Новости что такое каторжные работы

Властям этого каторжного острова позволялось обращаться с узниками, как вздумается, поэтому здесь царил полный произвол. В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. Последствия каторжной работы были катастрофическими для тех, кто попадал в это пучище унижений и страданий.

Что такое каторга? История русской каторги

КАТОРГА, -и, ж. 1. Самые тяжелые [пер-вонач. на галерах] принудительные работы для заключенных в тюрьмах или других местах с особо суровым режимом. Остались непосещенными места трех Карийских каторжных тюрем, Мальцевская и Алгачинская каторжные тюрьмы и места пересыльных тюрем по кандальному пути. Как по Сибирскому тракту вели декабристов на каторгу и шли караваны с товарами из Китая Казанские историки предлагают увековечить память о Сибирском тракте, который на протяжении полутора в. Каторжные работы как особый вид наказания заключаются в лишении осужденного свободы с привлечением его к выполнению тяжелых физических работ в сочетании с особо жестким режимом содержания.

Что значит каторга и каторжный труд

Каторга, каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом весел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых.В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу. В чём-то его функции выполняли каторжные работы.

Каторжанин: кто такой и каким образом попадает в каторжную ссылку?

Ближе, ближе. Послышался глухой человеческий говор и мы, наконец, друг за дружкой, выползаем в забой. Работа останавливается. Рабочие снимают шапки…В каменноугольном пласту от угля душно и жарко. Чёрные стены. Пылает, еле освещая забой, несколько керосиновых факелов, — в забое, вместо воздуха, крутится какой-то вихрь керосиновой копоти. Люди одеты в невероятные лохмотья, сквозь которые на каждом вершке видно голое, чёрное тело.

Только арестантские шапки остаются целы на рабочих и составляют резкий контраст с остальными лохмотьями. Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты. В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году.

По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек. Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых. В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу, что на дальневосточных землях железнодорожное строительство невозможно без использования каторжников. В то время начиналось строительство знаменитого Транссиба — железной магистрали через весь континент от Урала до Владивостока.

Но в Приморье и Приамурье с их малочисленным населением просто не хватало рабочих рук для столь масштабных работ, к строительству трассы пришлось привлекать солдат и наёмных рабочих-иностранцев из Китая и Кореи. Дополнительно решено было использовать и силы каторжников. Эта трасса, протяжённостью почти в 1000 вёрст, должна была соединить Владивосток с Хабаровском. Вскоре заключённые составили заметную часть железнодорожных строителей. К работам привлекались лишь те каторжане, которым оставалось отбывать наказание не более пяти лет. За трудолюбие и хорошее поведение им предоставлялись льготы: сокращение срока заключения и разрешение после освобождения жить в Приморье, а не на острове Сахалин все «ссыльнокаторжные», как тогда именовали заключённых, отправленных на Дальний Восток, даже после отбытия каторги должны были пожизненно оставаться здесь, не имея права возвращаться в европейскую часть России.

Из архивных документов известно, что в 1895 году на строительстве Уссурийской железной дороги было занято более 13 тысяч человек, из них всего 400 человек вольных рабочих. Остальные — солдаты, нанятые китайские бедняки и каторжники. Их рабочий день продолжался с 6:00 утра до 18:00 вечера, с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Питание каторжан было столь же «скромным», как и у их собратьев по несчастью на Сахалинской каторге, но в качестве поощрения им четыре раза в месяц выдавали по чарке водки. Помимо железной дороги заключённые построили на Дальнем Востоке и первое шоссе — тогда оно называлось «Амурская колёсная дорога», а каторжники называли её просто «Колесухой». Эта дорога, длиною в 1035 км, соединяла Благовещенск с Хабаровском.

Дорожные работы начались в 1898 году и шли целое десятилетие — ежегодно на них были заняты примерно две тысячи узников. Один из лагерей каторжников-строителей расположился на берегах реки Райчихи, впадающей в Амур. До 1905 года на строительстве работали исключительно уголовные преступники, но после событий Первой русской революции появилось и немало политических заключённых. Благодаря их воспоминаниям можно узнать, как жилось и работалось дальневосточным каторжникам век назад. С марта по ноябрь каторжане жили в палатках посреди амурской тайги, а с наступлением холодов строили себе землянки. Но в отличие от советских времён, по законам царской России телесные наказания заключённых были разрешены официально.

И администрация лагерей начала XX века активно пользовалась этим правом. Как вспоминал Юлий Соболь, за революционную деятельность оказавшийся на каторге и три года проработавший на строительстве Амурской дороги: «Нас бьют, когда идёшь на работу, бьют, идя с работы, во время работы. И мошкара — мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги…» «Мы живём в палатках, дырявых и грязных, куда легко и беспрепятственно проникает и дождь и ветер, — вспоминает каторжный быт бывший суфлёр Казанского театра оперетты Юлий Соболь. Да мы не одни — у нас и гости водятся: ужи приползают и греются.

То есть до колесования, виселиц на площадях и порки шпицрутенами люди еще не дозрели осознавая, что на календаре не XVI век и мы хоть чуть-чуть, но европейцы , но с мыслью, что с преступниками надо объясняться на их языке - пуля за пулю, нож за нож, мучение за мучение, - они, похоже, родились. И вот очень удобное лукавое предложение о каторге - дескать, а давайте коль Европе обещали казнить не будем, а просто замучаем... Боюсь, здесь мы имеем дело с неким Высшим уроком, который мы так и не можем усвоить.

Зло порождает зло. Жестокость - жестокость. И, судя по всему, не думают останавливаться.

Позднее такое судно стали называть галерой. Остальные ответы Лука Искусственный Интеллект 249135 16 лет назад каторга от позднегреческого katergon — галера , особый вид наказания за уголовные и политические преступления. Сочетала лишение свободы с особо строгим режимом и привлечением заключённых к тяжёлому физическому труду.

Если имперской каторгой заменяли смертную казнь совершившим тяжкие преступления, то в годы политических репрессий люди могли попасть на каторгу без всякой вины, и отправляли их туда на верную гибель. Я сам, например, вырос в Магаданской области и видел лагерные пункты, в которых находились заключенные советской эпохи.

Их заставляли работать и жить практически под открытым небом — на Колыме тогда добывали золото. Зимовать зэкам приходилось в палатках при 60-градусном морозе. Кто выживет — тот выживет. На новый сезон привозили свежую «партию», и так год за годом. Что это, если не утилизация? Здесь человек не только мог приносить реальную пользу обществу. Ему обеспечивали все необходимое для жизни, давали возможность социализироваться, начать жить иначе. При этом даже отъявленным злодеям, реальным государственным преступникам давали шанс.

Вспомним хотя бы того же самого Николая Чернышевского — человека, чьи воззрения носили явно революционный характер. Его не уничтожают, как поступили бы, например, в Советском Союзе. Чернышевского отправляют на Нерчинскую каторгу. Остатки тюремного здания в Кутомаре Кроме того здесь важно учесть и демографическую проблему. Ведь уничтожая преступника, вы тем самым уничтожаете и его будущих потомков. Именно поэтому в Российской империи каторжника за редким исключением старались беречь, в том числе и ради его возможных детей. Зарентуйская каторжная тюрьма Многие из отсидевших на Нерчинской каторге выходили потом на свободу, заводили семьи.

Жизнь в "мертвом доме": быт, нравы, запретные слова и иерархия дореволюционной каторги

Наименьший срок каторги — 4 года, а от наибольшего освобождает только смерть. Первые годы отбываются в каторжных тюрьмах, а потом, по усмотрению начальства, каторжным разрешается жить на воле, обзаводиться домом на острожной земле, даже жениться. Но от урочных каторжных работ в эту пору еще не увольняют, разве на время, для домашнего устройства. Бессрочных каторжников увольняют от жилья в остроге лет через десять; краткосрочных — года через два. По отбытии же своего срока каторжник освобождается от острожных работ. Он уже не каторжник, а ссыльнопоселенец. Ему назначается место для постоянного житья, и только через десять лет после этого разрешается селиться где угодно в Сибири; он может поселиться в городе или приписаться к сельскому обществу с его согласия. Только на родину не может он уже вернуться никогда.

В чем же состоят работы каторжников? В Иркутской каторжной тюрьме их заставляют делать кирпичи и молоть для себя хлеб на ручных жерновах; часть каторжников занимается сапожным и столярным ремеслом. В Забайкальской области каторжники копают золото и серебро в государевых рудниках. На каторге работой особенно не донимают. Тягота каторги не в самой работе, а в ее подневольности да в осторожном житье. Работы даже иногда не хватает на всех. Иногда по недостатку казенных работ иркутских каторжников, уволенных от острога, отдают на частные заводы — соляные, железоделательные, винокуренные, а иных на частные золотые прииски в Якутскую область.

Но и на острожных каторжников не всегда хватает дела. В 1881 году в иркутской тюрьме из 1400 человек едва только 500 были заняты кирпичом, молотьбой и ремеслами. Стали поэтому придумывать новые работы для каторги.

Это тоже были профессиональные преступники, но калибром помельче, — карманники, воры, подельники главарей.

Они поддерживали "иванцов", а некоторые открыто шестерили перед ними, таких именовали "поддувалами". Словечки пришить, шишка, стрельнуть, фартовый, баланда были уже тогда. Любопытно, что в те годы воровать у своих не считалось тяжёлым проступком, зато каторжане хватались за ножи, если их называли пассивными, продажными гомосексуалистами, это считалось реальным оскорблением. Внизу каторжной иерархии стояли крестьяне, мещане — в общем, обычные люди, совершившие преступления.

После каторги они старались вернуться к обычной жизни. Работа каторжников на Уссурийском участке Транссибирской железнодорожной магистрали. Обычно они состояли в определённой социальной группе: крестьянки, мещанки, казачки. Большая часть из них была осуждена за убийство мужа, ребёнка или другого члена семьи.

По правилам женщин должны были размещать отдельно от мужчин, их не заковывали в кандалы, а с 1863 года для них отменили телесные наказания. С одной стороны, работы для женщин были более лёгкими: их не отправляли на рудники и заводы, они носили дрова, мыли полы, чинили одежду и мешки, убирали сено, нанимались слугами к местному начальству. Однако быт и сексуальные домогательства делали каторгу невыносимой. Чтобы унизить каторжанок, местное начальство могло селить их вместе с мужчинами.

Женщин напрямую насиловали и избивали, причём как заключённые, так и тюремщики. Если красивая каторжанка становилась любовницей начальника, считалось, что ей повезло. Женщины, сидевшие без работы, были вынуждены продавать себя, чтобы выжить. Многие становились собственностью "иванцов" или "храпов".

Их могли насиловать по одному или они могли принадлежать одновременно целой общине. Разумеется, многие беременели, не по разу рожали, тут же хоронили умиравших младенцев. Сохранить разум и не спиться в таких условиях удавалось не всем. По сути, каторжное наказание было для женщины приговором к пыткам.

Подвоз воды женщинами в тюрьмы и огороды. На поселение отпускали также стариков и инвалидов.

В 1711 году Петр I запретил подобную практику, но полностью искоренить ее не удавалось. Попрошайничество то разрешали, то снова запрещали, но на протяжении всего 18 века одетые в рубища и скованные одной цепью арестанты не редко ходили по улицам под надзором караульных и распевали жалостливые песни. Изменилась ситуация только в 1819 году после учреждения попечительного общества, которое сумело наладить работу с благотворителями и более грамотное распределение поступающих средств. При тюрьмах были столярные, переплетные, швейные, сапожные и другие мастерские. Формально заключенный не имел права иметь при себе больше 3 копеек в день.

Остальное должно было переводиться на его счет, с которого он мог оплачивать необходимые ему вещи или забрать деньги после освобождения. Однако на практике это часто не соблюдалось. Приговоренных к каторге отправляли партиями, к которым по дороге присоединялись «коллеги» из других городов. На европейской части империи группы были до 50 человек, в Сибири их могло быть пару сотен. Начиналось печальное путешествие со сбора подаяний, которые могли быть довольно щедрыми. Уныло звеня кандалами и распевая жалостливые песни, можно было заработать несколько десятков и даже сотен рублей, не считая разных гостинцев от сердобольных жителей. Некоторые приговоренные, чтобы подзаработать, незаметно продавали по дороге одежду, в том числе казенную.

За это их наказывали, но потом все же выдавали новую. Женщины и мужчины значительную часть пути шли вместе, разделяли их в Тобольской тюрьме, крупнейшем перевалочном пункте. В дороге заработанные деньги быстро таяли из-за постоянных поборов конвоиров. Купить продукты, чтобы хоть как-то разнообразить скудный паек, заплатить за право добраться до очередного места ночевки раньше других, чтобы успеть занять более удобное и теплое место на нарах, хоть часть пути проехать на подводе, а иногда из-за обычного вымогательства. В 1822 году вес ножных кандалов ограничили пятью фунтами 2кг , носили их мужчины, а женщины только оковы на руках. Но еще долгое время приговоренные шли группами, скованными одной цепью. Помимо каторжан в партиях были в партиях были приговоренные к ссылке, что было более мягким приговором.

Это породило еще один способ заработка и злоупотреблений — обмен именами и наказаниями. Так как конвоиры знали в лицо не всех, а сопроводительные документы содержали только описания, то некоторые похожие внешне люди менялись местами. Иногда подмены обнаруживали, и виновных наказывали. В романе Льва Толстого «Воскресенье» начало мрачного путешествия описано так: «Сначала шли каторжные мужчины, все в одинаковых серых штанах и халатах с тузами на спинах… Звеня кандалами, пройдя шагов десять, останавливались и покорно размещались, по четыре в ряд, друг за другом. Вслед за этими, без остановки, потекли из ворот такие же бритые, без ножных кандалов, но скованные рука с рукой наручнями, люди в таких же одеждах. Это были ссыльные… Они так же бойко выходили, останавливались и размещались также по четыре в ряд. Потом шли женщины, тоже по порядку, сначала — каторжные, в острожных серых кафтанах и косынках, потом — женщины ссыльные и добровольно следующие, в своих городских и деревенских одеждах.

По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении ст. Самые работы не всегда существовали, и осужденные к данному роду кат. По замечанию проф. Таганцева лекции, стр. Деление работ на категории постепенно оставляемо было законодательством. В 1864 г. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу еще в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных. Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновленных лишь в 80-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унесшие в один год до 1000 чел.

Максимов, "Сибирь и К. III ; Ядринцев, "Русская община в тюрьме и ссылке". Закон 18 апреля 1869 г. По этому закону на К. Осужденные на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось. Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генер. Сахалин 800 чел. Предпринятая законом 11 декабря 1879 г.

Разделение К. Осуждение к кат. Работы отбываются на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является зерентуйская каторжная тюрьма, на казенных солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др.

Что такое каторжная работа

Каторга, каторжные работы. которое означало большое гребное судно с тройным рядом весел. Каторга, каторжные работы. Современное значение каторжных работ заключается в их исторической значимости и напоминании о бесчеловечности практик подавления гражданских свобод. В системе наказаний каторжные работы долго занимали неопределённое положение, применяясь иногда как дополнительная кара или как следствие другого наказания.

Русская каторга в конце XIX– начале XX века

Анализ каторги в СССР и царской России показывает, что положение осужденных к каторжным работам значительно ухудшилось. Каторжные дороги ПриамурьяОднако и после закрытия каторги на острове Сахалин Дальний Восток не обходился без «арестантских работ», как тогда называли труд заключённых.В 1891 году Министерство путей сообщения Российской империи пришло к выводу. каторга, или каторжные работы (от — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневол. Cтатья Каторга, каторжные работы в Энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. это вид труда, который предполагает вынужденное осуществление работы, часто в связи с совершенными преступлениями или политическими. Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами.

Что такое каторга? История русской каторги

Нарушение прав человека. В каторжных лагерях и колониях осужденные подвергались пыткам, издевательствам и притеснениям. Смертность среди каторжан была очень высокой, и это вызывало негативное отношение общества к системе каторги в целом. Последствия каторжной системы: Социальные последствия. Каторга оставила глубокий шрам на российском обществе. Она привела к разрушению человеческого достоинства и нанесла серьезный ущерб психическому и физическому здоровью осужденных. Многие из них стали изгоями и оказались неспособными адаптироваться к обществу после освобождения. Экономические последствия. Каторга была использована для эксплуатации дешевой рабочей силы. Она способствовала развитию экономики России, но по цене угнетения и эксплуатации огромного количества людей.

Долгий период каторжной системы внес существенный вклад в распределение ресурсов и развитие инфраструктуры страны. Политические последствия. Каторжная система стала одной из причин социальных и политических напряжений в России. Критика каторги и требования ее отмены стали частью большого движения за справедливость и права человека, которое привело к революциям и изменениям в политическом устройстве страны.

Тобольский разбойный приказ, созданный в 1856 г.

С 1858 г арестантов перевозили по Николаевской железной дороге. В 1863 г для женщин отменили телесные наказания, наложение клейма, битье шпицрутенами. В 1864 г упразднили отдельный корпус внутренней стражи. Арестантов сопровождали местные и резервные войска. После окончания каторжного срока осужденных оставляли на жительство по месту каторги.

Однако для государственных преступников, которых могли амнистировать, существовало исключение по срокам ссылки. В 1870-1880 гг. В это же время каторжников начинают отправлять на остров Сахалин. Сначала их отправляли через Сибирь и Дальний Восток, а с 1879 г перевозили из Одессы через Суэцкий канал на пароходах вокруг Азии. Сахалинская ссылка приняла массовый характер, и в 1886 г была официально учреждена всероссийская Сахалинская политическая каторга.

Надо сказать, что политических заключенных на Сахалин отправляли и раньше. Через сахалинскую каторгу прошли 54 участника революционного движения — соратники В. Ленина, народовольцы, руководители «Обуховской обороны» и др. Каторжники Сахалина добывали уголь, строили дороги, мосты, порты, дома, работали на лесоразработках.

В 1864 г.

Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу еще в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных. Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ возобновленных лишь в 80-х годах и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унесшие в один год до 1000 чел. Максимов, "Сибирь и К. III ; Ядринцев, "Русская община в тюрьме и ссылке".

Закон 18 апреля 1869 г. По этому закону на К. Осужденные на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось. Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г.

Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генер. Сахалин 800 чел. Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. Разделение К. Осуждение к кат.

Работы отбываются на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является зерентуйская каторжная тюрьма, на казенных солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. На острове Сахалине работы заключаются в проложении дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр. В последнее время правительство стремится сосредоточить К. Сибири см. К разряду каторжных тюрем следует отнести еще Шлиссельбургскую крепость, где содержатся осужденные к К.

Все осужденные к каторжным работам делятся на 3 разряда, осужденные без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осужденные к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет — каторжными третьего разряда. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные — в ножных и ручных кандалах, срочные — в ножных.

На рудники гоняли перворазрядников. У остальных работы под землёй шли год за полтора. Чаще всего заключённые работали на заводах Кабинета Его Величества — на сереброплавильном заводе Заренуя, на солеварнях в Усть-Куте и в Иркутске. Они строили Сибирскую железную дорогу, добывали уголь и строили порты на Дальнем Востоке.

Каторжные работы. С фотографии, привезённой писателем А. Чеховым из путешествия по Сахалину. По сути, каторжане были дешёвой рабсилой, которую поставляли из центра России в отдалённые уголки страны. Каторжные "паханы" и "отверженные" На каторге были свои "паханы" и "отверженные". Они получили такое прозвище, так как назывались чужими фамилиями или заявляли, что вообще её не помнят.

Публицист конца XIX века Влас Дорошевич описывал их как дерзких, наглых преступников, у которых всегда "руки в карманах", "картуз сдвинут на ухо", а "халат держится на одном плече". Штрафная камера. Они часто становились местными царьками, обкладывая данью менее ушлых каторжан. Тюремное начальство весьма успешно боролось с ними, и к концу XIX века "иванцов" не пускали на места старост или на кухню. А тех, кто пытался качать права, ссылали на Сахалин. Это тоже были профессиональные преступники, но калибром помельче, — карманники, воры, подельники главарей.

Они поддерживали "иванцов", а некоторые открыто шестерили перед ними, таких именовали "поддувалами". Словечки пришить, шишка, стрельнуть, фартовый, баланда были уже тогда. Любопытно, что в те годы воровать у своих не считалось тяжёлым проступком, зато каторжане хватались за ножи, если их называли пассивными, продажными гомосексуалистами, это считалось реальным оскорблением. Внизу каторжной иерархии стояли крестьяне, мещане — в общем, обычные люди, совершившие преступления. После каторги они старались вернуться к обычной жизни. Работа каторжников на Уссурийском участке Транссибирской железнодорожной магистрали.

Обычно они состояли в определённой социальной группе: крестьянки, мещанки, казачки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий