Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Действующая толпа подразделяется на типы: 3.
Психология массовидных явлений. Способы изучения толпы
ТОЛПА | Сайт психолога | действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую, возмущающуюся действиями властей. |
Тема: Социальное поведение | Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. |
Виды толпы и их характеристики | Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. |
Психология толпы | Действующая толпа подразделяется на типы: 3. |
6.2. Социальное поведение
Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Самое читаемое за неделю.
Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт.
Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например, типичный крик «Наших бьют». Внушение есть один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений уговоров, угроз, слухов, шантажа , формирования больших групп, целей направленности и решимости. Внушение всегда вербализовано. Оно — сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состоянием, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем, что психическое состояние гнев, испуг и т. В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям образцу цепной реакции, разгоняются как частицы в ускорителе и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Эффект заражения проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Так, слухи, представляющие собой, как об этом было сказано выше, недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного или нескольких лиц о каких-либо событиях, устно передающиеся от одного к другому, в значительной степени влияют на возникновение толпы. Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки.
Поведение людей в социально неорганизованной общности Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности — толпа. Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные значимые для них воздействия путем психического заражения. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению. Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовыс- вобождается из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Виды толпы по характеру поведения людей. Виды толпы в социальной психологии. Стяжательская толпа. Стяжательская толпа пример. Стяжательная толпа характеристика. Действующая стяжательная толпа неорганизованный конфликт за. Основные виды толпы. Пример действующей толпы. Феномен толпы. Эффект толпы.
Толпа поведение в толпе. Массовое поведение. Особенности психического состояния людей в толпе. Психологическая характеристика агрессивной толпы. Действующая агрессивная толпа. Экспрессивная толпа. Экспрессивная толпа это толпа. Экспрессивная толпа примеры. Классификация толпы.
Экстатическая толпа. Спасающая толпа паническая Главная эмоция — страх ;. Паническая толпа презентация. Паническая толпа примеры. Пассивные и активные толпы. Разновидности толпы. Типы поведения в толпе. Разновидности действующей толпы. Субъекты социального поведения.
Кто является субъектом социального поведения. Субъекты и разновидности социального поведения. Социальное поведение субъекты социального поведения. Конвенциональная толпа. Конвенциональная толпа примеры. Толпа по обществознанию. Видами толпы являются. Виды толпы в психологии. Виды действующей толпы.
Виды стихийных групп. Типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.. Толпа масса аудитория публика. Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Поведение толпы паника. Паническая толпа. Опасность толпы.
Психология поведения человека в толпе. Типы толпы в социальной психологии. Психологическая толпа. Памятка поведения в толпе. Поведение личности в толпе. Правило безопасного поведения в толпе. Особенности поведения человека в толпе.
К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий. Разрешения конфликта могут быть: компромисс: Достижение соглашения, в котором каждая сторона соглашается на частичные уступки. В зависимости от числа субъектов выделяют конфликты: индивидуальные: Между отдельными людьми. В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают конфликты: политические: Связанные с политическими интересами и властью.
Социально-психологические характеристики социального действия соотносятся с такими феноменами, как восприятие социального действия ближайшего окружения; его роль в мотивации социального действия; осознание личностью принадлежности к определенной группе как фактором мотивации; роль референтной группы; механизмы социального контроля социального действия личности. Поступок представляет собой личностную форму поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия — импульсивные, привычные, гетерономичные выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли. Поступок включает в себя творческий акт выбора целей и средств поведения, порой вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок выступает как личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение действие или бездействие , направленное на разрешение конфликта. Бахтину, поступок обладает такими обязательными свойствами, как аксиологичность нетехничность , ответственность, единственность, событийность. Поступок возникает благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте Л. Поступок как основная единица социального поведения характеризуется наличием внутреннего плана действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка нужно учитывать систему социальных норм , принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них — в систему всех общественных отношений. Деяние представляет собой совокупность поступков. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость и результативность. Ответственность за социально значимые результаты несет сам субъект даже в том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности и основана на общественно-исторических критериях их оценки. Целью социального поведения личности является преобразование окружающего мира, осуществление социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований человека. Результатом социального поведения выступает формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и различными общностями. Многообразие форм социальных связей и отношений личности как явления социального и многопланового обусловливает виды ее социального поведения. Основаниями социально-психологической классификации видов социального поведения выступают следующие критерии: 1 сферы бытия — природа, общество, человек производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное ; 2 социальная структура общества классовое поведение социальных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное, репродуктивное и др. Главным субъектом социального поведения является личность, поскольку в многообразных формах и видах социального поведения преобладают социально-психологический и личностный аспекты. Исследователи отмечают, что системообразующим качеством социального поведения выступает нормативность, поэтому все виды социального поведения являются разновидностями нормативного, предписанного поведения. Ролевая теория личности Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Мидом в книгах "Роль, Я и общество" 1934 , "Исследование человека" 1936. Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1 имитация, то есть механическое повторение; 2 проигрывание, то есть переход от одной роли к другой; 3 групповое членство, то есть освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. Дюркгейма, М. Вебера, позднее -Т. Парсонса, Р. Липтона и др. Социальная роль от франц, гоlе - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию статус в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях... Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение.
В этом, собственно, он и видел реальную конкретность того, что прежние авторы считали «гипнотической сущностью» толпы. Хотя, разумеется, мысль о «разгоне» тех или иных «склонностей» неизбежно приводила к пониманию многоликости и неоднородности толпы. Проблема типологии толпы всегда представляла собой значительный интерес. Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности и реальности быстрой трансформации толпы из одного вида в другие. Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая. Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих. Пока водители выясняют суть дела между собой, любопытствующие уточняют детали. Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват. Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия. Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов. Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную. Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения. В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции. Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию. Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях. Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах. В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках. В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках. Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться. От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок. Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта. Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивного состязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны. Внутренне, однако, понятно, что зрители футбольного матча — это не посетители консерватории. Такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента. Она будет конвенциональной, пока хватит сил у конной милиции, ограничивающей проход болельщиков к станции метро по окончании матча. Однако собственные, внутренние «правила» поведения болелыциков-«фанатов» таковы, что они могут смести и милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа — она превратится в следующий вид, в толпу действующую. Действующая толпа считается наиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Агрессивная толпа — это множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности реальной или воображаемой. Стяжательская толпа состоит из людей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности.
Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы.
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности | — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей. |
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой | Действующая толпа. |
Схема социального поведения
Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. 10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники. — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную.
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
Толпа и социальный психоз ~ Проза (Психология) | Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. |
Психология толпы | Пикабу | Аффективно-действующая толпа психологически заражена на групповые действия. |
Вы точно человек? | Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. |
Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
§ убегающая (спасающаяся) толпа. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. доведенная до исступления группа людей в результате каких-либо действий, например. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. 5. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).
Поведение людей в толпе
Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. Действующая толпа.
Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.
У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.
Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.
Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.
Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее: спортивного состязания, политического митинга. В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны. Внутренне, однако, понятно, что зрители футбольного матча — это не посетители консерватории.
Такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента. Она будет конвенциональной, пока хватит сил у конной милиции, ограничивающей проход болельщиков к станции метро по окончании матча. Однако собственные, внутренние «правила» поведения болелыциков-«фанатов» таковы, что они могут смести и милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа — она превратится в следующий вид, в толпу действующую. Действующая толпа считается наиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Агрессивная толпа — это множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности реальной или воображаемой.
Стяжательская толпа состоит из людей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такая толпа разнородна, она может включать мародеров, вкладчиков обанкротившихся банков, погромщиков и т. Ее главная особенность — общее эмоционально-действенное единство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпы борются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит. Особым подвидом действующей толпы является мятежная или повстанческая толпа. Окончательное название зависит от результата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», а даже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус «мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. Еще не так давно Ю.
Шерковин писал: «Повстанческая толпа — непременный атрибут всех революционных потрясений — характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах. Повстанческая толпа представляет собой особый вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы» «Социальная психология», 1975. Но все изменчиво, и осенью 2000 г. Зюганов уже публично заявлял, что повстанческая толпа, совершившая мирную революцию в Югославии, «пахла марихуаной, водкой и долларами». Однако вернемся к нашему примеру. Из экспрессивной формы, выражающей негативное отношение к полиции, толпа легко хотя здесь уже требуются вожаки может превратиться в агрессивную толпу. Затем, направившись к ближайшему полицейскому участку и разгромив его, она вполне может побывать и в состоянии стяжательской толпы.
Но этим дело может не кончиться. При наличии определенного внешнего воздействия такая толпа легко превращается в мятежную. И тогда ей мало разгрома одного участка — ведь «во всем виноваты власти! И такая толпа, непрерывно увеличиваясь в объеме, уже движется к местам дислокации органов высшей власти с весьма недвусмысленными намерениями. Захватив их или заставив власти покинуть эти места, такая толпа превращается в революционную. Вся политико-психологическая динамика такой трансформации толпы, от случайной до революционной, может занять от нескольких часов до нескольких дней. Наиболее яркий пример именно такой трансформации разных видов толпы нам удалось наблюдать в Иране в период краха шахского режима и прихода к власти режима аятоллы Р. В Тегеране все шло именно по этой схеме.
В один момент в нескольких десятках концов города вдруг случились некие дорожно-транспортные происшествия. И возникли первые, вроде бы совершенно «случайные» толпы. Далее все пошло абсолютно по описанной выше схеме и привело к известным результатам. Собранная публика. Позаимствуем пример у В. Перед Сенатом выступает Брут, и Сенат рукоплещет его планам и предложениям, явно одобряя их. Но вслед за Брутом выступает Марк Антоний. И тот же самый Сенат, с той же самой силой, рукоплещет теперь уже его предложениям, в итоге одновременно одобряя прямо противоположные планы.
Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями. Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом».
Виды толпы, их характеристика В пределах одной из самых распространенных классификаций, которыми пользуются социологи и психологи, принято различать четыре основных разновидности толпы: случайный, экспрессивный, конвенционный и действующий. Случайная толпа — это достаточно большая группа людей, чье внимание, например, привлекло какое-то чрезвычайное событие, скажем, дорожно-транспортное приключение. Экспрессивная толпа фр. Экспрессивную толпу можно увидеть на многолюдной свадьбе или похоронах, на митингах и манифестациях. Под конвенционной толпой понимают чаще всего участников массовых развлечений, например, зрителей на стадионе или в концертном зале. Их объединяет не только любопытство к массовому действу, но и готовность реагировать на него в соответствии с определенными ритуалами или нормами, которые не имеют официального характера, а возникают словно по договоренности — конвенцией от лат. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. Примером действий агрессивной толпы может быть, скажем, самосуд разгневанной толпы над пойманным на горячем преступником, панического -массовый побег людей от неожиданной опасности. Действия корыстной толпы всегда направлены на овладение какими-то ценностями или благами. Это может быть толкотня за дефицитными товарами или просто столкновение за место в транспорте.
Повстанческой называют толпу, действия которой предопределены справедливым возмущением против властей, их притеснений, произвола. Такая толпа способна смести даже организованную, вооруженную силу. Правила поведения по сохранению собственной жизни В толпе во время массовых мероприятий. Статистика свидетельствует, что в местах, где собирается очень много людей, например, в школе, кинотеатре, на стадионе и т. Чтобы не погибнуть в толпе, лучшее правило — не попадать в неё или обойти. Если это невозможно — ни в коем случае не идти против толпы. Помните, что самое опасное — быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех, кто находится рядом. Каждый думает о личном спасении. Люди рвутся вперед, к выходу.
Наибольшая давка бывает в дверях, перед сценой, возле арены и т. Поэтому, при входе в любое помещение необходимо обращать внимание на запасные и аварийные выходы, представлять, как к ним добраться. Читайте также: Нарколог-Психиатр Не приближайся к витринам, стенам, стеклянным дверям, к которым тебя могут прижать и раздавить. Если толпа подхватила тебя — не сопротивляйся. Глубоко вдохни, согни руки в локтях, подними их, чтобы защитить грудную клетку. Не держи руки в карманах, не цепляйся ни за что руками — их могут сломать. Если есть возможность, застегни одежду. Высокие каблуки могут стоить тебе жизни, так же как и развязанный шнурок. Выбрось сумку, зонтик и т. Если у тебя что-то упало, ни в коем случае не пытайся поднять — жизнь более дорога.
Главная задача в толпе — не упасть. Если тебя сбили с ног и ты упал на землю, попробуй свернуться клубком и защитить голову руками, прикрывая затылок. При любой возможности надо пробовать встать. Основное их задание — своевременное и оперативное реагирование на внезапно возникающие запросы собравшихся и недопущения панических настроений. Как не пострадать в толпе 1. Избегайте толпы и столпотворения того, кто упал, затопчут насмерть. При движении в сплошной толпе не напирайте на тех, кто идет впереди. Желание ускорить движение закончится полной пробкой. Старайтесь избегать затора, а главное тех мест, где продвижение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины. Лучших условий для того чтобы быть прижатым, раздавленным или серьезно травмированным тяжело придумать.
Если на рок-концерте или футбольном матче вы увидели много пьяных или сильно возбужденных зрителей — выйдите раньше окончания зрелища или значительно позже попасть в первые ряды такой публики — самоубийство.
Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение знание , она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.
Лидер в толпе и механизмы управления толпой Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной.
Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству. Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую.
Именно этим объясняется их большое влияние на толпу. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Класс вожаков подразделяется на две категории: - люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей; - люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей встречаются гораздо реже. Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти.
Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех. Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры. Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой. Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее.
Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы. Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы. Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода: 1 пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение; 2 предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу. Эффективными средствами могут считаться следующие: - переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу.
Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается; - объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности; - применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы. Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума.
Толпа это в обществознании
Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. интеллектуальную; - стяжательскую; - демонстративную. Обоснование: Действующая толпа - это толпа, которая настроена на активное действие и достижение определенных целей. Действующая толпа подразделяется на несколько подвидов. Обычно выделяют: агрессивную толпу, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушению и «жаждущую крови»; паническую толпу, движимую чувством страха и стремлением избежать некой опасности. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей.