Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Важно знать, что такие строгие правила питания в пост обязательны только для монахов.
Пост: 5 степеней строгости
Тот образ жизни, который люди вели сто, двести или даже 1000 лет назад, отличен от того, как мы живем сейчас. Раньше жизнь была проще в интеллектуальном, но сложнее в физическом плане. Сейчас же социум, жизнь в городах и информационная перенасыщенность осложняют процесс невовлечения в ежедневную суету и круговорот, и в итоге мы устаем, перегружаемся, чувствуем упадок сил и необходимость в их восполнении через пищу. Естественно, образ жизни накладывает корректировки на классические правила питания в Пост. Что можно пить в пост? Во время Великого Поста в определенные дни разрешает пить немного вина или добавлять его при приготовлении пищи. Но речь, конечно де идет не об излишествах, а о разнообразии рациона питания, поскольку виноградное вино содержит антиоксиданты и вещества, препятствующие развитию гриппа, как утверждают ученые. В напитках, как и в еде, нужно соблюдать меру. В Уставе говорится о 2 емкостях вина бокалах. Некоторым же стоит отказаться от алкоголя полностью. Поскольку Пост призван освободить нас от привязанностей, в том числе и в пище, то некоторым стоит ограничить или отказаться от употребления чая и кофе.
Во первых, эти напитки будоражат нервную систему, что может сказаться на психике и эмоциональном состоянии. Если вы замечаете за собой зависимость от этих напитков, и пьете их каждый день, попробуйте заменить их, например, цикорием. Или откажитесь от них полностью хотя бы на несколько дней. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. А от любой зависимости нужно избавляться. Где лучше питаться в Великий Пост? Как накрыть постный стол Несомненно, питаться лучше дома и готовить самим, используясь, например, Рецепты постных блюд на каждый день. Это позволит быть уверенным в качестве блюда и составе ингредиентов. Кроме того, при приготовлении можно заряжать пищу своей энергией, приговаривая молитвы или определенные настройки, чтобы еда принесла вам здоровье, силы и радость. Вспомните бабушкины гостинцы — они всегда приготовлены с любовью и наилучшими пожеланиями добра!
Постные блюда, приготовленные с любовью и правильным настроем, под хорошую музыку принесут намного больше пользы и удовольствия, чем магазинная или ресторанная еда. Многие люди в современном ритме жизни и в условиях большого города не имеют другой возможности питания, кроме как в кафе или в ресторане, и в этом нет ничего предосудительного, поскольку многие заведения предлагают постное меню. Другое дело — это гастрономические извращения и излишества. К примеру, многие кафе конкурируют друг с другом в изысканности и сложности предлагаемых ими постных блюд, иногда еще более причудливых, чем непостная еда, тем самым создавая из еды культ, что прямо противоречит основной цели поста.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Но, чтобы понять смысл поста в православии, необходимо несколько слов сказать о этических законах, которыми он определяется.
Прежде всего следует упомянуть: Закон вражды плоти и духа После грехопадения прародителей был взят мир от земли, и она стала полем вражды. Как сказано об этом в Апокалипсисе: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» Откр. В частности, эта противостояние простирается и на природу самого человека, в которой его плоть враждует с его же духом. Как об этом говорит апостол Павел: «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» Гал. Совершенно естественно, что человек духовный стремится подчинить свою плоть духу. Причем одним из основных средств сего подчинения как раз и является христианский пост. Как говорят, святые отцы по мере того, как увядает в частности, от поста плоть, в такой же мере процветает дух христианина.
И наоборот: насколько утучняется плоть, настолько же хиреет дух. Однако здесь достойны более внимательного исследования эти слова Гал. По их смыслу выходит, что не только плоть похотствует на дух, но и сам дух также похотствует! Что здесь имел в виду апостол? Выскажу свое мнение. В привычной нам системе православно-аскетических «координат» обычно под плотью понимается тело, а под духом душа человека. И чаще всего именно так оно и бывает.
Но не всегда, особенно в наше время. Дело в том, что если душа, которую мы считаем духом, одержима грехами, то тогда она или дух действительно похотствует на тело плоть. Особенно это касается гордыни, которая является чисто душевным или духовным грехом. В таком случае бывает по пословице: «От дурной головы — ногам больно»! А типичный пример сему евангельский блудный сын Лк. По своей гордыне, чисто душевной или духовной страсти тело, ведь, не гордится , он требует дать положенную ему часть имения Лк. И заметим, сколь много бед эта похоть духовная, то есть гордыня, причинила его телу: он «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лк. Как видим, типичный пример того, как дух похотствует на плоть! И что же спасло блудного сына, может быть какие-то «великие духовные рассуждения»?! Нет, Евангелие говорит о нем: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему» Лк. Заметим, та же самая гордыня греховная страсть духовная удерживала блудного сына в чужой стране и в рабском состоянии. Из-за этой гордыни ему было стыдно, после всей своей предыдущей фанаберии, вернуться к отцу нищим, босым и в лохмотьях.
А спас его от этого рабства обыкновенный голод — естественная и беспорочная то есть не греховная телесная страсть. Она-то и внушила заблудившемуся юноше смиренную и спасительную мысль вернуться к отцу уже не в качестве сына, а в качестве обыкновенного наемника. Итак, в данном евангельском примере похотствует дух, то есть душа по причине гнездящейся в ней гордыни. А спасает тело, поскольку удобно смиряет горделивую душу. Это следует помнить каждому постящемуся. И не случайно Неделя о блудном сыне, в которую и читается сие евангельское зачало Лк. Православный пост предназначен совсем не для богопротивного убийства тела, как считали язычники, а для искоренения гнездящихся в нем и в душе христианина греховных страстей.
Ведь у язычников также был пост ради достижения духовных целей. Но под этими духовными целями они понимали общение с нечистыми духами, которых почитали, как «богов». Так, к примеру, в житии св. Киприана Карфагенского упоминается, что, когда он еще был язычником и учился волхвованию, то на горе Олимп: «Видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди». Естественно, что такой богопротивный пост ради общения с нечистыми духами и пребывании в стимулируемых ими страстях, особенно гордыне, — для православного христианина совершенно неприемлем! Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления! А также для победы духа христианина над его плотью ради стяжания благодати Духа Святого.
Пост — это некий отказ от земного ради небесного. О чем Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Вот что, в первую очередь, а именно — духовное получает постящийся православный! Второй этический закон, с которым связан христианский пост, это: Закон связи наслаждений и страданий Этот закон был открыт философами еще за несколько столетий до Рождества Христова. Суть его состоит в том, что все и всяческие земные наслаждения необходимо связаны со страданиями. Так, например, чтобы насладиться пищей, сначала надобно испытать голод; а чтобы получить удовольствие от пития, сначала необходимо испытать жажду. Но если первые есть наслаждения, то, очевидно, вторые голод, жажда — это страдания.
И они, эти наслаждения и страдания, необходимо связаны друг с другом! Обратное также верно. А именно: люди, которые непомерно предаются тем или иным наслаждениям, в результате получают болезни и страдания. Обжора — расстройство желудка; пьяница — цирроз печения; блудник — дурные болезни, а также преждевременную импотенцию; наркоман — заболевание всего организма и т. Интересно, что этот этический закон, над открытием которого философы бились много лет, Господь в беседе с самарянкой выразил всего лишь шестью словами: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но при этом еще и добавил, — «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Здесь под сей водой, которую Он дает нам, Господь разумеет благодать Святого Духа, кою стремится получить каждый православный христианин. В частности, как и было сказано выше, получить чрез подвиг поста — для этого, собственно, мы и постимся.
Но заметим и то, что побочным следствием этого постного делания является и определенная победа над этическим законом связи наслаждений и страданий. И действительно, как погоня за наслаждениями порождает страдания, так точно верно и обратное: злострадания в частности, пост , добровольно принятые христианином ради Христа, дают ему также дозволенные и здравые телесные радости. Вспомним обряд разговения, особенно приятный после Великого поста! Кроме того, как обжора расстраивает свой желудок и болеет, так, наоборот, добре постящийся и правильно разговляющийся чрез это стяжает не только духовное, но и телесное здравие. Как говорил некий преподобный отец: «Бог назначил пост не по злобе, а для того, чтобы человек не умер от несварения желудка». Итак, можно сказать, что христианский пост — это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того, что можно назвать счастьем. Как правильно соблюдать пост Церковь не требует от христианина поста выше его сил.
Для детей, стариков и больных делается послабление в канонической строгости поста. Только тут надо правильно понимать, как можно получить это послабление. Часто бывает, что перед постом к священнику подходит, скажем, какая-нибудь старушка и, ссылаясь на болезни, просит его благословить ее на молоко или еще какой-то запрещенный продукт. Она не понимает, что священник не имеет права отменять установленные святыми отцами правила поста. Как же быть? В таких случаях советую таковым слабым христианам поститься посильно, как они могут. Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди.
Сказав, что по немощи телесной я нарушил а то-то и то-то. Так будет правильно. Но при этом надобно стремиться поститься как можно строже. А мерилом здесь для слабых является их христианская совесть. Но что имеется в виду под словами, что в наше время пост, да, собственно, и всякое христианское воздержание дает счастье?!
Пост — это имеет много общего с питанием по чувству голода, а не по времени или социальным установкам например, навязанным обеденным перерывом на работе итд. Достаточно проголодавшись мы способны выбирать именно те продукты, в которых наш организм нуждается именно сейчас. При таком режиме пища лучше усваивается и мы получаем из нее максимальное количество полезных веществ. Всегда нужно помнить, что превыше подвига в соблюдении Поста — ваша разумность. Тот образ жизни, который люди вели сто, двести или даже 1000 лет назад, отличен от того, как мы живем сейчас. Раньше жизнь была проще в интеллектуальном, но сложнее в физическом плане. Сейчас же социум, жизнь в городах и информационная перенасыщенность осложняют процесс невовлечения в ежедневную суету и круговорот, и в итоге мы устаем, перегружаемся, чувствуем упадок сил и необходимость в их восполнении через пищу. Естественно, образ жизни накладывает корректировки на классические правила питания в Пост. Что можно пить в пост? Во время Великого Поста в определенные дни разрешает пить немного вина или добавлять его при приготовлении пищи. Но речь, конечно де идет не об излишествах, а о разнообразии рациона питания, поскольку виноградное вино содержит антиоксиданты и вещества, препятствующие развитию гриппа, как утверждают ученые. В напитках, как и в еде, нужно соблюдать меру. В Уставе говорится о 2 емкостях вина бокалах. Некоторым же стоит отказаться от алкоголя полностью. Поскольку Пост призван освободить нас от привязанностей, в том числе и в пище, то некоторым стоит ограничить или отказаться от употребления чая и кофе. Во первых, эти напитки будоражат нервную систему, что может сказаться на психике и эмоциональном состоянии. Если вы замечаете за собой зависимость от этих напитков, и пьете их каждый день, попробуйте заменить их, например, цикорием. Или откажитесь от них полностью хотя бы на несколько дней. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. А от любой зависимости нужно избавляться. Где лучше питаться в Великий Пост? Как накрыть постный стол Несомненно, питаться лучше дома и готовить самим, используясь, например, Рецепты постных блюд на каждый день. Это позволит быть уверенным в качестве блюда и составе ингредиентов. Кроме того, при приготовлении можно заряжать пищу своей энергией, приговаривая молитвы или определенные настройки, чтобы еда принесла вам здоровье, силы и радость. Вспомните бабушкины гостинцы — они всегда приготовлены с любовью и наилучшими пожеланиями добра! Постные блюда, приготовленные с любовью и правильным настроем, под хорошую музыку принесут намного больше пользы и удовольствия, чем магазинная или ресторанная еда.
Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней. К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером. Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок. Кому разрешено не поститься Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Маленькие детки, очень пожилые люди. Они, конечно, могут пост не держать", — рассказали они. По их словам, если человек, который болен, но может сам прийти в храм, можно обратиться к священнику, чтобы он дал благословение не поститься. В свою очередь медики отмечают, что люди с ослабленным здоровьем должны очень серьезно подойти к вопросу соблюдения поста, особенно те, кто это будет делать в первый раз.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Самые строгие многодневные посты это несколько недель воздержания перед главными христианскими событиями. В древней Церкви пост был довольно строгим. «Соблюдение поста может оказать положительное влияние при наличии у человека гиподинамии, пищевой аллергии, желчекаменной болезни и подагре, — перечисляет Сергей Караулов. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней.
Рождественский пост: меню на каждый день, чтобы не нарушать запреты
Что такое Пост и зачем он нужен? (Протоиерей Александр Торик) — По ком звонит колокол | Читая о пользе поста, может возникнуть желание «удариться» в непомерную аскезу (упражнение), и перейти на воду с хлебом. |
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия | Он хоть и короткий, но очень строгий. О том, в чем особенности этого поста, кому и насколько обязательно следовать всем его предписаниям, — в материале РИА молодой из постовУспенский пост предваряет большой церковный праздник. |
Великий пост. История и особенности - Новости | Олег несколько лет возглавлял строгие монастырские кухни, а потому лучше многих знает о кулинарных особенностях поста. |
Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой. Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным. Продуктов разрешенных много, посчитайте сколько у нас сейчас видов капусты - белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, цветная, брокколи, кольраби… Разнообразие в меню внесут и растительные масла - не только привычное подсолнечное, но и оливковое, тыквенное, конопляное, льняное… А еще надо выбирать тот способ обработки пищи, который не станет стрессом для вашего желудочно-кишечного тракта. Капусту ведь можно не только в квашенном виде есть, или сырую, в виде салатов. Ее можно тушить, в конце концов отваривать… Делая из нее потом котлетки, как это рекомендовано во всяких медицинских диетических столах. Хотя, вспоминая все эти диетические блюда, понимаешь: на таком хоть и полезном, но пресном и скучном питании, семь недель можешь и не протянуть, сорвешься. Ольга Касымова: А вы не обращали внимание, как в кафе и ресторанах последнее время научились изысканно подавать привычные растительные продукты в качестве постного меню? Супчик из тыквы, или протертый из брокколи с гренками… Ох, есть такое. А еще паровые котлетки из капусты, моркови, картофеля, свеклы или тыквы… Да с грибной подливкой! Вроде привычные овощи, а вкусно.
Да и фасоль можно так обработать, что она будет легко усваиваться. Но обычно все подобные изыски - имитация привычных нам мясных блюд, только на растительной основе. Ольга Касымова: Дело в том, что наш организм имеет уже сформированные пристрастия - вкусовые и даже зрительные. И не всегда получается эти пристрастия, эти внутренние установки поменять… В итоге получается: человек полон решительности в пост есть "все правильное" и даже какое-то время усердно придерживается своего решения, а потом - раз и сорвался… Ольга Касымова: А вот чтоб такого не было, можно свой организм немного обхитрить. Любите сладкое, не можете без него жить, прям плохо становится - ну съешьте ягоды. Или фрукты, но не конфеты. Это тоже способ, который убережет и от срыва, и от стресса. С конфетами отдельная тема. Есть среди них такие, что, вроде бы ничего животного в своем составе не содержат… И вот сидишь в пост полуголодный, и сам того не замечая, начинаешь эти постные конфеты в себя забрасывать.
В немереном количестве. Формально вроде никаких религиозных запретов не нарушаешь, но пользы тут точно никакой. Причем дело не только в трансжирах. Ольга Касымова: А все потому, что везде должна быть умеренность. И в пост, и не в пост. И Великий пост в этом смысле - время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Это во-первых.
Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.
Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т.
Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т.
В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви.
Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется. Что делать по окончании Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение.
Пост должен быть любимым периодом для христианина. Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону — в данном случае уставу Православной Церкви. Какие выводы делает человек?
Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система. Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост.
Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы. Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина. Он приводит к образованию бляшек в кровеносных сосудах, что чревато проблемами с сердечно-сосудистой системой. Второй опасный враг — отсутствие жиров и животного белка. Из-за дефицита этих важных элементов, крайне необходимых для метаболизма, организм начинает «съедать сам себя», заимствуя белок из мышечной ткани. Поскольку извне не поступают такие важные элементы, как цинк, кальций, железо, сера и пр. Дефицит этих веществ можно наблюдать у отшельников и сподвижников церкви, месяцами изнуряющими себя постами.
Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя
Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. Строгий пост в православии – это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. Не рекомендуется следовать строгим правилам поста беременным и кормящим; детям и пожилым; людям с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, диабетом, онкологией и различными хроническими заболеваниями. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения.
Как Великий пост влияет на здоровье человека
Именно на него ориентировались духовники и верующие христиане, зачастую забывая, что такой строгий пост создан для монахов. Это значит, что пост будет не таким строгим. Великий – этот строгий пост, посвященный Иисусу Христу и Его Воскресению из мертвых — День Пасхи.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы. В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты ; вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы. Петров пост в 2024 году Петров пост еще называют Апостольским постом с 1 по 11 июля в 2024 году.
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Строгий пост сухоядение в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла.
В остальные дни — рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Времена изменились. Нам нельзя мериться силами со Святыми. Безусловно, есть примеры великой постнической жизни и молитвы, в относительно недавние времена Алексий Бортсурманский, Серафим Саровский. Исключения же эти подтверждают правило: большинству людей особенно тем, кто ежедневно ходит на работу уготована более скромная учесть в подвижничестве, но это — не призыв совсем отказаться от молитвы и поста. Главное: соблюдать равномерность во всем, и не причинить себе непоправимый вред. Необходимо индивидуально подобрать такое количество ежедневной пищи, чтобы сохранилось желание молиться, но, при этом, имелась возможность выполнять каждодневные дела на работе и дома. Если идет пост, а у вас тяжелая болезнь, например диабет, и врач рекомендует есть отварную говядину, то зная о том, что строгость в пище приведет к непоправимым последствиям для здоровья тела, грехом станет именно отказ от мяса. Игра в духовность, через непомерную строгость в пище и непосильный молитвенный подвиг, не приведет ни к чему полезному.
Возрастет лишь самомнение, противное Богу. Как писал Алексей Ильич Осипов: «богатыри не мы».
Как шутят семинаристы, одиннадцатая заповедь Моисея звучала бы так: «Смотри в свою тарелку». Когда ты еще сам не постиг всего бремени поста, а уже поучаешь ближнего, ты превращаешься в зудящую муху. Это время, когда ты приходишь к Богу с покаянием.
В это время нужно также суметь простить тех, кто тебя обидел: «И остави мне долги мои, ибо я оставляю должников своих». Господь говорит: «Прощай, и я прощу тебя. Оставляй, милуй, и я помилую тебя». Не можешь простить легко, попытайся понять причины, почему человек так поступил. Поставь себя на его место.
В этот период есть возможность исповедоваться более тихо, спокойно. Службы весьма продолжительные в будние дни поста, очень интересные и содержательные, дают возможность настроиться на Великий пост и исповедь. В эти 40 дней они искупают свои грехи, поэтому должны во всем себя ограничить. Это и будет твое искупление. Ограничить себя во всем и ждать прощения — это выдуманный сценарий.
А спросил ли ты у Господа, согласен он в нем участвовать? Вы призываете свое сердце, которое ожесточилось и обленилось, сказать: «Господи, я согрешил». Заставить осознать, что некоторые мои поступки нарушают духовные законы и приносят злобу и неудобство моим ближним. Вторая сторона — когда человек просит: «Покаяния отверзи мне двери», то есть просит Господа: «Помоги мне своей властью, своей силой, твоей святостью и любовью превозмочь мое сердце». Как вы думаете, это способствует изменению или становится привычкой со временем?
Например, у спортсменов-атлетов прекрасное телосложение, пока они занимаются спортом систематически, но стоит им оставить это занятие, и они теряют форму. Как только мы перестаем концентрировать внимание на своих поступках, мы где-то промахиваемся или позволяем себе лишнего. В период поста ты призываешься стать таким «духовным атлетом», чтобы следить за своими речами, не браниться, не сквернословить, не ругаться и начать читать хотя бы «Отче наш». Стоит ли себя за это корить? Предполагается, что первая неделя поста должна быть очень строгой — отказ даже от вареной пищи в идеале.
Но мы понимаем, что у всех свои обстоятельства. Если ты пришел на праздник к своим ближним, а они тебе предлагают торт и ты не хочешь их обидеть — съешь!
Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у друга прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют. Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед.
В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля. Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней.