Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой. Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона». Министерство юстиции в очередной раз обновило список иностранных агентов, которые осуществляют свою деятельность на территории России. Политика - 23 ноября 2022 - Новости Ярославля - минюст, единый реестр, иноагенты, пособники Замминистра юстиции Олег Свириденко отвечает за все реестры иноагентов.
Обязанности иноагента
- Новости об иноагентах
- ИНОАГЕНТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ
- Иноагентов становится меньше: почему Минюст начал сокращать список
- Что предлагают депутаты
- Манукян: комик Галкин может полностью лишиться возможности зарабатывать в РФ
Кто такие НКО–иноагенты?
Сейчас этот запрет касается только путепроводов, железнодорожных магистралей, территорий, непосредственно прилегающих к резиденциям президента, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, выполняющих функцию исполнения наказания в виде лишения свободы. Кроме того, в субъектах РФ дополнительно будут определяться места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, если это обусловлено историческими, культурными, иными объективными особенностями субъекта РФ, говорится в законе. Также предусматривается, что в регионах могут определяться "иные места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций ограничивается по времени возможного проведения указанных публичных мероприятий". В этих случаях, "должны быть установлены адресные или иные ориентиры, указывающие на расположение мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций".
Дети Иностранные агенты будут не вправе производить информационную продукцию для детей, следует из закона. Согласно действующему закону, информационная продукция - предназначенная для оборота на территории РФ - это "продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи". Также иноагент не сможет осуществлять образовательную и просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних.
Правда, повторные нарушения уже могут привести к уголовному преследованию, и в таком случае иноагентам грозит до 2 лет лишения свободы ч. Хотя спикеры от власти вроде Вячеслава Володина говорили о запрете рекламы именно для российских компаний, адвокат Максим Крупский отмечает : согласно новому закону, размещение любой рекламы становится для иноагента по сути незаконным. Потому что в документе нет оговорок относительно территориальной принадлежности рекламодателей. А репост поста в Telegram или соцсети? Неужели это тоже реклама?
Адвокат Калой Ахильгов считает , что репосты, скорее всего, тоже будут считаться рекламой. Хотя одна из партий предлагала дополнить законопроект — и прописать, что репосты информации от иноагентов не являются рекламой, — Госдума в итоге отклонила поправку. Не покупать рекламу у физлиц, компаний и проектов, признанных иностранными агентами то есть указанных в реестре на сайте Минюста , который, как правило, обновляется по пятницам. Если ранее покупали рекламу у иноагентов и она еще доступна , лучше обратиться к владельцу ресурса и попросить удалить. Юрист Алёна Савельева объяснила : закон не должен иметь обратной силы, но если доступ к рекламе не будет ограничен после принятия поправок, суды могут признать правонарушение длящимся и оштрафовать.
Проверить свои сайты, соцсети, рассылки.
Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового далее - лица. Иностранными агентами не могут быть признаны: 1 органы публичной власти Российской Федерации, лица, подконтрольные Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. В целях настоящего Федерального закона под подконтрольным лицом понимается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом; 2 религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке; 3 политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке; 4 лица, указанные в подпункте 2 пункта 20 за исключением членов их семей, указанных в данном подпункте и подпунктах 1 - 3 пункта 21 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; 5 объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке. Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций далее - уполномоченный орган , в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов далее - реестр в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Но зато есть неформальные последствия, а именно — дискредитация работы этих организаций, так как статус подразумевает, что организация работает не в интересах России, а в интересах других государств. По сложившейся практике, организации попадают в список не добровольно, а в результате проверок. За отказ добровольно регистрироваться наказывают как крупным штрафом, так и приостановкой деятельности на полгода.
К примеру, в случае с фондом поддержки науки «Династия» иностранным финансированием были признаны личные средства основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина, которые тот хранил в зарубежном банке. В России основной источник финансирования — это президентский грант по правам человека, который вручается с 2006 года. За это время неоднократно менялись как процедуры получения поддержки, так и суммы — в сторону увеличения. Многие из организаций, которые были включены впоследствии в реестр «иностранных агентов», получали и господдержку.
Расшифровано, на чем могут попасться «пособники иноагентов» согласно новому закону
Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд. Статья 8. Порядок исключения из реестра 1. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган его территориальный орган либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти. Лицо в случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и или прекращения получения от иностранных источников денежных средств и или иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах имеет право подать в уполномоченный орган заявление об исключении его из реестра.
Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом. В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и или прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд.
Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи. Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней.
Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом. Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Статья 9. Обязанности иностранных агентов 1.
Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Материалы, производимые и или распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы информация произведены, распространены и или направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента. Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Российское юридическое лицо, включенное в реестр, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская финансовая отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и или иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов расходов , полученных произведенных в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов расходов , полученных произведенных в рамках иных поступлений.
Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом. Иностранные агенты представляют сведения, указанные в части 8 настоящей статьи в следующие сроки: 1 ежегодно - сведения, указанные в пункте 4 части 8 настоящей статьи, а также сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий; 2 один раз в полгода - сведения, указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи; 3 ежеквартально - сведения, указанные в пунктах 3 и 6 части 8 настоящей статьи. Сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся заявленных для осуществления программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, представляются до начала осуществления программы ее части и или проведения мероприятий. Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом.
Порядок и сроки размещения указанного отчета определяются уполномоченным органом. В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона за исключением российского юридического лица , организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган.
Негативно высказывался в отношении органов государственной власти Российской Федерации.
Пшеничная распространяла недостоверную информацию о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и действиях Вооруженных Сил Российской Федерации. Выступала в поддержку властей Украины, участвовала в создании материалов иностранных агентов, получала поддержку от иностранных источников. Цуканова выступала против специальной военной операции на Украине, формировала негативное отношение к военной службе, участвовала в создании и распространении для неограниченного круга лиц материалов иностранных агентов. Объединение «Общенародный Союз Возрождения России» распространяло недостоверную информацию о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике.
Руководитель объединения проживает за пределами Российской Федерации и находится в федеральном и международном розыске, а также включен в реестр иностранных агентов 23. Общественное движение «Совет матерей и жен» распространяло сообщения и материалы, созданные иностранными агентами, а также недостоверную информацию о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике. Является проектом «Общенародного Союза Возрождения России», руководитель которого признан иностранным агентом.
Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа». Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека [49]. Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток , Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации [ уточнить ]. Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности», а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении [53]. Европарламент «выразил разочарование» российским законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как «иностранных агентов» [54]. В ходе июньской сессии 2014 года Венецианская комиссия при Совете Европы в своём заключении жёстко раскритиковала российские законы об НКО — «иностранных агентах», государственной измене и шпионаже, которые «взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в РФ свободы объединения и выражения мнений». ВК призвала Россию отказаться от порочащего НКО «клейма» «иностранного агента», так как и «без специального российского исторического контекста» такая НКО будет воспринята с «недоверием, страхом и враждебностью», ведь даже российские госорганы «не имеют чёткого и единого понимания, что такое политическая деятельность». Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия [55]. Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой [56] ».
Совет при президенте Российской Федерации по правам человека счёл закон «совершенно избыточным и юридически бессмысленным» [57]. Суд в апреле решил не предоставлять приоритета рассмотрению жалобы; в июле 2013 года к жалобе присоединились ещё три заявителя [61]. В феврале 2016 года Комитет гражданских инициатив предложил не причислять к «иностранным агентам» НКО за проведение круглых столов, конференций на политические темы, соцопросов — для этого им были разработаны поправки к соответствующему закону [62] : политической деятельностью можно считать только выдвижение кандидатов на выборах, участие в предвыборной агитации, организацию сбора средств в избирательные фонды или содействие в этом, а также продвижение в общественном мнении положительного или негативного образа кандидатов, списков кандидатов на выборах и политических партий и информационное, консультационное и организационное сопровождение кандидатов на выборах Аргументы сторонников[ править править код ] Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам [48] [63]. Президент России Владимир Путин лично высказывался о высокой схожести российского закона с американским [64]. Плеханова, заявил о том, что российский закон мягче закона FARA: Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны.
Таким физлицам запрещено занимать госдолжности. У них нет отдельного реестра, поэтому физлиц заносят в список СМИ-иноагентов. Стать иноагентом можно за сбор информации о военной, военно-технической и ракетно-космической деятельности России, которую иностранный источник может использовать «против безопасности РФ» — при условии, если человека не обвинят в госизмене или шпионаже. Чтобы объединение признали иноагентом, ему достаточно получить грант или устроить собрание с участием иностранных лиц. Отдельного реестра у них тоже пока нет, приказ о создании появился совсем недавно — в июне 2021 года.
Участие не обязательно должно быть буквальным, оно может выражаться в поддержании соблюдения прав и свобод россиян или обеспечении социального развития общества. Определение «политической деятельности» в законе чрезвычайно широкое. В том числе оно означает наблюдение на выборах, записи в соцсетях о российской политике, участие в митингах. Примечательно, что в объявлении «иноагентом» не участвует суд — хотя иногда в судебном порядке можно оспорить полученный статус. На 9 ноября 2021 года в официальном реестре Минюста состоят 93 юридических и физических лица. Например, СМИ-иноагенты должны маркировать не только материалы на своих сайтах, но и каждое сообщение в социальных сетях. Например, с марта 2021 года Роскомнадзор составил на гендиректора «Радио Свобода» Андрея Шарого 390 протоколов за игнорирование закона о маркировке — общая сумма штрафов превысила 71,5 млн рублей. Но только в том случае, если ранее юридическое или физическое лицо уже привлекалось к административной ответственности и в данный момент отказывается вносить данные в реестр или предоставлять отчет о деятельности.
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Закон об иноагентах: что это такое? | Вестник Кавказа | Иностранные агенты (далее — иноагенты) — специальный статус, в связи с которым на организации и физические лица налагаются дополнительные обязанности и ограничения. |
Новости об иноагентах | Признанный прежде иноагентом человек может написать такое заявление, если он свернул деятельность, послужившую основанием для этого, в том числе отказался от иностранной поддержки в любой форме. |
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом
Статус иностранного агента накладывает на человека целый ряд серьезных ограничений в правах и свободах и добавляет обязанностей. Иноагент или иностранный агент – это статус, который выдаётся физическим лицам или организациям, которые занимаются политической деятельностью в России, но при этом получают финансирование из-за границы. статус, который в России присваивают организациям или людям, получающим деньги из-за рубежа. Признанный прежде иноагентом человек может написать такое заявление, если он свернул деятельность, послужившую основанием для этого, в том числе отказался от иностранной поддержки в любой форме. Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона».
Закон об иноагентах: что это такое?
Это связано с тем, что в создании материала принимало участие лицо, признанное Минюстом СМИ-иноагентом. Правительство РФ утвердило новые правила размещения материалов, созданных иноагентами. Правила вступают в силу с 1 декабря, тогда же начнет действовать новый закон об этих самых иностранных агентах, которых теперь всех объединят в единый реестр. Самое заметное нововведение — это новая плашка, которую часто в разговорах называют нецензурным словом, рифмующимся со словом «смола». Раньше иноагенты должны были в каждом своем сообщении печатать текст, который мы написали сверху.
Теперь он будет выглядеть по-другому.
А также периодически мелькают новости, в которых указывается, что какой-то человек или какое-то СМИ признано иноагентом. Например, 3 июня Министерство Юстиции Российской Федерации признало иноагентами Алексея Пивоварова ведёт Ютуб-канал «Редакция» , Евгения Чичваркина основателя «Евросети», который давно живёт в Англии и активно выступает против российской власти , Олега Кашина журналист, участвующий в стримах на Ютубе и не живущий в России и ещё четверых человек. Кто такой иноагент? Стоит сразу упомянуть о том, что «иностранный агентов» придумали не в России, такой статус есть и в других странах, но в данном материале разберём понятие иноагента именно в России. Так кто же такой этот иностранный агент? Иноагент или иностранный агент — это статус, который выдаётся физическим лицам или организациям, которые занимаются политической деятельностью в России, но при этом получают финансирование из-за границы. Кто может быть признан иноагентом? Некоммерческие организации. СМИ средства массовой информации.
Такая категория иноагентов обязана помечать свои материалы специальными плашками как в начале данной публикации. Незарегистрированные общественные объединения например, движение или фонд. Физические лица. За что выдаётся статус иноагента? Человек или организация занимаются политической деятельностью. Сюда можно подвести практически всё, что связано с властью и политикой, даже публикацию в социальных сетях или статью на сайте. Но крайне важным моментом можно считать то, что этот человек или организация действуют в интересах другой страны или иностранных структур, то есть продвигают популярную в последние годы повестку против российской власти.
Может быть, они еще остались. Тут все тоже может быть не так просто, как кажется на первый взгляд. Наверное, лет десяти достаточно или, может быть, пяти, но чтобы говорить более конкретно, надо смотреть, какие претензии предъявляются к организациям, которые в этот реестр уже попали и попадут в связи с новым законом», — дополняет эксперт. Важное нововведение, на которое тоже стоит обратить внимание: с 1 декабря 2022 года иностранным агентом могут признать российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы. Кроме этого, в соответствующий реестр могут войти общественные объединения, действующие без образования юридического лица, или другие объединения лиц, а также физические лица независимо от гражданства или его наличия и иностранные структуры без образования юридического лица. Исключения сделаны только для государственных и бюджетных учреждений, торгово-промышленных палат, дипломатов, религиозных организаций и политических партий. Однако есть и условно хорошая новость, касающаяся социальных предпринимателей, — они часто оформлены в качестве индивидуального предпринимателя, а ИП не могут признать иноагентом. Однако им можно признать человека, зарегистрировавшего это ИП. Пример тому журналист Алексей Пивоваров — он работает как ИП, но иноагентом признали Алексея Пивоварова как физическое лицо, — рассказывает Галина Арапова. Галина Арапова. К аффилированным также будут относиться люди, которые входят или входили в состав органов юридического лица — иноагента или незарегистрированного общественного объединения-иноагента, были в прошлом или являются до сих пор его учредителем, членом, участником, руководителем или работником. То есть в этот реестр попадут нынешние и бывшие сотрудники НКО, однако работник перестает считаться «бывшим» для признания аффилированным лицом через два года после увольнения. Подробнее Помимо этого, в данный реестр будут входить люди, которые вели или ведут в настоящий момент политическую деятельность и получают деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов, в том числе через посредников. И этого уже достаточно. Правда, в таком случае Минюст должен проверить, занимается ли при этом этот подопечный НКО-иноагента политической деятельностью, но в этом поле вообще широчайший простор для толкования». К политической деятельности новый закон относит даже публичные обращения к органам власти и участие в организации и проведении публичных мероприятий, публичных дебатов, дискуссий или выступлений.
В изначальном варианте он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в РФ организаций. Ко второму чтению он был значительно дополнен и получил новое название: "О внесении изменений в статьи 10. В нем появился раздел, касавшийся СМИ-иноагентов. Согласно положениям данного закона, средствами массовой информации, выполняющими функции иностранных агентов, в России являются юридические лица, зарегистрированные за рубежом, или иностранные структуры без образования юридического лица, распространяющие печатные, аудиовизуальные и иные материалы, и финансируемые из иностранных источников. На СМИ-иноагентов распространяются те же требования по отчетности, что и на некоммерческие организации - иностранные агенты. Согласно дальнейшим поправкам в законодательство, принятым 2 декабря 2019 года, СМИ-иноагенты с 1 февраля 2020 года могут распространять информацию только через учрежденные ими российские юридические лица, также выполняющие функции иностранного агента. К ним применяются требования закона, регулирующего правовой статус НКО-иноагентов. Все информационные материалы таких СМИ и их юрлиц должны сопровождаться указанием на то, что они созданы или распространяются иностранным агентом. Статус иноагента для физических лиц, юрлиц и незарегистрированных общественных объединений 2 декабря 2019 года в законодательство РФ были внесены поправки, которые впервые определили возможность присвоения статуса иноагента физическим и юридическим лицам, если те распространяют или участвуют в создании информации СМИ-иноагентов и в той или иной форме финансируются из-за рубежа. Согласно документу, к таким иноагентам могут быть применены положения закона об НКО-иноагентах "в порядке, установленном Минюстом России". Согласно принятым поправкам, по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО-иноагентов для таких общественных объединений установлен порядок учета. Сведения о них заносятся в соответствующий реестр.
В России ужесточают закон об иноагентах. Оштрафовать смогут даже за случайный репост
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций. Закон также вносит поправку о том, что финансирование организаций, признанных иноагентами, может стать основанием для включения гражданина в список физлиц-иноагентов.
«Им рынок дороже страны». Иноагенты продолжают зарабатывать деньги в России
Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом. Если коротко, то любое приведение информации иностранного агента требует упоминание его специфического статуса. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов.
Иноагентов становится меньше: почему Минюст начал сокращать список
Реестры иноагентов В настоящее время Минюст ведет четыре реестра: НКО- и СМИ-иноагентов в него вносятся в том числе юридические и физические лица , а также незарегистрированных общественных объединений и отдельный список физлиц-иноагентов. Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало 27 июня 2013 года некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" Москва. Впоследствии многие НКО исключались из реестра иноагентов подавляющее большинство попало в него принудительно - по итогам проверок , в том числе из-за своей ликвидации. В настоящий момент в этом списке числится 733 организации. Последняя из них - Томская региональная общественная организация по защите прав и интересов женщин "Женский голос" - была включена 27 мая 2022 года. В последний раз реестр обновлялся 3 июня 2022 года, когда в него были включены шесть физических лиц журналисты Алексей Пивоваров, Олег Кашин, Михаил Соколов; активистка Ирина Данилович; художница Юлия Цветкова; политолог Николай Петров.
В реестре незарегистрированных общественных объединений, по данным Минюста, числятся семь иноагентов. Первым 18 августа 2021 года в список попало общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "Голос" Москва. С апреля 2022 года Минюст начал вести отдельный список физлиц-иноагентов. В настоящий момент в него включены восемь человек. Уголовная ответственность и административные штрафы за неисполнение закона об иноагентах Работа иностранных агентов без включения в соответствующие реестры влечет как административное, так и уголовное наказание.
Максимальное наказание для руководства НКО, СМИ и незарегистрированных общественных объединений - лишение свободы на срок до двух лет, а для физических лиц, выполняющих функции иноагента, - лишение свободы до пяти лет ст.
На простых примерах это выглядит так: если уборщица, которая моет полы в офисе юрлица иноагента и получает от него зарплату, не пишет в соцсетях никак политических постов, ей бояться нечего. Но если такой пост появится, это уже основание для признания уборщицы иноагентом. Это Business FM подтвердил соавтор законопроекта. С другой стороны, если у человека, так или иначе проявившего свою политическую позицию, умерла бабушка в Таджикистане и он получил наследство, — это тоже повод для признания иноагентом. Что все это значит для НКО, журналистов, правозащитников и государства в целом? Своим мнением делится член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева: Ева Меркачёва правозащитник «Они не смогут проводить образовательные мероприятия для детей, они не имеют права претендовать на доступ к бюджетным средствам и не смогут теперь воспользоваться упрощенной системой налогообложения — и так далее. Это означает, что все НКО, которые занимаются самой разной деятельностью, получив статус иноагента, просто свернут свою деятельность, поскольку посчитают, что риски для них слишком велики.
Мне кажется, что в принципе высказывать любую критичную мысль становится опасным и мы рискуем жить в некоем иллюзорном пространстве, в котором журналисты, правозащитники, адвокаты и кто угодно еще будут говорить только то, что от них хотят услышать, а не реальную ситуацию. И это очень опасно для власти, потому что она потеряет ощущение реальности и не будет понимать, что происходит в стране».
Это пост блогера или любого обычного пользователя социальной сети. Указывать на статус при упоминании иноагентов не нужно, поскольку такого требования нет. Поэтому мы спокойно продолжаем писать свои посты или снимать видео без проверок реестров и дополнительных ограничений.
Но журналистам нужно быть осторожными и вот почему. Некоторые инфоповоды СМИ заимствуют у инфлюенсеров, это не секрет. Блогер не обязан проверять все реестры Минюста, и поэтому посты он не маркирует, что видно из примера. Вот как правильно процитировать средству массовой информации блогера Даже если в исходном посте не было ссылок на статус иноагентов, то журналисту надо самостоятельно промаркировать свой материал. Какие проблемы существуют Само существование такого явления как лицо, выполняющее функции иноагента, уже проблема.
Статус ограничивает возможности иноагента, но не мешает другим СМИ работать при соблюдении правил игры. На мой взгляд, включение людей в реестр только по формальным признакам может обернуться против замысла законодателей — отметить действительно опасный контент. Ведь это цель законодателя? Как в басне про пастуха: «Волки! Чем больше маркировок и указаний, тем меньше они воспринимаются — взгляд человека начинает включать своеобразный фильтр, отсекая ненужную информацию.
Но то, что для обычного человека не имеет значения, для Роскомнадзора — основание для составления протокола. Ведомство регулярно штрафует СМИ за отсутствие упоминаний о статусе иноагентов. Нарушение формальное, поэтому причины не принимаются во внимание. Например, если журналист не знал, что названный им в статье человек признан иноагентом, от протокола это не спасет. Как можно снизить риски СМИ в работе с иноагентами Вы уже знаете, какую маркировку в каком случае нужно ставить.
Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом. Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Статья 9. Обязанности иностранных агентов 1. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Материалы, производимые и или распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы информация произведены, распространены и или направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента. Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Российское юридическое лицо, включенное в реестр, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Годовая бухгалтерская финансовая отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и или иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов расходов , полученных произведенных в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов расходов , полученных произведенных в рамках иных поступлений. Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом. Иностранные агенты представляют сведения, указанные в части 8 настоящей статьи в следующие сроки: 1 ежегодно - сведения, указанные в пункте 4 части 8 настоящей статьи, а также сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий; 2 один раз в полгода - сведения, указанные в пунктах 1 и 2 части 8 настоящей статьи; 3 ежеквартально - сведения, указанные в пунктах 3 и 6 части 8 настоящей статьи. Сведения, предусмотренные пунктом 5 части 8 настоящей статьи, касающиеся заявленных для осуществления программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, представляются до начала осуществления программы ее части и или проведения мероприятий. Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом. Порядок и сроки размещения указанного отчета определяются уполномоченным органом. В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона за исключением российского юридического лица , организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. В случае, если таким лицом ранее были учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента оно должно уведомить уполномоченный орган обо всех учрежденных им российских юридических лицах. Порядок этого уведомления устанавливается уполномоченным органом. Статья 10. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов 1. Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов осуществляется уполномоченным органом и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти. Положение о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона. Предметом государственного контроля за деятельностью иностранных агентов является соблюдение иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов. В отношении иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут проводиться плановые и внеплановые проверки.
Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, предусмотренного настоящей статьей, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом или его территориальным органом незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год. Уполномоченный орган, его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1 запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пунктом 2 настоящей части; 2 запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и получать такую информацию; 3 направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях; 4 проводить проверки соблюдения иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах; 5 выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведения контрольных мероприятий лицо, деятельность которого выступает в качестве объекта контроля, вправе давать пояснения, представлять дополнительно любые сведения и материалы по своему усмотрению.
Как (не) стать иностранным агентом?
Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом. статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций. Государственное агентство «РИА Новости» сообщает, что в нескольких регионах России проходят обыски у «соратников» экс-депутата Госдумы Ильи Пономарева (объявлен «иноагентом», живет в Украине). Что такое иноагент, история статуса и его применение в законодательстве зарубежных стран.