в каких городах россии мусульманство, В каких регионах России живут мусульманские народы, ислам. По последним данным, за 20 лет в Чеченской Республике приняли ислам 878 человек. По утверждению Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов.
Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
Новости Ислама | Ислам в России – одна из четырех традиционно распространенных на ее территории религий. |
Вероника Прохорова: Новые мусульмане. Шесть россиян — о том, почему они приняли ислам | Жители новых российских регионов, исповедующие ислам, вовлечены в религиозную жизнь в масштабе всей страны. |
В каких регионах России мусульмане составляют большинство и где они рассредоточены | Ислам на территории современной России начал распространяться еще с тех времен, когда армии арабского халифата захватили Дербент в 7 веке. |
К 2035 году каждый третий россиянин будет мусульманином
Скопировать ссылку Казань, 20 июня, «Татар-информ». Маркетинговое агентство Zoom Market в июне этого года провело федеральный социологический опрос, направленный на определение религиозной принадлежности жителей России. Оказалось, что самыми популярными религиями на территории РФ являются православие 42 процента и ислам 30 процентов , несколько меньшей популярностью пользуется отсутствие религии — атеизм 18 процентов. Наибольшее количество мусульман проживает в Казани 72 процента , Краснодаре 43 процента , Воронеже 31 процент , Екатеринбурге 29 процентов , Красноярске 28 процентов и Москве 26 процентов.
В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др. Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены религиозно-политических организации в том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия исламского освобождения и др. Ислам в Росии Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений медресе.
Ежегодно мусульмане отправляются для паломничества в Мекку.
В 1788 году по её указу была создана первая официальная организация мусульман России — Магометанское духовное собрание , центром которого стал город Уфа. Первым российским муфтием стал Мухамеджан Хусаинов , который получал жалование из императорской казны. Магометанское духовное собрание было учреждено с целью контроля государства над мусульманским духовенством, кадровый состав которого полностью определялся государством, и для дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении российской политики среди мусульманского населения как внутри Российской империи, так и за её пределами [11]. Доля мусульман по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года В 1817 году Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел , в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. Данное положение вошло и в утверждённый в 1836 году Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Однако реально муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. Только в сентябре 1889 года Государственный совет внёс соответствующие изменения в законодательство, и обычная практика обрела силу закона.
Кадии МДС избирались мусульманским духовенством Казанской губернии , а после 1889 года — назначались Министерством внутренних дел по представлению муфтия. МДС было высшей инстанцией духовного суда с распорядительными назначение духовного лица для разбирательства и контролирующими отмена решения духовного лица и вынесение окончательного постановления функциями. Оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Издание фетв муфтием и кадиями контролировалось губернской администрацией и Министерством внутренних дел. Под давлением властей ОМДС принимало постановления, запрещавшие применение тех положений шариата, которые противоречили законам Российской империи. Проекты создания органов среднего звена — губернских духовных собраний и мухтасибатов отвергались властями. Так, в 1860-х годах проект реформ Марджани , направленный на создание местных отделений и централизованной системы мусульманского образования, был отвергнут. К 1889 году в ведении МДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов , 2734 хатыба, 2621 мударрисов и имамов , 2783 муэдзина ; к 1912 году — 5771 приход, 4,5 млн прихожан обоего пола и 12 341 духовное лицо.
Поддержка МДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять МДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 году муфтием М. Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой. Для управления МДС была создана комиссия из 16 человек под председательством имама Хабибуллы Ахтямова [12]. Исламские государства Северного Кавказа. Имамат Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён.
Есть ли свидетельства роста числа мусульман в регионах? В Санкт-Петербурге еще 10—15 лет назад было около 250—300 тыс. Не было ни одной общины в Калининградской области, в Карелии, в Коми и других областях. Сегодня мы видим там бурное развитие мусульманской уммы. Идет постоянный рост общин в Приморском, Хабаровском, Алтайском крае, на Сахалине. Ритуал заклания животного на главном мусульманском празднике символизирует запрет на человеческие жертвы — С одной стороны, в России стимулируют рождаемость, потому что нам нужно молодое население для развития страны. С другой, наше правительство заявляет, что страна нуждается в рабочей силе, и приглашает мигрантов из Центральной и Средней Азии. Приезжает неженатая молодежь, хочет здесь остаться: работать, создавать семьи. Дети бывших трудовых мигрантов поступают в российские школы, получают высшее образование, показывают блестящие успехи. Они уже российские граждане, и их число с каждым годом увеличивается. Студенты из арабских мусульманских стран учатся в наших вузах, женятся и остаются. Мало ли у нас таких докторов? Мало ли бизнесменов, которые открывают здесь передовые популярные рестораны? Мы не стремимся к тому, чтобы представители других религий мощным потоком вливались в мусульманскую умму. В исламе нет миссионерства, так как в Коране сказано: «Нет принуждения в вере». Ни в царской России, ни в советское, ни в постсоветское время такого не было. В рекламе российской торговой сети впервые снялась модель в хиджабе — Раз идет такой прирост верующего населения, должна быть нехватка мечетей. Сколько их требуется России? Если бы мы построили 6 тыс. Буду откровенен: сейчас мы финансово не сможем осилить строительство стольких мечетей. Речь идет хотя бы о 50—60 на всю страну. Это не так много, если вспомнить о программе строительства 200 храмовых комплексов в Москве.
Исламизация России: кто виноват и что делать?
В этот день принято окружать вниманием близких и делиться угощением с нуждающимися. О том, что смысл праздника — в утверждении идеалов милосердия и справедливости, сказал Владимир Путин, поздравляя всех мусульман России. Президент высоко оценил их вклад в развитие страны и особенно отметил подвиг тех, кто защищает Родину, участвуя в спецоперации. Владимир Путин Этот праздник, знаменующий завершение паломничества к великим святыням ислама, имеет глубокий нравственный, духовный смысл. Испокон веков он отмечается благими делами и заботой о ближнем, служит утверждению в обществе идеалов добра, милосердия и справедливости.
Таким образом, ни организаторы, ни представители казанского Кремля официально не подтверждают прибытие в Казань талибов. Основная цель мероприятия, как отмечают организаторы, — обмен опытом. Осуществлять это будут через панельные дискуссии, круглые столы и прочие официальные мероприятия. В программе форума их более 200. Среди тем к обсуждению — исламский банкинг, молодежное предпринимательство, а также семейный и женский бизнес. Источник: rais. Также работает Russia Halal Market — рынок, где можно приобрести халяль-продукты.
Если молодежь в России будет учитывать рекомендации экспертов, то социальные медиа будут полезными для всех. Роль Российского Совета муфтиев Российский Совет муфтиев является организацией, которая занимается объединением и координацией деятельности мусульманских организаций Российской Федерации. Кроме того, он также занимается защитой интересов мусульманского населения России. Российский Совет муфтиев играет важную роль в развитии ислама в России. Он содействует созданию и развитию новых мусульманских центров, проведению религиозных мероприятий и наставнической деятельности. Современный контекст требует дальнейшего усиления роли и вклада Российского Совета муфтиев в развитие ислама в стране. Особое внимание следует уделить поддержке и развитию мусульманской молодежи, вовлечению её в общественную жизнь и укреплению её позиции в обществе. Также важным направлением работы Российского Совета муфтиев является содействие в укреплении межконфессионального диалога в России. В этом контексте особую роль сыграют проекты, направленные на укрепление доверия между представителями разных религиозных конфессий, на построение диалога и взаимопонимания между народами страны. Сотрудничество между конфессиями и призыв к терпимости В современном мире, особенно в условиях многоконфессиональных обществ, сотрудничество между разными религиозными группами является важным условием сохранения мира и стабильности. В России ислам является одной из крупнейших религий, и поэтому сотрудничество между мусульманами и представителями других конфессий имеет большое значение. Одним из таких примеров сотрудничества является создание Российской межконфессиональной ассоциации РМА. В нее входят представители разных религиозных групп, включая мусульман, православных, католиков, евреев и других. РМА занимается различными вопросами, связанными с духовной и следственной работой, социальной и культурной сферой деятельности, активно включается в диалог с государственными и общественными организациями. Однако, пути сотрудничества не ограничиваются только РМА. Важно, чтобы мусульмане и представители других религий проявляли уважение к верованиям друг друга, понимали особенности и культурные традиции других народов. Вместе с тем, необходимо понимать, что Россия является многокультурным и многотрадиционным государством, и каждый имеет право на свою веру и свободу от оскорблений и дискриминации. Только взаимоуважение и понимание международных различий поможет сохранить мир и гармонию в нашей стране. Поэтому, призываем всех граждан, независимо от их религиозного убеждения, придерживаться принципов терпимости, уважения и взаимопонимания. Вызовы и перспективы В свете растущей экономической нестабильности и социальных протестов, проблемы взаимоотношений между мусульманскими общинами и остальным населением могут оказаться ключевым вызовом для ислама в России в 2023 году.
Ближайшему сопернику — альянсу левых — досталось 25 мест. Партия свободы выступает за проведение референдума по выходу из ЕС, ужесточение миграционной политики и сокращение помощи Украине. Лидер этой политсилы планирует стать новым премьер-министром королевства, однако для этого ему необходимо сформировать парламентскую коалицию. По мнению экспертов, у лидера правых есть шансы занять кресло главы правительства. Однако значительная часть программы Партии свободы, с точки зрения аналитиков, выглядит труднореализуемой.
Топ 10 мусульманские регионы России Top 10 Muslim regions of Russia
У ее основания стояли преимущественно диссиденты, часть из которых даже подвергались прежде преследованиям. Это такие неоднозначные личности, как врач и богослов Ахмад-Кади Ахтаев 1942—1998 — известный в будущем общественный деятель, избранный амиром — председателем партии; диссидент-общественник и известный впоследствии деятель Гейдар Джемаль 1947—2016 ; этнолог и публицист Валиахмет Садур 1939—2006 ; идеологи Багаутдин Кебедов Магомедов род. Кебедова; мулла Мохаммадшариф Химматзода Химматов 1951—2010 — будущий лидер отделения партии в Таджикистане; богослов Мухаммад Карачай Биджиев род. В сущности, она стала первой советской политической организацией мусульман. Изначально она носила именно общесоюзный масштаб, насчитывая в своем составе до 10 тыс. Однако распад СССР фактически свел ее действия до территории России на территориях других освободившихся республик стали действовать собственные отделения , а впоследствии стал основанием для ее самороспуска, а динамика изменений политической ситуации не дала партии возможности принять участие в жизни страны. В итоге пути основателей партии разошлись, и позже многие входившие в нее лица нашли себя в иных сферах деятельности.
Но именно состав партии и обзор дальнейших действий ее отделений на территории образовавшихся после распада СССР республик демонстрируют тот факт, что она объединяла самые разнообразные персоналии, не имеющие общего четкого представления о будущем мусульман в создававшихся политических условиях, о способах решения возникших на тот момент проблем, глубинного понимания их специфики. Сегодня, исходя именно из состава ее участников и их судеб в последующем, она оценивается как фундаменталистская по своей направленности. В это же время началось создание мусульманских общественных организаций. В 1990 г. В апреле 1991 г. В 1992 г.
Существовал также ряд других организаций с 1995 г. Сразу после общесоюзного закона «О свободе совести и религиозных организациях», 25 октября 1990 г. В это же время началось создание региональных мусульманских общественных организаций. Следует отметить, что к 1991 г. В период августа по октябрь 1990 г. После образования СНГ 26 декабря 1991 г.
В начале июня 1991 г. В феврале 1992 г. В феврале 1994 г. Переговоры с Ичкерией, как известно зашли в тупик, и руководством РФ было принято решение о силовом методе выхода из сложившейся ситуации, что привело к войне 1994—1996 гг. В целом именно политическая дезинтеграция стала важнейшим фактором для окончательного раскола мусульман бывшего Советского Союза, а особенности политической обстановки в каждом из регионов определили и специфику функционирования ислама на постсоветском пространстве. Продолжилось не только умножение общего количества различных организаций, выступающих со своеобразными трактовками ислама, но и децентрализация уже существовавших мусульманских религиозных учреждений, располагавшихся в различных регионах единого прежде государства — как в масштабах республик, так и более мелких субъектов.
Рост сепаратистских и националистических настроений оказал свое влияние и на организацию официальных религиозных структур. Уже весной 1989 г. В январе 1990 г. Последнее, в свою очередь, раскололось на четыре ДУМ, в основе деления на которые лежал этнический признак: аварского, кумыкского, лезгинского ДУМ Южного Дагестана и даргинского Даргинский казыят. Названные выше конфликты на национальной почве подогревались общей слабостью центральной власти. Однако ни один из них в начале 90-х годов XX в.
Так, военные действия, начавшиеся в декабре 1994 г. Идеологическим вектором самопровозглашенного руководства Республики Ичкерия было именно достижение суверенитета. Лишь после гибели генерала Джохара Дудаева в апреле 1996 г. Именно радикализированная окраска их действий дает основание рассматривать дальнейшие меры федеральных сил как контртеррористические операции. Это наиболее наглядный пример того, какие проблемы несет тенденциозность, переданная через упрощения, поскольку именно в такой форме среди необразованных масс находят распространение любые идеи, адаптированные под восприятие этих масс. Речь идет не только о людях, пополнявших отряды экстремистов, прикрывающихся исламом, но также и о той части российского населения, которая сформировала свое отношение к исламу на основе преимущественно этих событий.
Как следствие, возникли определенные тенденции к дискредитации образа ислама в обществе. К сожалению, вновь приходится говорить именно об отсутствии базовых знаний у населения страны в целом, явившемся следствием атеистической политики советского руководства. Вместе с тем в 90-е годы XX в. Председателем организации был переизбран возглавляющий ее с 1980 г. Важнейшими решениями съезда 1990 г. Эти реформы не могли не вызвать отрицательной реакции мусульманской религиозной элиты.
Следует отметить, что по Уставу Диния Назараты принят Национальным собранием Миллет меджлисе в январе 1918 г. Даже муфтий ОМДС никогда не назначал казыев — членов собрания. Данные меры Таджуддина были не только важными шагами на пути к возрождению самостоятельности российской уммы, но это также была серьезная попытка организовать централизованную структуру, сумевшую бы объединить по крайней мере часть российских мусульман, которая исторически была тесно связана с центральными территориями бывшей Российской империи. Но и эта значительная по территориальному охвату организация также нуждалась в создании четкой структуры, в рамках которой реализация ее функций могла бы осуществляться наиболее эффективно. Мухтасибаты строились, по сути, вокруг личностей своих лидеров, которые получили свободу действий от ДУМЕС.
У ее основания стояли преимущественно диссиденты, часть из которых даже подвергались прежде преследованиям. Это такие неоднозначные личности, как врач и богослов Ахмад-Кади Ахтаев 1942—1998 — известный в будущем общественный деятель, избранный амиром — председателем партии; диссидент-общественник и известный впоследствии деятель Гейдар Джемаль 1947—2016 ; этнолог и публицист Валиахмет Садур 1939—2006 ; идеологи Багаутдин Кебедов Магомедов род. Кебедова; мулла Мохаммадшариф Химматзода Химматов 1951—2010 — будущий лидер отделения партии в Таджикистане; богослов Мухаммад Карачай Биджиев род. В сущности, она стала первой советской политической организацией мусульман. Изначально она носила именно общесоюзный масштаб, насчитывая в своем составе до 10 тыс. Однако распад СССР фактически свел ее действия до территории России на территориях других освободившихся республик стали действовать собственные отделения , а впоследствии стал основанием для ее самороспуска, а динамика изменений политической ситуации не дала партии возможности принять участие в жизни страны. В итоге пути основателей партии разошлись, и позже многие входившие в нее лица нашли себя в иных сферах деятельности. Но именно состав партии и обзор дальнейших действий ее отделений на территории образовавшихся после распада СССР республик демонстрируют тот факт, что она объединяла самые разнообразные персоналии, не имеющие общего четкого представления о будущем мусульман в создававшихся политических условиях, о способах решения возникших на тот момент проблем, глубинного понимания их специфики. Сегодня, исходя именно из состава ее участников и их судеб в последующем, она оценивается как фундаменталистская по своей направленности. В это же время началось создание мусульманских общественных организаций. В 1990 г. В апреле 1991 г. В 1992 г. Существовал также ряд других организаций с 1995 г. Сразу после общесоюзного закона «О свободе совести и религиозных организациях», 25 октября 1990 г. В это же время началось создание региональных мусульманских общественных организаций. Следует отметить, что к 1991 г. В период августа по октябрь 1990 г. После образования СНГ 26 декабря 1991 г. В начале июня 1991 г. В феврале 1992 г. В феврале 1994 г. Переговоры с Ичкерией, как известно зашли в тупик, и руководством РФ было принято решение о силовом методе выхода из сложившейся ситуации, что привело к войне 1994—1996 гг. В целом именно политическая дезинтеграция стала важнейшим фактором для окончательного раскола мусульман бывшего Советского Союза, а особенности политической обстановки в каждом из регионов определили и специфику функционирования ислама на постсоветском пространстве. Продолжилось не только умножение общего количества различных организаций, выступающих со своеобразными трактовками ислама, но и децентрализация уже существовавших мусульманских религиозных учреждений, располагавшихся в различных регионах единого прежде государства — как в масштабах республик, так и более мелких субъектов. Рост сепаратистских и националистических настроений оказал свое влияние и на организацию официальных религиозных структур. Уже весной 1989 г. В январе 1990 г. Последнее, в свою очередь, раскололось на четыре ДУМ, в основе деления на которые лежал этнический признак: аварского, кумыкского, лезгинского ДУМ Южного Дагестана и даргинского Даргинский казыят. Названные выше конфликты на национальной почве подогревались общей слабостью центральной власти. Однако ни один из них в начале 90-х годов XX в. Так, военные действия, начавшиеся в декабре 1994 г. Идеологическим вектором самопровозглашенного руководства Республики Ичкерия было именно достижение суверенитета. Лишь после гибели генерала Джохара Дудаева в апреле 1996 г. Именно радикализированная окраска их действий дает основание рассматривать дальнейшие меры федеральных сил как контртеррористические операции. Это наиболее наглядный пример того, какие проблемы несет тенденциозность, переданная через упрощения, поскольку именно в такой форме среди необразованных масс находят распространение любые идеи, адаптированные под восприятие этих масс. Речь идет не только о людях, пополнявших отряды экстремистов, прикрывающихся исламом, но также и о той части российского населения, которая сформировала свое отношение к исламу на основе преимущественно этих событий. Как следствие, возникли определенные тенденции к дискредитации образа ислама в обществе. К сожалению, вновь приходится говорить именно об отсутствии базовых знаний у населения страны в целом, явившемся следствием атеистической политики советского руководства. Вместе с тем в 90-е годы XX в. Председателем организации был переизбран возглавляющий ее с 1980 г. Важнейшими решениями съезда 1990 г. Эти реформы не могли не вызвать отрицательной реакции мусульманской религиозной элиты. Следует отметить, что по Уставу Диния Назараты принят Национальным собранием Миллет меджлисе в январе 1918 г. Даже муфтий ОМДС никогда не назначал казыев — членов собрания. Данные меры Таджуддина были не только важными шагами на пути к возрождению самостоятельности российской уммы, но это также была серьезная попытка организовать централизованную структуру, сумевшую бы объединить по крайней мере часть российских мусульман, которая исторически была тесно связана с центральными территориями бывшей Российской империи. Но и эта значительная по территориальному охвату организация также нуждалась в создании четкой структуры, в рамках которой реализация ее функций могла бы осуществляться наиболее эффективно. Мухтасибаты строились, по сути, вокруг личностей своих лидеров, которые получили свободу действий от ДУМЕС.
По мнению главы Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, ожидания муфтиев относительно роста численности мусульман несколько преувеличены. Но и этого количества будет достаточно для наращивания влиятельности мусульман, равно как и представителей других религий. Акцентируя внимание на росте числа представителей той или иной религии, их лидеры пытаются увеличить политическое значение своей конфессии, полагает Лункин. Такой сценарий вероятен с учетом миграционных волн, а также демографической ситуации в стране. Численность мусульман в РФ составляла 14 млн. Отличительной особенностью российских мусульман является более строгое выполнение требований религии, нежели среди православных россиян. Мусульмане чаще, чем христиане, молятся и посещают храмы, говорилось в исследовании.
При этом массового перехода, скажем, русских в ислам не наблюдается. Смена религии, по словам Вишневского, носит в стране «единичный характер». Надо, разумеется и учитывать то, что далеко не все татары или дагестанцы идентифицируют себя как мусульмане. Немало и тех, кто может быть назван неверующими. Малашенко отмечает, что и другие мусульманские деятели публично называли явно завышенные цифры, — очевидно, для усиления собственного авторитета. Конечно, в споре о численности представителей той или иной конфессии точку могла бы поставить перепись населения. Однако вопрос о религиозной принадлежности в переписную анкету включался последний раз в 2002 году. В Москве, к примеру, мусульманами себя тогда назвало 300 тысяч горожан. В 2010-м такого вопроса в анкете уже не было. По мнению Малашенко — и правильно, что не было.
Ислам в России - Islam in Russia
Специфической особенностью миграционных процессов в России является увеличение организованной преступности по этническому принципу, а также притоку совместно с криминальными элементами и сторонников радикальных течений ислама. Актуальные новости из мусульманских стран, последние известия из Исламского мира, а также новости портала Другие государства и регионы, где много представителей ислама, но считающие себя светскими, не видят перспектив подобной программы для себя. Нет такой закономерности, что в тех странах, где был наиболее радикальный, как некоторые считают, фундаменталистский ислам (например, в Саудовской Аравии, там и больше всего сторонников ИГИЛ). Известно, например, что в исламе распространен такой обычай, как кровная месть. "Сенсационная новость о том, что Посол Италии в Саудовской Аравии Торквато Кадрилли принял Ислам, была воспринята мировыми СМИ с большим интересом.
Глава XI. Ислам в современной России
В Краснодаре нет мечети. Я помню, как-то с мэром Краснодара разговаривал об этом, и он отметил: «Зато в Адыгее мечети есть, кто хочет — может туда поехать». Это ситуация ненормальная, она исходит не из реальной потребности людей, а исходя из того, как начальство считает. Причем это касается именно мусульман в основном. Получается, притаскивать сюда миллионы трудовых мигрантов-мусульман можно, а обеспечить тут им нормальную жизнь нельзя. У меня нет ответа на вопрос, почему так происходит. У меня есть одна версия, что это делается специально — чтобы режиссировать конфликты в обществе и переводить внимание общества с действий власти на ненависть друг к другу. Чем занимаются специальные разжигатели. Проблема и в российском варварском капитализме — ему плевать на жизни людей, которых специально стравливают, а о последствиях не думают. Они привезли 12 миллионов мигрантов из Средней Азии в Россию, по некоторым оценкам, и никакой ответственности за них.
Бабки с них сняли, их жизненную энергию конвертировали в деньги, а дальше сами разбирайтесь, москвичи, ленинградцы, жители Екатеринбурга и так далее. Проблемы мигрантов — проблема всего общества? RU Максим Шевченко видит путь, как снизить напряжение в обществе и уменьшить остроту межнациональных и межрелигиозных конфликтов — вернуть права местным органам самоуправления. Он объясняет: нужно, чтобы люди в новых микрорайонах Москвы сами решали, что им надо: мечеть, храм или школу построить, положить асфальт или плитку собянинскую. И подчеркивает, подобные примеры были и раньше. На Большой Татарской улице в центре Москвы в Замоскворечье было девять мечетей. Купцы татарские жили богато, и каждый строил мечеть небольшую. Зачем вообще нужны эти большие мечети по 30—40 тысяч? Постройте маленькую мечеть, чтобы люди могли прийти там помолиться, или церковь.
Люди имеют полное право говорить: «Мы не хотим», пусть эти вопросы решает местное самоуправление. А конфликты — это составляющая часть человеческой жизни, они всегда возникают, их нельзя избежать. Надо просто уметь разрешать — договариваться и разговаривать. Вокруг Иисуса Христа даже конфликты были, понимаете!
В структуре ФАДН имеется Управление мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений во главе с профессиональным этнологом и религиоведом Абдулгамидом Булатовым. Его нередко можно увидеть на разных мероприятиях, организуемых при участии ФАДН, правда, это чаще не столько религиозные, сколько национальные фестивали или форумы. В структуре его Управления есть четыре профильных отдела: Отдел мониторинга этноконфессиональных ситуаций, Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями, Отдел профилактики экстремизма на религиозной почве, Отдел методического сопровождения органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями. Другой структурой, в задачи которой входит если не взаимодействие, то, как минимум, информирование по ситуации в умме, является Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. Председателем Совета является сам президент, а ответственным секретарем — заместитель руководителя АП РФ Магомедсалам Магомедов, в 2010 — 2013 гг.
Если Михаил Белоусов в АП отвечает за татарскую часть российской уммы, то Магомедов выполняет роль связывающего звена с мусульманами Северного Кавказа, в особенности с его родным Дагестаном. В связи с постоянной сменой глав республики, а также из-за катастрофической ситуацией с коронавирусом весной этого года, дагестанский муфтий выглядит олицетворением стабильности и, даже можно сказать, проводником интересов Кремля в северо-восточной части Северного Кавказа. Во время эпидемии муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев открыто призывал даже самых откровенных скептиков и ковид-диссидентов поддерживать режим самоизоляции и не посещать мечети, и именно с ним Владимир Путин провел совещание по видеосвязи для того, чтобы понять, насколько критична ситуация в регионе. Присутствующий на этой видеоконференции теперь уже бывший глава Дагестана Владимир Васильев выглядел как несправившийся с проблемой пандемии в регионе. В двухпалатном российском парламенте также имеются институции, ответственные за взаимодействие с мусульманами. В Совете Федерации таковой является Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями председатель — Андрей Турчак , где работу с мусульманами ведет Олег Мельниченко — заместитель председателя этого Совета, а также председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Мельниченко, до того, как стать сенатором, долгие годы работал помощником и заместителем полпреда в Приволжском федеральном округе, лично знаком со всеми муфтиями Поволжья, а потому кому, как не ему, быть куратором исламской уммы по линии Совета Федерации. В Госдуме действует Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений председатель — депутат от КПРФ Сергей Гаврилов. Однако не менее значимым является Комитет по делам национальностей председатель — депутат от «Справедливой России» Валерий Газзаев.
Мало ли у нас таких докторов? Мало ли бизнесменов, которые открывают здесь передовые популярные рестораны? Мы не стремимся к тому, чтобы представители других религий мощным потоком вливались в мусульманскую умму. В исламе нет миссионерства, так как в Коране сказано: «Нет принуждения в вере».
Ни в царской России, ни в советское, ни в постсоветское время такого не было. В рекламе российской торговой сети впервые снялась модель в хиджабе — Раз идет такой прирост верующего населения, должна быть нехватка мечетей. Сколько их требуется России? Если бы мы построили 6 тыс.
Буду откровенен: сейчас мы финансово не сможем осилить строительство стольких мечетей. Речь идет хотя бы о 50—60 на всю страну. Это не так много, если вспомнить о программе строительства 200 храмовых комплексов в Москве. Юрий Лужков когда-то решил, что в Москве должно быть 11 мечетей — по одной в каждом административном округе.
Сегодня, к сожалению, мы не получили разрешение на строительство в районе Строгино. А это север столицы, где нет мечетей. Они нужны в Люблино, Марьино, где находится Московский исламский институт и более 20 лет существует мусульманское религиозное объединение «Алиф», компактно проживают немало мусульман. В районе Измайлово традиционно живет много татар, а мечети нет.
Как и в Гольяново, Новогиреево, Новокосино и других районах Москвы. В Бутово из-за отсутствия мечети наши общины во время праздничных богослужений собирают по 50 тыс. Вопрос острый. Прыжки через костер, обрядовые угощения, факельные шествия и другие древние традиции стран Востока — Население однозначно не против наших мечетей.
Общество сегодня изменилось. Россияне прекрасно относятся к тем, кто ходит в хиджабе, с покрытой головой, потому что такая же традиция— носить головной убор — есть у русского и других народов страны.
В итоге императрица Екатерины II приняла исторический указ 1773 «О терпимости всех вероисповеданий». В 1788 году по её указу была создана первая официальная организация мусульман России — Магометанское духовное собрание , центром которого стал город Уфа.
Первым российским муфтием стал Мухамеджан Хусаинов , который получал жалование из императорской казны. Магометанское духовное собрание было учреждено с целью контроля государства над мусульманским духовенством, кадровый состав которого полностью определялся государством, и для дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении российской политики среди мусульманского населения как внутри Российской империи, так и за её пределами [11]. Доля мусульман по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года В 1817 году Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел , в котором было определено, что муфтий должен избираться мусульманским обществом. Данное положение вошло и в утверждённый в 1836 году Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий.
Однако реально муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. Только в сентябре 1889 года Государственный совет внёс соответствующие изменения в законодательство, и обычная практика обрела силу закона. Кадии МДС избирались мусульманским духовенством Казанской губернии , а после 1889 года — назначались Министерством внутренних дел по представлению муфтия. МДС было высшей инстанцией духовного суда с распорядительными назначение духовного лица для разбирательства и контролирующими отмена решения духовного лица и вынесение окончательного постановления функциями.
Оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Издание фетв муфтием и кадиями контролировалось губернской администрацией и Министерством внутренних дел. Под давлением властей ОМДС принимало постановления, запрещавшие применение тех положений шариата, которые противоречили законам Российской империи. Проекты создания органов среднего звена — губернских духовных собраний и мухтасибатов отвергались властями.
Так, в 1860-х годах проект реформ Марджани , направленный на создание местных отделений и централизованной системы мусульманского образования, был отвергнут. К 1889 году в ведении МДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов , 2734 хатыба, 2621 мударрисов и имамов , 2783 муэдзина ; к 1912 году — 5771 приход, 4,5 млн прихожан обоего пола и 12 341 духовное лицо. Поддержка МДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять МДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 году муфтием М. Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой.
Для управления МДС была создана комиссия из 16 человек под председательством имама Хабибуллы Ахтямова [12]. Исламские государства Северного Кавказа. Имамат Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала.
В каких регионах России мусульмане составляют большинство и где они рассредоточены
В 2022 году в Российской Федерации будет отмечаться круглая дата — 1100 лет исламу на территории России! Оказалось, что самыми популярными религиями на территории РФ являются православие (42 процента) и ислам (30 процентов), несколько меньшей популярностью пользуется отсутствие религии – атеизм (18 процентов). По утверждению Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. Недавние события, связанные с исламом, являются симптомами возникновения исламизации в России. Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Хотя в исламе молиться можно где угодно, мечеть для этого не обязательна.
Глава XI. Ислам в современной России
Ислам на территории современной России начал распространяться еще с тех времен, когда армии арабского халифата захватили Дербент в 7 веке. В Дагестане, Ингушетии, Чечне ислам основная религия. Оказалось, что самыми популярными религиями на территории РФ являются православие (42 процента) и ислам (30 процентов), несколько меньшей популярностью пользуется отсутствие религии – атеизм (18 процентов). Религия - 16 мая 2023 - Новости Новосибирска -
В Казань приехали талибы. Рассказываем, что они тут делают и почему их визит скрывают
Более 73 процентов респондентов, попавших в выборку, указали, что не поддерживают ношение в государственных школах одежды и предметов, демонстрирующих религиозную принадлежность учащихся или преподавателей. Всего было опрошено 8800 респондентов в возрасте от 19 до 67 лет. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Ханафиты в России появились среди народов Поволжья с самых первых лет распространения Ислама, и сегодня в этих районах мусульмане также придерживаются ханафитского мазхаба — это чуваши, мордва, башкиры, татары и прочие волго-уральские и сибирские народы. Ханафиты представлены также среди народов Дагестана — это ногайцы, которые проживают на севере Республики — они возрождают религиозные и национальные традиции наиболее активно в последнее время. В состав России на протяжении всей ее многовековой истории входили государства, которые представляли традиционно исламские регионы — это Крым, республики Средней Азии, Абхазия.
Выходцы этих государств являются традиционно ханафитами. Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии , великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место. Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе.
В состав России на протяжении всей ее многовековой истории входили государства, которые представляли традиционно исламские регионы — это Крым, республики Средней Азии, Абхазия. Выходцы этих государств являются традиционно ханафитами. Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии , великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место.
Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе. За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции — такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм.
Традиции и адаты мусульманских народов Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему.
Джихадизм лишь ставит целью разрушение существующей миросистемы в качестве обозримой цели Стратеги Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды» запрещенная в России террористическая организация — яркого представителя салафитского джихадизма — не предполагали создания «эмиратов» и «халифатов». Это ведь отвлекает от главной цели — разрушения западной системы. Поэтому скорее уместно говорить именно о салафитском джихадизме как о том направлении радикализации в мире, который на определенном этапе стал более привлекательной радикальной идеологией, чем крайне левый и крайне правый терроризм Но это временное явление, которое не стоит «укоренять» использованием слова «исламский». Да и от исламизма было бы неплохо отличать это течение. Сам по себе исламизм представлен именно умеренным течением, в то время как радикальный исламизм, то есть тот, который призывает к убийствам и терактам, это именно салафитский джихадизм Кроме того, можно вспомнить, как несуразно пытаются оправдать массовые убийства гражданских лиц в терактах сами идеологи салафитского джихадизма. Они приводят за неимением иного пример применения катапульты первыми мусульманами при осаде иудейской крепости Хайбар. Мол, от камней могли погибнуть и мирные жители. Но всем очевидна несостоятельность таких доводов, так как в данном случае речь может идти исключительно о случайных жертвах, а не о целенаправленном убийстве.
Кто составляет социальную базу исламистских террористов? Социальная база отличается от региона к региону, от организации к организации. Есть так называемый «джихад масс», а есть «джихад элит». Идеологом этого направления был в свое время Абу Мухаммад аль-Макдиси. В этом случае создается некий боевой авангард из наиболее идеологически мотивированных, наиболее знающих террористов, образованных не только религиозно, но и в целом. Они готовы взять на себя роль авангарда для того, чтобы нанести удар по мировой системе, создать в ней трещины, а на ее руинах построить уже новое общество. Игиловцы не используют «джихад элит», наоборот, пытаются в террористическую активность вовлечь кого угодно, любых людей, которые будут выступать под их знаменем. При этом у них есть четкое разделение на тех, кто выполняет зарубежные теракты, и тех, кто контролирует территорию Проще говоря, между самим по себе квазигосударством с квазиармией, квазиспецслужбами и тому подобным и террористической активностью по всему миру. ИГИЛ целенаправленно действует на различные радикальные группы, на людей, которые имеют определенные свойства характера, даже, скажем так, психические нарушения, кому важно самоутвердиться за счет жестокости, за счет проявления зверств.
Раньше, допустим, люди шли в какие-то леворадикальные или праворадикальные группировки, в том числе и на Ближнем Востоке. К примеру, в «Красные бригады» или Организацию освобождения Палестины. Теперь для них такой является ИГИЛ, где практикуется отрезание голов. Эта показная жестокость подавляющее большинство мусульман, не говоря уже о людях других религий, естественно, отпугивает. Она заставляет говорить о недопустимости подобных практик Но в том-то и дело, что расчет делается именно на конкретную аудиторию. Им все равно, что о них будут думать другие. Им все равно, что к ним не будут присоединяться многие мусульмане, которые будут видеть в ИГИЛ секту. Но им важно, что эти действия, вот эта жестокость, наоборот, заставит присоединиться к ним именно людей с определенными личностными характеристиками И такими людьми могут быть не обязательно приверженцы ислама?.. Да, мы видим, что происходит это, и даже очень часто, за счет людей, которые к исламу вообще не имеют отношения.
Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин — о росте мусульманского населения страны и строительстве новых мечетей. Районы в России, где ислам является самой распространенной религией. Известно, например, что в исламе распространен такой обычай, как кровная месть. Читайте новости исламского мира на сайте Ислам в России – одна из четырех традиционно распространенных на ее территории религий.