Новости аэропорт приштина 1999 год операция

Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО. Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999. 20 лет назад российские военные провели операцию, известную как марш-бросок на Приштину. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force). 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина.

Марш-бросок на Приштину

Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, по захвату аэродрома стратегического назначения Слатина стала на тот момент эталоном. 18 лет назад 600-километровым броском на Приштину российский батальон за сутки изменил мир на Балканах. заместитель командующего ВДВ, Герой России, генерал-лейтенант Николай Игнатов рассказал «Звезде» о марш-броске на Приштину в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Марш-бросок на Приштину — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта. 24 марта 1999 года блок НАТО без санкции ООН начал против Югославии военную операцию под кодовым названием «Союзная сила».

Ретро-хроника. 11 - 14 июня 1999 г

Своими воспоминаниями поделятся участники события -- бывшие российские военные и военнослужащие сил НАТО. Зрители смогут узнать, как сложилась судьба наших десантников, многие из которых увидят друг друга впервые за прошедшие после тех событий годы. А военные награды, по разным причинам не вручённые им пятнадцать лет назад, возможно, найдут, наконец, своих героев.

А военные награды, по разным причинам не вручённые им пятнадцать лет назад, возможно, найдут, наконец, своих героев.

Показать больше.

И только тогда я смогу доложить, где находится батальон. Хотя связь, конечно, была. Но этого времени как раз хватало, чтобы наши успели захватить аэродром. И тогда никто бы уже не рискнул развернуть батальон обратно.

Но с точки зрения военного искусства, я поступил правильно. Я не мог сорвать движение колонны, которая потом превратилась бы в дезорганизованную массу, и мы не выполнили бы главную задачу. Как удалось усыпить бдительность соседей, чтобы они не предприняли попыток помешать? И ушли на маршрут из-под носа американского контингента, чьи наблюдатели до самого прибытия десантников в Косово не знали, куда делась эта группа. Они думали, что колонна двинулась на железнодорожную станцию, где обычно происходит ротация войск — одни прибывают, другие убывают. А уже на подходе колонны к Сербии я принял этот батальон, чтобы провести его через две государственные границы.

Что, сами понимаете, непросто. Я двигался на своей машине впереди колонны, привел ее в Белград, вывел из Белграда и уже на прямой в Косово передал командование батальоном генералу Заварзину — нашему спецпредставителю в штаб-квартире НАТО, который инкогнито вылетел из Брюсселя в столицу Сербии. Он пересел в мою машину и благополучно довел батальон до Приштины. А я вернулся в посольство и руководил операцией оттуда, получая указания из Центра. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Ну, дальше я уже не знаю.

Может, Клинтон и угрожал Ельцину , я такой информацией не обладаю. Вокруг него вооруженные шайки ходили албанцев… — Да, опасность была, но мы по периметру авиабазы правильно расставили свои силы, чтобы с натовскими войсками не соприкасаться. Правда, один хитрый англичанин попытался разбить палатку рядом с нами и поднять над ней британский флаг. Чтобы сфотографироваться и доложить своему начальству, что находится в Приштине, на аэродроме Слатина. Но ему вежливо объяснили, что это наша территория и британский флаг тут не уместен, и он расстроенный, сразу удалился. Операция был скоординирована не только с праздником независимости России, но и с планами группировки НАТО по вводу в Косово своих войск.

Мы знали достоверно, что они планировали утром 13-го июня войти в Косово. Вот из этого и исходили. Как он отреагировал? На вас пытались американцы выходить, англичане? Вы знаете, на меня никто не давил. Я был на тот период в военно-дипломатическом корпусе в Белграде самым высшим по званию: генерал-лейтенант.

Кто на меня мог там давить? Какой-то военный атташе США, полковник или подполковник? Никто не давил абсолютно. Да им было и невдомек, что именно я дирижировал этим процессом. Наоборот, наши военные коллеги из других стран восхищались операцией, которая была нами проведена. Естественно, никто не знал, кто её организовал и провел, как это происходило на самом деле.

Я получал команды из Москвы. Принимал решение на месте, оценивал ситуацию и давал команды Заварзину, который на конечном этапе переброски вёл колонну, ввёл её в Приштину и на аэродром, и в последующем был там определённое время командиром. Десантники с оружием сидели уже внутри транспортных бортов в Пскове, в Туле, в Рязани и ждали команды на взлет. Следующим этапом должна была состояться высадка в Слатине. Потому что 200 человек на такой огромный аэродром не хватало.

Российскому батальону поставлена задача — совершить параллельный с натовским ввод войск, чтобы контролировать свой сектор Косово, а главное — захватить ключевой аэропорт в Слатине недалеко от столицы края Приштины. В целях сохранения секретности личному составу батальона до самого последнего момента не говорили, куда и зачем они готовятся выступать.

Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. С момента пересечения границы командование НАТО располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников, но о том, что они движутся именно на Приштину, оно могло только догадываться [4, с. Генерал-майор Юнус-бек Евкуров и полковник запаса Сергей Павлов — командир батальона, совершившего марш в Косово и занявший аэродром «Слатина» За одну ночь российская колонна стремительно преодолела по балканским дорогам 600 километров. Над нашей бронетехникой развевались российские флаги, и на территории как собственно Сербии, и в Косово, местное население, несмотря на позднее время, с радостью и воодушевлением встречало россиян. Машины забрасывали цветами, солдатам передавали еду и напитки. Участники того рейда вспоминали, что из-за такого приёма скорость движения колонны приходилось временами сбрасывать. И все же к утру 12 июня русские уже были в Слатине и заняли аэродром.

Десантники быстро рассредоточились по территории аэродрома, захватили само здание аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону по периметру объекта, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года [4, с. Примерно в 11—00 в небе над аэродромом появился беспилотный летательный аппарат, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. С разных сторон к аэропорту подошли британские джипы и танки. В небе появились и английские вертолёты, которые предприняли попытку приземлиться на аэродроме. В ответ российские десантники стали подставлять под них свои БТРы. Несколько таких энергичных виражей наших БТР на лётном поле заставили пилотов отказаться от посадки.

Тогда британский генерал Майкл Джексон, командовавший группировкой сил НАТО на Балканах, лично возглавил продвижение английской танковой колонны, и довел её до аэродрома. Не обращая внимание на российских военных, он начал было подавать команды своим танкистам, чтобы те въехали на аэродром. В ответ наши десантники расчехлили гранатометы и взяли на прицел НАТОвские танки.

10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники

Детали действий российских военнослужащих до сих пор засекречены. Личный состав до последнего не знал о сути задачи, которую ему предстоит выполнять. Как пишет Леонид Ивашов, выезды российских миротворцев на патрулирование и разминирование были рутинным делом, поэтому открытая подготовка очередной колонны не насторожила западных военных. За ночь входившие в колонну 15 БТР и 35 автомобилей преодолели более 600 км. В 07:00 12 июня российские десантники взяли под полный контроль аэропорт Слатина, заняли круговую оборону и организовали блокпосты. Около 11:00 к Слатине подошли британские войска — автомобили и танки.

В небе появились натовские вертолёты, но российская бронетехника заблокировала взлётно-посадочную полосу и маневрировала, не давая английским лётчикам возможности приземлиться в аэропорту. Но российские солдаты взяли натовскую бронетехнику под прицел гранатомётов, и англичане не рискнули двигаться вперёд. Командующий силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк, по информации СМИ, отдал британским военным приказ «подавить» российских десантников и захватить Слатину, но генерал Джексон отказался его исполнять, заявив, что не собирается начинать третью мировую войну. Также по теме «Десантники шли победить или умереть»: экс-глава ВДВ Георгий Шпак о подготовке броска на Приштину в 1999 году В ночь на 12 июня 1999 года батальон российских десантников, совершивший марш-бросок из Боснии и Герцеговины в Косово, установил... В соответствии с планами российского руководства переброска дополнительного контингента и снабжение десантников должны были осуществляться военно-транспортными самолётами, однако соседние Венгрия и Болгария отказали России в предоставлении воздушного коридора.

В течение нескольких дней сводный батальон российских десантников, у которого закончились вода и продукты, удерживал Слатину, находясь в окружении натовских войск. На территорию аэропорта за это время была допущена лишь небольшая делегация британских военных во главе с Майклом Джексоном. В результате переговоров руководство НАТО было вынуждено согласиться на ввод в Косово российского миротворческого контингента, который оставался в крае до 2003 года. В дальнейшем ему на смену пришли российские милицейские формирования.

При этом глава государства поделился подробностями. Как оно принималось, могу сказать. Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генерального штаба, тогда генерал Анатолий Квашнин, и он мне сказал о том, что вот есть такая идея — захватить этот аэропорт. На вопрос «Зачем?

Это было невозможно, потому что колонна двигалась по серпантину. Когда мы с командиром батальона переговорили, какая у него возможность есть, он сказал, что вроде бы нет никакой», - сказал Игнатов. Он добавил, что после пересечения границы войскам НАТО в регионе была поставлена задача уничтожить российскую бригаду в своей зоне ответственности. Однако, по словам генерал-лейтенанта, американские военные не стали открывать огонь по российским миротворцам, и десантники вошли в аэропорт Слатина через зону ответственности США. Игнатов сообщил, что уже 12 июня начальник Генерального штаба позвонил и сказал, что всех участников марш-броска наградят государственными наградами.

Лица В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года Сводный батальон российских десантников, входивший в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия. По словам Игнатова, 9 июня на него вышел начальник Генерального штаба и устно поставил задачу совершить марш, захватив аэродром Слатина, чтобы обеспечить высадку основных сил миротворческого контингента Российской Федерации. Согласно полученному заданию, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года сводный батальон российских десантников, который входил в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, первым вошел на территорию сербского автономного края Косово и Метохия и занял стратегически важный объект - аэродром Слатина. При этом российские десантники на несколько часов опередили танковые колонны войск НАТО. И то, что заняли этот аэродром, позволило руководству страны решить многие вопросы, в том числе по пропуску наших войск по воздуху», - рассказал Игнатов.

Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину

Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств. 12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина. 12 июня 1999 года ночным марш-броском из Боснии 200 российских десантников заняли Приштину в Косово до подхода англичан. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. В июне 1999 года эта весть взбудоражила мир – русский десант прямо перед носом натовского авангарда захватил аэропорт Слатина – ключевой объект в Косово.

Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину

Как оно принималось, могу сказать. Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генерального штаба, тогда генерал Анатолий Квашнин, и он мне сказал о том, что вот есть такая идея — захватить этот аэропорт. На вопрос «Зачем? Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял.

Более того, генерал Заварзин просто послал начальника Генерального штаба. Предположительно, это диалог состоялся, когда колонна уже проходила Бийелину. На Слатину должны были начать прибывать два полка Псковской и Ивановской воздушно-десантной дивизий.

Но не тут-то было. Правительства Болгарии и Венгрии отказались дать разрешение на пролет в своем воздушном пространстве российских десантных полков. Скупщина Югославии и к этому времени заявляет о вступлении в Союз России и Белоруссии. Но десантники подняться в воздух не могут. Несколько раз с аэродромов в Иваново, Рязани и Пскове взлетали транспорты, но каждый раз венгры и болгары отказывали им в прохождении воздушного пространства. В конце концов был сформирован морской конвой. Но уже к этому моменту было понятно, что далее удерживать Слатину невозможно.

Никакого снабжения контингента со стороны как Сербии, так и Греции практически не было. В 2003 году контингент Слатины 650 человек был окончательно выведен, а начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин заявил, что «у России нет интересов на Балканах». Через год он был отправлен полпредом в Сибирь. Можно тысячу раз говорить, что операция по занятию аэропорта Слатины не имела никакого военно-практического значения. Это не так. Она действительно затормозила реальную оккупацию Сербии. Да, операция проводилась, мягко говоря, ограниченными силами — отрядом спецназа в 12 человек и десантной группой в 200 человек.

Но по факту она остановила продвижение группировки НАТО вглубь Сербии, зафиксировав политическую позицию по старой границе автономии Косово и Метохии. Может быть, по прошествии 20 лет удержание Слатины и выглядит как авантюрная операция, не имевшая шансов на стратегическое значение, но именно такими делами порой славен народ и армия. Это немного изменило ход истории. Есть старая фраза Черчилля: «никогда столь многие не были обязаны столь немногим». Он адресовал ее британским летчикам, но мы также имеем право адресовать ее участникам операции в Слатине — как спецназовцам Евкурова, так и солдатам и офицерам бригады из Брчко и офицерам разведки.

Телеведущий отметил, что уже тогда Путин продемонстрировал, «сколь важны воля и решимость в политике». В 1999 году Ивашов занимал должность начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России. Мы ограничили вообще эту операцию высокой степенью скрытности. В полной мере знали об этой операции шесть человек во всем министерстве обороны.

Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром». Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолётами. Оказавшись в окружении, русские, со слов того же Бланта, через пару дней сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром? Однако известно, что ситуация с горячим питанием у российского батальона была налажена раньше, чем у британцев. По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжёлая военная техника. Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном. В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косове в пределах районов, подконтрольных Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооружённых сил и других нужд.

Агрессия НАТО против Югославии 1999

Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны

Гористая местность во многих районах Югославии, а также неблагоприятная погода, господствовавшая до конца весны, давали дополнительное преимущество югославским военным. Однако общее технологическое превосходство войск НАТО было подавляющим и делало их военно-воздушные силы практически неуязвимыми, по крайней мере на больших высотах. Начало боевых действий В результате операции «Орлиный глаз» в 1998—1999 гг. Чтобы избежать потерь от средств ПВО, всем самолётам альянса был установлен нижний предел высоты — 4572 м 15 000 футов. Принимались другие специальные меры, чтобы минимизировать риски для экипажей и избежать поражения гражданских объектов. Авиабаза Фэрфорд графство Глостершир, Великобритания.

Национальное управление архивов и документации, Вашингтон. Были нанесены первые удары с воздуха. Первоначальные цели включали главным образом объекты военной инфраструктуры: пункты управления и связи, систему ПВО и аэродромы. Среди прочих объектов были разрушены или сильно пострадали Варадинский мост в Нови-Саде 1 апреля , нефтеперерабатывающий завод в Панчеве 4, 12—13, 16 апреля , химический завод «Милан Благоевич» в Лучанах 5—7, 24 апреля , автомобильный завод «Застава» в Крагуеваце 9, 12 апреля , железнодорожный мост в Грделице 12 апреля. При бомбардировке аэропорта Батайница вблизи Белграда 17 апреля несколько кассетных бомб упало на дома местных жителей, от одной из них погибла трёхлетняя Милица Ракич.

Под ударами с воздуха гибли мирные жители, включая албанских беженцев. Разрушение промышленных объектов приводило к сильным пожарам и выбросам в атмосферу вредоносных веществ. Софийская набережная, Москва. Одновременно с началом операции интенсифицировались боевые действия в Косове между югославской армией и ОАК. Исход албанских беженцев с территории Косова приобрёл массовый характер.

Вице-премьер В. Драшкович высказался о готовности к переговорам с косовскими албанцами. Однако столкновения в крае продолжались. Авиаудары НАТО не отличались высокой эффективностью. Интенсивность бомбардировок в несколько раз уступала уровню операции «Буря в пустыне» 1991 , проведённой против Ирака.

Нанесение ударов с больших высот приводило к ошибкам в определении целей и поражению гражданских объектов и мирных жителей. На этом этапе не было никаких признаков снижения интенсивности боевых операций югославской армии в Косове. Уже к середине апреля генерал У. Кларк стал требовать включить в круг целей более простые для поражения объекты и увеличить военно-воздушные силы в его распоряжении. Последние к концу операции достигли 1000 самолётов.

Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам заблокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связался с американской бригадой и получил ответ, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время это было невозможно из-за плохих погодных условий. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им было бы только контрпродуктивным.

Кларк отказался принять это и продолжал отдавать приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, утверждая, что его поддерживает генеральный секретарь НАТО. Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и броневики будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился.

Он отметил, что тогдашний министр обороны Игорь Сергеев получал согласие на операцию лично у первого президента России Бориса Ельцина, причем, когда Квашнин узнал об операции, то попытался развернуть батальон обратно, хотя Ивашов утверждает, что после обсуждения с командовавшим операцией Виктором Заварзиным батальон продолжил движение в сторону Приштины. Комментируя вопрос о том, мог ли Совет безопасности России «благословить» эту операцию, Ивашов отверг это предположение. Полная ложь», — сказал он, добавив, что Путин не мог участвовать в операции, потому что не знал о ней.

Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Генерал пришел к главе Совбеза и интересовался его мнением, а после одобрения отдал приказ. А я ему так и сказал: «Если ты это считаешь целесообразным, так и делай» - пояснил Путин. Спецоперация батальона российских десантников нарушила планы НАТО, причем настолько, что «миролюбивый» Альянс даже заговорил о возможности конфликта с Россией.

Инцидент в аэропорту Приштины

бомбардировки) НАТО в Югославии. Принято считать, что батальон ВДВ первый занял аэропорт в Слатине (Приштина,Югославия) 12.06.1999. Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина. Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.

Как наш десант щелкнул по носу США

В 1999 году — начальник штаба ВДВ, в 1993-1998 годах был заместителем командующего ВДВ по миротворческим операциям. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий