EADaily напоминает, что АПЛ «Комсомолец» K-278 проекта «Плавник» затонула после пожара 7 апреля 1989 года в 180 км от острова Медвежий.
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
Специалисты НПО «Тайфун» не считают утечку радиации с АПЛ «Комсомолец» критичной | О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА Новости. |
Российская экспедиция подходит к месту гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море | Торжественно-траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа АПЛ "Комсомолец" (Заозерск) — 5 – 7 апреля 2023 (11 волонтеров подали заявку). |
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец» | гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. |
День памяти погибших подводников | АПЛ Комсомолец. |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. |
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. 34 года назад в результате пожара в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР.
7 апреля – День памяти погибших подводников
Митинг-реквием в память о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» 10-04-2017 28 лет спустя мы помним! Митинг-реквием в память о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» Руководство и Юнармейский отряд Севастопольского экономико-гуманитарного института КФУ им. Вернадского приняли участие в митинге-реквиеме, посвящённом 28-ой годовщине со Дня гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Так, на Братском кладбище, расположенном на Северной стороне, у памятного знака «Погибшим в трагедиях на море» состоялся траурный митинг-реквием. Севастополя, которые возложили цветы к братской могиле и почтили минутой молчания память героев-подводников.
Тем не менее действующие в Норвегии нормы измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал.
Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России. Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков. Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов , руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений».
Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А «Кит» в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках. В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег.
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета ТюмГУ Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый.
На его подводной лодке в 1986 году произошел взрыв баллистической ракеты, и она затонула в Атлантическом океане. В принципе, она там давно лежит, реактор может потечь, хотя он заглушен полностью, так что не должно быть такой радиации — в тысячи раз. Мое мнение, что это ерунда. Этого просто не может быть». Представитель экспедиции сообщила, что в 100 тысяч раз уровень радиации превысил замеры, проводившиеся в 2007 году. В экспедиции, исследовавшей АПЛ «Комсомолец», приняли участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований.
А через секунду капсула затонула, унеся с собой командира и еще двоих моряков. Спастись с чудовищной глубины удалось только пятому - мичману Слюсаренко. Это была первая авария подводной лодки, о которой сообщили открыто.
Сохранились фотографии: моряки сгрудились вокруг перевернутого плотика. В ледяной воде человек выдерживает не более 15 минут. Они продержались полтора часа.
Мы тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир, в этот момент мы запели песню "Варяг", тем самым сплачиваясь. И говорить о психологическом воздействии на продолжительность жизни в экстремальной ситуации, то это как раз случай с нашим экипажем. Песню пели не потому, что хотелось петь, а чтобы поддержать друг друга", - рассказывает Игорь Калинин.
Из 69 членов экипажа спаслись всего 27. Только к вечеру их подобрали рыболовецкие суда. Расследование длилось 10 лет.
Но отчего погиб "Комсомолец" - так и не известно.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад. В Норвежском море обнаружили утечку радиации в затонувшей АПЛ «Комсомолец». Память моряков экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец», которая в 1989 году затонула в результате аварии, почтили в Мурманской области, сообщил глава региона Андрей.
Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец»
После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько — от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось. В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт.
В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин. Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора. В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя.
Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась. В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь. После этого гибель подлодки «Комсомолец» была, по сути, предопределена.
Начался объемный пожар с запредельно высокой температурой. Огонь перекинулся на соседний 6-й отсек, а в нескольких других отсеках стали возникать возгорания электрощитов.
Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец».
Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года. Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях. Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой.
Тем не менее действующие в Норвегии нормы измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России.
Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.
Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов , руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А «Кит» в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках.
В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля.
Это не в пищу уж точно.
Севастополь всегда будет чтить и помнить героев «Комсомольца». Вечная им память», — заявила глава парламента. В Свято-Никольском храме на Братском кладбище Северной стороны, где похоронены подводники-севастопольцы, члены экипажей подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», была отслужена лития по морякам, погибшим в море в мирное время.
Справка: 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате аварии погибла атомная подводная лодка «Комсомолец», экипаж которой в течение 6 часов героически боролся со стихией. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека, пятеро из них были севастопольцами.
Но в этот момент мы запели «Варяга», что дало нам ещё определённый заряд энергии, и мы дождались помощи». В той катастрофе погибли 42 моряка. Четверо — при пожаре, ещё трое остались на борту.
Командир Евгений Ванин мог выбраться, но делать этого не стал. Остальные умерли от переохлаждения. Все 42 имени погибших сегодня зачитали во время молебна в Николо-Богоявленском морском соборе. А на Серафимосвком кладбище у мемориала прошёл траурный митинг. Основная часть экипажа подводной лодки — ленинградцы.
На Серафимовском вспоминают троих. В том числе старшего лейтенанта Сергея Маркова. Это был его первый настоящий поход.
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 м ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 м , подводное водоизмещение 8500 т, скорость хода более 30 узлов. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем 1,5-километровой глубине.
Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата. На фото: репродукция рисунка «Норвежское море. Вскоре во внутренний корпус К-278 стала поступать вода, после чего субмарина затонула на глубину около 1800 м. Четыре члена экипажа погибли во время пожара, 38 умерли от переохлаждения или утонули.
Найдя четырех членов экипажа и отправив их в всплывающую спасательную камеру, Ванин приказал отсоединить её от корпуса, но сделать это не удалось. Ситуацию усугублял тот факт, что в ВСК попали продукты горения, давление внутри камеры было выше допустимого, и только после того, как «Комсомолец» опустился на глубину более километра, и произошло частичное разрушение лодки, ВСК отстыковалась и всплыла. К тому времени три члена экипажа, включая командира, находились без сознания, так как не воспользовались индивидуальными приборами дыхания. При открытии люка на поверхности избыточное давление сорвало его и выкинуло в море одного подводника, второй смог выбраться самостоятельно, но буквально за несколько секунд ВСК набрала воды и затонула, унеся на дно капитана и двух моряков. Но если бы ВСК отстыковалась от лодки и всплыла в штатном режиме, то экипаж мог бы перебраться на неё и спокойно дожидаться спасателей. Так как этого не произошло, из 69 членов экипажа погибли 42, большинство в холодной воде, ожидая спасения. Тем не менее, всплывающая спасательная камера свое предназначение частично выполнила, сохранив жизни двоих членов экипажа, которых она подняла с глубины более одного километра. АПЛ «Комсомолец» сейчас В настоящее время атомная подводная лодка АПЛ К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и долгие годы решается вопрос о её подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самая большая проблема заключается в подъеме этого груза со дна. Год назад норвежский Институт морских исследований провел очередное обследование затонувшей субмарины и перепугал мировую общественность заявлением, что радиационный фон около лодки превышен в 100 тысяч раз. Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии.
Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей. Хочется верить, что использовать ВСК по прямому назначению нашим подводникам никогда не придется, однако в случае возникновения аварийной ситуации есть вполне реальный шанс спастись. Причем не отдельным подводникам, а всему экипажу. Конечно, поднимут, если уже не подняли! Арендуют бывшие советские глубоководные аппараты, и поднимут! Индивидуальными приборами дыхания они воспользовались, но отрощенная борода не дала изоляции лица. При провале лодки на глубину в негерметичной люк-то нижний не закрыт рубке создалась колоссальная концентрация дыма и вредных газов. Тот подводник, который открывал люк, сделал это преждевременно, не выждав прекращения вертикальной раскачки. Рубка-то вылетела с глубины как пробка. В результате открытия люка его убило о люк и выбросило. Рубка получила импульс от вырвавшихся газов и заглубилась в воду. Его и подобрали.
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"
Атомная подводная лодка (АПЛ) «Комсомолец», получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец». Сегодня на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга возложили венки и цветы к памятнику погибшим подводникам с АПЛ «Комсомолец». 7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». Митинг-реквием в память о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец».
7 апреля – День памяти погибших подводников
гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. Могила моряков, погибших на АПЛ «Комсомолец», 2021 г. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков, инженер, командир электротехнического дивизиона БЧ-5 на АПЛ К-278 «Комсомолец». пожар в кормовом отсеке. 27 лет назад в результате пожара на борту затонула атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278, ранее совершившая рекордное погружение на глубину 1027 метров.
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40... Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда.
Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил... Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно.
Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать. Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу. Я не захотел.
Был выбор - уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев - спокойный город и от родной Винницкой области недалеко. Получили квартиру, через год у нас родилась двойня - мальчишки. Фото: Сергей Кузнецов В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А.
Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. Бухникашвили — на борту корабля. Тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год. Фото: РИА Новости. Кузнецов Фотокорреспондент С.
Кузнецов: "Уже в Москве, я печатал фотографии в номер. На одном из негативов - вытянувшаяся в форме эллипса группа людей, прощавшихся с героями-моряками. Еще тогда, стоя на крыше и глядя через объектив, я понял: да ведь это слеза.
Вечная и светлая им память! Пусть память о наших ребятах хранят и новые поколения, а наши корабли всегда возвращаются к родным причалам! Церемония завершилась возложением цветов и венков к памятнику АПЛ «Комсомолец» и торжественным маршем.
Через трещины в поврежденном огнём корпусе в эти отсеки стала поступать забортная вода. Корма «Комсомольца» начала погружаться. Капитан Ванин приказал экипажу готовиться к эвакуации. На борту имелись два самонадувающихся спасательных плота. При аварии достаточно было провернуть специальную рукоять, чтобы контейнеры с плотами сами упали в море. Затем после рывка за особый шнур, плоты сами развернулись бы и надулись сжатым воздухом. На всё это по инструкции отводилось несколько минут. Не готовая к нештатной ситуации команда зачем-то начала вытаскивать плоты на палубу через люк, предназначенный для обслуживания спасательных плавсредств в спокойных условиях военно-морской базы. Уходили драгоценные минуты. С грехом пополам сбросили в воду один плот, времени на извлечение второго просто не осталось. Те, кто смог, попрыгали с палубы в воду, температура которой была всего два градуса. Большинство из моряков оказались в ледяной воде без спасательных костюмов, жилетов и нагрудников. Но в опускавшейся на полуторакилометровую глубину лодки еще оставались люди. Для подобных ситуаций конструкторы предусмотрели всплывающую спасательную камеру. В неё забрались пятеро моряков, в том числе командир лодки Ванин. О событиях внутри этой камеры рассказал мичман Виктор Слюсаренко. По его словам, моряки не знали как отсоединить камеру от опускавшейся всё глубже лодки. Инструкции они принялись изучать, только уже находясь на волосок от смерти. Лишь разрушение «Комсомольца», на котором начали взрываться аккумуляторные батареи, отбросило камеру от корпуса. Началось стремительное всплытие. По чьему-то приказу моряки надели индивидуальные дыхательные аппараты. Во время пути наверх, занявшего всего несколько секунд, от перепада давления погибли Ванин и еще двое моряков. Камера выскочила на поверхность моря, плохо закрытый верхний люк, удерживавшийся массой воды, самопроизвольно распахнулся. Мичман Черников вылетел из люка на высоту 25 метров и кислород из дыхательного аппарата разорвал ему легкие. Самого Слюсаренко спасло лишь то, что свой аппарат он надел не по инструкции. Благодаря этому он смог выбраться из наполнявшейся водой и погружавшейся в море спасательной камеры. Оказавшись среди ледяных высоких волн, мичман поплыл, не зная куда. Вскоре он увидел подходившего к месту катастрофы «Алексея Хлобыстова». Спасательная камера подлодки «Комсомолец». Источник: popmech. Трое из выживших скончались в течение нескольких часов. Из 69 членов экипажа «Комсомольца» в живых остались 27 человек.
Сохранились фотографии: моряки сгрудились вокруг перевернутого плотика. В ледяной воде человек выдерживает не более 15 минут. Они продержались полтора часа. Мы тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир, в этот момент мы запели песню "Варяг", тем самым сплачиваясь. И говорить о психологическом воздействии на продолжительность жизни в экстремальной ситуации, то это как раз случай с нашим экипажем. Песню пели не потому, что хотелось петь, а чтобы поддержать друг друга", - рассказывает Игорь Калинин. Из 69 членов экипажа спаслись всего 27. Только к вечеру их подобрали рыболовецкие суда. Расследование длилось 10 лет. Но отчего погиб "Комсомолец" - так и не известно. Версий много и ни одна не дает полного ответа. Генеральный конструктор уверен, чтобы прекратить все спекуляции, лодку нужно поднять со дна Норвежского моря. Мы должны ответить на этот вопрос.
Сегодня в России — день памяти моряков-подводников
атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. EADaily напоминает, что АПЛ «Комсомолец» K-278 проекта «Плавник» затонула после пожара 7 апреля 1989 года в 180 км от острова Медвежий. атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. Памяти погибших моряков-подводников посвящается 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец" К-278 «Комсомолец» — АПЛ.
Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца»
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет | Радиация затонувшей АПЛ К-278 «Комсомолец» в 800 тысяч раз превысила норму. |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | Она обследует атомную подводную лодку К-278 «Комсомолец», затонувшую в 1989 году. |
Научная деятельность | Атомная подводная лодка (АПЛ) «Комсомолец», получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. |
Как погибла лучшая советская подлодка | 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. |
Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец» - Знаменательное событие | Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец». |
Выживший подводник «Комсомольца»: «Мы запели «Варяга», это дало нам заряд энергии»
Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с химическим веществом, способным уничтожить микроорганизмы, выносящие из лодки радионуклиды. Для отбора из воды плутония в носовой части разместили молекулярные сита. Понадобилось 19 погружений аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" для герметизации носовой части лодки. Параллельно велись научные наблюдения и измерения. Результаты этих измерений говорят о стабильной обстановке в районе реактора. Данные по измерениям концентрации цезия-137 в трубе вентиляции реакторного отсека позволяют сделать вывод: тепловыделяющие элементы не начали разрушаться; 1998 год июль Седьмая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Черняев, И.
Пономарев, Н. Пименов прошел над палубой и далее работал в районе рубки. Гидронавты взяли образцы воды вместе с микроорганизмами специальным засасывающим устройством — «слэпганом». Затем "Мир-2" опустился на грунт в носовой части лодки, где были взяты пробы осадка. Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Нашли и забрали в бункер лишь измеритель течения.
В это время "Мир-1" А. Сагалевич, Д. Войтов, К. Родионов вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр. И здесь от прибора остались только якорь и кусок фала. Первое впечатление было такое, что приборы сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов, может быть, и необитаемых телеуправляемых роботов.
Осмотр герметизирующиx элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые заглушки, остались на своих местах. Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов; 2007 год март Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ; 2019 год июль Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Исследовательское судно «G.
Sars» отправилось из Тромсё, чтобы выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения. В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований.
Церемония завершилась возложением цветов и венков к памятнику АПЛ «Комсомолец» и торжественным маршем. Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов.
Она обследует атомную подводную лодку К-278 «Комсомолец», затонувшую в 1989 году. Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки возможных последствий её загрязнения радиоактивными продуктами с борта субмарины, сообщает Русское географическое общество. Рейс пройдёт в рамках одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» — этапа 2021 года «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике».
Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Нёсший вахту в 6-м отсеке мичман Владимир Колотилин также погиб. Остался открытым вопрос, почему команда на перекрытие магистралей ВВД и гидравлики, идущих в крайний 7-й отсек, так и не была отдана [5].
Также не была произведена герметизация переборок [5]. Горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза, в 12:19. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.
С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА , однако в экипаже уже появились жертвы. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы.
У гидросамолёта скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это при том, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. Могила погибших на «Комсомольце» старшего помощника командира и инженера электротехгруппы на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись.
Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость — 5—6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров.
На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков; тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.