Новости восстановление ленинграда после войны

Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ

Она разрушила крышу и парадную столовую. Восстановили замок лишь в 50-х годах. Дворцу впервые попытались вернуть исторический вид. Например, воссоздали Кленовую аллею и сквер, который до ВОВ заняли постройки военного ведомства. Окончательно дом реконструировали после передачи Русскому музею в 90-х годах. Таинственный замок, которым пугают туристов, значительно пострадал еще в довоенное время.

После убийства во дворце Павла I с замка сняли большую часть украшений, а серебряные ворота переплавили для сервиза сестре Александра I. Гостиный двор Гостиный двор: слева — во время блокады, справа — в наши дни Сегодня: торговый центр Адрес: Невский проспект, 35 Гостиный двор стал одной из самых популярных у немцев мишеней для бомбежки. В 1941 году две фугасные бомбы разрушили дворовые корпуса и торговые помещения в средней части здания, 98 посетителей универмага погибли. В 1942—1944 здание многократно обстреливали. Еще во время войны горожане организовали конкурс на лучший проект восстановления универмага.

Работы начались в 1944 году и продолжались четыре года. Во время восстановления Гостиного двора в нем снесли перестройки XIX века, а главному фасаду вернули исторический вид, убрав декоративный орнамент середины 1800-х годов. Кикины палаты Кикины палаты во время блокады и в наши дни Сегодня: Санкт-Петербургский музыкальный лицей Адрес: Ставропольская улица, 9 В военное время от памятника архитектуры федерального значения остались только стены. На восстановительные работы потребовалось четыре года, их закончили в 1956 году. Реставраторы убрали построенные в XIX веке помещения под лестницей и вернули постройкам оригинальный декор петровского барокко.

Кикины палаты — одно из самых старых жилых зданий Петербурга, созданное в 1714 году. До 1727 года в нем располагалась Кунсткамера, в которую петербуржцев приглашали с помощью бесплатных угощений. Дом графини Лаваль Дом на Английской набережной, 4, во время блокады и в наши дни Сегодня: Конституционный суд Адрес: Английская набережная, 4 Особняк на берегу Невы бомбили четыре раза.

Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади.

Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта. Есть городская легенда, не подтвержденная источниками, о том, что на борьбу с грызунами в Ленинград привозили вагоны кошек из соседних регионов. Каждый год журналисты и блогеры додумывают к ней умилительные детали», — отмечает исследователь. По факту же с крысиным нашествием и его последствиями боролись именно люди, говорит Асташкин. Например, сотрудники отдела паразитарных инфекций Института имени Пастера. А в январе 1943 года горком ВКП б и исполком Ленгорсовета приняли постановление «О мероприятиях по борьбе с грызунами», это была системная работа: крыс ловили сетями вершами , травили ядом.

К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров.

С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы.

Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23].

Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23]. В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23]. Выдающиеся достижения в обороне Ленинграда доказали особую роль Ленинграда в Великой отечественной войне, о обороне и блокаде Ленинграда говорили за границей [99]. Это повысило гордость и самосознание ленинградцев [99] , ещё в 1944 году многие улицы города получили старые дореволюционные названия [76]. Это повлияло и на то, что ленинградские партийные деятели начали проявлять самостоятельность [36]. Советское руководство было раздражено такой тенденцией, в восхвалении подвига ленинградцев они увидели принижение роли Москвы и Сталина в победе над немцами.

В рамках Ленинградского дела произошёл разгром ленинградской верхушки. Блокада Ленинграда стала запретной темой [33] , роль Ленинграда в победе принижалась и умалчивалась [33]. Созданный музей обороны Ленинграда был разгромлен в 1949 году, его экспонаты — уничтожены, а работники музея — репрессированы [33]. Екатерининский собор после сноса. Имевшиеся в Ленинграде церкви закрывались, разорялись и осквернялись, если их не сносили, то приспосабливали под учреждения или склады [2]. Так как храмовые помещения были крайне неудобны для их приспособления под нужды тех или иных учреждений, зачастую здания переделывали до неузнаваемого состояния [8]. В Казанском соборе устроили музей истории религии и атеизма, залы собора превратили в экспозиции разных религиозных культов, в том числе ислама, буддизма и народных верований [101]. Религиозные праздники — рождество , крещение , воздвижение , пасха , благовещение были запрещены. Это не мешало многим ленинградцам тайно праздновать их [102].

Новый год праздновать и покупать новогодние ёлки не запрещали [102]. После войны впервые была затронута тема о необходимости сохранения некоторых храмов, как культурных памятников, начались выделяться деньги на восстановление некоторых важных церковных построек, например Александро-Невской Лавры [8]. После войны всё громче звучало мнение о необходимости сохранения дореволюционных зданий, в том числе и храмов прежде всего, как культурно-исторических объектов [8]. Пропагандистская культура[ править править код ] Демонстрация 1 Мая, 1934 года Главной темой в культурной повестке сталинского периода выступало прославление социалистического строя и трудовые подвиги рабочих и крестьян [100].

На площади Восстания снова мирная суета. Приятно видеть такие кадры после подборок со времён блокады. Разбор завалов и восстановление Гостиного двора. Судя по воспоминаниям людей и исторической хронике — строители на снимках никто иные, как немецкие военнопленные.

Ещё одно эхо войны — огромное количество неразорвавшихся снарядов и мин. На снимке отряд саперов с собаками-миноискателями в Петродворце. Натреннированные собаки за счёт меньшего веса и обоняния могли обнаруживать мины на глубине 1. Двор музея-квартиры Пушкина, пострадавший во время войны. Дом Советов на Московской площади. Непривычно видеть его в чистом поле, да? Строительство здания завершилось в 1941 году, во время войны он пострадал не сильно, поэтому уже в 1945 там разместили министерство авиационной промышленности. Ещё одна, сразу бросающаяся в глаза деталь снимков тех лет — улыбающиеся люди.

На контрасте со снимками из 80-90х годов их процент просто зашкаливает. Видно, насколько люди после войны ценят спокойное и мирное время. Снимок сделан на Заячьем острове. Екатерининский дворец в Пушкине пока ещё лежит в руинах. Базар у Кировского универмага рядом с будущей станцией метро "Нарвская". Соляной переулок дожидается своей очереди по приведению в порядок. А улицу Правды решено было после войны реконструировать полностью. Работы кипят.

После войны появился огромный спрос на гражданский общественный транспорт и заводы страны, которые во время войны полностью ориентировались на нужды армии стали делать попытки перестроиться.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю.

Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены.

Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б.

В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I.

При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом.

При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б.

Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей.

Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг.

Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы.

Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах.

Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время.

Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г.

Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется.

Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в.

В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками.

Валовая продукция всех предприятий в 1945 г. В сентябре 1945 г. Работы по восстановлению промышленности и городского хозяйства начались после снятия блокады. Уже в 1944 г. Значительные трудности представляло восстановление электростанций Ленэнерго. В 1940 г. Довоенный уровень производства электроэнергии этими станциями был значительно превзойден к концу пятой пятилетки. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания п архитектурные памятники. Под этим лозунгом коммунисты Ленинграда поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч ленинградцев. К тридцатой годовщине Октябрьской революции 1947 г.

Ленинград в основном восстановил свой довоенный облик. В восстановлении Ленинграда своим патриотическим трудом прославились новаторы: мастер каменной кладки А. Куликов, кровельщики братья Преображенские, штукатуры 3. Сафин, И. Карпов и многие другие строители. Каменщик А. Парфенов со своим звеном уложил больше 4 млн. Десятки тысяч ленинградцев но призыву партийной организации ежедневно в свободные от основной работы часы восстанавливали город, его предприятия, исторические памятники. По инициативе ленинградцев в стране началось патриотическое движение за творческое содружество работников науки и производства. На ленинградских предприятиях изучались и стали применяться методы работы москвичей Л.

Корабельниковой, А. Чутких, И. Российского, Ф. Ковалева и других знатных новаторов производства. Рабочие, инженеры и техники фабрики «Скороход», поддержав инициативу работниц Купавинской фабрики Московской области М. Рожневой и Л. Кононеко, направленную на сверхплановый выпуск продукции за счет экономии, только за 4 месяца 1949 г. Токарь Ленинградского станкостроительного завода имени Я. Свердлова Г. Борткевич выступил инициатором скоростного резания металла, резко увеличил скорость оборотов обтачиваемой детали, использовал резцы улучшенной геометрии с пластинками из твердых сплавов.

В результате применения новаторских методов труда Г. Четвертый пятилетний план был выполнен ленинградцами досрочно. В 1950 г. Тяжелая индустрия в своем развитии закономерно обгоняла другие отрасли промышленности города. В годы пятой пятилетки 1951—1956 гг. Металлический завод начал изготовление гидротурбин такой мощности, которая в прошлом считалась монополией американских предприятий.

Из пригородов были заняты Пушкин, Павловск тогда Слуцк , Гатчина. Немцы занимали всю линию по Финскому заливу, где не занятым оказался только маленький Ораниенбаумский плацдарм.

С севера от Финского залива и до Ладожского озера занимали позиции финские войска", — рассказал специалист научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев. Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни С самого начала войны пришлось решать множество вопросов, связанных с эвакуацией населения, спасением культурных ценностей, снабжением, коммунальным хозяйством. Но главной задачей была оборона, и на это были мобилизованы все силы города. С первых чисел сентября 1941 года по постановлению Военного совета Ленинградского фронта силами горожан началось строительство оборонительной полосы на территории города. Строились блиндажи, окопы, укрытия, противотанковые препятствия. На них работали сотрудники милиции. Они проверяли документы у всех проходивших или проезжавших.

Такой режим безопасности сохранялся до конца вражеской осады. Только в феврале 1944 года были допущены послабления: начали убирать баррикады — их было около ста. Оставили только шесть из них. Самые крупные находились на проспекте Стачек, на Ивановской, на проспекте Обуховской Обороны — это были укрепления внешнего периметра, где все еще сохранялась опасность атаки со стороны вражеских войск", — рассказал один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда, начальник научного отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда Из работников предприятий и учреждений города — мужчин от 18 до 45 лет — с августа 1941 года формировались батальоны народного ополчения. На добровольных началах в состав батальонов могли войти женщины. Военсовет поручил также организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой и прочим. Это в большинстве своем неподготовленные люди, увидевшие оружие первый раз в жизни.

Это студенты, профессора. И они, выполняя свой гражданский и человеческий долг, на часы, на дни сдерживали немецкое наступление, но, к сожалению, в итоге кольцо все-таки замкнулось", — отметил историк Борис Ковалев, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории СПбИИ РАН. Внимание, воздух! Наземные рубежи обороны не могли защитить город от артиллерийских ударов, и в этом отношении ключевым вопросом было — кто занимает стратегические высоты. С Пулковских высот, как и с Вороньей горы, Ленинград был виден как на ладони. Оттуда было удобно корректировать огонь. Пулковские высоты не все были заняты врагом: часть удалось удержать Красной армии", — напомнил Мастридеев. Именно с ситуацией на высотах связано появление знаменитых надписей: "Граждане!

При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" на Невском проспекте и других улицах. Поэтому и делали эти надписи. Эта мера действительно помогала: люди понимали, где могут безопасно пройти и укрыться в случае обстрела", — пояснил Мастридеев.

К этому моменту была проведена грандиозная эвакуация музейных ценностей в тыл страны. Из Александровского дворца-музея, включавшего парадные залы и жилые комнаты восточного флигеля, были вывезены в эвакуацию ценнейшие экспонаты: более 2000 тысяч предметов 1. Представить каким дворец был оставлен при отступлении советских войск позволяет отчет, составленный научными сотрудниками Пушкинских дворцов-музеев В. Лемус, Т. Поповой и Е. Туровой, производившими последний обход музейных и парковых помещений 15 сентября 1941 г.

За беспристрастной фиксацией облика комнат стоит боль от понимания того, что памятник ждет разорение. Оккупация города продолжалась до 24 января 1944 г. За это время Александровский дворец активно эксплуатировался нацистами — здесь стояли воинские части. В публикациях стало появляться очень распространенное в интернет-ресурсах ошибочное утверждение, что в годы оккупации в Александровском дворце располагалось гестапо 3. Источник этой информации в сети не ясен: в печатных изданиях рассматривались последствия войны для интерьеров, о функциях дворца в ходе оккупации практически не упоминалось. Возможно, это заблуждение появилось благодаря искажению формулировки из фундаментального труда А. Петрова: «Здание Александровского дворца было превращено в казарму, а его подвалы — в тюрьму для советских людей; перед главным входом во дворец, на площади, фашисты хоронили своих офицеров» 4. В действительности, гестапо размещалось в комнатах Александра II Зубовского флигеля Екатерининского дворца, на что указывали при допросах жители г. Пушкина, пережившие оккупацию 5.

В Александровском дворце располагались воинские подразделения нацистов: в январе 1943 г. Последний факт подтверждается фотографией разрушенной Малиновой гостиной, на стене которой видна надпись на испанском языке. Воинские части, занимавшие дворец, менялись в связи с передислокацией войск: новые обитатели вносили свою лепту в разграбление памятника. Однако основной разгром произошел уже в первые месяцы оккупации. Ценным свидетельством о состоянии дворца в это время является рассказ Анны Михайловны Александровой, зафиксированный в протоколе от 28 февраля 1944 г: «В Александровский дворец я попала лишь в конце января 1942 г. Грязь была не просветная — также разбитые двери, зеркала, книги библиотеки, все на полу затоптанные, загаженные. После освобождения пригородов необходимо было оперативно оценить масштаб ущерба, нанесенный во время оккупации. Тот факт, что Александровский дворец не был взорван и не представлял собой выжженные стены или груду руин, как многие памятники пригородов, отмечался специалистами на заседаниях, посвященных первоочередным мерам по спасению ансамблей. Не случайно, именно он был предложен Е.

Туровой для размещения возвращенных из эвакуации предметов 8. Сохранилась смета «на приспособление Александровского дворца под хранилище музейных дворцовых ценностей» 1944 9. Отраженные в ней количественные показатели расхода материалов и перечень необходимых работ подтверждают значительную сохранность здания. Основные формулировки перечня звучат подобным образом: «ремонт старой штукатурки», «окраска существующих дверей» и т. Речь о замене идет в случае с ветхими лагами или со старым железным покрытием крыши. Если Александровский дворец в целом можно назвать сохранившимся в период оккупации зданием, то состоянию интерьеров в 1944 г. Существует довольно полная фотофиксация парадных залов и комнат восточного флигеля, осуществленная после освобождения г. Пушкина 11. Фотографии позволяют охарактеризовать парадные залы как практически не пострадавшие в годы оккупации.

В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной. Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно. В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г. На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12. Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца.

В 1944 г. Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным.

Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы

Послевоенные годы Гистограмма просмотров видео «Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады» в сравнении с последними загруженными видео.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы.

Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда

Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества.

Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях.

Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г.

Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г.

Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов».

В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в. В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска.

Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…».

Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей.

Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности.

При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла.

Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение.

Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой.

Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21.

В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н.

Архипов, М. Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть.

Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г.

С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы. Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты.

Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей.

За два с половиной года осады Ленинград постоянно подвергался бомбардировкам и атакам, что привело к значительным разрушениям. Разрушения в ходе военных действий За годы войны и блокады был нанесен значительный ущерб историческому центру Ленинграда, его зданиям и памятникам. Этот ущерб мог бы оказаться еще более масштабным, если бы не инженерные работы по маскировке значимых культурных объектов и вывозу наиболее ценных экспонатов из музеев и дворцов.

Стоит сказать о том, что план маскировки существовал до начала военных действий, его разработала команда архитекторов под управлением главного архитектора Николая Баранова. Ценные исторические объекты, памятники закапывались в землю, их прятали под мешками с песком.

Разрушенные здания были снесены, а обломки и руины были удалены, чтобы освободить место для новых строительных проектов. Восстановление и реконструкция исторических зданий Одним из важных этапов восстановления было восстановление и реконструкция исторических зданий, которые были повреждены во время войны. Это включало восстановление фасадов, крыш, окон и других архитектурных элементов, чтобы вернуть здания к их прежнему величию и красоте. Строительство новых жилых и общественных зданий Восстановление Ленинграда также включало строительство новых жилых и общественных зданий.

Были построены новые многоквартирные дома, школы, больницы, торговые центры и другие сооружения, чтобы обеспечить жителей города всем необходимым для комфортной жизни. Создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств Восстановление Ленинграда также включало создание новых архитектурных ансамблей и общественных пространств. Были созданы новые парки, скверы, площади и набережные, которые стали местами отдыха и развлечений для жителей и посетителей города. Все эти этапы восстановления были проведены с целью вернуть Ленинграду его прежнюю красоту и функциональность, а также создать комфортные условия для жизни и работы его жителей. Архитектурные особенности реконструкции Реконструкция Ленинграда после Второй мировой войны имела свои особенности, связанные с уникальным историческим и архитектурным наследием города. Восстановление зданий и сооружений проводилось с учетом сохранения исторической ценности и архитектурного стиля.

Сохранение и восстановление исторических зданий Одной из основных задач реконструкции было сохранение и восстановление исторических зданий, которые были повреждены во время блокады. Архитекторы и инженеры проводили тщательные исследования и анализ, чтобы восстановить здания в соответствии с их первоначальным видом и стилем. Использование новых технологий и материалов Реконструкция Ленинграда также включала использование новых технологий и материалов, которые позволяли улучшить качество и прочность восстанавливаемых зданий. Были разработаны новые методы строительства и реставрации, а также использованы новые материалы, которые обеспечивали долговечность и устойчивость зданий. Все эти архитектурные особенности реконструкции были проведены с целью сохранения и восстановления исторического и культурного наследия Ленинграда, а также создания комфортной и функциональной среды для его жителей. Результаты и достижения В результате восстановления и реконструкции послевоенного Ленинграда были достигнуты значительные результаты и достижения.

Вот некоторые из них: Восстановление и сохранение исторических зданий и памятников Были восстановлены и сохранены многие исторические здания и памятники Ленинграда, включая Эрмитаж, Зимний дворец, Петропавловскую крепость и другие.

Город словно сделан из особого огнестойкого материала". Так писала Ленинградская правда 14 сентября. Последняя фраза в этой заметке, скорее всего, метафора, но лишь отчасти». Ленинград горел. Но не так сильно, как рассчитывали фашисты. Отпор давала система ПВО. Памятники укрепляли или закапывали в землю. Золотые купола маскировали сеткой и зеленой краской. На крышах жилых домов дежурили группы самозащиты.

Владимир Бараков, экскурсовод: «Эти бомбы попадали сюда, прошивая железо насквозь, у них ударной силы хватало. И они должны были в считанные секунды схватить щипцами эти бомбы и поместить их в чан с водой или песком. Но от воды потом пришлось отказаться, потому что она моментально выкипала. Бомба разогревалась до 300 градусов по Цельсию». Гораздо сложнее было уберечь здания от больших фугасных бомб. Они буквально изрешетили центр города. Согласно официальным отчетам, к сентябрю 1942 года 200 из 300 городских памятников имели повреждения. Большинству после войны вернули прежний облик. Но были и исключения. Например, набережная Фонтанки 32.

Найдите 5 отличий. Литературный дом на Невском изменил не только стиль, но и предназначение. Павел Платонов, искусствовед: «Здесь была совершенно рядовая застройка. А с учетом того, что здесь находится и шедевр архитектурного зодчества — Дворец Белосельских — Белозерских — и хотелось построить что-то соответствующее. А, во-вторых, здание строилось под куйбышевский райисполком.

Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"

Бандиты выхватывали прямо на лету заветные клочки бумаги, подчас оставляя всю семью жить впроголодь целый месяц. Сотрудники правоохранительных органов пытались сбить волну преступности. Банда «Черной кошки» Однако, в бедном, полуразрушенном городе орудовали не только уголовные банды. Преступную деятельность вели и некоторые чиновники, которые поняли как извлечь выгоду из своей власти. В город на Неве возвращались эвакуированные, остро вставали вопросы распределения жилья, возврата имущества и т. Нечестные дельцы пользовались и имеющимися сведениями - какие ценности плохо охраняются.

В 1947 году из кладовых Эрмитажа украли 24 уникальных изделия из золота и драгоценных камней. Похититель был найден и осужден, а ценности возвращены. В тот же год была разоблачена крупная банда, в которую входили преступники и чиновники из городской прокуратуры, суда, адвокатуры, горжилотдела, милиции. За взятки они освобождали из-под стражи, прекращали следственные дела, незаконно прописывали, освобождали от призыва. Другой случай: начальник автотранспортного управления Ленгорсовета отправлял в оккупированные районы Германии грузовики якобы за оборудованием.

На самом же деле вывозил оттуда ценности, материалы, строил здесь дачи. Подростки часто становились участниками криминальных сообществ. Фото: Commons. Основную деятельность она вела в Москве, но ее следы были обнаружены и в городе на Неве. В 1945 году ленинградские милиционеры раскрыли громкое дело.

Во время обыска у главаря, 16-летнего Попова, обнаружился любопытнейший документ - клятву кодлы "Черная кошка", под которой было проставлено кровью восемь подписей. Но поскольку совершить преступления успели только трое участников, они и отправились на скамью подсудимых. В январе 1946 года на заседании народного суда 2-го участка Красногвардейского района Ленинграда был оглашен приговор: подростки получили от одного до трех лет колонии. Ночные охотники Была распространена и организованная преступность. Причем, часто банды составлялись не из уголовников, а простых граждан.

Днем это были обычные работники ленинградских предприятий, а ночью... Так, в городе действовала банда братьев Глаз. Это было настоящее организованное преступное сообщество. Банду возглавляли братья Исаак и Илья Глаз, она насчитывала 28 человек и имела на вооружении два автомата «Шмайсер», шесть пистолетов ТТ, восемнадцать гранат, а также легковую автомашину, на которой бандиты проводили разведку мест будущих преступлений и путей обхода, и грузовик... За короткое время, с осени 1945-го по март 1946 года, банда совершила 18 ограблений, применяя именно тактику ночных налетов.

В зону действия этой преступной группировки входили Невский, Калининский, Московский и Кировский районы города. О размахе деятельности банды можно судить по тому факту, что система сбыта награбленного охватывала рынки Харькова и Ростова! Банда братьев Глаз имела целый арсенал. На вооружении у них было два автомата «Шмайсер», шесть пистолетов ТТ, восемнадцать гранат и другое оружие Фото: Commons. Сотрудники угро устроили засады в местах вероятного совершения очередных ограблений.

В результате при нападении на магазин на Волковском проспекте преступников блокировали и задержали. Операция была проведена так, что ни единого выстрела не прозвучало. В 28 квартирах у родных и знакомых преступников было изъято 150 рулонов шерстяных тканей, 28 рулонов сукна, 46 рулонов шелковой ткани, 732 головных платка и 85 тысяч рублей! Отличительная черта деятельности этой банды состояла в том, что ее главарям удалось установить тесные отношения с некоторыми влиятельными работниками государственного аппарата Ленинграда и области. Для их подкупа бандиты выделили даже специальный фонд в размере 60 тысяч рублей.

Несмотря на серьезные усилия, на реформирование ленинградского Уголовного розыска, преступность отступала медленно. Иначе и быть не могло, ибо ее основные причины — послевоенная разруха, тяжелое экономическое положение населения — менялись медленно. Однако, в период с 1946 по 1950 годы Ленинградским городским судом было рассмотрено 37 дел по обвинению в бандитизме, по которым осуждено 147 человек. Воспоминания Тамары Адамовна Лукк. В 1945 - 13 лет.

В 1953 год смерти Сталина - 20 лет. В 1964 год смещения Хрущева - 32 года. Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о послевоенных годах, как складывалась судьба, как начали трудовую деятельность? Ответ: До четвертого класса училась в Горках. Экзамены за 4-й класс сдавала в Ославье.

Закончила семь классов Тресковицкой средней школы. Зимой в Тресковицах жили неделями сперва по частным домам, потом в общежитии при школе , а с весны до раннего снега пешком по лесной дороге, 5-6 человек. В 1949 году окончила семь классов, исполнилось 16 лет. Поехала в Ленинград поступать в инструментально-музыкальный техникум математика шла хорошо , не удалось, заболела мама. Но поступать куда-то было надо В Выборге годичная школа "счетовод-бухгалтер" по двойной системе, союзного значения.

В Выборге нас посылали на практику в деревни. Разгуливать в темноте мы остерегались, потому, что часто приходили финны в свои бывшие дома и уходили со словами - мы еще вернемся. К тому времени их всех выселили и население было вологодским, в основном. В 50-ом году вступила там в комсомол. Когда вернулась никому не сказала и на учет не встала.

Но в дальнейшем с мужем обсуждали и вступление детей в комсомол и в партию и одобряли, считая, что это придает ответственности человеку. Ни я, ни муж в партии не были, но по работе мне предлагали вступить не раз. Партийными у нас все пастухи были. Начала работать в своем колхозе счетоводом и работала пока не вышла замуж. Колхоз был очень скромный.

Оплата производилась трудоднями, потому в колхозе велся громадный учет. Например, скосить конкретное поле стоило три трудодня. Его можно было скосить за день, заработав эти три трудодня. В конце года набиралась сумма трудодней. За каждый можно было что-то получить.

Например, по 5 грамм меду, по 3 грамма шерсти. У меня за первый год накопилось 800 трудодней включая учебу. По результатам работы колхоза оценивалась стоимость одного трудодня, в зависимости от того как сработал колхоз. В 50-ом году в нашем колхозе он стоил 5 копеек и в конце года я получила 160 рублей за 800 трудодней. В 54 году, уже в Тресковицах в богатом колхозе "Штурм" трудодень стоил 10 рублей.

Вопрос: Доводилось ли в эти годы выезжать из деревни и зачем? Ответ: В Ленинград ездила каждую неделю на рынок продавать молоко, масло, сметану. Этим и жили. В 1946 году часто ездила в Нарву за хлебом, здесь его купить было негде. В Нарве целых домов совсем не осталось, жили в подвалах.

Ленинград тоже был очень сильно разрушен. Вопрос: Платили ли налоги? Ответ: Налог платили со всего: за корову, за яблоню, за скотину, за землю... Два кило шерсти, кило масла, сколько-то яиц. Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь.

Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все. Денег не было. Вопрос: А чем кормили скотину? Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой.

Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали.

Его построили перед войной, но оборудование вывезли в эвакуацию за Урал. В цех начали перевозить сохранившееся оборудование. Каждый станок был на счету. Из 2434 станков, которые не отправили в эвакуацию, не поврежденными оставались лишь 552. И среди них один уникальный, единственный в СССР — огромный «Линдер», кстати, немецкого производства. Его берегли всю блокаду.

Но только подвезли к цеху, начался обстрел. Один снаряд угодил в цех штампов. Ошарашенные рабочие чуть ли не грудью закрыли немецкий станок. Обстрел прекратился, но в углу цеха зияла двухметровая воронка. Это произошло 15 января 1944 года. И это был последний обстрел Кировского завода. Ленинград возрождался быстро.

Токари и пекари, вагоновожатые и профессора после работы становились строителями, дворниками и садоводами. На Кировском заводе решили, что каждый должен после смены отработать ежемесячно не менее двадцати часов на восстановлении и благоустройстве. На улицы выходили все. В марте начали ремонт ДК имени Газа, к Первомаю закончили первый этаж. Транспорта не хватало, прицепы с саженцами для проспекта Стачек тянули танками.

Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года. С 6 июня 2019 года, спустя почти 80 лет, вновь доступен для посещений. Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита. К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный нацистами в Германию и возвращённый в 1947 году.

Без крова остались сотни тысяч людей. Но изменить что-либо комиссия не могла, так как коммунальная служба не работала. Поэтому вскоре по городу стали развешивать плакаты, которые призывали подготовиться самостоятельно к зиме, а это означало, что нужно было сложить печь из кирпичей, которые также надо где-то найти. Нужно было трубы обернуть бумагой и заделать щели. Ленинградские коммуналки После каждого обстрела в городе постоянно старались быстро заделать поврежденную кровлю. Но делали это не квалифицированные рабочие, а женщины и дети. Из мальчишек, которым едва исполнилось четырнадцать лет, создавались целые бригады кровельщиков. Когда же война закончилась, то попасть в город можно было лишь только по пропускам, которые выдавались лишь только тем, у кого в Ленинграде были родственники или нужно было по работе.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ

Конспект урока: «Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны (1944-2003 годы)». Спустя два дня после освобождения города провели заседание «Об отмене ограничений, установленных в связи с вражескими артиллерийскими обстрелами города Ленинграда». Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash.

Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.

От войны к миру После снятия блокады ленинградцы приступили к восстановлению города.
Ленинград в 1944 году. Возрождение Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке.
Ленинград в 1944 году. Возрождение - Государственный музей истории Санкт-Петербурга Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке.
Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки.

Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.

Главная» Новости» 80 лет снятия блокады ленинграда 2024. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash.

Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период

Нужно было собрать в одном месте все художественные ценности пригородных дворцов-музеев, которые удалось сохранить в эвакуации, и то, что было найдено уже после окончании войны на временно оккупированных территориях. Так, 10 мая 1945 г. За два послевоенных года были спешно и не всегда качественно проведены консервационные работы в парковых павильонах, в которых открывались временные выставки или которые приспосабливались под культурно-массовую работу. Постепенно в город возвращалась мирная жизнь. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме. Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года.

Продолжительность радиопередач и разнообразие программ расширялось [85]. Шла радиофикация жилых домов и учреждений [86]. Первые таксофоны появлялись в 1927 году и к 1937 году их количество составляло уже около 1800 [85]. Однако основным способом дальнего общения оставалась почта, в городе развивалась почтовая инфраструктура, почтальонов обеспечивали современным оборудованием [85].

Во время Блокады Ленинграда прекратила работу основная городская инфраструктура, прекратили работу электричество, водопровод и отопление [87]. Городские станции останавливались либо от бомбёжек, оказавшись у линии фронта или от того, что у них заканчивалось топливо [87]. Оставшееся электричество перераспределялось на военных предприятиях, госпиталях и некоторых госучреждениях [88]. В городе работало радио, установленное во всех домах.

По радио предупреждали о вражеских налётах, поднимали дух у горожан и фронтовиков [89]. В 1941 и 1942 годах улицы не убирались зимой, от чего после таяния город утопал в грязи, что угрожало эпидемиями, в городе весной 1942 года были налажены бригады по уборке грязи с участием женщин и детей [90]. В ноябре 1941 года была налажена « дорога жизни» по замерзшей Ладоге , по которой поставлялось продовольствие и эвакуировались дети [91]. Водопровод и канализация были уничтожены в годы блокады Ленинграда, после войны в рамках восстановления города шло и восстановление водопровода [45] , налаживали систему центрального отопления [35] , восстанавливали общественные бани [35].

В конце 1940-х годов восстановили работу тепло- и гидроэлектростанций [34]. Благоустройство и дорожная сеть[ править править код ] В конце 1920-х годов началось активное благоустройство Ленинграда, появлялись новые общественные парки и места для отдыха [92]. В историческом центре было разбито несколько скверов — на стрелке Васильевского острова, была восстановлена Кленовая аллея , созданы Сампсониевский сад на месте бывшего кладбища и Сад Девятого Января на проспекте Стачек , который был украшен чугунной оградой из сквера Зимнего дворца [47]. На Елагином острове был открыт Центральный парк культуры [92].

У стен Петропавловской крепости был устроен пляж [92]. Строительство Володарского моста , 1930-е годы В историческом центре велось благоустройство, были созданы Синопская и Свердловская набережные, для чего сносились складские помещения и на их месте устраивались бульвары. Многие участки Невы, ещё имевшие деревянное укрепление или не имевшие его — были одеты в гранит [4]. Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11].

После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36].

На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11].

Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11].

За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11]. В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11].

Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10].

Начали появляться первые троллейбусные линии [13].

Ленинград получил новую технику. Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования. Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО - 1-8 тысяч человек сельской молодежи.

В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно. Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других.

Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования. Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО — 1-8 тысяч человек сельской молодежи. В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно.

Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других.

Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения.

Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.

Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы. Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города.

Восстановление Ленинграда

Восстановление Ленинграда | это... Что такое Восстановление Ленинграда? Главная» Новости» 80 лет полного освобождения ленинграда от фашистской блокады.
Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина.
Восстановление города после войны Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны.
Вы точно человек? Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления.
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады - YouTube Аннотация: статья посвящена аспектам разработки и реализации Генерального плана восстановления и развития Ленинграда в годы войны и блокады.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий