Днепрогэс — самая мощная из шести гидроэлектростанций, построенных на Днепре, и первая в истории Украины. Кадры разрушений ДнепроГЭС после удара русской армии — на Украине сказали, что восстановить ее смогут через несколько лет.
«Советское государство творит чудеса»: 90 лет со дня открытия ДнепроГЭС
О том, что ДнепроГЭС попала под удар, сообщило «Укргидроэнерго» ранее сегодня. Издание «Военная хроника» напоминает, что ДнепроГЭС уже подвергалась ударам в 2022 году, причем основной ущерб получил правобережный машинный зал ДнепроГЭС-1. Строительство Днепрогэса 97 лет назад началось строительство ДнепроГЭС — одной из крупнейших гидроэлектростанций Советского Союза. Между прочим, строительству Днепрогэса предшествовала любопытная дискуссия. В 2018 году была смоделирована ситуация, когда на ДнепроГЭС произошел неконтролируемый сброс воды.
От первого лица: дневник строителя ДнепроГЭС. 1927 год
15 марта 1927 года - Начато строительство ДнепроГЭСа - Русский Исполин | Это произошло на полгода раньше запланированного срока / РИА Новости. На момент завершения строительства ДнепроГЭС стала крупнейшей гидроэлектростанцией СССР и. |
ДНЕПРОГЭС СТРОИТЕЛЬСТВО | РИА Новости Медиабанк | Издание «Военная хроника» напоминает, что ДнепроГЭС уже подвергалась ударам в 2022 году, причем основной ущерб получил правобережный машинный зал ДнепроГЭС-1. |
Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции | В подконтрольном Киеву городе Запорожье утром 22 марта произошел пожар на самой мощной украинской гидроэлектростанции ДнепроГЭС. |
Украина планирует новые провокации. Гибель мирных жителей будет ей только на руку
Первые шесть гидроагрегатов были введены в эксплуатацию в 1974 и 1975 годах, последние два — в 1980-м. ГЭС-2 стала дополнительно вырабатывать электроэнергию. Эксперт обращает внимание на то, что ДнепроГЭС выполняла роль «пикового регулятора». Нужны мощности для маневрирования энергией. Атомные электростанции, которые сейчас обеспечивают большую часть генерации, не могут быстро нарастить и сбросить производство электроэнергии.
Это могут сделать только ГЭС. Включил турбину — она начала крутиться, вырабатывать электроэнергию. Гидрогенератор тоже включился в работу. Закончилась пиковая потребность — выключили турбину, она снова стоит, ждет востребованности.
В этом плане ГЭС незаменимы.
На ее открытии присутствовали Орджоникидзе и Калинин, кроме того, поздравление строителям прислал сам Сталин. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР. Впрочем, мы сильно забежали вперед и теперь вернемся к истории создания ДнепроГЭС. В 1926 году американский строитель гидросооружений Хью Купер был приглашен правительством СССР и назначен главным инженером-консультантом на строительство Днепровской плотины.
Он принимал самое активное участие в проектировании Днепрогэсаи лично встречался с руководителями СССР, в том числе с И. О том, какие еще полторы тысячи! При непосредственной стройке Днепрогэса, Купер высказывал людям, которых он консультировал, свои замечания.
Днепрогэс Строительство Днепрогэса. Работы начались весной 1927 года, а в октябре 1932 года ГЭС была запущена. Для станции в США было закуплено 5 генераторов и 9 турбин.
Благодаря плотине электростанции уровень воды в Днепре повысился на 50 метров. Это позволило открыть морским судам путь на Киев. Днепрогэс обеспечил энергией крупный промышленный район с металлургическим и машиностроительным производством. В 1969—80 годах построен блок Днепрогэс-2. Начало строительства сопровождалось высокой текучкой кадров, в неофициальных источниках писали, что надо нанимать пятерых — из них останется один. В бараках не было питьевой воды, не хватало сена для матрасов, обедали поартельно и при этом пользовались одной ложкой.
Беломорканал Строительство Беломорканала. Общая протяжённость канала — 227 километров. Инфраструктура Беломорканала — это не только 19 шлюзов, но ещё 15 плотин, 12 водоспусков, более 50 дамб и рабочие посёлки. Строительство канала было остро необходимо. Он должен был соединить Белое море и Онежское озеро и дать стране выход на Балтику, без огибания кораблями Скандинавского полуострова. Об этом думал еще Пётр I.
Но осуществили его замысел большевики, героически и жестоко.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 25 апреля, 07:14 Украина планирует в мае начать восстановление ДнепроГЭС Глава назначенной украинскими властями военной администрации Запорожской области Иван Федоров отметил, что еще продолжается разбор завалов МОСКВА, 25 апреля. Читайте также По его словам, сейчас еще продолжается разбор завалов.
История ДнепроГЭСа. Взрыв и восстановление.
Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов - бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская - женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн откормленный боров - по утверждению автора дневника - меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, помощник бухгалтера Хоруженко - петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом чистки стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели и Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение кропотливой трехмесячной работы вчетвером просматривали тысячи всевозможных рабочих списков, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было дать за пять минут. На этом чистка не закончилась. Так обнаружились еще многие "бывшие", а ныне тихие, исполнительные, скромные внешне сотрудники.
Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней. Его насилу скрутили и обезоружили. У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычек за верную службу. Николай II".
Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Понадобилось много усилий отдела найма и увольнения, чтобы обработать эти колоссальные потоки людей и разместить их на стройке. Высокие темпы строительства поражали мир. Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев.
В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке -106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители германской консультации заявили: максимум можно уложить 75-80 тысяч кубов. Американцы считали, люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, поддержанный всем коллективом строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно.
В то время не было никаких механизмов по укладке бетона. Уплотнение масс бетона проводилось ногами. Каждую бадью бетона равномерно размещали по котловану и утаптывали. Это был тяжелый труд, занимались им в большинстве женщины, а их не хватало. Надо было уложить 500 тысяч кубометров бетона. На это мобилизовали весь коллектив.
На стройке бывали выездные редакции "Правды" и "Коммуниста". При "завоевании" среднего протока потребовалось одновременно 800 каменоломов. Их не было. Механизмы оказались под угрозой бездействия. Затем возникла угрозы промыва перемычек. Был создан штаб по ликвидации прорыва, объявлен сбор добровольцев.
В котлован пошли рабочие запорожских заводов, студенты, крестьяне, чекисты, партработники. Многие ежедневно отрабатывали по четыре часа после основной смены. Закончив уборку камня в котловане, каждый мог получить в столовой тарелку пшенной каши с салом хлеба не было. Американцы, стоя на площадке у спуска в котлован, изумлялись этому невиданному энтузиазму людей и как-то, следуя всеобщему порыву, спустились в котлован и сами отработали традиционные четыре часа. К середине мая 1931 года все бычки плотины были построены до верха. Проложенные по ним с обоих берегов железнодорожные пути сомкнулись.
В это же время на правом берегу шел монтаж турбин в машинном зале. Днепрострой стал самой механизированной стройкой страны, хотя большая часть работ производилась вручную.
В зону затопления попал участок железной дороги и железнодорожный Кичкасский мост , располагавшийся в 2 км выше створа плотины, вместо которых были построены новые участки железной дороги и два моста Стрелецкого через протоки Днепра ниже гидроэлектростанции [23] [24] [25]. Социальные последствия[ править править код ] Зона затопления Днепровского водохранилища затронула 56 населённых пунктов, из которых 14 были затоплены полностью и 42 частично. Всего было переселено 4176 дворов. При строительстве Днепрогэса был возведён посёлок строителей и эксплуатационников станции Соцгород , в настоящее время являющийся одним из районов Запорожья.
Сооружение гидроэлектростанции и связанных с ним промышленных предприятий привело к резкому росту численности населения Запорожья: с 55 тысяч человек в 1926 году до 243 тысяч человек в 1937 году. В 1939 году город Запорожье стал административным центром новообразованной Запорожской области [26] [27] [28]. При строительстве Днепрогэса в 1928 году напротив Кичкаса у левого берега Днепра было найдено пять орнаментированных мечей каролингского типа , которые, по мнению академика Б. Рыбакова , могли принадлежать дружинникам князя Святослава Игоревича. Во время Великой Отечественной войны мечи были утрачены [29] [30] [31]. Ранние проекты[ править править код ] Карта местности в районе будущего строительства Днепрогэс, 1860 год Первые предложения о строительстве гидроэлектростанций в районе Днепровских порогов , располагавшихся на протяжении 65 км течения реки и крайне затруднявших судоходство, относятся к концу XIX века.
Основной акцент в ранних проектах делался на решение проблем судоходства, с попутной выработкой электроэнергии. Это проекты инженеров Н. Лелявского 1893 год , В. Тимонова 1894 год , А. Рундо и Д. Юскевича 1910 год , И.
Розова и Л. Юргевича 1912 год. В 1905 году С. Максимовым и Г. Графтио была предложена схема строительства в районе порогов каскада из трёх гидроузлов, каждый с напором около 13 м, что позволяло разместить на каждом из них гидроэлектростанцию мощностью 30—50 тыс. В 1912 году был образован консорциум коммерческих организаций и банков как российских, так и иностранных для изучения возможности строительства гидроэлектростанции на Днепровских порогах.
Проект общей стоимостью 600 миллионов золотых рублей предусматривал сооружение, помимо гидроэлектростанций, судоходного канала в обход порогов. К реализации проекта предлагалось перейти в 1915 году, но начало Первой мировой войны перечеркнуло эти планы. В 1914 году в Государственной Думе рассматривалась возможность выделения средств на сооружение судоходных шлюзов и гидроэлектростанции в районе Днепровских порогов по проектам А. Розова и Б. Бахметьева, но в итоге запрашиваемые суммы были урезаны в несколько раз, что не дало возможности приступить к строительству. В 1916 году проект Розова был утверждён, но он не мог быть реализован в условиях продолжавшейся войны.
В 1919 году свой проект гидроэнергетического использования Днепра в районе порогов предложил профессор В. Все эти проекты предусматривали многоступенчатые схемы с сооружением от двух до четырёх плотин, при этом максимальная мощность гидроэлектростанций не превышала 270 тысяч л. Первый проект Днепровского гидроузла с одной плотиной был предложен инженером Ф. Моргуненковым в 1913 году [32] [33] [34] [35] [36] [37]. Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Ленин [38] Согласно этому плану, в районе Днепровских порогов планировалось строительство крупной Александровской Днепровской гидроэлектростанции.
Мощность ГЭС планировалась в 330 МВт с перспективой увеличения в дальнейшем до 850 МВт с расположением в здании станции 20 гидроагрегатов с горизонтальным валом. Приступить к подготовительным работам по строительству ГЭС планировалось уже в 1921 году, пустить первый гидроагрегат — в 1927 году, завершить строительство — в 1929 году. Александров , впоследствии руководивший проектированием Днепровской ГЭС [39] [40] [41] [42]. Проектирование[ править править код ] Один из ранних вариантов проекта Днепрогэса 5 марта 1921 года постановлением Комитета государственных сооружений И. Александрову было поручено проектирование Днепровской ГЭС. В ходе проектирования были разработаны девять вариантов гидроузла.
Первые три из них различались расположением плотины и компоновкой сооружений. Для дальнейшей проработки был принят вариант гидроузла с одной прямолинейной плотиной из бутовой кладки , облицованной гранитом , длиной 720 м с 25 пролётами, с расположением здания ГЭС на правом берегу и судоходного шлюза на левом берегу. В ходе дальнейшего проектирования по предложению американских консультантов фирмы «Х. В девятом представленном на утверждение проекте форма плотины была изменена на криволинейную с увеличением количества пролётов до 47. После успешного прохождения экспертиз как советских специалистов, так и американских инженеров проект Днепровской ГЭС был утверждён 29 октября 1926 года. Согласно утверждённому проекту, строительство станции предусматривалось в две очереди, в первую очередь монтировались семь гидроагрегатов мощностью по 35 МВт, во вторую — ещё шесть таких же гидроагрегатов; таким образом, мощность ГЭС первой очереди должна была составлять 245 МВт, а при полном развитии — 455 МВт.
В 1929 году, уже в ходе строительства, учитывая возможности заводов по изготовлению более мощных гидроагрегатов, было принято решение уменьшить количество гидроагрегатов до девяти при одновременном росте их мощности до 62 МВт, а также при увеличении общей мощности станции до 558 МВт [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51].
Днепрогэс имеет богатую и долгую историю существования. Ее сооружение было начато еще в 1927 году. Уже к 1932-му на станции были пущены первые гидроагрегаты, а в 1939-м состоялось торжественное открытие ГЭС. Во времена индустриализации именно ее многие называли символом передового развития СССР. Неудивительно, ведь на момент окончания возведения данная ГЭС являлась крупнейшей в Европе. В августе 1941-го советские войска для предотвращения использования мощностей немцами взорвали плотину объекта, хотя спустя время немцы ее восстановили в своих интересах. Уже в 1943 году во время контрнаступления СССР немцы покинули Днепрогэс, предварительно взорвав ее с помощью 12 вагонов взрывчатки и десятка авиабомб. После окончания войны данный объект был реконструирован, а после распада Союза он стал важной частью энергетической системы Украины. Причем фактор непосредственной выработки электричества здесь не играет значительной роли.
На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159 версты. Американские специалисты жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле, с гаражами и площадках для тенниса, коттеджах. Для них был открыт магазин " Торгсин". В руководстве стройки было много специалистов высокого класса прошедших Волховстрой: Гарин, Шредер, Иванов, Марков, Васильев и др. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя - Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевая, целеустремленная натура. Говоря о рабочих и руководящих кадрах, Вейде пишет, что он был очень неоднородным.
Стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараках. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было. В результате появилось много липовых справок, "благодаря" которым притекали воры и беспризорные. Они мешали работать честным рабочим.
Пьянство, игра в карты, воровство - процветали. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок и оставляли там. Особый контингент на стройке составляли грабари, - рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строительных рабочих, у которых нашла два больших чемодана, набитых печатями и штампами разной величины и назначения.
Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов, работавшую на грабарском поселке в одной из землянок. Но была худшая беда, чем воры, - кулачество. Кулаки шли "в народ", читали рабочим газеты и как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой - это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и т. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на Днепрострое случались аварии. Одна из больших аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега.
Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии - кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. Но не только кулаки и воры поспешали на Днепрострой. В Малороссию двинулись бывшие князья, помещики, офицеры и прочие чуждые элементы. Помогали им в этом и родственные связи с частью специалистов стройки.
Все отделы и подотделы заполнились вельможными родственниками. В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от разложившихся морально, бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано на замену их новыми кадрами, на необходимость подготовки выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На Днепрострое тоже были такие, кто вызывал подозрения. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, сходы их с рельс, грубейший бюрократизм в отделах и прочее.
Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу. В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под председательством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде. Работа по чистке была сложной, потому что, пишет Вейде, надо было "проверять и перепроверять". Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Выявили целый ряд лиц, скрывавшихся на Днепрострое под маской участников строительства.
Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов - бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская - женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн откормленный боров - по утверждению автора дневника - меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, помощник бухгалтера Хоруженко - петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом чистки стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели и Вейде.
Как кровью и потом зеков строили счастливое советское будущее
Николай II". Бычека арестовали. Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Понадобилось много усилий отдела найма и увольнения, чтобы обработать эти колоссальные потоки людей и разместить их на стройке. Высокие темпы строительства поражали мир. Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке -106 тысяч кубометров.
Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители германской консультации заявили: максимум можно уложить 75-80 тысяч кубов. Американцы считали, люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, поддержанный всем коллективом строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно. В то время не было никаких механизмов по укладке бетона. Уплотнение масс бетона проводилось ногами.
Каждую бадью бетона равномерно размещали по котловану и утаптывали. Это был тяжелый труд, занимались им в большинстве женщины, а их не хватало. Надо было уложить 500 тысяч кубометров бетона. На это мобилизовали весь коллектив. На стройке бывали выездные редакции "Правды" и "Коммуниста". При "завоевании" среднего протока потребовалось одновременно 800 каменоломов. Их не было.
Механизмы оказались под угрозой бездействия. Затем возникла угрозы промыва перемычек. Был создан штаб по ликвидации прорыва, объявлен сбор добровольцев. В котлован пошли рабочие запорожских заводов, студенты, крестьяне, чекисты, партработники. Многие ежедневно отрабатывали по четыре часа после основной смены. Закончив уборку камня в котловане, каждый мог получить в столовой тарелку пшенной каши с салом хлеба не было. Американцы, стоя на площадке у спуска в котлован, изумлялись этому невиданному энтузиазму людей и как-то, следуя всеобщему порыву, спустились в котлован и сами отработали традиционные четыре часа.
К середине мая 1931 года все бычки плотины были построены до верха. Проложенные по ним с обоих берегов железнодорожные пути сомкнулись. В это же время на правом берегу шел монтаж турбин в машинном зале. Днепрострой стал самой механизированной стройкой страны, хотя большая часть работ производилась вручную. Здесь было задействовано много кранов, дерриков, паровозов, сложных механизмов камнедробильного и бетонных заводов. Впервые в стране начал работать экскаватор по разработке скалы. Широкое распространение получили автогенная резка и сварка, электросварка, аппараты для стыковки арматуры и многие другие механизмы, впервые примененные в строительстве, - пишет Борис Вейде в своем дневнике.
Для ликвидации дефицита кадров организовали много различных курсов и школ. Были созданы рабфак и два института - строительный и энергетический. Школы, курсы, институты посещались в большинстве трудящимися без отрыва от производства. И дальше рассуждает о том, что заграничным трепачам и болтунам неведомо, что на Днепрострое создана школа новых методов организации работ крупного строительства, что кроме крупнейшей ГЭС в степи вырастает комплекс современных металлургических предприятий. Утром 28 марта 1932 года лучшими ударниками Днепростроя была замешана на бетонном заводе, перевезена на плотину, опущена и уложена последняя бадья бетона в гребенку плотины. Перед наполнением водохранилища оказалось, что между 32 и 33 бычками плотины на глубине 30 метров ниже бетонной кладки - гнилая скала. Это могло вызвать усиленную фильтрацию и гибель плотины.
Возникла опасность задержки подъема воды в водохранилище. Американцы предлагали одно, немцы - другое.
Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу.
Известно, что при строительстве "Дамбы Гувера", где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал. Строительство Днепрогэс За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии.
Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов.
Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс.
Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября.
На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом.
Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает! На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю.
К слову о супе — на приобретение турбин фирмы "Ньюпорт Хьюз" пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма.
На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу. В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы.
Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона.
Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины.
Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона.
Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: "Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком.
Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание.
Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого".
Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время. В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться.
Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование.
Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже.
Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают "Надежда", "Людмила", "Виктория" и реконструированная турбина "Валентина". Фото Днепрогэса днем Фото Днепрогэса ночью В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту —30 км в час.
К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института "Проектстальконструкция", которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу "гордости советской электрофикации".
Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье "старика". Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину. Якобы, геологи "по косвенным признакам" установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом.
И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры. Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной.
А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям. Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой "нормальное состояние".
Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности".
Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине.
На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало. Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k. Если тема вам интерестна, в дополнении интересные свидетельства очевидца стройки.
Выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде. Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика".
Это гидротехническое сооружение считается одним из символов индустриализации в СССР. В ходе возведения ГЭС коллектив «Днепростроя» установил несколько мировых рекордов в сфере строительства, в частности по объёму укладки бетона.
Пуск станции позволил решить проблему стабильного обеспечения энергией обширных территорий Советского Союза, а также сделал Днепр судоходным на всём его протяжении.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.
В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Восстановлением ДнепроГЭС будет заниматься Россия
Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс. Строительство 50-метровой плотины обеспечило повышение уровня воды в р. Днепр, что в свою очередь позволило открыть сквозное судоходство. Плотина ДнепроГЭС заминирована, соцобъекты стали украинскими базами. Подрыв Каховской ГЭС совершила украинская сторона, этому предшествовал масштабный сброс воды на Днепрогэс. Сегодня подборка фотографий о строительстве ДнепроГЭС (1927-1931), крупнейшего проекта Первой пятилетки.
Как удалось построить ДнепроГЭС — чудо инженерной мысли?
Ужасные последствия на ДнепроГЭС после киевского теракта | Днепрогэс — самая мощная из шести гидроэлектростанций, построенных на Днепре, и первая в истории Украины. |
Строительство Днепрогэса | В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч). |
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построили | Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. |
«Советское государство творит чудеса»: 90 лет со дня открытия ДнепроГЭС
По предварительным данным, плотина станции цела, а почти все машинные залы и подъемные устройства уничтожены. Сообщалось, что ДнепроГЭС, как объект генерации электроэнергии, полностью выведена из строя. Россия ночью нанесла массированный удар по целям на Украине. В зоне поражения оказались объекты энергетики.
Об этом сообщает блогер Zergulio Сергей Колясников. Также подобной информацией поделился министр энергетики Украины Герман Галущенко.
В украинской компании подтвердили отключение воздушной линии «Днепровская». Галущенко добавил, что в результате обстрела была обесточена линия электропередач. Кроме того, издание «Украина.
А между тем тов.
Троцкий явно не считается с этим решением съезда». Свернуть Любопытно, что позднее, для официального собрания сочинений Сталина, эту цитату поправили и смягчили, поместив в таком виде: «Бывают случаи, когда наши управляющие органы попадают в положение того крестьянина, который накопил малую толику денег и вместо того, чтобы починить на эти деньги плуг и обновить своё хозяйство, купил большущий граммофон и… прогорел». Тем не менее жизнь неумолимо брала своё, и уже в январе 1927-го тем же сталинцам пришлось принять «сверхиндустриализаторский» проект Троцкого. Адольф Страхов-Браславский.
Реальность наших планов — это мы с вами. Харьков, 1933. На заднем плане виден силуэт Днепрогэса В 1930 году случился забавный эпизод. Бывший левый оппозиционер С.
Горский опубликовал в газете «За индустриализацию» своё «покаяние» в былых оппозиционных грехах. При этом он торжественно закончил свою статью так: «Те, кто считал Днепрострой «граммофоном», пляшут над собственной политической могилой.
Станция была крупнейшей в Европе. Длина дамбы 760 метров, высота - 60 метров, радиус дуги - 600 метров. Монтаж всего оборудования был завершен 16 апреля 1939 года. После запуска девятого гидроагрегата станция вышла на проектную мощность - 560 тысяч киловатт. На базе Днепровской ГЭС выросли заводы «Коммунар», листовой стали, инструментальных сталей, алюминиевый, магниевый, ферросплавный, коксохимический, электродный. В начале Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года, после прорыва немецких войск в районе Запорожья, плотина ДнепроГЭСа была взорвана.
Подрыв был произведен по указанию советского руководства, согласно распоряжению Генштаба. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав волну, оборудование машинного зала было уничтожено. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. В результате взрыва в плотине возникла пробоина длиной 135 или 165 метров, через которую хлынула вниз тридцатиметровая волна, вызывая разрушения и гибель людей, оказавшихся в береговой зоне.
Как строили Днепрогэс и как гуляли, когда построили
Помимо выработки большого количества дешёвой электроэнергии, Днепрогэс решил проблему обеспечения непрерывного судоходства на Днепре, затопив Днепровские пороги. Восстановление харьковской 5-й ТЭС и ДнепроГЭС потребует больших усилий. Удары российских ракет 22 марта нанесли существенный урон ДнепроГЭС-2, восстановление работы электростанции может затянуться на длительное время. Сегодня подборка фотографий о строительстве ДнепроГЭС (1927-1931), крупнейшего проекта Первой пятилетки. Удары российских ракет 22 марта нанесли существенный урон ДнепроГЭС-2, восстановление работы электростанции может затянуться на длительное время. Сегодня подборка фотографий о строительстве ДнепроГЭС (1927-1931), крупнейшего проекта Первой пятилетки.