Чем полезен пост и постное питание для нашего здоровья? Разберемся, полезен или вреден пост не для души, а для вашего здоровья. "Держать пост для похудения — плохая идея. Пост и здоровье. Многие сторонники постов в качестве контраргумента утверждают, что животный белок можно равноценно заменить на растительный: рапс, сою, бобовые. не навредить здоровью.
«Я никогда не видела вреда от воздержания»
Преимущества постного питания Польза для здоровья, доказанная многочисленными исследованиями. Этичность — возможность не вредить животным. Экологичность — производство мяса, яиц и молока оставляет большой углеродный след на планете. Польза для здоровья В большинстве исследований модных веганских и вегетарианских диет эксперты приходят к выводу, что питание с преобладанием растительных продуктов снижает риск многих заболеваний и смертности. В одной из работ ученые пришли к выводу, что растительные диеты связаны с более низким риском сердечно-сосудистых заболеваний и смертности. Специалисты разделили более 14 тысяч участников на четыре группы по типу питания и наблюдали за ними с 1987 по 2016 год. У тех, кто придерживался по большей части растительной диеты и меньше ел продуктов животного происхождения, были лучшие показатели здоровья. Итальянские ученые в обзоре более чем 80 исследований по теме пришли к выводу, что у тех, кто придерживался растительной диеты, наблюдали значительное снижение индекса массы тела, общего холестерина, липопротеинов низкой плотности — «плохого холестерина» — и глюкозы по сравнению с теми, кто питался традиционно. Также есть вывод о более низком риске заболеть ишемической болезнью сердца или умереть от нее и более низкой заболеваемости раком среди вегетарианцев. Однако следует помнить, что есть дефициты, за которыми важно следить и по необходимости восполнять. Тем, кто на растительной диете, нужно подумать об источниках жирных кислот омега-3, железа, витаминов B12 и D3, а также креатина, таурина и холина.
Одно из британских исследований показало, что половина веганов в выборке страдали дефицитом витамина В12. Еще один недостаток растительной диеты — риск железодефицитной анемии.
Как подготовиться к посту? Это ответственное мероприятие, оно больше не про тело, а про очищение души. Как выходить из поста?
Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста. Первыми на вашем столе должны появиться морепродукты и рыба. Затем постепенно вводите белковые продукты, белое мясо, курицу и красное мясо. На третьем месте яйца. Самыми последними в рацион возвращаются молочные продукты.
Очень важно на пасхальном столе не налегать сразу на еду, чтобы не нагружать желудочно-кишечный тракт. Это может быть вредно для здоровья. Поэтому пускай это будет история с заботой о себе, то есть постепенное вхождение. Чтобы не сорваться, нужно во время поста выполнять правила и знать некоторые тонкости и моменты для того, чтобы себе не навредить, не ввести организм в состояние стресса. Какие сладости можно в пост?
И мы, специалисты по питанию, очень радуемся этому. Какие сладкие продукты можно?
Жиры яйца очень полезные и нужные для функционирования нервной системы и печени. Для тех, кто придерживается поста есть слабая альтернатива. Вместо яиц нужно ввести в рацион на регулярной основе соевые продукты, тыквенные и подсолнечные семечки, кукурузу и шпинат. Молочные продукты - чем заменить? Молочные продукты уникальны. Заменить их достаточно сложно. Кроме того, не следует верить огромному количество мифов об антибиотиках, гормонах и прочего в молоке.
На время поста можно найти постную альтернативу кисломолочных продуктов. Огромная миска квашеной капусты даст достаточно молочной кислоты, чтобы улучшить пищеварение. Также в ней содержится сопоставимое количество кальция и лактобактерий. Не обходитесь без рыбы! Даже в Великий пост есть несколько дней, когда можно есть рыбу. К сожалению, некоторые люди по разным причинам и без поста не едят рыбу или едят редко. А это стоит делать. Регулярные рыбные дни, особенно, если используется жирная морская рыба - сельдь, скумбрия, обеспечивают мозг, сердечно-сосудистую и иммунную систему омега-3 и омега-9 жирными кислотами. Один большой кусок скумбрии с овощами в неделю обеспечивает потребность в этих жирах.
Что по цене? Примерно стоимость упаковки сосисок. В пост рыбу можно заменить продуктами в комплексе: кунжут, семена льна, семечки тыквы, грецкие орехи, морскую капусту. Ежедневное потребление таких продуктов позволит частично компенсировать нехватку омега-3 жирных кислот. Каши - это хорошо, но меню полностью из каш не здоровое! В пост большую часть калорий получают из углеводов. В основном из каш, а это сложные углеводы, клетчатка, целый набор микроэлементов, витамины группы В и растительный белок. Меню можно разнообразить красным рисом, киноа, перловкой, пшеничной кашей, пшенкой, овсянкой, кукурузной кашей. Нужно чередовать каши, чтобы потреблять разные полезные нутриенты.
Например,из перловки и овсянки организм получит пользу в виде нормализации уровня холестерина; из кукурузной каши - заряд селена, а в гречиха богата железом.
В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене.
В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха».
Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние.
Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом.
Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность.
Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.
Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать?
Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам.
А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко.
Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста.
Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?
Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.
Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении.
Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя.
Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп.
Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками.
Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека.
А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?
Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха.
Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит...
Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.
А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный.
Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым?
Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание.
Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает.
А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров...
Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать?
Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу.
Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты.
Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св.
Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара.
Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать.
Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом - и Святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение ; то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению.
Исключи мне болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании. Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты.
А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо, поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании.
Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая.
Славянская кормчая. Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или поддиакон, или чтец, или певец, в 40, дней, сиречь в великий пост не постится, и во все лето во всякие среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не пакостит ему телесная болезнь. Немощному бо прощено есть по силе вкушать масла и вина.
Аще же мирский человек не постится, да отлучится Никон. Такожде и мирянин. О посте в субботу Правила святых Апостолов Правило 64 Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только Великия субботы : да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.
Толкование епископа Никодима Милоша : Поводом к изданию этого правила является то же, что вызвало и 51-е апостольское правило. Воскресение праздновалось христианами как день, в который Христос воскрес из мертвых, увенчав этим дело нашего искупления. День этот был для христиан днем радости и братского общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах, не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать и относительно субботы, считавшейся у христиан также днем радости, посвященным воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя.
Гностики, следуя своему учению о материи, как абсолютном зле, постились в субботу, выражая этим свою печаль о появлении материи; они постились также и в воскресенье, так как не верили ни в воскресение мертвых, ни в воскресение Христово и, считая христианское учение о воскресении иудейским заблуждением, нарочно постились в этот день, выражая этим осуждение мнимого заблуждения. Особенно это было развито у маркионитов. Имея в виду это ложное учение, апостольские постановления V, 20, VII, 23 не только осуждают пост в субботу и воскресение, но определенно называют его грехом. Точно так же учат отцы и учители церкви.
Данное апостольское правило, подтверждая православное учение о воспрещении поста в субботу и воскресение и провозглашая это учение в форме закона, угрожает духовному лицу, уличенному в нарушении этого правила, извержением из священного сана, а мирянину — отлучением от Св. Исключением, как по этому правилу, так и по апостольским постановлениям II, 59, VIII, 83 , является только одна Великая суббота, потому что, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, в этот день тело Господне лежало мертвое в гробу, и Сам Господь заповедал нам поститься в этот день Мк. Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу кроме Великой субботы , следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте сухоядение , когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, — в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель.
Посты Православной Церкви Арх. Рафаил Карелин : «По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей.
В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной". Христианский пост имеет несколько видов — в зависимости от степени строгости. Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи например, до двух раз в день ; сократить количество пищи приблизительно до двух третей от обычной нормы.
Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время — после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы. Многодневные посты: Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья масленицы до Пасхи. Великий пост — самый главный и строгий среди постов.
Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы сорока дней и Страстной седмицы недели перед Пасхой. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам кроме субботы на Страстной седмице и воскресеньям. В остальные дни предписывается воздержание от пищи в первые два дня поста и сухоядение, то есть пища без масла. Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля , если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье.
В Лазареву субботу суббота перед Вербным воскресеньем разрешается рыбная икра. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Петров пост может длиться от 1-й до 5-ти недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля — дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Пост в пожилом возрасте
11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. 11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. Пост и здоровье. Многие сторонники постов в качестве контраргумента утверждают, что животный белок можно равноценно заменить на растительный: рапс, сою, бобовые. Но в миру пост воспринимается прежде всего как способ улучшить состояние здоровья.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Чтобы резкое вступление в пост не стало шоком для организма, я бы советовал еще до начала месяца Рамадан в обычные недели поститься по 1-2 дня, таким образом, поддерживать тело в некотором тонусе. "После окончания поста самым разумным будет скорейшее возвращение к принципам здорового питания, следование которым позволяет избежать проблемы неполноценного питания во всех его формах, сохранить здоровье и предотвратить возникновение и развитие многих. Соблюдать Великий пост намерены 13% россиян. Но так ли пост полезен для здоровья, и от какой пищи отказываться не стоит. Важные новости Новости здоровья и красоты Новости препарата Полезные статьи Правильное питание Путешествия Специалистам.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами , отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного. Строгое вегетарианство, при котором полностью исключаются продукты животного происхождения подобный устав питания используется монахами Валаамского монастыря, монастырей Святой горы Афон в Греции тоже давно находится под пристальным вниманием медицинской науки. Особенно давно изучаются индуистские общины, в связи с тем, что Британское присутствие в Индии, а также связанное с ним переселение индийцев в Великобританию продолжаются уже более 200 лет.
Имеются определенные проблемы, связанные с соблюдением строгой растительной диеты. Это, во-первых, дефицит витамина В12, во-вторых, недостаток кальция и, в-третьих, недостаток белка в пище. Именно с этими дефицитами связаны, как считается, худоба индийцев, меньшая продолжительность беременности у индийских матерей и более низкие показатели массы тела и роста новорожденных.
Однако учеными было также показано, что при условии компенсирования недостатка этих элементов в питании, разница в состоянии здоровья строгих и нестрогих вегетарианцев нивелируется и проблемы разрешаются. Так, дополнительное введение витамина В12 предотвращает развитие анемии, добавление в рацион зерновых и бобовых, в частности, сои компенсирует недостаток белка. Это достигается употреблением в пищу печеного хлеба грубого помола и широкого спектра продуктов, содержащих сою.
Изучение состояния здоровья общин адвентистов седьмого дня, которые из продуктов животного происхождения употребляют только молочные и яйца, показало, что наряду с уменьшением массы тела, снижением частоты сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, чрезмерное употребление молочных продуктов и, возможно, сои, может быть связано с более высоким риском возникновения рака яичников у женщин, а также рака предстательной железы у мужчин. Ученые связывают это с наличием в сое фитоэстрогенов, веществ, сходных по структуре с женскими половыми гормонами. Отрицательное же влияние избыточных количеств молока и его продуктов хотя и прослеживается статистически, однако, подтверждается не всеми исследователями и не имеет удовлетворительного теоретического объяснения, что требует дальнейших изысканий.
Но уроки, извлеченные из исследований, связанных с адвентистскими общинами, заслуживают внимания. Вегетарианская диета, будучи сбалансированной, полезна для здоровья, но при этом она должна быть именно сбалансированной! Однако научные данные демонстрируют совершенное обратное.
Наоборот, существует достаточное количество свидетельств, подтверждающих профилактический, противодиабетный характер растительной диеты. То есть, употребление преимущественно растительной пищи снижает риск заболевания диабетом. Это касается в основном диабета 2-го типа, который возникает преимущественно в зрелом возрасте и при высокой массе тела, и встречается чаще, чем диабет 1-го типа.
Кроме того, уже при возникшем диабете преимущества вегетарианской диеты неоспоримы, и тому масса свидетельств. В общем, можно сказать, что использование целых злаков, круп и бобовых связано с уменьшением содержания сахара в крови у диабетиков. Долговременные исследования однозначно показали уменьшение риска возникновения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний при питании немолотыми злаками.
Употребление орехов, богатых растительными волокнами продуктов, таких, как овес и ячмень, а также сои, имеет значительное положительное влияние на состояние сердца и сосудов и предупреждает развитие сосудистых осложнений сахарного диабета, уменьшая содержание холестерина и жиров в крови. Кроме того, замена животных белков мяса, птицы, молочных продуктов на растительные способствует уменьшению чрезмерной почечной фильтрации, прекращению выделения белка с мочой и образованию камней в мочевыводящих путях, предотвращая тем самым поражение почек при диабете. То есть, вегетарианская диета содержит в себе целый комплекс мер, способствующих нормализации углеводного и жирового обмена при диабете и может с успехом использоваться для его предотвращения, лечения, а также снижения риска возникновения его осложнений.
Вот видите, мы привыкли думать так, а реалии оказываются совершенно противоположными! Искренне надеемся, что количество диалогов: «Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься! Пост при панкреатите: вред или польза?
Еще одно сомнение, достаточно распространенное в среде верующих в преддверии поста — это невозможность соблюдать пост при болезнях поджелудочной железы. То есть, пост первоначальное значение этого слова — именно НЕупотребление пищи — один из главных способов лечения панкреатита. Что же касается употребления при панкреатите животных либо растительных продуктов, то вне обострения панкреатита, если он не сочетается с сахарным диабетом, какой-то специфической диеты, во всех случаях позволяющей предотвратить обострение, не существует.
А что может лучше предотвратить переедание, как не сознательное ограничение себя в пище, требуемое постом? И напоследок, заканчивая тему панкреатита, следует сказать, что любые нарушения здоровья, связанные с приемом пищи — это повод для обращения к врачу. Здоровый человек не может болями реагировать на перемены пищи с животной на растительную!
Появление болей с началом поста — свидетельство наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и пост, скорее всего, тут не при чем. Точно так же, как появление болей в сердце при ускорении ходьбы не значит, что вам отныне нужно просто ходить медленнее. Нужно, прежде всего, проконсультироваться с кардиологом, а не вынуждать себя двигаться ползком.
Быстрая ходьба — не причина болей в сердце, а провоцирующий их фактор, а причина — заболевание артерий сердца или что-то еще. Точно так же пост — не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. В этой связи интересно будет привести слова моего друга, который не считает себя верующим.
У друга — тяжелейшая форма панкреатита, связанная с перенесенным описторхозом, так что он вынужден тщательно следить за тем, что он ест и в каких количествах. Так вот, на мой вопрос, может ли человек с хроническим панкреатитом соблюдать пост, он ответил: «Конечно!
По содержанию белка 100 г мяса заменяют 150-160 г рыбы.
Рыба является также источником высококачественного жира. Рыба также поставляет нам такие важные минеральное вещества, как кальции и фосфор. Орехи также содержат минеральные вещества —кальций, фосфор, магний, железо, кобальт и другие.
Овощи и фрукты занимают особое место в питании постящегося — это важнейшие источники углеводов, поставщики энергии. Помимо углеводов овощи содержат также немного белка и совсем незначительное количество жира. Фрукты содержат еще меньше белка и совсем не содержат жира.
Отличительной особенностью овощей и фруктов является то, что они полностью лишены холестерина. Низкокалорийные овощи особенно полезны тучным людям. Так, чемпионом среди овощей по содержанию витамина С является красный сладкий перец, высокое содержание витамина С в разных сортах капусты — белокочанной, краснокочанной, брюссельской, кольраби, цветной.
Из фруктов наиболее богаты витамином С цитрусовые апельсины, грейпфруты, лимоны. Витамины В1, В2, В6 представлены в овощах в небольшом количестве, и совершенно отсутствует во всех овощах и фруктах витамин В12, необходимый для предотвращения анемии малокровия. Постящийся получает витамин В12 из рыбы в те дни, когда она разрешена церковным уставом.
В другие дни поста витамин В12 в организм с продуктами не поступает.
Как правильно поститься Чтобы оздоровить свое тело, давайте определимся с основными условиями, которые помогут нам достигнуть намеченной цели: Умеренное питание! При соблюдении любого поста вы должны быть умеренными в еде.
Чтобы подготовить себя к этому, вы должны морально быть готовы к ущемлению своих желаний. Смысл поста, не в обделении себя самыми вкусными продуктами навсегда. Стоит понимать, что это временная мера, для улучшения своего здоровья.
Используйте время в период поста с пользой, переосмыслите ваши ценности, проанализируйте свой рацион, количество и качество пищи, которую вы едите. Прохождение поста поможет вам сократить свои порции в будущем, так как ваше желудок уменьшится в размерах. Поверьте, ваш организм скажет вам огромное спасибо в конце за то, что вы его не нагружали тяжелой пищей.
Спокойствие — залог успеха! Соблюдение поста — это своего рода покаяние, а так же осознанный отказ от всевозможных пищевых стимуляторов. Пожалуй, будут лишними нравоучения о том, что все наши болезни берутся от нервов, об этом нам говорят постоянно.
Понять это можно, так как мы живем в непростое время, и постоянные нервные потрясения входят в повседневную норму. К сожалению, крайне проблематично оградить себя от всех ежедневных стрессовых воздействий. Как бы вы себя не настраивали, нервничать будете в любом случае и чтобы вы ни делали.
А каждая эмоциональная неустойчивость, страх и переживания только ухудшают и без того неважное наше положение. Чтобы ликвидировать излишки нервных потрясений, многие люди начинают искать выход в чрезмерном употреблении алкоголя, кофе, энергетиков и прочей гадости. Женщины часто начинают активно есть сладкое, пытаясь «заесть» все свои проблемы и нервные переживания.
Но ведь множество людей делает вышеперечисленные вещи ежедневно. Кофе в неограниченных количествах под шоколадку или пироженку, а вечером пивка под сигаретку, чтобы расслабиться после тяжелого трудового дня. Как видите, на правильное питание не остается времени.
И в результате получается печальная картина: молодежь выглядит как люди предпенсионного возраста с темными кругами под глазами. Подобный образ жизни очень сильно портит нашу нервную систему, губительно отражается на здоровье и существенно снижает запас жизненной энергии. День 8-15: привыкание К третьему этапу поста вы уже должны заметить, что тело привыкло к голоданию.
Доктор Разин Маруф, консультант по анестезии и интенсивной терапии в больнице Адденбрукс в Кембридже, считает, что в этом есть и другие преимущества. Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Если употреблять слишком много калорий, тело не сможет бороться с заболеваниями и восстанавливаться «В повседневной жизни мы часто получаем слишком много калорий, а это может помешать организму выполнять некоторые его функции, как, например, восстановление. И этот дисбаланс корректируется во время поста, позволяя телу распределить внимание на разных своих функциях», — говорит он.
День 16-30: детоксикация Ко второй половине поста организм полностью адаптируется. В этот период ваш толстый кишечник, печень, почки и кожа проходят через процесс детоксикации. Правообладатель иллюстрации Dr Razeen Mahroof Image caption Доктор Разин Маруф из клиники Адденбрукс в Кембридже считает, что длительный и регулярный пост — не самый лучший способ похудеть «На данном этапе функциональность органов должна выйти на максимальный уровень работоспособности.
Память и концентрация могут улучшиться, и у вас может появиться больше энергии», — объясняет Маруф. Такое случается, когда тело начинает действительно серьезно голодать и поэтому берется за «поедание» мыщц. Это происходит во время длительного и регулярного голодания в течение многих дней и недель», — продолжает он.
Это уберегает от потери мышечной массы», — указывает врач. Кому рекомендуется периодически устраивать постное питание Людям, страдающим от лишнего веса и ожирения Если у вас вышеуказанная проблема, то соблюдение поста поможет вам частично решить проблему лишнего веса. Конечно, без дополнительных физических нагрузок вам не обойтись, но диета поможет вам сделать тот самый старт, без которого вам никак не обойтись.
Кроме того, постная диета позволит вам вернуть ваш привычный вес, и вы его сохраните надолго, так как не подвергаете свой организм стрессу.
Инсулин, гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, уменьшает содержание сахара в крови, откладывая его в другое хранилище энергии - гликоген. Чтобы оказаться эффективным, инсулин должен быть вовлечен в четкий процесс обмена веществ. Например, полные люди страдают от нарушения обмена веществ, а инсулин в их организме не может выполнять свои функции. Это и может привести к сахарному диабету.
Во время поста колоссально увеличивается процесс потребления организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови. Чтобы потратить глюкозу на необходимую организму энергию, печень расходует гликоген. Во время поста для энергетических потребностей организма сжигается жир в жировых складках. На основе вышеописанных аспектов человеческой физиологии для регулирования веса успешно используется полуголодание или кетогенная диета. Такое лечение дает организму определенное количество протеина с избытком воды, мультивитамины и некоторые другие вещества.
Диеты способствуют избавлению от лишнего веса, сокращают содержание сахара в крови, но из-за побочных эффектов должны проводиться только под наблюдением врача. Полный пост сокращает или убирает чувство голода и приводит к быстрой потере веса. В 1975 году Аллан Котт в книге "Пост как образ жизни" заметил, что "пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм". Однако стоит отметить, что у полного поста существует множество побочных эффектов. Так, например, низкокалорийная диета без наблюдения врача может привести к гипокалемии и сердечной аритмии.
Исследования исламского поста Доктор Солиман из Медицинского университета Аммана Иордания провел эксперимент, в котором участвовали добровольцы, наблюдаемые во время поста Рамадан в июне-июле 1984 года. В эксперименте приняли участие 42 мужчины в возрасте от 15 до 64 лет и 26 женщин от 16 до 28 лет. Их взвесили и взяли у них анализ крови на користол, тестостерон, натрий, кальций, мочевину, глюкозу, уровень холестерина, липопротеид высокой плотности ЛВП , липопротеид низкой плотности ЛНП , триглицериды ТГ и осмоляльность сыворотки. Все эти данные были зафиксированы в начале и в конце Рамадана. В результате была замечена существенная потеря веса у мужчин на 6,8-7,1 кг и женщин 4,2-4,8 кг.
Все остальные показатели существенно не изменились. Доктор Ф. Азизи и его помощники из университета медицинских наук в Тегеране Иран провели исследование, измерив уровень глюкозы, билирубина, кальция, фосфора, белка, альбумина, лютеинизирующего гормона, тестостерона, пролактина, и некоторых других веществ в сыворотке девяти здоровых мужчин. Анализы были взяты на 10-й, 20-й и 29-й день Рамадана. Измерения средних показателей веса тела на 29-й день показали, что он уменьшился с 65,4 кг на 61,6 кг.
Все показатели стали на свои места спустя четыре недели после Рамадана. В уровне кальция, фосфора, белка, альбумина и любых из измеряемых гормонов в сыворотке существенных изменений замечено не было.
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Как правильно соблюдать Великий пост и почему не стоит воспринимать подготовку к Пасхе как строгую диету – читайте в нашем материале. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным. За время Великого поста, который у православных продлится до 2 мая, можно не только очиститься духовно, но и получить обострение хронические заболеваний и, вопреки ожиданиям. Пост помогает научиться подчинять желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию.
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Современный взгляд на пост: ограничения ради духовности. 11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. с этими и другими вопросами мы обратились к протоиерею Максиму Обухову. Особенно полезен пост людям, которые страдают аллергическими реакциями на что-либо.