Новости презентация жизнь и творчество лескова 10 класс

Лесков Очарованный странник – презентация Презентация поможет ученикам 10 класса, изучающим на уроке литературы одну из повестей русского писателя Н. С. Лескова. Класс: 10 (Ю. В. Лебедев).Тема: страницы жизни и творчества Н. С. Лескова (1831 1895 гг.).Тип урока: сообщение нового урока: 1) создание целостн. Жизнь и творчество Лескова презентация 10 класс. Презентация "Жизнь и творчество А. П. Чехова" предназначена для проведения урока литературы в 10 классе. Презентация состоит из 41 слайда, в которых поэтапно представлен жизненный и творческий путь писателя. Презентация: Николай Семенович Лесков. Описание: Презентация подготовлена для демонстрации на уроке литературы во время изучения биографии Н.С. Лескова.

Творческая жизнь

  • Биография лескова презентация 10 класс
  • Лесков творчество
  • Очерк жизни и творчества . Литература. 10 класс
  • Похожие файлы
  • Презентация «Биография Н. С. Лескова» по литературе - для образования и обучения

«Писатель, в справедливости суровый…»

Презентация биография Лескова 10 класс. Урок 10 класс лесков жизнь и творчество. 10 Интересных фактов о Николае Семёновиче Лескове. Началом творческого пути Лескова-писателя. Жизнь и творчество лескова презентация 10 класс. в доме Страховых, родственников 4. В семнадцать с половиной лет Лесков был 5. В 1853 году Лесков был произведен в 6. В 1860. Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Лескова" 10 класс.

Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова

Я хочу бичевать её и мучить. Лесков, 1892 г. Сатира и критика распространяется не только на представителей бюрократической системы государства, но и на «новых людей» - нигилистов, участников демократического движения «Некуда», 1864 г. Лесков называет их «праведниками». В своих поступках в борьбе со злом они руководствуются голосом совести «Левша», 1881 г. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозно использование этих знаний.

Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи. По достоинству Лескова-художника оценили только в XX в. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. Кустодиева, опера Д.

Шостаковича "Катерина Измайлова" по "Леди Макбет Мценского уезда" , многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

Марья Петровна Лескова, мать писателя, 1873 г. Посещает в Киевском университете лекции по Изучает польский язык, увлекается иконописью, принимает участие в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами. Приняв деловое предложение А. Шкотта, Лесков становится агентом его коммерческой фирмы «Шкотт и Вилькенс», занимающейся управлением богатыми имениями. Псевдонимы писателя: М.

Стебницкий, П. Лесков-Стебницкий, М. Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, В. М-ев, Член общества, Свящ. Касторский, Дивьянк, Б. Автор портрета В.

Серов, 1863 г.

Репродукция картины отражены вкусы, пристрастия и висит в лесковском музее, ахарактер хозяина: оригинал находится в многочисленные старинные часы Третьяковской галерее в Москве. Об перекликаются каждые четверть этом портрете Вл. Гиппиус сложил часа, бесчисленные портреты, поэтические строки: картины, на столе множество разноцветных ламп, масса Из черной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова,безделушек.

Как затаенная гроза, В изображенье умного Серова. С портрета В. Слайд 4 Орел. Памятник Н.

Лескову Фрагменты памятника. В старой части Орла в 1981 Герои произведений году открыт памятник Н. В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала. Фотографии предоставлены.

Знаток души русской (190-летию Н.С. Лескова) презентация

Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель, чье творчество и биография вызывают огромный интерес и восхищение. Иван Сергеевич Лесков — биография и творчество русского писателя, презентация для учеников 10 класса. Литература - Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Образование

  • Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. "Левша"
  • Урок 10 класс лесков жизнь и творчество
  • Лесков творчество
  • Творческая жизнь

Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова

Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова" Презентация "Николай Семёнович Лесков (1831-1895)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников
Лесков 10 класс презентация жизнь и творчество - фото сборник Презентация 10 класс война за независимость в северной америке.

Жизнь и творчество лескова 10 класс

Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».). > Литература, 10 класс. Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Презентация биография и творчество лескова 10 класс. «Очарованный странник», протопоп Савелий Туберозов в хронике «Соборяне».

10 класс. Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. 📺 14 видео

В Киеве в 1850—1857 годы Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Шкотта Скотта «Шкотт и Вилькенс».

Страдающий от наваждения. Самостоятельная творческая, исследовательская работа. Каковы планы героя. Сколько времени провел Флягин в плену. Дом Н. Лескова в Орле.

Умер Лесков 5 марта 1895 года. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Николай Лесков. Иллюстрации к «Левше». Лесков изложил легенду о тульском мастере в жанре сказа. Похоронен на Волковом кладбище города Санкт-Петербурга. Лесков «Очарованный странник»» - Видение монаха и монастыря. На ярмарке.

Начало рассказа о жизни. Любовь к Грушеньке. Выполнение духовного обета.

Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого. Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла « Левшу » просто записью старинной легенды [31]. Лескова « Запечатленный ангел », повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием [9]. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский « сказ » получил наиболее сильное и выразительное воплощение. В том же году вышла повесть « Очарованный странник », произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий» [9].

Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе [33]. Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты [34]. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» [35]. После разрыва с Катковым материальное положение писателя к этому времени женившегося вторично ухудшилось. В январе 1874 года Н. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом» [36]. Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. В 1884 году в письме в редакцию газеты « Варшавский дневник » он писал [38] : В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие. Лескова , Лесков считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из « Выбранных мест из переписки с друзьями »: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика».

Я и стал это записывать» [9]. В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом , автором «Дочери египетского царя» [39]. В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах « Задушевное слово » и « Игрушечка »: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Пешкова-Толиверова , ставшая в 1880—1890 гг. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия « Тупейный художник », «Зверь», « Пугало » : наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители. Отношение к церкви[ править править код ] В 1880-х годах изменилось отношение Н. Лескова к церкви.

В 1883 году в письме Л. Веселитской о «Соборянах» он писал [40] : Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство. На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого , с которым он сблизился в конце 1880-х годов [39]. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума» [41] , — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть « Полунощники », завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах журнала « Вестник Европы » за 1891 год. Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» [42] , — писал Н. Лесков Л. Толстому 8 января 1891 года. Скандал вызвал и очерк Н.

Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» 1883. Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» 1884 , но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости» [43]. Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й. Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания содержавший в себе произведения на церковные темы задержан цензурой [43] впоследствии он был издательством переформирован.

Последние годы жизни[ править править код ] Н. Лесков, 1892 г. В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил [44] : Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Печатание в журнале «Русская мысль» романа « Чёртовы куклы », прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов , было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть « Заячий ремиз » — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь в 1917 году.

Ни одно крупное позднее произведение писателя включая произведения о « человеке без направления », такие как роман «Соколий перелёт» [45] не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку [46]. Рассказ « Юдоль » о голоде в России в 1840 году был впервые опубликован в журнале Книжки «Недели» 1892 году. Скончался 21 февраля [ 5 марта ] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге [47].

Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне» 1866 г. К счастью, «Запечатлённого ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал «Левшу» «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» , в основе которого лежала переработанная старинная легенда о мастерах оружейного дела. Повесть «Заячий ремиз» 1894 г. В нём он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь после Октябрьской революции 1917 года. Лев Толстой говорил о Николае Семёновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , а также Иван Тургенев считали его одним из своих главных учителей. Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей — первенец, сын Дмитрий, который умер в младенчестве, и дочь Вера.

Жена заболела психическим расстройством и лечилась в клинике в Петербурге. Брак распался. С 1865 года Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой, стал отчимом её детям. У пары появился сын Андрей 1866—1953 гг.

Николай Семёнович Лесков (1831-1895)

Главным врачом её был известный в своё время психиатр О. Чечотт, а попечителем — знаменитый С. В 1866 году у них родился сын Андрей. Лесков заботился о приёмной дочери Варе Долиной, в завещании она была уравнена в правах с его собственными детьми Верой и Андреем.

Изображение слайда Последний слайд презентации: Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил : «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике.

Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Последние годы жизни Изображение слайда.

Выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, дата выдачи 19. В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011—2015 гг. Подписка Получайте новости и уведомления о новых публикациях на нашем портале. Подписаться Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Лескова, его малая родина, которую он называл "микроскопом всей земли русской". Орел, отмечал Н. Лесков,"вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город". Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор "расселил" именно на орловской земле. Слайд 3 Орел. Музей Н. Лескова За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Вот рабочий кабинет. В нем Лескова. Репродукция картины отражены вкусы, пристрастия и висит в лесковском музее, ахарактер хозяина: оригинал находится в многочисленные старинные часы Третьяковской галерее в Москве. Об перекликаются каждые четверть этом портрете Вл. Гиппиус сложил часа, бесчисленные портреты, поэтические строки: картины, на столе множество разноцветных ламп, масса Из черной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова,безделушек. Как затаенная гроза, В изображенье умного Серова. С портрета В. Слайд 4 Орел. Памятник Н. Лескову Фрагменты памятника. В старой части Орла в 1981 Герои произведений году открыт памятник Н. В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений. Слайд 5 Здание мужской гимназии Рядом с памятником — здание бывшей мужской гимназии, в которой в свое время учился Н. Жизнь орловской гимназии нашла отражение во многих произведениях писателя. Слайд 6 С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков , выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова урожд. Алферьева была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая за богатым англичанином 4 февраля1831 года 4 февраля1831 года Детство Раннее детство Н. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора , семья супруга, трое сыновей и две дочери переехала в село Панино Панин хутор неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н. Некрасовым, Б. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали с одной стороны, безнадзорность, с другой отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте». В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры в 1848 году , Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. В Киеве в годы Лесков посещал вольнослушателемлекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. Журавский, поборник отмены крепостного права. В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Шкотта Скотта «Шкотт и Вилькенс».

Лесков-Стебницкий, М. Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, В. М-ев, Член общества, Свящ. Касторский, Дивьянк, Б. Автор портрета В. Серов, 1863 г. Лесков, 1885 г. С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает.

Презентация "Жизнь и творчество А. П. Чехова" 10 класс

Презентация по литературе Очарованный странник (10 класс) Вступительное слово учителя. ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и. Презентация Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина 10 1.6 МБ. Презентация биография Лескова 10 класс. Урок 10 класс лесков жизнь и творчество. 10 Интересных фактов о Николае Семёновиче Лескове. Началом творческого пути Лескова-писателя. Николай Лесков был убежденным вегетарианцем и даже подал идею создать книгу рецептов для единомышленников. Презентация, доклад к уроку 4, заключительному, по творчеству Лескова в 10 классе.

Библиотека

  • 10 класс. Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. - YouTube
  • Слайд 3: Детство
  • Образование
  • Жизнь и творчество лескова 10 класс
  • Слайд 3: Детство

Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова"

М-ев, Член общества, Свящ. Касторский, Дивьянк, Б. Автор портрета В. Серов, 1863 г.

Лесков, 1885 г. С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества.

В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает.

Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее — писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение.

Поэтому во всех произведениях Лескова главное — это человек и его стремление к добру. Слайд 11 В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».

Слайд 12 Творчество Лескова В 60-годы Лесков пишет повести и рассказы, в основном посвященные быту провинциальной России; наиболее известные из них — «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Во второй половине 60-х — начале 70-х гг. Последний принес писателю скандальную известность и стал своего рода кризисом, которым завершилось у Лескова сведение счетов с революционным движением 60-х годов.

Слайд 13 С началом 70-х гг. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание — видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».

Слайд 14 «Левша». История создания. Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек.

Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа. В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям. Слайд 16 Праведники Лескова Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям». Праведники — «маленькие великие люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость. Слайд 18 Определим значение слова «гений».

Высшая степень творческой одаренности. Человек обладающий такой способностью. В древнеримской мифологии: дух — покровитель человека, олицетворение добра. Ожегов Слайд 19 Как вы понимаете слова эпиграфа? Как эпиграф соотносится с содержанием текста? Расскажите, какие события легли в основу повести.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть « Полунощники », завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах журнала « Вестник Европы » за 1891 год. Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет» [42] , — писал Н. Лесков Л. Толстому 8 января 1891 года. Скандал вызвал и очерк Н. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» 1883. Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» 1884 , но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости» [43]. Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й. Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания содержавший в себе произведения на церковные темы задержан цензурой [43] впоследствии он был издательством переформирован. Последние годы жизни[ править править код ] Н. Лесков, 1892 г. В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил [44] : Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить. Печатание в журнале «Русская мысль» романа « Чёртовы куклы », прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов , было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть « Заячий ремиз » — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь в 1917 году. Ни одно крупное позднее произведение писателя включая произведения о « человеке без направления », такие как роман «Соколий перелёт» [45] не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку [46]. Рассказ « Юдоль » о голоде в России в 1840 году был впервые опубликован в журнале Книжки «Недели» 1892 году. Скончался 21 февраля [ 5 марта ] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге [47]. Могила Н. Лескова на Литераторских мостках Отзывы современников[ править править код ] Современники ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни и в этом отношении ставили его в один ряд с А. Писемским [48]. Вместе с тем прогрессивная критика не могла простить Лескову нападок на послереформенное поколение радикалов «революционных демократов» , именуемое им нигилистами. Так, М. Салтыков-Щедрин заявлял, что Лесков Стебницкий излишне любит жаловаться на упрёки и нападки со стороны «врагов и недоброжелателей», что он постоянно преувеличивает и даже выдумывает упреки в свой адрес, чтобы использовать их в качестве повода для «ответных» нападок на русских «нигилистов»: Это всё, разумеется, напраслина, потому что г-ну Стебницкому сроду никто никогда упрёков не делал, и сам г. Стебницкий это очень хорошо знает; но эти упрёки ему нужны. Нужно с чем-нибудь подойти к читателю, он и выдумал эти упрёки. Ни один из его героев — ни одна Платонида, ни один Овцебык не существуют в его глазах сами для себя; всё это призраки, которые дают только повод вызвать другой, ненавистный, но вечно милый призрак: призрак нигилизма. В пользу этого призрака он жертвует всем: и запасом своей наблюдательности, и теми проблесками дарования, которые, по временам, пробиваются в его произведениях [49]. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей». Святополк-Мирский 1926 [50]. Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний: Как художник слова Н. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих. Это отмечали и писатели-современники: Л. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли Божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой в письме от 3 декабря 1890 года говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше». В письме В. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею. Этого нет в моих дарованиях. Я привык к отделке работ и проще работать не могу». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-учёная литература пишет свои учёные статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нём разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной. Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н. Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества. Личная и семейная жизнь[ править править код ] В 1854 [56] году Лесков женился на дочери киевского купца Ольге Васильевне Смирновой 1829 - 1909. В этом браке родились сын Дмитрий умер в младенческом возрасте и дочь Вера [8]. Гудовский, останавливался Тарас Шевченко. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: с первого дня в семье не прекращались скандалы. В 1856 году, когда родилась дочь, было принято решение, что Ольга Васильевна с дочерью остаётся в Киеве, а Николай Семенович едет в Москву, где будет заниматься журналистикой. В 1857 Ольга Васильевна приехала в Санкт-Петербург, здесь она устраивала скандал за скандалом, выступая в роли покинутой женщины с ребёнком. Семейная драма Лескова разворачивалась на глазах редакции журнала «Русская речь», в котором работал Лесков. Окружение Лескова приняло сторону Ольги Васильевны, в итоге произошел разрыв не только с женой, но и со всей редакцией, что привело к краху успешно начавшейся писательской карьеры [57]. Жизненные перипетии в связи с неудачной женитьбой Лескова нашли отражение в романе "Обойденные". Лесков окончательно расстался с женой, он переезжает в Санкт-Петербург, Ольга Васильевна с дочерью Верой вернулась в Киев [8]. Позже обнаружилось, что Ольга Васильевна страдает психическим заболеванием. В 1878 году она была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий