Относительно же совершения литургии Преждеосвященных Даров во все первые три дня Страстной седмицы — здесь нужно обратиться к некоторым особенностям разных традиций. Божественная Литургия будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий. это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви.
Расписание проведения литургий
- Божественная литургия
- Суточный круг богослужений † Валаамский монастырь
- Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи
- Божественная Литургия.Прямая трансляция
- Ответы на пять главных вопросов о празднике Рождества Христова
Общее расписание богослужений
Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием.
Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия. Что такое «лития»? Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде из перечисленных литии бывает полное, а в остальных — неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер о всем мире литийных молитв. Что такое Крестный ход и когда он бывает? Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни : на Светлое Христово Воскресение — Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий.
Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям. От чего произошли Крестные ходы? Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана Нав.
Что означает Пасхальный Крестный ход? Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход — молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма — они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.
Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход? Затем в течение недели Светлой седмицы ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.
Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице? Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события — погребения Иисуса Христа — и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб. Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» Кол.
Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе. Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» Рим. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?
Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы? Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми Быт. Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа. Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море.
Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага — духовного фараона — диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию. Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю.
Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога. Еще один прообраз хоругвей — это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов Ин. Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев — бесов, искушающих всех людей.
Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год. Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы - главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции , в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды.
И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг: вечернее - из вечерни, повечерия и девятого часа; утреннее - из утрени, первого часа и полуночницы; дневное - из Божественной литургии и третьего и шестого часа. Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб. Особенности служб В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни - первой службы суточного круга.
На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день. После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие - общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него. В полночь положено совершать 3-ю службу - полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.
Утреннее богослужение в православной церкви утреня - одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв. Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.
Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор. Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа.
Не стоит путать с ним девятый час - службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.
У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут" 4 февраля по ст. Афaнасий Сахаров , исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр.
В самом храме мужчина головной убор снимает. От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике — опрятность. Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам. Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться. При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение. Если вы, к примеру, забыли в каком-то моменте поклониться или совершили поклон тогда, когда этого не делают — не переживайте. Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку. Во сколько часов начинается и заканчивается вечерняя и ночная служба в церкви? Вечернее общественное богослужение служится не ранее 16:00 и не позднее 18:00. Каждый храм составляет свое расписание. Длительность богослужения составляет 2-4 часа и зависит от значимости приближающегося праздника. По Уставу вечерня может быть вседневной, малой и великой. Вседневная вершится в будние дни, если на них не выпадает праздник с полиелеем или бдением. Малая является частью Всенощного бдения. Великая служится в большие праздники и может отправляться отдельно или объединяться с утреней. Мир изменяется, и эти изменения влияют, в том числе, и на церковный Устав. Ночные или всенощные бдения редко длятся от трех до шести часов для монастырей. В обычных храмах длительность ночной службы 2-4 часа. Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава. Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви? Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 как принято в мирской жизни , а 18:00 предыдущего календарного дня. Что это значит? Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее — заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия. Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших. Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить. Как себя вести во время причастия Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении. Читайте также: Чем отличается дух от души: сравнение и отличия Прочитать правила, которые висят на информационном стенде храма, они предназначены для прихожан. Написать записки о здравии и за упокой. Поцеловать центральную икону. Поставить свечки за тех, кто вам небезразличен и близок не рекомендуется это делать во время проведения службы, т. Занять место для причастия и исповедования: мужчины становятся в правой стороне зала, а женщины в левой. Всё время литургии она идет примерно 2 часа необходимо слушать молитвы, думать о своих неправильных поступках и повторять за священником «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного». Когда начнется причастие, нужно скрестить руки на груди таким образом, чтобы правая была сверху. Когда священник вынесет две большие чаши, склоните голову, а когда он вынесет малую чашу — поклонитесь и встаньте на колени, назовите имя, откройте рот, скушайте то, что вам даст священник и дождитесь, пока он вас вытрет, затем поцелуйте чашу. Когда вынесут подносы для милостыни, можно сделать пожертвование. Обязательно дождитесь конца службы, и священник позволит вам поцеловать крест. После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемое, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи. Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню. Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.
С естественной брезгливостью можно бороться только верой. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон с той же чаши и ложки, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное в том числе и во исцеление души и тела, и Господь не посрамляет веру христиан. Во время службы нужно внимательно следить за ее ходом, креститься и кланяться вместе со всеми присутствующими в церкви. Перед тем, как поставить свечку или подойти к иконе, тоже следует перекреститься. Входя и выходя из церкви также делают поклон и крестятся. Служба в церкви не терпит суеты. Без надобности из нее во время ведения службы не выходят, женщины приходят с покрытой головой и скромно одетые, по возможности, без макияжа, в дни менструаций в храм ходить строго запрещается, это большой грех. Ведение служб в соответствии с церковным уставом Существует церковный устав, в соответствии с которым проводится ежедневная служба в монастырях и должна проводиться в церкви. Сколько длится служба в церкви? Сначала идет утренняя служба , затем Божественная литургия. Вечерняя служба бывает около 6-7 часов вечера. Определенное время дня не является обязательным, но служба по своему назначению и содержанию привязана к определенному времени суток, поэтому церковь придерживается проведения служб в отведенные ей часы. Длительность службы также не ограничена никакими канонами. Есть веками сложившийся обычай ведения службы, которая составляет в среднем от 1,5 до 2-3 часов. Службы в церкви подразделяются на суточные, седмичные, а также годичные службы. Суточные службы идут в течение суток, затем повторяются, замыкаясь, таким образом, в круг. Так же происходит и с седмичным, с годичными кругами. Службы не имеют определенного ритуала, неизменны только суточные ежедневные службы, это основа богослужения. Как проходит служба в церкви Суточные службы проходят ежедневно. В дни постов, Великого и других, совершается не только служение Богу, но и проводится служба в церкви с исповедью и причащением Святых Тайн Иисуса Христа. Большие приходы, где на службы собирается большое количество верующих, могут совершать по две литургии в день. Сельские прихожане ходят на службы в воскресные и праздничные дни. Как проходят службы в церкви? Надо сказать, что службы не совершаются по одной. Например, служба, посвященная Рождению или Крещению то есть событию, происходящему раз в год , не выделяется в отдельное служение, а соединяется со службами суточного круга. В суточный круг входят службы седмицы и годичные. Они соединяются в одну службу, в которой звучат молитвы, чтения и песнопения, которые связаны с днями года и седмицы. В церкви имеются церковные службы 9 видов: Утром - 9й час, вечерняя служба, повечерие, затем полунощница. Утреня, а затем по часам: первый, третий и шестой. Вечером, после шестого часа - Божественная литургия. Первый час присоединяется к утренней молитве , а является службой особой. Всех служб, которые должны проводиться в храме, обычно семь. Все молитвы, за исключением «Отче наш», придуманы людьми История христианства знает только одну молитву, переданную непосредственно Иисусом Христом: «Отче наш». Затем апостольские наставления давали рекомендации по чтению молитв ежедневных. Утром, в третий час, в шестой, в девятый и вечером. Утром - в благодарность Господу, в третий потому, что Христос получил приговор. Шестой час - это час распятия и девятый - час скорби. Вечерняя молитва - благодарение Богу. Как в древние времена апостолы славили Иисуса Христа и наиболее значимые события, связанные с его жизнью и смертью, так и сегодня сохраняется традиция богослужения в храме. Каждая из перечисленных служб должна в церкви отправляться ежедневно и самостоятельно. Но, снисходя к условиям мирской жизни, церковь проводит утренние и вечерние богослужения дважды в день, то есть в общественных церквях не придерживаются строгого соблюдения устава. В монастырях службы проводятся в соответствии с церковным уставом, как и положено, семь раз в сутки. Иисус в своих наставлениях апостолам говорит о том, что молитва должна быть искренней. Какими бы ни были молитвы, написанные другими, человек всегда имеет возможность обратиться к Богу напрямую, в своем сердце, и Он обязательно услышит молитву искреннюю, идущую от сердца. Примечательно, что многие из тех, кто посещает богослужения, могут вовсе не понимать значения и глубокого смысла Божественной литургии. Слова, произносимые в песнопении, остаются также непонятыми. Пробел в знании такого рода лишает молитву осмысленности, поэтому, разговаривая с Богом — нашим Отцом Небесным — мы должны осознанно подходить к данному вопросу. Христиане должны понимать, что означают слова, которые они слышат и которые произносят. Для многих посещение церкви становится чуть ли не подвигом в духовном смысле , ведь приходится долгое время ждать своей очереди на исповедь, а затем слушать непонятные речи церковника. На самом же деле, когда мы приходим в Церковь, то, по сути, оказываемся в Сионской горнице, где ждем своего часа духовного очищения. Нужно быть готовым к православному богослужению , чтобы вместе со всеми, единым сердцем и устами, воспевать славу Господу. В этой статье будет раскрыт смысл и дано объяснение данной церковной службы , рассказано о её происхождении, о том, какие бывают разновидности, каким образом совершаются, каков порядок. Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда понятное даже для чайников в данном вопросе. Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам. Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой. Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин. Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома - мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь. Что такое литургия в церкви Это главное христианское богослужение, её ещё называют обедня — основа и центр всего церковного мира. Цель этой священной традиции есть подготовка к таинству Евхаристии или Причащению, которое происходит в завершении службы. Это интересно: Великий четверг иначе Чистый четверг , Страстной четверг — это четвертый день Великой Седмицы. В этот день последователи христианской веры вспоминают Тайную вечерю. Именно тогда Иисусом Христом было совершено омовение ног апостолов и установлено таинство Причащения. Именно во время этого главного церковного богослужения происходит поминовение усопших по запискам «За упокой» и о здравии по запискам «О здравии», которые подают христиане. Подавать записки рекомендуется до начала службы, а лучше вечером - на вечернем богослужении. Происхождение Православной Литургии Как уже было сказано ранее, Евхаристия составляет основу литургического богослужения. В Древней Греции существовало такое понятие, как «Евхаристия». В переводе с греческого на русский язык это слово означает «общее дело». Как свидетельствует история, после вознесения Спасителя на небо, апостолы в воспоминание о Нем совершали преломление хлеба. В дальнейшем традиция передалась всем последователям данной религии. Христиане, приняв учение апостолов, также начали совершать это таинство, и делают это по сей день. Сама служба со временем изменилась. Если вначале священнодействие производилось в том порядке, какой установился во времена Апостолов когда причащение сочеталось с трапезами, молитвами и общением , то в современных реалиях литургия оказалась отделена от трапезы и превратилась в самостоятельный ритуал. Священнодействие стали проводить в церквях и храмах. Какие бывают литургии Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения. Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова. Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками. Хочется отметить, что в различных храмах служат сразу две службы - раннюю и позднюю. Первая, как правило, начинается около 7 часов утра, а вторая - в 10 ч. Службы проводятся в разных приделах, служат разные священники , исповедь бывает и в раннюю, и в позднюю обедню. Сделано это для самих же прихожан - те, кто работает, могут посещать ранние службы, а так же матери и отцы семейств могут присутствовать на таких богослужениях без детей, а своих домочадцев приводить на позднюю службу. Таким образом каждый верующий христианин может насладиться молитвенным общением с Богом. Литургия апостола Иакова Данный чин относится к Иерусалимскому типу, составленному апостолом Иаковом. В 30-х годах чин был введен также в Русской православной церкви, однако, не в России, а за рубежом. Спустя 40 лет данная разновидность церковной службы получила распространение в Московском патриархате. На сегодняшний день богослужение совершается в Православных церквях нашей страны по нескольку раз в год. Отличием этого обряда от остальных ему подобных является способ проведения службы для мирян. Причащение Тела и Крови Христовой происходит раздельно: сначала вкушают хлеб из рук священника, а затем от другого служителя принимают Чашу Крови Христовой. Такая служба совершается в день памяти Святого Иакова - 23 октября, а так же служится на Востоке и в некоторых российских храмах. Литургия апостола Марка Этот чин относится к классическому Александрийскому типу. К особенностям богослужения в данном случае относится лаконичность, выразительность, четкость. Благодаря этим качествам обряд стал пользоваться большой популярностью сразу в нескольких странах — вначале его проводили в Александрии, затем в Египте, а после в Италии, Армении и в Сирии. Проведение литургии заключается в том, что сначала осуществляется процессия священнослужителей малый вход , затем идут возгласные молитвы. Литургия святителя Иоанна Златоуста Это одна из трех служб, совершаемых в Русской Православной Церкви, к числу которых относятся литургия святителя Василия Великого, на основе которой составлен чин Иоанна Златоуста, и литургия святителя Григория Двоеслава. Богослужение проводится практически круглый год , за исключением некоторых особых дней. Литургия святителя Василия Великого Богослужение проводится 10 раз в году, в том числе на Рождество и на Крещение. Порядок проведения и содержание службы, за некоторыми исключениями, совпадают с предыдущим чином. Литургия святителя Григория Двоеслова Данное богослужение также называется литургией Преждеосвященных Даров. Объясняется это тем, что Тело и Кровь освящаются во время данной службы, а затем прихожане и священнослужители причащаются ими. Совершается Православный обряд в среду и в пятницу Великого поста. Порядок совершения полной литургии и ее объяснение Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы». Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари. После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь. Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время. Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами. Церковная служба состоит из трех частей: проскомидии; литургии оглашенных; литургии верных.
Сколько длится божественная литургия утром в воскресенье?
Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром. Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава. Утренние службы Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы.
По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии — ранняя и поздняя. Служба в субботу в церкви Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних — присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни. Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников. О воскресной службе Сбор средств на строительство храма. Утреня ведется дольше, нежели в будний день — около трех часов.
Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение — воссоединение духовного и физического тела с Господом.
Вечернее богослужение Это богослужение включает в себя 9-й час, повечерие и вечерню. Поэтому в это время очень важно свершать молитву, это упоминалось еще в Апостольских постановлениях. Неспроста 9-й час может быть присоединен как к обедне, так и к вечерне. Как правило, он совершается перед вечерней, но его принято проводить с богослужениями прошедшего дня. Повечерие — это вечернее богослужение, совершаемое после вечерней еды. Оно совершается не всегда, а только в дни Великого поста, на Рождество и Богоявление. В прочие дни обходятся малым повечерием, включающим «Отче наш», псалмы, Великое славословие, канон но не всегда.
Вечерняя служба в церкви может быть вседневной проводится по будним дням , малой совершается перед всенощными бдениями и великой та, которая идет под праздники или в воскресенье. Великая вечерня самая обширная, она включает в себя множество молитв, псалмов, стихов и прочего. Малая вечерня — это сокращенный вариант вседневной. Именно она вместе с Великой вечерней, утреней и первым часом называется всенощным бдением. Для чего нужно богослужение в храме В Библии существует немало мест, в которых упоминается, что верующий человек должен посещать Богослужения. Это необходимо не столько Богу, сколько самому человеку. Бог не нуждается ни в чем, Он дает жизнь и дыхание. Основной смысл церкви — исполнять великий замысел Творца, то есть наполнять все вокруг познанием славы Божьей.
И только если все верующие люди объединятся, этот замысел может осуществиться. Взамен этого христиане получают поддержку, радость и ободрение — как от Бога, так и друг от друга. Богослужения сближают людей, они укрепляются верой друг в друга. Коротко целями посещения Богослужений можно назвать: Общение. Причем это достаточно специфическое общение, когда все присутствующие люди ощущают себя братьями и сестрами. Молитва, особенно совместная, очень продуктивна и обладает огромной силой. Проповеди, читаемые в храме. Это неиссякаемый источник духовной пищи для человека.
Пение молитв и псалмов, опять же, особенно совместное. Это своего рода очищение. Правила поведения Направляясь в церковь вообще и на Богослужение в частности, следует помнить, что храм — особенный мир со своим уставом и правилами.
Приходите заранее, чтобы успеть приложиться ко всем молитвам и не мешать другим участникам богослужения. Используйте время, затраченное на богослужение, как возможность для вдумчивых размышлений и молитвы. Когда приходите на богослужение в первый раз, не стесняйтесь обратиться за помощью к прихожанам или священнику. Вывод Длительность богослужений в Православной Церкви, зависит как от типа службы, так и от конкретной географической области и числа участников.
Однако, в целом, службы не занимают более 2,5 часов, что достаточно долго для вдумчивого отношения к Божественной воле и для погружения в изучение текстов церковных книг. Важно помнить, что богослужение — это не просто ритуал, но и возможность для личностного роста и развития духовности. Что нужно принести в церковь на отпевание Богослужение в православной Церкви может длиться от 1,5 до 2 часов. Однако, это не является правилом, поскольку длительность службы зависит от типа богослужения и служащего священника.
Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак.
Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства. Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило? Такие и подобные вопросы решаются со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься.
Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера , раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь. Достойны ли мы, грешные, часто причащаться? На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике - как болящие в лечении. При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.
В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам. Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно? Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения психо-эмоциональных утешений, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах.
Отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно. Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно, чтобы человек мог явить свободный подвиг любви. Можно ли целовать крест после Причастия? После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался. Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла. Можно ли вкушением крещенской воды с артосом или антидором заменить Причастие? Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом или антидором возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену.
Причастие ничем заменить нельзя. Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди? Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди. Оплачивается ли Причащение?
Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно. Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть? С естественной брезгливостью можно бороться только верой. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон с той же чаши и ложки, но даже во время эпидемий они не заболевают.
Это величайшее Таинство Церкви, данное в том числе и во исцеление души и тела, и Господь не посрамляет веру христиан. Во время службы нужно внимательно следить за ее ходом, креститься и кланяться вместе со всеми присутствующими в церкви. Перед тем, как поставить свечку или подойти к иконе, тоже следует перекреститься. Входя и выходя из церкви также делают поклон и крестятся. Служба в церкви не терпит суеты.
Без надобности из нее во время ведения службы не выходят, женщины приходят с покрытой головой и скромно одетые, по возможности, без макияжа, в дни менструаций в храм ходить строго запрещается, это большой грех. Ведение служб в соответствии с церковным уставом Существует церковный устав, в соответствии с которым проводится ежедневная служба в монастырях и должна проводиться в церкви. Сколько длится служба в церкви? Сначала идет утренняя служба , затем Божественная литургия. Вечерняя служба бывает около 6-7 часов вечера.
Определенное время дня не является обязательным, но служба по своему назначению и содержанию привязана к определенному времени суток, поэтому церковь придерживается проведения служб в отведенные ей часы. Длительность службы также не ограничена никакими канонами. Есть веками сложившийся обычай ведения службы, которая составляет в среднем от 1,5 до 2-3 часов. Службы в церкви подразделяются на суточные, седмичные, а также годичные службы. Суточные службы идут в течение суток, затем повторяются, замыкаясь, таким образом, в круг.
Так же происходит и с седмичным, с годичными кругами. Службы не имеют определенного ритуала, неизменны только суточные ежедневные службы, это основа богослужения. Как проходит служба в церкви Суточные службы проходят ежедневно. В дни постов, Великого и других, совершается не только служение Богу, но и проводится служба в церкви с исповедью и причащением Святых Тайн Иисуса Христа. Большие приходы, где на службы собирается большое количество верующих, могут совершать по две литургии в день.
Сельские прихожане ходят на службы в воскресные и праздничные дни. Как проходят службы в церкви? Надо сказать, что службы не совершаются по одной. Например, служба, посвященная Рождению или Крещению то есть событию, происходящему раз в год , не выделяется в отдельное служение, а соединяется со службами суточного круга. В суточный круг входят службы седмицы и годичные.
Они соединяются в одну службу, в которой звучат молитвы, чтения и песнопения, которые связаны с днями года и седмицы. В церкви имеются церковные службы 9 видов: Утром - 9й час, вечерняя служба, повечерие, затем полунощница. Утреня, а затем по часам: первый, третий и шестой. Вечером, после шестого часа - Божественная литургия. Первый час присоединяется к утренней молитве , а является службой особой.
Всех служб, которые должны проводиться в храме, обычно семь. Все молитвы, за исключением «Отче наш», придуманы людьми История христианства знает только одну молитву, переданную непосредственно Иисусом Христом: «Отче наш». Затем апостольские наставления давали рекомендации по чтению молитв ежедневных. Утром, в третий час, в шестой, в девятый и вечером. Утром - в благодарность Господу, в третий потому, что Христос получил приговор.
Шестой час - это час распятия и девятый - час скорби. Вечерняя молитва - благодарение Богу. Как в древние времена апостолы славили Иисуса Христа и наиболее значимые события, связанные с его жизнью и смертью, так и сегодня сохраняется традиция богослужения в храме. Каждая из перечисленных служб должна в церкви отправляться ежедневно и самостоятельно. Но, снисходя к условиям мирской жизни, церковь проводит утренние и вечерние богослужения дважды в день, то есть в общественных церквях не придерживаются строгого соблюдения устава.
В монастырях службы проводятся в соответствии с церковным уставом, как и положено, семь раз в сутки. Иисус в своих наставлениях апостолам говорит о том, что молитва должна быть искренней. Какими бы ни были молитвы, написанные другими, человек всегда имеет возможность обратиться к Богу напрямую, в своем сердце, и Он обязательно услышит молитву искреннюю, идущую от сердца. Примечательно, что многие из тех, кто посещает богослужения, могут вовсе не понимать значения и глубокого смысла Божественной литургии. Слова, произносимые в песнопении, остаются также непонятыми.
Пробел в знании такого рода лишает молитву осмысленности, поэтому, разговаривая с Богом — нашим Отцом Небесным — мы должны осознанно подходить к данному вопросу. Христиане должны понимать, что означают слова, которые они слышат и которые произносят. Для многих посещение церкви становится чуть ли не подвигом в духовном смысле , ведь приходится долгое время ждать своей очереди на исповедь, а затем слушать непонятные речи церковника. На самом же деле, когда мы приходим в Церковь, то, по сути, оказываемся в Сионской горнице, где ждем своего часа духовного очищения. Нужно быть готовым к православному богослужению , чтобы вместе со всеми, единым сердцем и устами, воспевать славу Господу.
В этой статье будет раскрыт смысл и дано объяснение данной церковной службы , рассказано о её происхождении, о том, какие бывают разновидности, каким образом совершаются, каков порядок. Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда понятное даже для чайников в данном вопросе. Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам. Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой.
Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин. Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома - мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь. Что такое литургия в церкви Это главное христианское богослужение, её ещё называют обедня — основа и центр всего церковного мира. Цель этой священной традиции есть подготовка к таинству Евхаристии или Причащению, которое происходит в завершении службы.
Это интересно: Великий четверг иначе Чистый четверг , Страстной четверг — это четвертый день Великой Седмицы. В этот день последователи христианской веры вспоминают Тайную вечерю. Именно тогда Иисусом Христом было совершено омовение ног апостолов и установлено таинство Причащения. Именно во время этого главного церковного богослужения происходит поминовение усопших по запискам «За упокой» и о здравии по запискам «О здравии», которые подают христиане. Подавать записки рекомендуется до начала службы, а лучше вечером - на вечернем богослужении.
Происхождение Православной Литургии Как уже было сказано ранее, Евхаристия составляет основу литургического богослужения. В Древней Греции существовало такое понятие, как «Евхаристия». В переводе с греческого на русский язык это слово означает «общее дело». Как свидетельствует история, после вознесения Спасителя на небо, апостолы в воспоминание о Нем совершали преломление хлеба. В дальнейшем традиция передалась всем последователям данной религии.
Христиане, приняв учение апостолов, также начали совершать это таинство, и делают это по сей день. Сама служба со временем изменилась. Если вначале священнодействие производилось в том порядке, какой установился во времена Апостолов когда причащение сочеталось с трапезами, молитвами и общением , то в современных реалиях литургия оказалась отделена от трапезы и превратилась в самостоятельный ритуал. Священнодействие стали проводить в церквях и храмах. Какие бывают литургии Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения.
Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова. Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками.
Когда и где проводится литургия?
- Изменения в проведении служений
- Сколько длится божественная литургия
- Продолжительность Литургии | Православный форум АЗБУКА ВЕРЫ
- Общее расписание богослужений | Московский Данилов монастырь
- Общее расписание богослужений
Панихида и Литургия: Все, что вам нужно знать о православных церковных службах в 2024 году
Сколько длится служба в церкви? Сначала идет утренняя служба, затем Божественная литургия. 28 апреля 2024 г. Божественная литургия в Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска. Божественная Литургия будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий. 08 00 Вечерня с Божественной умовения ног.
Отзывы и комментарии
- Божественная литургия: из чего состоит и почему так долго длится
- Сколько длится рождественская литургия в храме?
- Главные новости
- «Сколько длится ночная Пасхальная служба?» — Яндекс Кью
- Что такое литургия
- Когда и где проводится литургия?
Сколько по времени идет служба в церкви?
Поздняя Божественная литургия в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня утром совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. 28 апреля 2024 г. Божественная литургия в Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска. Главным собранием является Божественная Литургия с причастием, которая совершается в предобеденное время между 12 и 3 часами дня, отчего иногда она зовется обедней.
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Поздняя Божественная литургия в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. В чинопоследовании Божественной литургии выделяют три части: приготовление вещества для таинства, приготовление верующих к таинству и, наконец, совершение самого таинства. Божественная литургия является постоянным напоминанием о великом подвиге любви, совершенном для нас Спасителем нашим Иисусом исстрадавшегося человечества были услышаны. Как проходит литургия? Сколько длится литургия? Божественная литургия — что это такое, когда она совершается и сколько длится.
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
В Великом Посту у нас весело : вообще без единого сокращения. В 9 утра начали - к 14:30-15:00 закончили. Плюс на первой седмице после небольшого обеда великое повечерие с великим каноном - полтора часа-час сорок пять. Сильный был опыт.
Незабываемый совершенно.
Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава. Утренние службы Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии — ранняя и поздняя. Служба в субботу в церкви Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних — присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни.
Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников. О воскресной службе Сбор средств на строительство храма. Утреня ведется дольше, нежели в будний день — около трех часов. Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение — воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой. В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан. Церковные служения в будние дни — расписание По будням в церквях ведутся стандартные службы, разделяемые на вечерние 9-й час, вечерня, повечерие , утренние полуношница, утрения,1-й час и дневные 3-й час, 6-й час, Божественная литургия.
Всего получается 9 служб.
Церковные служители помогут подготовиться к проведению обряда, проконсультируют по всем необходимым моментам и вознесут молитвы за усопшего. Ритуальные услуги Ритуальные услуги предлагаются на специализированных порталах, таких как Ритуал-Реестр. Эти услуги могут включать: Подготовка тела усопшего: Включает процедуры бальзамирования или обработки тела для сохранения его состояния до похорона. Доставка гроба: Обеспечивает доставку гроба до места проведения церемонии и последующего захоронения. Оформление поминального стола: Включает приготовление праздничного стола для приема гостей после церемонии. Транспортировка гостей: Может быть предложена транспортировка гостей из разных районов до места проведения церемонии или кладбища. К выбору и заказу ритуальных услуг на портале Ритуал-Реестр можно приступить после определения своих потребностей и желаемых сервисов. Стоимость отпевания и длительность Стоимость отпевания Стоимость отпевания может варьироваться в зависимости от различных факторов. Некоторые из них включают: Регион: Цены на отпевание могут различаться в разных регионах страны.
В крупных городах стоимость услуг может быть выше, чем в провинциальных районах. Уровень церкви: В некоторых церквах стоимость отпевания может быть выше из-за более высокого уровня обслуживания или престижности храма. Дополнительные услуги: Если требуются дополнительные услуги, такие как аренда помещения для проведения поминального обеда или оформление поминального стола, это может повлиять на общую стоимость. Средняя стоимость отпевания может также различаться в различных регионах. Она зависит от конкретной церкви и её тарифов. Для получения точной информации о стоимости следует обратиться к священнику или представителю церкви. Длительность отпевания Длительность отпевания может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и пожеланий семьи усопшего. Обычно основные этапы и продолжительность каждого этапа следующие: Приготовление: Подготовка к службе занимает определенное время, которое зависит от места проведения и подготовки тела усопшего. Проведение панихиды : Сама панихида обычно длится около 30-60 минут, но это может изменяться в зависимости от религиозных традиций и желаний семьи. Поминальный обед: После церковной службы часто проводится поминальный обед, который может занимать несколько часов, чтобы дать возможность гостям выразить свое почтение усопшему и поддержать его близких.
Общая продолжительность всего процесса организации похорон и проведения панихиды может составлять несколько часов до нескольких дней, в зависимости от сложности организационных моментов и религиозных традиций. Забота о душе умерших Забота о душе умерших Важность заботы о душе умерших В православии забота о душе умерших имеет особое значение. Она основана на вере в бессмертие души и надежде на воскресение после смерти. Забота о душе умерших выражается через ритуалы и молитвы, которые помогают усопшим в их дальнейшем пути. Забота о душе умерших является проявлением любви и почтения к предкам. Верующие приносят свои молитвы за упокой душ усопших, просите Бога о прощении грехов и спасении их душ. Это также позволяет верующим выразить свою благодарность за все благодеяния, полученные от предков. Ритуалы и молитвы помогают усопшим в их переходе из этой жизни в загробный мир. Они направлены на то, чтобы помочь душе достичь спокойствия, принять свое новое состояние и обрести покой. Молитва за усопших является одним из способов поддержания связи с ними и выражения заботы.
Роль церкви в заботе о душе умерших Церковь играет важную роль в заботе о душе умерших. Служители церкви проводят религиозные обряды, такие как панихиды или отпевания, которые помогают верующим выразить свою любовь к предкам и помолиться за них. Церковные службы для усопших имеют особую значимость. Они не только возносят молитвы за покой душ, но также напоминают верующим о бессмертии человеческой души и надежде на будущее воскресение.
Расписание церковных служб. Расписание богослужений на крещение. Церковь Рождества Христова Воронеж расписание богослужений. Графики службы в храме. Расписание служб в храме Рождества Христова.
Расписание служб Великого поста 2020. Расписание служб. Служба Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Преждеосвященных Даров. Расписание церкви. Расписание работы церкви. Начало службы в церкви сегодня вечером. Утренняя служба в церкви в воскресенье. Утреннее богослужение в храмах по времени?.
Хор Казанского Богородицкого мужского монастыря. Православная неделя. Архиерейский мужской хор Казанско-Богородицкого монастыря. Смешанный хор Казанского Богородицкого монастыря. Страстная суббота 2022. Смотреть Великая 2021. Да молчит всякая плоть картинки Великой субботы. Утренняя служба в храме в субботу. Начало службы в церкви в воскресенье.
Пасхальная ночь. Пасха в России. Фото Пасхи в России. Много людей на ночной пасхальной службе. Службы в церкви завтра расписание. Полунощница Воскресная. Проведение полунощница. Отличие полунощницы воскресной. Храм воспитание в Некрасовке расписание богослужений.
Расписание служб в храме воспитание в Некрасовке. Расписание храма воспитание в Некрасовке. Пасха служба в церкви. Богослужение на Пасху презентация.
Сколько длится литургия в церкви
Затем он произносит великую ектению, в которой перечисляются различные прошения к Богу. Хор исполняет псалмы и песнопения, после чего открываются царские врата, а священник и диакон выходят из алтаря через северный вход, вынося Святое Евангелие. Это называется «малым входом». Хор поет несколько молитв, затем священник восклицает: «Вонмем! Священник в это время обходит храм, совершая каждение. Затем хор поет: «Аллилуйя! За чтением следует молитва о живых и умерших христианах. Литургия оглашенных завершается призывом священника: «Оглашенные, изыдите! Эта часть богослужения начинается с произнесения краткой ектении, после которой хор поет «Херувимскую песнь». Во время ее пения священник и диакон выносят чашу через северный вход и молятся за иерархов Церкви, священников, монахов и всех присутствующих.
В храме Христа Спасителя божественную литургию возглавил Патриарх Кирилл. Тем, кто соблюдает Великий Пост, сегодня разрешено есть рыбу. Уже завтра начнется последняя и самая строгая неделя — Страстная.
Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, кончины мирной, то есть в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на Страшном суде Его. Для достойного присутствия при совершении таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная православная вера. Поэтому после просительной ектении священник, благословляя народ, говорит: «Мир всем! Затем возглашается: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», на что певчие поют: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную». Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать признавать. За следующим возгласом «Двери, двери! Премудростию вонмем! При этом завеса на царских вратах отодвигается и «воздух» с честных Даров снимается. Слова «Двери, двери! С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «Всех верных, входящих в церковь... После Символа веры возгласом «Станем будем стоять добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления», то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы любовь Бога и Отца и причастие общение Святаго Духа буди со всеми вами», и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца», то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «Имамы ко Господу», то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу. Освящение пресуществление Даров Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника «Благодарим Господа! Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою благодарственною , прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа — Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф Господь Сил небесных , исполнь наполнены небо и земля славы Твоея». К этой песни, называемой серафимскою, певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: «Осанна еврейское благожелание: спаси, помоги Бог! Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие это есть Тело Мое, еже которое за вы за вас ломимое во оставление прощение грехов» и «Пийте от нея вси, сия эта есть Кровь Моя Новаго Завета, яже которая за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» о всех членах Церкви и все благодеяния Божии. Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися». Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Диакон по каждом возгласе говорит: «Аминь». Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон же трижды говорит: «Аминь, аминь, аминь». В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Это — самый важный момент Литургии. По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили «во трезвение души т. Духа, во исполнение получение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе т. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: «Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть... Пасху и во все двунадесятые праздники до отдания их , вместо «Достойно есть» поется в честь Божией Матери задостойник, т. Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: «в первых помяни, Господи, Великого Господина... Верующие отвечают: «И всех и вся», то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника «И даждь нам единеми усты и единем сердцем единодушно славити и воспевати пречестное славное , и великолепое величественное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Приготовление верующих к причащению Оно начинается просительной ектенией: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся», то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу «о принесенных и освященных честных Дарех», чтобы яко да Человеколюбец Бог наш, приняв их прием я во святый, пренебесный и духовный мысленный Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву в воню благоухания духовнаго , ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника «И сподоби удостой нас, Владыко, со дерзновением смело, как дети просят отца неосужденно смети осмелиться призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Поется молитва Господня «Отче наш». Все присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами Ис. При возгласе диакона «Вонмем! Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только «святым», то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния исповеди. Причащение Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастным», а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением. Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров — явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: «Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися явился нам». Причащающиеся миряне, «со страхом Божиим и верою» приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением «Верую, Господи, и исповедую... Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши. По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети без исповеди до семилетнего возраста. По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы.
Во время пения священником читается молитва Трисвятого пения, которая находится в непосредственной логической связи с идеей входа и молитвой входа, и в ней говорится о сослужении со священником и самих Небесных Сил «Боже святой, во святых почивающий, Которого Трисвятой песнью серафимы воспевают, и херувимы прославляют…Сам, Владыка, прими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас по благости Твоей, прости нам все вольные и невольные согрешения…». После этого следует возглас «Господи, спаси благочестивыя…», который сохранился из церемониала византийской службы, за которой присутствовали цари. Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре, место, на котором может восседать только архиерей, символизируя собой Христа. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир, для нашего слышания слова Божия. Чтение Священного Писания предваряется пением прокимна в пер. Прокимен — это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле, называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна. После этого чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий. Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, чтеца апостола, клироса и всех собравшихся в храме. Раньше каждение полагалось во время пения аллилуария со стихами псалмов, то есть после чтения Апостола, но так как это пение обычно совершается очень поспешно, то и каждение перенеслось на само чтение отрывка апостольского послания. Аллилуйя, слово еврейского происхождения и буквально означает «хвалите Яхве» Яхве, или Сущий — имя Божие открытое в Ветхом Завете. Затем следует чтения Евангелия. Перед его чтением священник читает молитву «Воссияй в сердцах наших, человелюбивый Владыка… Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную…». Сразу после чтения Евангелия полагается т. На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй», и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву. Вовремясугубой ектеньи священник молится о том, чтобы Господь «принял усердное это моление… и помиловал нас по множеству милости» Своей. Также служащее духовенство раскрывает святой антиминс буквально — вместопрестолие , плат со вшитой частицей святых мощей, на котором будет принесена Бескровная Жертва. В будние дни после сугубой ектеньи полагается ектенья заупокойная, в праздничные дни она не положена. Не будем забывать, что поминовение усопших совершается всегда за проскомидией, и после освящения Святых Даров, в том месте, о котором еще будет сказано. Далее произносится ектенья об оглашенных, которая напоминает нам о том, что в Древней Церкви Крещение совершалось только после длительного научения оглашения и готовящиеся к этому великому таинству именовались оглашенными. Им разрешалось присутствовать за богослужением до определенного момента. После произнесения этой ектеньи всем готовящимся ко Крещению надлежало покинуть богослужение. В последние времена, оглашенные практически отсутствуют, но ектенья сохранилась, возможно, что она станет залогом того, что древняя огласительная практика в нашей Церкви будет возрождена. Во время этой ектеньи священник молится, чтобы Господь «удостоил их то есть оглашенных вовремя благоприятное бани пакибытия то есть Крещения … соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью и сопричел их ко избранному Своему стаду…». Литургия верных По окончании ектеньи возглашается «Елицы то есть все те, кто оглашеннии, изыдите…», а это значит, что завершается литургия оглашенных и начинается Литургия верных, на которой могут присутствовать только члены Церкви, то есть православные христиане. Во время произнесения ектений в алтаре читаются две молитвы верных, в которых священник от лица всех собравшихся просит Господа принять «…молитву нашу, соделать нас достойными приносить Ему молитвы, и моления, и жертвы бескровные за весь народ Его…», даровать «всем молящимся с нами преуспевания в жизни и вере и разумении духовном» и «неповинно и неосужденно причащаться святым Его Таинствам и небесного Его Царствия удостоится». По окончании чтении второй молитвы следует возглас «Яко да под державою Твоею дабы мы под властью Твоею всегда хранимые, Тебе славу воссылали, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». После двоекратного «Аминь» хор начинает пение Херувимской песни. В начале пения херувимской священник про себя читает молитву в которой просит Бога «…удостой, чтобы и через меня грешного и недостойного служителя Твоего, были принесены Тебе эти дары. Ты Сам — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш…». Это молитва является подготовкой к моменту великого входа, то есть перенесения Даров с жертвенника на престол. После чтения молитвы священник если отсутствует диакон совершает каждение, во время которого про себя читает покаянный 50 псалом. Совершив каждение, предстоятель воздымает вверх руки со словами «Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». В том случае, когда Литургия совершается без диакона предстоятель берет дискос и Чашу и на солее совершает поминовение Первоиерарха нашей Церкви, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Поставляя святые сосуды на престол, священник совершает их покрытие воздухом с произнесением тропарей Великой Пятницы. Евхаристический канон Совершился Великий вход, и мы с вами практически вплотную подошли к кульминационному моменту богослужения — Евхаристическому канону. Сразу после перенесения Даров с жертвенника на престолначинается просительная ектенья. Звучит прошение «Исполним то есть восполним нашу молитву Господу», и мы вместе с хором отвечаем «Господи, помилуй». После прошения «день весь провести свято, мирно и безгрешно у Господа просим», мы отвечаем словами «Подай, Господи», и именно поэтому ектенья именуется просительной. Эта ектенья развивает прошения в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т. Во время ее произнесения читается молитва приношения. Это последняя молитва перед самой анафорой то есть евхаристическим каноном обращает на себя внимание призыванием Святого Духа на Дары и на народ: «…удостой нас обрести благоволение в очах Твоих, чтобы благоприятной Тебе была жертва наша, и чтобы почил благой Дух благодати Твоей — на нас, и на этих предлежащих дарах и на всем народе Твоем…». После возгласа «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси…» священник преподает «мир всем». Затем следует возглас «Возлюбим друг друга, дабы в единомыслии исповедовать» и хор продолжает «Отца и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущная и Нераздельную».