Новости дата урочные лета

«Урочными летами» называли срок давности, до истечения которого владельцы беглых крестьян на Руси XVI-XVII века могли подать иск об их принудительном возвращении.

Введение урочных лет 1597 г.

Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года. По его мнению, в начале XVII века крепостная система в России ещё не устоялась; периоды запрещения выхода крестьян перемежались годами, в которые разрешались переходы крестьян. Литература Править Аракчеев В. Это заготовка статьи по истории России. Помогите Википедии, дополнив её.

Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него.

В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось. Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова 26 ноября 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков.

Крепостное право охватило целые эпохи развития государства российского. Слаборазвитый по отношению с Европой рынок товаров и услуг и малолюдье, создавали в России особый вид феодально-ленных отношений. Несмотря на различия между боярами-вотчинниками и дворянами-помещиками в правах распоряжения земельными угодьями и людьми, на них проживающих, формировалась единая позиция землевладельцев по вопросу закрепления крестьян на местах. Издревле, свободные общинники и равные им, обязывались временно нести государственные повинности в пользу дворянина, на время службы испомещенного на землю, по причине отсутствия денег в казне на оплату его военной службы.

Крестьянин раз в году, на Юрьев день мог воспользоваться правом ухода от «худого» помещика, уменьшая доходы от земли.

Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года. По его мнению, в начале XVII века крепостная система в России ещё не устоялась; периоды запрещения выхода крестьян перемежались годами, в которые разрешались переходы крестьян.

Что такое “урочные лета” и чем они отличались от заповедных?

В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Иван Тургенев. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение.

Фиксация законом определённого краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить права крестьян, а с другой, о неспособности пока закрепить крестьян за личностью определённого феодала. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г. Эта мера являлась на тот момент временной. В 1592-1593 гг. Содержавшиеся в этих книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу.

Известный французский источниковед Ш.

Ланглуа заметил, что историкам по необходимости приходится пользоваться такими материалами, от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь в области точных наук. Скудные источники, повествующие о «заповедных летах», служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого замечания. Под «заповедью» в Древней Руси подразумевали всякого рода запреты. Власти воспрещали торговать заповедным товаром, охотиться в заповедном лесу. Несколько найденных в архиве помещичьих грамот свидетельствовали о том, что в «заповедные лета» власти возвращали помещикам ушедших от них крестьян. Проанализировав эти грамоты, историки высказали предположение, что, возможно, именно указ о «заповеди» аннулировал Юрьев день. Такая догадка неизбежно привела к пересмотру всех возникших ранее концепций.

Новая теория закрепощения обрела стройность и законченность формы в исследованиях академика Б. Грекова, обобщившего историю крестьянства в книге «Крестьяне на Руси». Вместе с академиком С. Веселовским Б. Греков всесторонне аргументировал мнение о том, что Иван IV воспретил крестьянские переходы в 1581 году за три года до своей смерти. Веселовский считал, что при жизни Грозного его указ действовал лишь в отдельных небольших районах. По мнению Б.

Грекова, вся страна разом оказалась под пятой крепостного режима. Его взгляд стал преобладающим в науке. Последующие годы принесли новые архивные находки. Советский ученый В. Корецкий впервые обнаружил не косвенные как в документах о «заповедных летах» , а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет. В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами: «Ныне по твоему царскому указу крестьянам и бобылем выходу нет». Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV?

Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий. Найденная В. Корецким летописная заметка XVII века не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем. Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками. Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой.

Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям. Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права.

Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо. Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине.

Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян. Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными». Что скрывалось за помещичьими претензиями, помимо алчности? На какие законы они ориентировались? В источнике нет материала для решения этих вопросов. Время пощадило лишь отдельные, наименее важные фрагменты из деревских судных дел о крестьянах.

Пропали и дворянские челобитные, и решения приказных судей. Остались одни «обыски» — письменные показания населения, затребованные судом для проверки исков. Добились ли деревские помещики возврата крестьян? Какими нормами руководствовался суд в решении их дел? Об этом можно лишь догадываться. Прежде чем принимать претензии трех помещиков за доказательство чего бы то ни было, их следовало подвергнуть всесторонней проверке. Поиски необходимого для проверки материала оказались длительными, но в конце концов, они увенчались успехом.

Архивы сохранили описания деревских поместий, составленные в те самые годы, которые позже были названы «заповедными». Авторитетность этих описаний не подлежит сомнению. Писцовые книги XVI века принадлежали к разряду основной юридической документации, подтверждавшей права помещиков на землю и крестьян. Владельцем одного из трех поместий Деревской пятины был сын боярский Иван Непейцын. В 1588 году он хлопотал о возвращении ему двух крестьян, братьев Гав-риловых, сбежавших от него, по его словам, в «заповедные» — 1581 — 1582 годы, когда сам он находился «на государеве службе в Лялицах». Бой со шведами у деревни Лялицы произошел в феврале 1582 года.

Тем не менее, отсутствие до урочных лет возможности перейти к другому хозяину не мешало крестьянам активно сбегать от помещиков с плохими условиями работы. Чтобы предотвратить бегство работников и было введено урочное лето, концу 16 века число беглецов было настолько велико, что потребовались подобные меры. Теперь в Юрьев день права крестьян были ограничены, одновременно с этим в некоторых районах Руси вводились заповедные и определялись урочные лета. Разные сроки урочных лет В течение пяти лет в 1607 году этот срок был увеличен до 15 помещики могли потребовать у других хозяев перешедших к ним крестьян или вернуть обратно сбежавших на свободу работников. Именно этот срок и назывался урочными летами. Срок соблюдался не всегда, так во время Крестьянских войн из-за многочисленных бунтов помещики своим правом не пользовались.

Введение урочных лет

  • Вышел указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
  • Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
  • Научных статей по теме не найдено
  • Указ об Урочных летах 1597 года кратко и понятно – главное и важное

Урочные лета

Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Показать подсказку Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1 смысл понятия, например: срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян 2 факт, например: урочные лета были отменены по Соборному Уложению 1649 г. Может быть приведён другой факт.

Урочные лета Урочные лета — срок, в течение которого пойманных беглых крестьян возвращали владельцам. Это своеобразный срок давности. В этот период владелец крестьян мог обратиться в суд , чтобы разыскали их крестьян и вернули ему. Из истории Впервые урочные лета были введены в 1597 году, царём Фёдором Иоанновичем. Срок давности был установлен 5 лет. По Соборному уложения 1607 года Василий Шуйский увеличил срок до 15 лет. Однако в этот период шло восстание Болотникова. Обстановка в стране бала и без того накалена.

Поэтому указ о 15-летнем сыске фактически не применялся. При первом Романове — Михаиле Фёдоровиче — был 5-летний сыск В 1639 году им же сыск увеличен до 9 лет. В 1642 году снова увеличение сыска беглых крестьян Михаилом Романовым — до 10 лет.

Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Показать подсказку Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1 смысл понятия, например: срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян 2 факт, например: урочные лета были отменены по Соборному Уложению 1649 г.

Не всем крепостным крестьянам нравилась их жизнь и поэтому они иногда убегали от помещиков. Крепостное право. В конце XVI века местами бегства стали южные окраины государства, где существовали казачьи войска — Донское, Запорожское, Яицкое, Терское. Так стали называть срок сыска беглых крепостных, который царь Федор определил в пять лет. Бегство крестьян усилилось во время голода в начале XVII века, а еще больше — в годы Смуты и разорения 1604-1618 годов. Так назывался период, в которой крепостные крестьяне не могли перейти от одного хозяина к другому. Первым заповедным годом стал 1581, это было вызвано разорением страны во время Ливонской войны.

23 янв 1597 г. - Указ "Об урочных летах"

Изменения урочных лет Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет по этому поводу существуют разногласия среди специалистов, см. Соборное уложение 1649 года отменило срок давности и, тем самым, окончательно утвердило крепостное право. Владимирский-Буданов впервые использовал термин «урочные лета» для обозначения сыскных ограничений, введённых в 1597 году. Окончательно установил такое использование термина Б.

Дай-то господь!

Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь. Михаил Загоскин. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него. В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили.

Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года. По его мнению, в начале XVII века крепостная система в России ещё не устоялась; периоды запрещения выхода крестьян перемежались годами, в которые разрешались переходы крестьян.

В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород[2], в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор[3]. XIII века — «великим княжением Владимирским».

В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь». Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сынАндрей уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода 1155. Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества воВладимир и стал первым великим князем Владимирским.

В 1169 году организовал взятие Киева, и, по выражению Ключевского В. Старшинство Андрея Боголюбского признавали все русские князья[ источник не указан 25 дней ] , кроме галицкого и черниговского. Победителем в борьбе за власть после гибели Андрея вышел его младший брат Всеволод Большое Гнездо, поддержанный жителями новых городов юго-западной части княжества «холопы-каменщики» против ставленников старого ростово-суздальского боярства.

К концу 1190-х годов он добился признания своего старшинства всеми князьями, кроме черниговского и полоцкого. Незадолго до смерти Всеволод созвал съезд представителей различных социальных слоёв по вопросу престолонаследия 1211 : Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди [1]. Переяславское княжество находилось под контролем владимирских князей с 1154 года за исключением короткого периода 1206—1213[4].

Также они использовали зависимость Новгородской республики от подвоза продовольствия из земледельческого Ополья через Торжок, чтобы распространить на неё своё влияние. Также владимирские князья использовали свои военные возможности для защиты Новгорода от вторжений с запада, и с 1231 до 1333 года неизменно княжили в Новгороде. В 1237—1238 годах княжество подверглось опустошению монголами.

В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович был вызван кБатыю и признан старейшим князем на Руси. В конце 1250-х годов была проведена перепись и началась систематическая эксплуатация княжества монголами. После смерти Александра Невского 1263 Владимир перестал быть резиденцией великих князей.

На протяжении XIII века образовались удельные княжества с собственными династиями: Белозерское, Галицко-Дмитровское, Городецкое, Костромское, Московское, Переяславское, Ростовское, Стародубское, Суздальское, Тверское, Углицкое, Юрьевское, Ярославское всего до 13 княжеств , причём в XIV веке тверские, московские и нижегородско-суздальские князья стали титуловаться «великими». Собственно владимирское великое княжение, включавшее в себя город Владимир с обширной территорией в зоне суздальского ополья и право сбора дани для Орды со всех княжеств Северо-Восточной Руси, кроме великих[5], получал по ярлыку от ордынского хана один из князей. В 1299 году митрополит всея Руси переехал из Киева во Владимир, а в 1327 году в Москву.

С 1331 года владимирское княжение закрепилось за московским княжеским домом, с 1389 года фигурировало в завещаниях московских князей наряду с московским доменом. В 1428 году[3]произошло окончательное слияние владимирского княжества с московским. В 1201 году он был приглашён на великое княжение киевскими боярами, но оставил княжить в Киеве младшего родственника, превратив Киев в форпост своих владений на востоке[6].

Роман принял у себя изгнанного крестоносцами во время четвёртого крестового похода византийского императора Алексея III Ангела. Получил предложение королевской короны от римского папы Иннокентия III. По версии «первого русского историка» Татищева В.

Их княжества передавались бы по наследству старшему сыну[1]. В летописи Роман назван «самодержцем всея Руси». После гибели Романа в 1205 году произошла длительная борьба за власть, победителем из которой вышел старший сын и наследник Романа Даниил, восстановивший свой контроль над всеми владениями отца к 1240 году — году начала последней фазы западного похода монголов — похода на Киев, Галицко-Волынское княжество и в Центральную Европу.

В 1250-е годы Даниил боролся против монголо-татар, но ему всё же пришлось признать зависимость от них. Галицко-Волынские князья платили дань и участвовали в качестве подневольных союзников в ордынских походах на Литву, Польшу и Венгрию, но сохраняли порядок передачи престола. Галицкие князья также распространили своё влияние на Турово-Пинское княжество.

С 1254 года Даниил и его потомки носили титул «королей Руси». После переноса в 1299 году резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир Юрий Львович Галицкий основал отдельную галицкую митрополию, просуществовавшую с перерывами до захвата Галиции Польшей в 1349 году. Окончательно галицко-волынские земли были разделены между Литвой и Польшей в 1392 году по итогам войны за галицко-волынское наследство.

Смоленских князей отличало стремление занимать столы за пределами своего княжества, благодаря чему оно почти не подвергалось дроблению на уделы и имело интересы во всех регионах Руси. Ростиславичи были постоянными претендентами на Киев и прочно закрепились в ряде его пригородных столов. С 1181 по 1194 годы в Киевской земле установился дуумвират, когда городом владелСвятослав Всеволодович черниговский, а остальным княжеством — Рюрик Ростиславич.

После смерти Святослава Рюрик несколько раз добывал и терял Киев и в 1203 году повторил поступок Андрея Боголюбского, второй раз в истории междоусобиц подвергнув столицу Руси разгрому. Вершиной смоленского могущества стало княжение Мстислава Романовича, с 1214 по 1223 год занимавшего киевский стол.

Отмена «урочных лет»

1) название срока: «урочные лета». 2) причины введения данного срока: стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г., установившие так называемые «урочные годы» («урочные лета») — срок сыска беглых крестьян, определённый в пять лет. лета, в России v срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.

Выбор редакции

  • Указ об Урочных летах 1597 года кратко и понятно – главное и важное
  • Урочные лета — Википедия с видео // WIKI 2
  • Выбор редакции
  • Значение УРОЧНЫЕ ЛЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ
  • Фотографии о событии
  • Урочные лета: зачем они нужны?

Кто отменил Юрьев день

Урочные лета – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах. Введение заповедных лет Дата. 16 октября 2019 Эля Смит ответила: В 1597 г. Были введены урочные лета сроком в 5 лет.

Урочные лета - что это?

На страну опустилась мгла крепостничества. Как и при каких обстоятельствах сформировался крепостнический режим в конце XVI века? Для русской истории этот вопрос имеет первостепенное значение. Феодальные архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой.

Ученые ищут решения проблемы закрепощения уже более 200 лет. В ходе дискуссии были выдвинуты две основные- концепции. Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения. Известный русский историк В.

Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 года. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был затерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать. Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В.

Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни, задолженность крестьян положили конец крестьянским переходам. Талант Ключевского доставил его концепции общее признание. Но это признание было поколеблено, когда в архивах обнаружились документы о «заповедных летах».

Известный французский источниковед Ш. Ланглуа заметил, что историкам по необходимости приходится пользоваться такими материалами, от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь в области точных наук. Скудные источники, повествующие о «заповедных летах», служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого замечания. Под «заповедью» в Древней Руси подразумевали всякого рода запреты.

Власти воспрещали торговать заповедным товаром, охотиться в заповедном лесу. Несколько найденных в архиве помещичьих грамот свидетельствовали о том, что в «заповедные лета» власти возвращали помещикам ушедших от них крестьян. Проанализировав эти грамоты, историки высказали предположение, что, возможно, именно указ о «заповеди» аннулировал Юрьев день. Такая догадка неизбежно привела к пересмотру всех возникших ранее концепций.

Новая теория закрепощения обрела стройность и законченность формы в исследованиях академика Б. Грекова, обобщившего историю крестьянства в книге «Крестьяне на Руси». Вместе с академиком С. Веселовским Б.

Греков всесторонне аргументировал мнение о том, что Иван IV воспретил крестьянские переходы в 1581 году за три года до своей смерти. Веселовский считал, что при жизни Грозного его указ действовал лишь в отдельных небольших районах. По мнению Б. Грекова, вся страна разом оказалась под пятой крепостного режима.

Его взгляд стал преобладающим в науке. Последующие годы принесли новые архивные находки. Советский ученый В. Корецкий впервые обнаружил не косвенные как в документах о «заповедных летах» , а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет.

В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами: «Ныне по твоему царскому указу крестьянам и бобылем выходу нет». Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV? Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий.

Найденная В. Корецким летописная заметка XVII века не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем. Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками.

Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям.

Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права.

Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо.

Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян.

Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными».

Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск, что означало окончательное оформление крепостного права. Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 года был установлен пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 года он был увеличен до 15 лет, но в связи со Смутным временем начала 17 века фактически не осуществлялся.

Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако, В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года.

Оригинал судного дела Языкова сохранился полностью, включая помещичий иск и решение приказного судьи о возвращении крестьян. Однако ни один из этих документов не содержит указания на «заповедные лета». Источники рисуют картину достаточно неожиданную. В правление Годунова крепостной режим стал впервые приобретать четкие контуры. Но и тогда приказные дельцы неохотно пользовались понятием «заповедные лета» и при решении дел часто обходились без всякой ссылки на «заповедь». Не свидетельствует ли это о том, что «заповедь» не превратилась еще в формулу закона? Если так, то отсюда следует, что механизм «заповедных лет» возник не из законодательного акта, а из практических распоряжений властей. Финансы стали одной из главных пружин этого механизма. К концу царствования Грозного податные поступления в казну резко сократились, финансовая система пришла в полный упадок. При Федоре власти проводили в отношении податных сословий такую политику, которая определялась в первую очередь необходимостью укрепления финансовой системы. Таким образом, возврат крестьян и посадских людей на тяглые участки был связан поначалу не с законодательной отменой Юрьева дня, а с упорядочением налоговой системы и временным прикреплением налогоплательщиков к государеву тяглу. Временные меры, преследовавшие узкофинансовые цели, очевидно, не нуждались в развернутом законодательстве. Поначалу едва ли кто-нибудь предвидел, к каким последствиям приведет новая налоговая политика. Система мер по упорядочению налоговой системы не привела к полному прекращению крестьянских выходов. Правительство использовало это, когда того требовали интересы государственной службы. В 1592 году Андрей Щелкалов направил в южные уезды указ о наборе жителей на казачью службу во вновь построенные пограничные крепости. Набору подлежали крестьянские дети и захребетники, не платившие государеву подать. В казаки шли и отдельные тяглые крестьяне, сумевшие приискать и посадить на свой тяглый участок замену. Самый факт их выхода подтверждал сугубо финансовый характер наметившегося прикрепления. Документы относительно казачьего набора проясняют обстоятельства, при которых произошло рождение нового режима. Крестьянские челобитные рисуют картину подлинного разбоя феодальных землевладельцев. Чтобы помешать крестьянам выйти на государеву службу, помещики били и мучили их, сажали на цепь и в «железа на смерть», ппятали в своих усадьбах крестьянских жен и детей, забирали с крестьянских дворов «животину и рухлядь». Ушедших крестьян феодалы пытались вернуть по суду. Правда, в своих челобитных они не могли сослаться на закон, воспрещавший выход. Но они настойчиво подчеркивали угрозу опустошения государева тягла. Записавшиеся на службу крестьяне со своей стороны доказывали, что они оставили замену на покинутых наделах, и, таким образом, их выход не причинил ущерба казне. Южные помещики буквально завалили Поместный приказ исками о возвращении их крестьян из казаков. В итоге Щелкалов послал воеводам новую инструкцию, строжайше воспрещавшую брать в казаки каких бы то ни было крестьян «с пашни» даже при условии замены. Как видно, дворяне быстро усвоили все выгоды, вытекавшие из новой финансовой политики правительства, и постарались дать им свое истолкование. Помещики южных уездов фактически обращались со своими крестьянами, как с крепостными. Система закрепощения крестьян в рамках «заповедных лет» оказалась недостаточно гибкой. Из года в год число «заповедных лет» неуклонно росло. Вместе с тем множилось количество споров из-за крестьян. Помещики годами ждали решения суда по своим делам. Клубок тяжб запутывался. Разлад внутри феодального сословия усиливался. Государственный аппарат оказался перегруженным. Чтобы разом покончить с нараставшими трудностями, власти принуждены были наконец аннулировать долгие «заповедные» годы и ограничить давность исков о крестьянах. Зиновьев пытался вернуть крестьян, которых Молеванов увез из его поместья в самый последний год жизни Грозного. Щелкалов вынес решение в пользу нового владельца. Препровождая это решение в Новгород, дьяк предписал местным судьям руководствоваться пятилетним сроком давности, «а старее пяти лет суда и управы в крестьянском вывозе и во владенье челобитчиком не давати и им отказывати». Одним росчерком пера главный дьяк аннулировал старые «заповедные лета». Многолетняя практика возвращения крестьян старым землевладельцам привела к тому, что временные и преходящие меры стали постепенно превращаться в постоянное узаконение. Сознание современников чутко уловило этот рубеж. В 1595 году новгородские монахи смогли написать: «Ныне по государеву указу крестьянам и бобылем выходу нет». Чтобы верно интерпретировать источник, надо прежде всего уточнить понятия, употребленные в нем. В этой связи уместно будет напомнить, что для со- временников Годунова понятие «царский указ» не совпадало с понятием «закон». Любое частное решение власть выносила от имени царя посредством формулы «по государеву указу». Отсюда следует, что слова новгородских монахов об «указе» Федора не обязательно имели в виду развернутый законодательный акт против крестьянского выхода. Кстати, их слова очень мало напоминают точную цитату из текста закона. То, что ученым не удалось отыскать закон об отмене Юрьева дня, нисколько не удивительно. Значительная часть архивов XVI века исчезла бесследно. При вступлении на трон Лжедмитрий I 1605— 1606 велел собрать законы своих предшественников и объединить их в Сводный судебник. Его приказ выполняли дьяки, возглавлявшие суды при царях Федоре Ивановиче и Борисе Годунове. В их руках были нетронутые архивы. Тем не менее они не смогли найти и включить в свод законов указ, аннулировавший Юрьев день. Эта странная неудача может иметь лишь одно объяснение: разыскиваемый указ, по-видимому, никогда не был издан. Своими деяниями царь Иван Грозный снискал недобрую славу. Он обложил народ тяжелыми податями, каких Русь не знала прежде. Царские сборщики пускали крестьян по миру, выколачивая недоимки. В самые голодные годы Грозный не пожелал открыть перед бедствующим народом царские житницы, полные хлеба. Но своим Судебником Иван IV подтвердил Юрьев день, и на его время пришлись последние десятилетня крестьянской «воли». Сыграть зловещую роль крепостника суждено было Борису Годунову.

Урочные лета определение егэ

Урочные лета – это срок, в течение которого собственник земли может искать своих крестьян, то есть помещик мог подать через суд иск на поиск беглого крестьянина. Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления. 24 ноября (4 декабря) 1597 г. вышел Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах», которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян.

Большой энциклопедический словарь

  • Смотрите также
  • Процесс законодательного закрепощения крестьян в Российском государстве в XV-XVII вв.
  • Особенности сыска крепостных на Руси
  • Учреждение урочных лет
  • Урочные лета определение егэ

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий