После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН). Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Сейчас, когда Российская Академия наук переживает переломный период в своей истории, интересно было бы обратиться к прошлому – к первым десятилетиям ее существования.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
Процесс перехода на русский язык был длительным и завершился лишь во второй половине XIX века. Развитие в XIX в. В 1803 году АН реорганизовали: был принят новый устав; три класса кафедр упразднялись; открылось два новых отделения: физико-математическое и историко-филологическое; университет и гимназия закрылись; открылись самостоятельные Университеты в ряде городов Империи; открылись Научные общества. Таким образом, АН стала центральным научным учреждением государства. В первой половине XIX века на базе АН открылся Азиатский музей 1818 год ; под её эгидой было совершено первое кругосветное путешествие и первая антарктическая экспедиция. С 1841 года начался перевод всей документации АН, а также ее периодических изданий на русский язык. Здания АН Первоначально АН располагалась в зданиях на Городском острове, где прошло первое торжественное заседание членов АН, а также на Васильевском острове, где были организованы типография, действовал архив, работали Географический департамент и Художественные палаты, а также находился зал Академического собрания В 1783-1789 годах для АН было возведено большое здание. В нем расположились склады, магазины, книжные лавки, а также квартиры академических работников. В 20-ых годах XIX века построили новую обсерваторию, а в 1831 году АН был передан так называемый Музейный флигель, где, как понятно из названия, открылись и работали различного рода музеи.
Президенты Первым президентом стал, как уже указывалось выше, Л. Он же был единственным россиянином в ее первом составе. В 1727 году он попал в опалу и передал все дела секретарю. Его преемник, барон фон Корф, начал работу по составлению Устава АН. Его отношения с работниками учреждения были намного лучше, чем у предшественника, хотя именно в этот период наблюдался некий упадок в научной работе. После Г. С 1746 года была введена должность вице-директора. Это было связано с тем, что прямые руководители часто пренебрегали своими обязанностями или просто не были достаточно подготовленными К.
В рамках проекта было проведено специальное научное исследование. Результаты исследования представлены в научно-популярных статьях об открытиях и изобретениях российских ученых. Все статьи распределены по разделам: науки о Земле, биология, химия, физика, техника и технические науки, общественные и гуманитарные науки.
В него входили пять институтов: физико-технический, химический, геологический и биологический, языка и литературы, а также сектор водохозяйственных проблем и энергетики и сектор научно-технической пропаганды.
Возглавил филиал Александр Арбузов. После музыкального училища в Уфе стала солисткой Башкирской государственной филармонии. В 1982 году фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант с ее записями, а в 1993 году Кадырова на фестивале в Турции завоевала премию «Золотой банан». Здесь проходят практику студенты, работает школьное лесничество, ежегодно дендрологический сад и Музей природы заповедника посещают более 10 тысяч экскурсантов.
В ГИБДД Казани подтвердили, что кольцевое движение на Оренбургском тракте решили полностью закрыть, автоинспекторы восприняли такое решение как намерение разгрузить дорогу в этой части города. Первый «электрический автомобиль» 13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса. Троллейбус обкатывался на опытной трассе во дворе фабрики на Чехова, 10.
Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел. Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства. Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8]. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «... Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств».
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
гравировальная палата и другие отделения. гравировальная палата и другие отделения. Основание Российской академии наук было результатом инициативы Петра I, который признал необходимость создания национальной академии для развития науки в России. Петербургская академия наук появилась благодаря желанию Петра I поставить Россию на одну ступень с прогрессивной Европой.
Что еще почитать
- 8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
- Смотрите также
- История праздника
- В 1860 году родился Соломон Джозеф СОЛОМОН
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки
И переводили бы книги. Назначить место для сего. И доход". Мысль создать в России высшее научное учреждение возникла у Петра гораздо раньше. В 1718 году один из иноземных сподвижников императора, Герман Фик, вызвался представить проект "О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить". На докладную записку Петр наложил резолюцию: "Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции". А спустя три года, когда Парижская академия избрала Петра своим членом, он ответил: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть...
Вначале она называлась Академией наук и художеств, а в 1803 году была переименована в Императорскую академию наук. Название "Российская академия наук" было восстановлено указом Президента России от 21 ноября 1991 года, и 17 - 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. С первых же дней своего существования Академия стала выпускать не только научные и художественные издания, но и литературу для самообразования - первый в России научно-популярный журнал "Ежемесячные сочинения". Долгое время она была чуть ли не единственным центром, где печатали переводные книги древних и современных авторов. В самом конце XIX века был издан первый в стране словарь русского языка - "Словарь Академии российской, произвольным порядком расположенный". Материалом для него послужили литературные произведения XVIII века, летописи и церковные книги; собирали его 47 членов Академии, в том числе Е.
Дашкова, Д. Фонвизин, Г. Державин, Я.
Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики. В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки!
Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации!
Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г.
Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги.
Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке. Академия наук 13 Васильевский остров 51 наука и образование 116 открыты 376 Правление Екатерины I 13. К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Российская академия наук была объединена в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук в 1841 году.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). Много интересного об эпохе Петра I, открытии Академии наук России и её известных академиках вы можете прочитать в книгах, которые ждут вас в детских библиотеках города. Историки науки считают, что именно в беседах с Лейбницем у Петра I оформилась идея создания Академии наук в Санкт-Петербурге.
Пётр I – создатель Российской академии наук
Сергеев президент Российской академии наук А. Беглов временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга О. Добродеев генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» М. Ковальчук президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» М. Котюков Министр науки и высшего образования Российской Федерации Н.
Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Ломоносовым в 1748 году , анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Регламент Академии был утверждён в 1747 году. Первым президентом назначен Л.
Первые академики АН математик Я. Герман, астроном Ж.
Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге.
В числе прочих планируемых мероприятий — создание документальных фильмов об Академии наук и выдающихся ученых РАН, масштабная юбилейная выставка, присуждение премий за научные достижения, выездное заседание Президиума в Санкт-Петербурге и др. С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке. От 5 декабря 2022 года учреждена медаль к 300-летию Российской академии наук. Награда будет присуждаться не только российским и иностранным членам академии, но и профессорам РАН, работникам самой академии, научных и образовательных организаций страны с большим стажем, а также россиянам, которые внесли существенный вклад в научно-технологическое развитие России и содействовали выполнению возложенных на РАН задач.
Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики. В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки! Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации!