Новости советский тыл

Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Советский тыл во время войны". В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы.

Советский тыл в Великой Отечественной войне

Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы? Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой.

Похожие книги

  • Тыл в годы войны -
  • «Всё для фронта, всё для Победы!»
  • История советского тыла
  • Легендарные штурмовики
  • Попасть в двадцатку: Путин оценил трудовой подвиг советских граждан | Статьи | Известия
  • Урок 6: Советский тыл в годы ВОВ

Трудовая доблесть тылового города

Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.

Экспозиция будет работать до конца июня. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на формирование и развитие единой исторической общности всех российских регионов, а также Белоруссии. События 1944-1945 годов отображены через образы простых людей на фронте, в тылу, в ходе освобождения территорий СССР, а также Восточной Европы. Особое внимание уделено подвигу советской молодежи в тылу. Он подчеркнул, что сохранению исторической памяти способствует и проект "Освобождение. Путь к Победе", направленный на воспитание патриотизма, формирование и развитие единой исторической общности регионов России, включая освобожденные территории.

Чтобы все мы гордились вкладом, который внес в ее достижение каждый российский регион, в том числе Самарская область, ставшая кузницей оружия Победы. Чтобы каждый россиянин понимал, что сплоченность, народное единство, боевой и трудовой подвиг сотен тысяч соотечественников и тогда, и сейчас являются залогом и основой Победы — одной на всех", — добавил Дмитрий Азаров. В основе проекта "Освобождение. Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня".

Ее детство пришлось на тяжелое военное время. Непростая судьба выпала на долю этой несгибаемой женщины. Жизненный путь Назибы был нелегким, но она никогда не утрачивала оптимизма. В этот торжественный юбилейный день собрались не только родные и близкие Назибы, но и представители администрации города и Советского района, Управления социальной защиты населения по городу Югорску и Советскому району, совета ветеранов г.

И не ошибся. Новая тыловая структура весьма эффективно себя проявила уже в период начала сражения под Москвой, а потом в октябре при эвакуации столицы. Еще в 1935 г. Но тогда за Хрулева заступился маршал Климент Ворошилов, который знал его еще по совместной работе в Петрограде в 1917 г. Ожидания Мехлиса не оправдались. Тыловики Хрулева и он лично обеспечили войска под Москвой всем необходимым. В период октябрьской паники в столице Хрулев непосредственно организует эвакуацию в Куйбышев Генштаба, Академии наук, государственных резервов продуктов и еще много другого. В обстановке всеобщей нервозности возникали крайне щекотливые ситуации. Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил Хрулев. Естественно, Щербаков пожаловался Сталину. Потом на Хрулева опять же Сталину пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулеву арестом и расстрелом. Угроз на ветер Верховный главнокомандующий не бросал. Однако Хрулев с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина. Естественно, такие споры множили число недоброжелателей и завистников самого Хрулева. Их стало еще больше, когда в феврале-марте 1942 г. Все железные дороги оказались забитыми товарными составами, поездами, вагонами. Буквально остановились Ярославская, Северная, Казанская железные дороги. И это происходило в период контрнаступления наших войск. Всемогущий приближенный Сталина нарком путей сообщения Лазарь Каганович не докладывал в Государственный комитет обороны о назревающей железнодорожной катастрофе в масштабе всей страны. Многократно возросшие перевозки по стальным магистралям создали пробки в сотни километров длиной. Казалось, не было никакой возможности уже разрешить эту проблему. А с улучшением погоды немецкая авиация просто бы уничтожила весь наш железнодорожный транспорт, который в тот период был единственным средством перевозки войск, вооружений, обеспечения деятельности промышленности, да и всего народного хозяйства. В середине марта Сталин срочно с фронта вызвал генерала Хрулева, включил его в специальную комиссию по разбору дел в Народном комиссариате путей сообщения. В нее вошли наиболее видные деятели того времени: сам нарком Каганович, члены Государственного комитета обороны Берия, Маленков. В свою очередь, нарком НКПС Каганович не принимал никаких советов и только яростно ругался, обвиняя остальных членов комиссии в некомпетентности. Видя такое положение, Сталин предложил Политбюро партии назначить Хрулева наркомом НКПС, оставляя за ним еще прежнюю военную должность. Уже через несколько дней был найден выход, как растащить железнодорожные пробки. Из находящихся в резерве эвакуированных с территории, занятой немцами, сотен паровозов, были созданы специальные маневренные паровозные колонны по 30 машин в каждой. Они, нередко под огнем вражеской авиации, предотвратили в стране грандиознейшую железнодорожную катастрофу, которая непосредственно играла на руку немецкому командованию. Это предложение Хрулева оказалось настолько эффективным в работе транспорта, что за всю войну были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, в которые входили 1940 паровозов. Они-то и обеспечили в случае необходимости максимально быстрый подвоз войск и вооружений в ходе всех фронтовых операций. Наверное только за одно это дело Хрулева надо было наградить высшими госнаградами. Но вместо орденов Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, Политбюро, Государственный комитет обороны поручали начальнику Тыла такие дела, с которыми не справлялись другие. Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков. Вот только наиболее грандиозные. Если бы немцам удалось захватить Кавказские месторождения или перерезать Каспийскую водную магистраль, то Красная Армия смогла бы на этих запасах контратаковать врага. Во время Сталинградской битвы построили рокадные железные дороги и по ним обеспечили войска всем необходимым. Без миллионов тонн боеприпасов, вооружений, продовольствия, обмундирования, наверное, вряд ли бы устояли наши войска на Волге, а потом разгромили группировку фельдмаршала Паулюса и погнали танки и мотопехоту генерал-полковника Манштейна по заснеженным степям.

Тыл – это половина победы, и даже больше

Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. все, что нужно было фронту для разгрома врага. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики.

Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"

В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Учащиеся пришли к выводу, что весь советский народ объединяла общая цель — сохранить свободу и независимость своей Родины! Ещё в этом разделе.

Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты. О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч! Заводы в чистом поле Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий.

Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования порой под открытым небом и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов… Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности Источник: topwar. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами.

Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт. Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год Источник: waralbum. Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху.

Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы. Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств. Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза.

Евгений Юрьевич, а почему такое распределение? Советская республика всегда была в кольце врагов. Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику. Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее. Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее.

И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место. То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было. То, что мы бы выводили заводы на восток? Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну.

Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства. И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже.

На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты. Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало. Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были.

Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа.

Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были.

Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали? Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда.

Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода. Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было.

Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы. Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да. Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации.

Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было. В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да.

Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году. Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось.

Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано.

И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей.

И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью.

Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила? Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было. Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем.

Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода. Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать. Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны.

Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин.

В качестве дополнительной информации была использована презентация. По ходу занятия ребята активно отвечали на вопросы и обсуждали полученную информацию. В конце мероприятия были подведены итоги. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. Фотографии из репортажа РИА Новости 25.04.2024: Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". Главная/Десятилетие науки и технологий в России/Биология/«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны». Новости. Благодаря самоотверженности советского человека, экономика страны была в короткие сроки перестроена для обеспечения советской армии всем необходимым. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год.

О компании

ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района.
Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны».

Человек и война: единство фронта и тыла

Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности. «Советский тыл в годы войны». Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу.

Тыл в годы войны

Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. все, что нужно было фронту для разгрома врага. 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий