Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника. Во время героической 900-дневной блокады Ленинграда кронштадтские корабли поддерживали оборону наших войск на важнейшем участке фронта.
Она продолжалась 872 дня, по некоторым оценкам, погибли полтора миллиона человек
- Прорыв блокады Ленинграда
- Город, переживший ад. Как Ленинград выдержал блокаду
- Кронштадт в годы блокады :
- В огне войны - Архивы Санкт-Петербурга
- Прорыв блокады Ленинграда
Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости.
Экскурсия Кронштадт во время блокады
В мероприятии помимо военных моряков приняли участие заместитель главы администрации Кронштадта Андрей Бережной, глава муниципального совета Наталья Чашина и сопредседатель Кронштадтского Морского собрания Александр Горошко. Они выступили с рассказами о мужестве и героизме защитников Ленинграда.
Единственным обстоятельством, которое облегчало положение моряков-балтийцев, была погода. Низкая облачность и дожди не давали противнику применять авиацию. В ночь с 28 на 29 августа отряд главных сил зашел в минные заграждения. Первыми подорвались на минах тральщики "Краб" и "Барометр". Эстонцев и русских объединило место скорби и светлой памяти Тяжелые потери понесли и конвои. На пути транспорта "Элла" оказались морские мины. В результате подрыва из 905 человек удалось спасти 50. После гибели корабля "Эверита" из 1,5 тыс.
Командующий Балтийским флотом отдал приказ застопорить ход и встать на якорь. К этому моменту противник потопил 26 советских кораблей, пять повредил, два судна были захвачены. Ранним утром 29 августа суда снялись с якоря и взяли курс на Кронштадт. В отряде главных сил исправными оставались только крейсер "Киров" и эсминец "Сметливый". На беду моряков, с наступлением рассвета установилась ясная погода, которая позволила противнику применять авиацию без ограничений. Немцы провели воздушную разведку и начали уничтожать корабли Балтийского флота. Пользуясь близостью аэродромов, нацистская авиация взлетала с максимальной бомбовой нагрузкой. Корабли, шедшие в составе конвоев, не могли себя защитить из-за слабых средств противовоздушной обороны. За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек.
Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули.
Справочно: Колюшка - очень маленькая рыбка с колючками на спине, которую рыбак даже на корм котам не возьмет. Вместо чешуи ее бока покрыты костными пластинками, как панцирем. Перед спинным плавником и на брюхе - по три шипа. Кстати, колюшка продолжает служить людям и в наши дни. Ее жир вовсю применяется в средствах для похудения, для производства линолеума, лаков и пластмассы.
Память нашим защитникам!
Откуда-то женщины узнали, что эвакуированным должны давать пайки, стали требовать у капитана. Тот отпирался. Много народу собралось на палубе, женщины кричали, пароход накренило на один бок. Женщины схватили капитана за руки и за ноги и стали раскачивать, чтобы выбросить за борт. Тогда только он сдался и выдал пайки.
А женщины наши какие молодцы! Они не только «коня на скаку остановят», но и капитана парохода выбросят за борт, если надо будет. Пароход шел долго. Когда пароход останавливался, братья прыгали с борта прямо в воду и купались. Удивительный народ эти мальчишки! У них психика и восприятие мира совсем не такие, как у нас, девчонок. Потом мы ехали на поезде.
Привезли нас на железнодорожную станцию Янаул. А оттуда на подводах развозили по деревням. Многие эвакуированные выходили по дороге и останавливались в каких-нибудь деревнях, а мама сказала: — Сойду там, куда привезут. Было очень жарко. У моего младшего брата Саши обгорели плечи, образовались волдыри. Привезли нас в деревню Арняш, встретили хорошо, поселили в домике, где жили сироты: брат с сестрой Валиевы, Гайнан и Фокия. Фокия была повыше ростом, Гайнан пониже.
В деревне жили одни башкиры. Русского языка никто не знал, но братья быстро выучили башкирский язык. Точно не помню, но председателем, кажется, был Ганаев, а жену его звали Фатима. Деревня была небольшая. На полях сажали картошку, разные овощи, сеяли пшеницу, рожь, лен, просо. Были лошади и овцы. Осенью лен убирали, сушили, отбивали палками, пряли, ткали.
Из этого полотна шили женщинам и мужчинам одежду. Два старших брата и мама пошли работать. Третий брат, Аркаша, которому было тринадцать лет, остался дома за домохозяйку и за няньку. Хлеб пекли сами. Однажды он нес тесто на деревянной лопате от стола в печку. А в это время был открыт погреб, который находился между столом и печкой. Тесто упало прямо туда.
Он — в слезы. Пришла мама с работы. Он, плача, стал говорить ей: «Не буду больше сидеть дома, пойду лучше работать, у меня от Томки болит голова, она не плачет, а просто визжит». Тогда детских садов не было, старшие дети смотрели за младшими. Пришлось маме бросить работу. Местное население очень интересно шило брюки. Состояли они из трех трубочек.
Две вдоль, одна поперек. А подпоясывались веревкой. Когда увидели у моих братьев нормальные брюки, то стали просить маму, чтобы она им сшила такие же. А швейную машинку «Зингер» мама привезла с собой. И была швейная машинка одна на всю деревню.
30 памятных мест Ленинградской блокады
Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Хочу всё знать Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады.
Она продолжалась 872 дня, по некоторым оценкам, погибли полтора миллиона человек
- Новости и события
- «Бычье поле»
- Кронштадт — как щит для Ленинграда
- «Да будет мерой чести Ленинград!» «Кронштадтский Дворец культуры» | Официальный сайт СПБ ГБУ «КДК»
- Рекордные темпы группы армий «Север»
Завод 1941-1945
Почти весь десант моряков погиб. Лишь единицы с боями прорва-лись на Ораниенбаумский плацдарм. Причиной неудачи этой операции стала плохая подготовленность десанта. Прежде всего не удалось обеспечить скрытность при его подготовке, не были десантники снабжены и надежными средствами связи. Впервые после этого десанта в лексиконе немецких вояк появился термин «шварце тотт» черная смерть — так окрестили фашисты одетых в черные бушлаты морских пехотинцев. Но флот был жив и героически сражался. Из Ленинграда и от Кронштадтских причалов выходили в море, проры-вались через минные поля и топили врага прославленные балтийские подводники: Афанасьев, Вишневский, Лисин, Маринеско, Осипов, Травкин и мн. Тральщики, морские охотники, торпедные и сторожевые катера надежно охраняли подступы к Ленинграду с моря, обеспечивали бесперебойное сообщение на маршрутах Ленинград-Кронштадт-Ораниенбаум. В ноябре 1943 — январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно провели 2-ю ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум, откуда советские войска начали окончательный разгром фашистов под Ленинградом. С островного аэродрома взлетали истребители и самолеты-торпедоносцы.
Так Балтийская крепость неутомимо сражалась изо дня в день. Конечно же рядом с воинами-балтийцами бок о бок трудились и сражались жители города — рабочие, техники, инженеры и слу-жащие. С первых дней войны население Кронштадта, как и всех прифронтовых городов, активно участвовало в строительстве оборонительных сооружений. Установлены 10-ки пушек всех калиб-ров, построено свыше 200 дотов, дзотов, пулеметных точек. За городом и в черте города были воз-ведены различного рода препятствия и заграждения. Усилена оборона предприятий. Кронштадт был подготовлен к уличным боям. За первые 6 месяцев войны по всеобщей мобилизации и добровольцами из Кронштадта ушло на фронт около трех тысяч бойцов, 50 медицинских сестер, 48 сан. С первых дней вой-ны женщины Кронштадта заменили мужей на производстве, стали активно участвовать в донорском движении.
Был оборудован эвакогоспиталь, рассчитанный на 400 коек, инфекционный госпиталь. Население города активно участвовало в оказании помощи фронту и материально. В народный фонд обороны от Кронштадта поступило на 1. На боевые корабли и в дей-ствующую армию коллективы предприятий и учреждений посылали 100 посылок, не считая огром-ного количества подарков, передаваемых больным и раненым, находящимся на излечении в госпи-талях. Разрушения, причиненные врагом городу, были значительны. На Морском заводе не было ни одного цеха, который бы не подвергся разрушению. Отдельные участки завода были полностью уничтожены. Выведен из строя Петровский док. В 18 местах поврежден водопровод, разрушена го-родская канализация.
Вышел из строя банно-прачечный комбинат. Порвано до 20 км радиотелефон-ной и около 9 км электрической сети. Оказалась поврежденной почти половина жилищного фонда. Всего было разрушено 140, разобрано на дрова и оборонительные сооружения 115 строений. К это-му времени численность гражданского населения города-крепости составляла 9800 чел. Но силами команд противовоздушной обороны, с привлечением всего работоспособного населения немедленно принимались меры к ликвидации последствий воздушных нападений и арт-обстрелов. Городской водопровод и канализация ремонтировались круглосуточно, что обеспечило бесперебойность в снабжении водой населения, предприятий, корабле и частей КБФ. Предметом постоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В нача-ле войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия.
Нормы питания, также как и в Ленинграде, постепенно сокращались. До 25 де-кабря 1941 г. Таким образом, жители Кронштадта полностью разделили в блокаду участь ленинградцев. Смертность среди жителей от холода, голода и других лишений была довольно высокой. Особенно в первый, наиболее тяжелый год войны. К 20 июля 1942 года умерло 5 146 человек. Ленинград в те тяжелые дни пришел на помощь своей крепости. Из своих скудных за-пасов продовольствия, доставляемых по Ладожской «Дороге жизни», он находил возможность вы-делять часть Кронштадту. В 1942 г.
Первым 27 июня 1941 года в Кронштадте встал не ремонт крейсер «Максим Горький», подорвавшийся на вражеском минном поле у острова Даго Хийумаа. Взрывом ему оторвало носовую часть до первой башни орудий главного калибра. С помощью ленинградских судостроителей, изготовивших новую носовую часть, судоремонтники завода приварили её в доке и уже 2 августа 1941 года закончили ремонт корабля.
Вместо намеченных по плану трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло 43 дня. Кронштадтские ополченцы. С приближением фронта на заводе организовали группы самозащиты в составе пожарных, санитарных, химических звеньев и др.
Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах. Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи, и рассредоточили их по акватории гаваней. В итоге, запасы материалов позволили заводу в течение всей блокады ремонтировать корабли без подвоза материалов извне.
Работа на заводе продолжалась круглосуточно в две смены по 12 часов. Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики. На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки.
На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение. Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках. Карта обстрела завода бомбами и снарядами В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии.
Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой. В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Морской завод оказались на линии фронта.
Разрушения на заводе. Сентябрь, 1941 год Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года.
Baltnews совершали очередной налет, а артиллерия противника открыла огонь по рейду. Сброшенная с самолета бомба попала в большой буксир. Вскоре он ушел под воду на наших глазах". К этому моменту немцы успели многое сделать, чтобы помешать морякам-балтийцам прорваться в Кронштадт. Были сосредоточены дополнительные силы авиации, артиллерии, Кригсмарине германские военно-морские силы осуществило масштабные постановки минных заграждений в акватории Балтийского моря. Адольф Гитлер требовал не допустить прорыва кораблей из Таллина. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц получил приказ о проведении эвакуации 27 августа.
В этот же день немцы ворвались в город. Погрузка на корабли осложнялась постоянными бомбежками и обстрелами, наличием большого количества раненых среди эвакуируемых. Посадка на корабли продолжалась до рассвета следующего дня. Согласно плану, конвои под защитой отрядов главных сил и прикрытия должны были пробиться в Кронштадт, а арьергард был обязан защитить их от нападения с тыла. В море вышло 225 кораблей и судов, на борту которых находились более 41 тыс. В 17:00 после проведения траления морских мин основные силы вышли в открытое море. Единственным обстоятельством, которое облегчало положение моряков-балтийцев, была погода.
Низкая облачность и дожди не давали противнику применять авиацию. В ночь с 28 на 29 августа отряд главных сил зашел в минные заграждения. Первыми подорвались на минах тральщики "Краб" и "Барометр". Эстонцев и русских объединило место скорби и светлой памяти Тяжелые потери понесли и конвои.
Среди кандидатов была песня «Да здравствует наша держава» композитора Бориса Александрова. Свой вариант написал также Дмитрий Шостакович, однако его вариант уступил музыке Александра Александрова. Впервые новый гимн исполнили в ночь на 1 января 1944 года. Официально используется с 15 марта 1944 года.
Эта же музыка стала гимном России. С 1955 года гимн исполняли без слов, а в 1970 году Сергей Михалков подготовил откорректированный вариант текста гимна. В новой версии были исключены упоминания о Сталине, счастье, славе народов , победах «от победы к победе» , армии и добавлены слова о партии и коммунизме. Последний раз в качестве государственного гимна был исполнен 26 декабря 1991 — в последний день существования СССР. За основу был взят советский гимн с музыкой Александра Александрова и стихами Сергея Михалкова, отредактированными им самим. Российский народ услышал новый гимн по телевидению в ночь на 1 января 2001 года. Прожитый суровый год оставил о себе хорошие и добрые воспоминания. Каждый его день был насыщен героической борьбой на фронте с кровожадным врагом, самоотверженным трудовым подвигом в тылу.
Уходя, старый год передал новому наказ: продолжить, умножить и успешно закончить начатое им дело. Каждый гражданин, вступая в новый 1944 год, вспомнит наиболее памятные, наиболее яркие по своей значимости дни, свидетельствующие о том, что недаром прожиты 365 дней, в них есть и его небольшая, но реальная лепта, вложенная в общее дело — дело борьбы за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. Коммунист-токарь Орлов за одиннадцать месяцев, к 1 декабря изготовил сверх плана тысячи деталей для судоремонта. Работая творчески, проявляя новаторство, он выполнил за год задание, равное по объему 21 месяцу. Работница Горводстанции тов. Шевалда никогда не забудет день, который явился для нее счастливым и радостным на всю жизнь. В этот день она перестала быть чернорабочей и встала за управление сложного и ответственного механизма — дизель-мотора. Трудностей было много, но русская деловая настойчивость, любовь к труду, способность преодолевать все тяжести и неудачи — вот характерные отличительные черты этой советской женщины.
Она не только сама научилась управлять дизелем, но и сумела свои знания передать другим работницам. Бывшие ее ученицы Дудкина и Плетнева самостоятельно работают помощниками дизелистов. С новым блеском засверкает сегодня на зеленой муаровой ленте медаль «За оборону Ленинграда», украшающая грудь большинства кронштадтцев. Все, кто удостоен этой правительственной награды всякий раз будет вспоминать 1943 год — год, в который ими получен этот почетный знак, признак участия в незабываемых героических делах. Медалью «За оборону Ленинграда» награждены не только взрослые, но и дети-школьники. Они с гордостью будут носить ее, вспоминая, как в юные годы вместе со взрослыми после учебы, полуголодные строили оборонительные сооружения; вместо положенного отдыха летом с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, старательно и любовно выращивая овощи для населения города-крепости. Пройдут года, но бывшая ученица 6 класса Лариса Давыдова никогда не забудет день 30 ноября 1943 года. Тот день, когда в торжественной обстановке ей была вручена медаль, и как волнуясь, в ответ на награду она заявила: «Буду учиться только на отлично».
Маленькие жители нашего города в яслях и детских садах встречают Новый год веселыми песнями и играми вокруг сверкающей украшениями зеленой елки. К ним на праздник, как всегда, придет традиционный Дед Мороз. Он поздравит ребят с Новым годом и раздаст скромные подарки. Многие из них, когда подрастут, с интересом будут рассказывать, как в 1943 году, в период блокады и трудностей, вызванных войной, им справляли новогоднюю елку, как в суровые годы войны ни на минуту не ослаблялась сталинская забота о детях.
Мы из Кронштадта
В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма. В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывась тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда»: билеты и режим работы. С 15 по 17 января в Кронштадте состоится XX Рождественский турнир по боксу, посвященный дню прорыва блокады Ленинграда. все очевидно: "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили. В школе №422 Кронштадтского района прошли мероприятия посвящённые 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать
Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.
Маме достались только два кулька с изюмом». Почти сразу начинается формирование отрядов местной противовоздушной обороны МПВО на военных объектах и предприятиях города. Эти меры были призваны облегчить действия пожарных и противохимических команд, которые создаются в городе с началом войны. Каждый житель дома, не занятый на производстве, входил в этот расчет. Каждый знал свое место».
Нормы отпуска поначалу такие же, как и в Ленинграде. Хотя какое-то время на прилавках кронштадтских магазинов еще появлялось продовольствие в свободной продаже. В магазине уже почти ничего не было, стояли только банки с крабами. Мы … не могли и думать, что это ценный продукт. Когда на следующий день мы прибежали в этот магазинчик, полки были уже пусты, крабы исчезли». Жители сдают металл для военной промышленности.
В основном сдавали домашнюю утварь: баки, тазы, кастрюли, вазы, лампы, столовые приборы и даже медные дверные замки. Среди инициаторов — рабочие, инженерно-технические работники и служащие Портовой электростанции, а также работники школ. На протяжении всех блокадных месяцев жители города — рабочие, медики, школьники, домохозяйки — сдавали деньги, собирали теплые вещи для отправки на фронт. Говорит ли это о возможной эвакуации граждан из Кронштадта уже летом 1941 г.? Кольцо вражеской блокады замкнулось, и … распечатали мы свои чемоданы до особого распоряжения. По радио приходили страшные вести, ужас и страх не покидали душу и сердце ни днем, ни ночью…» Вспоминая события августа 1941 г.
К тому времени, когда дети из Кронштадта добрались до Московского вокзала, поезда уже не ходили, потому что московское направление было уже перерезано. Так что дней через двадцать все вернулись в Кронштадт». Таллинский переход, трагический и героический, привнес изменения в жизнь кронштадтцев. В город прибыли тысячи людей и, судя по некоторым данным, значительная часть из них осталась в Кронштадте. Мы … с трудом пробрались … к пирсам, куда доставляли людей с прибывающих военных и транспортных кораблей, для распределения в медицинские заведения города … Вместе с ранеными в город прибыли семьи военнослужащих, отдельные гражданские лица и гражданские учреждения. Для людей необходимы были жилье и медицинская помощь.
Население города заметно выросло». В осенний день 21 сентября на Кронштадт было сброшено более 500 бомб. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Превратились в развалины несколько жилых домов.
Она расскажет об истории Малой дороги жизни — морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время — ледовых трасс, которые в сентябре 1941 года стали играть основную связующую роль между территориями, отрезанными от Большой земли. Будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами Красной армии во время Великой Отечественной войны. Один из стендов выставки посвящен Нине Павловне Петровой, снайперу, полному кавалеру ордена Славы, которая жила в Кронштадте. Посетители смогут ознакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой — медицинской сестры, чей оптимизм и трудолюбие стали легендой. Как научиться задавать фотографии вопросы, чтобы она «заговорила с нами»? Что можно прочитать в письмах военных лет?
Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград.
Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено. Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта.
Из гражданских около 5 тыс. Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий". В тяжелом положении оказались и воинские части, расположенные на фортах, а также Ораниенбаумский плацдарм, которые ранее снабжались продовольствием с кронштадтских складов. Блокадный паек для детей, оказавшихся в двойном кольце блокады, был меньше ленинградской нормы на 25 граммов. А 125 граммов здесь получали бойцы отдельной зенитной роты — молодые парни, здоровые мужики, которые сидели в окопах в ожидании возможного десанта противника, были в готовности вступления в бой, — они получали 125 граммов хлеба, как дети блокадного Ленинграда. Этот факт малоизвестный и практически неизученный", — делится научный сотрудник. На протяжении всех 872 блокадных дней Малая Дорога жизни обеспечивала снабжение войск и питание для Ораниенбаума, Кронштадта и островов в заливе.
Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника
Ранее мы сообщили о том, что Александр Дрозденко почтил память жертв блокады Ленинграда. Фото: Правительство Петербурга.
На стендах будут представлены фотографии разрушений Кронштадта, рисунки, воспоминания жителей. В витринах можно будет увидеть письма, газеты, документы, справки, а также предметы быта того времени из фондов Музея истории Кронштадта. В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады.
У иждивенцев и детей до 12 лет он упал с 400 до 125 граммов. В городе начался голод. Ситуацию немного улучшило освобождение Тихвина 9 декабря 1941 года и начало функционирования ледовой трассы по замерзшему Ладожскому озеру.
Суточный паек для рабочих увеличился до 500 граммов хлеба, а норма для детей и иждивенцев возросла до 200 граммов. Для жителей Ленинграда период с середины ноября 1941-го до конца января 1942 года оказался самым тяжелым за весь период блокады — завоз через Ладогу производился в незначительных количествах, а внутренние ресурсы были исчерпаны. В январе ударили тридцатиградусные морозы, и замерз городской водопровод.
Блокадный чай, то есть обычный кипяток, согревал в морозы и давал иллюзию сытости. На воде варили суп из отходов производства растительного масла, а также делали желе из столярного клея. Уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов вспоминал: Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины.
У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец.
Галина Григорьевна Сидоренко родилась в Кронштадте в 1940 году. Когда началась Великая Отечественная война ей был год. Родители отказались отправлять ребенка в эвакуацию и все 900 дней блокады Галина пережила с родителями. Отец во время войны работал на Кронштадтском Морском заводе, мама — санитаркой в воинской части. Галина Григорьевна закончила 423 школу, работала в магазине военной книги в Кронштадте, училась в Книготорговом техникуме в Ленинграде.
Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку
Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Президент России Владимир Путин поручил провести мероприятия в честь двух важных дат – прорыва блокады, которая отмечается 18 января, и 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К годовщине снятия блокады Ленинграда ветеран написал статью. Кронштадтское Сражение в истории Великой Отечественной войны и частности в истории героической обороны Ленинграда является событием чрезвычайной значимости.
Стоимость экскурсий под заказ
- Часть пятая. Жизнь города, Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов - Н.Л. Волковский
- Военные моряки организовали акцию "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда
- Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков | АиФ Санкт-Петербург
- Прорыв блокады Ленинграда
- Профсоюзному активисту
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
Первая проходка Так как немцы стояли в районе Петергофа, что позволяло им свободно обстреливать расположенный на другом берегу залива Лисий Нос, ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал ее от обстрела. Сначала обустроили базу снабжения войск в пакгаузах для хранения снарядов в Лисьем Носу. Также к поселку вела хоть и заброшенная, но сохранившаяся с царских времен узкоколейка. Там было решено устроить базу для обеспечения продуктами питания и боеприпасами территорий, оказавшихся в двойном кольце блокады. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города Дорогу жизни начали готовить с Ораниенбаумского пятачка, рассказывает Владимир Шатров. Но вода в заливе все никак не замерзала. Первый отряд разведчиков вышел на лед 22 ноября 1941 года. После них прокладывать маршрут по льду вышел отряд бойцов, которые скалывали льдины и делали проходы. И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И все ждали, когда настоящие морозы ударят", — добавляет историк. Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лед, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин.
К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц — с 22 ноября. Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива. Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго". После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами. Круглосуточная работа ледовой трассы Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа — 24 километра, Кронштадт был расположен посередине. Ежедневную работу этой Дороги жизни обеспечивали дорожные службы. В блокадный период маршрут южной части ледовой дороги отличался от пути, действующего в мирное время. Она примерно такой была до и оставалась после войны", — говорит Кобчиков.
Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону.
На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков.
После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено.
Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта. Из гражданских около 5 тыс. Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий". В тяжелом положении оказались и воинские части, расположенные на фортах, а также Ораниенбаумский плацдарм, которые ранее снабжались продовольствием с кронштадтских складов. Блокадный паек для детей, оказавшихся в двойном кольце блокады, был меньше ленинградской нормы на 25 граммов.
А 125 граммов здесь получали бойцы отдельной зенитной роты — молодые парни, здоровые мужики, которые сидели в окопах в ожидании возможного десанта противника, были в готовности вступления в бой, — они получали 125 граммов хлеба, как дети блокадного Ленинграда.
Колонну составляли бомбардировщики «Юнкерс-88» и пикирующие «Юнкерс-87». К тому времени 18-й Гельфенштейн разработал собственную методику определения количества самолетов в группах, что практически исключало ошибки. Следя за обстановкой, Г. Гельфенштейн разгадывал тактические ходы противника. Самолеты перестраивались из ряда походных колонн в 3 боевые колонны для «звездной» атаки кораблей артиллерии КБФ. Преимущество в 12-15 минут до подхода противника к Финскому заливу, сыграло важную роль в подготовки войск к «воздушной тревоге».
Противник был встречен адским заградительным огнем артиллерии 8 советской армии и флота и был вынужден бесприцельно сбрасывать в воды Финского залива большую часть гигантского бомбового груза. Действия бомбардировки проходили по одному и тому же сценарию. Меньшее количество самолетов, скорее всего, было связано не сколько с серьезными потерями немецкого флота, сколько с множественными серьезными повреждениями большого количества самолетов. По подсчетам старшего оператора Гельфенштейна с 21 по 23 сентября принимало участие, около 550 - 560 бомбардировщиков. В 40-е годы еще не было РЛС кругового обзора. Поэтому местоположение целей определялось в системе координат «азимут- расстояние». По этой причине картина воздушной обстановки не воспроизводилась на экране, как на современных индикаторах кругового обзора.
То есть по мере вращения антенной системы полная картина координат и цели мысленно возникала в голове оператора. Азимут наблюдаемой цели считывался с указателя азимута, а расстояние до цели определялось на экране индикаторного устройства. В памяти старшего оператора РЛС должны были сохраняться координаты всех целей в зоне обзора, направление движения целей и количество самолетов в группах, чтобы чувствовать и понимать динамику событий, происходивших в воздухе. За сигналами пульсирующих импульсов нужно было уметь видеть самолеты противника, а по характеру пульсаций определять количество самолетов в группах. Стоит отметить, что обладать подобным восприятием и чувствовать реальную воздушную обстановку могли лишь единицы операторов. К таковым профессионалам относился старший оператор Г. Гельфенштейн, который показал высокий уровень мастерства, ответственности и не откладывая, принял все меры для оповещения артиллерии и флота.
Находившиеся воентехник Лившиц, инженер Лютоева, немногочисленные офицеры флота были поздравлены адмиралом Трибуцом, возглавлявшим Балтийский флот в то время до прибытия маршала Г. Адмирал поблагодарил дежурную смену за отличную работу и дал высокую оценку действиям старшего оператора Г. Он обещал представить смену к высоким государственным наградам, а старшего оператора Гельфенштенйа к званию Героя Советского Союза. Однако до сегодняшнего времени важность Кронштадтского сражения не ценят и не вспоминают должным образом. Гельфенштейне, внесшим особый вклад в победу советских войск 21-23 сентября на "Ораниенбаумском пятачке" и в Кронштадте. Важность победы в Кронштадтском сражении можно сравнивать с налетом немецкого союзника- Японии в Пёрл-Харборе. Событие произошло позднее Кронштадтского Сражения.
Оаху сосредоточила главные силы американского Тихоокеанского флота. Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам на аэродроме в Пёрл-Харборе. К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна.
Около этого монумента принимают присягу молодые моряки. Также на площади можно заметить любопытный фрагмент мостовой, собранный из чугунных шашек. В Кронштадте это решение сочли очень практичным и замостили таким образом много улиц. Однако во время Великой Отечественной войны шашки переплавили на боевые снаряды, и от чугунных мостовых осталось только два фрагмента: подлинный на Октябрьской улице и восстановленный на Якорной площади. Памятник морякам-подводникам Балтики Далее пеший маршрут сворачивает в сторону Финского залива. Однако если вы располагаете временем, сделайте небольшой крюк и двигайтесь на север от Никольского собора, чтобы посмотреть монумент морякам-подводникам Балтики. В нём использованы фрагменты рубки реальной подводной лодки. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского В 15 минутах ходьбы на запад от мемориала, на пересечении улиц Андреевской и Посадской находится квартира, в которой в первой половине XX века жил протоиерей и проповедник Иоанн Кронштадтский. Этот священнослужитель был горячо любим в народе, а в 1990-х годах канонизирован. Поэтому и сегодня в его дом приезжают паломники из разных регионов России. Для неверующих людей локация не представляет большого интереса, и её можно пропустить. Обводной канал и Адмиралтейство Возвращаемся в активную туристическую зону, двигаясь по улице Карла Маркса в сторону Обводного канала. Здесь могут получиться красивые фотографии на фоне воды и краснокаменных стен. Особенно живописно выглядят утопающие в зелени ветшающие постройки Адмиралтейства. Императрица Екатерина II планировала перевести в Кронштадт Адмиралтейство из Санкт-Петербурга и даже поручила строительство комплекса знаменитому архитектору Василию Баженову. Однако Павел I отказался от этой идеи. Кстати, внутрь Адмиралтейства можно попасть с Якорной площади. В восстановленной части находится парк «Патриот», в котором представлены экспозиции, посвящённые морскому делу. Синий мост Через Обводной канал перекинут Синий мост, рядом с которым расположены три достопримечательности. Чтобы осмотреть один из старейших в мире футштоков — чугунную линейку с делениями для определения уровня воды и абсолютных высот — нужно спуститься по лестнице под мост. Планка закреплена на опоре. Рядом, в небольшом круглом павильоне со шпилем, установлен мареограф — прибор, который автоматически фиксирует изменение уровня моря. От этих кронштадтских приборов ведётся отсчёт Балтийской системы высот, которой и сегодня пользуются на территории всей России. Если же перегнуться через парапет Синего моста и посмотреть вниз, то можно заметить скульптуру трёх золотых рыбок-колюшек.