В прошлом году масленичные гуляния из-за карантина отменили, но за год до этого ряженых на московских улицах было особенно много. Читайте последние новости дня по теме Масленица: Женщина подавилась блином и умерла, Как в Беларуси Масленицу отметили – видео. это яркое и веселое мероприятие, которое проводится во время празднования этого древнего славянского обряда. Илья Давыдов, новости Комсомольска-на-Амуре на Ряженые впервые приняли участие в праздновании Масленицы в Комсомольске.
Сжечь Вавилон и покататься на танке: как в России встречают Масленицу
На променадной части пермяков встречали ряженые, здесь можно было попеть частушки и поиграть в подвижные игры вместе с аниматорами. Гостей будут развлекать ряженые: цыгане с конем, медведь. Большую ряженую куклу облили горючей жидкостью и поднесли спичку. В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица». Хозяйка праздника расскажет о значении каждого дня Масленичной недели, ряженые пригласят принять участие в народных играх и забавах.
Ряженые впервые приняли участие в праздновании Масленицы в Комсомольске (ФОТО; ВИДЕО)
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Когда произносят слово Масленица, у большинства возникает ассоциация с шумным праздником, искренним весельем, народными гуляниями, танцами и, обязательно, с аппетитными горячими блинами. Это всё здорово, интересно, вкусно. Однако некоторые обычаи этого народного праздника сегодня могут выглядеть весьма странными. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников.
Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. Его в конце концов сжигали на большом масленичном костре. Это был символический акт, если расшифровать: зима должна была уступить место весне, теплу. В самые древние времена во время этого праздника проводили символические жертвоприношения. Для исполнения роли Масленицы звали ряженых, в процессе церемонии их как будто бы убивали, что тоже символизировало собой проводы зимы и появление весны.
Позднее вместо ряженых стали использовать чучело. Его могли вылепить из снега, скрутить из соломы или смастерить из веток деревьев. Чучело гримировали, то есть пририсовывали ему глаза и рот с помощью угля, а роль носа играла морковка. Но судьба у таких кукол была одна — их сжигали.
Дети соревновались в смелости и находчивости, силе и ловкости, приняли участие в играх- забавах, смеялись над шутками скоморохов, за пройденную станцию ребята получали «пазл».
После прохождения всех маршрутов ребята собрали пазлы и нашли чучело Масленицы. Все двинулись на улицу, где с удовольствием прокатились на лошадке и угощались блинами.
Оно начнется в 17:00. В бревенчатой деревеньке на Манежной площади 1 марта будут выступать уличные театры. Они покажут спектакли «Босиком по сказке» в 12:00 и 18:00 и «Лодка» в 17:00. А любителей фольклора и русской старины приглашают на концерт ансамбля «Ивановы дочки» в 13:30.
На бульваре Дмитрия Донского в воскресенье можно послушать народные песни на мордовских языках в исполнении группы «Ойме» в 16:00. В 18:00 с казачьими песнями и танцами здесь выступят артисты ансамбля «Есаул». На Профсоюзной улице гостей ждут кавер-версии русских народных песен, которые исполнит группа «Три богатыря» в 16:00 , и «средневековые» спектакли, их представят участники творческого объединения «Грюнвальд» в 17:00 и 18:00. В сквере у Гольяновского пруда можно услышать живое звучание флейт, вистлов, окарин, баву, бансури, хороводные мотивы и электронную музыку группы «Покров-этно» в 16:00. А в 17:00 и 18:00 команда «Мистерион» покажет свои зрелищные реконструкции старинных западноевропейских театральных постановок. В 16-м микрорайоне Зеленограда в 16:00 и 17:00 будут звучать колесная лира, мандола и диатонический аккордеон — там пройдет концерт Trio Cardamon.
Этот коллектив из Санкт-Петербурга играет французские танцевальные мелодии так, как они звучали в середине прошлого века. А в 18:00 музыканты группы «Аргемония» исполнят испанские, балканские и бретонские народные песни и танцы. Фестиваль «Московская Масленица» проходит в столице с 2017 года. Он входит в цикл уличных городских мероприятий «Московские сезоны». В прошлом году 24 его площадки посетили 4,9 миллиона гостей. В этом году по всему городу открыто 29 площадок.
По выходным они работают с 10:00 до 22:00.
Это недели. Вот святки — это 12 дней. Почему 12? Потому что в году 12 месяцев, и мы должны совершить определенные прогностирующие, продуцирующие ритуалы, чтобы запрограммировать весь год.
То есть родился новый год, и мы его учим жизни, показываем ему, чего мы от него хотим. Наполняем его нужными нам знаниями и навыками. Так что ряженые ходят не просто так, а совершают определенные действия. Например, ритуальную пахоту: таскают с собой плуг, пашут снег. Зима, холод, а они приходят к хозяину на двор, начинают трясти плодовые деревья.
Ходят и сеют — могут семена разбрасывать, а могут и золу и песок — что-то, чего много. Чтобы в новом году было всего много: детей, денег, плодов, скотины... А как ряженый должен себя вести? Окрутник дарит себя маске, тем манипуляциям, которые при помощи маски совершаются. По утверждениям антропологов, согласно древним верованиям, которые в Африке и Папуа — Новой-Гвинее сохранились, в человека, который надевает маску, вселяется дух.
И он в это время — как управляемый овощ. Жрецы вуду говорят: «Под маской никого нет». То есть надо уметь стать никем, и тогда дух, что называется, сделает это для себя. Это, конечно, идеализированное представление, потому что окрутник должен очень много чего уметь и знать. И в этнологии разбираться, и на музыкальных инструментах играть, и петь.
Раньше окрутник, который рос в сельской общине, все это умел и знал. Он не был случайным человеком, а участвовал в обрядах из года в год, знал, как себя вести правильно, манерка какая-то у него была. И кто рядился? Тут были какие-то ограничения? Все зависело от исторического периода, но если мы говорим о последних нескольких веках в деревне, то окрутники, ряженые — это были самые залихватские ребята, которые и на гармошке, и петь, и плясать умели, и за словом в карман не лезли.
Это была такая элита, образно говоря. Не мямли обиженные, с боку на бок переваливающиеся. А раньше такие обряды совершали скоморохи, и это было их ремесло. Простому человеку до маски дотрагиваться и тем более надевать на себя считалось грех, грязь.
Гостей Масленицы веселили иностранцы-ряженые
Чучело Масленицы доживает свои последние минуты. Скоморохи, черти и другие сказочные персонажи несут ее на верную погибель. На улице по-весеннему тепло, и румянец скоморохам приходится подрисовывать помадой. Реклама Пять сотен ряженых пересекают парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде, чтобы водрузить чучело в гору снега.
Возглавляет шествие и задает темп оркестр африканских барабанщиков — их мелодии помогут прогнать засидевшуюся зиму. Перед таким шумным и интернациональным масленичным паровозом расступаются все гости.
Начало в 12:00. Зарайск Масленица.
Окручиваться — значит переодеваться. Вот и примеряем новые образы, — объясняет представитель творческой лаборатории некоммерческой организации «Окрутники» Анна Панкратова. На ней праздничный костюм замужней женщины воронежско-белгородского пограничья: головной убор «сорока с каблучком», похожий на торчащий вверх рог, блестящие нагрудные украшения — грибатки и подпояска с украсами. А ее поневе с завесками элемент юбки. Другие ряженые выглядят настолько необычно, что диву даешься: например, как вам овцебык с палицей в руке и деревянной маской на лице? Набравшись смелости, подхожу к грозному созданию.
И понимаю, что передо мной иностранец. На мне вывернутая мехом наружу шуба из овчины и холщовые штаны с кружевной каймой. А на голове — разрисованная резная маска из ивы с прикрепленными к ней коровьими рогами. Ряженые есть и в нашей национальной культуре, — говорит реконструктор Габор Петте.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Ряженые в Коломенском.
Фото 1996 года. Излюбленная забава на масленицу - катание на качелях - живет и в наши дни. Бег в мешках - это, пожалуй, уже новый вид состязаний. Только сегодня они пользуются современным транспортом. Но на тройке - куда как приятнее. С гравюры Колпашникова. Вид Кремля из Замоскворечья. С гравюры Махаева. Кулачный бой. С гравюры Гейслера.
XVIII век. А этнограф прошлого века И. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле". Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед Великим постом - прим. По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. Саксонец Г. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".
Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися". Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами. Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор".
Масленичные гулянья прошли в Сергиевом Посаде. Чучело сожгли из огнемета
Новости партнеров. Масленичная неделя подходит к концу. области чиновники извинились перед верующими за сожжение чучел Масленицы Маразм, Дно пробито, РПЦ, Мурманская область, Апатиты, Оскорбление чувств верующих, Масленица. Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо. Праздничное мероприятие региональное УФСИН проводит второй год подряд. Когда Масленица сгорает, к месту сожжения подходит Макс Грибоедов — местная легенда, как он сам о себе говорит, и вымазывает лицо сажей.
Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
Масленица — праздник, связанный с поминовением покойников. Кулачные бои, которые устраивают на Масленицу — также один из элементов поминального обряда. Костры, которые жгут на Масленицу из соломы и старых вещей также в древности были связаны с культом предков, так как считалось, что ритуально человек обязательно должен был умереть на соломе. Среди персонажей Масленицы как и святок обязательно были: предки "старцы", "покойник" , чужаки "нищие". Именно они "отпевали покойника", которого изображал кто-нибудь из мужчин. Всех девушек заставляли целовать его в губы. Это отпевание очень часто выражалось в самой изощренной "площадной" ругани, которая была ритуальной и, как считалось, способствовала плодородию. Ряженые рядились в изорванную одежду, лохмотья, в вывороченные шубы, приделывали горбы "старцы" , накрывались пологом "лошадь" , мазались углем, сажей. Придя в избу, плясали молча или имитировали голосом вой, звучание музыкальных инструментов. По деревне ряженые могли ездить на метле, на ухватах.
Анна Виноградова. Обычаи, связанные с молодоженами. Зеленин считал, что некоторые элементы масленичных обрядов "свидетельствуют о том, что когда-то этот праздник совпадал с окончанием периода свадеб. С одной стороны, в них содержатся величания молодых, вступивших в брак в течение последнего года, с другой — наказания для тех, кто не сумел воспользоваться только что закончившимся свадебным периодом". Он отмечал, что Вьюнишник, то есть пение песен с поздравлением новобрачных, в некоторых местах также приходится на Масленицу. Особенно устойчиво катание молодых с ледяных гор сохранилось на Русском Севере Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии. Этому катанию здесь придавалось особое значение. Молодая, как правило, поднявшись на гору, низко кланялась три раза и, сев на колени мужа, целовала его. Скатившись с горы, молодая еще раз целовала мужа.
Считалось, что для плодородия молодых необходимо сажать прямо на снег, на них наваливались все, кто скатывался с горы, их зарывали в сугроб. В этом обряде молодоженам наглядно демонстрировали истину: "Жизнь прожить — не поле перейти". Катанию с гор в древности приписывалось магическое значение.
На площадях выступали скоморохи. Начинались катания на санках. Это была самая популярная забава на Масленицу по всей России. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1472 году при Иване Грозном. Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких. Среда — лакомка, пекли блины с самыми изысканными и вкусными приправами.
Хозяйки старались одна лучше другой, чтобы никто в обиде не остался. А по вечерам собирались все вместе — пели песни, разыгрывали сценки. Четверг — разгул, этот день сам за себя говорит. Как на Рождество, так и на Масленицу, на замершей Царице проходили кулачные бои бутырских и зацарицынских мясников. В одной из царицынских газет было сообщение, что на Масленицу, по примеру мясников, бились бабы — пришлось их разливать водой.
Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет. В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы. Сожжение — также символический акт: Зима уступает место Весне. Не стоит также забывать о том, что древние славяне сжигали своих мёртвых, веря, что так их душа сможет возродиться вновь. Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». В более позднюю эпоху людей стали заменять чучелами, которых лепили из снега вот откуда взялись снеговики , скручивали из соломы или связывали из древесных веток. В обязательном порядке такому чучелу рисовали углём глаза, рот, приделывали морковку вместо носа. Заканчивалось все, как правило, сожжением. Между тем в северных областях России чучело иногда просто растерзывали, топили в водоёме или сбрасывали с горы. В некоторых регионах Масленицу изображало не чучело, а человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ стоял рядом и играл роль священника, окропляя «покойника» святой водой. А вот какой обряд существовал во Франции.
Он ушел: тут же конфет, денег набросали. Это непреодолимая история. И такие явления надо рассматривать в контексте культуры, как рудимент архаики, который нужно сохранять. А как тут разграничить религию и культуру, традицию? Традиционные маскарадные игры, окрутники — это явление не в плоскости религии — язычество, архаический шаманизм, — а исключительно в плоскости традиции. Все первобытные смыслы — камлания, заклинания — были выхолощены теми тысячелетиями, через которые прошло ряжение. Это ряжение положило начало и театру, и перформансу, и цирку, и многим другим явлениям. Так что его мы рассматриваем исключительно как антропологический уникум, который является рудиментом первобытной культуры, дошедшим до нашего времени приблизительно в том виде, в котором существовал много тысячелетий назад. И когда человек пытается выйти за рамки этого явления, он не может этого сделать. Потому что ряжение существует, когда есть несколько вещей, которые должны быть неизменными: маска, публика и определенное время — праздничное, не будничное. Потому что если в будничное время ты выйдешь в маске, во-первых, публики не будет, а во-вторых, тебя за дурака примут. А сравнительно недавно это время называли ритуальным, потому что для нас сейчас Масленица — праздник, а для наших предков это был ритуал. Многодневный, сложный, наполненный обрядами. Например, когда один год закончился, а другой еще не начался. Да, отсюда и выходной день — праздный, значит — пустой. То есть это не время, это пустое время, оно не идет в зачет жизни. И обряды и ритуалы наших предков — это не на полчаса у костра собрались-поговорили, помолились. Это недели. Вот святки — это 12 дней. Почему 12? Потому что в году 12 месяцев, и мы должны совершить определенные прогностирующие, продуцирующие ритуалы, чтобы запрограммировать весь год. То есть родился новый год, и мы его учим жизни, показываем ему, чего мы от него хотим. Наполняем его нужными нам знаниями и навыками. Так что ряженые ходят не просто так, а совершают определенные действия. Например, ритуальную пахоту: таскают с собой плуг, пашут снег. Зима, холод, а они приходят к хозяину на двор, начинают трясти плодовые деревья. Ходят и сеют — могут семена разбрасывать, а могут и золу и песок — что-то, чего много. Чтобы в новом году было всего много: детей, денег, плодов, скотины...
Ряженые и скоморохи из разных стран приехали на "Московскую Масленицу"
В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица». Гостей праздника развлекали профессиональные актеры театра и кино, ряженые, скоморохи, бесстрашные люди на высоких ходулях — все было словно в сказке! Организаторы Масленицы в Даровом также отмечают: основным персонажем масленичного ряженья выступал образ уходящей зимы, с атрибутами старости и увядания.
Масленица пришла.
От самого Солнца все участники карнавала полетят малым ходом до планеты Земля, залетая на другие космические объекты и поздравляя всех встречных с праздником Масленицы. На планете Земля на главной сцене Масленицы жюри выберет три лучших костюма и три лучших блинолета! Вселенская Масленица в парке 300-летия Санкт-Петербурга — это феерическое путешествие по планетам, румяные блины, весёлая ярмарка, безудержное веселье, кружение на карусели, состязания по «блиноболу», катание с ледниковой горы Урана, стрельба из луков на Марсе, космический фристайл на собачьих упряжках, прыжки до Луны на батутах, пленэр известных художников, баня, прощание со снеговиками, неземные угощения и подарки от Партнеров, масленичное шествие и сжигание чучела надоевшей зимы Морены. Блинов хватит всем! Регистрация участников конкурсов с 11. Организаторы праздника: ТС «Солнце» 812 240-31-61 Приморский культурный центр.
На праздник собралось более пятисот человек!
Конкурсы частушек, «Бои мешками», перетягивание каната… Зауральцы веселились от души. Суперприз — петуха — за покорение масленичного столба получил Владимир Мухлынин. Очень весело и дружно прошли развлекательные игры для детей «Месим тесто», «Крестики», «Гуси-гуси».
Провожать зиму и встречать весну будут веселыми играми на улице, загадками, рассказом о традициях русского чаепития и масленичных гуляний, с чаем и блинами в уютной атмосфере музея. Гости знакомятся с историей праздника, на свежем воздухе пробуют силы в традиционных забавах, замешивают тесто, играют в шалыгу, затем на мастер-классе изготавливают небольшую куклу Масленицу.
В самый разгар праздника приходят ряженые — Козел и Медведь. Череповецкий ансамбль песни и танца «Русский Север» художественный руководитель — народный артист России Евгений Максимов 26 февраля проведет в областной столице три программы. Декорации, костюмы и все предметы вплоть до лопаты и тележки связаны вручную. В спектакле заняты оркестровая и вокальная группы «Русского Севера». Особое внимание организаторы уделят символу праздника — обрядовой кукле, которая станет героиней представления.
Старт карнавала от главного входа: Время старта 12. От самого Солнца все участники карнавала полетят малым ходом до планеты Земля, залетая на другие космические объекты и поздравляя всех встречных с праздником Масленицы. На планете Земля на главной сцене Масленицы жюри выберет три лучших костюма и три лучших блинолета! Вселенская Масленица в парке 300-летия Санкт-Петербурга — это феерическое путешествие по планетам, румяные блины, весёлая ярмарка, безудержное веселье, кружение на карусели, состязания по «блиноболу», катание с ледниковой горы Урана, стрельба из луков на Марсе, космический фристайл на собачьих упряжках, прыжки до Луны на батутах, пленэр известных художников, баня, прощание со снеговиками, неземные угощения и подарки от Партнеров, масленичное шествие и сжигание чучела надоевшей зимы Морены. Блинов хватит всем! Регистрация участников конкурсов с 11.
Сжечь Вавилон и покататься на танке: как в России встречают Масленицу
Веселая музыка зазывает в пляс, а шумные ряженые переносят москвичей и гостей столицы в 19 век. Например, на Масленицу, как и во многие другие славянские праздники, по улицам гуляют ряженые. Город Масленица обзор Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Кроме того, в 15:00 в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» состоится музыкально-игровая программа «Здравствуй, Масленица». Масленица. Ряженые. На Масленице всегда весело, ярко и празднично. Аниматоры, да и просто пришедшие на праздник гости были одеты ярко и запоминающе.
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
Праздник Масленицы в Большой Берестовице выдался поистине , Весна, Снежная Вьюга, Скоморохи, Ряженые, Масленица. Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». 26 февраля в городском сквере собрались жители Еманжелинска на шумном и веселом празднике «Масленица хороша – широка ее душа». Например, на Масленицу, как и во многие другие славянские праздники, по улицам гуляют ряженые. Ряженые, 1980-е, Кемеровская обл., г. Новокузнецк. Видео «Среди нас» с этой фотографией. .