Строительство первого в мире энергоблока нового поколения БРЕСТ-ОД-300 с реакторной установкой на быстрых нейронах стартовало городе Северске Томской области. Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев (в центре) во время церемонии начала строительства новейшего атомного реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300 в Северске.
Поехали!? Названы новые сроки начала работы реактора «БРЕСТ-300»
Подрядчики начали строить ЛЭП под реактор БРЕСТ-300 в Северске | На стройплощадке опытно-демонстрационного энергокомплекса в Северске начался монтаж реактора четвертого поколения БРЕСТ-ОД‑300. |
«Росатом» приступил к строительству реактора БРЕСТ-300 в Томской области | ОТР | Чрезвычайное происшествие на строительстве злополучного экспериментального атомного реактора "Брест-300" в ЗАТО Северск. |
Новости Атомной энергетики - Обзоры - Опытно демонстрационный энергетический комплекс БРЕСТ-ОД-300 | Главная Новости ССО «Альфа» продолжает участие в строительстве реакторной установки БРЕСТ-300. |
Основание для реактора БРЕСТ-300 доехало в Северск раньше срока
«Заключение контракта на строительство энергоблока с реакторной установкой БРЕСТ-ОД-300 – главное долгожданное событие 2019 года в рамках реализации проекта «Прорыв». В Северске (Томская область), на стройплощадке реактора БРЕСТ-ОД-300, сооружаемого на территории АО «Сибирский химический комбинат» (АО «СХК», Топливный дивизион Росатома) в рамках отраслевого проекта «Прорыв». Энергоблок с инновационной реакторной установкой БРЕСТ-ОД-300 станет частью строящегося в Северске Томской области опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК) с пристанционным ядерным топливным циклом в рамках стратегического направления "Прорыв". В Северске начали монтаж реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300. Реактор на быстрых нейтронах БРЕСТ-300 — прорывной для отечественной атомной промышленности проект, который станет первым мире образцом для отработки атомных технологий четвертого поколения. Строительство БРЕСТ-300-ОД в Северске (недалеко от Томска) было одобрено в августе 2016 года.[3][4] Подготовительные строительные работы начались в мае 2020 года.[5] Строительство началось 8 июня 2021 года.[6][7].
Подписан договор на строительство энергоблока с реактором «БРЕСТ-ОД-300» в рамках проекта «Прорыв»
Неудивительно, что первый экспериментальный реактор на быстрых нейтронах БР-1 , запущенный еще в 1948 году, через несколько лет пережил серьезную аварию. Началась долгая и кропотливая работа, которая заняла более полувека и лишь теперь выходит на финишную прямую. Жидкий свинец Использовать в реакторе в качестве теплоносителя воду, которая замедляет быстрые нейтроны, нельзя. Требуется другой материал, способный обеспечить съем тепла, но не поглощающий высокоэнергетические частицы, позволяя тем продолжить цепь ядерных реакций. За последние десятилетия физики проверили множество заменителей воды, включая жидкие литий, калий и даже ртуть. Это обеспечивает очень широкий диапазон рабочих температур — от границы, начиная с которой свинец становится жидкостью, и до границы, за которой он закипит, сделавшись практически непригодным для охлаждения. Вспомним, что именно этим была вызвана авария на АЭС «Фукусима-1». Из-за отключения генераторов остановились насосы, которые прокачивали теплоноситель; отвод тепла прекратился, вода закипела, произошел взрыв и расплавление активной зоны реактора. Для свинца с его крайне высокой температурой кипения такое попросту невозможно. Известно, что свинец — прекрасный материал для экранирования радиации, включая гамма-лучи и нейтронное излучение».
Его отличие от оксидного МОКС-топлива, которое производится для быстрого натриевого реактора БН-800, в большей плотности — это делает его более компактным и энергоемким. Наши специалисты уже разработали технический проект тепловыделяющего элемента СНУП-топлива, который ляжет в основу промышленного производства на модуле фабрикации-рефабрикации в Северске. Идет работа по созданию тепловыделяющих элементов второго поколения с более высоким уровнем выгорания урана. Они будут использоваться, когда производство СНУП-топлива перейдет на этап рефабрикации и задействуется переработанное СНУП-топливо первой загрузки, прошедшее цикл облучения в реакторе».
Директор РДУ отметил позитивную динамику в развитии экономики и промышленности Томской области, что подтверждается ростом электропотребления в 2022 году. Согласно прогнозу Системного оператора, позитивная тенденция сохранится до 2028 года. Важнейшие технические решения по развитию энергосистемы региона включены в Схему и программу развития электроэнергетических систем России СиПР на 2023—2028 годы, разработанную Системным оператором и утвержденную Министерством энергетики РФ. В ближайшие 6 лет планируем реализовать ряд перспективных проектов в томской энергосистеме в рамках СиПР, что будет способствовать динамичному развитию нашей промышленности и экономики в целом», — подчеркнул Андрей Антонов.
Инновационный энергоблок мощностью 300 МВт будет поставлять электроэнергию на оптовый рынок электроэнергии и мощности России. Работы по установке ЛЭП ведутся по графику, используются материалы отечественных производителей.
Кроме того, еще две ЛЭП 110 кВ строятся в пределах промышленной площадки АО «СХК» для обеспечения собственных нужд в электроэнергии и мощности объектов Опытно-демонстрационного энергетического комплекса. Справка Проект «Прорыв» направлен на создание новой технологической платформы атомной отрасли с замкнутым ядерным топливным циклом и решение проблем отработанного ядерного топлива и РАО. Предполагает строительство Опытно-демонстрационного энергетического комплекса в составе реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 с пристанционным ядерным топливным циклом, включая комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива, а также модуль переработки облученного ядерного топлива. Новый конкурентоспособный продукт должен обеспечить лидерство российских технологий в мировой атомной энергетике.
Сроки запуска реакторной установки несколько раз откладывались. На момент начала строительства сообщалось, что завершение запланировано на 2026 год.
Ввод в эксплуатацию ОДЭК намечен на 2029 год. Дарья Бердникова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
Работы по строительству ОДЭК "БРЕСТ-300" в Северске выполнены на 46%
«Росатом» начал монтаж первой в мире реакторной установки на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем — реактора четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300 в Северске Томской области. В Северске Томской области, на стройплощадке реактора БРЕСТ-ОД-300, завершился второй этап возведения ограждающей конструкции: в шахту реактора уже установили её средний ярус. В Северске стартовало строительство уникального энергоблока БРЕСТ-ОД 300. Главная Новости ССО «Альфа» продолжает участие в строительстве реакторной установки БРЕСТ-300. В этом году начнётся монтаж корпуса и установка механизмов первого в мире энергетического реактор-размножителя бассейного типа 'Брест-ОД300' в г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Росатом, аэс, бридер на развлекательном портале
Работы по строительству ОДЭК "БРЕСТ-300" в Северске выполнены на 46%
Для выдачи мощности реактора нового поколения БРЕСТ-300 в Северске построят новые ЛЭП | В Северске началось строительство ЛЭП для выдачи мощности с энергоблока с инновационным реактором БРЕСТ-ОД-300. |
В чем особенности уникального энергоблока БРЕСТ-ОД-300 | Атомный реактор "Брест-300" в Северске немного прорвало Чрезвычайное происшествие на строительстве злополучного экспериментального атомного реактора "Брест-300" в ЗАТО Северск. |
Строительство реактора «Брест-300» продолжается в Северске » Томское время - телеканал | Работы выполняет генподрядчик строительства реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 АО «Концерн Титан-2». |
«Росатом» начал монтаж реактора БРЕСТ-300 | Видео | Известия | 17.01.2024 | В Северске стартовало строительство уникального энергоблока БРЕСТ-ОД 300. |
Реакторы на быстрых нейтронах
Я уверен, что за горизонтом 2030 года, ближе к 40-м именно эти промышленные энергетические комплексы станут основным объектом и строительства в РФ, и нашего экспорта", - отметил глава Рос атома. По его словам, важными отличительными чертами и конкурентным преимуществом является то, что реактор нового поколения обладает мощным энергоресурсом, позволяет давать устойчивую энергию, экономически более выгодную за счет замкнутого ядерного цикла и экологически более лояльную к природе за счет уменьшения ядерных отходов и "каких бы то ни было операций с радиоактивностью". Проект "Прорыв" направлен на создание новой технологической платформы атомной отрасли с замкнутым ядерным топливным циклом и решение проблем обращения и хранения отработанного ядерного топлива. Под Томском впервые в мировой практике на одной площадке будут созданы АЭС с "быстрым" реактором и пристанционный замкнутый ядерный топливный цикл.
Он подчеркнул, что при строительстве БРЕСТа применяются абсолютно новые подходы и технологические решения, которые Россия "демонстрирует миру". Я уверен, что за горизонтом 2030 года, ближе к 40-м именно эти промышленные энергетические комплексы станут основным объектом и строительства в РФ, и нашего экспорта", - отметил глава Рос атома. По его словам, важными отличительными чертами и конкурентным преимуществом является то, что реактор нового поколения обладает мощным энергоресурсом, позволяет давать устойчивую энергию, экономически более выгодную за счет замкнутого ядерного цикла и экологически более лояльную к природе за счет уменьшения ядерных отходов и "каких бы то ни было операций с радиоактивностью". Проект "Прорыв" направлен на создание новой технологической платформы атомной отрасли с замкнутым ядерным топливным циклом и решение проблем обращения и хранения отработанного ядерного топлива.
Он действительно может подтолкнуть нас к началу новой эры. А специалист по проектированию ИТЭР Джан Тургут из Турции обратил внимание на сокращение отходов: «Система, при которой производство топлива, его рециркуляция и ядерный реактор находятся на одном объекте, снизит затраты на временное хранение. Проблемы конечной изоляции отходов почти полностью устранятся. Благодаря многократному использованию топлива будут удовлетворены долгосрочные потребности в энергии. А это окажет значительное влияние как с экономической, так и с экологической точки зрения на страны и мир в целом». Большинство представителей мировой атомной отрасли, выступившие на церемонии, отметили, что атомная энергетика предотвращает выбросы и препятствует негативному воздействию на окружающую среду. Экономичность Создатели БРЕСТа также должны будут подтвердить, что реакторы, работающие на нитридном топливе и использующие свинцовый теплоноситель, не только надежные и экологичные, но и экономичные.
ITER от мира ядерных реакторов Реализация реактора на свинцовом теплоносителе не просто так стала обсуждаться именно в конце 80-х. Первые проработки таких реакторов были ещё в 50-е, но натолкнулись на то, что существующие конструкционные материалы неспособны выдерживать условия работы со свинцовым теплоносителем. Одна из первых проблем — сам теплоноситель. Решение этой проблемы требует разработки новых стальных сплавов. Кроме того, неизвестно поведение свинцовой коррозии и степень нейтронной активации свинца при длительной работе. Расплавленный свинец хоть и не вступает в мгновенную бурную реакцию с водой, но при попадании в него воды может случиться «паровой взрыв». Исследования например вот это позволяют предполагать, что даже при разрыве трубки теплоносителя и попадании струи воды в свинец, взрыва случиться не должно. Тем не менее гарантий, что такого не произойдёт в реальном реакторе, нет. Высокая температура плавления свинца потребовала разработки специальной системы разогрева реактора который займёт несколько месяцев! С другой стороны считается, что при аварии с прорывом теплоносителя свинец просто застынет и тем самым позволит минимизировать ущерб. Оксиды урана и плутония всплывают в свинце, что недопустимо по существующим нормам. Для решения проблемы пришлось разрабатывать нитридное топливо для реактора. Никто никогда такого топлива не делал. Судя по информации из открытых источников, пока нитридное топливо всё ещё экспериментальная технология и имеет немало детских болезней. Решение избавиться от промежуточного контура между водой и теплоносителем реактора привело к необычному решению: колонку парогенератора решили погрузить напрямую в расплавленный свинец. Решение, мягко говоря, экзотичное. Во-первых, неизвестно как себя поведёт корпус парогенератора при длительном нахождении в расплаве свинца. Во-вторых, ремонт парогенератора и некоторые аварийные действия с ним возможны только при использовании роботизированного комплекса, так как работа человека вблизи расплава свинца, требует специальной термостойкой экипировки. В-третьих, ремонт будет осложнён наведённой от свинца радиацией в конструкциях парогенератора. В-четвёртых, возможно радиационное загрязнение воды в парогенераторе и от неё всего насосно-турбинного оборудования. Как решили эти проблемы, неизвестно. Выглядит интересно и необычно, но насколько эффективно — неясно Можно заметить, какое количество проблем а перечислены далеко не все , новых подходов и решений требует БРЕСТ. Это действительно прорывной проект, который в случае успеха может стать такой же вехой для ядерной энергетики, как ITER— для термояда. Но цена провала тут гораздо выше. Всё дело в амбициях и ресурсах. Перспектива, которая может стать собственным гробовщиком Проект БРЕСТ рождался, наверное, в самое неудачное время, какое только было для отечественной атомной индустрии — в 90е: денег нет, перспективы туманные, на государственном уровне всем просто не до атомки. Так как денег было всё равно мало, а проект требовал масштабной проработки, то приходилось выбирать тот вариант строительства опытного реактора, который дал бы максимальную отдачу. Обычно в качестве демонстраторов технологии используют реакторы небольшой мощности — 10-50 МВт электрических. Но при такой мощности ни продемонстрировать концепцию «естественной безопасности», ни замкнутого топливного цикла не получится, так как достигнуть коэффициента воспроизводства даже в 1 на столь маленьком образце не представляется возможным. При этом денег на разработку и сооружение реактор малой мощности потребует не на порядок больше, чем более мощный вариант. Проект, почти полностью сотканный из новых непроверенных решений, предлагалось построить без отработки элементов проекта в меньшем масштабе. В случае успеха — прорыв в новую эру, а вот в случае провала велик шанс, что, при имеющейся в отрасли конкуренции, всё направление на долгие годы будет дискредитировано.
Поехали!? Названы новые сроки начала работы реактора «БРЕСТ-300»
В Северске началось строительство ЛЭП для выдачи мощности с энергоблока с инновационным реактором БРЕСТ-ОД-300. В Северске начали монтаж реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300. В Северске Томской области началось строительство атомного энергоблока мощностью 300 МВт с инновационным реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем и новым смешанным нитридным уран-плутониевым топливом. Основание будущего реактора БРЕСТ-ОД-300 доехало в Северск досрочно, об этом рассказали в телеграм-канале Сибирского химического комбината (СХК). Атомный реактор "Брест-300" в Северске немного прорвало Чрезвычайное происшествие на строительстве злополучного экспериментального атомного реактора "Брест-300" в ЗАТО Северск.
В Северске начался монтаж реактора БРЕСТ-300
В торжественной обстановке с участием руководства российской атомной отрасли и Томской области началась заливка первого бетона в фундамент. Энергоблок установленной электрической мощностью 300 МВт войдет в состав опытно-демонстрационного энергетического комплекса ОДЭК , который возводят на СХК в рамках отраслевого проекта "Прорыв", реализуемого с 2010-х годов. Лежащие в основе ОДЭК технологии одновременно позволят решать ключевые сырьевые и экологические задачи атомной отрасли, а также укрепить режим нераспространения.
Строительство ведется на площадке опытно-демонстрационного энергокомплекса ОДЭК в рамках проекта «Прорыв». Помимо ключевого элемента системы — энергоблока мощностью 300 МВт — ОДЭК будет включать объекты пристанционного ядерного топливного цикла — комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива, а также модуль переработки облученного ядерного топлива. По словам главного конструктора реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 Вадима Лемехова, строящийся реактор является «металлобетонной конструкцией, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура.
Одним из направлений проекта является строительство опытно-демонстрационного энергетического комплекса с реакторной установкой «БРЕСТ-ОД-300» с пристанционным ядерным топливным циклом и комплекса по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива для реакторов на быстрых нейтронах. Северск, Томская обл. Одно из основных направлений работы СХК — обеспечение потребностей атомных электростанций в уране для ядерного топлива. Является единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС. Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» обеспечивает ядерным топливом 76 энергетических реакторов в 15 странах мира, исследовательские реакторы в восьми странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота.
При этом из всех конкурентов он обладает одной из лучшей нейтронной активностью. Почти идеал, если забыть о том, что натрий имеет свойство воспламеняться и взрываться при контакте с водой и воздухом. Тем не менее из всех вариантов теплоносителей, отрабатывавшихся на экспериментальных установках, именно он оказался единственным кандидатом для энергетических реакторов на быстрых нейтронах, в частности отечественных реакторов типа БН. Высокая химическая активность натрия потребовала специальных технических решений, которые, при переходе от бумажной концепции к металлу, вызвали сильное удорожание проектов. Во-первых, требовалось изолировать натриевый контур охлаждения от водяного, так как их протечка могла привести к пожару или взрыву внутри реактора. Для этого пришлось делать промежуточных контур, разделяющий натрий и воду и снижающий КПД реактора, а также удорожавший конструкцию. Требование недопуска контакта натрия и воздуха заставило продумывать и хитрую систему замены отработанного топлива с помощью роботизированного комплекса, что ещё больше усложнило конструкцию реактора. Кроме того, пришлось решать проблему и загрязнения самого натрия в процессе работы реактора — обычными фильтрами тут не обойтись, поэтому создали так называемые «холодные ловушки». В итоге проект, который на бумаге выглядел не дороже легководника при переходе с кульманов на площадку строительства, значительно прибавил в стоимости и потерял в рентабельности. Реактор типа БН — сложно, дорого, с туманными перспективами Второй проблемой стала переработка топлива. Реакторы на быстрых нейтронах вырабатывали много плутония оружейного качества. Этот плутоний предполагалось выделять, часть его отправлять обратно в составе топливной сборки в реактор, добавив свежего U-238, а остальное использовать для легководников. И вот тут-то и возник целый ворох проблем. Во-первых, плутоний нельзя просто так взять и запихнуть в обычный реактор. Совершенно иные параметры деления и тепловыделения у плутония требуют изменения многих параметров реакторной установки, в том числе и геометрии самих топливных сборок, из-за чего реакторы, рассчитанные на классическое урановое топливо, могут быть неспособны безопасно работать на смешанном урано-плутониевом топливе MOX-топливо. Упрощённая схема замкнутого цикла с реакторами типа БН Во-вторых, отработанное топливо в реакторах типа БН содержало кроме большого количества плутония ещё небольшое не больше процента содержание изотопов Америция, Нептуния и Кюрия — крайне радиотоксичных и сложных в утилизации. В-третьих, само наличие процесса выделения плутония оружейного качества из топлива ставил крест на любых попытках экспорта реактора. И МАГАТЭ, и США, заинтересованные в нераспространении технологий промышленного производства компонентов для ядерного оружия, сделали бы всё, чтобы не допустить экспорт такого реактора. Нерадужные перспективы экспорта реакторов типа БН стали последним гвоздиком в крышку надежд на новое будущее. Есть у реакторов типа БН и ещё один недостаток, который может проявиться при увеличении их мощности — натриевый пустотный эффект. Выражается он в росте реактивности при закипании натрия, что приводит к росту процесса деления атомных ядер. Поэтому для реакторов на натриевом теплоносителе удалось получить стабильный коэффициент воспроизводства отношение скорости образования ядерного горючего к скорости выгорания ядерного горючего лишь немногим больше 1 от 1 до 1,05. Все эти вместе взятые причины привели к тому, что у серийных реакторов серии БН нет никаких преимуществ перед легководными собратьями, а даже в случае реализации ЗЯТЦ рентабельность всё равно была сомнительной. Коллеги по опасному бизнесу Свинец всему голова Одной из ключевых проблем реакторов на натриевом теплоносителе был сам натрий. Выход из ситуации казался очевидным — нужно сменить теплоноситель. Но сделать это было непросто. В 60-70е в СССР для подводных лодок создавались реакторы на быстрых нейтронах с теплоносителем эвтектического жидкий гомогенный сплав состава свинец-висмут. Кроме того, из-за редкости висмута и сам теплоноситель влетал в копеечку, будучи дороже натрия в 7-8 раз. Для АПЛ всё это было не столь критично, так как выигрыш по весу и линейным размерам относительно легководных реакторов компенсировал все недостатки. А вот для АЭС это было уже более серьёзной проблемой. Относительный успех реакторов на свинцово-висмутовом теплоносителе оживил работы по другому направлению — свинцу. Хорошо же?
Новое слово в энергетике: зачем России нужен атомный реактор с замыканием топливного цикла
Ранее госкорпорация называла плановым сроком запуска 2026-2027 годы. Также определен более точный срок запуска модуля переработки отработавшего ядерного топлива - предполагается, что он будет введен в 2030 году ранее сообщалось о горизонте после 2029 года. Начало его возведения, как и ранее, запланировано на 2025-2026 годы.
Известно, что комплекс создают в рамках отраслевого проекта «Прорыв». Реактор начнет работу во второй половине 2020-х годов. Ранее 5-tv.
ОДЭК призван впервые в мире осуществить устойчивую работу полного комплекса объектов реактора, производств по переработке ОЯТ и изготовлению свежего топлива , обеспечивающих замкнутый ядерный топливный цикл. Российская отраслевая стратегия предполагает создание двухкомпонентной атомной энергетики с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах и замкнутым ядерным топливным циклом, что означает широкое внедрение технологий рециклинга ядерных материалов. Это позволит не только многократно расширить сырьевую базу атомной энергетики, но и решить вопросы накопления отработавшего топлива и ядерных отходов — повторно использовать продукты переработки ОЯТ вместо хранения, радикально снизить объемы образования и активность отходов. Примечательно, что фактическое начало работ по созданию инновационного реактора стартовало в 2021 году, который Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий. Начало заливки первого бетона — значимый этап реализации проекта «Прорыв», результат многолетней напряженной работы всего коллектива института. Сегодня перед специалистами АО «НИКИЭТ» стоят масштабные и ответственные задачи — обеспечить изготовление оборудования в соответствии с разработанной документацией и успешно провести экспериментальные работы при вводе реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 в эксплуатацию в установленные сроки и с надлежащим качеством. Малая Красносельская, д.
Опорная плита размещена на стройплощадке ОДЭК возле здания будущего реактора для последующей сборки двух секций в единую конструкцию», — говорится в сообщении. Кроме этого специалисты добавили, что в процессе транспортировки была отработана логистика, которая в дальнейшем упростит доставку других элементов корпуса реактора. Поделиться новостью:.
Строительство «реактора будущего» продолжается: возведён средний ярус ограждающей конструкции
В Северске начался монтаж реакторной установки IV поколения БРЕСТ-ОД-300. Конструкторская концепция реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 заключается в следующем. Работы выполняет генподрядчик строительства реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 АО «Концерн Титан-2». «Росатом» начал монтаж первой в мире реакторной установки на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем — реактора четвёртого поколения БРЕСТ-ОД-300 в Северске Томской области.
Ядерный прорыв: под Томском построят реактор будущего
Реакторы на быстрых нейтронах | Строительно-монтажные работы на объектах опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК) "БРЕСТ-300" в Северске (город-спутник Томска) выполнены на 46%, в 2018 году, на возведение объектов энергокомплекса было затрачено 600 миллионов рублей. |
Основание для реактора БРЕСТ-300 доехало в Северск раньше срока — | Чрезвычайное происшествие на строительстве злополучного экспериментального атомного реактора "Брест-300" в ЗАТО Северск. |
В Северске начали монтаж первого в мире быстрого реактора четвёртого поколения
По словам руководителя проекта "Прорыв" В. Першукова, весь комплекс ОДЭК заработает в 2030 году. В 2023 планируется запустить уже построенный модуль фабрикации, к 2024-му начать сооружение модуля переработки облученного топлива, в 2026-м запустить реактор "БРЕСТ -300". В церемонии заливки фундамента под основание реактора принял президент Союза строителей Томской области С.
Все права защищены.
Помимо энергоблока, ОДЭК будет также включать объекты пристанционного ядерного топливного цикла — комплекс по производству смешанного уран-плутониевого нитридного топлива, а также модуль переработки облученного ядерного топлива. Его корпус — это не цельнометаллическая конструкция, как у ВВЭР, а металлобетонная конструкция, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура. Пространство между полостями при сооружении поэтапно заполняется бетонным наполнителем.
К тому же висмут в реакторе превращался в полоний, чрезвычайно токсичный и радиоактивный. Теперь мы можем рассчитывать на высокое тепловыделение и мощные тепловые потоки и умеем с ними справляться благодаря свинцовому теплоносителю, особой конструкции системы и нитридному топливу». Активная зона реактора станет загружаться таблетками смешанного топлива из нитридов урана и плутония — СНУП-топливом.
Проект «Прорыв» — это не только и не столько реактор, сколько практическая демонстрация возможности запустить пристанционный замкнутый цикл топлива. Далее оно отправляется на предприятие, где происходит фабрикация таблеток и топливных сборок, и лишь затем поступает на АЭС. Облученное вещество хранится в приреакторном бассейне выдержки от одного до трех лет, после чего перевозится для дальнейшего хранения или переработки. Все производственные потоки замкнуты внутри: подготовка топлива к загрузке происходит в модуле фабрикации, далее оно перемещается в активную зону свинцового реактора и облучается в нем, производя энергию. После нескольких лет работы и выдержки в бассейне все отправляется в модуль рефабрикации. Здесь топливные сборки разрезают, металлические оболочки растворяют, а уран-плутониевую смесь выделяют, очищают от минорных примесей и гранулируют. А затем она снова поступает на фабрикацию для нового топливного цикла. Замыкая круг «Нельзя сказать, что проект "Прорыв" — первый во всем и в каждой детали.
Но он точно первым должен продемонстрировать локальное решение проблемы замкнутого цикла, с концентрацией всей цепочки жизни топлива в одном месте и выполнением всего комплекса связанных с этим задач», — подчеркивает Вячеслав Першуков. К сооружению модуля фабрикации в Северске приступили еще в 2015 году и завершили довольно быстро. С тех пор в корпусах идет монтаж оборудования.
На момент начала строительства реактора Росатом планировал, что запуск реактора состоится в 2026 году. В реальности строительство началось на территории Сибирского химкомбината в 2021 году, срок сдачи реактора был перенесен на 2029 год.
По всей видимости, имеют место грубые нарушение техники безопасности и планирования работ. На текущий момент факт происшествия тщательно скрывается Росатомом и руководством СХК.