Успех Агаты Кристи поражает: мало кто может сравниться с ней по объему тиражей и числу экранизаций. Через некоторое время стало известно, что пропала известная писательница Агата Кристи — найденный автомобиль принадлежал ей. Агата Кристи со вторым мужем, археологом Максом Маллоуэном.
Самый издаваемый автор
- Основатель группы «Агата Кристи» предположил, почему Земфира* не поддержала СВО
- Интересные факты об Агате Кристи: куда она пропадала в 1926 | 360°
- Агата Кристи (Agatha Christie)
- Почему Кристи не нравились экранизации ее детективов
- Мужья Агаты
Королева детектива: 130 лет со дня рождения Агаты Кристи
Еще во время войны, горячо увлеченная ядами Агата Кристи вспомнила о старом споре с сестрой и написала детективный роман. Это была одновременно попытка доказать, что она вовсе не такая «невразумительная», как кажется Мэдж, и поклон в сторону любимого литературного жанра Агата Кристи обожала произведения Артура Конан Дойля. Для «Загадочного происшествия в Стайлзе» девушка придумала пару друзей: гениального сыщика Эркюля Пуаро и не самого сообразительного армейского капитана Артура Гастингса — эта парочка вам никого не напоминает? Роман был окончен то ли в 1916, то ли в 1917 году, а скорее всего — где-то на рубеже. Молодая авторка отправила его в несколько издательств и оттуда приходили отзывы вроде: «Никто не будет это читать! Арчибальд Кристи оказался не самым интересным спутником жизни: его не интересовала «писанина» жены, Агату не интересовал его любимый гольф, им не о чем было поговорить, но все шло неплохо, как казалось Агате.
Супруг довольно много времени проводил с ребенком, они съездили в кругосветное путешествие и купили дом. Арчи хорошо зарабатывал, но предпочитал тратить деньги на себя. К счастью, у Агаты была ее «писанина», которая доставляла ей радость и за которую начали неплохо платить. После возвращения из кругосветного путешествия женщина была переполнена впечатлениями, которые выплеснула в своем следующем романе. За него предложили уже 500 фунтов.
Гонорары были не самыми большими, но позволяли не печалиться из-за расточительности мужа. Таким образом начало 20-х было для Агаты Кристи удачным: у нее были дом, муж и ребенок, а еще она не только увидела свой роман на бумаге, но и заключила с издательством долгосрочный контракт. Мама Агата Надо сказать, что материнство не особенно интересовало Агату Кристи. Она испытывала настороженность к людям, которые заявляли, что любят всех детей подряд — обычно таковые оказывались в ее романах лжецами и убийцами. Агата Кристи видела свою цель в том, чтобы выкормить, выучить и выпустить в мир ребенка, не прикипая к нему намертво сердцем.
В своей «Автобиографии» она писала: «Честная мать должна относиться к своим отпрыскам так, как это делают кошки: удовлетвориться тем, что произвела их на свет, выкормила, а потом вернуться к собственной жизни. Так ли уж естественно продолжать заботиться о своем потомстве после того, как оно выросло и вышло в мир? Животные так не поступают». На первом месте у интровертной и увлеченной своим делом писательницы была ее работа, на втором — муж мама учила наоборот, но хотя бы так! Розалинда проводила с Агатой не так много времени: ее в основном воспитывали любящая бабушка и тетя Мэдж.
Когда супруги Кристи собрались в кругосветное путешествие, родственники с радостью взяли на себя заботы о девочке. Малышка даже не захотела пойти к маме на ручки после ее возвращения, а сразу кинулась обратно к тете. С дочерью Розалиндой Источник Агата Кристи любила дочь, но не готова была отказаться от своей жизни и посвятить всю себя ребенку. Писательницу мучило чувство вины из-за того, что ее сердце не такое огромное, как у ее мамы, и из-за того, что у нее недостаточно сил, чтобы проводить с ребенком все свободное время. Мать и дочь не совпадали по складу характеров.
Зато Розалинда обожала отца. Арчибальд, по правде говоря, довольно много времени посвящал дочери и они были весьма близки. Агата, видя это, даже предлагала завести второго ребенка, но Арчи отказался. В 1926 году, речь о котором пойдет ниже, жизнь Розалинды драматично изменилась: умерла бабушка, родители расстались, а ее саму отправили в школу-интернат. В разводе девочка совершенно безосновательно обвиняла мать и поддерживала переписку с отцом.
Но позже в семье установились ровные, теплые отношения.
Дальше этого дело не пошло. Я не начала ни писать, ни обдумывать мой будущий роман, но семя было брошено.
Агата Кристи в 1910-х годах Работая в аптеке, я впервые начала задумываться о том, чтобы написать детективный роман; я не забывала о нём с того достопамятного спора, который возник между мною и Мэдж, и условия, в которых я оказалась на новой работе, как нельзя более способствовали осуществлению моего желания. В отличие от ухода за больными в бытность мою медицинской сестрой, когда я была занята постоянно, работа в аптеке носила шквальный характер: буря сменялась полным затишьем. Иногда я бездельничала в одиночестве всю вторую половину дня.
Убедившись, что все заказанные лекарства готовы и лежат в соответствующих шкафах, я получала полную свободу делать всё что угодно, важно было лишь оставаться на рабочем месте. Мне предстояло решить, на каком типе детективной интриги остановиться. Может быть, потому что меня со всех сторон окружали яды, я выбрала смерть в результате отравления.
Мне показалось, что в таком сюжете заложены неисчерпаемые возможности. Прикинула эту идею и так и этак и нашла её плодотворной. Потом я стала выбирать героев драмы.
Кто будет отравлен? И кто отравит его или её? И все прочее.
О персонажах Я… решила раз и навсегда, что никогда не следует списывать своих героев с реально существующих людей — надо придумывать их самой. Случайно встретившийся в трамвае, поезде или ресторане человек может навести на свежую мысль, а дальше фантазируй по собственному разумению. И как будто специально на следующий же день, в трамвае, я увидела именно то, что хотела: человек с черной бородой по соседству с весьма пожилой леди, стрекотавшей как сорока.
Не думаю, чтобы мне подошла она, но он — лучше не придумаешь! Рождение первой книги — «Загадочное происшествие в Стайлзе» И я поехала в Дартмур. Я заказала себе комнату в Хэй-Тор, в отеле «Мурланд», огромном, печальном, с множеством комнат.
Постояльцев почти не было. Не думаю, что я хотя бы раз поговорила с кем-нибудь — это отвлекло бы моё внимание. В поте лица я трудилась по утрам и писала до тех пор, пока не онемеет рука.
После обеда, который совмещала с чтением, я отправлялась на двухчасовую прогулку в вересковые заросли. Думаю, в те дни я по-настоящему полюбила их. Гуляя, я бормотала себе под нос следующую главу, которую предстояло написать; говорила то за Джона — с Мэри, то за Мэри — с Джоном, то за Эвелин — с её слугой и так далее.
Я приходила в страшное возбуждение. Возвращалась домой, ужинала, замертво падала в постель и спала двенадцать часов подряд. На следующее утро вставала, хваталась за перо и снова писала всё утро до полного изнеможения.
Первое издание в США 1920 и Великобритании 1921 О писательстве Если вы собрались писать книгу, узнайте, какого объёма книги лучше читаются, и постарайтесь уложиться именно в этот объём. Если хотите написать рассказ для определённого журнала, вы должны точно знать, какого рода и объёма рассказы печатает именно этот журнал. Вот если вы задумали написать рассказ для себя — тогда дело другое, пишите как хотите и сколько хотите; но тогда вам придётся ограничиться удовольствием, которое вы получите от его написания.
Весьма неплодотворно для молодого автора считать себя богоданным гением, — конечно, встречаются и такие, но очень редко. Нет, следует рассматривать себя как мастера, у которого в руках хорошее, честное ремесло, и овладеть сначала всеми тонкостями этого ремесла, а уж затем вкладывать в него свои творческие идеи; но подчиняться при этом дисциплине по части формы — обязательно. К тому времени у меня впервые забрезжила мысль, что я могу стать профессиональным писателем.
Хоть уверенности ещё не было. Я всё ещё считала, что писать книги — это естественное развитие умения вышивать диванные подушки. Начинающий литератор, находясь под обаянием какого-нибудь мэтра, вольно или невольно начинает копировать его стиль.
Подчас стиль этот ему противопоказан, и копирует он его плохо. Но со временем обаяние проходит. Вы по-прежнему можете восхищаться своим кумиром и даже хотеть писать, как он, но вы уже твёрдо знаете, что не сумеете.
Быть может, это учит смирению? Если бы я умела писать, как Элизабет Боуэн, Мюриэл Спарк или Грэм Грин, я прыгала бы до небес от счастья, но я знаю, что не могу, и мне в голову не придёт подражать им. Я понимаю, что я — это я, что я могy делать то, что я умею, а не то, что мне хотелось бы.
Как сказано в Библии, никто, сколько ни суетись, не может прибавить себе росту. Сюжеты приходят ко мне в такие странные моменты, когда я иду по улице или осматриваю шляпную лавку… вдруг мне в голову приходит прекрасная идея. Нет занятия, более способствующего развитию творческой мысли, чем мытье посуды.
Ничего не получается так, как вы думали, когда делаете наброски заметок для первой главы или ходите, бормоча себе под нос и наблюдая за разворачивающейся историей. Я думаю, что настоящая работа заключается в том, чтобы продумать развитие вашей истории и беспокоиться о ней, пока она не станет правильной. Это может занять некоторое время.
Затем, когда вы соберёте весь свой материал, всё, что останется, — это найти время, чтобы написать эту вещь. Без сомнений, усилия, которые тратишь, когда пишешь на машинке или от руки, заставляли меня быть экономней в языке, — автору детективных рассказов это, уверена, особенно необходимо. Читатель не желает, чтобы одно и то же ему разжёвывали по три-четыре раза.
А когда наговариваешь текст на диктофон, возникает искушение сказать и так, и эдак, то же самое, но разными словами. Конечно, потом можно всё сократить, но это раздражает и нарушает плавное течение мысли. И всё-таки человек — создание ленивое, он не станет писать больше, чем необходимо, чтобы выразить свою мысль.
Писателю очень трудно выразить в устной речи свой замысел. С карандашом в руке или за пишущей машинкой — другое дело, тогда вещь получается почти такой, какой станет в окончательном виде, но рассказать то, что ты только ещё собираешься написать, почти невозможно, во всяком случае, для меня.
Мы старались играть аккуратнее и тщательнее, даже что-то симфоническое, ровненько, чистенько. А надо было сохранять дух изломанности, которая была духом времени. С 1992 года мы снова медленно начали выползать, в 1995—1996-м тоже были популярны. А дальше, мне кажется, станем популярны только посмертно. Смотрите также: На youtube-канале «Мужская Тригонометрия» появилось новое архивное интервью, которое было записано для фильма «Русский рок».
Реклама Факт 2. Агата Кристи работала медсестрой во время Первой мировой войны Агата Кристи не просто работала медсестрой в госпитале, но и была уверена, что это — одна из самых полезных профессий в мире.
Также будущая писательница была фармацевтом в аптеке. Этот факт биографии Кристи наложил значительный отпечаток на ее творчество: более 80 убийств в ее произведениях были совершены преступниками-отравителями. Факт 3. Почему детективы? Первый опубликованный роман писательницы — «Таинственное путешествие в Стайлз» 1920 год. По одному из предположений, Кристи начала писать детективы из-за спора со старшей сестрой Мардж, которая уже проявила себя как литератор. Писательница заявила, что сможет создать произведение достойное публикации. Стоит отметить, что первый роман Кристи напечатали только в седьмом по счету издательстве, рукопись вышла тиражом две тысячи экземпляров. Факт 4.
Таинственное исчезновение писательницы В 1926 году умерла мать Кристи. В конце этого же года писательницу бросил муж. Он попросил развода, объяснив, что влюбился в Нэнси Нил, которая была его коллегой по гольфу. После ссоры, которая произошла в начале декабря 1926 года, Кристи пропала — о ее местонахождении ничего не было известно 11 дней. Сначала обнаружили машину Кристи, в салоне которой осталась ее шуба. Через несколько дней удалось найти и саму писательницу. Исчезновение Кристи до сих пор остается тайной: сама писательница никак не объяснила исчезновение, а двое врачей заявили, что у нее амнезия, которую вызвала травма головы. По другой версии, писательница инсценировала свое исчезновение, чтобы отомстить мужу, которого могли заподозрить в убийстве.
Ее обвиняли в расизме и объявляли в розыск: 10 невероятных фактов об Агате Кристи
И всё-таки Кристи отчаянно нуждалась в некоей упорядоченности и организованности. Поэтому она спустилась к ужину и даже приняла участие в вечерних танцах. Гости отеля, которых ещё называли «пациентами», приняли эту одинокую женщину в свой тесный кружок. Казалось, Кристи получала удовольствие от такой жизни «в подвешенном состоянии».
Её горничная упомянула о том, что в то воскресенье, когда полиция искала её саму или её тело в Суррей-Даунс, она «проснулась в 10 часов утра, позавтракала в постели и после покинула отель». В понедельник утром Ашер обратила внимание, что «завтракая в постели, Кристи просматривала лондонскую газету». Сложно было не заметить там статью об исчезновении миссис Кристи, но ей каким-то образом удалось оставить эту информацию без внимания.
Вместо этого она решила обзавестись новым гардеробом. Кристи посетила несколько магазинов, и вечером того же дня в её номер начали доставлять один пакет за другим: «новая шляпка, пальто, вечерние туфли, книги, журналы, карандаши, фрукты, а также различные туалетные принадлежности». Все отмечали, что большую часть времени она проводила с книгой в руках.
Она побывала в библиотеке Смита на Парламент-стрит, где библиотекарь «по выбранным ею книгам определил, что она имеет склонность к сенсационным романам и детективам». В тот вечер Кристи спустилась к ужину в соответствующем моменту вечернем платье и новом «изысканном шарфике». Служащие отеля потом говорили, что «у неё появилось много друзей».
Она играла в бильярд и даже что-то громко напевала. Мисс Корбет, отвечающая за увеселительные мероприятия в отеле, заметила, что на новом шарфе «миссис Нил» даже сохранился ценник — 75 шиллингов. Постояльцы и служащие отеля начали догадываться, кем на самом деле была «миссис Нил».
Наконец, во вторник 7 декабря на первой полосе газеты Daily Express появился её портрет. Сходство было очевидным. Мистер Тейлор решил, что его жена «несёт вздор», но она была не единственной, кто догадался о подмене.
На следующий день Westminster Gazette сообщила, что к поискам Кристи в графстве Суррей подключились не менее трёхсот полицейских и добровольных помощников. Они почти не сомневались, что ищут хладный труп Агаты Кристи. Но Кристи всего этого не замечала.
Её теперешняя жизнь была намного лучше. Я считала, что она поступила глупо». Один из гостей вспоминал, как она говорила: «Эта миссис Кристи — просто какая-то неуловимая особа.
С какой стати я должна беспокоиться о ней». Вдобавок, по словам того же свидетеля, Кристи начала проявлять признаки душевного расстройства. Она «прижимала руку ко лбу и говорила: "Моя голова.
Я не могу вспомнить"». Тем временем Арчи, находясь в полнейшем смятении и опасаясь, что газеты узнают о его неверности, совершил непростительную ошибку. Он дал опрометчивое интервью газете Daily Mail.
Возможно, в надежде отвлечь внимание публики от Нэнси Нил, он выдвинул идею о том, что, как ему кажется, его жена могла исчезнуть намеренно. Источник: Getty Images. Автор: Hulton Archive.
Кристи в новостях. Лично я считаю, что именно это и произошло».
В том же 1930 году выходит сборник о Харли Кине, с 12 рассказами. А годом спустя «Загадка Ситтафорда», где действует инспектор Нарракот. Известно, что Агата Кристи не раз мечтала покончить с Пуаро как с героем. И такая ротация персонажей могла быть вызвана именно этими причинами.
Но мнение читателей было важнее. И как только издатель сообщал о снижении продаж, на страницах романов вновь появлялся усатый бельгиец. В общей сложности, от первой до последней книги, он был своеобразным проклятием писательницы более 50 лет подряд. Именно такое возвращение произошло и в 1932 году. В сюжете нового романа Пуаро снова не сидит на месте. Годом спустя он расследует дело в книге «Тринадцать сотрапезников», более известной российским читателям как «Смерть лорда Эджвера».
Но затем Кристи снова решает отдохнуть от своего бельгийского сыщика. В конце 1933 года выходят 13 ее рассказов о мисс Марпл в одном сборнике. Теперь она становится одной из ключевых фигур в творчестве Кристи. Спокойная и счастливая личная жизнь благотворно сказывается на творчестве писательницы. В 1934 году в печать выходит один из самых знаменитых ее романов — «Убийство в Восточном экспрессе». В нем Эркюль Пуаро вынужден вновь раскрывать убийство, вот только обстоятельства дела необычны даже для опытного сыщика.
Впрочем, все последующие годы вообще были очень плодотворными. После сборников о Паркере Пайне и других сквозных персонажах, в 1935 году Кристи выпускает сразу 3 книги: «Трагедию в трех актах» о Пуаро, «Почему не Эванс», и «Смерть в облаках». Все они вызвали немалый ажиотаж у поклонников. А заодно знакомит читателей со второй стороной ее жизни — археологическими раскопками, где Кристи проводит немало времени. В третьем романе «Карты на стол» упомянут не только Пуаро, но и другие ранее использованные ее книгах персонажи: Баттл, Рейс, и мисс Ариадна Оливер, писательница, в которой читатели без труда узнают саму Агату. Свои следующие 4 романа Кристи также посвящает расследованиям бельгийца.
Среди них — знаменитая «Смерть на Ниле». А потом, в 1939 году, накануне Второй мировой войны пишет «Десять негритят», один из самых знаменитых своих романов. Вторая мировая война С началом военных действий затем людям становится не до литературы. Кристи идет работать в аптеку, расположенную при больнице Университетского колледжа. Впрочем, романы тоже выходят, как и рассказы. Один из них даже привлекает внимание британской разведки — так точно в нем описана работа шпиона.
За период с 1940 по 1945 год вышло 10 романов писательницы. В том числе «Сверкающий цианид» с полковником Рейсом. Позднее творчество С 1946 года Агата Кристи, пребывающая уже в статусе признанного мастера детектива, смело экспериментирует с формой и сюжетом. В это время написана «Лощина», «Мышеловка», позже ставшие пьесами. Создан сборник «Подвиги Геракла», и другие произведения о Пуаро. Финалом цикла стал «Занавес», в котором автор все же попрощалась с этим персонажем.
Цикл о Мисс Марпл получил продолжение в 1950 году. Затем были созданы великолепные произведения «Карман, полный ржи», «В 4. Финалом цикла из 12 романов стало «Забытое убийство», вышедшее в 1976 году, после смерти автора. Личная жизнь Писательница не отличалась бурными романами. Но и спокойной личную жизнь легенды детективного жанра назвать нельзя. В юные годы она легко заводила отношения, до 20 лет успев расстаться с четырьмя возлюбленными, и разорвать одну помолвку.
Агата впервые вышла замуж в 1914 году, в декабре, за Арчибальда Кристи, после двух лет знакомства. Избранником писательницы стал военный летчик, к тому времени получивший звание полковника. Молодожены практически сразу расстались — в годы войны Арчибальд служил во Франции, а Агата оставалась в Англии. Пара воссоединилась лишь в 1918 году.
Есть конкретный пример. В романе Агаты Кристи "Смерть на Ниле" 1937 года героиня книги миссис Аллертон жалуется, что группа детей пристаёт к ней. Она говорит, что дети "пялятся и пялятся, их глаза просто отвратительны, как и их носы, и я не верю, что мне действительно нравятся дети". Ранее книги британских авторов Роальда Даля и Яна Флеминга также были отредактированы современными издателями.
Rosalind Margaret Hicks также прожила 85 лет и умерла 28 октября 2004 года в Девоне. Внук Агаты Кристи, Мэтью Причард англ. Mathew Prichard , унаследовал права на некоторые литературные произведения Агаты Кристи, и до сих пор его имя ассоциируется с фондом «Agatha Christie Limited». В своем интервью британской телекомпании BBC в 1955 году Агата Кристи рассказала, что проводила вечера за вязанием в обществе друзей или семьи, а в это время в голове у неё шла работа по обдумыванию новой сюжетной линии, к моменту, когда она садилась писать роман, сюжет был готов от начала до конца. По её собственному признанию, идея нового романа могла прийти где угодно. Идеи вносились в специальную записную книжку, полную различных пометок о ядах, газетных заметок о преступлениях. То же происходило и с персонажами. У одного из созданных Агатой персонажей был реально живущий прототип - Майор Эрнст Бэлчер англ. Именно он стал прототипом Педлера в романе 1924 года «Человек в коричневом костюме» о полковнике Рейсе. Агата Кристи не боялась затрагивать в своих произведениях социальную проблематику. Например, как минимум в двух романах Кристи «Пять поросят» и «Испытание невинностью» описывались случаи судебных ошибок, связанных со смертной казнью. Вообще во многих книгах Кристи описываются различные отрицательные стороны английского правосудия того времени. Писательница ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера. В отличие от сегодняшних детективов, в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву. Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости... По её мнению, такие сцены притупляют чувство сострадания и не позволяют читателю сосредоточиться на главной теме романа. Лучшим своим произведением Агата Кристи считала роман «Десять негритят». Скалистый островок, на котором происходит действие романа, списан с натуры - это остров Бург в Южной Британии. Читатели также оценили книгу - у неё самые большие продажи в магазинах, однако для соблюдения политкорректности сейчас она продаётся под названием «И никого не стало». В своём творчестве Агата Кристи демонстрирует вполне типичную для английского менталитета консервативность политических взглядов. Ярким примером служит рассказ «История клерка» из цикла о Паркере Пайне, об одном из героев которого говорится: «У него был какой-то большевистский комплекс». В ряде произведений - «Большая четвёрка», «Восточный экспресс», «Пленение Цербера» фигурируют иммигранты из русской аристократии, пользующиеся неизменной симпатией автора. В вышеупомянутом рассказе «История клерка» клиент мистера Пайна оказывается вовлечён в группу агентов, передающих секретные чертежи врагов Великобритании в Лигу Наций. Но по решению Пайна для героя придумывается легенда, что он везёт драгоценности, принадлежащие прекрасной русской аристократке и спасает их вместе с хозяйкой от агентов Советской России. Самые известные персонажи романов Агаты Кристи: В 1920 году Кристи публикует свой первый детективный роман, «Таинственное происшествие в Стайлз» англ. The Mysterious Affair at Styles , который до этого был пять раз отвергнут британскими издателями. Вскоре у неё появляется целая серия произведений, в которых действует сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро: 33 романа, 1 пьеса и 54 рассказа. Продолжая традицию английских мастеров детективного жанра, Агата Кристи создала пару героев: интеллектуала Эркюля Пуаро и комичного, старательного, но не очень умного капитана Гастингса. Если Пуаро и Гастингс были во многом скопированы с Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то старая дева мисс Марпл является собирательным образом, напоминающим главных героинь писательниц М. Брэддон и Анны Кэтрин Грин. The Tuesday Night Club.
Читайте также
- Ее обвиняли в расизме и объявляли в розыск: 10 невероятных фактов об Агате Кристи
- Рассылка новостей
- Читайте также
- Жизнь и творчество
Глеб Самойлов рассказал о главной ошибке группы «Агата Кристи»
Сразу две песни российской рок-группы «Агата Кристи» признаны пропагандой наркотиков. Со своим первым мужем Арчи Агата Кристи развелась из-за его измены, зато в 1930-м году вышла замуж за археолога Макса Маллоуэна, который заинтересовал свою жену новым хобби. Агата Кристи получила награду имени Эдгара По за пьесу «Свидетель обвинения».
Неправильная девочка из правильной семьи
- Стеснительная королева: как Агата Кристи научилась писать детективы | Статьи | Известия
- Фото: Агата Кристи
- Неправильная девочка из правильной семьи
- 27 малоизвестных фактов о группе «Агата Кристи». С Днем Рождения «Агата»!
Феномен Агаты Кристи: стоит ли осовременивать ее романы
Британское издательство HarperCollins отредактировало несколько произведений Агаты Кристи. Агата Кристи любила дочь, но не готова была отказаться от своей жизни и посвятить всю себя ребенку. В автобиографии Агаты Кристи говорится, что идею книги ей подарил муж сестры Джеймс Уоттс, сказав: «Убийцей нужно сделать доктора Ватсона». Агата Кристи – английская писательница, прозаик и драматург, создательница Эркюля Пуаро и мисс Марпл.
7 неожиданных фактов об Агате Кристи
Автор книги «Агата Кристи: Секретный архив» Джон Карран заморочился (ему вообще это свойственно) и составил список из 75 фактов о жизни писательницы. Агата Кристи и её второй муж, археолог Макс Маллоун - странствовали по любимому им Востоку. Агата Кристи — единственный автор детективов, создавшая двух одинаково известных персонажей — Эркюля Пуаро и мисс Марпл.
Королева детектива: жизнь и убийства Агаты Кристи, самой известной писательницы мира/
В течение одиннадцати дней о местонахождении Кристи ничего не было известно. На следующее утро после исчезновения в графстве Суррей был найден брошенный автомобиль Агаты, в салоне которого лежала её шубка. Через несколько дней, 14 декабря, за чтением напечатанных в газетах сообщений о том, как продвигается её общенациональный розыск, была обнаружена и сама писательница. Кристи никак не объяснила своё исчезновение, а двое врачей диагностировали у неё амнезию, вызванную травмой головы. Причины исчезновения Агаты Кристи проанализированы британским психологом Эндрю Норманом в его книге «Готовый портрет» англ.
The Finished Portrait [19] , где он, в частности, утверждает, что гипотеза травматической амнезии не выдерживает никакой критики, поскольку поведение Агаты Кристи свидетельствовало об обратном: она зарегистрировалась в отеле под фамилией возлюбленной мужа, время проводила за игрой на фортепиано, спа-процедурами, посещением библиотеки. Тем не менее, изучив все свидетельства, Норман пришёл к выводу, что имела место диссоциативная фуга , вызванная тяжёлым психическим расстройством. В подробной «Автобиографии» про эти факты не написано ничего: она ограничивается лишь общей фразой о разрыве с мужем. Этой политики старались следовать также члены её семьи и близкие, которые также поддерживали так называемую «официальную версию» её пропажи.
Считается, что обстоятельства исчезновения Кристи нашли отражение в целом ряде её произведений, как детективных, так и носящих мелодраматический характер, так называемых внецикловых — опубликованных под псевдонимом Мэри Вестмакотт. Проблемы, связанные с этими событиями, нашли отражение в многочисленных книгах, статьях и документальных фильмах. Кроме того, пропаже писательницы были посвящены литературные произведения, художественные и телевизионные фильмы Второе замужество и поздние годы[ править править код ] В 1930 году, путешествуя по Ираку , на раскопках в Уре она познакомилась со своим будущим супругом — археологом Максом Маллоуэном , специалистом по древней Передней Азии. Он был моложе её почти на четырнадцать лет.
Несмотря на неодобрение некоторых близких они поженились 11 сентября 1930 года в церкви Святого Кутберта в Эдинбурге [10] [13]. Кристи приписывается выражение, появившееся в прессе, о своём браке, что для археолога женщина должна быть как можно старше, ведь тогда её ценность значительно возрастает. С начала 1930-х годов она периодически проводила несколько месяцев в году в Сирии и Ираке в экспедициях вместе с мужем, этот период её жизни нашёл отражение в автобиографических мемуарах « Расскажи, как ты живёшь ». В браке с Маллованом Агата Кристи прожила всю оставшуюся жизнь, до своей смерти в 1976 году.
Номер Агаты Кристи в стамбульском отеле «Pera Palace Hotel», где был написан роман « Убийство в Восточном экспрессе » Благодаря поездкам Кристи вместе с мужем на Ближний Восток, события нескольких её значительных произведений так называемый «восточный цикл» произошли именно там. Местом действия других романов например, « Десять негритят » был город Торки или его окрестности, место, где родилась Кристи [20]. В номере 411 этого отеля теперь находится её мемориальный музей [21]. Имение «Greenway Estate» [en] в Девоне , которое супружеская пара купила в 1938 году [22] , находится под защитой Национального фонда объектов исторического интереса либо природной красоты англ.
Кристи часто останавливалась в особняке «Abney Hall» [en] в Чешире , который принадлежал майору Джеймсу Уотсу англ. James Watts , мужу её сестры. Действие по крайней мере двух произведений Кристи происходило именно в этом имении: « Приключение рождественского пудинга » 1937 , рассказ также включён в одноимённый сборник, и роман « После похорон » 1952 [23]. В годы Второй мировой войны 1939—1945 Розалинда вышла замуж за Хьюберта Причарда англ.
Hubert Prichard , погибшего позже во Франции, и 21 сентября 1943 года родила сына Мэтью англ. Макс Маллоуэн в это время находился на военной службе в Каире , а Агата осталась в Англии, писала книги, работала волонтёром в диспансере госпиталя Университетского колледжа англ. Dispensary at University College Hospital в Лондоне, была любящей и заботливой бабушкой и помогала дочери ухаживать за ребёнком [10]. На протяжении 1949—1957 годов сопровождала мужа в его археологических экспедициях в Северном Ираке см.
С целью адаптации к сухому климату, находки, пролежавшие более 2500 лет в колодцах под водой, выкладывались на мокрые полотенца. Она лично протирала многие артефакты губкой, пропитанной косметическим кремом, что было её личным изобретением [26]. Греция , Акрополь , 1958 год В 1956 году Агата Кристи была назначена командором ордена Британской империи CBE , а в 1971 году за достижения в области литературы была повышена в степени до Дамы-командора DBE того же ордена, обладательницы которого также приобретают дворянский почётный титул «дама» [en] , употребляющийся перед именем. Тремя годами ранее, в 1968 году, её супруг Макс Маллоуэн был посвящен в рыцари за достижения в области археологии.
В 1958 году писательница возглавила английский « Детективный клуб » англ. Надгробный камень на могиле Агаты Кристи В период с 1971 по 1974 год здоровье Кристи стало ухудшаться, но, несмотря на это, она продолжала писать. Специалисты Университета Торонто исследовали манеру письма Кристи в эти годы и выдвинули предположение, что Агата Кристи страдала болезнью Альцгеймера [27] [28]. В 1975 году, когда Кристи совсем ослабела, она передала все права на свою самую успешную пьесу « Мышеловка » своему внуку Мэтью Причарду.
Писательница умерла 12 января 1976 года в возрасте 85 лет у себя дома в городе Уоллингфорде Оксфордшир в результате скоротечной простуды и 16 января была погребена на кладбище Святой Марии в деревне Чолси [10] [29]. Автобиография Агаты Кристи, которую писательница окончила в 1965 году, заканчивается словами: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована» [30]. Единственная дочь Кристи, Розалинда Маргарет Хикс англ.
Вообще писательница много путешествовала, и события ее жизни находили отражения во многих ее произведениях. А в 1930 году она второй раз вышла замуж с первым мужем развелась в 1928-м - за археолога М. Маллоуэна, и вместе с ним много времени проводила в экспедициях, особенно на Ближнем Востоке.
Всего Кристи опубликовала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее переводили на другие языки больше всех других английских авторов, за исключением Шекспира.
Когда Агата было 11 лет, её отец умер от сердечного приступа.
Мать девочки Клара впала в депрессию и апатию, но Агата помогла матери справиться с потерей. В 18 лет Агата Кристи писала свои первые небольшие рассказы, которые даже публиковались. Когда началась война девушка стала работать медсестрой.
В 1912 она познакомилась с молодым лейтенантом Арчибальдом Кристи, вскоре они поженились. В 1919 году у них родилась дочь Розалинда. В 1920 году Агата написала свой первый роман «Загадочное происшествие в Стайлзе».
Она обошла много издательств, но только в седьмом её рукопись опубликовали с тиражом в 2000 экземпляров.
Игра состояла в том, что среди окружающих выбирали двух или максимум трёх наиболее отталкивающего вида мужчин, и я должна была выбрать одного из них себе в мужья, под страхом смерти или самых изощрённых китайских пыток. Иначе иголки под ногти или пытка водой. Тогда гориллу. В конце концов у нас выработался обычай называть самых уродливых мужчин «мужьями Агаты»: — Ой, посмотрите, вот это уж действительно урод — настоящий муж для Агаты. Мэдж и Агата О начале писательской карьеры Унылым зимним днём я лежала в кровати, выздоравливая после гриппа, и умирала от скуки. Все книги были прочитаны, разложены дюжины пасьянсов, решены кроссворды — наконец, я дошла до того, что сама с собой стала играть в бридж.
Заглянула мама. Никаких причин не было, разве что… — Ты не знаешь, можешь ты или нет, пока не попробуешь, — наставительно заметила мама. Наблюдение справедливое. Она исчезла со свойственной ей внезапностью и через пять минут появилась снова с тетрадью в руках. Ты можешь начать прямо сейчас. Если мама что-то предлагала, ей подчинялись безоговорочно. Я села в кровати и стала размышлять о рассказе, который мне предстояло написать.
В любом случае это было интереснее, чем раскладывать пасьянсы. Не помню, сколько времени мне понадобилось. На самом деле не слишком много. Думаю, рассказ был готов к вечеру следующего дня. Я начала нерешительно, перескакивала с одной темы на другую, но потом вдруг, отбросив все колебания, с головой погрузилась в это увлекательное занятие, оказавшееся, однако, изнурительным, вряд ли способствовавшим моему выздоровлению и вместе с тем совершенно захватывающим. Мой первый рассказ назывался «Дом красоты». Конечно, до шедевра ему было далеко, но в целом, полагаю, получилось не так уж плохо; во всяком случае, в этом рассказе впервые промелькнули проблески дарования.
Потом я написала другие рассказы — «Зов крыльев» неплохой , «Одинокий бог» следствие чтения «Города прекрасного ничто» — чересчур сентиментальный. Короткий диалог между глухой дамой и нервическим молодым человеком во время светского раута и страшный рассказ о спиритическом сеансе который я переписала спустя многие годы. Все эти рассказы я напечатала на старенькой машинке Мэдж и, преисполненная надежд, отослала в разные журналы, под разными псевдонимами, которые подсказала мне фантазия. Я не слишком надеялась на быстрый успех, и он не пришёл ко мне. Если кому-нибудь покажется, что тем самым я принижаю писательское дело, я никогда не соглашусь с этим. Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивание, приготовление изысканных блюд, живопись, рисунок, скульптура, сочинение музыки или стремление писать рассказы и романы. Другое дело, что в каком-то из этих искусств вы оказываетесь сильнее.
Я признаю, что вышивание викторианских подушечек не надо сравнивать с гобеленами Байе, но огонь творчества может гореть везде. Если вы по-настоящему скромны, то вообще никогда ничего не станете писать, но тогда так и не узнаете этого изумительного ощущения, когда вы оказываетесь во власти мысли, точно представляете себе, как её выразить, хватаетесь за карандаш и в состоянии полного экстаза строчите страницу за страницей в школьной тетради. Однако тут же перед вами стеной встают непреодолимые трудности, вы не знаете, с какого бока к ним подобраться, и наконец, постепенно и неуклонно теряя всякую веру в себя, приближаетесь к первоначальному замыслу. Закончив, вы осознаёте, что потерпели полный провал. А спустя пару месяцев вам кажется, что, может быть, это не так уж плохо. Мы прочитали какой-то детективный роман; думаю, — я говорю «думаю», потому что мои воспоминания не слишком точны, — речь шла о «Тайне жёлтой комнаты», только что вышедшей книге, принадлежащей перу нового автора Гастона Леру, где в качестве детектива выступал симпатичный молодой репортёр по имени Рулетбилл. Нам с Мэдж нравились тщательно запрятанная тайна, богатая фантазия, великолепная композиция; иные называли приём, применённый автором, «нечестным», но если и так, то не совсем: с помощью искусно введённого в текст намёка, «ключика», можно было разгадать тайну.
Мы с сестрой бесконечно обсуждали книгу, обменивались точками зрения и сошлись на том, что «Тайна жёлтой комнаты» — лучший из последних романов. Нас можно было считать настоящими знатоками детективов: ещё девочкой я слышала от Мэдж рассказы о Шерлоке Холмсе и с замиранием сердца перечитывала их. Существовал ещё Арсен Люпен, но я никогда не считала его приключения настоящими полицейскими романами, хотя и читала их с большим удовольствием. Увлечённая всеми этими книгами, я сказала, что сама хотела бы попытаться написать детективный роман. Я уже думала об этом. На этом мы и остановились. Мы не заключили настоящего пари, но слова были произнесены.
С этого момента я воспламенилась решимостью написать детективный роман. Дальше этого дело не пошло. Я не начала ни писать, ни обдумывать мой будущий роман, но семя было брошено. Агата Кристи в 1910-х годах Работая в аптеке, я впервые начала задумываться о том, чтобы написать детективный роман; я не забывала о нём с того достопамятного спора, который возник между мною и Мэдж, и условия, в которых я оказалась на новой работе, как нельзя более способствовали осуществлению моего желания. В отличие от ухода за больными в бытность мою медицинской сестрой, когда я была занята постоянно, работа в аптеке носила шквальный характер: буря сменялась полным затишьем. Иногда я бездельничала в одиночестве всю вторую половину дня. Убедившись, что все заказанные лекарства готовы и лежат в соответствующих шкафах, я получала полную свободу делать всё что угодно, важно было лишь оставаться на рабочем месте.
Мне предстояло решить, на каком типе детективной интриги остановиться. Может быть, потому что меня со всех сторон окружали яды, я выбрала смерть в результате отравления. Мне показалось, что в таком сюжете заложены неисчерпаемые возможности. Прикинула эту идею и так и этак и нашла её плодотворной. Потом я стала выбирать героев драмы. Кто будет отравлен? И кто отравит его или её?
И все прочее. О персонажах Я… решила раз и навсегда, что никогда не следует списывать своих героев с реально существующих людей — надо придумывать их самой. Случайно встретившийся в трамвае, поезде или ресторане человек может навести на свежую мысль, а дальше фантазируй по собственному разумению.
Суды, пьяные концерты, СВО: что стало с лидерами «Агаты Кристи» Самойловыми
Продюсер и сценарист Антон Чернин со слов бывшего солиста группы «Агата Кристи» Глеба Самойлова сообщил в Facebook*, что песни «Моряк» и «Опиум для никого» признали пропагандой наркотиков. Помимо детективов, Агата Кристи написала шесть романов, затрагивающих такие темы, как любовь и предательство, семейные отношения, проблемы творчества. Продюсер и сценарист Антон Чернин со слов бывшего солиста группы «Агата Кристи» Глеба Самойлова сообщил в Facebook*, что песни «Моряк» и «Опиум для никого» признали пропагандой наркотиков.