Бюджетный дефицит считается негативным фактором, и для его преодоления могут быть предприняты различные меры. Дефицит бюджета сам по себе – это не плохо и не хорошо, такое мнение высказал в эфире радио Sputnik председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
Экономисты прогнозируют рост дефицита бюджета до 5 трлн рублей
Ранее появились новости, что Минфин может предложить выпуск «патриотических облигаций» для населения. Дефицит бюджета может на 2–2,5 трлн превысить заложенные в финансовый план показатели и достичь 5 трлн рублей, ожидают опрошенные «Известиями» аналитики. Основной опасностью дефицита бюджета является инфляция, поэтому, как правило, это явление трактуется как негативное, хотя в нем есть и свои плюсы, так как возникновение дефицита может стимулировать спрос и, следовательно, рост экономики. это ситуация, когда расходы правительства превышают его доходы, и это может иметь серьезные экономические последствия.
Дефицит государственного бюджета и профицит
В чем состоят причины рекордного дефицита бюджета в России — | Оценка дефицита бюджета России за январь–октябрь этого года уменьшилась на 185 млрд рублей, дефици. |
4. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения | Дефицит бюджета возникает по совокупности двух процессов – уменьшения доходов бюджета (меньше собранных налогов), увеличения расходов бюджета. |
Дефицит бюджета России превысил план на год. Что теперь будет? - Финансы | Дефицит бюджета РФ сократился до 0,7% — к концу года ожидают профицит. |
Дефицит бюджета — что это такое: суть, риски, примеры и как сократить
Путин отдельно выделил, что такие показатели позволяют сформировать солидную базу для роста бюджетных доходов в течение ближайших шести лет. При этом он призвал сохранять умеренный подход к планированию бюджета, выделяя основные средства на направления, которые сильнее всего оказывают влияние на качество жизни россиян и развитие регионов.
Дефицит бюджета России превысил план на год. Что теперь будет? Чтобы остаться в рамках закона о бюджете, правительству придется экономить. Источник: Reuters Дефицит федерального бюджета за первые четыре месяца 2023 года достиг 3,4 триллиона рублей, из них в апреле — чуть более 1 триллиона, сообщил Минфин России. В результате промежуточный дефицит на полтриллиона превысил планы ведомства.
Чтобы остаться в рамках закона о бюджете, правительству нужно будет в оставшиеся месяцы удержаться в профиците.
Рост цен на нефть, ускорение инфляции и уменьшение дисконта Urals к марке Brent способствовали сокращению дефицита госбюджета. Средняя цена основного экспортного сорта нефти достигла 83,35 доллара за баррель к середине октября. Экспорт нефти в сентябре составил 18,8 миллиарда долларов по цене в среднем 81,8 доллара за баррель. Кроме того, налоговые поступления от бизнеса и населения, а также единовременный налог на сверхприбыль, уплоченный крупными предприятиями, также способствовали поддержанию бюджета.
И тогда Минфину придется делать несколько малоприятных шагов одновременно - занимать по высоким процентным ставкам, использовать средства Фонда национального благосостояния ФНБ , наконец, секвестрировать бюджет, урезая индексацию социальных выплат и вместе с ЦБ ослабляя курс рубля».
В совокупности, изъятие средств из экономики, сокращение госрасходов, ослабление рубля и неизбежное повышение процентных ставок образуют очень плохую комбинацию. Тем более, в условиях экономического спада. По словам Федорова, во многом это зависит и от темпов замедления мировой экономики в 2023 году. Но и рисков предостаточно. Во-вторых, вступившее в силу в феврале эмбарго ЕС на нефтепродукты из Россию также будет негативно отражаться на динамике экспорта и доходах страны. В-третьих, многое зависит от расходов, которые до середины февраля росли, но в последние две недели серьезно сократились.
В чем состоят причины рекордного дефицита бюджета в России
Ликвидной части ФНБ хватит на финансирование дефицита на ближайшие несколько лет, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По его словам, из фонда в госбюджет может быть направлено около 2 трлн рублей. В 2022 году ведомство сумело привлечь на внутреннем долговом рынке 3,3 трлн рублей, то есть практически закрыло весь дефицит за счет облигаций федерального займа ОФЗ. Ожидается, что в 2023-м министерство также сумеет привлечь посредством ОФЗ около 3 трлн, — добавил эксперт. По итогам 2022-го бюджет был исполнен с недостачей в 3,3 трлн, хотя Минфин прогнозировал профицит в 1,3 трлн. Набирает обороты Дефицит бюджета в 2023 году может оказаться выше, чем запланированные 2,9 трлн рублей, и достичь 5 трлн, ожидает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Такой сценарий будет возможен при обвале цен на нефть, очередном витке пандемии или новых внешних угрозах, добавила она. Недостача будет на 2—2,5 трлн больше плановой и составит около 5 трлн, согласился главный аналитик ПСБ Денис Попов.
Он добавил: основной причиной роста дефицита станет увеличение расходов казны до объема 2022 года 31 трлн.
Во-первых, все это тоже экспортные товары, и производителям будет выгоднее продавать их в условную Индию, чем отгружать в «Пятерочку». Во-вторых, торговля очень долго — с весны 2022 года — была в загоне, обороты не росли, люди не тратили деньги: предпочитая сберегать средства, а также компенсировать падающие доходы. Отпущенный доллар даст возможность наверстать упущенное. Одновременно вырастут цены на одежду и обувь: ведь их по-прежнему надо завозить из-за рубежа, покупая за доллары. Несмотря на уход мировых брендов, в стране за 2022 год так и не появилось ни производителей одежды, ни производителей обуви. Да что там готовые изделия — не видно даже новых российских производителей тканей, ниток, иголок, швейных машин, искусственных материалов.
Единственный плюс — девальвация рубля не будет шоковой, все будет происходить постепенно. Две тысячи двадцать третий — год предвыборный, и большое количество новых бедных никому не нужно. Что будет с медициной, образованием, социальной помощью? На них сократят расходы. Порежут финансирование на содержание зданий больниц, школ, приютов, домов престарелых и на деятельность этих учреждений питание, лекарства и пр.
Таким образом дефицит в декабре мог составить 3,9 трлн. Согласно действующему закону о бюджете, доходы на 2023 г.
В 2021 г. Некритичный дефицит В целом дефицит бюджета в 2022 г. Такой показатель образовался за счет существенного увеличения госрасходов, которые обусловлены масштабной трансформацией российской экономики в условиях противостояния с Западом и беспрецедентного санкционного давления, указал он. При этом Минфин сумел в 2022 г. Такой уровень дефицита не является критичным, считает заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова. Исторически в кризис 2009—2010 гг. При этом вряд ли весь объем декабрьских бюджетных расходов успел попасть в экономику, добавил он: скорее всего, существенная часть средств осела в Банке России на едином казначейском счете и будет направлена в систему постепенно, ограничивая проинфляционный эффект крупного месячного дефицита.
С другой стороны, с учетом активных размещений ОФЗ в конце года расход средств ФНБ по итогам года будет ниже плановых объемов, что оставляет более значимый запас прочности бюджетной системы, указал эксперт. При прочих равных это улучшит перспективы первого полугодия текущего года в части расходов, считает он. Увеличение расходов федерального бюджета в декабре все же формирует определенные вызовы для экономики в 2023 г. Снижение номинальных расходов в соответствии с утвержденным планом 29 трлн руб.
Если происходит экономический спад, страна иногда намеренно уменьшает доход, снизив налоги для физических и юридических лиц.
Также одновременно увеличиваются дотации и пособия. В дальнейшем, это спровоцирует дыру в бюджете, но это было сделано осознанно для улучшения общего финансового положения в стране. Учитывая конкретную часть бюджета, в которой был образован дефицит, его делят на: Пассивный. Возникает на фоне уменьшения дохода страны. Например, говоря о России, такая ситуация может возникнуть из-за спада на газовом или нефтяном рынке.
Кроме этого, на ситуацию могут повлиять санкции; Активный. Является следствием увеличения расходов над доходами государства. Такая ситуация наблюдается при структурных изменениях в экономике, а также в период войн. Дефицит также делят на 3 виды в зависимости от причин возникновения: Кризисный. Это означает, что бюджетный дефицит был спровоцирован спадом в экономике; Форс-мажорный.
Возникает вследствие катастроф, стихийных бедствий и войн; Управленческий. Здесь речь идёт об утечке денег за границу, неправильных инвестициях , коррупции и других проблемах, связанных с неправильными действиями управления. Говоря о дефиците федерального бюджета, он может быть долгосрочным и краткосрочным. Последний возникает по причине форс-мажорных обстоятельств, а также ошибок управления. Ещё одна из причин, это проблемы в планировании доходной и расходной части.
Такой дефицит возникает из-за спада в экономике. Но, нередко он может оказаться следствием природных катастроф, санкции или войны. Долгосрочный дефицит — это системное явление на фоне экономического кризиса. Разновидности дефицита Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита: Действительный. Заложен в законодательных актах о бюджете как предельная величина.
Но, она может быть непостоянной и изменяться в зависимости от исполнения бюджета; Случайный.
Дефицит бюджета за два месяца почти достиг годовых значений: чем это грозит
В Процессе принятия и исполнения Бюджета большое значение приобретает сбалансированность Доходов и Затрат. Если Доходы превышают Расходы, то возникает профицит. Но чаще всего Расходы превышают Доходы. В таком случае возникает Дефицит. Причин тому множество спад общественного производства, массовый Выпуск "пустых" Денег, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот "теневого" Капитала, огромные непроизводственные Расходы, потери, приписки, хищения и т. Бюджетный дефицит относится к так называемым негативным экономическим категориям типа Инфляции, Кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы. Следует заметить, что бездефицитность Бюджета еще не означает "здоровья" экономики.
Вместе с тем, любое Государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить Дефицит Бюджета. Дефицит Бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях Государство может сознательно идти на увеличение Дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в Период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня Занятости например, Финансирование программ по созданию новых Рабочих мест или существенно снизив налоги. В итоге увеличиваются Расходы Бюджета или снижаются его Доходы, возникает Дефицит. Но этот Дефицит сознательно создан Государством.
Такой Дефицит называется структурным дефицитом. В отличие от структурного циклический Дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой Политики Государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии Кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, Доходы Государства, а значит, возникает Дефицит. Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный Дефицит возникает в результате превышения Затрат над Выгодами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедлением темпов экономического роста, недоплат и т.
Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность Бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение Затрат над Выгодами ограничивается рамками одного Бюджетного года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по cpaвнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных Цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита Госбюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных Затрат в связи с ростом уровня Инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных Платежей в сочетании с введением Льгот по налогам, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами. Долгосрочная несбалансированность Бюджета связана с увеличением Разрыва между государственными Издержками и Выгодами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер.
Так в большинстве развитых Стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов следующими факторами: -увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет; -неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются Расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т. В целом состояние Госбюджета определяется долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных Затрат; стадией экономического цикла в которой находится экономика в рассматриваемый Период; текущей Политикой Государства в области бюджетных Затрат и Доходов. Очень часто, особенно в нашей Стране и в других Странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истиной величины Бюджетного дефицита. Так, искусственное занижение Дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов: -"налоговой амнистии", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты Налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора; -мероприятий по сбору просроченных налоговых Платежей; -введение временных или добавленных Налогов; -отсрочками выплат Заработной платы работникам государственного сектора; -отсроченной обязательной индексации Заработной платы в соответствии с динамикой уровня Инфляции; -распродажей государственных Активов; -наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными Издержками. К числу последних относят централизованные Займы, предоставляемые на льготных условиях Центробанком. Кроме того, ЦБ может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного Курса валют, рефинансировать сельское хозяйство и т.
В результате этого растут убытки Центральный банк и усиливается Инфляция , а Дефицит не растет. Искусственное завышение размеров дефицита Госбюджета может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных Затрат не всегда учитывается Амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных Затрат является обслуживание государственного Долга. Однако очень часто величина процентных выплат по Долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах Инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных Процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных Затрат может быть весьма существенным.
Возможны даже ситуации, когда номинальный официальный Дефицит и государственный Долг растут, а реальный Дефицит и Долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством Политики. Поэтому при изменении Бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на Инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный Бюджетный дефицит, который представляет собой Разницу между номинальным дефицитом и величиной Процента по государственному Долгу, умноженной на темп Инфляции. Общий Дефицит Бюджета за вычетом инфляционной части процентных Платежей представляет собой операционный Дефицит. Бюджетным Кодексом РФ установлены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального Бюджета на очередной Бюджетный год не должна превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и Затрат на обслуживание государственного Долга РФ.
Если в Законе о Бюджете утвержден размер поступлений от Продажи имущества, предполагаемый Дефицит Бюджета субъекта РФ может превышать эту сумму, но не более чем на величину поступлений от Продажи имущества. Причем поступления из источников финансирования Дефицит местного Бюджета могут направляться на Финансирование исключительно инвестиционных Затрат и не могут быть использованы для финансирования Затрат на обслуживание и погашение муниципального Долга. Если в качестве источника сокращения дефицита регионального или местного бюджетов рассматривается Продажа имущества, то, согласно Бюджетному Кодексу РФ, предельный размер дефицита соответствующих бюджетов может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от Продажи имущества. Способы финансирования Дефицита бюджета В случае принятия Бюджета на очередной Бюджетный год с дефицитом необходимо определить источники финансирования Дефицита бюджета. Они различаются по уровням бюджетной системы. Источниками финансирования дефицита федерального Бюджета являются: внутренние источники в следующих формах: -Займы, полученные Россией от кредитных организаций в Валюте России; -государственные Кредиты, осуществляемые путем Эмиссии ценных бумаг Ценных бумаг от имени России; -бюджетные Займы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы России; -поступления от Продажи имущества, находящегося в государственной собственности; -сумма превышения Доходов над Издержками по государственным запасам и резервам; -изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального Бюджета; внешние источники в следующих формах: -государственные Кредиты, осуществляемые в иностранной Валюте путем Эмиссии ценных бумаг Ценных бумаг от имени России; -Займы правительств иностранных Государств, Банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной Валюте, привлеченные Россией.
Источниками финансирования Дефицита бюджета субъекта России и местного Бюджета могут быть только внутренние источники. Для субъектов РФ они выступают в следующих формах: -государственные Кредиты, осуществляемые путем Эмиссии ценных бумаг Ценных бумаг от имени субъекта России; -бюджетные Займы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы России; -Займы, полученные от кредитных организаций; -поступления от Продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта России; -изменение остатков средств на счетах по учету средств Бюджета субъекта России. А для местного Бюджета: -муниципальные Кредиты, осуществляемые путем Эмиссии ценных бумаг муниципальных Ценных бумаг от имени муниципального образования; -Займы, полученные от кредитных организаций; -бюджетные Займы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы России; -поступления от Продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; -изменение остатков средств на счетах по учету средств местного Бюджета. Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: -за счет Эмиссии ценных бумаг Денег монетизация дефицита ; -Кредитов у населения Страны внутренний Долг ; -Ссуды у других Стран или международных финансовых организаций внешний Долг. Первый способ называют эмиссионным или денежным способом, второй и третий - долговыми способами. Монетизация как способ сокращения Дефицита бюджета представляет собой увеличение количества Денег в обращении в том числе за счет банковского финансирования.
Хотя этот способ используется Государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования Дефицита бюджета. При монетизации увеличивается количество Денег в обращении, темпы роста Денежного агрегата существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня Цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный Налог и часть их Доходов перераспределяется в пользу Государства через возросшие Цены. У Государства образуется дополнительный Профит - сеньораж, то есть новый Профит от печатания Денег. Монетизация дефицита Государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно Денежной эмиссией наличных Денег, а осуществляется в других формах. Например, в виде расширения Займов Центробанка государственным Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных Платежей.
В последнем случае Правительство покупает Товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные Платежи накапливаются в отношении Предприятий государственного сектора, то они не редко финансируются Центробанком или же накапливаются, увеличивая общий Дефицит Госбюджета. Поэтому хотя отсроченные Платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования Бюджетного дефицита, на практике это Разделение оказывается весьма условным. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост Предложения Денег и на руках у населения накапливается избыток наличных Денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные Товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту Цен и создает давление на Платежный баланс.
Если Платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает Дефицит федерального Бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс Национальной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия Платежного баланса в этих условиях основан на "связывании" избыточного денежного Предложения при помощи Продажи на Валютном рынке Forex части официальных резервов Центробанка, что позволяет стабилизировать Денежный рынок в целом. Монетизация дефицита Госбюджета вызывает тем меньшее повышение уровня Инфляции в Стране, чем больше валютных резервов Центрбанк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса Национальной валюты и восстановление Платежного баланса. При этом рост Инфляции в результате монетизации Бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого Курса валют, хотя Расходы официальных валютных резервов при этом уменьшается. В наибольшей степени Инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний Курса валют, за счет которого восстанавливается равновесие Денежного рынка.
В последнем случае уровень официальных валютных резервов Центробанка остается практически неизменным. Негативные инфляционные последствия монетизации Бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жестокой кредитно-денежной Политики. Если Центрбанк сокращает кредитные возможности Частных банков обычно это осуществляется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставки Процента одновременно с расширением Займов государственному сектору на Финансирование Бюджетного дефицита то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживания экономическую активность. В результате этого частные Инвестиции и чистый Экспорт сокращаются и Инфляция уже не оказывает такого активного воздействия на состояние Платежного баланса. Эмиссия ценных бумаг может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на Деньги, который и поглощает часть дополнительной Денежного агрегата. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания,частных банковзы и предпочтения экономических агентов.
Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасные для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например: -имеется значительный внешний Долг, что исключает льготное Финансирование Дефицита бюджета из внешних источников; -возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны; -валютные резервы Центробанка истощены, в силу чего регулирование Платежного баланса остается первостепенной задачей; -экономика способна выдержать высокую Инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту Цен. Если же правительство все-таки избирает эмиссионный способ финансирования, то Центробанку необходимо в первую очередь ввести ограничения лимиты кредитования государственных Предприятий и организаций. В противном случае может возникнуть Риск полного вытеснения частного сектора с кредитного Рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень Инфляции, следить за состоянием Платежного баланса. Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита Госбюджета является долговое Финансирование.
В результате долгового финансирования Дефицит Бюджета покрывается за счет Кредитов, осуществляемых Государством как внутри Страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний Долг Государства. В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к долговому финансированию. Так представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А.
Смит был прав, когда говорил, что дефицитное Финансирование - это "улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно".
Трудновато будет сразу пробить логистику. Нефть мы научились возить своими силами, а вот нефтепродукты — ещё надо поработать. Думаю, на переориентацию на Восток уйдёт около полугода», — сказал «Абзацу» генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский. Чтобы покрыть дефицит бюджета, в январе российский Минфин распечатал «кубышку».
Он впервые продал из Фонда национального благосостояния ФНБ небольшую часть золота, а также 2,3 млрд юаней. Это дополнительные выплаты участникам спецоперации, а также триллионные кредиты предприятиям ВПК», — рассказал «Абзацу» экономист Виталий Калугин. По оценкам Виталия Калугина, бюджетная «дыра» в 2023 году может расшириться до 6-7 трлн рублей: «В любом случае дефицит будет. Идёт лишь речь о том, будет он плановый или катастрофический внеплановый. Некоторые уже называют 8 трлн рублей дефицита, что вызывает у меня ощущение, что придётся где-то посреди года заниматься секвестром бюджета — иначе говоря, резать какие-то статьи».
По оценкам эксперта, 10,4 трлн рублей из средств ФНБ нам хватит примерно на 2-2,5 года. Однако финансовые власти, конечно, не будут вытряхивать из «кубышки» всё до последней копейки. Фото: Unsplash. Например, операции РЕПО. ОФЗ у нас выкупают госбанки, сколько это будет — не совсем понятно, 2,5-3 трлн.
Как быстро исчерпается восстановительный импульс и что будет поддерживать производство в стране При этом министр отметил, что финальная оценка будет зависеть от объема ВВП. Так, в закон о бюджете закладывали 26,13 трлн доходов, то есть на 3 трлн меньше итога. Минфин объясняет эту разницу высокой базой сравнения 2022-го, снижением цен на нефть в начале 2023-го и уменьшением объемов экспорта газа. Расходы, в свою очередь, превысили план на 3,3 трлн. Минфин не раскрывает получателей дополнительных бюджетных средств. В законе о казне ключевыми направлениями трат власти обозначили соцподдержку, оборону и нацбезопасность, а также экономику. В частности, отдельным производителям товаров начислили авансы, а также был направлен крупный трансферт в бюджет обновляемого Социального фонда, добавил он.
ОФЗ — это безопасный инструмент для очень консервативных инвесторов, желающих сберечь свои деньги. Как отмечает Екатерина Безсмертная, немало сложностей было и с реализацией бумаг. Продать ОФЗ-н в жизни людей всякое случается, иногда деньги срочно требуются и зафиксировать свою прибыль — нетривиальная задача: - У ОФЗ-н есть ряд недостатков. Например, эти облигации не обращаются на вторичном рынке: приобрести их можно только через уполномоченные банки - агенты Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк или Почта Банк , продать - лишь в порядке выкупа агентом. При этом продать облигации до срока погашения можно за цену приобретения, но не выше номинала. К тому же приобретение облигаций на ИИС индивидуальный инвестиционный счёт не допускается — таким образом, приобретая ОФЗ-н, нельзя получить налоговый вычет. Также подкачала маркетинговая составляющая. По мнению Екатерины Безсмертной, Минфин не продумал, на какую аудиторию были рассчитаны бумаги: - Для людей старшего возраста, при всей простоте нового инструмента, ОФЗ-н, существующие в электронной форме, не совсем привычны и понятны: в их представлении облигация должна иметь бумажную форму. Для «продвинутых» инвесторов, уже имевших опыт биржевой торговли ОФЗ-н, слишком просты и не дают возможности оперировать ими в качестве инструмента для ежедневной торговли. Выпускать новые «патриотические облигации» на таком фоне и рассчитывать на значительный объём привлечённых средств было бы слишком оптимистично, хотя, как отмечает директор управления продаж и клиентского обслуживания ИК Fontvielle Руслан Спинка, средств населения в теории хватило бы на решение многих проблем: - Несмотря на отток средств с валютных счетов, на рублевых россияне хранят значительные активы. Согласно последнему обзору ЦБ банковского сектора, годовой прирост средств населения превысил темпы 2021 года, а совокупный объём остатков составил 36,6 трлн руб. То есть это те средства физических лиц — россиян, которые в перспективе могут быть перенаправлены в долговые ценные бумаги. В результате Минфин не стал рисковать — до обсуждения деталей «патриотических облигаций» дело так и не дошло. В том числе, как утверждает Екатерина Безсмертная, из-за долгой памяти людей: - Выпуск «патриотических» облигаций, возможно, заинтересовал бы сегодня определенные категории граждан, готовых вложить свои средства ради определенной идеи. С другой стороны, такие выпуски чреваты созданием почвы для своего рода идеологических спекуляций: всегда найдутся желающие провести параллели между современной, и, не исключено, полезной инициативой и известными по рассказам людей старшего поколения принудительными подписками на облигации государственных займов. Занять нельзя изъять Если взял деньги в долг, то их надо вернуть. Если только не устроить дефолт, как в 1957 и 1998 годах. Но это не лучший вариант для экономики и инвестиционной привлекательности страны. Совсем другое дело — просто изъять деньги. Раз не обещаешь их вернуть, то и претензий никаких нет. К тому же россияне уже привыкли к повышению налогов и сборов. Минфин на днях выступил сразу с двумя предложениями, которые, по сути, подразумевают просто изъятие денег. Первое — это приостановка соглашений с «недружественными» странами об избежание двойного налогообложения. Сейчас релоканты, которые прожили за границей более 180 дней в году, теряют налоговое резидентство РФ, и получают право не платить в России имущественные налоги и НДФЛ.
Что происходит с дефицитом бюджета РФ и как хотят решать проблему
В сентябре бюджет был в профиците (0,6 млрд руб.), дефицит с начала года сократился до 1,7 трлн руб. Чтобы остаться в рамках запланированного дефицита бюджета, правительству до конца года нужно исполнять бюджет с постоянным профицитом. Дефицит бюджета РФ сократился до 0,7% — к концу года ожидают профицит. Дефицит бюджета — это ситуация, в которой определяется превышение бюджетных трат над доходами. Отсюда дефицит (превышение трат над доходами) федерального бюджета в 1,76 трлн рублей, что в 14 раз больше, чем в этом же месяце год назад. Российский лидер Владимир Путин заявил о росте доходов бюджета страны.
Дефицит федерального бюджета уже превысил годовой план: чего ждать россиянам
Бюджет РФ в мае 2023: траты снизились, но дефицит остался | В начале марта Минфин опубликовал второй в этом году отчет об исполнении федерального бюджета, согласно которому совокупный дефицит казны за первые два месяца 2023 г. составил 2,58 трлн руб. |
Почему дефицит бюджета это плохо? | При этом к 2025 году дефицит бюджета РФ планируется на «безопасном уровне» в 0,7 процента ВВП. |
Экономисты прогнозируют рост дефицита бюджета до 5 трлн рублей
И, конечно, на поступления в бюджет влияет история с таможней, которая была в апреле. Тогда взломали их систему, она зависла, и просто вручную пришлось заполнять все бумаги». Последствия для экономики Какими бы ни были причины дефицита бюджета, на стороне доходов бюджета картина выглядит относительно ясной, говорит главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Данные подтверждают, что Минфин по итогам года с высокой вероятностью соберет запланированные 17 триллионов ненефтегазовых доходов и недоберет порядка 1 триллиона по нефтегазовым доходам. Хотя Минфин подчеркивает, что не планирует превысить потолок в 29 триллионов, заданный законом о федеральном бюджете, на деле предел расходов может в текущих условиях значительно вырасти». Для российского общества основной риск состоит в том, что рост расходов федерального бюджета может поставить экономику перед выбором между ускорением инфляции и сокращением потребления из-за повышения процентных ставок, пояснил эксперт.
На середину сентября структурный профицит банковской системы составил 3. Это очень большая цифра, особенно если иметь ввиду, что в марте, сразу после начала сво, когда люди ринулись в банки за деньгами, структурный профицит перевернулся в структурный дефицит ликвидности, достигнув цифры в -5трл руб. За апрель-май дефицит ликвидности постепенно уменьшался и опять перешел в профицит. А за последний месяц в системе началось быстрое накопление ликвидности, вернув цифру профицита к максимальным значениям годовалой давности. Этот приток денег в банковскую систему в июле-августе прежде всего объясняется именно «дефицитом» бюджета, когда быстрыми темпами идут расходы бюджета, и деньги из Минфина приходят на счета населения и предприятий, и одновременно происходит падение объема собранных налогов, а значит больше денег остается на счетах. А структурный профицит ликвидности — главный залог устойчивости системы. Если у населения и предприятий больше денег на счетах — у них больше желания что-либо купить, или что-нибудь новое произвести.
Пятая ссылка - главная. И она всё объясняет. В России изменилась схема уплаты налогов. Все налоги поступают на единый счёт, а потом распределяются по статьям и бюджетам. Пока поступления не распределены, они не видны в бюджетной статистике... Расходы видны они идут из бюджета , а доходы - нет они лежат в виде нераспределённых средств на счетах казначейства. Более того, с распределением поступлений есть проблемы, так как система единого налогового счёта не работает работает в тестовом режиме. Так что деньги на счетах у государства есть. Только нам их не видно. Их видит только Федеральное казначейство... Понимаю, что поверить в это, особенно на текущем эмоциональном фоне, достаточно сложно. Но я предлагаю попробовать это сделать.
Траты из госбюджета по итогам года могут составить 30—32 трлн рублей, при этом дефицит будет на уровне около 4,4 трлн, считает Михаил Васильев из Совкомбанка. На это повлияют повышенная неопределенность внешних условий, недобор нефтегазовых доходов и вероятность глобальной рецессии. Между тем ЦБ указал, что чем мягче будет бюджетная политика больше расходов бюджета , тем жестче будет монетарная выше ставка — это нужно, чтобы снизить темпы роста цен, напомнил эксперт. В прогноз заложено влияние дефицита бюджета, а также ослабление курса рубля до 75—80 рублей за доллар к концу года на фоне начала покупок юаня в ФНБ в рамках бюджетного правила, — отметил Денис Попов. Если нефтегазовые доходы будут постоянно недотягивать до заложенных в план показателей, то в рамках бюджетного правила Минфин будет продавать валюту из ФНБ, объяснил ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин. При неблагоприятном сценарии этот механизм будет сглаживать ослабление рубля, а в противоположном — ограничивать его рост, добавил он. Ослабление рубля может сработать в пользу увеличения доходов бюджета, однако важно, чтобы это ослабление было управляемым, подчеркнула Наталья Мильчакова. По ее словам, избыточная девальвация нацвалюты не будет выгодна никому — ни экспортерам, ни населению, ни казне.
Дефицит федерального бюджета уже превысил годовой план: чего ждать россиянам
Предварительные оценки дефицита бюджета в январе-феврале напугали многих: формально он уже заметно превысил весь годовой план. Еще 27 марта электронный бюджет показывал дефицит на уровне 4 триллионов и даже больше, но уже через пару дней этот дефицит снизился почти наполовину. Доходы бюджета России за первые три месяца 2024 года выросли более чем в полтора раза, сообщил президент Владимир Путин. МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости, Елена Савельева. По предварительным данным Минфина, с января по октябрь дефицит федерального бюджета уменьшился до 1,235 триллиона рублей. Примерным безопасным ориентиром бюджетного дефицита может быть пандемийный 2020 год, когда он составил 4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП, считает эксперт. По оценке Минфина, бюджет за пять месяцев исполнился с дефицитом в 3,411 триллиона рублей.