неравного представительства, советская избирательная система не отказалась и от многостепенности выборов. Прямыми выборы были только в низовые Советы - сельские и городские. Для крестьян количество выборных этапов лишь увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом. Конституция 1918 г. Жители городов получили значительное преимущество перед крестьянским населением, выборы для них проходили в два этапа: городской Совет сразу выбирал представителей на губернский или окружной съезд Советов, на Всероссийский съезд Советов городские Советы также выбирали депутатов непосредственно. Остальные принципы советской избирательной системы в Конституции 1918 г. Впоследствии в инструкциях ВЦИК дополнительно вводились производственно-территориальный принцип проведения выборов и открытое голосование. Открытое голосование - менее демократичный порядок, чем тайное голосование, и избиратели, зачастую опасаясь негативных последствий, не решались высказать собственное мнение о кандидате или обсуждаемом вопросе. Таким образом, с 1918 по 1936 год выборы были многоступенчатыми, не всеобщими, не равными и не открытыми, и советская избирательная система, существовавшая с 1918 по 1936 г. К основным ее признакам можно отнести цензовость, неравное и непрямое представительство, производственный порядок проведения выборов. Все это служило главной цели выборов - предоставлению преимущества городским пролетарским слоям, а также обеспечению лояльного правящей партии состава Советов всех уровней. Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся». В соответствии с новым Основным законом предстояло организовать и провести выборы в новые Советы всех уровней, начиная с местных Советов и заканчивая Верховным Советом СССР. При проведении новой избирательной кампании предстояло внедрить немало новшеств в реализацию права граждан избирать и быть избранными. В соответствии с новой Конституцией избирательная система страны менялась самым радикальным образом. Во-первых, предстояло перейти от многоступенчатых выборов к прямым. Во-вторых, отменялись ограничения классового характера и провозглашалась всеобщность выборов. Категория «лишенцев» отходила в историю. В-третьих, голоса избирателей стали равными, то есть каждый гражданин имел один голос. В-четвертых, голосование стало тайным Избирательная кампания, особенно проводившаяся впервые в соответствии с новой Конституцией СССР, рассматривалась как наиболее важное политическое событие, определяющее жизнь страны на последующий период. Избирательное законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально предназначенном для этого помещении.
История выборов России
Центризбирком провел просветительский марафон об истории выборов в России. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ. В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание. В результате реформ 1988–1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах
- Первый закон о выборах российского президента
- Выборы Президента России: 1991—2018 — Старый Русский Топ
- Лекция 16. Избирательный процесс в россии
История выборов президента России: даты, история всех прошедших выборов
Так что мы голосовали. Голос свой отдали. Как же без этого? Как мы жили в 90-е и как сейчас. Мы все равно же стараемся выбирать надежных людей. Чтобы выразить свое мнение. Большую ставку кандидаты и политические партии делали на печатные агитационные материалы.
Всё заклеивалось", — говорит председатель избирательной комиссии Иркутской области 1997-2008; 2010-2014 годы Виктор Игнатенко. Навязчивость кандидатов и не всегда чистые приемы тогдашних политтехнологов хорошо иллюстрирует программа "Про это" их архива ГТРК "Иркутск". Кроме тонн листовок и газет, избирателям нередко предлагали проголосовать, что называется на сытый желудок. Подкуп — это были продуктовые наборы. Гречка, банка тушенки, банка сгущенки, это такой электоральный набор был своеобразный. Ходовой товар был в подкупе у нас избирателей, это водка.
Когда там сельские мужики за бутылочку соответствующим образом обещают проголосовать. Сейчас это тоже меняется.
Существует три основных избирательных системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Существует много разновидностей этой системы, где варьируется количество мест в избирательном округе, количество голосов у избирателя, структура бюллетеня просто поставить галочку или проранжировать кандидатов и т.
Кстати, президентские выборы в России проходят по такой же системе, только во второй тур выходят два кандидата с наилучшим результатом two round majority run-off system. При пропорциональной системе существуют многомандатные избирательные округа, когда партии обычно выставляют свои списки, за которые и голосуют избиратели. При этом избиратели в некоторых случаях могут ранжировать кандидатов в партийном списке, а места между ними впоследствии распределяются по специальной схеме. В этой системе существует много тонкостей, однако главное, о чем следует знать, это заградительный барьер партия получает доступ к распределению мест в парламенте, только набрав определенный процент голосов и метод перевода голосов в места в парламенте.
Наконец, в смешанной системе присутствуют составляющие и пропорциональной, и мажоритарной систем. При этом они могут быть совершенно независимыми, как в России, где половина парламента избирается по одномандатным округам, а половина по партийным спискам смешанная несвязанная система , так и сильно влиять друг на друга, как в Германии смешанная связанная система. В Российской Империи при выборах в Государственную Думу использовалась, по сути, партийно-блоковая мажоритарная система. Такая схема приводит к сильной диспропорции парламентского представительства.
При выборах первой Государственной Думы эта схема была еще и усилена многочисленными ограничениями и «надстройками». Так, выборы не были прямыми: сначала определяли выборщиков, которые и избирали депутатов для крестьянства они вообще были трехступенчатыми. При этом голосование проводилось по нескольким куриям землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие и т. Естественно для того времени, в выборах не участвовали женщины хотя с 1906 года женщины имели право голоса в Великом Княжестве Финляндском, входившем в состав Российской Империи, на выборах в Думу это правило не действовало , граждане младше 25 лет, военнослужащие, учащиеся, лишенные духовного сана, полицейские и т.
Выборы в первые российские государственные думы были нацелены, скорее, на ограничение представительства граждан, чем на равномерный учет всех интересов. Выборы в Учредительное собрание, прошедшие в конце 1917 года, по праву можно назвать самыми демократичными выборами, проводившимися в России на тот момент. Во-первых, возрастной ценз был понижен до 20 лет, во-вторых, избирательные права получили женщины и военнослужащие, в-третьих, были отменены все ограничения по национальному признаку, которые существовали в Российской Империи. Депутаты избирались по партийным спискам в многомандатных округах.
Избиратель подавал голос за конкретный список разный для разных избирательных округов , а далее мандаты распределялись между партиями в определенной пропорции. Здесь самое место рассказать о том, как вообще может происходить перевод набранных голосов в депутатские мандаты при пропорциональной системе. Существует два главных метода сделать это: метод наибольших остатков он же метод квот и метод наибольших средних он же метод делителей. То, какой конкретно метод используется, определяется исключительно законодателем, который может иметь самые разные причины установить те или иные методы.
Важно знать, что каждый из методов более или менее пропорционален, один дает преимущество крупным партиям, другой мелким. Для примера возьмем результаты выборов в Псковское законодательное собрание в 2016 году. Они и будут нас интересовать.
Президент тогда избирался на 5 лет, потом по конституции 1993 срок сократили до 4-х лет. Выборы в современной России Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента Федерального Собрания — Государственной думы. На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.
Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации на конкурсной контрактной основе. Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы — избирательные комиссии. Выборы Президента России пройдут 18 марта 2018 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, глава государства будет избран на шестилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли.
Вече кануло в прошлое — выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских — в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить.
К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему. А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит. Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались.
Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории. Победил Борис Ельцин, он руководил новым государством два срока. Вообще, решение о введении поста Президента, избираемого народом сроком на 5 лет, было принято в том же 91 году и внесено в свежепринятую Конституцию. О последствиях народного выбора писать много не будем. Дела это не столь давно минувших лет и память о них еще жива в каждом. Но всякий раз самодержавие воздерживалось от решающего шага по пути демократизации.
Земские соборы просуществовали менее 150 лет; первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний — в 1683-1684гг. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось.
Разве можно было по этому принципу выбирать новую династию после тяжелейшей гражданской войны, осложнённой иностранным военным вмешательством? Разумеется, реалии выборов в стране, оказавшейся на грани потери государственности, были куда сложнее, чем пропагандистские клише историка-марксиста М. Покровского и его последователей. Михаил Фёдорович 12. Он сын боярина Ф. Романова — будущего патриарха Филарета, двоюродного брата царя Фёдора Иоанновича, последнего из династии Рюриковичей. Михаил Романов был избран на царство 21 февраля и принял престол 14 марта 1613 года. Ещё в октябре 1612 г.
Это восстановление мыслилось руководителями ополчения в традиционной для того времени форме — монархии. Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого были разосланы Мининым и Пожарским в ноябре 1612 г. В 1899 г. Главным и почти единственным источником для выяснения личного состава избирательного собора 1613 г. Сегодня мы располагаем тем же комплексом документальных источников, что и в конце XIX в. Изначально задача избрания нового царя возлагалась на Земский собор. Формально были выдвинуты три кандидатуры: польского королевича Владислава, шведского Карла Филиппа и 16-летнего Михаила Романова. Такие указания были получены в Нижнем Новгороде, Астрахани, Казани, городах Сибири и других городах и местностях. В этой связи, созванный Земский собор, по мнению современных исследователей, был наиболее многочисленным свыше 800 человек и представительным по составу не менее из 58 городов в сравнении с предшествующими. Разумеется, прежде всего, это были бояре, дворяне, церковнослужители.
Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов — донские казаки и черносошные лично свободные крестьяне. Считается, что интересы крепостных и холопов представляли собственники земель. Заседания собора открылись в Москве в первой половине января 1613 г. Вопрос об избрании царя решался в обстановке острой избирательной борьбы: среди участников собора были сторонники русского, польского и шведского выбора, в том числе и те, кто сотрудничал с интервентами и самозванцами. Претенденты, как и во время избрания Бориса Годунова в 1598 г. Избирательная борьба и выборная агитация свидетельствует о росте политического самосознания в Русском государстве. С точки зрения ментальности того времени важно, что прежде, чем приступить к избранию нового царя, был назначен строгий трёхдневный пост и моления. Члены собора решили не избирать на русский трон иноземного правителя. Это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф.
Мстиславский и В. Называли также и руководителя народного ополчения князя Д. Пожарского и князя Д. Трубецкого, тесно связанного с казаками. В такой ситуации переговоры могли зайти в тупик. Именно тогда и возникла во многом компромиссная кандидатура М. Романова, который хотя и косвенно как внучатый племянник Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного был связан с династией Рюриковичей. Несомненно, что, согласно всем источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул М. С казаками после Смуты было принято считаться.
Позднейшие льготы донскому казачеству от династии Романовых связаны в том числе и с этим событием. Смута научила русских людей быть осторожными. Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля. Только после этого в Кострому Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым. Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. В качестве дополнения: в середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы будут терять значение и больше никто не будет думать, что царя можно избрать. Платонов С. Гребельский и А. Историки о выборах царя. Обращают на себя внимание первые выборы русского царя Бориса Фёдоровича Годунова.
Сам земский избирательный собор 1598 г. Значительное внимание уделили выборам Бориса Годунова такие историки, как С. Соловьёв, Н. Костомаров, В. Ключевский отмечавшие, что порядок выборов царя не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборного заседания, апелляции к мнению торгово-посадского населения, достижение компромиссов между боярскими группировками. Выдающийся русский историк, академик С. Платонов уже в начале ХХ в. Ближе всего к пониманию ситуации конца XVI в. Скрынников — профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета. Более тридцати лет назад в 1980 г.
В значительной мере исследование Р. Скрынникова явилось основой наших современных размышлений о событии конца XVI в. Когда избирали Бориса Годунова? Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы, которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах. Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии. Считается, что 1 августа 1598 г. Прежде чем принять это традиционное представление, следует проверить дату, обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров.