Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора.
Земский собор 1613 года кратко. Воцарение Романовых.
Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора. В статье кратко разобрана история появления и история созывов Земских соборов. Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством.
Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко
По вопросу о созыве «собора примирения», который считается первым земским собором в России, в отечественной историографии имеются большие разногласия. Первый Земский собор был созван при Иване 4 Грозном и получил название «собор примирения», так как рассматривал проблемы отмены кормлений и пресечение злоупотреблений наместников и волостителей. История начала созыва первых Земских соборов датируется 1549 годом, во времена правления Ивана IV, эта дата положила основу новой законодательной политики в России. первое явление общественно-политической жизни, которое без всяких оговорок может быть названо сословным представительством.
Предыстория
- Первый Земский собор 1549 года
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Первый Земский собор 1549 года
- Вы точно человек?
- Земские соборы в России
Были ли Земские соборы русским парламентом?
- Реформы середины XVI века
- Земские Соборы в Русском государстве
- Когда был созыв первого земского собора?
- Земский собор - сословно-представительный орган в России XVI – XVII вв.
Когда был созыв первого земского собора?
Созыв представителей бояр, дворян и духовенства для решения насущных проблем был беспрецедентным шагом в истории Отечества. Когда первый Земский собор был созван, Иван IV выступил с "покаянной речью". Сначала он обличил Боярскую думу в бедах, причинявшихся стране в последние годы: «О неправедные лихоимцы и хищники, и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего». Затем царь призвал людей оставить "вражды и тягости" и забыть про споры и беды прошедшего. Он поручил своим приближенным принимать челобитные от жертв нечестности бояр и рассуживать споры. Проблемы местного самоуправления На Земском соборе 1549 г.
В России все еще действовала сложившая в XI-XII веках система кормлений, то есть обязательство местного населения содержать "кормить" служащих в данной области должностных лиц. Кроме того, сборщики податей назначались князьями, менее заинтересованными в честности сборов, чем "налогоплательщики". Эти факторы приводили к тому, что люди с властью становились склонны ею злоупотреблять, практически грабя народ. На соборе речь шла о введении по всей стране должностей старост и целовальников, которые будут избираться на местах, а не назначаться централизованно. Люди, выбранные на эти посты, должны будут взимать подати, вести судебные дела и в целом выполнять функцию слежки за соблюдением порядка на вверенной земле. Такое нововведение должно было поспособствовать уменьшению наместнического произвола и стать конкретным проявлением намерений царя "привести всех в любовь". Новый Судебник Помимо разрешения большей части споров, на Земском соборе 1549 года было решено создать новый Судебник, который затем будет утвержден на Стоглавом соборе в 1551 году.
Он должен был закрыть пробелы в старой законодательной системе и ввести новые правовые акты, в которых возникла нужда. В новом законодательном документе было сто упорядоченных и каталогизированных статей, что являлось новшеством в составлении нормативно-правовых документов. Новый Судебник использовал прецеденты из судебной практики, в том числе имевшие место судебные ошибки. Впервые предусматривается наказание для судей за взяточничество и неверный приговор. В целом тенденция нового свода законов — усиление централизованного контроля за судебной системой и правом в целом, а также ослабление власти местных судов. Особенности первого собора Десятки проведенных с середины XVI до конца XVII века Земских соборов говорят нам об основных тенденциях таких собраний: на них решаются финансовые дела, вопросы войны и мира; в конце концов, избираются правители например, Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов были избраны на царство именно через Земский собор.
Меж тем, затихнув несколько в Москве, волнения распространились на другие города и уезды. В июне-июле они захватывают Великий Устюг, Сольвычегодск, Воронеж, Козлов, Курск и другие места, причем, по крайней мере, в Курске вместе с посадскими и стрельцами восстали крестьяне.
Да и в Москве отнюдь не было спокойно. Под 27-ым июня летописцы сообщают, что «боярские холопы просили, чтобы им была дана свобода». Шестерых обезглавили, семьдесят два холопа были взяты под стражу. В подобной обстановке примерно в середине июля до 16 числа прошел кратковременный земский собор. Правительство явно торопилось: в состав третьей курии этого собора кроме москвичей включили служилых людей, в тот момент вызванных в Москву на службу. Четвертая же курия состояла из московских гостей и представителей московских сотен и слобод. Сословия тоже торопились и торопили — подается новая челобитная о составлении пространной Уложенной книги, для чего должен быть созван большой собор. Норма представительства была такова: от каждого чина московских служилых — по два человека чинов этих было четыре: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы ; от больших городов — по два дворянина; от малых — по одному; три гостя мы помним, что все трое потом подписали Уложение, и торгово-промышленную элиту оно устраивало ; от гостинной и суконной сотен — по два человека; от прочих сотен, слобод и городов — по одному посадскому.
По стране были разосланы соответствующие грамоты, выборным надлежало являться с грамотами-мандатами избирателей. Предварительный текст Уложения должны были писать члены «приказа бояр» в составе бояр Одоевского и Прозоровского, окольничего Волконского, дьяков Леонтьева и Грибоедова. Документы сохранили два мнения относительно того, кем было предложено созвать Уложенный собор. Весьма интересны для нас члены «приказа бояр», то есть кодификационной комиссии. Три блестящих аристократа и два незнатных приказных «интеллигента». Об их роли высказывались самые различные мнения: от уверенности в ведущей роли князя Одоевского, до мысли о том, что трое знатных только сидели и толковали, а работали дьяки. Черных сообщает их биографические данные. Сам князь Никита — боярин с 1640 года.
Это властный и жестокий феодал, что видно по его переписке со своей вотчиной. Не похоже, чтобы Одоевский был политическим мыслителем, реформатором, человеком большой культуры и далекой исторической перспективы. Однако он, несомненно, умный, незаурядный администратор, блестящий дипломат, то есть как раз человек, подходящий для роли главы комиссии, предназначенной сдерживать активность выборных людей. Саксонский дипломат Лаврентий Рингубер пишет о боярине в 1677 году как о «мудром старце», «первом вельможе империи, в высшей степени достойном уважения». Но интересней всего для нас отзыв патриарха Никона, считавшего Одоевского едва ли не автором Уложения. А вот какую характеристику дает Никон главе «приказа бояр»: «Он, князь Никита, человек прегордый, страху божия в сердце не имеет и божественного писания и правил святых апостолов и святых отец ниже чтет, ниже разумеет и жити в них не хощет и живущих в них ненавидит, яко врагов сущих, сам быв враг всякой истине». Проект, предложенный «приказом бояр», не сохранился, и мы знаем Уложение не в редакции Н. Одоевского, а в редакции собора; ведь глава комиссии еще и председательствовал на заседаниях выборных членов, и роль его в составлении книги можно признать самой значительной.
Кстати, все сказанное позволяет видеть на соборе в князе Одоевском представителя не столько высшей аристократии, к которой он принадлежал по рождению, сколько сановной бюрократии. Ясно, что в малолюдной комиссии при бешеных темпах работы роль князей С. Прозоровского и Ф. Волконского не могла быть декоративной, а высокое положение исключало пассивность. О старшем из дьяков, Гавриле Леонтьеве, мы знаем, что в 1628-1634 годах он был дьяком Патриаршего двора, стало быть, «специалистом» в делах церковных. Последний член «приказа» дьяк Федор Акимович Грибоедов в 1669 году напишет «Историю о царях — великих князьях земли русской» — учебное руководство для царских детей. Это серьезный штрих к портрету, а многие исследователи отводили Грибоедову первенствующую функцию. Во всяком случае, не для черновой работы Ф.
Грибоедова в июле 1648 года произвели из подъячих в дьяки, и сразу же назначили в состав комиссии. Историк, конечно же, был нужен! Собор должен был дать правительству опору в многолюдных средних слоях общества, ослабить классовую борьбу или, по меньшей мере, упростить политическую картину в стране. Между тем выборы начались, но продолжалось и народное движение в провинции. Наши сведения о ходе выборов неполны. Полнейшие данные есть по Переяславлю Рязанскому нынешней Рязани : население здесь было к выборам безразлично, особенно помещики, и это иногда необоснованно распространяли на всю страну или даже на всю эпоху земских соборов. Впрочем, рязанский воевода Григорий Кириллович Огарев получил грамоту из Разрядного приказа с нормами представительства только 9 августа. Рязанские дворяне должны были выбрать «свою братию — из больших станов по два человека, а из меньших и из новокрещенов по человеку».
Тщетно надрывался Огарев, тщетно носились по уездам разосланные им рязанские пушкари: 20 августа в съезжей избе перед воеводой предстали лишь двенадцать рязанских помещиков, которые к тому же категорически заявили, «что де им малыми людьми выборных людей выбрать не умет, потому что город де большой». Через неделю несчастный Огарев пишет в Москву, что ни один новый человек к нему не прибыл. Впрочем, посад своего представителя выбрал. Все напрасно. Только 24 сентября, притом с нарушением норм представительства, были выбраны два рязанских помещика. Вздохнув, видно, с немалым облегчением, 25 сентября воевода выслал в Москву документы, но сами депутаты тронулись в путь лишь 1 октября. Картина интересна, и она имеет, как представляется, объяснение. Рязань была слишком богата и благополучна.
Даже события Смутного времени ее мало затронули. Ее большей частью обходят стороной и потрясения «бунташного века». Вот и не торопились рязанские выборные — в городе ничего не ждали от собора. Однако чаще было иначе. Великий Новгород дал пример выборного конфликта между «нарочитыми» и «молодшими» людьми. Первые 10 августа выбрали «лучших людей» Андрея Васильева и Никиту Тетерина. В ответ на это бедная часть посада избрала Никифора Клетку и Якуша Шипулина. Притом самое, может быть, интересное, что вторые выборы прошли после нескольких дней интенсивной предвыборной кампании и состоялись в той же земской избе, то есть, мы тут имеем дело не с бунтом, а с ожесточенной «парламентской борьбой».
В Ельце же произошло резкое столкновение дворян с воеводой. Последний, опираясь на стрелецкого голову Буженнинова, пытался «выбрать» своих людей. Дворянство решительно провалило эти попытки. Здесь мы видим интересный пример столкновения средних слоев общества с бюрократией. Но нередко выборы проходили довольно быстро и гладко, — вероятнее всего, в тех городах, где у воеводы сложились терпеливые отношения с населением, и там, где выборная власть губных старост преобладала над воеводской. Рассмотрение известнейшего земского собора в русской истории близится к концу. А где же ход самого собора? А вот тут-то нам известно постыдно мало: запись о соборе исчезла и, весьма вероятно, не случайно.
В петровские времена она стала лишней.
Во время правления последнего соборы прекратили свою историю, но стали прообразом для формирования органов государственного управления в дальнейшем. Почему Земский собор нельзя считать органом сословно-представительной монархии западного образца? Причины формирования. На Западе представительские органы формировались в ответ на произвол самодержавной власти. Как правило, их учреждение было следствием политической и социальной борьбы. В итоге противостояния сословий и самодержца, учреждался специальный политический совет, главной функцией которого было сдерживание власти монарха и представление разных интересов.
Инициатива учреждения этих органов исходила от народа, а верхам оставалось лишь принять новые условия игры. В России все складывалось иначе. Орган учреждался самим центром, а его целью было далеко не ограничение самодержавной власти. Напротив, сословия должны были стать основой ее укрепления. Регламентация деятельности Если парламент западного образца имел регламентированную систему представительства, собирался через определенные промежутки времени, то в российском варианте он созывался по велению царя или по необходимости определении новой царской ветви. Функции Традиционно парламент относился к законодательной ветви власти. В России эту функцию он выполнял редко.
Земские соборы Ивана Грозного утвердили план реформирования страны, а также приняли новый свод законов. Однако назвать этот орган в полном смысле законодательным нельзя. Скорее, он выполнял бутафорную функцию, соглашаясь со всеми предложениями правителя. Члены Земского собора Как такового представительства не было. Члены протопарламента определялись не в результате общественного выбора, а призывались исходя из должности и звания. Если подвести итог вышесказанному, то Земский собор был не законодательным, не представительским, а совещательным органом власти. Его роль укладывалась в рамки обеспечения поддержки политики, которую проводил царь.
Учреждение этого органа было способом легитимации только укрепляющейся монаршей власти в рамках единого государства. Судьба первого парламента на российский манер достаточно ярко иллюстрируется окончанием его истории: первый царь, избранный Земским собором отказался от него, построив свою собственную систему управления. Начиналась эпоха Романовых. Во времена правления Ивана Грозного многие, в том числе и сам царь, верили в приметы. Узнайте больше о куклах-оберегах «Куклы-обереги на Руси» В заключение фото с сайта actualhistory. Казалось, что он стремится утвердить свою власть, завершить объединение земель, построить новую систему управления. Однако дальнейший процесс показал, что этот жест носил был рамочным — новый правитель преследовал свои цели, которые были далеки от организации власти по подобию западных стран.
В то же время учрежденный им правительственный орган стал прообразом для последующих моделей государственного управления.
При Михаиле соборы заседали регулярно. Земские соборы при Михаиле Романове принимали решения о сборе налогов — что обычно осуществляла именно царская власть. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева Теперь аргументы «против»: 1. Большинство соборов созывались по воле царя. Во многом соборы были опорой для царя в принятии его решений, их легализации перед лицом боярства. Алексей Михайлович легко отказался от практики земских соборов уже в XVII веке без всякого сопротивления. Значит, этот политический орган не имел действительную власть.
Кто создал Земский собор и когда был первый созыв Совета всея земли
Земский собор | Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. |
«Когда был учрежден земский собор?» — Яндекс Кью | Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. |
Кто создал Земский собор и когда был первый созыв Совета всея земли | Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. |
Главная навигация
- Когда был учрежден земский собор?
- Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования
- Условия складывания, особенности функционирования и состав
- Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко
Первый созыв Земского собора: дата, причины, последствия
Интересные факты о Земском соборе | Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора. |
Земские соборы 17 века в России созывы кратко (Таблица) | Первый Земский собор стал высшим сословно-представительским учреждением, на которое опиралась власть царя в период сословно-представительской монархии. |
7 земских соборов, изменивших судьбу России
Причины (предпосылки) наибольшей активности Земских соборов в 1610-1620-е гг., ЕГЭ история. Созыв первого земского собора Иван 4. Монарх земского собора в 1549. Созыв первого Земского собора случился при Иване IV (Иван Грозный) в 1549 году.
Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
Земские Соборы в Русском государстве — Студопедия | Первый Земский собор был созван в царствование Ивана IV и относится к самому началу периода правления молодого монарха. |
Собор примирения | Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. |
Земский собор - сословно-представительный орган в России XVI – XVII вв. | Первый Земский собор стал высшим сословно-представительским учреждением, на которое опиралась власть царя в период сословно-представительской монархии. |
Земский собор - что это такое (краткое определение), когда был созыв первого русского парламента | История начала созыва первых Земских соборов датируется 1549 годом, во времена правления Ивана IV, эта дата положила основу новой законодательной политики в России. |
Земские соборы
Но князья Пожарский и Трубецкой были недостаточно знатными, а Кузьма Минин и вовсе не относился к дворянскому сословию… Так что на первом же собрании бояре решили выбирать царя из числа знатных людей, причём только русских, отклонив тем самым все зарубежные кандидатуры. Факт 6. Когда долгие дебаты ни к чему не привели, было предложено решение бросить жребий, чтобы определить нового самодержца. Но доверять столь ответственное решение воле слепого случая пожелали не все, а казаки, основные сторонники Романовых, вообще едва не взбунтовались. Поэтому Земской собор созыва 1613 года завершился в пользу Михаила Фёдоровича , и династия Романовых позднее правила Россией 304 года.
Факт 7. Всего Земские соборы собирались на протяжении полутора веков, пока не были окончательно упразднены по приказу Петра I. В большинстве случаев они представляли собой лишь совещательный орган из бояр, мнением которых интересовался самодержец, но не имели реальной власти. А вот в 1613 году ситуация была совсем иной.
Факт 8.
L L Ученик 141 5 лет назад В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах ; впоследствии такие соборы стали называться Земскими в противоположность соборам церковным — «освященным». Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный». Похожие вопросы.
Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию.
Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции - от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни.
От провинциального посадского населения - по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие - меньше, а значительная часть не была представлена совсем. Выборы происходили в уездных городах на сходах в съезжей избе под наблюдением местных воевод. Активность избирателей была различной, высокой - во время патриотического подъема 1612-1613 гг.
Нередко случалось, что воеводам по несколько раз приходилось созывать сходы служилых людей из-за отсутствия нужно количества участников. С другой стороны, известны случаи настоящей предвыборной борьбы в уездах, когда "молодшие" и "старшие" люди выдвигали различных кандидатов или когда местные дворяне по поводу выборов вступали в конфликт с воеводой. Ключевский приводил курьезный случай, когда один воевода, которому было предписано послать на собор двух лучших посадских людей, отписал, что в его городе всего-то трое посадских, да и те худы и бродят промеж двор, своей волей назначил представлять посад людей из других сословий, за что получил выговор от дьяка Разрядного приказа: "не ему воеводе выбрать, и за то его осудить гораздо; да он же воевода сглупил, мимо посадских людей прислал в их место сына боярского да пушкаря" Важнейшие Земские соборы XVII в. Первый собор 1549 г. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате.
И только самый многолюдный собор 1613 г. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей.
Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей: «велено их, выборных людей, в городах воеводам от городских людей ото всяково дурна оберегати для того, что у твоего государева у соборного Уложения по челобитью земских людей не против всех статей твой госадурев указ ученен» Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности. Вопросы, решаемые Соборами. Избрание царя. Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича. По духовной 1572 г.
Но смерть наследника от руки отца в 1581 г. Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором. Собор 1589 г. Избрание Бориса Годунова. Царь Федор умер 6 января 1598 года. Древнюю корону — шапку Мономаха — надел на себя Борис Годунов, одержавший победу в борьбе за власть. Среди современников п потомков многие сочли его узурпатором. Но такой взгляд был основательно поколеблен благодаря работам В. Известный русский историк утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором, то есть включавшим представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения.
Мнение Ключевского поддержал С. Воцарение Годунова, писал он, не было следствием интриги, ибо Земский собор выбрал его вполне сознательно и лучше нас знал, за что выбирал. Собор 1610 г. Избрание польского короля Владислава. Командир польских войск, продвигавшихся с запада к Москве, гетман Жолкевский, потребовал от «семибоярщины» подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава московским царем. Она объявила, что Владислав перейдет в православие после получения русской короны. Для того чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Земского собора. То есть Собор 1610 г. В этом случае интересно то, что Собор в глазах тогдашнего боярства являлся необходимым инструментом для легитимизации Владислава на русском престоле. Собор 1613 г.
Избрание Михаила Романова. После изгнания поляков из Москвы встал вопрос о избрании нового царя. Из Москвы во многие города России были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. Эти грамоты, датированные серединой ноября 1612 года предписывали прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря 1612 года. В результате того, что часть кандидатов задержалась с приездом, собор начал свою работу на месяц позже - 6 января 1613 г.
Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко
Первый Земский собор был созван Иоанном Грозным в 1549 году. Созыв Иваном Грозным первого Земского Собора, его деятельность. Созыв самого первого Земского собора в 1549 году (двадцать седьмого февраля) совпал с началом периода реформ царя Ивана Четвёртого (Грозного).
Вы точно человек?
Дата созыва первого Земского собора до сих пор является предметом для споров историков. Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора. Земский собор в 1613 году избрал на царство первого Романова – Михаила Фёдоровича. Первый известный российский собор состоялся еще в 1549 году. 21 февраля (3 марта) 1613 г. Земский собор избрал царем Российского государства Михаила Федоровича Романова (1596—1645). Земский собор Амурской области (Приамурский Земский Собор) Временного правительства Приамурья был созван во Владивостоке 23 июля 1922 года Михаилом Дитерихсом во время гражданской войны в России.