Новости святая софия в стамбуле

Собор Святой Софии, греческое название Святой Мудрости, является одной из самых удивительных мечетей Стамбула.

Что произошло?

  • Собор Святой Софии или Айя-София (Ayasofya)
  • Искать отели и другие варианты
  • Чем известен собор Святой Софии?
  • Что посмотреть в Айя-София
  • Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
  • Почему собор Святой Софии хотят сделать мечетью? | 360°

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

С 15 января посещение мечети иностранными туристами станет платным. Мы разделим потоки: нынешний вход будет использоваться теми, кто прибывает в мечеть с религиозными целями, туристы будут входить в нее через другой вход", - сказал министр. Он добавил, что для туристов разработан специальный аудиогид, который можно скачать на мобильные устройства. При желании они могут получить наушники у входа и самостоятельно совершить экскурсию по храму.

Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз.

Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски? Что за «угроза всей христианской цивилизации», если речь идет о мирной молитве в одном отдельно взятом месте в исламской по преимуществу стране? Проблема в том, что в патриархе говорит обида, оскорбленные чувства. Будучи де-факто главой государственной Церкви, он представить себе не может, что в этой «великой христианской святыне» мусульманин может совершать богослужение, а православному это запрещено. Не стоит забывать, что Турция не Россия.

Христиане в ней составляют крохотное и до сих пор гонимое меньшинство. И речи нет о том, чтобы христиане получили равные права с мусульманами. И уж тем более нет речи о том, чтобы христиане открыто молились в Святой Софии, хотя греки в Америке даже создали организацию, которая добивается передачи собора православным. Да и многих межхристианских организаций тоже. Мне странно видеть, как многие восхищаются этой позицией, хотя по сути это манифест радикального секуляризма.

Православные христиане встают на секулярную позицию от осознания, что бессильны изменить ситуацию. Но это оборачивается еще одним признанием собственной слабости. Неужели что-нибудь более убедительное с христианской точки зрения официальные спикеры Православных церквей предложить не могут? Увы, не могут, так как ведут вполне земную борьбу за символический капитал, смириться с потерей которого не могут более 500 лет. Молитва и ее отсутствие Итак, первая позиция сформулирована предельно четко: пусть Святая София остается музеем и только музеем.

Если православные там не могут молиться, то и мусульманам пусть будет запрещено. На этой радикально секулярной позиции, как ни странно, стоит большинство христианских консерваторов и фундаменталистов. Но есть проблема.

Когда собор Святой Софии использовался как место поклонения, как для христиан, так для мусульман, центром здания считалась восточная часть, прямо напротив входа. Это потому, что христианские церкви традиционно ориентированы на восток, а мусульмане всегда молятся лицом к Мекке, находящейся к юго-востоку от Стамбула «восточный» конец собора Святой Софии фактически обращен на юго-восток. Таким образом, основная масса интересных достопримечательностей сосредоточена в этой части огромного интерьера собора Святой Софии. На первом уровне большинство достопримечательностей относятся к исламскому периоду. Красивое мраморное сооружение в апсиде — это михраб, ниша во всех мечетях, указывающая направление на Мекку. Большая отдельно стоящая лестница справа от михраба — минбар, или кафедра, с которой читались проповеди.

Слева от михраба находится ложа великого султана, построенная братьями Фоссати, восстановившие собор Святой Софии в 1800-х годах. С этого места можно увидеть великолепную мозаику апсиды, изображающую Богородицу с младенцем. Справа — частично поврежденная мозаика Архангела Гавриила. Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла. Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов. Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений. Сегодня галереи предоставляют посетителям захватывающий вид на неф со всех сторон, включая крупный план некоторых из лучших византийских мозаик, которые можно увидеть где угодно. Самая известная мозаика называется Мозаика Деэзиса, и это первая мозаика, к которой вы приходите, входя в Южную галерею через Мраморную дверь.

На нем изображен торжествующий и царственный Христос известный как «Христос Пантрокрактор» , окруженнный Девой Марией и Иоанном Крестителем. В конце Южной галереи две золотые византийские мозаики. Современный выход из Собора Святой Софии находится через Вестибюль Воинов, названный так потому, что именно там телохранители императора ждали, пока он поклонялся. Высоко и позади вас, когда вы выходите, великолепная мозаика Богородицы с Константином и Юстинианом: Константин Великий представляет Деве модель города Константинополь Стамбул , который он основал, а император Юстиниан представляет церковь Собор Святой Софии, который он перестроил. Эта мозаика датируется, вероятно, 10 веком. Есть несколько интересных вещей, которые можно увидеть за пределами Святой Софии, включая три мавзолея султанов, баптистерий церкви, а также раскопанные останки Святой Софии Феодосии. Прежде чем посетить этот святой храм, вы должны знать факты и историю Святой Софии, чтобы обеспечить более просвещенное посещение. История собора Святой Софии в Стамбуле омрачена владениями многих религий. С 360 по 1453 гг.

На короткое время он служил римско-католическим собором области. Собор Святой Софии известен своим большим куполом. Говорят, что этот купол «изменил облик архитектуры Византийской империи». Собор Святой Софии играл важную роль среди других византийских построек. Посещая собор Святой Софии, остановитесь в любом из отелей Стамбула, Турция — отличное место, чтобы насладиться чудесами мечети. Некоторые из них расположены достаточно близко, чтобы дойти пешком до зданий и садов мечети. Один из лучших фактов о соборе Святой Софии — это мозаика ручной работы, покрывающая весь храм.

Станет ли Айя-София мечетью, госсовет Турции объявит в течение 15 дней. Против превращения собора Святой Софии в мечеть уже высказались многие представители Православных церквей и высокопоставленные дипломаты, в том числе госсекретарь США Майк Помпео. В РПЦ заявили , что надеются «на государственную мудрость» Эрдогана: «да поможет ему Бог принять правильное решение не во вред себе самому, турецкому народу и всему человечеству. София — поистине драгоценное достояние всего мира и уж точно — неотъемлемая часть нашей с вами истории и культуры».

Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть

Если я могу продать хлопковую футболку своему партнеру не дешевле, чем за пять долларов, то он в Петербурге может купить почти такую же, китайскую, за три. И это не закупочная цена, а уже магазинная. Жить в Стамбуле классно, но надо искать какой-то новый способ заработка". Для тех, кто получает доход в долларах или евро, Стамбул — новый Диснейленд. Внутренние туристы, которые приезжают посмотреть город из других регионов Турции целыми семьями, ощущают Стамбул иначе. Они никогда не едят в местном общепите, а обедают прямо на газонах района Султанахмет тем, что привезли с собой. Вечером, в полной темноте с уличным освещением в Стамбуле дела обстоят не очень , занимают скамейки вокруг площади Таксим. Кажется, там же проводят ночь. Во всяком случае, мне доводилось видеть из окна гостиницы человека, который спал на лавочке, накрывшись полотенцем. С одной стороны полотенца торчала прилично подстриженная голова и дорожная сумка, с другой — ноги в добротных носках.

Ценник везде и на всё — атомный. И растет на глазах. Оценить скорость инфляции можно на простом примере. В Стамбуле, как и во многих туристических городах, можно купить музейную карту. Карта активна пять дней и служит входным билетом в десяток музеев, позволяет немного сэкономить на билетах и бонусом — входить, минуя очередь на кассе. В январе 2022 года эта карта стоила 360 лир около 1400 рублей. А 1 июля 2022 года ее цена подскочила вдвое, сразу до 700 лир. С 1 апреля 2023 года — до 1750 лир около 7 тысяч рублей, при этом цена разовых входных билетов в музеи росла пропорционально. А с 1 августа стамбульская музейная карта стоит 2250 лир около 9 тысяч рублей.

Значит, это не предел. Святая София, как по привычке называют ее туристы из России, кстати, в перечень музейной карты и раньше не входила, а сейчас — тем более. С тех пор, как она официально была объявлена мечетью в июле 2020 года, вход бесплатный. Но я бы лучше заплатила два раза. Собор Святой Софии я впервые увидела в декабре 2019 года. Тогда ничто не предвещало ни пандемии, ни дальнейших исторических потрясений с обстрелами и полетами дронов. Как и того, что президент Эрдоган, дай бог ему здоровья, сделает собор-музей действующей мечетью. Первое, что бросается в глаза — широкая елочная гирлянда между минаретами с выложенной лампочками надписью. Надпись в переводе на русский ожидаемо гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха".

Кто бы спорил, но ни на одну другую мечеть турецкие власти такую иллюминацию не повесили. Это, как официально сообщалось, "печать", которая закрепляет новый-старый статус бывшего музея. Что бы сказал их Ленин - Кемаль Ататюрк, интересно знать.

Одна из самых известных - мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В 1847 - 1849 гг. В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка. Что посмотреть в Айя-София Собор Айя-София - огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход - императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.

Михраб Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам руководитель намаза впереди всех остальных молящихся. Неф Неф в Айя-София - основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.

Молчите во время посещения, не бегайте и не становитесь перед молящимися. Напротив Айя-Софии находится ещё одна знаковая достопримечательность Стамбула — Голубая мечеть. И это было по счету третье религиозное сооружение на этом месте. Первый собор был построен в 4 веке по указу императора Константина и сгорел во время народного восстания в 404 году. Затем Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, которая снова была уничтожена пожаром в 532 году во время ещё одних народных волнений. За свою историю собор несколько раз был поврежден землетрясениями, но, несмотря на это, во многом сохранил свою первоначальную структуру. Хотя внушительный купол, по большей части, является результатом реконструкции, выполненной после землетрясения, которое произошло в 14 веке. Собор Святой Софии. Вид с Босфора Более 900 лет Святая София служила главной церковью Византийской империи и считалась самым большим собором в мире. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся осаде крестоносцев, а собор был разграблен и осквернён. Османы добавили к зданию минареты и другие исламские элементы, включая михраб и минбар. Мечеть служила главным местом поклонения для мусульманской общины Стамбула более 500 лет. В 1935 году турецкое правительство под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка решило превратить Айя-Софию в музей. Это решение было принято для того, чтобы сохранить историческое и культурное значение здания и сделать его доступным для посетителей со всего мира. С августа 2020 года собор Святой Софии снова был преобразован в мечеть.

Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года. Представители Русской православной церкви считают, что попытки изменить статус музея приведут к нарушению "хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов". Недовольство планами превратить Айя-Софию в мечеть высказали греческие власти. Так, министр иностранных дел Греции Йоргос Катрунгалос 2019 заявил, что Афины считают оскорблением как христиан, так и международного сообщества идею превратить собор из музея в мечеть. Несмотря на международную критику, в 2020 году Турция поменяла статус Айя-Софии с музея на мечеть.

Любопытные факты

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Интересное в блогах
  • Cookie is Disabled in your browser. Please Enable the Cookie to continue.
  • Комментарии →
  • Материалы по теме:

'+obj.error+'

Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Тысячу лет Софийский собор был главным храмом всего христианского мира, как и замыслил некогда император Юстиниан. В Стамбул вернулись туристы, Святая София стала другой.

В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии

При этом реставрационные работы, стартовавшие здесь в конце августа, ведутся поэтапно в разных частях мечети, и вход в неё как верующих, так и туристов не ограничен, сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство культуры и туризма Турции. Планируется также очистка внешнего фасада. Уже обновлена отделка куполов.

После этого часть византийской мозаики христианского периода была завуалирована. Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года.

Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Теперь политик пытается заполучить хоть какую-то поддержку со стороны верующих людей, говоря о том, что Софию нужно превратить в мечеть. Когда Россия, Греция и другие страны говорят, что не позволят превращения собора в мечеть, что наложат санкции на Турцию, внутри государства это сразу вызывает отрицательные эмоции», — заявила Озгюль. Иногда святыня находилась в совместном пользовании мусульман и христиан. Есть и редкие примеры, когда мечети были обращены христианами в храм. Таких святынь достаточно много в Испании, напомнил «360» религиовед Сергей Антоненко. Что касается собора Святой Софии, это один из древнейших храмов, прекрасно сохранившийся до наших дней. Это здание — всемирно известный памятник византийского зодчества и символ золотого века Византии.

И до 1930-х годов оставался мусульманским местом поклонения. Там эпизодически бывали христиане, но они не чувствовали себя на своем месте. Им там не было уютно, потому что интерьер был полностью переделан под вкус мусульман», — добавил собеседник «360». Там были закрыты или замазаны все изображения. Никаких мозаик, росписей и фресок видно не было. А в 1934 году собор получил статус музея по решению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.

Скидка по городской карте Museum Pass Istanbul на мечеть не распространяется. Для туристов предусмотрен отдельный вход — через южный вестибюль на второй ярус, ходить по залу не разрешается. Касса расположится напротив фонтана султана Ахмеда III, а главный вход продолжит работать для верующих. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Экскурсии внутри мечети разрешены только с помощью аудиогида, доступ к которому можно получить через QR-код приложение работает на 23 языках. Кроме того, в храме запрещено фотографироваться — туристы не должны мешать богослужению.

Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии

Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София. В Стамбул вернулись туристы, Святая София стала другой. Собор Святой Софии, греческое название Святой Мудрости, является одной из самых удивительных мечетей Стамбула.

Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии

В соборе Святой Софии начнутся реставрационные работы в связи с возможным землетрясением в Стамбуле: «Мы продвигаемся в 200 странах, особенно в последние несколько лет. Если посмотреть на социальные сети, особенно на цифровой маркетинг, невозможно. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир, или почти 2500 рублей). Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Святая София, а по-турецки Айя-София, стала символом толерантности, объединяющим мусульман и христиан.

Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию

Так что, согласно логике Эрдогана, пока нет нужды переоборудовать собор, добавила Озгюль. Он говорил, что это больше, чем вопрос веры, и что к собору Святой Софии привязаны еще политические и международные вопросы. Так что это принесет больше проблем Турции, чем облегчения и счастья, если ее превратят в мечеть. Единственная причина, по которой Эрдоган поднимает этот вопрос, — это то, что экономика Турции ниже нуля. Никто не может прокормить свои семьи.

Он пытается сменить тему разговора в международных и внутренних СМИ. Он не первый раз так делает Джейлан Озгюль По словам политолога, Эрдоган проиграл местные выборы во всех больших городах и знает, что проиграет общие выборы, когда они наступят. Теперь политик пытается заполучить хоть какую-то поддержку со стороны верующих людей, говоря о том, что Софию нужно превратить в мечеть. Когда Россия, Греция и другие страны говорят, что не позволят превращения собора в мечеть, что наложат санкции на Турцию, внутри государства это сразу вызывает отрицательные эмоции», — заявила Озгюль.

Иногда святыня находилась в совместном пользовании мусульман и христиан. Есть и редкие примеры, когда мечети были обращены христианами в храм. Таких святынь достаточно много в Испании, напомнил «360» религиовед Сергей Антоненко. Что касается собора Святой Софии, это один из древнейших храмов, прекрасно сохранившийся до наших дней.

Но теперь им нужно соблюдать особые правила, которые действуют при посещении мечетей. Например, скромно одеваться, снимать обувь и не мешать верующим. Женщины и мужчины у Айя-Софии разделены на две очереди. Часть мечети, выделенная для туристов, находится по бокам от главного зала, а второй этаж закрыт на реконструкцию. Кроме этого, туристы обязаны соблюдать все правила для мечетей: запрещено заходить в обуви, а также в одежде, которая не закрывает плечи, ноги и руки. Специально для мечети был произведен зеленый ковер, которым застелили почти весь зал собора за исключением места коронации басилевсов. Ирина, туристка: «Собор произвел на нас приятное впечатление. Единственное, конечно, немного расстроились, что завешены некоторые христианские фрески при входе и под куполом».

Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии.

А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.

В Кремле оценили заявление Турции о смене статуса собора Святой Софии

Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году. В нем говорилось: «Превращение мечети Айя-София, уникального архитектурного сооружения, в музей будет одобрено всем миром. Это превращение станет источником знаний для человечества». И действительно, когда убрали штукатурку, которой еще во времена Мехмета II замазали драгоценные мозаики, Святая София явила миру необыкновенные сокровища.

Также убрали молитвенные ковры, и посетители смогли любоваться мраморным полом. Но переход от статуса мечети к музею был нелегкий, и сразу же после смерти Ататюрка в 1938 году в собор вернули кожаные щиты с арабской вязью.

Также по теме Обращение в мечеть: Эрдоган подписал указ об открытии собора Святой Софии для богослужений Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Шаг властей Турции вызвал одобрение значительной части политических кругов республики. Даже кемалистская оппозиционная Республиканская народная партия воздержалась от резкой критики этого решения. В партии лишь напомнили о том, что Айя-София является частью исторического наследия всего человечества, поэтому превращение из музея в мечеть должно пройти без ущерба для архитектурного облика собора. По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, турецкие политики поддержали решение правящей партии в первую очередь из-за критики, которая звучит сейчас со стороны иностранных государств в адрес Анкары. Но изначально у населения не было единого мнения по этому вопросу. Идею превращения Софии в мечеть обычно поддерживают малообразованные слои населения, в то время как городские жители всегда оценивали такие планы скептически», — отметил эксперт в беседе с RT.

Говоря о причинах, заставивших власти страны пойти на этот шаг, эксперт напомнил об экономическом кризисе, настигшем Турцию. В мае курс национальной валюты обвалился до беспрецедентных значений, а пандемия коронавируса больно ударила по туристической отрасли. Ему нужен политический и моральный подъём», — добавил эксперт. В строгом смысле неоосманским назвать этот курс можно со многими оговорками. Я бы сказал, что это скорее использование некоторых исторических воспоминаний, игра имперскими страстями», — отметил Юрий Мавашев. Турецкая экономика вошла в достаточно крутое пике, поскольку серьёзно зависит от внешнего капитала, который, в свою очередь, к 2012—2013 годам стал уменьшаться.

Во-первых, пиар Эрдогана — не на пустом месте.

Когда в декабре 2017 года я была в Стамбуле, наш турецкий гид, улыбаясь, говорил: пусть с минаретов звучит призыв на молитву, ведь, цитирую, «мусульмане хотят здесь молиться, а христиане не хотят». Притом гид никак не производил впечатления человека повышенной набожности — то есть даже турки более-менее светские способны мыслить таким образом и не затрудняются это высказывать людям иной культуры. Во-вторых, сейчас ничто не позволяет надеяться, что грозный скандал действительно воспоследует — так, разве что вялое шебуршение. Турецкая власть, очевидно, прощупывает и потихоньку готовит почву. И тут мы подходим к двум вопросам, которыми наверняка уже задается пытливый читатель. Первый вопрос: а что мы вообще можем сделать? Как граждане мы можем воспринимать Святую Софию как храм — главный православный храм на земле.

И если кто-нибудь из нас в свою бытность там ощутит хотя бы слабое побуждение к молитве — то не стесняться и молиться. Конечно, турецкий гид лукавил: мусульмане в Стамбуле не то что «хотят», а чувствуют себя в полном своем праве молиться где угодно. Христианам же потребуется хотя бы толика отваги. Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела? Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам.

Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море.

Христиане, около 300 лет не имевшие собственных церквей, в условиях гонений собирались на богослужения в подобных зданиях — а позже они становятся полноценными церквями. Вот и София — тоже тип базилики, однако, при этом имеет и выраженную форму креста. Это говорит о том, что постепенно в церковном сознании появляется представление о символичности формы храма, который не «просто» здание, но — икона Царства Небесного. Икона света «Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм,» — так пишет о Софии Прокопий Кесарийский. Это — еще одна уникальная особенность Софии: архитекторам удалось использовать естественный свет солнца, луны, даже — звезд, не только для утилитарной цели освящения храмового пространства, но также — для передачи богословских смыслов слов св. Иоанна Богослова : «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» 1 Ин. Это достигалось, прежде всего, благодаря 40 окнам по периметру купола, которые делали его как бы парящим. Шедший сверху свет особым образом преломлялся в пространстве Софии, создавая ощущение благодати, радости Божия присутствия.

И подлинно, свет солнца, луны, звезд здесь в полной мере осознавался отблеском Царстве Небесного. Интересный факт Современными исследователями Софии, в частности, А. Лидовым, установлено: до VIII в. Великолепные мозаики, которые сохранились здесь сейчас лишь частично, были сделаны после VII Вселенского Собора ради утверждения иконопочитания. Современное православное богослужение знает подобный строй службы, пожалуй, лишь во дни Пасхи. В Софии же служили так ежедневно. Здесь были огромные хоры не только из собственно певцов, но также из диаконов, иереев. Очень торжественными были также сами службы, сопровождавшиеся большими процессиями духовенства — остаток этой практики мы можем видеть сейчас во всенощном бдении, когда духовенство торжественно исходит из алтаря для литии, затем — для чтения Евангелия. Это не случайно — Устав Софии Константинопольской был, как считали еще русские литургисты начала XX в.

Собор Святой Софии без минаретов Есть и более серьезные детали современной службы, восходящие к Софии. Британский литургист Роберт Тафт установил, что это — Великий Вход на литургии, совершаемый при пении Херувимской песни. Сама эта практика возникла в соборе Св.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий