«Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. © Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год.
Какие тайны скрывает «Демон поверженный»?
Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. «Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Михаил Александрович Врубель. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. В 1901 году Врубель сделал первые эскизы к картине «Демон поверженный». В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. «Поверженный демон» Михаила Врубеля 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Наиболее известные, отражающие личность и переживания Врубеля картины относятся к «демоническому» циклу художника. Как жил, творил и умирал один из самых эксцентричных живописцев конца XIX — начала XX века, расскажем в нашей статье. Детство гения В детстве Михаил Александрович имел слабое здоровье и задержки в развитии. Ребенком он был замкнутым и кротким, особо не проявлял эмоций даже в семейном кругу. Некоторые врачи склонялись к тому, что мальчик имеет аутистические черты. Эксперты его творчества утверждают, что на слабое здоровье повлияла наследственность. Дедушка по материнской линии страдал от маниакальных приступов, а сестра мучилась от острой формы депрессии и временного паралича. Известно, что творческая натура маленького Миши проявилась уже в возрасте пяти—шести лет. Он делал зарисовки всего, что видел. Однажды на выставке он увидел фреску Микеланджело «Страшный суд» и был так очарован ей, что, придя домой, восстановил всю картину по памяти. Автопортрет художника, 1882 год Первые несчастья С годами Михаил становился все активнее, а его красота, веселость и нестандартное мышление привлекали окружающих.
Учеба на юридическом факультете в Петербурге давалась легко. Но, несмотря на это, с восемнадцати лет окружение начало замечать у Михаила перепады настроения. В период активности к нему приходило много идей, было достаточно сил, чтобы творить днями напролет. Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться. Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года. На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается. Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию. Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины. А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца.
Врубель целиком переносит поиски формы в область графики, стремясь передать всё многоцветье мира исключительно карандашом и углем», — рассказывает экскурсовод на выставке. Сильнейшие, эмоционально острые, они демонстрируют провидческий художественный дар мастера, предвосхищающий последующие открытия XX века. На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника. На выставке «Михаил Врубель». Раковина перламутровая «Морское ушко».
Сегодня мы имеем две разные авторские версии одного сюжета. Если "ранний" демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю. Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а сами крылья вдруг окаменели. Первый из "демонов" лежит с покорным и отрешенным лицом.
Дата публикации: 19 марта 2011 Текст: Катя Карцева Время на прочтение: 3 - 5 мин. Известно, что Михаил Врубель — замечательный представитель русского символизма и стиля Модерн, главным в своем творчестве сделал образ Демона. Изначально в 1891 году Врубель взялся за эту тему, чтобы проиллюстрировать юбилейное издание сочинений М. Большая часть иллюстраций относилась к поэме «Демон». Но в дальнейшем фантазии на тему Демона настолько захватили Врубеля, что он посвятил им остаток своей творческой жизни — 12 лет. По странной случайности, не только картина, но сама жизнь художника с тех пор развивалась с все нарастающим магико-трагическим уклоном. Демон в творчестве Врубеля не являлся олицетворением чистого зла, он всегда был сложнее глубже. В первой картине «Демон сидящий» 1891 скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. Врубель не вел дневников, мало писал, поэтому его творчество навсегда осталось частично покрыто вуалью тайны. Многие связывают образ Демона с внутренним состоянием самого Врубеля, который чувствовал себя безучастным, бессильным в жизни современной ему эпохи. Такого рода настроения были свойственны многим представителям творческой элиты того времени, названного эпохой декаданса. Так и Демон Врубеля изначально наполнен внутренними противоречиями, сомнениями.
Врубель, Михаил Александрович
Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля.
В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил. Врачи не давали положительных прогнозов. Тема Демона вновь захватила Врубеля спустя 9 лет Незавершённая картина «Демон летящий», 1899 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Через полгода интенсивного лечения живописец, казалось бы, пошёл на поправку.
Его состояние стало стабилизироваться, он уже планировал возвращение к нормальной жизни. Но теперь судьба приготовила новые потрясения — смерть сына. Этого удара художник перенести не мог. Он впал в депрессию, морил себя голодом, мечтая свести счёты с жизнью.
Знал ли он тогда, что это «откровение» потребует столь высокую цену? Заселяя свои полотна загадочно прекрасными женщинами и русалками, лукавыми козлоногими фавнами, особенное место Врубель отдал образу Демона. Не раз являясь художнику во снах и видениях — это сильное, красивое, но печальное существо — почти стало его продолжением. Они были пугающе похожи в своих мыслях и духовных исканиях, и также одинаково несчастливы. Эта мистическая одержимость началась от неразделённой любви Михаила Врубеля. В 1884 году 27-летний художник был приглашён в Киев для реставрации древних фресок Кирилловской церкви и создания новых алтарных композиций. Там он встретил Эмилию — жену своего заказчика, профессора А. С удивительными глазами василькового цвета, умная, яркая, но безнадёжно окружённая решительными и состоятельными поклонниками.
Что мог предложить ей молодой, отчаянный Врубель, кроме своего чистого сердца и руки? Именно в этот период любовной безысходности, рвущей на части душу художника, рождается первый, нечёткий образ Демона с копной необузданных чёрных волос, развивающихся по ветру. Глубокий взгляд больших, страдающих глаз, искажённые от боли чувственные губы — переходили из рисунка в рисунок, то пугающе меняясь, то, вдруг, застывая перед зрителем в сомнамбулическом трансе. Над пропастью Написав «Демона сидящего», художник почти десятилетие не обращался ко второму большому холсту.
То же происходило с Врубелем — чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность художника переделывать его… Уже подходила к концу работа московской выставки, где была заявлена новая картина Врубеля, а он все не мог расстаться со своим «Демоном». И даже тогда, когда в последние дни перед закрытием экспозиции он вынужден был отдать картину и она уже висела на стене, он на глазах у публики продолжал что-то менять в картине, особенно в лице Демона. Врубель никак не мог оставить своего героя и тогда, когда полотно сняли с подрамника, скатали и отправили в Петербург на выставку «Мира искусства» — он поехал вслед… В картине «Демон поверженный» Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви как рассказывает лермонтовская поэма , а в войне с Богом, с установленными божественными законами.
И в созданном художником образе запечатлелась ярость происшедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу. Михаил Врубель изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона. Как было в тот святой, великий час, Когда от мрака отделился свет, И, ангел радостный, он в первый раз Взглянул на будущность. И сколько лет, И сколько тысяч лет с тех пор прошло! И он уже не тот. Его чело Померкло… он один, один… один… Враг счастья и порока властелин.
К восприятию творчества этого мастера неприменимы традиционные системы координат. О бесполезности привычных оценочных суждений писал А. Бенуа: «Многое в нем, как в живописце, может не нравиться изысканному вкусу, в нем иногда сказывались уродливые черты и даже тривиальность.
Но ведь он не был ангелом, а был демоном - верховной, но сложной натурой, влюбившейся в людскую душу, в людскую жизнь и замаранной ею. Вот почему даже на самые неудачные и неприятные свои создания Врубель наложил печать гения, и сквозь кривизну его мефистофельской улыбки, в широко ужасающихся его глазах, в приторной его неге светятся чьи-то великие черты великой не от мира сего, но мир сей полюбившей красоты»[6]. О нецелесообразности традиционного хронологического подхода предупреждал М. Алпатов: «Попытка расчленить тридцатилетний путь художника на четко отграниченные отрезки выглядела бы как насилие. И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды. Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения.
Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества. Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов.
Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым. Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый.
Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А. На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П.
Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М.
Печали и демоны Михаила Врубеля
В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. Врубель оставляет «демоническую» тему почти на 10 лет и обращается к ней лишь в 1899 году. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного».
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Демоны Врубеля | Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. |
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля | Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. |
Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...
Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». «Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Михаил Врубель признан наиболее значительным выразителем символизма и модерна в русской живописи и графике, его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) трактуется как преддверие кубизма. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. За картину „Демон поверженный“ Врубеля назвали „декадентом“, поскольку усмотрели в фигуре поверженного духа нарочитую изломанность, намеренную деформацию. Врубель не успел завершить «Демона поверженного» к открытию выставки 36-и художников.