«По сути, Андрей Рэмович говорит о движении, первом шаге, к карбоновому, углеродному налогу.
Содержание
- Эксперт: введение в России углеродного налога несет риски для отечественного бизнеса - ТАСС
- «Зелёное» углеродное ограбление России, или О чём умолчал Чубайс / ИА REX
- Вопрос времени
- «углеродный налог» - Экология производства | Новости экологии
- Трансграничный углеродный налог – прямой удар по экономике России
- Европарламент поддержал реформу углеродного рынка Евросоюза
Пресс-центр С.М.Миронова
«По сути, Андрей Рэмович говорит о движении, первом шаге, к карбоновому, углеродному налогу. Углеродный налог лишит Россию доли на европейском рынке: финансист. Никакого же зачета российского углеродного налога при взимании европейского, насколько я знаю, не будет предусматриваться. Минэкономразвития планирует вернуться к налогу только в том случае, если российские компании не снизят объём выбросов. Углеродное регулирование будет осуществляться путем систематизации сведений об объемах выбросов парниковых газов и стимулирования компаний к внедрению низкоуглеродной политики. Как налог не назови хоть углеродным следом, хоть углеродным кредитом по факту с каждой покупки вынужден отчислять %.
«Зелёное» углеродное ограбление России, или О чём умолчал Чубайс
В таком случае они могут требовать, чтобы закупаемая российская промежуточная продукция также была «чистой» для снижения суммы налога, уплачиваемого при поставках в Евросоюз. Ввести углеродный налог в ЕС предложили в 2021 году. Механизм изначально охватывал поставки цемента, электроэнергии, удобрений, черных металлов и алюминия.
Напротив, сейчас крайне важно расширять направления этого движения и активизировать сотрудничество с восточными партнерами, которые выступают полноценными участниками международного климатического диалога», — полагает Стапран. Многие из них имеют обязательства по достижению углеродной нейтральности до 2060 г. Индия и Китай, одни из крупнейших потребителей углеводородов, развивают масштабные проекты по возобновляемой энергетике, напомнила она. Аналогичным путем идет Саудовская Аравия, несмотря на статус лидера по экспорту нефти.
Восточные партнеры активно внедряют механизмы климатического регулирования, в том числе аналоги европейского углеродного налога. В Китае уже действует национальная и восемь региональных систем торговли квотами на выбросы, а в Индии — механизмы по повышению энергоэффективности и сертификаты возобновляемой энергии. Китай, Индонезия и Малайзия одними из первых в мире сформировали собственную зеленую таксономию. В реализации климатических программ восточные страны не отстают от западных коллег и, вырабатывая собственные подходы к климатической повестке, зачастую опираются на европейские и американские практики, считает Стапран. Более того, несмотря на сохранение противоречий по таким ключевым вопросам, как климатическое финансирование и доступ к технологиям, развивающиеся страны активно заключают климатические партнерства с развитыми странами. Цели достижения углеродной нейтральности к 2060 г. Экологический план EU Green Deal, представленный Еврокомиссией 14 июля, предполагал снижение к 2030 г.
Этот налог пойдет не в бюджет конкретной страны, а в глобальный фонд, из которого надо будет черпать деньги на всякие климатические программы. В итоге себестоимость товаров, произведенных в странах с «грязной» энергетикой, существенно возрастет в сравнении с европейскими товарами. И будет передел глобальных рынков, причем любых — от одежды до ракет.
У России и Китая углеродный след всегда будет значительно больше, чем у стран, где энергетики на угле и газе меньше. Причем если всегда считалось, что газ — это экологически чистый вид топлива, то по тем методикам, которые предлагаются в рамках Парижского соглашения, оказывается, что газ якобы даже вреднее, чем уголь — больше выпускает парниковых газов. Уголь коптит, от него умирают люди, но парниковый эффект меньше, значит не такой плохой.
Плюс там предлагают считать эмиссию метана на газопроводах — например, если у вас 100 километров газопровода, там будет определенная эмиссия метана, не вполне понятно почему. В итоге получится так, что все, что делается в других странах, будет более дорогим — никакого отношения к климату, по крайней мере первичного, вся эта история не имеет. Поэтому США и вышли из соглашения — изначально Штаты поддерживали эту историю, но потом произошла «сланцевая революция», и они стали крупнейшим производителем газа, угля и нефти они тоже много производят.
В России существуют некоторые экологические налоги и сборы, уже взимаемые государством: энергетические налоги, транспортные налоги, налоги на загрязнение и ресурсные налоги. Российские компании становятся все более чувствительными к углеродному следу приобретаемой ими электроэнергии. Для снижения объема выбросов на экспортоориентированных предприятиях некоторые крупные российские компании планируют реструктуризировать свои портфели активов, исходя из интенсивности выбросов углекислого газа. Риски введения углеродного налога для России В целом, ТУР является вызывает вопросы с правовой точки зрения, а также несет некоторые риски для российских экспортеров, для которых ЕС — главный партнер. Читать подробнее:.
Трансграничный углеродный налог – прямой удар по экономике России
С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать. Углеродный налог введут с 2023 года, а в 2026 году он заработает в полную силу. С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать. "Для России налог будет фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров — 1,1 миллиарда евро от 7 миллиардов евро.
Содержание
- Майоров: вводить на территории РФ углеродный налог нет необходимости
- Как сорвался мирный договор между Россией и Украиной в 2022 году
- Читайте также
- Чубайс не тонет — он обещает россиянам «новую жизнь» с налогом на воздух
- Новости партнеров
Эксперт: введение углеродного налога улучшит экологию лишь при должном использовании
Пресс-центр С.М.Миронова | Введение углеродного налога в ЕС может обернуться серьёзными потерями для российского экспорта. |
Механизм трансграничного углеродного регулирования | Тег: «углеродный налог». Нет постов для отображения. |
Углеродный налог ЕС ударит по российской нефти | О том, что углеродный налог будет введен, Европой заявлено однозначно. |
Переход России к углеродной нейтральности, зеленой энергетике / Хабр | Углеродный налог ЕС обойдется российским экспортерам в $2,2 млрд ежегодно. |
Европа хочет миллиард от России: за что и куда пойдут эти деньги рассказали эксперты
До этого времени платежи не предусмотрены, но импортеры обязаны будут ежеквартально предоставлять соответствующие отчетности о выбросах. По оценкам Минэкономразвития, налог затронет поставки в ЕС металлов, труб, удобрений, электроэнергии и цемента из России на 7,6 млрд долларов в год.
Резкий рост стоимости выпускаемой в России продукции и, следовательно, вытеснение наших товаров с западных рынков. Ведь сейчас наши компании выигрывают за счет меньших, по сравнению с Западом, затрат на производство. Это и электроэнергия, и доступ к сырью, и низкие затраты на оплату труда. Поэтому тем же металлургам и производителям удобрений удается удерживать приличную долю, в том числе, и на западных рынках. После введения углеродного налога они лишатся этого преимущества. Сейчас не будем касаться вопроса, куда офшорные компании выводят прибыль и сколько денег по сравнению с дивидендами инвестируют в экономику.
Здесь речь идет совершенно о другом. Если, как предлагает Чубайс, будет введен углеродный налог с 2024 года, наш бюджет, конечно, получит определенный дополнительный доход, но потери будут куда более существенными. Это как сокращение налогооблагаемой базы вследствие сокращения выпуска продукции, так и массовое увольнение сотрудников предприятий. Возьмем ту же "Северсталь". У компании Мордашова половина продукции отправляется на экспорт.
Очевидно, что это приведет к росту издержек европейских производителей, поэтому уравнять их шансы по сравнению с «карбоновыми» конкурентами возможно только за счет административных рычагов, в частности, введения специального налога на импортеров продукции, имеющей высокий «углеродный след» при производстве.
Для нашей страны все это вдвойне дурные новости. С одной стороны, Европа, крупнейший рынок для сбыта российских углеводородов, в ближайшие 20-30 лет будет планомерно снижать их потребление. С другой стороны, искусственно вводятся дополнительные издержки для экспортеров прочей продукции. И это мы говорим только про европейский рынок, хотя в США и КНР тоже подумывают об аналогичных защитных мерах для защиты своего внутреннего рынка и местных производителей. С чем же останется тогда Россия? Дело в том, что «углеродный след» у нас действительно очень большой, на что влияет сочетание сразу нескольких факторов.
Во-первых, основной российский экспортный товар — это не электромобили или смартфоны, а газ, нефть и металлы. Во-вторых, при их добыче и производстве затрачивается много электрической и тепловой энергии, получаемых отнюдь не из «зеленых» источников. В-третьих, энергия затрачивается и при прокачке нефти и газа по трубопроводам, откуда, по мнению европейских экспертов, могут происходить утечки. Пока точных методик расчета «углеродного налога» еще нет, но по предварительным оценкам, потери российских экспортеров уже к 2030 году могут составить от 5 до 50 миллиардов евро.
Итого 6 млрд евро. Пессимистичный сценарий. ЕС вводит углеродный налог уже со следующего года и будет взимать его как с товаров, при производстве которых образуются прямые выбросы газов, так и с товаров, у которых выбросы косвенные или имеют «углеродный след» при изготовлении. Компании вынуждены будут платить 5,62 млрд евро в год.
Итого 50,6 млрд евро. Нефтегазовая отрасль Нефтегазовая отрасль от введения европейского пограничного углеродного налога пострадает больше всех. Финляндия уже начала снижать закупки российской нефти в рамках перехода к «зеленой» энергетике, согласно статье агентства Reuters. Российские компании из нефтегазовой отрасли спасут только высокие цены на нефть, что позволит и зарабатывать, и платить углеродный налог, и инвестировать в модернизацию производства для снижения вредных выбросов. Но здесь российские компании выглядят немного предпочтительней, чем производители из Китая, которые выделяют в атмосферу наибольший уровень углекислого газа на тонну стали. Выбросы углекислого газа при таком производстве и углеродный след отсутствуют. Электроэнергетика Введение углеродного налога коснется также компании из электроэнергетики только в том случае, если у каждого импортируемого в ЕС товара будет отслеживаться углеродный след. Это приведет к увеличению себестоимости товара и снижению его конкурентоспособности.
Как углеродный налог повлияет на компании ТЭК?
О необходимости введения в стране углеродного налога ранее заявил Анатолий Чубайс. Предложение главы «Роснано» напоминает о важной проблеме — сокращения выбросов парниковых газов, — но его реализация на сегодня неприемлема, считает С. Поэтому предлагаемый «углеродный налог» деструктивен и неприемлем для нас», — заявил глава СР. Идея А.
Многие специалисты утверждают, что все эти цифры совершенно несправедливы. Говорят, что в этих расчетах неверно учитывается вклад нашего леса в поглощение парниковых газов. А ряд экспертов вообще заявляют, что российские леса убирают из атмосферы больше углекислоты, чем выбрасывает вся наша промышленность. Однако, по международным оценкам, поглощение нашими лесами составляет всего 25 процентов от всех выбросов в стране. У каждого свой калькулятор? Андрей Птичников: С лесом все не так просто.
Давайте разберемся. Вы, возможно, удивитесь, но в документах ЕС при расчете квот выбросов поглощение их лесами Евросоюза не учитывается. В расчет берутся только прямые выбросы промышленностью, транспортом, ЖКХ. Теперь такой подход будет распространяться и на поставщиков высокоуглеродной продукции из России и других стран. Почему лес в этом налоге игнорируют? Разве справедливо? Андрей Птичников: Здесь несколько причин. Во-первых, введение налога Европа разрабатывала, исходя из своей специфики. В ЕС площади леса относительно небольшие, а потому поглощают очень незначительную часть выбросов по сравнению с Россией.
Зачем вводить этот фактор, если он мизерный? Словом, авторы методики проигнорировали собственные леса. Но есть и другая причина: так называемые лесоклиматические проекты, где учитывается сокращение выбросов лесами, вышли из доверия у западных экспертов. Дело в том, что в свое время в тропиках были реализованы очень крупные проекты по сохранению и восстановлению лесов.
К примеру, Русал поставляет прокат с рекламным слоганом о полностью углеродно-чистом производстве. Учитывая такой успех продаж «чистой» продукции, к «РусГидро», скорее всего, уже выстроились очереди. Хотя с таким наплывом клиентов «чистой энергии» хватит не всем, полагают эксперты. Наиболее простым способом избежать лишних трат может послужить выбор других рынков, не европейских для поставок продукции. Это немного отрезвит ЕС, когда он столкнется с дефицитом сырья «благодаря» своим же упрямым правилам.
Оптимизация энергоэффективность , очень важный фактор для снижения потребления энергии, например установка калориметров, когда люди смогут платить только за то тепло, что они получают, это позволит больше и лучше экономить, утеплять помещения, используя современные материалы и технологии. Буферизация использование энергоаккумуляторов , здесь предполагается использования как крупных объектов, таких как ГАЭС гидроаккумулирующих электростанций , так и локальных объектов в виде буферов для нагрева и аккумулирования солнечного тепла или остаточной энергии от горения в виде выхлопов газов, которые несут достаточно тепла. Возможно, использования рекуперативного тепла когда воздух поступающий в помещение, получает тепло от буфера и поступает в помещение уже теплым. Конечно, возможно использования и электро аккумуляторных PowerBank емкостей для накопления солнечной электро-энергии полученной в дневное время для использования в вечерние или ночные часы. Все это может использоваться в зависимости от ситуации и условий, в случае если действительно можно получить максимальную выгоду от этих улучшений, например в солнечных южных регионах. Психология граждан, со временем должна измениться, использование ресурсов должно стать рациональным каждый литр, каждый грамм или кВт, требует экономного и бережного отношения, основываясь на основных принципах мы автоматически придем к более бережному отношению к нашей планете и ее ресурсам в всех отношениях. Заключение Я не предлагаю полностью отказываться от ископаемого топлива, СО2 атмосфере необходим, но использование ископаемого топлива и выбросы должны быть сбалансированы и не нарушать баланс, нет смысла жечь ископаемое топливо когда на улице солнечно, а тем более в летний период для получения энергии лучше использовать более чистые источники, мы можем использовать атомную энергию, а также приливную энергию в гораздо больших масштабах, постепенно отказываясь от сжигания ископаемого топлива и в перспективе постепенно перейти на водородное топливо, использовать его для получения тепла. Все это можно сделать уже на текущем уровне развития, все технологии уже доступны сегодня, а многие проекты разработаны еще в советское время, да они требует много ресурсов, но это все будут вложения в нашу инфраструктуры в наши технологии, все полученные технологии и опыт мы сможем в будущем использовать и продавать другим странам, а возможно и поставлять саму чистую энергию на экспорт. Что положительно скажется и на имидже нашей страны. В любом случае бездействие приведет к более негативным последствиям хотя бы взять тот самый углеродный налог, но и в экологическом плане от глобального потепления мы можем серьезно пострадать. Полезные материалы. Юрий Подоляка можно сказать альтернативная точка зрения на глобальное потепление, Человек не виноват, или по крайней мере его вклад незначителен Список видео , в том числе цикл про водородную энергетику, альтернативную энергетику в глобальном политическом разрезе и т. Их достаточно много интересных. Мифы зеленой энергетики и т.
Углеродный налог в России: зло или шанс на развитие?
Именно Киотский протокол и Парижское климатическое соглашение спасают Евросоюз от выполнения этих базовых принципов. Именно об этом говорила Грета Тунберг, обвиняя сильных мира сего в неспособности решать глобальные экологические проблемы. Появление этой девочки из Швеции напоминает об убийстве шведского премьер-министра Улофа Пальме, который разрабатывал эти базовые принципы ООН и, видимо, слишком активно пропагандировал их на международном уровне. В России в целом объемы поглощения парниковых газов в несколько раз превышают объемы их выбросов. То есть Россия никогда не нарушала и, можно быть уверенным, в ближайшие десятилетия не будет и не сможет нарушать нормы Устава ООН и принципы международного права своим балансом выбросов и поглощения парниковых газов, независимо от проблемы изменения климата. Так что необходимость введения в России углеродного налога объективно отсутствует. Также отсутствует и лоббируемая воспитанниками Анатолия Чубайса необходимость увеличения цен на энергоресурсы на внутреннем рынке в конкретных условиях российской экономики, направленной на экспорт энергоресурсов. В целом процессы введения углеродного налога и повышения цен на энергоресурсы на внутреннем рынке стратегически направлены на подавление российской экономики и выгодны нашим международным конкурентам. При этом необходимо напомнить, что в России ещё и самый холодный климат. Заявления наших функционеров на международных площадках, подобные заявлению Чубайса, — это, с моей точки зрения, проявления механизмов внешнего управления рядом отраслей российской экономики, сложившихся за последние десятилетия.
Анатолий Чубайс в роли представителя России на международных площадках, который занимается лоббированием механизмов внешнего экологического протекционизма и подавления экономики России, отнюдь не одинок — у него есть как предшественники, так и последователи. Но рассказу о них уместно посвятить отдельную статью. Результаты этой инвентаризации выбросов ПГ российских энергосистем оказались у представителей Японии, которые обещали РАО ЕЭС углеродные кредиты на достижение результатов сокращения выбросов. Об итогах этой истории можно судить по ответу А. Чубайса на вопрос, заданный на одном из уральских заводов спустя несколько лет. На просьбу одного из директоров заводов включить его в схему получения иностранных углеродных кредитов ЭУФ РАО ЕЭС, Чубайс ответил: «Мы продали сокращения выбросов на 500 млн тонн, но не получили за это ни рубля». Возникает естественный вопрос: если продали, то, как в песне поется, «где деньги, Зин? Ханыковым на конференции по углеродному регулированию в рамках Киотского протокола, проходившей в Президент-отеле в Москве. Представители РСПП, как ранее, так и сегодня, категорически против установления квот на выбросы ПГ и введения углеродного налога за их превышение.
Но эти же господа выступают за коммерческую реализацию результатов проектов сокращения выбросов парниковых газов субъектами хозяйственной деятельности России. А кто им мешает?
Директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам АО «Северсталь Менеджмент» Андрей Лаптев говорил, что в Европе развиваются технологии водородной металлургии, но ничего суперпрорывного в них нет: «Эти технологии давным-давно известны. А на этот вопрос сегодня ни у кого нет ответа». Поэтому выплата углеродного налога может стать «наименьшей потерей» для производителей. В среднесрочном плане нет достаточных экономических стимулов для мер по снижению углеродных выбросов. Но в долгосрочном плане сохраняются риски, что цены на выбросы вырастут», — полагает Александр Собко.
Сейчас сложно делать однозначные выводы, как трансграничное углеродное регулирование ЕС повлияет на Россию, замечает руководитель проектов по климату Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юмжана Данеева. Она отмечает, что Россия является пятым по величине экспортёром в ЕС и в российском экспорте преобладают товары базовых переделов с высокой энергоёмкостью и, соответственно, с высокими удельными показателями углеродного следа. Она добавляет, что, согласно опубликованной версии регулирования, российские экспортёры будут вынуждены ещё и собирать данные по выбросам и верифицировать их в соответствии с требованиями ЕС.
Об углеродной нейтральности как о национальной цели заявляют, например, Китай, Япония и Южная Корея. По мере того, как практики регулирования выбросов будут внедряться в разных странах, установление трансграничных правил станет всё более реальным. В России новым ограничениям куда уже больше не рады. В Ассоциации российских металлургов «Русская Сталь» ещё до принятия СВАМ предупреждали, что этот налог может оказать «существенное негативное влияние на развитие отрасли, привести к существенному рыночному дисбалансу, порождая неравные условия конкуренции с европейскими производителями». Правда, с тех пор многое изменилось, и российская металлургическая продукция уходит из Европы, переориентируясь на альтернативные рынки.
Сможет ли СВАМ серьёзно повлиять на отечественную металлургию? Мнения экспертов Лязат Толымбекова, кандидат технических наук, доктор PhD: На сегодняшний день, несомненно, вопрос изменения климата стоит остро во всём мире. Уже несколько лет многие страны бьют тревогу и пытаются предложить различные способы решения этой проблемы. Эти шаги помогут ЕС достичь углеродной нейтральности к середине текущего века. С помощью принятия СВАМ Еврокомиссия рассчитывает защитить внутренних производителей от внешней конкуренции, поскольку они обязаны платить сборы за углеродный след от собственной продукции. Также закон затруднит возможность переноса производств из Европы в другие регионы с менее жёстким экологическим регулированием. Под пристальный надзор попадут сталь, алюминий, минеральные удобрения, цемент и электроэнергия, поставляемые в страны ЕС. Импортёров этих товаров обяжут ежеквартально предоставлять отчётность о выбросах, но платежи в этот период взиматься не будут.
Проект функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Статью проверил Александр Дубянский — доктор экономических наук, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета. Он предполагает, что производители из стран, у которых нет собственных внутренних механизмов углеродного регулирования в том числе Россия , при ввозе в Евросоюз цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия будут обязаны покупать специальные сертификаты. Проще говоря, углеродный налог — это плата за выбросы углеводорода парниковых газов в атмосферу.
Углеродный налог ЕС для России: проще будет откупиться?
Введение углеродного налога в ЕС может обернуться серьёзными потерями для российского экспорта. Помимо вышеперечисленных целей, на средства углеродного налога должны активно высаживаться леса», — считают в «Зеленом патруле». «По сути, Андрей Рэмович говорит о движении, первом шаге, к карбоновому, углеродному налогу. Свежие события по теме углеродный налог: Плата за воздух: к чему приведет внедрение углеродного налога в России, Эксперты оценили эффект от введения углеродного налога в.
Новости партнеров
- Аналитики раскритиковали «углеродный налог» Чубайса
- Заплати углеродный налог и дыши спокойно!
- Россия вступила в борьбу с углеродным налогом ЕС
- Дерипаску разводят на углерод, а он крепчает| Углеродный налог| Контроль экономики| AfterShock.news
- Углеродный налог в 2024 году
Для России «углеродный налог» ЕС не так страшен: о причинах
Так, на прошлой неделе возобновилось обсуждение механизмов регулирования углеродных выбросов, о котором первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов говорил в интервью «Известиям» полгода назад. Особое внимание участники Недели российского бизнеса уделили перспективе введения платы за углерод. Представители министерств, ведомств и отечественного делового сообщества в целом сходятся во мнении, что спешка в вопросах углеродного налогообложения крайне нецелесообразна. И те, и другие апеллируют к международному опыту. Последний однозначно демонстрирует, что углеродный налог не только не способствует достижению заявленных целей, то есть снижению углеродоемкости производств, но и непосредственно оказывает угнетающее действие на экономику. Неработающий инструмент Основных причин сказать «нет» углеродному налогу как минимум три.
Во-первых, высокие издержки для граждан. Лучше всего они заметны автомобилистам — в конце концов движение желтых жилетов, парализовавшее Париж осенью 2018 года, родилось именно из протеста против роста цен на дизельное топливо вследствие увеличения углеродной составляющей в налоге на энергоносители. Схожие группы активистов немедленно возникли в других странах ЕС и далеко за их пределами — в Египте даже пришлось на месяц запретить продажу желтых жилетов.
Ожидается, что наступит момент - Минэкономразвития России внесет его в правительство.
План предполагает возможность внедрения механизма платы за выбросы углерода уже в 2028 году. Но мы будем очень аккуратно к этому вопросу подходить", - цитирует главу министерства Максима Решетникова информационное агентство. По его словам, все новые решения будут всесторонне оцениваться, исключая какую-либо дополнительную нагрузку на российскую экономику, обсуждаться в диалоге с заинтересованными лицами. Речь об углеродном налоге - платеже за выбросы парниковых газов при производстве промышленной продукции.
Остальное - метан и закись азота, загрязняющие вещества, за которые предприятия платят в рамках экологического регулирования. Об этом говорили участники форума, прошедшего под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП. Ключевой принцип - сокращение парниковых выбросов не должно тормозить развитие экономики Необходимость внедрения своей системы взимания платы за углерод авторы инициативы связывают с механизмом пограничной корректировки углеродных выбросов, введенным Евросоюзом с 1 октября 2023 года. На введении углеродных платежей уже много лет настаивает коллективный Запад.
На днях стало известно, что Еврокомиссия хочет создать рабочую группу по продвижению систем квотирования парниковых выбросов в других странах, сделав его центральным элементом "климатических усилий". Евросоюз идею продвигает, в том числе для создания преимуществ для своей промышленности.
В России в целом объемы поглощения парниковых газов в несколько раз превышают объемы их выбросов. То есть Россия никогда не нарушала и, можно быть уверенным, в ближайшие десятилетия не будет и не сможет нарушать нормы Устава ООН и принципы международного права своим балансом выбросов и поглощения парниковых газов, независимо от проблемы изменения климата. Так что необходимость введения в России углеродного налога объективно отсутствует. Также отсутствует и лоббируемая воспитанниками Анатолия Чубайса необходимость увеличения цен на энергоресурсы на внутреннем рынке в конкретных условиях российской экономики, направленной на экспорт энергоресурсов. В целом процессы введения углеродного налога и повышения цен на энергоресурсы на внутреннем рынке стратегически направлены на подавление российской экономики и выгодны нашим международным конкурентам. При этом необходимо напомнить, что в России ещё и самый холодный климат.
Заявления наших функционеров на международных площадках, подобные заявлению Чубайса, — это, с моей точки зрения, проявления механизмов внешнего управления рядом отраслей российской экономики, сложившихся за последние десятилетия. Анатолий Чубайс в роли представителя России на международных площадках, который занимается лоббированием механизмов внешнего экологического протекционизма и подавления экономики России, отнюдь не одинок — у него есть как предшественники, так и последователи. Но рассказу о них уместно посвятить отдельную статью. Результаты этой инвентаризации выбросов ПГ российских энергосистем оказались у представителей Японии, которые обещали РАО ЕЭС углеродные кредиты на достижение результатов сокращения выбросов. Об итогах этой истории можно судить по ответу А. Чубайса на вопрос, заданный на одном из уральских заводов спустя несколько лет. На просьбу одного из директоров заводов включить его в схему получения иностранных углеродных кредитов ЭУФ РАО ЕЭС, Чубайс ответил: «Мы продали сокращения выбросов на 500 млн тонн, но не получили за это ни рубля». Возникает естественный вопрос: если продали, то, как в песне поется, «где деньги, Зин?
Ханыковым на конференции по углеродному регулированию в рамках Киотского протокола, проходившей в Президент-отеле в Москве. Представители РСПП, как ранее, так и сегодня, категорически против установления квот на выбросы ПГ и введения углеродного налога за их превышение. Но эти же господа выступают за коммерческую реализацию результатов проектов сокращения выбросов парниковых газов субъектами хозяйственной деятельности России. А кто им мешает? Автором сих строк под редакцией А. Бедрицкого ещё в 2001 году был подготовлен нормативный документ «Порядок централизованного учета документов о выбросах и стоках парниковых газов и результатов климатических проектов, снижающих антропогенные выбросы или увеличивающих стоки парниковых газов субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации» Приказ Росгидромета от 2. Зарегистрирован Минюстом РФ 21.
Однако последние несколько месяцев подход в этом вопросе российских властей изменился. По мнению первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова, мотивацию российских компаний в процессе энергоперехода нужно «усилить».
Только «пряниками» — путём предложения доступных технологий и комплексных экологических решений этого сделать не получится. Поэтому рассматриваются идеи внедрения торговли квотами на выбросы CO2, изменения налогового законодательства в топливно-энергетическом секторе с учётом применения «чистых» технологий. Однако Андрей Белоусов добавляет, что это «пока идеи», на отработку которых уйдёт время, возможно, несколько лет. Изменения в законы касательно выбросов будут вноситься постепенно, подчеркнул чиновник в интервью «Коммерсанту». Энергопереход потребует серьёзных инвестиций, отмечают разработчики стратегии. В том же интервью Андрей Белоусов называет цифры в 90 трлн рублей за 28 лет. Но эти затраты, по его мнению, абсолютно необходимы. Если не вкладываться в модернизацию производства, всё равно придётся отдать эти деньги в виде углеродного налога при экспорте в страны ЕС. Остановить процесс энергоперехода уже не получается, значит надо попробовать «оседлать эту волну» — такова логика разработчиков Стратегии.
Торговля квотами на выбросы парниковых газов — инициатива Сахалина В свете возможных грядущих перемен интерес представляет пилотный проект по снижению выбросов на Сахалине. Законопроект о введении экспериментального углеродного регулирования в области внесло Минэкономразвития. Поставлена амбициозная задача — достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года.