Крещение есть личное повеление Господа, данное проповедникам Евангелия — крестить: “крестя их” (Мтф. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. О том, откуда пошел этот праздник и что в этот день нужно делать всем верующим, читайте в материале "ТОЛКа". В православной традиции Крещение Господне является одним из великих праздников и отмечается 19 января. государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции.
Архипастырь. Крещение Господне и Рождение человека свыше
Крещение Руси в 988 году и распространение христианства | Diletant | В православной традиции Крещение Господне является одним из великих праздников и отмечается 19 января. |
Крещение 2024: как отметить, что нельзя делать, как загадать желание | Ямал-Медиа | Туда входят 159 нерезидентов из 20 государств, передает РИА Новости. |
Что за праздник Крещение и откуда пошла традиция купаться - Толк 13.01.2020 | государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции. |
Откуда пошло купание в проруби на Крещение | Но откуда идут истоки традиции окунаться в прорубь и почему они носят языческий характер? |
Язычники, а не православные: почему купания в проруби имеют мало общего с церковью? | То есть обряд "крещения" это обряд "хрищения", принятия в христиане, термин "крестить" вероятно выводится не от "крест", а от "Христос". |
Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января?
Крещение Господне завершает цикл рождественских празднеств. В этот день православные христиане освящают воду и купаются в проруби, чтобы почтить крещение, которое принял Сын Божий. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Крещение Иоанново было подготовкой к Крещению, которое принесет в мир Иисус, это крещение более совершенное. на сайте издания «Новые Известия». Крестил его Иоанн Предтеча, названный потом Крестителем, пророк, который знал о своем предназначении – крестить сына Божьего.
Откуда пошло купание в проруби на Крещение
Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19]. К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах.
Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее — и в самом Египте, и в других странах [20] [21]. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника. В Константинополе VI века таким источником служил фонтан перед храмом Св. Софии [21].
Суть же его заключается в том, что Крещение - это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. В Таинстве Крещения верующий умирает для жизни греховной, плотской и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и Таинство Крещения не повторяется. Что делать, если человек хотел бы креститься, но не знает, был ли он крещен в детстве? Ситуация достаточно распространенная в постсоветской России, так как в годы воинствующего атеизма детей часто крестили тайно. В случае, если нет свидетелей, подтверждающих факт крещения, или точно отрицающих его возможность, верующего крестят, при этом священник добавляет формулу: "Аще не крещен, крещается раб Божий или раба Божия …", то есть "Если не крещен, крестится раб Божий…" Откуда пошло Крещение?
Как и другие Таинства Церкви, Крещение богоустановлено. Отправляя Своих учеников - апостолов, на евангельскую проповедь, Иисус им заповедал: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" Мф. Из этого следует, что Крещение - это только начало духовного становления, действительно, только рождение в духовную жизнь, за которым должно последовать искреннее стремление человека жить со Христом, жить во Христе, исполняя Его заповеди и участвуя в других Таинствах Церкви, которые помогут ему в этом - особенно в Таинстве Покаяния Исповеди и Таинстве Причастия Евхаристии.
Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа?
Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой.
Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения». Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа. День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов.
Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека Рождество , Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения Крещение — смыкались в их представлении воедино.
Этот случай кардинальным образом противоречит современной практике многих церквей, в которых принято крестить только тех, кто уже получил Святого Духа причём определяют это даже не по духовным дарам, а по изменению образа жизни, которое возможно и до принятия Духа, чему есть много примеров в Евангелиях. В отличие от таких наставников, апостолы — и Пётр, и Павел — учили верующих несравненно проще: креститесь — и получите Святого Духа.
На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1Кор. Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов — беседы Иисуса с самарянкой Иоан. Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» — некоем внутреннем процессе, духовном помазании. Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел — и крестился.
А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения.
Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа. Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном.
Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова. Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей.
А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные.
И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником. Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего. После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях. Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению.
Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики. Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа.
Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях. Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания. Итак, почему для христианского крещения используется именно вода? На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха.
Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян. Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан. Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение.
Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения. Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена. К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан.
Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению. Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека. Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель.
Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса. Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову. Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян.
И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей. Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек.
Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением. Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды. Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка. Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды?
Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа. Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык. В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев.
Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения. Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения. Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения.
Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным. Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога. И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду. Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа».
Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд. А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле. Какую же оценку следует дать троекратному крещению? В первую очередь бросается в глаза то, что данная форма опять-таки является искажением символики смерти и воскресения. Человек умирает для греха не три раза, а один, и воскресает к новой жизни тоже однажды.
Так что с этой точки зрения два последних погружения являются просто лишними. Также поручение Иисуса подразумевает крещение не «в имена», а в одно имя Бога, и в этой фразе личности Отца, Сына и Святого Духа связаны между собой лишь простым союзом «и», что подчёркивает их неразрывное единство. Вспомним также, что по своему смыслу крещение — это акт самоотдачи человека в собственность Бога. Он не отдаётся сначала Отцу, потом Сыну и наконец Духу, а сразу становится собственностью триединого Бога. Он поступает в ученики не к трём учителям, а к одному Наставнику, и принимает веру не в трёх отдельных Богов, а в единого Бога.
Таким образом, при троекратном погружении происходит нарушение как символической стороны крещения, так и его смысла. И кстати, Иисус уж точно погружался в воду не три раза. Поэтому от такой практики лучше отказаться и не пытаться приукрасить и без того выразительный ритуал водного крещения. Но вместе с тем троекратное крещение нельзя считать недействительным. Ведь в нём наличествует по крайней мере одно полное погружение, которое является полноценным прообразом омытия греха, смерти и воскресения.
Поэтому если человек принял такое крещение, то он не должен перекрещиваться заново, даже если ему захочется сделать это более правильным образом. Бог уже принял его и даровал все обещанные блага, так что он может радоваться этому без сомнений. Сторонники данного способа обращают внимание на то, что в Новом Завете не описан ни один случай крещения в триединого Бога, зато дважды упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» Деян. На этом основании они утверждают, что повеление Иисуса крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не означает, будто при крещении надо произносить именно данные слова, и что апостолы правильно понимали и исполняли это повеление, а значит крещение нужно совершать по их примеру, то есть во имя Христа. Давайте рассудим, верно ли такое толкование.
Используя ту же самую логику, можно сказать, что упоминание о крещении «во имя Иисуса Христа» тоже не означает, будто при этом произносились именно такие слова. Вполне вероятно, что библейские авторы называли так для краткости крещение, которое ввёл Иисус Христос, то есть во имя триединого Бога. Заметим, что две различные формулы крещения встречаются в разном контексте: Матфей в своём Евангелии цитирует прямую речь Христа, в то время как Лука в Деяниях описывает события от своего лица. Это позволяет нам сделать обоснованный вывод о том, что именно у Матфея записаны слова, которые Иисус заповедал произносить при крещении. В пользу этого говорит и тот факт, что в Евангелии от Матфея содержатся наиболее многочисленные, подробные и стройные пересказы речей Иисуса.
Для примера можно сравнить хотя бы тексты знаменитой Нагорной проповеди, записанные в Матф. Из сопоставления этих отрывков отчётливо видно, насколько расширенные и отточенные формулировки Матфея отличаются от сокращённого и упрощённого рассказа Луки. Поэтому Матфей наверняка привёл поручение Христа дословно, а если бы Иисус велел апостолам совершать крещение «во имя Моё», то он так бы и записал. Так что использование фразы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» является не искажением, а самым прямым и правильным исполнением повеления Христа. Таким образом, вполне вероятно, что именно эта фраза произносилась при крещении в случаях, описанных в Деяниях.
Однако не исключено, что апостолы действительно крестили людей со словами «во имя Иисуса Христа». Причиной для такого способа могло быть то, что отличительной чертой и сущностью христианства является вера в Иисуса как Бога. Иудеи и до этого поклонялись истинному Богу, и народы Римской империи тоже много слышали об их едином Боге. Но теперь такой веры было недостаточно для вхождения в вечную жизнь, необходимо стало также поверить в искупительную смерть Иисуса Христа и Его воскресение из мёртвых. В связи с этим апостолы могли делать особый акцент на личности Господа Иисуса и крестить учеников в Его имя.
И фактически такое крещение равнозначно крещению в триединого Бога, так как сохраняет весь свой смысл: принятие веры в Иисуса как Бога, самоотдача в Его собственность, соединение с Ним в смерти и воскресении, получение от Него Святого Духа и всё остальное. Поэтому крещение во имя Иисуса является действительным и не требует перекрещивания, хотя во избежание разделений между верующими желательно использовать традиционную фразу, заповеданную Христом. Однако главная проблема заключается не в самом различии этих способов крещения, а в том, что в последние времена появились религиозные лидеры, объявляющие обычное крещение в триединого Бога недействительным. Они говорят, что Отец, Сын и Святой Дух — это не имена, а титулы, которые могут относиться и к какой-нибудь другой личности; имя же Бога в Новом Завете лишь одно — Иисус Христос. Поэтому крещение в титулы является неправильным и не имеет силы, и всем крещённым таким образом христианам нужно креститься повторно во имя Иисуса Христа.
Вот так, дёшево и сердито: оказывается, подавляющее большинство верующих со второго века и до наших дней не были крещены по-настоящему и на самом деле не являются Божьими детьми, членами Церкви Христовой, а потому в лучшем случае будут где-нибудь у порога в Царстве Небесном. Так, что ли, получается по мнению подобных учителей? Любой благоразумный человек может лишь посмеяться над их абсурдными взглядами, но давайте всё же выявим ошибки в их логике. Хорошо, мы крестились в титулы. Пускай титул «отец» может носить любой родитель, титул «сын» годится для любого человека, а «святым духом» можно назвать ангела.
Но к кому могут относиться все эти три титула одновременно? Человек не может называться «духом» — у него есть тело, а ангелы не могут быть «отцами» и «сынами» — они не размножаются. Поэтому фраза «во имя Отца и Сына и Святого Духа» однозначно указывает на Бога, а значит крещение связывает нас именно с Ним, а не с кем-то там другим. Мы приняли веру в Него, стали Его собственностью, родились от Него и получили Духа от Него, так что лишиться смысла и силы наше крещение никак не могло. А самое смешное то, что такие дотошные толкователи, требуя от верующих точного исполнения Писания, сами же его и нарушают, даже не замечая этого.
Ведь они заявляют, что при крещении обязательно нужно произносить слова «во имя Господа Иисуса Христа», так как господ много 1Кор. Но они совершенно упускают из вида, что в Новом Завете нет ни одного случая такого крещения. Как мы видели, там упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» — но не «Господа», а также «во имя Господа Иисуса» — но не «Христа». Таким образом, их обязательная и незаменимая формула крещения не имеет основания в Библии и является всего лишь плодом их фантазии. Напоследок приведём цитату из апологии Иустина Мученика, написанной около 155 г.
В ней сказано, что при крещении ученики «омываются водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого». Стало быть уже в середине второго века христиане повсеместно совершали крещение во имя триединого Бога. Совершенно невероятно, чтобы к этому времени все верующие забыли заветы апостолов и поголовно отступили от истины. Нет, это современные деятели проповедуют свои заблуждения. И даже более того, их требование креститься заново является ересью, так как отрицает уже совершённую Богом спасительную работу в жизни верующего и потому подпадает под предостережение апостола Петра: «и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» 2Пет.
Таковых берегитесь. История свидетельствует, что оно совершалось отдельными верующими ещё в период раннего христианства, то есть до того как в IV веке римский император Константин уверовал в Иисуса и стал главой тогдашней церкви. С этого времени крещение детей приобрело массовый и даже почти обязательный характер и сохранилось до наших дней в практике ортодоксальных церквей — католической и православной. Для чего же священники крестят детей? Как мы видели, крещение является условием для прощения грехов, возрождения, получения Святого Духа, спасения и вхождения в Царство Небесное.
В связи с этим богословы спрашивают: почему же маленькие дети должны лишаться всех этих благ? Разве им это не нужно? А если они умрут без крещения — что тогда? Как они тогда попадут на небеса? И приводят случай из жизни Христа: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» Лук. Отсюда ортодоксы делают вывод, что детей тоже нужно крестить, чтобы и они вошли в Божье Царство. Однако данный вывод не имеет в описанном случае никакого обоснования. Ведь младенцев приносили к Иисусу не для крещения, а для того «чтобы Он возложил на них руки и помолился» Матф. Именно так Он и поступил и не поручил ученикам крестить их, а значит слова «пустите детей приходить ко Мне» не относятся к их крещению.
Более того, фраза «ибо таковых есть Царствие Божие» подразумевает, что дети автоматически попадают на небеса в случае ранней смерти. В Библии два раза упоминается некая возрастная граница для детей, «не умеющих отличить правой руки от левой» Ион. Так что, по всей видимости, ответственность ребёнка за свои поступки наступает с момента достаточного развития его разума и совести, а до этого он не нуждается в прощении грехов, хотя и родился грешником. К этому случаю применимы слова апостола Павла: «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» Рим. Поэтому несмышлёным детям, ещё не имеющим сознания греха, преподавать крещение абсолютно не нужно.
А имеет ли вообще смысл крещение детей и приводит ли оно к получению каких-нибудь спасительных благ? Очевидно нет, ведь оно не является актом принятия христианской веры и добровольной самоотдачи в собственность Бога. В Новом Завете указаны два обязательных условия для крещения — покаяние и вера: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» Деян. А в случае с младенцами нет ни покаяния, то есть осознания и оставления греха, ни веры в Иисуса Христа, о Котором дети ничего не знают. Поэтому они не могут в результате крещения умереть для греха и воскреснуть со Христом, стать чадами Божьими, получить Святого Духа и достичь состояния спасённого человека.
Таким образом, они не присоединяются к телу Церкви и не становятся истинными христианами, а только номинальными. Так что их крещение является пустым и бессмысленным обрядом, не имеющим никакой силы. А потому всем людям, которые были крещены в младенчестве и впоследствии уверовали в Иисуса, необходимо заново принять крещение, чтобы получить спасительные благословения, приготовленные для них Богом. Сторонники детокрещения говорят, что вместо самих детей отречение от греха совершают их «крёстные родители» восприемники , которые дают обещание научить их основам христианской веры и наставить в праведной жизни, чтобы дети с возрастом стали настоящими христианами и присоединились к Церкви. Но это опять-таки не придаёт смысла крещению младенцев, и непонятно, почему это нельзя сделать без крещения, а крестить уже наставленного верующего человека.
Можно провести аналогию крещения с бракосочетанием, так как эти события сходны по значению. Как писал апостол Павел: «Я обручил вас единому мужу» 2Кор. Так вот, представим, будто родители решили поженить своих детей и сыграли их свадьбу. И что же, теперь эти младенцы являются супругами? Конечно же нет, и государство не зарегистрирует их брак, так как он заключён без их согласия и прежде достижения ими дееспособного возраста.
А если дети вырастут и будут согласны на этот брак, то станут ли они супругами автоматически, без нового бракосочетания? Тоже нет, им обязательно потребуется заново а фактически впервые совершить акт заключения брака. Ну а если дети откажутся от сговора родителей и возьмут себе других супругов, то будут ли их браки законными?
Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января?
В середине января православные верующие отмечают Крещение Господне или праздник Богоявления, неотъемлемой традицией которого является купание в проруби. Крещение Господне завершает цикл рождественских празднеств. В этот день православные христиане освящают воду и купаются в проруби, чтобы почтить крещение, которое принял Сын Божий. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста.
11 вопросов о Крещении Руси
Крещение Господне 2025 в России: история и традиции праздника | Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы. |
Крещение Господне. История и традиции праздника | Крестил его Иоанн Предтеча, названный потом Крестителем, пророк, который знал о своем предназначении – крестить сына Божьего. |
Праздник Крещения: история, традиции | Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. |
Крещение Господне | Ежегодно 19 января православные отмечают Крещение Господне. |
Откуда все это появилось? | По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. |
Крещение Господне 2023: откуда появился праздник и как правильно окунаться в прорубь
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение | В этот день вспоминают предание, как Иисуса Христа крестили в реке Иордан. |
Праздник Крещение: откуда пошла традиция купаться и зачем это нужно делать | Обряд крещения не учрежден Иоанном Крестителем, как думают многие. |
Крещение Руси - значение, причины и последствия | Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. |
Крещение Господне 2025 в России: история и традиции праздника | Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает, откуда произошел праздник и какие у него традиции. |
Как крещение появилось в христианстве
Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Как праздновать Крещение, где купаться, чем удивительна крещенская святая вода и какие народные традиции и приметы на Крещение существуют, читайте в материале «Катунь 24». Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Ежегодно 19 января православные отмечают Крещение Господне. Немногие задумываются о том, откуда на Руси появилась такая экстремальная традиция купаться в морозы, которыми обычно сопровождается этот православный праздник. Крещение господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека.
Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января?
Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины.
Праздник Крещение: откуда пошла традиция купаться и зачем это нужно делать
Почему избрана именно эта дата? По первой, праздники Рождества Христова и Крещения раньше были одним и тем же праздником, который заменил собой древний языческий праздник солнцестояния — 25 декабря по старому подвижному календарю и 6 января по юлианскому календарю. По второй гипотезе, число 6 января получается путем сложных хронологических вычислений и связано с датами смерти Христа и иудейской Пасхи. Отдельно именно Крещение Господне отмечается в Православной церкви — в Римско-католической и других восточных церквях этот праздник называется «Богоявление» и больше посвящен событию поклонения волхвов, а не крещения Иисуса в реке Иордан.
Зачем крестили Иисуса, ведь он и так безгрешен? Крещение Христа, ок. Во время крещения, согласно Евангелию, на Иисуса с небес снизошел Святой Дух в виде голубя и голос с небес сказал: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе мое благоволение!
Как пишет теолог Александр Моисеенков, «проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между ним и теми, кто в него верует» — всякий, прошедший обряд крещения, связан через это с Богом. Что такое «святая вода»? Во время таинства священник использует святую воду — трижды погружает в нее крещаемого, обычно, если это младенец, или окропляет обливает его святой водой, если это взрослый.
Все правда крестились в реке? Крещение киевлян. Литография Клавдия Лебедева. Островского Точно нам это не известно. Летопись утверждает, что было так: «бес числа люди» Повесть временных лет. Но, как уже было сказано, это, вероятно, не самый достоверный источник. После этого сразу начали строить храмы и писать иконы? Освящение Богородицкой Десятинной церкви в Киеве, построенной по повелению Владимира Святославича греческими мастерами и украшенной иконами и утварью из Корсуни, и назначение служителями в ней Анастаса и других корсунских священников. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге Летопись сообщает, что после массового крещения в Киеве по приказу и на средства князя стали «ставити по градомъ церкви и попы» Повесть временных лет.
В ней конкретно рассказывается о строительстве в городе Десятинной церкви Богородицы. Десятинной она стала называться потому, что на ее обеспечение была выделена десятая часть десятина княжеских доходов. Церковь была весьма представительным зданием, ее украшали мозаики и фрески. Она была сильно повреждена во время взятия города монголами в конце 1240 года, а потом постепенно разрушалась вплоть до XX века. Археологи открыли ее фундамент его можно увидеть и сегодня и подтвердили, что церковь была построена в конце X века. Очевидно, что они должны были иметь какие-то иконы, но древнейшие сохранившиеся иконы домонгольской Руси восходят ко времени не ранее середины XI века. И все стали носить крестики? Крест-подвеска односторонний.
Шедший впереди всех священник окроплял путь всей процессии. За ним несли крест, большие выносные иконы и маленькие монастырские, а после шествовали церковнослужители согласно рангу, а за ними — прихожане.
Ниже по течению от «иордани», вырубалась бельевая прорубь, в которую окунались смельчаки после того, как священник опускал напрестольный крест в воду. По их представлениям, вода мгновенно становилась святой. Остальных верующих священник просто окроплял водою. Например, Иван Грозный, чтобы удивить иностранных послов, заставлял своих бояр раздеваться и окунаться в прорубь, показывая удовольствие и демонстрирую воинскую русскую доблесть. О современных Крещенских купаниях Традиция купаться в мороз в проруби своими корнями уходит к древним скифам, окунавшим младенцев в студеную воду. Однако массовое купание в проруби-иордани, приуроченное к известному празднику — совершенно новый обряд. Протоиерей Евгений Кузнецов в эфире телеканала «Православный Новороссийск» рассказал о том, как нужно провести этот праздник современному христианину: - Человек должен знать духовный смысл этого праздника.
Сейчас часто встречается такая позиция, люди говорят: «Пусть вырастет — сам выберет, сам разберется». Но традиционно сложилось так: на Руси всегда крестили ребенка в младенчестве. Конечно, таинство Крещения требует осознанного подхода. Для того чтобы это все правильно воспринималось, и существует так называемый институт восприемников, то есть крестных родителей. Почему и появились крестные родители, которые за младенца дают Богу слово воспитать его правильно, в христианской вере. Они на себя берут такой подвиг, — подвиг воспитания. Они воспринимают младенца от купели, чтобы уже далее по жизни вести по пути христианской жизни до момента его осознанного прохождения жизненного пути. Такая человеческая ложная философия «вырастет — сам выберет» — это философия бесовская. Идя по такому пути, человек лишает младенца в первую очередь великого таинства Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови, лишает возможности молиться за него как за члена Церкви и многого другого, что в жизни христианина помогает в жизненном становлении. Поэтому когда человек так размышляет, тем самым просто-напросто открывает дорогу дьяволу, который уже будет сам воспитывать этого младенца так, как ему нужно — в стихии всех пороков и грехов. И ничем мы помочь не сможем, потому что младенец вне Церкви. Он вне молитвенной защиты его знакомых, близких, родных. И самое главное — он вне молитвенной защиты самой Церкви. Сейчас, как мне кажется, большая проблема с восприемниками. Часто люди приходят и говорят: не можем найти, нет сознательных. И так получается, что основное оглашение, которым мы занимаемся, это оглашение как раз крестных родителей. Человек берет на себя подвиг восприемничества; это тоже подвиг. Потому что духовно воспитать, взрастить молодого человека не так просто. И если человек берет на себя этот подвиг, то ему эти огласительные беседы необходимы в первую очередь. Во-первых, чтобы восполнить тот пробел в духовном образовании, что он не смог получить вовремя. Во-вторых, для того, чтобы правильно совершать это воспитание. Ты же должен знать, как это делается. Ведь мы знаем столько примеров, когда молодые люди становятся родителями — и литературу читают, и в компьютере сидят… Так неужели в меньшей степени должно быть духовное воспитание? И, конечно, может быть тяжелый вопрос в подборе достойных восприемников. Но я думаю, у каждого они найдутся... Но спешить надо, потому что таинство Крещения нужно совершить. Нужно задумываться об этом заранее. Как только ты оповещен врачами, что станешь отцом или матерью, надо уже думать о том, кто будет крестным у твоего будущего чада. Потому что это очень важно — не просто раз в год, в день рождения или еще по какому-то поводу прийти подарить подарок крестнику и посидеть за столом, и все... А именно заботиться о нем так, как заботятся плотские родители о благополучии, здоровье своего чада. Как быть в таких ситуациях? Для чего тогда нужно было крестить младенца, искать крестного? Если у самих не хватает времени на воспитание младенцев в духовном плане, то тогда надо довериться крестным. Не знаю, может быть, есть какие-то объективные причины, по которым боятся... Но здесь бояться не надо. В таком случае нужно уже разговаривать с родителями. Но я не встречал такого, чтобы родители противились тому, чтобы крестные как-то заботились о детях. Наверно, родителям еще нужно объяснить, что ты, крестный, принял на себя этот крест восприемничества и после того, как закончится земная жизнь, пред Господом нужно будет что-то сказать. Этому можно найти оправдание в связи с непростыми условиями существования, жизни Церкви в Советском государстве. Но заочной практики быть не может, потому что когда младенца опускают в купель со святой водой и произносят формулу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», — восприемник от слова «воспринимать» должен принимать его в этот момент от купели крещения на свои руки. Это символически, конечно, но все равно это какой-то сакральный, мистический момент. Но если нет крестного, если никто не воспринимает, то какое тогда восприемничество? Тогда это просто ты так пожелал, чтобы заочно был крестный. Но он никакой не крестный. Потому что если он не присутствовал в момент крещения, если не молился вместе со всеми родными и близкими во время совершения таинства, если не произносил «Аминь», когда помазуют младенца святым миром, то это уже не крестный. Виртуальный мир сегодня очень развит, но, думаю, такого виртуального восприемничества не нужно. В таинстве Крещения должен участвовать реальный человек, который берет на себя ответственность и воспринимает на свои руки вот этого младенца. Очень часто это происходит. Бывает, происходит такое. Но я считаю, что это грех, это недостаток самих восприемников, крестных. Они, наверное, не задумываются и не задумывались, что наступит такой момент, когда нужно будет ответить за каждого, для кого ты стал крестным. Это произойдет. Поэтому нужно просто подумать об этом. Или лучше тогда не соглашаться на таинство Крещения, если понимаешь, что по каким-то обстоятельствам не сможешь исполнять эту роль. Вы считаете, что уместно и дозволено отказывать от предложения стать восприемником? Лучше пусть родители озаботятся и постараются найти кого-то более достойного. Поэтому здесь нужно, конечно, очень хорошо подумать. Если ты вступаешь на этот путь, то не должен уже с этого пути сворачивать. По возрасту или, может быть, по болезни. Если человек уже в возрасте, ему не нужны восприемники. Он уже сам вполне способен дать ответ за свои поступки и узнавать то, что может узнать о духовной жизни. Наконец, он уже способен приходить на таинство Исповеди, на таинство Причастия. И в таком порядке — проходя таинство Исповеди, через обретение духовного отца в лице священника, пастыря, он дальше уже возрастает сам. Конечно, есть какие-то критические ситуации, связанные, как я уже говорил, с темой «страха ради смертного», когда некогда искать и размышлять, просто нужно крестить младенца, который, может быть, через некоторое время покинет этот мир... Здесь мы уже уповаем на милость и волю Божию и на такое сопровождение вот этого младенца. А взрослый человек не нуждается в крестных. А может ли священник по какой-то причине отказать в крещении? Священник, узнав о желании человека принять крещение, может посчитать его слабо подготовленным. Хотя в крещении отказать невозможно. Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне».
Крещение Господне: история появления и традиции
Крещение Господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. Крещение Господне является двунадесятым праздником. Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю. «Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. Ежегодно 19 января православные отмечают Крещение Господне. Окунуться на Крещение в ледяную воду наравне с мужчинами — это запросто, что в век Жуковского было немыслимо.
1. Крещение Руси — это политический ход князя Владимира?
- Особенности богослужения
- Крещение Руси
- Лента новостей
- Крещение Господне
- 5 вопросов о празднике Крещения Господня - Узнай Россию
Крещение Господне
Водопроводная вода хоть и доносит небольшое отголосок благословения, но смешивание ее с канализационными водами в момент когда вода уходит после купания, лишает ее таких свойств. Святая вода должна быть либо употреблена внутрь, либо для опрыскивания с целью защиты от нечисти, либо возвращена в реку, либо ее можно использовать для роста растений. Поэтому если вы хотите обойтись в этот день купанием в ванной то вам нельзя смешивать эту воду с моющими средствами, а также воду из ванны нужно будет использовать для полива цветов. Если у вас нет большой оранжереи, то храниться такая вода будет слишком долго и этим занимать место. Купание в ванной комнате подойдет младенцам, которые таким образом укрепят свое здоровье и их расход воды будет намного меньше. Если вы чувствуете что вам обязательно нужно совершить погружение в воду, то стоит подойти к этому делу ответственно.
Ни в коем случае нельзя идти к купели с симптомами недомогания.
Ледяной Крест Из исторических летописей известен факт, касающийся Ивана Грозного, любившего удивить иностранных послов доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях демонстрации воинской доблести. Панцырева Е. Купание на Крещение Обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно.
До революции крестные ходы на «Иордани» с освящением воды совершались, но массовое купание этому не сопутствовало. Анатолия Данилов. Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь Многие не задумываются о глубочайшем смысле праздника, думают, что единожды в году, окунувшись в прорубь, могут считать, что они ведут христианский образ жизни. Некоторые ошибочно считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого человека нельзя назвать верующим. Но так ли это на самом деле? В последнее время стало модным не просто нырнуть на Крещение в прорубь, но и разместить фотографии сего события в социальных сетях, информируя всех о своём благочестии и удали.
Откуда пришла традиция крещенских купаний Откуда пришла традиция крещенских купаний Рассказываем, откуда появилась на Руси экстремальная традиция купаться в лютый мороз в проруби. Своими корнями она уходит, во времена древних скифов, окунавших своих младенцев в студеную воду, когда христианства ещё и в помине не было. А вот массовое купание в проруби-иордани, приуроченное к празднику Крещения Господнего, это совершенно новый обряд. Крещение Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир. Альбани 1578-1660.
Крещение Христа Согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь, подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он постился, ничего не пил и не ел. Сорок дней и ночей его искушал дьявол, пытаясь обольстить и соблазнить на грех. Иван Крамской. Христос в пустыне Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником.
Но какой был крест во времена Иоанна Предтечи?
Почему он называется "Креститель"? И какое Крещение принял Христос? О кресте-то и разговора никакого не было». Хотя я не нахожу один корень, просто это созвучность. Спаситель принимал Крещение в реках Иордана. Физически Он сходил в воду, это мы читаем в Евангелии.
А сейчас звонок поступил, наверное, больше связанный с темой Креста, это совсем другая тема. Спаситель, как мы уже о том говорили, «исполнил всякую правду», пошел вслед за людьми и совершил этот обряд Крещения, обряд омовения, как можно было бы сказать. Но Крест еще Ему предстоит. Поэтому здесь нет ничего общего, тема Крещения — это то, что посвящено историческому событию, связанному с Крещением Спасителя на Иордане. Потому что по-гречески это «баптизо» — «погружаю». Просто созвучные слова.
А если брать древние языки, тот же греческий, то там все понятно, не нужно даже объяснять. И, как мы знаем со страниц Писания, это «рождение свыше». Могли бы Вы немножко пояснить эту фразу: «рождение человека свыше»? Что это означает? Наверное, о таком рождении говорил Спаситель, как потом это трактовали многие богословы и святые отцы. Спаситель говорил о рождении свыше.
Для Никодима это было тяжело воспринимаемо: «Как человек может два раза войти в утробу матери? Это называется таинством Святого Крещения — то, что сегодня, спустя более двух тысяч лет, совершается в каждом храме над тем, кто добровольно желает стать христианином. Желает принять на себя образ Христа и жить по законам Божиим. Это «рождение свыше» происходит также через водную стихию, через воду, которая освящается. Это таинство, в котором через помазание святым миром крещаемому преподаются Дары Духа Святого. Вот об этом «рождении свыше» как раз и говорится.
И человек не может войти в ограду Церкви, не совершив это водное погружение, не крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, не приняв печать Дара Духа Святого. Когда человек совершает таинство Крещения, он становится полноправным христианином. При советской власти мы, конечно, ни в церковь не ходили, ни в Бога не верили. Вернее, верить — верили, но ничего о Нем не знали. И грехов-то было много. Сейчас ходим на исповедь — каемся в каждом, даже мелком проступке.
А ведь мы сколько тех проступков наделали? Мы же их и не помним. Как нам принести полное покаяние? Есть что-нибудь? Генеральная исповедь? Чтобы не чувствовать себя виновными».
Владыка, я даже дополню вопрос телезрительницы. Действительно, очень многие были крещены и не просвещены. И, увы, крещение «во оставление грехов» осталось, можно сказать, нереализованным. В том смысле, что грехи-то остались. Потому что еще осознания не было. Вот прозвучавшая тема — генеральная исповедь — меня всегда очень тревожила.
Не знаю, откуда вообще она пошла. Может быть, кто-то пытается как-то пересмотреть таинство Покаяния. Если есть у человека проблемы с памятью, если он не помнит о своих грехах, то надо молиться и просить, чтобы Господь помог их открыть. А может, эти грехи уже и прощены Богом, мы не знаем. Нужно работать над собой, ведь и само таинство Покаяния есть не что иное, как изменение своей жизни. Не надо в дебри далеко уходить, хватает много духовных проблем, много болезней и грехов, которые человек совершает каждый день и считает это не столь значимыми духовными проблемами.
Нужно разбираться в себе. Нужно читать святых отцов, анализировать свою жизнь. Особенно вечером, когда заканчивается день, когда человек отходит ко сну — когда есть время, может быть, после вечерней молитвы. Подумать, вспомнить, постараться вспомнить. Ведь если чуть-чуть только копнуть более-менее, не так глубоко, то это пойдет само. Но это чувство приходит только тогда, когда ты молитвенно воздыхаешь пред образом, пред Богом и просишь у Господа, чтобы Он помог тебе вспомнить то, что, как ты считаешь, у тебя еще есть неоткрытого.
Над чем еще работать. Вот так, наверное. Каждый прожил какую-то свою жизнь. И дается возможность прошлую жизнь перечеркнуть и начать жизнь заново. Но можем ли мы сказать, что таинство Покаяния в какой-то мере равнозначно таинству Крещения? Знаем, что таинств не так много — всего семь.
Человек, принявший крещение уже в зрелом возрасте, потом совершает какие-то проступки, ему есть в чем каяться. Но есть еще тема, связанная с младенцами. Ведь они безгрешные... Поэтому что сказать о равнозначности?.. Во-первых, таинства Покаяния не может быть, если не совершено таинство Крещения. Если брать по возрастающей, по восходящей, то, конечно, в основе лежит таинство Крещения.
Потом уже идут и все остальные таинства — Покаяния, Причастия. Но основой является таинство Крещения. И как потом быть, чтобы они не просто покрестились и ушли, а достойно жили церковной жизнью с Богом?