Новое назначение митрополита Тихона (Шевкунова), перевод с псковской на крымскую кафедру, получило, мягко говоря, противоречивы оценки наблюдателей. Слухи о моем желании стать патриархом — это всего лишь слухи, заявил митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) 21 июня во время пресс-конференции в Пскове, передает Псковская Лента Новостей. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Общества русской словесности — об образовании, молодом поколении, Обществе русской словесности и многом другом. в материале РИА Новости послушника до архимандритаМитрополит Тихон родился в Москве 2 июля 1958 года.
Биография митрополита Тихона Шевкунова
Он является автором известной книги «Несвятые святые», которая с момента выхода стала очень популярной, причем не только в православной среде. В 2012 году она удостоилась премии «Книга года» на Международной книжной выставке-ярмарке в Москве. Долгое время, с 1995 по 2018 год, владыка Тихон был наместником Сретенского мужского монастыря Москвы, а с 1999 по 2018 год — ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию. Свое архипастырское служение на Псковской земле владыка Тихон начал в 2018 году, когда решением Священного Синода был назначен главой Псковской митрополии митрополитом Псковским и Порховским.
При этом его деятельность уже выходит за рамки собственно церковной жизни. Часть денег, вырученных от продажи епархиального дома, будет передана псковским больницам для покупки лекарств, обещает Ковалев: «Они просят около пяти миллионов».
С помощью все тех же «друзей» в городе Печоры планируется построить новую больницу, говорит близкий друг Шевкунова: «Она будет оснащена всем необходимым — КТ, может, МРТ. Это не благотворительность — что-то даст областной бюджет, хотя большинство средств выделят инвесторы. Прибыль проекта будет идти за счет того, что в больнице будут лечиться по системе ОМС». По словам источника «Медузы» в Псково-Печерском монастыре, у митрополита есть грандиозные планы обустройства города Печоры — и превращения его в «образцовый городок Северо-Запада России». Шевкунов как политик По мнению депутата Льва Шлосберга, Шевкунова сейчас можно назвать самым влиятельным политиком Псковской области.
Первым делом митрополит намерен привести в порядок канализацию — и в обители, и в городе. Ростуризм выделил на эти цели 300 миллионов рублей, но, как часто бывает, по факту ничего не сделали. Сейчас вот занимаемся проектом», — говорит со смехом собеседник «Медузы» в Псково-Печерском монастыре. Кроме того, в Печорах появится «Дом бабушки» — место, где будут принимать стариков, которые не хотят покидать свои дома, но хотели бы отдохнуть или, например, привести себя в порядок в месте со всеми удобствами. Позже такие «дома» могут появиться по всей области.
Еще один план псковского митрополита — создание в регионе системы клубов с небольшими месячными взносами, где небогатые люди к примеру, студенты могут поесть в столовой или посетить кружки. Это будет совместный проект с администрацией региона. Не все идеи митрополита нравятся жителям Печор. В частности, он планировал разместить монастырскую семинарию в муниципальном лагере имени Космонавтов на территории Печор, в лагере летом тренировались спортсмены-лыжники из городской спортивной школы. Домики лагеря расположены в сосновом бору.
Но жители города восприняли планы митрополита как захват. Еще интереснее вопрос: почему молчит наша администрация и наши депутаты? Или их не волнует отдых своих же детей, а значит — судьба лагеря? При старом настоятеле и других лагерь поддерживали и чем могли помогали. Так почему, Владыка Тихон, и вам [лагерь] не трогать, а помочь лагерю?
В саму группу вступило около 400 человек, а местные жители собрали несколько сотен подписей под обращением к губернатору. В итоге региональные власти заявили активистам, что закрытие лагеря не планируется. Как говорит один из источников «Медузы», митрополита очень задел этот конфликт, а защитники лагеря его обидели: он считал, что сносит устаревшие строения, в местном патриотизме он усмотрел корысть. У него нет каких-то пределов, он считает себя человеком, который может принимать решения», — говорит об этом противостоянии Лев Шлосберг. Противостояние случилось и в Пскове.
Возле стадиона «Электрон», который находится неподалеку от храма Жен Мироносиц, должен появиться парк «Россия — моя история» проект Тихона Шевкунова , а рядом с ним — «гуманитарный центр», в него должен войти и сам стадион. Запланированная высота «центра» — 36 метров, в нем может разместиться и помещение под гостиницу. По словам Шлосберга, ранее на этой территории нельзя было строить здания высотой более 17 метров, под охранную зону попадал весь центр города. Сейчас у каждого храма своя отдельная охранная зона, которую определяют депутаты законодательного собрания, они изменения согласовали. Защитники стадиона после этого разместили в своей группе фотографию миниатюры «Мучение иерея» из одной из церковных книг.
По его словам, это встречается в двух случаях: либо человек совершенный бессребреник, либо у него есть почти неограниченный доступ к финансовым ресурсам. Он приводит пример: во время пандемии священники столкнулись с дилеммой: нужно закрыть храмы и защитить прихожан от вируса, но «жить-то на что, если людей не пускать? Перед Шевкуновым, который закрыл псковские храмы еще в марте 2020 года, такой выбор не стоял, считает Кураев: «Он может позволить себе роскошь поступать и по христианским, и по гуманистическим убеждениям». На федеральном уровне митрополит Тихон сохраняет образ священнослужителя-государственника, ультраконсерватора, близкого к власти, но внутри епархии и для священников и верующих из других регионов создается другой имидж — крепкого хозяйственника, который не забывает о молитвах, но может и пошутить. В Пскове формируется не самый типичный для РПЦ способ существования епархии — организации, которая не боится идти в мир, борется за сферы влияния в благотворительной, медицинской и даже коммунальной сферах.
В чем-то это похоже на развитые миссионерские службы католической церкви. Собеседник, близкий к руководству митрополии, сходство признает, но не видит в нем ничего предосудительного: «В православии это тоже было и должно развиваться». Николай Митрохин не исключает, что деятельность Тихона в Пскове может выглядеть как предвыборная кампания на пост патриарха. У них есть запрос на простого и доступного архиерея, а если он еще не чужд современных технологий — это просто супер», — говорит ученый. Но тут же добавляет, что ни рядовые священники, ни тем более миряне патриарха выбирать не будут, поэтому очков в условной предвыборной кампании отцу Тихону все это не приносит: «Многим архиереям такие практики, наоборот, не нужны».
Возможной промежуточной целью отца Тихона Митрохин считает пост митрополита Санкт-Петербурга — по чину это действующий член Священного синода, который имеет более статусные претензии на патриарший пост. Но нет свидетельств того, что президент и его администрация могли бы продавить назначение санкт-петербургского митрополита в РПЦ или другого постоянного члена Синода», — заявляет Митрохин. В числе архиереев, которые с большей вероятностью могут в будущем занять пост патриарха, Митрохин называет главу отдела внешних церковных сношений митрополита Илариона, митрополита Киевского Онуфрия, митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия. У всех трех есть группы поддержки среди архиереев, говорит ученый. Андрей Кураев в оценке патриарших перспектив еще более пессимистичен.
Во-первых, митрополит Тихон не занимал должностей, на которых мог бы помочь своим людям войти в высшую церковную элиту и создать собственную влиятельную группу поддержки, говорит он. Насколько я понимаю, епископат устал от Кирилла, от его нервозности, от постоянной имитации бурной деятельности, от указивок, которые горами валятся из Москвы, от требований отчетов.
Георгий Шевкунов был переведен на работу в издательский отдел Московской патриархии Русской православной церкви РПЦ , который возглавлял митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Нечаев. В 1986-1988 гг. В 1989 г.
В июле 1991 г. В том же году патриархом Алексием II Ридигером рукоположен в иеродиакона и во иеромонаха. В 1993 г. В 1995 г. Возглавлял Сретенский монастырь до мая 2018 г.
В 1998 г. В 1999 г. Занимал этот пост до мая 2018 г. В марте 2001 г.
Чем он был в Древней Греции, в Византии? И дал ответ: «Это Колыма! Для них это было место, где нормальные люди не жили. Вот и мне — на курорты Колымы… Нет, там прекрасно, конечно.
Наши проекты
- Содержание
- Большие надежды
- митрополит Тихон (Шевкунов) | Ахилла
- Наши проекты
Митрополит Тихон (Шевкунов): ужасен монах, мечтающий стать патриархом
Архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского. Сегодня, 2 июля 2023 года, своё 65-летие отмечает митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Тихон (до пострига – Георгий) Александрович Шевкунов – православный делатель культуры, сценарист, писатель, епископ Русской Православной Церкви. Биография епископа Тихона на официальном сайте Московского Патриархата.
Митрополит Тихон (Шевкунов) - новый митрополит Крымский
Другой православной литературы никогда не читал. Но вот на Флэшмоб 2015 мне посоветовали прочитать эту книгу. И, откровенно говоря, она произвела на….
Вот и «сослали» его в Псков — один из беднейших регионов Центральной России, подальше от президента. Сам Тихон слухи о конфликте с патриархом называл бредом и даже отказывался комментировать. И говорил, что в Псков едет с радостью, поскольку Псково-Печерский монастырь — его «колыбель», именно здесь он начинал свой путь послушником. Другие в околоцерковном комьюнити были уверены, что Тихон пошел на этот шаг ради карьеры. Дело в том, что стать патриархом и даже кандидатом на этот пост может только архиерей с богатым опытом, одного лишь наместничества в монастыре недостаточно.
А в Пскове он получил повышение — стал местным митрополитом.
Однако после окончания школы в 1977 году он выбрал ВГИК, поступив на сценарный факультет мастерская кинодраматургии Евгения Григорьева, автора сценариев фильмов «Звезда», «Романс о влюбленных», «Горячий снег». Тихон Шевкунов в юности Сокурсники Георгия отмечали в интервью, что он хорошо писал, был комсоргом курса, доброжелательным, «наивным и чистым, как Кандид» [герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» — прим. На последнем году обучения благодаря интересным лекциям преподавателя по древнерусскому искусству, эрудированного православного человека, у него появился интерес к религии. Он читал Библию, ходил на службы. Церковная карьера В 1982 молодой человек успешно окончил вуз, получив специальность «Литературная работа». В том же году 24-летний Георгий принял крещение и поехал в Псково-Печерский монастырь в поисках Бога, где затем прожил в качестве послушника около девяти лет. Там обитал почитаемый старец-провидец Иоанн Крестьянкин , ставший его духовным отцом. В 1986 Георгий вернулся в Москву и начал работать в издательском отделе Московской патриархии под руководством владыки Питирима Нечаева. По одной версии, переезд Шевкунова организовала мать, однажды приехавшая в монастырь и увидевшая больного сына в карцере на каменной скамье.
По другой, его перевод произошел по просьбе жены некого офицера КГБ, которая во время экскурсии по монастырю пожалела дипломированного киносценариста-послушника, работавшего в коровнике, и попросила мужа устроить его к Питириму. Тихон Шевкунов слева в молодости В 1991 Шевкунов принял монашеский постриг в Донском монастыре Москвы, получил новое имя Тихон в честь патриарха Московского Тихона и переехал в эту ставропигиальную то есть подчиняющуюся непосредственно Святейшему синоду обитель. Вскоре патриархом Алексием II он был посвящен в духовный сан иеродиакона, а затем — в сан иеромонаха. В том же году старейший Малый собор монастыря пережил большой пожар. По версии следствия, его виновником был уснувший с папиросой сторож. Но отец Тихон заявил в интервью «Комсомольской правде», что произошедшее было результатом вероломного поджога агентов западных спецслужб. Следует отметить, что с 1990-х будущий митрополит стал одним из лидеров державно-фундаменталистского авторитарного крыла РПЦ. Его сторонники, в отличие от либеральных христиан гуманистов , проповедуют консервативную идеологию: считают, что на стороне истинной веры и добра находится только РПЦ и Кремль, на стороне зла — любые веяния с Запада, а чтобы считаться праведником, человек должен чтить государство, слушаться патриарха, стоящего целиком на стороне фундаменталистов, стать строгим ревнителем патриархальной семьи и ненавидеть гомосексуалов. В феврале 1992, во время ремонтно-реставрационных работ в Донском монастыре, в трапезной части Малого храма было обнаружено захоронение патриарха Тихона. Георгий участвовал в обретении святых мощей этого прославленного предстоятеля РПЦ.
Обретение святых мощей патриарха Тихона В 1993 Шевкунов получил очередное повышение — стал настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, располагавшегося в бывшем Сретенском монастыре на улице Большая Лубянка. В 1995 его назначили наместником данного возрожденного храма и возвели в сан игумена руководителя монастыря.
Шевкунов, И. Сечин, Н. Патрушев и С. Пугачев Поскольку процесс объединения церквей проходил под контролем Администрации Президента, Т.
Шевкунов к середине 2000-х гг. Дошло до того, что в прессе стали настойчиво муссироваться слухи о том, что Т. Шевкунов якобы является президентским духовником. Хотя никаких подтверждений этому со стороны Кремля никогда не было, подобные слухи по-прежнему постоянно появляются в СМИ. Сам Т. Шевкунов лишь изредка неуверенно опровергает их [163] , оставляя публику под впечатлением, что лишь политическая целесообразность не позволяет ему признаться в своем высоком статусе: «Хотите верить слухам, верьте, но я их распространять не стану» [164].
Шевкунов Т. Шевкунов с середины 2000-х постоянно увеличивает свое присутствие в российском информационном пространстве и всеми силами стремится расширить влияние церкви на общество, попутно внедряя свои конспирологические взгляды на историю и современность. Он становится главным редактором интернет-портала «Православие. В 2008 г. Византийский урок» — многих профессиональных историков, общественных деятелей и даже православных священников возмутила примитивная, конспирологическая трактовка Шевкуновым сложных исторических процессов и попытка сделать прямые параллели между событиями византийской истории и современной Россией [165]. Отметим, что даже будущий патриарх, а тогда митрополит Смоленский Кирилл Гундяев , заявил, что исторические оценки архимандрита Тихона в фильме «Византийский урок» являются его личной трактовкой [166].
Тем не менее, федеральные каналы трижды показали фильм в прайм-тайм, а в том же году он был переведен на английский, испанский, португальский, греческий и сербский языки, и естественно получил премию «Золотой орёл», карманную кинонаграду Н. Несколько лет спустя Т. Шевкунов издал книгу «Несвятые святые и другие рассказы». Наполненный исключительно положительными персонажами сборник лубочных рассказов, повествующий о жизни монастыря в конце советской эпохи, выдержал на сегодняшний день 17 изданий и разошёлся тиражом почти в 2,5 млн экземпляров. Сборник был переведен на основные европейские языки и получил множество российских литературных премий [167]. Критики, в том числе из православной среды, отмечали, впрочем, что «Несвятые святые» — это свидетельство того, как суеверие подменяет собой веру, создавая иллюзию духовной жизни и созерцания неисповедимых «путей Господних», а на практике оборачиваясь элементарным оккультным аутотренингом — неким самовнушением, которое, к сожалению, удовлетворяет многих христиан, но заслоняет от них более глубокие стороны в познании собственной веры» [168].
Ямпольская — креатура Т. Шевкунова и Н. Михалкова в Госдуме Редактором а по некоторым сведениям, и соавтором этой книги была Елена Ямпольская, ставшая впоследствии при поддержке ультраконсервативного Министра культуры Владимира Мединского и все того же Т. Шевкунова, главой комитета Госдумы по культуре и прославившаяся своим известным тезисом: «Россию способны удержать над бездной две силы. Первая называется — Бог. Вторая — Сталин» [169].
Не довольствуясь изданием самой массовой в новейшей российской истории художественно-публицистической книги, Т. Шевкунов взялся за историю страны и пропаганду клерикально-монархической её версии в общероссийском масштабе. С этой целью одиозный архимандрит инициировал проект «Россия — моя история» — систему мультимедийных псевдоисторических парков-выставок, в которых представлена тихоновская концепция многовековой истории России. Выше мы уже писали о содержании этих антинаучных экспозиций, призванных представить историю нашей стране в ультраконсервативном и псевдопатриотическом ключе. Отметим лишь, что даже выступая на открытии одного из парков в Екатеринбурге Т. Шевкунов не смог удержаться от очередного исторического подлога и приписал В.
Ленину фразу «А на Россию мне плевать», которую лидер большевиков в действительности никогда не произносил [170]. Используя свои давние связи с В.
Биография митрополита Тихона Шевкунова
Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович) биография и пресс-портрет | Епископ Тихон (Шевкунов) на открытии музейно-выставочного комплекса «Россия — моя история» в Ставрополе. |
Митрополит Тихон (Шевкунов) - новый митрополит Крымский | Интервью Ксении Собчак с митрополитом Тихоном Шевкуновым, высказавшимся о спецоперации и своих отношениях с президентом, стало причиной скандала. |
Репортаж к юбилею Тихона (Шевкунова), | 11 октября митрополит Тихон (Шевкунов) решением Священного синода РПЦ был назначен главой Крымской и Симферопольской епархии. |
Тихон (Шевкунов; митрополит) - ПЕРСОНА ТАСС | 2 июля митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону (Шевкунову) исполняется 61 год. |
Биография митрополит Тихон (Шевкунов) – читайте об авторе на Литрес | Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) назначили митрополитом Симферопольским и Крымским. |
Архимандрит Тихон (Шевкунов): биография
Биография митрополита Тихона Шевкунова | Митрополит Тихон (Шевкунов) сравнил назначение в Крым со ссылкой на Колыму. |
Тихон Шевкунов — биография архимандрита | Биографии известных людей | О назначении епископа Тихона (Шевкунова) митрополитом Псковским стало известно от пресс-секретаря патриарха священника Александра Волкова. |
Биография митрополита Тихона Шевкунова | Епископа Тихона Шевкунова в сан митрополита возвел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
Знай наших. Митрополит Тихон (Шевкунов). Эфир 05.07.2023 | моя история" перешли в ведение Минпросвещения. |
† митрополит Тихон (Шевкунов) †
Тихон (до пострига – Георгий) Александрович Шевкунов – православный делатель культуры, сценарист, писатель, епископ Русской Православной Церкви. Митрополит Тихон поблагодарил патриарха Кирилла за то, что он сделал его псковским епископом и игуменом Псков-Печерского монастыря. Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) назначили на пост главы Крымской митрополии. [11] "Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского", официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 октября 2015. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Общества русской словесности — об образовании, молодом поколении, Обществе русской словесности и многом другом.
Фото недели. Митрополит Тихон (Шевкунов) пошутил о своем назначении "на курорты Колымы"
Митрополит Тихон Шевкунов и Путин. Отец Тихон (при рождении Георгий Шевкунов) появился на свет в 1958 году в Москве. Священный синод Русской православной церкви назначил митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) главой Крымской митрополии. В окружении святейшего Кирилла шепчутся, что на патриаршей службе в Торжке 21 июля между митрополитом Тихоном (Шевкунов) и главой РПЦ произошла неприятная пикировка.
Заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России
И дал ответ: «Это Колыма! Для них это было место, где нормальные люди не жили. Вот и мне — на курорты Колымы… Нет, там прекрасно, конечно. Там прекрасно, но это не Печоры».
По сложившейся в Русской православной церкви традиции, все епископы, избранные патриархами на Соборах , начиная с восстановления патриаршества в России в 1917 году, до своего избрания в предстоятели самостоятельно управляли епархиями от 20 до 40 лет [27]. По собственному признанию: «В Псковской епархии есть замечательные священники, но прихожан в храмах значительно меньше, чем других исконно православных областях России. Не буду вдаваться во все причины. Но одна из казалось бы технических проблем епархии — отсутствие у большей части храмов приходских домов. На самом деле это не просто хозяйственная необходимость: и воскресная школа, и огласительные курсы, и училища, и беседы о Священном Писании, и молодёжные встречи — это и многое другое составляет жизнь православной общины» [33] 14 июля 2018 года решением Священного синода назначен «священноархимандритом и игуменом» Псково-Печерского монастыря [34] [35]. Во Пскове, в Печорах есть профессиональные экскурсоводы.
Это относится не только к полезному для нас. Если человек или народ чего-то страстно желает себе во вред, то Господь вначале долго и терпеливо вразумляет и отводит от вожделенной, от пагубной цели. В результате мы получаем то, чего хотели. Только не в виде наших розовых фантазий, а в суровых реалиях — таких, какие они есть». Только бы прочувствовать нам это» Предупреждает: «Есть непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом.
И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Предупреждает еще: «Есть такой духовный закон: никогда не ищи виновников на стороне, знай: виноват всегда в первую очередь ты. Это основа православной аскетики». Объясняет: «Есть главная причина всех наших невзгод, есть ее главный виновник — это мы сами. Чтобы мы не строили никаких иллюзий.
Если человек здоров, его иммунитет силен, он может сопротивляться внешнему воздействию вирусов, бактерий и так далее. Какие бы болезни к нему ни приступали, он преодолеет все. Мы знаем это по своему личному опыту. Если же наш организм ослаблен, если мы поступаем не так, как необходимо поступать для того, чтобы поддерживать наше физическое здоровье, — иммунитет, защитные свойства человеческого организма падают, и любая бактерия, любой вирус становятся причиной тяжкой болезни или любой другой, а иногда и причиной летального исхода». Иеромонах Рафаил Огородников Упоминает еще о таком духовном законе: «Господь не любит боязливых.
Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. Это было время нового гонения на Русскую Православную Церковь. Хрущев, ставший председателем Совета Министров СССР как раз в 1958 году, горел желанием показать стране последнего священника и был настроен на полное уничтожение Русской Православной Церкви. Хрущев Началось массовое закрытие церквей, монастырей, духовных учебных заведений, епархий, бушевала агрессивная атеистическая пропаганда.
Но все же вера в народе жила. Владыка Тихон говорил, что в те годы бабушки и тетушки часто крестили ребенка в тайне от неверующих родителей, и замечал о себе: «Крещен ли я был в детстве, никто не знал». Мир христианства откроется ему позднее — в годы учебы в институте. Творческая натура Георгия проявилась уже в детстве. И, окончив школу, одаренный юноша поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии — одного из самых знаменитых вузов страны.
Прекрасное, замечательное время, — вспоминает владыка. Это был особый институт, в первую очередь потому, что там была удивительно домашняя, семейная атмосфера, очень дружеская обстановка. Мы жили обычной студенческой радостной, полной открытий жизнью, которая, впрочем, была очень напряженной: мы много и с охотой учились… У нас были замечательные преподаватели. Многих из тех, кто учил нас тогда во ВГИКе, по идеологическим соображениям не брали в большие вузы, например, в университет. Такие преподаватели считались неблагонадежными, например, Мераб Константинович Мамардашвили, выдающийся философ, хотя сам себя он философом никогда не называл.
Говорил, что философы — это Платон, Гегель, Кант, а он занимается философией. Мамардашвили, философ Георгий и его однокурсники много читали, ездили по стране. А еще любили гулять по Москве, по Замоскворечью. Эти прогулки, наши бесконечные юношеские разговоры и споры, столь важные тогда для становления личности, запомнились на всю жизнь как очень светлое ощущение», — напишет владыка о своей студенческой юности. Студенты… стояли перед иконой и читали акафист В те годы в обширной библиотеке ВГИКа не было даже Библии, не говоря уж о творениях церковных и религиозных писателей.
Приходилось выискивать сведения о вере по крупицам то в учебниках по атеизму, то в произведениях классических философов. Огромное влияние оказала на студентов великая русская литература.
В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона Шевкунова , которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.
О Путине Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма. С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами. Но Тихон Шевкунов согласился разговаривать только потому, что с уважением, как он говорит, относится к моей маме Зое Крахмальниковой, отсидевшей пять лет за веру в советское время. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа.
Что вы о ней слышали в те годы? К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы. Это было почти сорок лет назад.
В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу. Зоя Крахмальникова былаарестована 3 августа 1982года. В храме отца Владимира мы собирали какие-то средства для помощи Зое Александровне, кто-то брался передать их в тюрьму, купить что-то необходимое.
Какие-то люди нас пытались припугнуть, мол, делать это опасно, могут быть неприятности. Но мы на это совершенно не обращали внимания. Что касается собственно диссидентского движения — оно нас особо не интересовало: мы с друзьями с головой углубились в постижение православия. Я к тому времени написал заявление о выходе из комсомола и больше особенно идеологическими проблемами не заморачивался.
Никакого героизма в этом не было. Это был, в общем-то, излет советской власти. Эта статья о так называемом сергианстве политика лояльности советской власти в СССР, начало которой обычно связывают с Декларацией митрополита Сергия Страгородского. А сегодня Церковь больна сергианством?
Сергианство, как его понимают критики курса тогдашней Патриархии, — это определенная церковная политика, избранная митрополитом Сергием. Заключалась она в том, что в условиях открытого государственного террора большевиков по отношению к Церкви, в условиях реальной опасности подмены православия на так называемое обновленчество, к чему активно стремились большевистские власти, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий Страгородский избирает путь не подпольного существования Церкви, а сохранения легальных церковных структур. Для этого ему пришлось идти на тяжелые компромиссы. Самые трагические из них заключались в том, что церковная администрация практически уступила государству право распоряжаться назначением и переводом архиереев и священников, отстранением неугодных от кафедр и приходов, открыто не протестовала против преследований духовенства и беззаконий, творившихся в стране.
Что же происходило? Может быть, митрополит спасал свою шкуру? Нет, в этом его не упрекали жесткие церковные противники его курса. Все отдавали себе отчет: просто умереть в его положении старика-архиерея, прожившего долгую жизнь и в период небывалых гонений несущего ответственность за всю Русскую церковь, — было бы самым легким выходом.
Нет, упрекали его не в этом, а в ошибочности выбранного им курса отношения к власти. Сам же митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убежденностью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь. А это, при продолжительном времени пребывания большевиков у власти и тотальном уничтожении ими канонической Православной церкви, будет иметь непредсказуемые последствия вплоть до полного исчезновения православия в русском народе. Подобные примеры в истории, к несчастью, имели место.
Но за выбранную церковную политику приходилось платить поистине страшную цену. Конечно, это была ложь. Пусть вынужденная, но ложь. Почему он шел на такие шаги?
Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении. Все, что могу произнести: не дай Господь оказаться на его месте. Избранная митрополитом Сергием церковная политика нашла как понимание в церковной среде, так и жесткое осуждение и противостояние. Самое скверное, что мы можем сделать из нашего безопасного сегодня, — приняться судить конкретных людей той и другой стороны.
Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион Троицкий — один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука Войно-Ясенецкий , в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно — смерть. Митрополит Константин Дьяков , митрополит Евгений Зернов — перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия. Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи — митрополит Кирилл Смирнов , митрополит Агафангел Преображенский , архиепископ Варлаам Ряшинцев , архиепископ Серафим Самойлович. Они тоже прославлены Церковью в лике святых.
Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Митрополит Сергий Страгородский не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь. Митрополит Сергий Страгородский Мой духовник отец Иоанн Крестьянкин рассказывал мне о своем видении одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни , которое коренным образом повлияло на его судьбу.
Будучи еще мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней — будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается.
Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство — это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество — детский дом.
Его субсидируем и мы, и местные власти. В чем упрекали митрополита Сергия? А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, — не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь.
В ее центре только Бог, Христос. Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное.
Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину?
Потому что либералы не велят? Я сравниваю дух. В том, что она сотрудничает с властью, она власть прославляет. Вспомните президентские выборы 2012 года, когда патриарх Кирилл фактически призывал голосовать за Путина.
Уставом Русской православной церкви запрещено призывать к голосованию за тех или иных политиков и за партии. Я хотел бы вас поблагодарить. Это не призыв, но однозначная поддержка, из которой паства должна делать выводы. Он решил, что и в праве, и должен именно так выступить в присутствии всех глав религиозных объединений России.
Согласен с вами, это была поддержка в рамках закона, а не прямой призыв к голосованию за кандидата. Вы все правильно сказали. Тогда в чем криминал? Никогда не заступается за политических заключенных.
Церковь поддержала воссоединение Крыма, хотя были разные мнения. Безусловно, для церкви, в отличие от нынешних оппозиционных деятелей, критика власти не является самоцелью и смыслом существования. Здесь вы правы. Но в том, в чем Церковь считает нужным указывать государству и обществу на опасности и ошибки, мы, конечно же, говорим.
Именно от Церкви, от патриарха и множества священников и мирян исходит самая жесткая критика государственного закона об абортах. Сбор подписей, выступления патриарха в Думе с критикой политики государства в этой области, в СМИ, в проповедях, наконец. Речь идет о миллионах жизней, о системном пресечении этой вседозволенности и системности убийств. Мы предлагаем шаги, основанные на международном опыте по сокращению абортов.
Президент РФ Владимир Путин, бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков и патриарх Московский и всея Руси Кирилл слева направо на торжественном приеме в честь выпускников военных академий и университетов в Кремле, 2012 год Далее, критика государственной политики в области производства и распространения алкогольной продукции. Потакание безудержному производству алкоголя проходило под видом утверждения свободы рынка. Результат этой критики, а затем многолетней совместной работы государства и Церкви — несколько лет назад приняты новые законы по сокращению потребления алкоголя, и сегодня в этой проблеме, в том числе с помощью Церкви, произошли изменения. Потребление чистого алкоголя на душу населения в год в 2008 году, по данным Минздрава России, было 15,8 литра а реально было около 18 литров а в 2015 году — 10,5 литра.
Привожу такие точные цифры, поскольку сам непосредственно со стороны Церкви занимаюсь этим направлением. Политические заключенные. Лично моя позиция такова: если ты лично знаешь человека и понимаешь, что он осужден за свои политические воззрения, ты в праве защищать его от произвола. Поэтому к каждому священнику — это вопрос действительно исключительно личный.
Я знал одного человека, моего друга, который был арестован и предан суду за политические взгляды после октября 1993 года. И именно потому, что я знал его, был уверен в нем и в его правоте и невинности, я пришел на суд и выступил как общественный защитник. Но если ты знать не знаешь ни человека, ни сути его дела, а тебе лишь говорят, что, с нашей точки зрения, это политический заключенный… Церковь не обладает возможностями следствия. Согласитесь, совершенно разные ситуации.
По Крыму. Есть церковные люди, которые поддержали воссоединение Крыма, и их очень много, в том числе и в Крыму. Есть те православные, которые выступили с осуждением этого. Есть священники, которые выступили публично, и никаких репрессий в отношении них не было.
Знаю, несколько человек об этом высказывались.
Митрополит Тихон (Шевкунов) отмечает 65-летие
Биография митрополита Тихона Шевкунова: монашеский постриг, служение Богу, епископство, общественная деятельность, книги и награды. Биография епископа Русской православной церкви, митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова): путь игумена Псково-Печерского монастыря к вере, написание книги «Несвятые святые». Митрополит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; род. 2 июля 1958, Москва) — епископ Русской православной церкви; митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии (с мая 2018 года); священноархимандрит и игумен Псково-Печерского монастыря. Но Шевкунова он до сих пор называет «приятелем», а знакомый митрополита Тихона утверждает, что архиерей продолжает общаться с Кураевым, хотя и не одобряет многие его высказывания. Епископа Тихона Шевкунова в сан митрополита возвел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Крымский пост: почему митрополит Тихон не радуется новому назначению
А некоторые слова и поступки неоднозначного священника Тихона на самом деле дают к этому повод. И мало того, что не скрывал этого, так еще студентам рассказывал такие вещи, которые больше негде было почерпнуть. Мы даже после занятий собирались... У Гоши появилась своя Библия — тогда ее трудно было достать, но он у нас всегда шустрый был. После окончания института интерес к религии у выпускника-кинематографиста не прошел. Георгий Шевкунов поехал во Псково-Печорский монастырь — один из главных православных центров в советское время. Здесь жил известный старец-провидец ХХ века Иоанн Крестьянкин — он и стал духовным отцом для будущего архимандрита. Когда он принял решение постричься в монахи, мама его долго не благословляла.
Она — ученый, всю жизнь занималась микробиологией. Время было советское, и понять увлечение сына религией ей было трудно. Смирилась она только через 8 лет. Георгий-Тихон не прогадал. Его ждала жизнь интереснее любого кино. Сам себе режиссер Путин в окружении иерархов греческой церкви. Русскую церковь представляет отец Тихон крайний слева Тихон стал нетипичным монахом.
Вокруг новоиспеченного послушника возникало слишком много скандальных сюжетов — с ним, Тихоном, в главной роли. Недоброжелатели называли это «саморекламой», а друзья — следствием слишком живого характера. Приняв постриг, Тихон переехал в Донской монастырь в Москве. Однажды ночью монастырь сгорел, и Тихон во всеуслышание обвинил во всем неких «иностранных агентов». Вскоре в церковных стенах разыгралась еще одна «голливудская» история. Патриарх отозвал наместника Сретенского монастыря Георгия Кочеткова, а на его место назначил «своего человека» — молодого и преданного Тихона Шевкунова. Сретенский монастырь находится в центре города, на Лубянке.
Церковь и государство тогда начали стремительно сближаться, и оставлять на таком важном месте «неуправляемого» Георгия Кочеткова и его сторонников было неосмотрительно. Изгнанные монахи уходить не хотели, поскольку своими силами восстановили здание, разрушенное в советские годы. А в третий раз мы явимся сюда с казаками, — тихим голосом сказал новый наместник монастыря на Лубянке. Но не отступил. Следующий раз на территории монастыря он появился с «черной сотней» — боевым казачьим подразделением под православными знаменами. Сторонники Георгия Кочеткова сдали монастырь без боя. После этой истории про Тихона стали говорить: у него «бульдожья хватка».
Из наместнического кресла уже были видны окна кабинета Владимира Путина, где бессмертная душа будущего президента в то время трудилась на должности директора ФСБ. Дорога к храму О том, как встретились два лубянских начальника, ходят разные версии. Одна гласит, что Путин сам пришел в храм, потому что тот был поблизости от его работы. Путин еще только начинал «ходить в разведку», когда Николай Леонов уже стал вторым человеком в Первом управлении КГБ и, как говорят, курировал лично Фиделя Кастро и всех наших джеймсбондов на американском континенте. Я слышал, у него собственная церковь на Валааме.
В одной из проповедей отец Алипий говорил: "Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы". И даже если мы не понимаем его правды и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить". Отец архимандрит участливо заметил ему: - Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, а президента не видели".
В июле 1991 г. Москвы пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В 1993 г. В 1995 г. В 1998 г.
В 1999 г. С марта 2001 г. В 2004 г. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г.
Распоряжением Президента РФ Д.
Будет «взаимодействие» — так декларировано на сайте Патриархии. Не ясно, впрочем, останется ли Амвросий её ректором. Похоже, что нет.
Но и вернуться на покинутую столичную кафедру тоже будет проблематично. Туда уже спроваживают митрополита Илариона Алфеев — на это указывает историк церкви Сергей Бычков, и для него это ссылка. И за папу римского, и за профуканную Украину. И в особенности — за неудачный разрыв с константинопольским патриархатом.
Теперь у Пскова есть шанс стать «альтернативным» центром церковной жизни. Спонсорский денежный поток течёт настолько обильно, что митрополит анонсирует «реставрацию ключевых монастырей и кафедрального собора епархии», мелкий ремонт всех 26 местных храмов, а уже в октябре распахнёт двери семинария при Псково-Печерском монастыре, аналог Сретенской. Клерикализация страны? Чему нас учит весь этот сюжет?
Во-первых, списывать со счетов Шевкунова рановато. Как только над ним по-настоящему закапало, Кремль тут же раскрыл над ним зонтик, невзирая на слухи и сплетни. Так что, случись вдруг новые выборы главы РПЦ — и как знать, не сработает ли какой механизм. Лифт там какой социальный или иной подъёмник.
Во-вторых, возвращать Шевкунова в столицу, как об этом судачит его окружение, тоже не станут — разрастание их с Кириллом амбиций может одинаково навредить и церкви, и власти. А в-третьих, ситуация убедительно доказала, от кого у нас на самом деле зависит всё, даже в таком вопросе, как будущее отдельно взятого православного учебного заведения. Может, кому и не по вкусу окажется, зато ни о какой «клерикализации» общества и речи не возникает. Ибо церковь сама по себе совершенно ничего у нас не решает.
Как ей скажут, так и будет. Шансы митрополита Тихона в свете вышеизложенного мнятся довольно высокими, но, как выясняется, на высокий престол есть и другие претенденты. В первую очередь это двое попавших в опалу митрополита — Мефодий Пермский и Феофан Казанский. Оба уже в возрасте, но отличаются завидным здоровьем и жизнелюбием за глаза их называют «клонами Денисенко», намекая на престарелого самозваного украинского «патриарха» Филарета.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Биография. Митрополит Тихон (Георгий Шевкунов) родился в Москве 2 июля 1958 года. 29 февраля 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох. Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского. Епископ Тихон (Шевкунов) Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считается одним из наиболее влиятельных деятелей Русской православной церкви (РПЦ). Биография епископа Тихона на официальном сайте Московского Патриархата. Митрополи́т Ти́хон — епископ Русской православной церкви; митрополит Симферопольский и Крымский, глава Крымской митрополии (с 11 октября 2023 года).
Митрополит Тихон (Шевкунов)
- Зачем встретились митрополит Тихон (Шевкунов) и Ксения Собчак
- В ссылку или на патриарший престол? Три версии нового назначения «духовника Путина» в Псков
- Духовная литература
- Тихон Шевкунов
- О компании
Тихон (Шевкунов; митрополит)
Потом я понял, что это путь в никуда, когда познакомился с жизнью христианских, постхристианских общин на Западе. Он всегда поддерживал дружеское общение. Всегда умел выдавать яркие идеи. Иногда слишком полагался на собственное видение. Но все мы меняемся и учимся со временем слушать других. Человек яркий.
Есть опасность, что после нынешнего Патриарха выберут какую-то архиспокойную фигуру, которая не будет ни во что вмешиваться и, на контрасте с нынешним понтификатом, просто сидеть в четырёх стенах и иногда служить. Это будет плохо. А Тихон — живой человек. Он на это всегда говорит: «some more, some less». Кто-то более живой, кто-то менее живой.
Тихон более живой. Его всё-таки интересует интеллектуальная сфера, вопросы общественной жизни. Сегодня есть опасность, что на контрасте как епископы, так и светские власти России могут предпочесть фигуру, которая будет заниматься только богослужениями, иногда подписывать очень аккуратные общественные документы. Выполнять, скорее, декоративную роль. Патриарх Кирилл тоже достаточно живой человек.
Не во всём с ним можно согласиться, конечно. Но фигура достаточно яркая. Но от этого некоторые устали. Именно поэтому фигура митрополита Онуфрия привлечёт очень многих. Хоть он и из Киева, и фамилия у него Березовский.
Он настолько предсказуем, что это может сегодня понравиться очень многим в России. Но если он становится Патриархом, наша церковь на Украине будет очень сильно ослаблена. Сегодня Онуфрий — очень сильная кандидатура. Я бы его даже поставил на второе место после Варсонофия. Именно это может сейчас понравиться.
Надо понимать, что ещё до конца месяца события на Украине будут развиваться достаточно ураганным образом. Сегодня Константинопольский Патриархат ведёт переговоры с поместными церквями относительно предоставления полной церковной независимости кому-то на Украине. Пока не понятно — кому. Такие же консультации ведёт Московский Патриархат. Консультации идут очень интенсивно.
Украинские власти давят на общины и верующих с целью отделения их от Москвы. Там два сценария.
Государство уделяет Крыму гораздо больше внимания, чем Псковской митрополии, считает он. Тем не менее, Крымский регион важен, в том числе, и для Церкви. По мнению Макаркина, Крым станет моделью для новых регионов России. Но я думаю, что переход их в подчинение патриарха Кирилла — это вопрос времени», — добавил политолог.
В своих работах священнослужитель задумывается над основными вопросами существования человека. В сервисе ЛитРес можно познакомиться с книгой епископа «Несвятые святые и другие рассказы». В ней автор рассказывает трагичные и лирические историй из жизни людей, которых он знал лично. Книга во многом автобиографична, в ней игумен Псково-Печерского монастыря открывает читателям двери в свой мир, где живут по совершенно иным законам. Он описывает свои чувства, когда первый раз переступил порог монастыря и рассказывает об испытаниях и помощи Божией, с которыми столкнулся на своем пути. Книга стала бестселлером, ее тираж превысил миллион экземпляров.
Сегодня, помимо архипастырского служения, митрополит Тихон является председателем Патриаршего совета по культуре и главой Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Кроме того, митрополит Тихон является сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Редакция журнала «Фома» поздравляет владыку Тихона с юбилеем, желает ему помощи Божией в дальнейшем архипастырском служении и всех благих начинаниях! Многая лета!