Все 872 блокадных дня прожила в Ленинграде Наталья Курепина, под бомбежками, в голоде.
Детские воспоминания блокадников
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми | Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. |
Блокада Ленинграда глазами детей - 24 Января 2022 - МБОУ СОШ №12 г. Пензы имени В.В. Тарасов | Они пережили блокаду Ленинграда детьми. |
Блокада Ленинграда глазами современных детей | Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях. |
В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». С 1 февраля 2024 года в отделе «Детство» открылась выставка рисунков «Блокада глазами детей», посвященная 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Сегодня, накануне очередной годовщины снятия Блокады Ленинграда, мы благодарны мужественным защитникам города, всем воинам, которым мы обязаны своей Победой, имя которой ― ПОДВИГ. Перед просмотром короткометражного фильма «Блокада Ленинграда глазами детей» преподаватели рассказали о ключевых моментах этого периода, о мужестве и силе духа ленинградцев. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице.
Блокада Ленинграда глазами детей
Они были вынуждены с 12-14 лет работать на производствах — становились сборщиками и станочниками, а пионеры носили воду семьям красноармейцев, разносили почту по домам, выступали в госпиталях. Даже те, кому было 5-6 лет, они уже были старше своего возраста и понимали все, что делается. Они работали очень много: на крышах все время дежурили мальчишки, сандружинницы ходили и искали детей, которые остались без попечения родителей», — рассказала председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Они почувствовали, пропустили через себя, они знают историю нашего города», — отметил сопредседатель регионального избирательного штаба кандидата в президенты России Владимира Путина Евгений Шувалов.
Студень с горчичкой из клея столярного». Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда» создавалась Русским музеем совместно с Нижегородским. И во всем она совершенно уникальная. Не похожа на ту, что проходила в Санкт-Петербурге к 80-летию освобождения Ленинграда. Здесь, помимо полусотни картин, много инсталляций, большая работа со звуком, интерактивы. Впервые вывезен и показан знаменитый на всю страну дневник Тани Савичевой. Пронзающие душу заметки маленькой девочки о том, как умирала ее семья в блокаду. Последняя запись: «Умерли все, осталась одна Таня». Ее эвакуировали в Горьковскую область. Маленькая телефонная книжка, в которой Таня вела свои записи. Ее даже открывать нельзя. За стеклом сохраняется определенная температура и влажность. И еще одни уникальные документы, которые представлены впервые, — это письма, в которых старший брат искал Таню. Ослабшая, с цингой и туберкулезом. Она умерла в 1944.
Ежедневно, днем и ночью над городом летали самолеты, сыпались бомбы, велись тяжелые артиллерийские обстрелы. На улицах установили громкоговорители. Мы бегали в бомбоубежище на другой стороне улицы. Дров уже не было, двор был пустой. Улицы перегородили баррикады, и мы, дети, лазали по ним после обстрелов, собирая разноцветные осколки немецких снарядов. Мы их забирали домой и играли с ними, как с конфетами и фантиками от конфет. Мы же голодные были, есть было нечего. Мы воображали, будто едим настоящие конфеты... Взрослые все работали, и я обычно сидела дома одна. На улицу не выпускали. Я играла в магазин: нарезала газеты на «карточки» и подавала их «продавцу» сквозь «окошко» спинку стула со словами: «Дайте мне много-много хлеба! Нам выдавали на день кусочек хлеба, который приходилось делить на три раза — на завтрак, обед и ужин. Мама выдавала один из кусочков, а остальное прятала. Взрослые ходили к сгоревшим Бадаевским складам, собирали там землю, пропитанную сахаром, растворяли ее в воде, отстаивали и поили сладкой «бадаевской» водичкой детей. Очень скоро в доме отключили свет, тепло, водопровод, канализацию. Стало темно и холодно. Ночью закрывали окна черными шторами для светомаскировки. Свечей уже не было — к тому времени их съели. Для освещения использовали коптилку — крохотный фитилек в баночке с какой-то горючей жидкостью. В углу комнаты была большая красивая печка, но топить ее было уже нечем, дров не было. Всем в жилконторе выдали печки-«буржуйки». Топили «буржуйку», чем попало, выставляя трубу в форточку. Все тепло вылетало наружу. В комнате все равно было холодно, только рядом с печкой было чуть теплее. Она остывала быстро. Готовить на ней все равно было нечего, можно было только чайник с водой подогреть. Первая блокадная зима была лютая. За водой мама куда-то ходила с саночками или топила снег. Транспорт весь встал, вмерзнув в лед. Мама с папой ходили на работу пешком и очень уставали. Я сидела дома с тетей, болела и мерзла под одеялом. Секунды блокадного времени - В нашей комнате висела черная тарелка - радио. Оно не выключалось ни днем, ни ночью. Радио очень поддерживало ленинградцев. Работающее радио означало, что город жив, что есть надежда. Когда не было трансляций, из тарелки постоянно раздавались мерные звуки метронома. Если ритм метронома убыстрялся, это означало приближение воздушной тревоги. На всю жизнь мне запомнился этот стук...
Васильева совместно с ребятами старшего звена. По мнению учащихся и педагогов, устный журнал был очень интересным, он позволил открыть неизвестные факты блокады. Учитель музыки О. Пыхова познакомила ребят с блокадной симфонией Д. Шостаковича и историей ее создания. В этот же день учащиеся школы, как и многие приозерцы, зажгли сотни свечей в память о погибших, но не сдавшихся ленинградцах.
Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
Блокадные дни и ночи легли на плечи не только взрослых, но и детей, которым пришлось очень быстро повзрослеть. По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). 27 января является Днём воинской славы России — это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Блокада Ленинграда глазами детей
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны» | Полное собрание рисунков опубликовано в альбоме-каталоге «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга». |
«Блокадный Ленинград глазами современных детей» | Какой была блокада, увиденная детскими глазами, ребята узнали, прослушав отрывки из воспоминаний очевидцев. |
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми | Дети читали стихи, просмотрели видео, рассказали о трагических фактах блокады Ленинграда, рассуждали о том, как нелегко было их ровесникам в суровое время. |
Волонтеры рассказали школьникам о блокадном Ленинграде | Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. |
Волонтеры рассказали школьникам о блокадном Ленинграде | Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. |
Блокада глазами ребенка
В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый предназначался на «обычный школьный день», второй — «на случай бомбежки». Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария.
Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год — праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни.
Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
Но из-за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети. Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп.
Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».
Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю.
Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тысячи человек. ГОРЕ Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым.
Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище?
Снятие блокады Ленинграда - важная дата в истории Великой Отечественной войны.
Чтобы расширить знания детей о войне и трагических страницах жизни в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями совместно с активом школы был проведён кинолекторий. Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С.
Еще, к большому счастью, в бабушкином буфете нашлась большая банка с рыбьим жиром, который нам давали в день по маленькой чайной ложечке. Помимо этого, мама брала нас по очереди в столовую. Уносить еду из столовой было нельзя, а вот приводить детей и кормить - можно. Я хорошо помню, как попала в эту столовую впервые.
В помещении было очень холодно, стоял туман, в котором медленно двигались люди. Мама посадила меня к себе на руки, но вот что я ела - не помню. Для нас в то время было не важно, чем кормят, главное - чтобы это было съедобное". Те, кто получал письма, радостно ликовали и танцевали, остальные лишь опустив голову расходились по углам. А бывало и так, что получившие письма вдруг менялись в лице и ни с кем не хотели разговаривать. И вот однажды подбегает ко мне друг и радостно кричит "Пляши".
Это означало, что мне пришло долгожданное письмо. Я открываю его и замираю. Пишет мне не мама, а тетя. Мамы и бабушки больше нет. Они скончались от голода в Ленинграде... Продолжение следует...
Наш канал в Телеграм , где будем постить то, что здесь нельзя, подписывайтесь, кидайте свои идеи.
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве
Воспитанники узнали о том, как пережили блокаду жители Ленинграда, о жизни детей в городе в тот период, о мужестве и героизме ленинградцев. Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. В преддверии этого дня студия «Песочные фантазии» при Детской районной библиотеке организовала выставку рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей».
Детские воспоминания блокадников
Каждому участнику была вручена листовка и волонтерский значок. Помощь в подготовке акции была оказана региональным отделением общественного движения «Волонтеры Победы». В Стрелецкой средней школе для учащихся 6 класса провели урок волонтеры школьного отряда «Первые ласточки». Активисты рассказали о страшном событии «Блокада Ленинграда», показав ученикам суточную норму хлеба.
Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.
Помню, как мы топили «буржуйку» в комнате, чтобы согреться в лютые морозы 1941-1942 гг. Потом мама отдала меня в круглосуточный детский садик, а сама стала работать в воинской части, что конечно было необходимо. Сегодня для меня самым ценным и дорогим продуктом является хлеб, крошки которого в детском саду мы собирали в спичечный коробок.
Мне казалось, что этим лишениям никогда не будет конца, но нас сохранила судьба. Пережив блокаду Ленинграда помню, как с мальчишками мы бегали смотреть на пленных немцев, которые после войны восстанавливали разрушенные бомбёжками дома. Первые послевоенные годы были очень тяжёлыми и полуголодными для многих и меня, уже почти 8-летнего мальчика, мама повезла меня в город Плюссу, где жила моя бабушка. Первое время я никак не мог наесться картошки и не верил, что можно ещё есть, если хочешь и был особенно счастлив, когда бабушка Аня по моей просьбе сделала мне яичницу из 10 яиц. После этого я каждое лето «отъедался» у бабушки в деревне.
И даже сейчас, на 91-м году жизни, блокаднице порой снится, что она там, в Ленинграде, в комнатке в Нейшлотском переулке Выборгской стороны смотрит на веселых и ничего не подозревающих мужиков у пивного ларька… — У меня родители — рабочие. Отец, мать, сестра и я — вот и вся моя семья. Сестра старше меня на 5 лет. Мы жили в Ленинграде на Выборгской стороне.
Отец был установщиком, а мама работала на заводе, где выпускают трамваи. У нее был пропуск, поэтому проезд для нее был бесплатным, а так стоил 15 копеек, — вспоминает Евгения Афанасьевна. Родители работали с утра до позднего вечера. И пока они с работы не придут, была одна дома. Жили мы на первом этаже, поэтому я вылезала в форточку, бегала по улице, в «ножички» с мальчишками играла. Любили в детстве «обдирать» прохожих. Подходим к человеку и говорим: «Дядечка, ваш талон? Рядом с домом нашей героини была продовольственная база. Поэтому, будучи совсем мелкой, она пробиралась через дырку в заборе, выкатывала ребятам арбузы с базы, за что получала свою долю.
Стук в двери. Папа выходит, а там мальчишка с улицы стоит и говорит ему: «Передайте Жене арбуз». Первый его вопрос: «За какие такие заслуги? Папа маму в туалете закрыл. И хотя ее крик: «Не бей», — был слышен чуть ли не на улице, папа меня так высек, что я запомнила на всю жизнь, — вспоминает с улыбкой блокадница. Жила семья довольно скромно, кухня была на две семьи. Готовили тогда на примусе. Девочкам оставляли деньги для покупки керосина для примуса. Тогда, до войны, много чего было на столе.
Мама суп варила, каши, кисель. Обычным перекусом было молоко с сушками, бутерброды с маслом. Кедровые орехи ели. Разное продовольствие было, но за ним всегда была очередь. На заднем дворе дома была прачечная, поэтому мама Евгении Афанасьевны по списку занимала очередь, чтобы постирать белье. Перед самой войной Евгения Афанасьевна окончила первый класс. В тот день она возвращалась домой вместе с подругой — Зинкой Федотовой. Родители на работе, а сестра Люся еще оставалась в школе, потому что в 7 классе, где она училась, уже начинали сдавать экзамены. К слову, это было первое лето, когда мама не отправила девочек к бабушке с дедушкой в Смоленскую область, ждала, пока старшая дочь сдаст экзамены.
Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
Васильева совместно с ребятами старшего звена. По мнению учащихся и педагогов, устный журнал был очень интересным, он позволил открыть неизвестные факты блокады. Учитель музыки О. Пыхова познакомила ребят с блокадной симфонией Д. Шостаковича и историей ее создания. В этот же день учащиеся школы, как и многие приозерцы, зажгли сотни свечей в память о погибших, но не сдавшихся ленинградцах.
Выставка объединила 50 рисунков. В создании творческих работ детям помогли мероприятия о Ленинградской блокаде с чтением рассказов Н. Ходзы и В.
Время шло, смертельная петля вокруг Ленинграда становилась все плотнее.
В августе Оргбюро ЦК ВКПб в постановлениях гневно указывало, что «для эвакуированных детей до сих пор не созданы нормальные бытовые условия и не обеспечено их надлежащее медицинское обслуживание». Железнодорожное сообщение перестало работать 27 августа, а 8 сентября 1941 года стало началом полной блокады города — последнюю сухопутную связь с Ленинградом оборвали немецко-фашистские захватчики. Возобновить эвакуацию по земле — нестабильную, но хоть какую-нибудь — смогли лишь в декабре, по трассе Ваганова — станция Заборье. Чтобы вывезти детей, стариков, больных, использовали все виды транспорта. Водный путь по Дороге жизни начал работать уже 12 сентября, по льду — в конце ноября. Обстрелы там были постоянными. РИА «Новости» Как выживали дети в блокадном Ленинграде В книге «Рисуют дети блокады» авторы описали то, что изобразил на бумаге трехлетний Саша Игнатьев в 1942 году — плотные черные каракули с округлым светлым пятном посередине. Он пояснил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».
Его комментарий прямо на рисунке успела записать воспитательница. Никакие старания, никакие в меру красиво подобранные слова не смогут лучше описать то, с чем столкнулись юные ленинградцы, когда Северная столица оказалась в блокаде, чем их собственные свидетельства. Global Look Press Воспоминания детей блокады Боль и ужас Ленинграда скрываются на страницах детских дневников, которым можно было признаться, как хочется есть, сквозят в последующих воспоминаниях выживших мальчиков и девочек, каждый из которых назло самой смерти вырос и стал взрослым. Младшей пятой дочери Савичевых на момент начала блокады исполнилось 11 лет. В первую блокадную зиму в жуткий дневник, летопись гибели большой семьи, Таня превратила записную книжку сестры Нины — часть ее была алфавитной, потому не использовалась. Женя умерла 28 дек в 12. Бабушка умерла 25 янв. Лека умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7. Савичевы умерли.
В Стрелецкой средней школе для учащихся 6 класса провели урок волонтеры школьного отряда «Первые ласточки». Активисты рассказали о страшном событии «Блокада Ленинграда», показав ученикам суточную норму хлеба.
Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. В конце урока Председатель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Кирилл Ишков поделился своими эмоциями, а также напутствовал, что каждый должен помнить о том подвиге, который совершили ленинградцы.
В Нижегородском художественном музее открывается выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда»
Блокада Ленинграда глазами детей – 50 просмотров, продолжительность: 08:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Анастасии Чайковской в социальной сети Мой Мир. Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было. Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было.
УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО
Нина Мельникова: воспоминания о блокадном детстве | Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. |
Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей» | Воспитанники узнали о том, как пережили блокаду жители Ленинграда, о жизни детей в городе в тот период, о мужестве и героизме ленинградцев. |
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников | Рассказываем истории пяти детей, переживших блокаду Ленинграда и замученных в концлагерях. |
Блокада Ленинграда глазами детей - 24 Января 2022 - МБОУ СОШ №12 г. Пензы имени В.В. Тарасов | Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было. |
Please wait while your request is being verified...
Их можно услышать, перейдя по ссылке в QR-коде. Рассказывает куратор проекта «Дорога жизни» Семен Федосенко: — Ребята сами обрабатывали дневники, кто-то воспоминания членов своей семьи, которые были блокадниками, либо участвовали в эвакуации по «Дороге жизни». Затем они написали небольшие тексты, и кто-то сам, кто-то с помощью других ребят их озвучили. Среди посетителей выставки в Чудове — Людмила Степанова. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени. Мама рассказывала. Объявляли, что закончилась война, и я пошла.
Несколько раз хотели расстрелять маму, потому что я все время плакала.
По дороге на кладбище, когда мы свернули с Лиговки на Расстанную улицу, я увидел, что не мы одни везем санки с умершим человеком. На похоронах церемоний никаких не было.
Могильщики брали покойников за плечи, ноги и кидали в большой котлован», — добавил Владимир Евсеев. Человеческая доброта и жертвенность Лидия Семина родилась 17 сентября 1926 года в Ленинграде. Папа умер незадолго до войны, — рассказала женщина.
В 1943 году мы строили баррикады около Московских ворот, ожидая нападения врагов, за что получили статус участников войны. Я получила все возможные медали, связанные с этими временами». В ее воспоминаниях много событий, связанных с человеческой добротой и жертвенностью.
Один из них обратил внимание на мои прохудившиеся валенки. Утром я нашла их подшитыми, залатанными и пригодными для носки. Я поняла, что это сделал он, симпатичный добрый молодой человек, который потом не вернулся из разведки, — написала Лидия Семина.
Он отдал ей свой паек, довел до дома и этим спас ее от ранней смерти». Сейчас ей 93 года, а когда началась война, было всего 13. Спать ложились одетыми и, когда случалась воздушная тревога, мать уводила нас в бомбоубежище.
Вой сирен раздирал душу, — рассказала женщина. Наш огород находился на Пороховых. Очень большой он был.
Помню, как над нами под огнем зениток очень быстро и очень низко пролетел немецкий самолет, сбрасывая листовки. Между грядок бежали красноармейцы и с криком «Не трогать! Несмотря на тревоги и обстрелы, жители ходили в кино, посещали Театр музыкальной комедии.
Первый поход Людмила Кордакова родилась 2 мая 1933 года. На момент начала блокады ей было 8 лет. Ее семья жила на улице Рубинштейна, совсем рядом с Невским проспектом.
В марте 1942 года Людмила Кордакова и ее сестра Алла впервые в том году вышли на улицу.
Она продолжалась почти 900 дней и унесла больше миллиона жизней. Дети блокады поделились воспоминаниями об этом страшном времени.
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Бессмертная память. Чечина; художник-оформитель М. Тихонов; художник В.
Ребята постарше дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы — «зажигалки», помогали в госпиталях, выступали с концертами перед ранеными. При этом они оставались детьми — любопытными, изобретательными, часто безрассудно смелыми — когда были силы отправляться исследовать родной, но изменившийся до неузнаваемости город.